Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ'

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / ФИНАНСОВАЯ ГОСПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Иванович, Беганский Олег Сергеевич, Деченя Анастасия Владимировна

В работе рассматриваются основные теоретические аспекты предпринимательства; проводится анализ развития предпринимательской деятельности в Беларуси; выделяются основные проблемы осуществления предпринимательской деятельности в Беларуси и осуществляется научное обоснование и разработка научно-практических рекомендаций по формированию условий развития малого и среднего предпринимательства в экономике Беларуси с применением комплексного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Иванович, Беганский Олег Сергеевич, Деченя Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

The work examines the main theoretical aspects of entrepreneurship; an analysis of the development of entrepreneurial activity in Belarus is carried out; the main problems of carrying out entrepreneurial activity in Belarus are highlighted and scientific substantiation and development of scientific and practical recommendations for the formation of conditions for the development of small and medium-sized businesses in the economy of Belarus is carried out using an integrated approach.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

98 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021_

Kulikova O., Ph. D., associate Professor1

Suvorova S., Ph.D. Econ., associate professor2

1St. Petersburg State University of Industrial technology and design

2St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great

INTERACTION WITH CUSTOMERS AS A KEY FACTOR OF SALES EFFICIENCY Abstract. Improving sales efficiency implies a constant search for non-trivial solutions aimed at the ability to offer the customer the necessary product and build long-term relationships with him. Since sales reflect the peculiarities and differences in the behavior of customers, they should be considered when developing a model of interaction with customers, which includes several main components: customer selection criteria, determining the prospects of the client, establishing interaction and the economics of sales. By building a relevant model of customer relationships, companies strengthen their competitiveness. At the same time, attention to the client, readiness to establish contact, providing support and creating positive impressions are important components of the success of any business.

Key words: B2B market, interaction, customer experience, selection criteria, customer prospects.

DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.15 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Лепешев Дмитрий Иванович, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Беганский Олег Сергеевич, студент, Деченя Анастасия Владимировна, студентка, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

В работе рассматриваются основные теоретические аспекты предпринимательства; проводится анализ развития предпринимательской деятельности в Беларуси; выделяются основные проблемы осуществления предпринимательской деятельности в Беларуси и осуществляется научное обоснование и разработка научно-практических рекомендаций по формированию условий развития малого и среднего предпринимательства в экономике Беларуси с применением комплексного подхода.

Ключевые слова: предпринимательство, проблемы развития, поддержка малого и среднего бизнеса, направления развития, финансовая господдержка, пути совершенствования.

Эффективная предпринимательская деятельность возможна только в условиях личной свободы предпринимателя и конкурентного рынка. Развитие предпринимательства ведет к росту национального богатства и благосостояния нации. Сейчас преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. Дальнейшее развитие предпринимательства в Беларуси возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 99

доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. Упразднить рыночную неопределенность предприниматель не в силах, но снизить риск он может либо путем страхования, позволяющего трансформировать риск в незначительные дополнительные издержки, либо разделив его с другими заинтересованными лицами.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь на 1 января 2021 г. количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Беларуси составило 111 214 единиц (в том числе 2 237 средних организаций, 11 528 единиц малых и 97 449 микроорганизаций). Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Беларуси в 2020 г. составил 24,6%. Наиболее распространенным видом деятельности была торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов. В данной сфере были заняты 36% от общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства. Еще 12%занимались транспортной и логистической деятельностью, по 8% работали в промышленности и строительстве. Общая выручка малого и среднего бизнеса составила в прошлом году 148 млрд. рублей, или 43,8% от выручки по стране в целом. Доля МПС в общем объеме белорусского экспорта в 2020 г. составила 51%, а средняя численность работников, занятых в МСП - 185,6 тыс. чел.

Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в ВВП Беларуси за 2020 год составил 26,1%. В том числе вклад малого бизнеса составил 15,9%, среднего бизнеса - 7%, индивидуальных предпринимателей -3,2%. Выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг субъектов малого и среднего предпринимательства составила 156 млрд. руб., вклад в республиканский объем выручки - 43,3%.[1]

В числе наиболее значимых мер, призванных обеспечить прорыв в развитии предпринимательской инициативы и деловой активности в целом, можно отметить следующие: изменение порядка регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования; упрощение процедур создания бизнеса, унификация требований к функционированию его субъектов; изменение порядка проведения проверок.

Таким образом, более 87% организаций сектора МСП обеспечивают работой в среднем 3,5 человека, а средневзвешенная численность занятых в расчете на одного субъекта по сектору в целом составляет чуть более 10 человек, то есть почти в 1,5 раза ниже предельной численности, установленной для микроорганизации. При росте численности занятых в сфере индивидуального предпринимательства на 1,4% - с 290,4 тыс. чел. до 294,6 тыс.чел., как по стране в целом, так и по всем областям численность физических лиц, привлекаемых индивидуальными предпринимателями, сократилась - с 54,3тыс. чел. до 53,3тыс.человек (см. Таблицу 1). Наибольшее сокращение имело место в Витебской и Гродненской областях.

100 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 Таблица 1 - Динамика количества субъектов малого и среднего _предпринимательства (МСП) Республики Беларусь_

Количество субъектов МСП Годы 2020/2019 (%%)

2019 г. 2020 г.

микро-, малые и средние организации, единиц в т. ч. 109,971 111,214 101,1

средние организации 2,245 2,237 99,6

микро- и малые организации 107,726 108,977 101,2

микроорганизации 95,854 97,449 101,7

малые организации 11,872 11,528 97,1

индивидуальные предприниматели, человек 236,138 241,300 102,2

Среди основных причин, препятствующих открытию бизнеса, были выделены следующие, путем опроса нескольких групп респондентов: нехватка наличных средств - 38%, неблагоприятные условия ведения бизнеса -19.5%, нет уверенности в своих силах - 18,3%, страх потерять деньги - 6%, нехватка времени - 5%, другие причины - 13.2%.

Результаты опроса также показывают, что ответы на вопрос об основном источнике информации «о правилах и процедурах», на который респонденты будут полагаться в случае гипотетической необходимости зарегистрировать и начать собственное дело, существенно различается по возрастным группам. Половина респондентов в возрасте 55-64 лет полагают, что их основным источником информации будут государственные органы, тогда как только 22,4% респондентов в возрасте 18-24 лет будут полагаться на этот источник информации. Совершенно противоположная картина наблюдается для варианта ответа «Друзья или коллеги». Значимость этого канала информации среди молодежи в два раза выше (36,9% в возрастной группе 18-24 лет против 18,2% в группе респондентов в возрасте 55-64 лет).

Этот результат еще больше укрепляет тезис о том, что респонденты, которые критически оценивают качество деловой среды, по большей части могут быть хорошо информированы об ее текущем состоянии, поскольку они получают эту информацию от начинающих предпринимателей, с которыми они знакомы лично.

На основании вышеупомянутых результатов можно сделать вывод, что стимулирование предпринимательской активности среди лиц, не вовлеченных в нее, путем улучшения деловой среды (например, посредством упрощения административных процедур) вряд ли позволит получить быструю отдачу. Логичнее будет полагать, что лицу из ближайшего окружения потенциального предпринимателя потребуется несколько лет, чтобы почувствовать введенные упрощения на практике и положительно их оце-нить.[2]

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 101

Также очевидно, что недостаточно освещать только лишь факт реформирования (оптимизации) государственного регулирования. Публикации в СМИ историй успеха конкретных предпринимателей с подробным описанием того, как им помогли определенные законодательные изменения, является гораздо более эффективным способом активизации предпринимательской деятельности.

Таблица 2. Связь уровня образования и стадии предпринимательства.

Связано ли ваше образование с бизнесом, который вы...? Количество положительных ответов

Собираетесь открыть 31.8%

Открываете 30.3%

Ведете 33.5%

В настоящее время направления развития предпринимательской деятельности в Республике Беларусь и государственная поддержка малого бизнеса основываются на стратегии развития малого и среднего предпринимательства "Беларусь - страна успешного предпринимательства" на период до 2030 года утвержденной постановлением Совета Министров от 17 октября 2018 года №743. [3]

Стратегия принята для повышения экономической свободы предпринимательства и увеличения его вклада в социально-экономическое развитие страны, формирования конкурентной среды и обеспечения равных условий хозяйствования для субъектов различных форм собственности. Документ определяет приоритетные направления на среднесрочную и долгосрочную перспективу, основные задачи и принципы совершенствования государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства.

Цель стратегии - формирование динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства, способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить эффективную занятость и рост доходов населения.

Основные задачи - создание благоприятных административно-правовых и экономических условий, формирование системы мер для качественного развития бизнеса и создание эффективной специализированной структуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реализация стратегии планируется в два этапа: переходный этап - 20182020 годы - совершенствование институциональной базы и инфраструктуры, основные положения которого были в целом выполнены; основной этап - 2021-2030 годы - создание и функционирование конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики. В результате реализации стратегии при согласованных действиях госорганов и бизнеса долю субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валовой добавленной стоимости планируется довести к 2030 году до 50%.[3]

102 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

Порядок выделения государственных денег для бизнеса регулирует Указ от 21.05.2009 № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (в редакции от 15.01.2016). Указом утверждено соответствующее Положение, которое регламентирует условия выделения средств собственно субъектам малого предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

На сегодня господдержка предоставляется на конкурсной основе при реализации проектов по:

• созданию, развитию и расширению производства товаров (работ, услуг);

• производству и реализации экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;

• продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;

• внедрению новых технологий.[4]

Поддержка положена предпринимателям, реализующим проекты в целях строительства, приобретения капитальных строений, изолированных помещений или их ремонта и реконструкции, приобретения оборудования, транспортных средств, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих, сырья и материалов для собственного производства и оказания услуг. Таким образом, о пополнении оборотных средств речь тут нигде не идет.

Обязательным условием оказания государственной финансовой поддержки на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства является создание новых рабочих мест.

Есть и иные способы получения государственной поддержки малого бизнеса. Так, в рамках Госпрограммы «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Совмина от 23.02.2016 № 149, областные исполнительные комитеты выделяют предпринимателям средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе, субсидии для погашения кредитов и платежей по лизингу.

Помощь оказывает и Белорусский инновационный фонд. Он рассматривает проекты в любых отраслях, но основным критерием выступает инновационный потенциал бизнеса (организация и освоение производства новой продукции, модернизация производства с внедрением новых технологий).

Получить финансирование фонда компании могут на льготных условиях - под 0,5 ставки рефинансирования на срок не более семи лет. Необходимо предоставить в фонд бизнес-план проекта с финансовой моделью, описанием продукции и технологии производства, анализом рынка и маркетинговой стратегией.

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 103

В Республике Беларусь усилены законодательные механизмы саморегулирования бизнеса при минимальном контроле со стороны государства, введен уведомительный порядок осуществления наиболее распространенных видов деятельности, систематизированы и сокращены (в 10 раз) общие противопожарные, санитарно-эпидемиологические, природоохранные, ветеринарные требования, отменены излишние административные барьеры в сферах производства продукции, строительной и транспортной деятельности, торговли, общественного питания, рекламы и др. До 2020 года объявлен мораторий на повышение существующих и введение новых налогов. В регионах республики сформирована сеть организаций, предоставляющих весь спектр информационно-консультационной и имущественной поддержки бизнеса, которая насчитывает более 100 центров поддержки субъектов МСП и инкубаторов малого бизнеса.

Однако кроме названных ограничений существуют еще и иные случаи, при которых господдержка не будет оказана субъекту малого предпринимательства:

— он находится в процессе реорганизации, ликвидации (прекращения деятельности), экономической несостоятельности (банкротства);

— им не представлены документы, необходимые для принятия решения об оказании господдержки, или в представленных документах содержатся недостоверные сведения;

— он нарушил условия оказания господдержки и со дня нарушения не прошло три года;

— у него имеется задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды;

— у него имеются убытки по итогам фактически отработанного времени в текущем году на отчетную дату;

— по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы его выручки от реализации товаров (работ, услуг) снизились в два и более раза;

— у него имеется просроченная задолженность перед банками, подтверждаемая кредитным отчетом, полученным не более чем за 10 дней до даты подготовки заключения об оценке кредитоспособности претендента;

— у него, его поручителя (гаранта) имеется более трех фактов недобросовестного исполнения обязательств перед банками по уплате основного долга с нарушением сроков продолжительностью более 7 календарных дней за последние 180 календарных дней на дату получения кредитного отчета;

— у него имеется одновременное несоответствие нормативным требованиям коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности финансовых обязательств активами (коэффициента банкротства) на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета);

104 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

— у него отрицательные чистые активы на последнюю отчетную дату (для субъектов малого предпринимательства, ведущих общую систему учета).

Таким образом, получение или неполучение субъектом малого предпринимательства господдержки зависит от многих факторов: количества работников такого субъекта, показателей его финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Вместе с тем, исходя из приведенных выше причин для отказа в предоставлении господдержки, полагаем, что их можно отчасти избежать или нивелировать еще до обращения за ее получением.

Список литературы

1. Статистический бюллетень: ежемесячник [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. - Режим доступа: http://nbrb.by - Дата доступа: 01.04.2020.

2. Лепешев, Д.И. Статистический анализ производственного потенциала малого предпринимательства Гродненской области / Д.И. Лепешев // Бизнес и предпринимательство в условиях современной экономики: организационные, управленческие и финансовые аспекты устойчивого развития: монография / Д.И. Лепешев [и др.] / под науч. ред. В.А. Ганского, В.Л. Цыбовского. - Минск: ООО «Ковчег», 2018. - С. 58 - 74.

3. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nbrb.by/. - Дата доступа: 20.11.2020.

4. Крамаренко, А. К. Отдельные направления реализации государственного регулирования деятельности малого предпринимательства в Республике Беларусь / А. К. Кра-маренко // Вестн. Брест. гос. техн. ун-та. Сер. Экономика. — 2018. — № 3 (105). — С. 102-106.

Lepeshev Dmitry Ivanovich, senior lecturer, (e-mail: [email protected]), +375-33-394-77-02(MTC) Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus Begansky Oleg Sergeevich, student, Dechenya Anastasia Vladimirovna, student, Grodno state university, Grodno, Republic of Belarus

ANALYSIS OF ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS

Abstract. The work examines the main theoretical aspects of entrepreneurship; an analysis of the development of entrepreneurial activity in Belarus is carried out; the main problems of carrying out entrepreneurial activity in Belarus are highlighted and scientific substantiation and development of scientific and practical recommendations for the formation of conditions for the development of small and medium-sized businesses in the economy of Belarus is carried out using an integrated approach.

Key words: entrepreneurship, development problems, support for small and medium-sized businesses, directions of development, financial state support, ways of improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.