Научная статья на тему 'Особенности функционирования кредитного механизма и вопросы развития социального партнерства в банковской сфере'

Особенности функционирования кредитного механизма и вопросы развития социального партнерства в банковской сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуллаева Ш. Р.

Построение сильного гражданского общества видится в усиление партнерства между всеми органами государственной власти (представительскими, исполнительными, судебными, средствами массовой информации), всеми субъектами хозяйствования, социальными группами населения, неправительственными организациями и др. Важнейший элемент социального партнерства государственно частное партнерство во многих государствах превращается в ключевой элемент поступательного развития. Возможно ли партнерство в банковской сфере и в какой форме оно осуществляется в реализации кредитного механизма?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования кредитного механизма и вопросы развития социального партнерства в банковской сфере»

Абдуллаева Ш.Р.

К.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» филиала РЭУ имени Г.В. Плеханова в Ташкенте

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРЕДИТНОГО МЕХАНИЗМА И ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ1

Построение сильного гражданского общества видится в усиление партнерства между всеми органами государственной власти (представительскими, исполнительными, судебными, средствами массовой информации), всеми субъектами хозяйствования, социальными группами населения, неправительственными организациями и др. Важнейший элемент социального партнерства - государственно частное партнерство во многих государствах превращается в ключевой элемент поступательного развития. Возможно ли партнерство в банковской сфере и в какой форме оно осуществляется в реализации кредитного механизма?

Кредитный механизм - это экономический механизм реализации собственности на ссудный капитал, выступающий в той или иной организационной форме кредитных отношений, в которой отражается процесс осознания сути экономических явлений и на этой основе ведется поиск средств воздействия на экономику, определяются принципы, приоритеты и основные условия кредитования, соответствующие определенному уровню развития производительных сил.

Финансовая устойчивость банковской системы, ее динамичное развитие является одним из важных факторов макроэкономической стабильности национальной экономики. Банки посредством использования

1 Статья подготовлена в рамках реализации Проекта ГКНТ при Кабинете Министров Республики Узбекистан № А2-ФК-0-17304. Социальное партнерство как фактор либерализации экономических отношений и социально-экономического развития.

кредитного механизма и инвестирования способствуют внедрению современных технологий, проведению модернизации, созданию новых рабочих мест.

Кредитный механизм - это экономический механизм реализации собственности на ссудный капитал, выступающий в той или иной организационной форме кредитных отношений, в которой отражается процесс осознания сути экономических явлений и на этой основе ведется поиск средств воздействия на экономику, определяются принципы, приоритеты и основные условия кредитования, соответствующие определенному уровню развития производительных сил.

Особенности развития кредитного механизма во многом обусловлены уровнем развития рынка кредитов, как сферы обращения ссудных средств. Кредитный механизм включает кредитное планирование, управление кредитом, условия и методы кредитования, способы его количественно-

V_/

го регулирования, взимание платы за кредит.

В нормативно-правовом аспекте базой формирования кредитного механизма и кредитных отношений является кредитная политика банка, которая разрабатывается в соответствии с Положением Центрального банка о требованиях к кредитной политике коммерческих банков, зарегистрированное Министерством юстиции Республики Узбекистан № 905 от 02.03.2000 г.

Согласно положению кредитная политика банка - это документ, определяющий подходы и методы, принятые руководством банка для управления рисками, возникающими при кредитовании, и обеспечивающий руководство и персонал банка указаниями по эффективному управлению портфелем кредитов.

Кредитная политика должна ясно определять и описывать цели кредитной деятельности банка. Ее основные положения включают:

- стратегические направления кредитования, порядок рассмотрения и принятия решения о кредитовании;

- определение категорий и видов кредитов, которые будут выдаваться банком; максимальные сроки предоставления кредитов и содержит порядок предоставления кредитов, условия погашения и пролонгации;

- систему классификации кредитов, меры по обеспечению своевременных платежей, возвратности средств и взысканию задолженности по выданным кредитам;

- основные факторы, используемые для определения процентных ставок, устанавливаемых по различным кредитам и заемщикам, при этом должны быть оценены, по крайней мере, стоимость ресурсов, ожидаемые расходы по обслуживанию кредита, комиссионные, административные расходы, резервы против возможных потерь и маржа банка.

Кредитный механизм национальной экономики имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой развития банковской системы, нормативной базой регулирования банковской деятельности, приоритетами инвестирования национальной экономики и государственной поддержкой

данных приоритетов, уровнем развития взаимоотношений банка с клиентами.

В свою очередь организация кредитных взаимоотношений банка с клиентами зависит от размера банка, величины кредитного портфеля, вида кредита, квалификации банковских работников, отвечающих за оформление кредита и т.д. Процесс кредитования коммерческого банка состоит из нескольких этапов, каждый из которых вносит свой вклад в качественные характеристики кредита и определяет степень его надежности и прибыльности для банка. Условно модель кредитной сделки можно представить в виде цепочки, по которой движутся кредитные ресурсы, состоящей минимум из трех участников - это вкладчики банковских депозитов, коммерческие банки и заемщики.

Кредитный рынок республики находится в стадии развития и демонстрирует высокие показатели динамики роста объемов кредитных операций. По итогам 2011 года динамика роста активов коммерческих банков составила 32,4% или общие активы банков составили 27500 млрд. сум, по итогам I полугодия 2012 года - 30,65% или общие активы составили 32400 млрд. сум1.

Объем кредитного портфеля коммерческих банков Узбекистана по итогам 2011 года составил 9944,6 млрд. сумов, с динамикой роста к аналогичным показателям 2010 года 142,9%. По итогам I полугодия 2012 года - 12150,3 млрд. сумов с динамикой роста к аналогичному показателю 2011 года - 152,6%.

В первом полугодии 2012 года, общий объем банковских кредитов, направленных в реальный сектор экономики, увеличился в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 30,2% и достиг 18,2 трлн. сумов. Одновременно объем инвестиционных кредитов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился на 30% и по состоянию на 1 июля текущего года составил 2,7 трлн. сумов.

1 Рассчитано по данным РА "А1"|Ьог^еу^пд" «Аналитические обзоры банковского сектора Узбекистана по итогам 2011 года и I полугодия 2012 года».

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ № 11, 2012

Рис 1.

Структура совокупных активов коммерческих банков по итогам I полугодия 2012 года (в процентах)1

В структуре совокупных активов объем кредитных и лизинговых операций составляет более 53% (Рис.1.).

В то же время роль банковских кредитов в инвестиционном обеспечении развития национальной экономики еще имеет значительный потенциал роста. Например, по итогам 2011 года общий объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций составил 18291,3 млрд. сумов. Доля банковских кредитов и других заемных средств составила 11,1%, доля финансирования бюджета и внебюджетных средств - 13,6%, доля иностранных инвестиций и кредитов - 25,1%, собственные средства предприятий - 50,2%2.

Доля финансирования банковским сектором остается незначительной, даже по сравнению с государственными источниками финансирования, иностранными инвестициями и кредитами.

Основными источниками кредитных ресурсов коммерческих банков выступают собственные и привлеченные средства. На национальном рынке отсутствуют инструменты, характерные для развитых рыночных хозяйств, как торговля фондовыми ценностями, вексельный и чековый обороты, клиринговые палаты и т. д. Практическое отсутствие спекулятивных операций на финансовом рынке обосновано в пользу рас-

1 Составлено по данным Агентства «РА "А1"|Ьог-Reyting" ».

2 «Статистическое обозрение Узбекистана по итогам 2011 года», стр. 73.

ширения кредитных и расчетных операций, как основы банковского бизнеса.

С другой стороны коммерческие банки выступают важным звеном в реализации широкомасштабных государственных мер по обеспечению повышения конкурентоспособности национальной экономики, ускоренного развития высокотехнологичных производственных отраслей, развитию малого бизнеса и частного предпринимательства, содействию реализации социальных программ т.д. Как правило, коммерческие банки используют государственные приоритеты в разработке кредитной политики. Можно сказать, что социальное партнерство в кредитном механизме банковской системы нашей страны проявляется на этапе определения приоритетов кредитования через государственную поддержку приоритетных секторов экономики и создания стимулов для банков их кредитования.

Государственная политика на протяжении всего периода развития банковской системы создавала особые условия для банков, стимулирующие кредитование стратегически важных для национальной экономики секторов и социально значимых сфер.

В целях развития реального сектора экономики, малого бизнеса, частного предпринимательства принимались государственные меры поддержки, которые были направлены на расширение доступа предприятий к кредитным ресурсам банков, снижение налоговых платежей, привлечение коммерческими банками кредитных линий

V_/

Рис.2.

Динамика роста капитала и объемов кредита по основным приоритетным направлениям (млрд. сумов)1

для финансирования проектов малого бизнеса.

Предусматривалось финансирование инвестиционных проектов по приобретению за рубежом современных технологий и оборудования для проведения модернизации и организации новых видов производств.

В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-1501 от 11.03.2011 г. «О дополнительных мерах по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства» коммерческие банки освобождены с 1 апреля 2011 года до 1 января 2016 года от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления кредитов за счет ресурсов специального Фонда льготного кредитования коммерческих банков, при условии целевого направления высвобождаемых средств на увеличение ресурсной базы указанного фонда.

Средства специального Фонда льготного кредитования коммерческих банков преимущественно выделяются для финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, производственных микрофирм, малых предприятий, дехканских и фермерских хозяйств, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также в районах и городах с избыточными трудовыми ресурсами.

Принимаемые меры обеспечивают значительный рост объемов кредитования данного сектора, так по итогам I полугодия

1 Составлено автором по данным Центрального банка Республики Узбекистан.

2012 года объем выданных кредитов субъектам малого бизнеса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился более чем в 1,4 раза и составил 2,9 трлн. сумов. Одновременно с этим, аналогичными темпами увеличился и объем микрокредитов в среднем в 1,4 раза, который в итоге периода составил 558,4 млрд. сумов (Рис.2).

В целях повышения роли банков в инвестиционном обеспечении развития экономики Постановлением Президента Республики Узбекистан № 1166 от 28.07.2009 г. «О дополнительных мерах по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов коммерческих банков, направляемых на финансирование инвестиционных проектов» коммерческим банкам до 1 января 2015 года были предоставлены дополнительные льготы в виде уплаты налога на прибыль по ставкам, дифференцированным в зависимости от доли долгосрочного инвестиционного финансирования в структуре кредитного портфеля:

Центральному банку Республики Узбекистан было разрешено ввести в практику применение дифференцированных ставок норм обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке по привлекаемым депозитам юридических лиц в зависимости от сроков привлечения:

- по депозитам сроком от 1 года до 3 лет - в размере 80% от общеустановленных норм;

- по депозитам сроком свыше 3 лет - 70% от общеустановленных норм.

Также были освобождены юридические лица сроком на пять лет от налогообложения по процентным доходам, полученным

Таблица 1.

Ставки налога на прибыль в коммерческих банках дифференцированные в зависимости от доли долгосрочного инвестиционного финансирования в структуре кредитного портфеля

Доля долгосрочного инвестиционного финансирования в структуре кредитного портфеля Льготные ставки налога на прибыль в коммерческих банках (в % от действующей ставки)

от 35 до 40% 80%

от 40 до 50% 75%

свыше 50% 70%

от размещения на депозиты и в долговые ценные бумаги коммерческих банков на срок свыше 1 года.

Другим важным документом развития социального партнерства в кредитной деятельности стало Положение Центрального банка о порядке выдачи коммерческими банками кредитов на льготной основе молодым семьям, зарегистрированное Министерством юстиции №1697 от 18.07.2007 г. и разработанное в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2007 года N УП-3878 "О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей".

Данное Положение устанавливает порядок выдачи коммерческими банками на льготной основе микрокредитов, ипотечного и финансового потребительского кредита молодым семьям на следующих условиях:

- по микрокредитам для организации семейного предпринимательства процентная

ставка устанавливается в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка;

- по ипотечным кредитам для молодых семей устанавливается трехлетний льготный период с процентной ставкой в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка;

- по финансовым потребительским кредитам для молодых семей устанавливается шестимесячный льготный период с процентной ставкой в размере, не превышающем действующую ставку рефинансирования Центрального банка.

При этом, льготная процентная ставка за пользование микрокредитами, выданными молодым семьям за счет Фонда льготного кредитования банка, устанавливается в размере 50 процентов действующей ставки рефинансирования Центрального банка.1

Список литературы:

Указ Президента Республики Узбекистан от 18 мая 2007 года N УП-3878 "О дополнительных мерах по материальной и моральной поддержке молодых семей".

Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-1501 от 11.03.2011 г. «О дополнительных мерах по увеличению кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства».

Постановление Президента Республики Узбекистан №1166 от 28.07.2009 г. «О дополнительных мерах по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов коммерческих банков, направляемых на финансирование инвестиционных проектов».

Положение Центрального банка о требованиях к кредитной политике коммерческих банков, зарегистрированное Министерством юстиции Республики Узбекистан № 905 от 02.03.2000 г.

Положение Центрального банка о порядке выдачи коммерческими банками кредитов на льготной основе молодым семьям, зарегистрированное Министерством юстиции №1697 от 18.07.2007 г. и разработанное в соответствии с

«Аналитический обзор банковского сектора Узбекистана по итогам 2011 года»,

«Аналитический обзор банковского сектора Узбекистана по итогам I полугодия 2012 год».

1 Продолжение статьи в следующем номере журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.