Научная статья на тему 'Финансирование инновационной деятельности в Узбекистане: оценка потенциальных возможностей'

Финансирование инновационной деятельности в Узбекистане: оценка потенциальных возможностей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
284
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Султанова Л. Ш., Ёкубжонов А. Р.

За последние несколько лет появился целый ряд исследований, освещающих проблемы финансирования инновационного процесса в развивающихся экономиках. Остановимся на некоторых из них. Так, CALLAHAN. J.; и MUEGGE, S. (2003)1 утверждают, что нормальная последовательность финансирования новых предприятий начинается с собственных средств предпринимателей, его семьи и денежных средств друзей. В дальнейшем важен доступ к ресурсам «бизнес – ангелов» и фондам венчурного капитала. Использование банковского финансирования для предпринимателей, вводящих инновации, как правило, происходит, когда компания уже работает и происходит генерация результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансирование инновационной деятельности в Узбекистане: оценка потенциальных возможностей»

Султанова Л.Ш.

к.э.н., с.н.с. Института экономики АН РУз Ёкубжонов А.Р.

ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЗБЕКИСТАНЕ: ОЦЕНКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

За последние несколько лет появился целый ряд исследований, освещающих проблемы финансирования инновационного процесса в развивающихся экономиках. Остановимся на некоторых из них. Так, CALLAHAN. J.; и MUEGGE, S. (2003У утверждают, что нормальная последовательность финансирования новых предприятий начинается с собственных средств предпринимателей, его семьи и денежных средств друзей. В дальнейшем важен доступ к ресурсам «бизнес -ангелов» и фондам венчурного капитала. Использование банковского финансирования для предпринимателей, вводящих инновации, как правило, происходит, когда компания уже работает и происходит генерация результатов.

Эта логика, однако, может быть кардинально меняться, когда доступ к финансовым ресурсам ограничен. Нехватка финансовых ресурсов тормозит инновационные предложения предприятий. В такой ситуации предприниматель неизбежно в первую очередь будет тратить средства на мероприятия, которые необходимы фирме для выживания в короткий срок, и внедрение инноваций отодвигается на второй план. Если же инноватор будет иметь облегченный доступ к капиталу, он будет более склонен идти на риск, который являются частью инновационного процесса.

MEGGINSON,W (2004) считает2, что значительные различия в размерах и активности рынков акций и венчурных фондов между странами существуют в рамках различий в правовых системах и регулирующей среды. Он делает вывод о том, что страны с развитой правовой и институ-

1 CALLAHAN.J.; MUEGGE, S. (2003) Venture Capital's Role in Innovation: Issues, Research and Stakeholder Interests. In The international Handbook of Innovation. Elsevier, 641-663.

2 MEGGINSON,W (2004) Toward a Global Model of Venture Capital?

Journal of Applied Corporate Finance 16(1): 8-26.

циональной средой обладают более организованным характером рынков капитала.

BRASCOMB И AUERSWALD (2002)3 пришли к выводу, что не только на начальном этапе перехода от изобретения к инновации необходимо иметь доступ к финансовым ресурсам. Для предпринимателей все последующие этапы также являются критическими и связаны с острой потребностью в финансировании.

Почти все исследователи вопросов финансирования инноваций согласны в том, что доступность в финансировании является необходимым и едва ли не важнейшим условием введения инноваций.

Остановимся на методах и источниках финансирования инновационного производства.

Под методами финансирования инновационных проектов понимают такие способы финансирования инноваций, которые отра-

3 BRASCOMB, LM.;AUERSWALD, RE. (2002). Between Invention and innovation: An Analysis of Funding for Early-Stage Technology Development. 2002. Retrieved from the Web 6/12/2007. http://www. atp.nist.gov/eao/gcr02-841/gcr02-841.pdf .

жают использование специфических источников финансирования в увязке с хозяйственной ситуацией фирмы, планами ее текущей деятельности и развития. Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные.

Наиболее распространенные источники прямого финансирования инновационных проектов представлены на рисунке 1.

В свою очередь, к косвенным методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят:

покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования; приобретение (используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме «роялти» (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии);

размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов; привлечение потребной рабочей силы и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и «ноу-хау».

Рассмотрим потенциал некоторых источников прямого финансирования инновационных проектов в условиях Узбекистана.

Самофинансирование. Самофинансирование может осуществляться двумя способами:

из прибыли, распределенной на цели развития и теоретически - из амортизационного фонда. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджете у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее можно направлять на капитальные вложения различного характера, а также на инвестиции в составе фонда накопления или другого фонда аналогичного назначения. Если прибыль велика, то излишки ее можно направить на осуществление новых инновационных проектов и, даже если проект оказывается убыточным или не окупается, фирма рискует только своим капиталом, а не кредитными ресурсами. Накопление стоимостного износа на предприятии происходит систематически (ежемесячно), в то время как основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства. В результате формируются свободные денежные средства (путем включения амортизационных отчислений в издержки производства), которые могут быть направлены для расширения воспроизводства основного капитала предприятий.

Анализ источников финансирования инвестиций в основной капитал в Республике Узбекистан в 2005—2009 гг. показывает, что около половины средств в структуре финансирования инвестиций в основной капитал составляют средства предприятий и населения4. Эта доля в ближайшем будущем должна существенно снизиться за счет роста других источников. По данным правительства Узбекистана, в результате реа-

4 5877,46 млрд. сумов (53,9 %). Источник: Государственный комитет статистики Узбекистана, www.stat.uz

Рис. 1. Источники прямого финансирования инновационных проектов

лизации планируемых в 2009-2014 гг. более 300 инвестиционных проектов общей стоимостью 55,4 млрд. долл., в структуре вложений, порядка 50 процентов будет приходиться на иностранные инвестиции, около 30 процентов - собственные средства узбекских предприятий и компаний, 20 процентов - средства Фонда реконструкции и развития и коммерческих банков Узбекистана.5

Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов «под выпуск» ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств, для осуществления крупных вложений инновационной фирмы. Эмиссия акций не только приносит учредительский доход основателям фирмы, но и позволяет ей получить необходимые средства для расширения деловых операций. Для привлечения дополнительных средств, инновационная фирма может размещать на рынке различные виды ценных бумаг. Эмиссия может осуществляться с помощью различных каналов: по прямым связям, на фондовой бирже, через инвестиционно-диллерские компании, банки и посреднические компании.

Для того чтобы оценить потенциальные возможности рынка ценных бумаг Узбекистана как механизма форсирования инновационного экономического роста, рассмотрим его основные показатели.

Общая эмиссия корпоративных ценных бумаг в Узбекистане на начало 2010 года достигла 5805,1 млрд. сумов и составила 4824,3 млн. штук акций. При этом оборот, т.е. стоимость купли-продажи

5 Р. Азимов. Доклад первого заместителя премьер-министра, министра финансов РУз на международной научно-практической конференции «Эффективность антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития (на примере Узбекистана)» 13.04.2010. www.uza.uz

Рисунок 2.

на биржевом и внебиржевом рынке составляет по итогам 2009 года 750 млрд. сумов (рис.2).

Позитивную динамику имеет рынок корпоративных облигаций. За 2009 год его объем вырос более чем в три раза. Хотя по итогам 2009 года совокупный объем средств, привлеченных на фондовый рынок с помощью публичного размещения корпоративных ценных бумаг, значительно вырос по сравнению с предыдущим периодом, в сравнении с валовым объемом инвестиций в основной капитал эффективность фондового рынка Узбекистана пока невелика. Привлекаемые путем эмиссии ценных бумаг средства составляют менее 5% совокупного объема инвестиций в основной капитал предприятий, что примерно в 5 - 7 раз ниже, чем в индустриально развитых странах. Важнейшая проблема на современном этапе развития рынка ценных бумаг в Узбекистане - ускорение его динамики в соответствии с ростом внутренней экономики, формирования внутренних инвестиционных ресурсов и потребности их перераспределения на цели инновационного экономического роста.

Банковский кредит. Банки могут двояко участвовать в инновационном процессе. Во-первых, инвестиционные кредиты банков могут являться непосредственной компонентой в инновационном процессе (инновационные кредиты). Во-вторых, кредитование инвестиций без инноваций, жилищное кредитование, кредитование развития бизнеса могут способствовать усилению потребности предприятий в разработке и внедрению новшеств, создавать условия для привлечения научно-технических кадров (содействие инновациям).

Перед тем как обратится в банк фирма, выходящая на рынок с новым товаром или услугой,

800 700 600 500 400 300 200 100 0

Совокупный оборот РЦБ Узбекистана, за год в -млрд. сум

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Источник: по официальным данным Госкомимущества

обычно сама оценивает свои инвестиционные проекты и выбирает из них самые эффективные. Банк смотрит расчеты, подготовленные специалистами фирмы и делает выводы на основе построения собственных моделей. В случае принятия решения о кредитовании банк заключает с фирмой кредитный договор, где фиксируются суммы выдаваемых ссуд, сроки и порядок их использования и погашения, процентные ставки и другие выплаты за кредит, формы обеспечения обязательств и т.д.

Условно, все проекты по видам финансирования делятся на инвестиционное кредитование (кредитная линия по нецелевому кредиту) и проектное финансирование (кредитная линия по целевому кредиту). При инвестиционном кредитовании источником возврата средств является вся хозяйственная деятельность заемщика, включая доход, который приносит проект. При проектном финансировании источником погашения средств кредита является сам проект. Проектное финансирование более рискованно по сравнению с обычным инвестиционным кредитованием. Предпочтения отдаются так называемым концевым проектам, когда основной объем инвестиций уже осуществлен за счет собственных средств, и требуется кредит на завершение производства и выпуска продукта или услуги на рынок.

Потенциал банковской системы можно оценить исходя из следующих параметров. Банковская система Узбекистана в настоящий момент представлена 30 банками, в том числе тремя государственными, пятью - с участием иностранного капитала, 11 - акционерными и 11 - частными. К началу 2010 г. совокупные активы банковского сектора Узбекистана превысили 15 703,1 млрд.

Рис.3

сумов.

Основной удельный вес в активах узбекистанских банков занимают кредитные операции. В период 2000 - 2009 гг. объем кредитов банков увеличился в 9,3 раза. Благодаря принятым мерам по стимулированию увеличения доли долгосрочных кредитов коммерческих банков удельный вес кредитов, предоставленных сроком свыше 3-х лет, уже в течение десяти лет составляет не менее 2/3 общей суммы кредитного портфеля банков. Даже в условиях неустойчивой внешней среды 2009 года долгосрочный кредитный портфель составил 70 %, увеличившись в общем объеме за последние 10 лет в 28 раз.

На начало 2010 года общий объем кредитных ресурсов, направляемых в реальный сектор экономики, составляет более 8,5 трлн. сумов. При этом доля кредитов банков, выделяемых на инвестиционные цели, составила в общем кредитном портфеле 70 процентов. Данный показатель вырос по сравнению с 2000 годом в 14 раз.

Правительством Узбекистана с июля 2008 года принимаются меры по ускорению темпов капитализации и расширению объемов банковских услуг с целью активизации участия банков в инвестиционных процессах по модернизации экономики. За этот период принят ряд важнейших документов, которые призваны способствовать дальнейшему повышению финансовой устойчивости банковской системы республики, роста уровня капитализации коммерческих банков, активизации их инвестиционной деятельности и увеличения объемов кредитования, направляемых на реализацию стратегически важных инвестиционных проектов по модернизации, техническому и технологическому перевоору-

Источник: Центральный банк РУз

жению производства, структурным преобразованиям экономики за счет внутренних источников, а также привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты6.

Утверждена Программа мер по дальнейшей капитализации и усилению инвестиционной активности коммерческих банков на 2010-2012 годы. В соответствии с Программой, уровень капитализация банков будет увеличиваться не менее чем на 20% ежегодно в 2010-2012 годах за счет увеличения их уставных капиталов, выпуска и размещения акций на фондовых рынках с обеспечением роста совокупного капитала. Банки также будут укреплять ресурсную базу за счет введения новых видов банковских услуг, привлечения свободных средств населения и хозяйствующих субъектов на долгосрочные депозиты с увеличением их объемов в 2010 году на 1,6 трлн. сумов и обеспечением дальнейшего ежегодного прироста на уровне не менее чем на 20%. Финансовые структуры увеличат долгосрочное кредитование экономики за счет внутренних источников, с выделением в течение 2010 года на эти цели кредитных ресурсов в сумме 3,2 трлн. сумов. Предусматривается расширение объемов кредитования субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства с их ростом в 2010 году не менее чем в 1,4 раза и микрокредитов - в 1,3 раза.

На банки сегодня возложена задача стать крупными инвестиционными институтами. Речь идет о дальнейшей капитализации и усилении

6 В числе самых важных документов - Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости и усилению инвестиционной активности банковской системы» от 6 апреля 2010 г. № ПП-1317

Рис.4

инвестиционной активности банков, увеличении объемов кредитования, направляемых на восстановление и расширение приоритетных направлений структурных преобразований в экономике, модернизацию, техническое и технологическое обновление производства. Для этого коммерческие банки должны иметь достаточный капитал, быть финансово устойчивыми.

Повысить уровень капитализации банков можно за счет привлечения внутренних долгосрочных ресурсов. Прежде всего, это депозиты физических и юридических лиц. Рост долгосрочных депозитов, привлекаемые банками в ближайшие годы должен составить не менее 30 процентов в год.

Другим направлением увеличения ресурсной базы банков должен стать рынок ценных бумаг. Повышение уровня капитализации банков должно идти за счет увеличения их уставных капиталов, выпуска и активного размещения акций на фондовых рынках. Также возрастает возможность использования коммерческими банками таких финансовых инструментов, как корпоративные облигации.

Источниками «длинных» денег, которые через банковскую систему направляются на финансирование инвестиционных потребностей экономики, выступают средства Пенсионного фонда, средства Фонда реконструкции и развития. Учитывая то, что для современного состояния экономики проблема инвестиционных ресурсов является достаточно острой, необходимо, на наш взгляд, создание такой отечественной системы рефинансирования, которая мультиплицировала бы экономический рост, т. е. системы инвестиционного (долгосрочного) рефинансирования.

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

Динамика роста совокупного капитала коммерческих банков Узбекистана на конец

периода (млрд. сумов)

3010,4

2104,3

931,1 "7°

1ТН1

то

2005 2006 2007 2008 2009

Источник: Центральный банк РУз

Исходя из имеющегося мирового опыта, она может осуществляться как непосредственно самим Центральным банком, так и специально выделенными государственными институтами развития.

Институты развития - это организационно-экономическая структура, содействующая распределению ресурсов в пользу проектов по реализации потенциала экономического роста. Институты развития - катализатор инновационной активности. Они функционируют как важнейший элемент инновационного сценария развития экономики.

В настоящее время в Узбекистане формируется национальная система институтов развития. Приоритетные задачи, которые предполагается решить с помощью данных институтов, следующие: развитие инфраструктуры (производственной, социальной и т.д.); стимулирование инноваций; содействие экспорту; развитие малого и среднего бизнеса; развитие аграрного сектора. К таким институтам можно отнести следующие организации.

- Национальный банк внешнеэкономической деятельности Узбекистана был создан в сентябре 1991 года и в настоящий момент осуществляет операции в качестве универсального коммерческого банка и является агентом правительства на международных финансовых рынках. Банк остается самым крупным в странах Центральной Азии и Кавказа. Клиентами банка являются 2,2 млн. физических и юридических лиц. Корреспондентские отношения установлены с 630 зарубежными банками.

Консолидированный баланс банка по итогам 2009 года в абсолютной сумме составил 5897 млрд. сумов7. Объем кредитного портфеля на начало 2010 года достиг 2335,4 млрд. сумов. Банком в течение 2009 года выдано кредитов в иностранной валюте на сумму более $498,5 млн., в национальной валюте - более 681,5 млрд. сумов. Работа по финансированию и кредитованию проектов за счет рефинансированных источников зарубежных банков ведется по следующим основным направлениям: финансирование проектов под освоение уже выделенных кредитных линий, привлечение новых, обслуживание лизинговых договоров, гарантийных и факторинговых операций, выполнение функций финансового агента зарубежных банков и финансовое обеспечение проектов, вошедших в Инвестиционную программу Республики Узбекистан. Процент

7 Официальный сайт НБУ ВЭД - www.nbu.com

долгосрочных кредитов в кредитном портфеле банка составляет 85 процентов.

- Фонд реконструкции и развития создан в 2007 году, в первую очередь для выполнения работ, связанных с формированием инфраструктуры, реконструкции и модернизации производства. Капитал Фонда на момент его создания составлял 1 млрд. долл. США. Учредителями Фонда выступили Министерство финансов Республики Узбекистан и крупнейшие коммерческие банки республики. Фонд является одним из важнейших органов государственного финансирования экономики. Сегодня в Фонд аккумулировано более 4,7 миллиарда долларов валютных средств. В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 марта 2009 года утверждено Положение о порядке открытия Фондом реконструкции и развития Республики Узбекистан кредитных линий коммерческим банкам для софинансирования инвестиционных проектов.

- «Кишлок курилиш банк», созданный в целях качественного ускоренного развития производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности, в марте 2009 года на базе акционерного коммерческого банка «Галла-банк».

- «Микрокредитбанк» созданный в 2006 году с целью создании благоприятных условий для начала организации и ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, обеспечения широкого доступа субъектов предпринимательства к льготным кредитам для приобретения мини-технологий и современного технологического оборудования, освоения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках продукции.

Выводы. Благодаря инвестициям в науку и инновации возможно существенное улучшение экономических показателей предприятий, рост производительности труда, повышение конкурентоспособности производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках. Повышение рентабельности в реальном секторе, увеличение доходов населения обусловят благоприятные социально-экономические последствия, укрепление экономической безопасности страны, а также будут выступать факторами улучшения предпринимательского климата. В свою очередь, это приведет к существенной трансформации источников финансирования инвестиций, постепенному переходу от государственных бюджетных ассигнований

(характерных для начальных стадий жизненного цикла инновации, отличающихся высокими рисками вложений) к другим источникам финансирования инновационных проектов. В рамках данной статьи рассмотрены основные источники прямого финансирования инновационных проектов в нашей республике. Роль других субъ-

ектов инновационно-инвестиционного финансирования будут рассмотрены в следующих публикациях. В целом можно констатировать, что уровень и динамика процессов в финансовой сфере позволяет сделать вывод о наличии в Узбекистане реального потенциала инновационно-инвестиционного финансирования.

Таблица. Уровень финансового посредничества в Узбекистане на 1.01.2010

Финансовые посредники Количество Показатель Значение

Коммерческие банки 30 Совокупные активы банков 15, 703 трлн. сумов [1]

Фонд реконструкции и развития 1 Средства Фонда 4,7 млрд. долларов США [2]

Лизинговые компании 86 Совокупный портфель лизинговых сделок 1122,3 млрд. сумов [3]

Страховые компании перестраховочная компания 31 1 Совокупный объем собранных валовых премий 142,7 млрд. сумов [4]

Инвестиционные фонды ПИФы 5 2 Совокупная стоимость общих активов 6,2 млрд. сумов [5]

Всего АО - эмитентов ценных бумаг 1619 Эмиссия корпоративных облигаций 9,2 млн. штук 30,4 млрд. сумов [6]

Эмиссия акций 4 824,3 млн. штук 5805 млрд. сумов [6]

Источники статистических данных в таблице:

[1] www.cbu.uz - официальный сайт Центрального банка Республики Узбекистан

[2] Приветственное слово Президента Республики Узбекистан участникам международной научно-практической конференции «Эффективность антикризисных программ и приоритеты посткризисного развития (на примере Узбекистана)» 13.04.2010. www.uza.uz

[3] www.UzDaily.uz по данным СП ЗАО «УзбекЛизинг Интернэшнл А.О.».

[4] www.uzreport.uz по данным Информационно-рейтингового агентства «SAIPRO»

[5] www.deponet.uz - официальный сайт Центрального депозитария ценных бумаг Узбекистана

[6] www.gki.uz - официальный сайт Госкомимущества Республики Узбекистан

Список использованной литературы:

1. "Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа". Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год.

2. Сравнительный обзор опыта стран Европейской Экономической Комиссии (ЕЭК) ООН в области финансирования на ранних этапах развития предприятий. Перевод с английского - СПб.: РАВИ,2008

3. Бунчук М. Роль венчурного капитала в финансировании малого инновационного бизнеса. - М.: 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. Роберт Б. Такер.- М.: Олимп-Бизнес, 2006.

5. Кемпбелл, Кэтрин. Венчурный бизнес: новые подходы. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.