Научная статья на тему 'Банковская система Узбекистана и ее роль в реализации антикризисной программы'

Банковская система Узбекистана и ее роль в реализации антикризисной программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11702
948
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЦБУ / ОЛИЙ МАЖЛИС / ПОЛИТИКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / ПОЛИТИКА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ / ПОЛИТИКА ОТКРЫТОГО РЫНКА / ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА / ДЕПОЗИТНАЯ ПОЛИТИКА / ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ КАПИТАЛИЗАЦИИ БАНКОВ / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ / СНИЖЕНИЕ УЧЕТНОЙ СТАВКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахабов Абдурахим, Бобакулов Тулкин

В настоящее время банковская система Узбекистана является двухуровневой: она состоит из Центрального банка и коммерческих банков. По состоянию на 1 января 2009 года в банковской системе республики насчитывается 30 коммерческих банков. Из них 3 государственных, 11 акционерно-коммерческих, 5 коммерческих с участием иностранного капитала, 11 частных (в их уставном капитале доля физических лиц превышает 50%). В первые годы независимости в республике не было специального закона о Центральном банке. Эта система функционировала в рамках закона "О банках и банковской деятельности", который был принят 15 февраля 1991 года (День независимости страны 1 сентября 1991 г.). Его совершенствование путем внесения изменений и дополнений создало юридическую основу для создания Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) на базе регионального отделения Госбанка СССР. На начальной стадии реформирования экономики страны ЦБУ выполнял такие функции, как обслуживание счетов правительства, контроль над деятельностью коммерческих банков, организация национальной платежной системы и управление ею. Однако он не выполнял эмиссионную функцию, поскольку в то время национальная валюта не была введена в обращение. Введение национальной валюты сума в обращение требовало проведения самостоятельной денежно-кредитной политики и предопределило необходимость углубления реформ в финансовом секторе. Кроме того, стало очевидным, что в рамках одного закона невозможно определить правовой статус, цели и задачи двух совершенно разных типов учреждений ЦБУ и коммерческих банков. Эти факторы обусловливали целесообразность регулирования деятельности ЦБУ отдельным законом. Учитывая предложения и рекомендации международных финансовых институтов, зарубежных банков, независимых экспертов, ЦБУ разработал проект закона о Центральном банке. Данный проект закона открыто и широко обсуждали специалисты, ученые-экономисты, эксперты, было внесено множество предложений и замечаний. Наконец 21 декабря 1995 года на очередной сессии Олий Мажлиса (парламента страны) был принят закон "О Центральном банке Республики Узбекистан".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковская система Узбекистана и ее роль в реализации антикризисной программы»

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА УЗБЕКИСТАНА И ЕЕ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ

Абдурахим ВАХАБОВ

доктор экономических наук, профессор, ректор Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан)

Тулкин БОБАКУЛОВ

доктор экономических наук, заведующий кафедрой Денежное обращение и кредит Банковско-финансовой академии Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан)

I. Современное состояние и тенденции развития банковской системы

Узбекистана

В настоящее время банковская система Узбекистана является двухуровневой: она состоит из Центрального банка и коммерческих банков.

По состоянию на 1 января 2009 года в банковской системе республики насчитывается 30 коммерческих банков. Из них 3 — государственных, 11 — акционерно-коммерческих, 5 — коммерческих с участием иностранного капитала, 11 — частных (в их уставном капитале доля физических лиц превышает 50%).

В первые годы независимости в республике не было специального закона о Центральном банке. Эта система функционировала в рамках закона «О банках и банковской деятельности», который был принят 15 февраля 1991 года (День независимости страны — 1 сентября 1991 г.). Его совершенствование путем внесения изменений и дополнений создало юридическую основу для создания Центрального банка Узбекистана (ЦБУ) на базе регионального отделения Г осбанка СССР.

На начальной стадии реформирования экономики страны ЦБУ выполнял такие функции, как обслуживание счетов правительства, контроль над деятельностью коммерческих банков, организация национальной платежной системы и управление ею. Однако он не выполнял эмиссионную функцию, поскольку в то время национальная валюта не была введена в обращение.

Введение национальной валюты — сума — в обращение требовало проведения самостоятельной денежно-кредитной политики и предопределило необходимость углубления реформ в финансовом секторе. Кроме того, стало очевидным, что в рамках одного закона невозможно определить правовой статус, цели и задачи двух совершенно разных типов учреждений — ЦБУ и коммерческих банков. Эти факторы обусловливали целесообразность регулирования деятельности ЦБУ отдельным законом.

Учитывая предложения и рекомендации международных финансовых институтов, зарубежных банков, независимых экспертов, ЦБУ разработал проект закона о Центральном банке. Данный проект закона открыто и широко обсуждали специалисты, ученые-экономисты, эксперты, было внесено множество предложений и замечаний. Наконец 21 декабря 1995 года на очередной сессии Олий Мажлиса (парламента страны) был принят закон «О Центральном банке Республики Узбекистан».

Согласно статье 1 данного закона, ЦБУ — юридическое лицо и находится в исключительной собственности государства. Также в этой статье закреплена его экономическая независимость: «Центральный банк — экономически самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов».

Согласно статье 3, главная задача ЦБУ — обеспечение стабильности национальной валюты. К основным задачам относятся:

— формирование, принятие и реализация монетарной политики и политики в области валютного регулирования;

— организация и обеспечение эффективной системы расчетов в стране;

— лицензирование и регулирование банковской деятельности, работы кредитных союзов и ломбардов, надзор над банками, кредитными союзами и ломбардами, лицензирование производства бланков ценных бумаг;

— хранение и управление официальными золотовалютными резервами страны, включая резервы правительства по соглашению;

— организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения государственного бюджета.

Важно подчеркнуть, что этот закон обеспечивает политическую и экономическую независимость ЦБУ. Согласно статье 6, он независим в принятии решений в пределах своих полномочий. Г осударство не отвечает по обязательствам ЦБУ, а последний — по обязательствам государства.

Необходимо отметить, что выполнение функций ЦБУ осложняется некоторыми факторами. Например, повышение цен на продукцию и услуги естественных монополий способствует повышению уровня инфляции и отрицательно влияет на стабильность курса национальной валюты. Данный фактор не находится под непосредственным контролем и влиянием ЦБУ.

ЦБУ разрабатывает и осуществляет денежно-кредитную политику. Согласно статье 24 закона «О Центральном банке Республики Узбекистан», ЦБУ может устанавливать целевые ориентиры изменений одного или нескольких монетарных показателей.

Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБУ являются следующие:

1) политика рефинансирования;

2) политика обязательных резервов;

3) политика открытого рынка;

4) валютная политика;

5) депозитная политика.

ЦБУ в рамках политики рефинансирования предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам под залог следующих активов:

— золота, иностранной валюты, валютных и других ценностей, входящих в категорию международных резервов;

— государственных долговых обязательств и других долговых инструментов, гарантированных правительством;

— депонированных в Центральном банке и приемлемых для него депозитариях активов, разрешенных к купле-продаже или иным операциям Центрального банка;

— коммерческих векселей, оплата которых гарантирована банками.

Кредиты ЦБУ предоставляются по ставке рефинансирования, банк самостоятельно устанавливает процентные ставки по своим операциям.

До середины 1994 года кредитная политика ЦБУ была относительно мягкой, централизованные кредиты направлялись не только на создание и развитие жизненно важных отраслей экономики, но и на обеспечение государственных предприятий с оборотным капиталом. Со второй половины 1994 года характер политики рефинансирования изменился. Она стала ориентироваться на поддержание уровня денежно-кредитных показателей, достижение и поддержание макроэкономической стабильности1.

Часть привлеченных ресурсов коммерческих банков страны хранится в ЦБУ в форме обязательных резервов. От обязательного резервирования освобождаются следующие виды привлеченных ресурсов коммерческих банков:

— полученные межбанковские кредиты,

— вклады населения.

С 1 сентября 2007 года ставки обязательных резервов по сумовым и инвалютным депозитам унифицированы и установлены на уровне 13%. С 1 ноября 2008 года единая ставка обязательных резервов повышена на 2 процентных пункта (п.п.).

ЦБУ в рамках политики открытого рынка может покупать и продавать государственные ценные бумаги, а также долговые обязательства, выпущенные им самим. Однако он не может использовать операции на открытом рынке для финансирования бюджетом любого уровня, а также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении. Лимит операции на открытом рынке утверждается правлением ЦБУ.

В настоящее время ЦБУ в качестве объектов операций открытого рынка использует государственные ценные бумаги (государственные краткосрочные облигации и государственные среднесрочные казначейские обязательства).

С 2005 года государственный бюджет выполняется с профицитом. Из-за этого объем эмиссии государственных ценных бумаг остается незначительным, в результате чего сдерживается рост объема операций открытого рынка ЦБУ.

В рамках валютной политики ЦБУ осуществляет следующие валютные операции:

— валютная интервенция,

— обслуживание внешнего долга правительства,

— управление официальными золотовалютными резервами.

Средством валютной интервенции является доллар США. Валютная интервенция осуществляется за счет средств Фонда консолидации.

Основные счета правительства открыты в балансе ЦБУ. Он обслуживает внешний долг правительства и производит оплату.

В большинстве стран резервы принадлежат Центральному банку, то есть отражаются в его балансе, а окончательные решения по управлению резервами принимаются в пре-

1 См.: Нурмуродов М.Б. Монетарная политика и банковская система Узбекистана в условиях глубоких структурных преобразований. Макроэкономические проблемы переходного периода в Узбекистане. Проблемные исследования в экономике. Ташкент: Мир экономики и права, 1998. С. 223.

делах структуры его управления. Но существует несколько противоположных примеров (США, Великобритания и Япония), где резервы формально принадлежат правительству и окончательные решения по их управлению принимает правительство (обычно Казначейство или Министерство финансов).

Для любой страны решение между двумя подходами определяется множеством факторов. Возможно, к наиболее важным из них относится сложившаяся обстановка: если структура уже сформирована и работает должным образом, нет веской причины для ее изменения. Кроме того, основные цели хранения резервов играют большую роль в определении институциональной структуры. Если резервы используют в основном для целей монетарной политики, то целесообразным будет передача функций по их управлению Центральному банку. Наоборот, если хранятся прежде всего для хеджирования обязательств правительства в иностранной валюте, то на право владения этими средствами будет претендовать Минфин.

Однако независимо от права собственности на резервы они почти всегда управляются Центральным банком либо в качестве владельца, либо как агента правительства. Исключением из этого правила является случай, когда резервы (или их часть) выступают в качестве инвестиционного фонда. В таких случаях власти часто предпочитают создавать специализированную структуру по их управлению.

В то же время важнейшие решения, касающиеся национальной валюты (политика обменного курса, проведение интервенций, присоединение к валютным союзам и т.д.), непосредственно связанные с управлением резервами, обычно принимает правительство. В таких случаях право собственности на резервы считается менее важным, чем потребность в скоординированной политике между правительством и Центральным банком.

ЦБУ привлекает на свои депозитные счета временно свободные денежные средства коммерческих банков. В 2008 году среднемесячный объем депозитных операций ЦБУ составил 1 222 млрд сумов. Кроме того, он использует остатки счетов правительства в качестве объекта депозитных операций.

Как видно из данных, приведенных в таблице 1, в 2004—2006 годах политика рефинансирования ЦБУ носила экспансионистский характер, то есть ставка рефинансирования имела тенденцию к снижению. Это привело к уменьшению процентных ставок кредитов коммерческих банков, предоставленных в национальной валюте. За этот период среднегодовая процентная ставка краткосрочных кредитов коммерческих банков в национальной валюте снизилась на 1,8 п.п.

В 2006—2008 годах ставка рефинансирования ЦБУ осталась неизменной — на уровне 14% годовых. Это связано прежде всего с необходимостью сдерживать рост инфляции в диапазоне 6—8% годовых.

Снижение процентных ставок кредитов коммерческих банков в анализируемый период привело к увеличению объема кредитных вложений. В 2008 году кредитные вложения коммерческих банков по сравнению с 2004 годом увеличились на 178,4%.

Как видно из таблицы 1, в 2004—2007 годах произошло снижение ставки обязательных резервов ЦБУ. Это способствовало увеличению объема привлеченных депозитов. Однако в конце 2008 года ставка обязательных резервов повысилась на 2,0 п.п., что может способствовать снижению ликвидности банков и процентных ставок, выплачиваемых по срочным и сберегательным депозитам.

В 2004—2008 годах благодаря умеренной денежно-кредитной и фискальной политике удалось сократить уровень внешнего долга правительства. Также существенно увеличилась сумма положительного сальдо внешнеторговых операций. Все эти факторы способствуют увеличению предложений иностранной валюты на внутреннем рынке и снижению уровня девальвации национальной валюты.

Таблица 1

Динамика монетарных индикаторов в Узбекистане2

С На конец финансового года !

Монетарные индикаторы 2004 2005 2006 2007 2008

1 Годовой уровень инфляции (в %) 3,7 7,8 6,8 6,8 7,8

2 Годовая ставка рефинансирования (в %) 18,8 16,0 14,0 14,0 14,0

3 Ставка обязательных резервов по депозитам в национальной валюте (в %) 20,0 15,0 15,0 13,0 15,0

4 Внешний долг правительства по отношению к ВВП (в %) 37,3 31,3 23,1 17,0 14,8

5 Среднегодовая процентная ставка краткосрочных кредитов в национальной валюте (в %) 21,2 18,8 19,4 18,5 16,4

6 Среднегодовая процентная ставка срочных депозитов физических лиц (в национальной валюте) 37,9 34,5 28,7 23,1 17,4

7 Номинальный обменный курс национальной валюты по отношению к 1 долл. (сумов) 1 058,0 1 180,0 1 240,0 1 290,0 1 393,0

8 Общая сумма кредитных вложений коммерческих банков (млрд сумов) 3 572,2 3 853,3 4 104,2 4 777,6 6 372,0

9 Общая сумма депозитов коммерческих банков (млрд сумов) 1 272,2 1 688,7 2 544,5 3 829,2 5 771,6))

В соответствии с антикризисной программой, разработанной в Узбекистане по инициативе президента страны, в условиях падающего спроса на мировом рынке ключевую роль в сохранении высоких темпов экономического роста должна играть поддержка отечественных производителей путем стимулирования спроса на внутреннем рынке. В таких условиях монетарная политика, направленная на стимулирование внутреннего спроса,

2 Таблица составлена авторами на основе статистических материалов Центрального банка Республики Узбекистан.

на наш взгляд, требует эффективного применения политики дешевых денег. Относительно низкие и стабильные процентные ставки банковских кредитов способствуют повышению объема кредитных вложений коммерческих банков в реальном секторе экономики. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость укрепления ресурсной базы коммерческих банков.

С первых лет независимости в Узбекистане осуществлялась политика формирования двухуровневой банковской системы, отвечающая требованиям и потребностям рыночной экономики.

Развитие банковской системы в Узбекистане в годы независимости прошло несколько этапов.

■ Первый этап охватывает 1991—1993 годы и характеризуется ликвидацией моно-банковской системы, образованием ЦБУ и формированием двухуровневой банковской системы. С принятием закона «О банках и банковской деятельности» в республике впервые возникла правовая основа для создания двухуровневой банковской системы. Благодаря закону,

> во-первых, за короткий промежуток времени после провозглашения государственной независимости ЦБУ были созданы подразделения, обеспечивающие формирование и реализацию денежно-кредитной политики;

> во-вторых, сформировалась система коммерческих банков как второе звено национальной банковской системы.

■ Второй этап — 1994—1997 годы. В тот период была введена национальная валюта, создана платежная система, позволяющая интегрироваться в мировые расчетные отношения, совершенствуется банковское законодательство (приняты законы «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности»). Одна из приоритетных задач реформирования банковского сектора — его демонополизация.

На начальном этапе это происходило главным образом путем создания банков, специализирующихся на обслуживании отдельных отраслей экономики, таких как «Галлабанк», «Пахтабанк», «Тадбиркорбанк», «Алокабанк» и «Аса-кабанк».

Постановлением Кабинета министров Узбекистана от 13 июля 1994 года № 362 («О мерах финансовой поддержки развития банковской системы Республики Узбекистан») коммерческие банки были освобождены от уплаты ряда налогов, что дало возможность улучшить техническую оснащенность и создать платежную систему.

■ Третий этап — 1998—2000 годы. На данном этапе политика государства была направлена на создание частных банков, улучшение корпоративного управления в акционерных банках, реформу банковского надзора, пересмотр финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Одним из стратегических направлений в преобразованиях стало поощрение притока частного капитала в банковский сектор. Данный процесс активизировался после выхода в 1997 году указа президента «О мерах по стимулированию создания частных коммерческих банков», предоставлявшего ряд льгот для открытия банков с долей физических лиц не менее 50%.

■ На четвертом этапе была принята программа реформирования банковской системы страны в 2000—2003 годах, в результате реализации которой в коммерческих банках была внедрена система корпоративного управления. Такие специа-

лизированные коммерческие банки, как «Пахтабанк», «Галлабанк», «Асака-банк» и «Алокабанк», были универсализированы. Были также реализованы государственные пакеты акций таких банков, как «Тадбиркорбанк», «Савдогар-банк», «Трастбанк», «Узприватбанк» и банк «Ипак Йули».

Постановлением Кабинета министров от 19 мая 2000 года № 195 («О дополнительных мерах по стимулированию участия коммерческих банков в развитии малого и среднего предпринимательства») в коммерческих банках был создан фонд льготного кредитования для повышения доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам.

В целях повышения доверия к банковской системе приняты законы «О гарантиях защиты вкладов граждан в банках» (2002 г.) и «О банковской тайне» (2003 г.). Образован фонд гарантирования вкладов граждан в банках, членами которого являются все банки, осуществляющие свою деятельность на территории страны. Это обеспечивает надежную защиту вкладов, что стало мощным толчком в процессе привлечения средств населения в банки. Необходимо отметить, что с ноября 2008 года была введена стопроцентная государственная гарантия по вкладам населения в банках независимо от размера вклада.

Программа реформ банковской системы на 2003—2004 годы включала в себя: совершенствование инструментов денежно-кредитной политики и стимулирование безналичных расчетов, развитие розничных услуг и системы потребительского кредитования, повышение финансовой устойчивости и капитализации банков, совершенствование системы банковского надзора, повышение прозрачности банковской системы, интеграцию финансовой системы в мировое экономическое сообщество, совершенствование межбанковского рынка.

В соответствии с постановлением правительства в целях укрепления финансовой дисциплины, снижения рисков по кредитным операциям, а также исходя из международного опыта обеспечения информацией о потенциальных заемщиках в 2004 году было создано бюро кредитных историй. Зарегистрирован Национальный институт кредитной информации Центрального банка и Межбанковское кредитное бюро.

Еще одним шагом на пути к увеличению эффективности деятельности всей банковской системы стало внедрение системы единого индикатора межбанковского рынка депозитов UZIBOR, аналогичного таким зарубежным индикаторам, как британская ставка LIBOR; германская — FIBOR; французская — PIBOR; российская — MosIBOR. Данное нововведение, вступившее в силу в октябре 2004 года, позволило выгодно размещать средства коммерческих банков, повысить ликвидность и оборачиваемость краткосрочного денежного рынка, скорректировать процентные ставки межбанковского рынка капиталов. Внедрение UZIBOR может служить важным индикатором для зарубежных инвесторов в сравнении доходности с другими странами.

С 15 октября 2003 года в стране введена свободная конвертация национальной валюты к иностранным валютам по текущим операциям платежного баланса. Важно подчеркнуть, что Узбекистан добился данной цели без привлечения внешних инвалютных заимствований. При этом удалось сохранить тенденцию роста золотовалютных резервов страны. За последние 5 лет (2004—2008 гг.) они увеличились в 6 раз и покрывают объем 150% годового импорта.

Программа по реформированию и развитию банковского сектора на 2005—2007 годы предусматривает реализацию конкретных мер по укреплению денежного обращения; повышению устойчивости национальной валюты; стимулированию роста вкладов населения; вовлечению в банковский оборот значительных финансовых средств, которые еще остаются во внебанковском обороте; укреплению и повышению устойчивости коммерческих банков; осуществлению полной приватизации коммерческих банков; созданию совместных банков; развитию различных видов потребительских кредитов, проек-

тного финансирования, а также активное участие коммерческих банков в структурных преобразованиях экономики и значительное расширение их операций на рынке ценных бумаг.

Программой предусмотрено поэтапное повышение уставного капитала для вновь создаваемых банков с доведением к 1 января 2007 года его размера до 5 млн долл. в сумо-вом эквиваленте — для коммерческих банков и до 2,5 млн долл. — для частных банков. В целях повышения доли акционеров — физических лиц и стимулирования создания частных банков на период до 1 января 2010 года были освобождены от налогообложения доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов по акциям (долям) коммерческих банков.

Депозиты коммерческих банков страны имеют динамичный рост. Отчасти это объясняется увеличением суммы поступлений во вкладах населения. По состоянию на 1 января 2009 года такие вклады в коммерческих банках страны составили 1 644,0 млрд сумов. В 2008 году рост объема депозитов физических лиц по сравнению с 2006 годом составил 242,4%. Однако сумма трансакционных депозитов в 2008 году по сравнению с 2004-м уменьшилась. Это можно связать с принятием постановления президента от 5 августа 2005 года «О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках».

Принятие данного постановления способствовало повышению доверия населения к банковской системе. В течение 2000—2005 годов наблюдалась тенденция роста депозитов физических лиц. Это объясняется тем, что, во-первых, денежные доходы населения увеличиваются; во-вторых, коммерческие банки выплачивают приемлемые для вкладчиков процентные ставки. С целью стимулирования привлечения свободных средств населения были отменены резервные требования по вкладам физических лиц.

ЦБУ приняты серьезные меры по исполнению постановления президента от 5 августа 2005 года. Одна из таких мер — полное обеспечение наличными деньгами процесса кассового исполнения государственного бюджета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате предпринимаемых ЦБУ действий по сокращению внебанковского оборота наличных денег в 2005 году среднемесячный объем поступлений наличных денег в оборотной кассе коммерческих банков увеличился на 49,7%. А количество хозяйствующих субъектов, сдающих наличность через службы инкассации, возросло на 7 962 единиц. Напомним, что одним из основных способов сокращения внебанковского оборота наличных денег является обеспечение устойчивого роста вкладов населения в коммерческих банках.

Данные последних лет свидетельствуют о высоком уровне ликвидности банков, действующих в Узбекистане, особенно государственных. Наблюдается рост абсолютной суммы совокупного капитала коммерческих банков. Если в 2000 году этот показатель составлял 276 млрд, то в 2008-м — 2 104,0 млрд сумов. Этому способствовали меры, направленные на повышение уровня капитализации банков, что привело к укреплению капитальной базы банков и росту их платежеспособности. Во всех крупных банках страны фактический уровень коэффициента достаточности капитала (Базель 1) превышает установленный нормативный уровень.

По итогам 2008 года:

— совокупная текущая ликвидность банковской системы составляет в эквиваленте свыше 1,5 млрд долл., что в 10 раз превышает объем предстоящих платежей по внешним негосударственным заимствованиям;

— уровень достаточности регулятивного капитала коммерческих банков страны почти в три раза превышает установленные международные стандарты, опре-

деленные требованиями международного Базельского комитета по банковскому надзору3;

— сумма активов коммерческих банков почти в два раза превышает объем привлеченных депозитов физических и юридических лиц;

В течение 1995—2005 годов в банковской системе страны произошли качественные структурные сдвиги. Если в 1995-м доля кредитов негосударственных банков Узбекистана в общем объеме кредитов банков составила 18,8%, то в 2005-м — 31,1%.

В целях более широкого вовлечения коммерческих банков в процесс инвестирования МСБ в конце 1999 — начале 2000 годов в банках было разрешено создание специального фонда льготного кредитования, на деятельность которого распространено льготное налогообложение. Микрокредиты, выдаваемые из этого фонда, а также за счет кредитных линий внебюджетных фондов, имеют льготные процентные ставки — в два раза ниже официальной учетной ставки ЦБУ.

За счет всех источников финансирования в 2008 году коммерческие банки страны предоставили субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства кредиты на сумму 1 250,7 млрд сумов. Это на 68,2% больше, чем в 2007-м4.

Привлечение кредитных линий международных финансовых организаций позволило коммерческим банкам ускорить финансирование субъектов малого предпринимательства в части финансирования инвестиционных проектов. Банки тесно взаимодействуют со специальными внебюджетными фондами, а также с международными и иностранными финансовыми организациями, которые предоставляют целевые кредитные линии для развития малого и среднего бизнеса.

Коммерческие банки страны активны на рынке денежных переводов. Система денежных переводов Western Union действует в республике с 2001 года. Первым банком, который внедрил в Узбекистане эту систему, стал частный акционерно-коммерческий банк «Бизнес банк». За ним последовали Национальный банк ВЭД РУ, ЧАКБ «Хамкорбанк», Народный банк, ГА «Узжилсбербанк» и другие. Сегодня операции в системе Western Union в стране оказывают 14 банков. Всего они зарегистрировали 250 пунктов переводов денег, из которых в настоящее время функционирует 170 (72 в Ташкенте). Кроме того, услуги оперативного перевода денег в республике банки оказывают и по другим системам: Contact, MoneyGram, «Анелик», «Тезкор» , MIGOM и «Быстрая почта». Оперативные переводы денег в системе «Анелик» применяет только «Узприватбанк», который открыл три пункта в Ташкенте, «Тезкор» — Народный банк, MIGOM — Узпромстройбанк, «Быстрая почта» — Туронбанк. Наряду с этим «Асакабанк» внедрил собственную систему денежных переводов, не имеющую аналогов, — «Asaka VIP Money Transfer»5.

По данным Центра экономических исследований, только за период 2002—2006 годов приток официальных денежных переводов в страну увеличился более чем в 5 раз, составив почти 1,4 млрд долл., или 8,2% ВВП. Исходящие денежные переводы росли менее быстрыми темпами, увеличившись за тот же период в 2,6 раза, и на конец 2006 года составили 226,7 млн долл. Таким образом, Узбекистан — чистый получатель денежных переводов, причем разрыв между их притоком и оттоком увеличивается6.

В целях исполнения постановления Кабинета министров от 24 сентября 2004 года («О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карто-

3 См.: Каримов И.К. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 2009. С. 24.

4 См.: Статбюллетень Государственного комитета статистики Республики Узбекистан. Ташкент, 2009.

5 См.: Материалы научно-практических исследований Центра социально-экономических исследований. Ташкент, 2008.

6 См.: Влияние денежных переводов на экономику Узбекистана. Ташкент: Центр экономических исследований, 2007. С. 6.

чек») ЦБУ и коммерческие банки принимали меры по расширению системы электронных расчетов с использованием пластиковых карточек. Так, по состоянию на 1 января 2006 года со стороны 21 банка эмитировано 2 млн 99 тыс. пластиковых карт, количество терминалов осуществления расчетов таким способом составило 11 016.

Правительство создало необходимые условия для развития операций с пластиковыми карточками. В частности, до 1 января 2005 года коммерческие банки были освобождены от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) при импорте банкоматов и другого технологического оборудования, используемого для расчетов посредством пластиковых карточек. Коммерческим банкам было установлено снижение налогооблагаемой базы на сумму прироста по остаткам на счетах пластиковых карточек физических лиц.

По состоянию на 1 января 2009 года банки республики выпустили в обращение

4,5 млн пластиковых карточек, установлено 27,5 тыс. терминалов. Основная доля эмиссии придется на крупные коммерческие банки: Национальный банк ВЭД Республики Узбекистан, «Узпромстройбанк», «Пахтабанк», «Узжилсбербанк» и «Асакабанк». Рост количества пластиковых карточек в обращении будет способствовать развитию безналичных расчетов и расширению сфер их применения. Был также создан Единый общереспубликанский процессинговый центр (ЕОПЦ), позволяющий проводить в едином режиме банковские операции во всех торговых точках вне зависимости от того, в каком банке обслуживается организация торговли или владелец пластиковой карточки.

Как видно из приведенных данных, в 2004—2008 годах наблюдалась тенденция роста активов, кредитов, депозитов и совокупного капитала коммерческих банков. В свою очередь, темпы роста их активов объясняются увеличением кредитов, поскольку последние занимают относительно высокий удельный вес в структуре активов.

В 2004—2007 годах снижением ставки рефинансирования и нормы обязательных резервов ЦБУ создал благоприятные условия для депозитно-ссудных операций коммерческих банков.

Таблица 2

Динамика активов, кредитов, депозитов и совокупного капитала коммерческих банков Узбекистана7

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. В 2008 г. по сравнению с 2004 г.

Активы, млрд сумов 5 004,2 5 630,6 7 207,5 9 276,1 12 064,7 2,4 раза

Кредиты, млрд сумов 3 572,2 3 853,3 4 104,2 4 777,6 6 372,0 1,8 раза

Депозиты, млрд сумов 1 272,2 1 688,7 2 544,5 3 829,2 5 771,6 4,5 раза

Совокупный капитал, млрд сумов 824,1 930,9 1 070,1 1 502,6 2 104,0 2,6 раза ^

7 Таблица составлена на основе статданных Центрального банка Республики Узбекистан. ------------------------------------------- 112---------------------------------------

Высокие темпы роста депозитов объясняются следующими факторами:

— денежные доходы населения страны имеют тенденцию к росту (в 2008 г. средняя заработная плата в бюджетных организациях выросла более чем в 1,5 раза, а в целом по экономике — в 1,4 раза, реальные доходы населения в расчете на душу населения увеличились за год на 23%);

— объем чистой прибыли хозяйствующих субъектов увеличивается;

— введена налоговая льгота по операциям банков со срочными вкладами населения (налогооблагаемая база коммерческих банков уменьшается на сумму прироста срочных вкладов населения).

С 2005 года правительство и ЦБУ проводят политику, направленную на повышение уровня капитализации банков, в результате чего по 2008 год включительно темпы роста совокупного капитала коммерческих банков увеличились в 2,6 раза.

II. Место банковской системы в реализации антикризисной программы

Разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис привел к свертыванию объемов инвестиционной активности, экономическому спаду, снижению спроса и сокращению объемов международной торговли, снизил уровень ликвидности и платежеспособности банков во многих странах мира.

Влияние мирового кризиса на банковскую систему Узбекистана удалось смягчить благодаря следующим факторам:

1) по итогам 2008 года совокупная текущая ликвидность банковской системы страны в 10 раз превышает объем предстоящих платежей по внешним негосударственным заимствованиям;

2) фактический уровень достаточности совокупного капитала банковской системы Узбекистана почти в три раза превышает нормативное требование международного Базельского комитета по коэффициенту достаточности капитала коммерческих банков;

3) за 2000—2008 годы совокупный объем депозитов в коммерческих банках увеличился более чем в 25 раз и достиг 15,8% ВВП;

4) удельный вес проблемных кредитов в объеме брутто активов коммерческих банков республики не превышает 3%;

5) банковская система страны отказалась от внешних краткосрочных спекулятивных заимствований, банки проводят консервативную кредитную политику;

6) с 2005 года государственный бюджет исполняется с профицитом;

7) со второго полугодия 2003 года правительство полностью отказалось от кредитов ЦБ для покрытия дефицита госбюджета.

Во многих странах мира, в том числе в Узбекистане, разработана антикризисная программа, составной частью которой является комплекс мер, направленных на спасение банковской системы. В рамках этой программы для спасения банков в различных странах мира были предприняты следующие меры.

1. Повышение уровня капитализации банков путем дополнительной эмиссии акций и предоставления субординированных кредитов

Дополнительная эмиссия акций покупается государством или Центральным банком. Однако их финансовые возможности ограничены. Поэтому эта мера затрагивает прежде всего системобразующие банки, банкротство которых может резко ухудшить финансово-экономическое положение страны. Например, в США крупнейшие банки — «Джи Пи Морган Чейз», «Мерилин Линч», «Морган Стенли», «Бэнк оф Америка» — попали в ликвидную ловушку. В связи с этим Министерство финансов США было вынуждено купить их акции на 125 млрд долл. Из 703 млрд долл. антикризисной программы Соединенных Штатов, принятой в сентябре 2008 года, 125 млрд долл. направлены на помощь мелким и средним банкам.

Правительство Швеции решило влить в банки страны до 50 млрд крон (6 млрд долл., или 4,7 млрд евро). Такой шаг обусловлен необходимостью повышения ликвидности банков. В обмен правительство получит право на выкуп дополнительной эмиссии простых акций банков. Вливания в банковский сектор страны будут проводиться через стабилизационный фонд, решение о создании которого парламент одобрил в октябре 2008 года. В общей сложности принятый тогда план помощи шведской финансовой системе предполагает выделение банкам 1,5 трлн крон (более 152 млрд евро)8.

Во Франции и России для поддержания ликвидности крупных системообразующих банков использован метод предоставления субординированных кредитов.

К концу 2008 года Общество по финансированию французской экономики предоставило ведущим банкам Франции в виде субординированных кредитов 10,5 млрд евро, в том числе: Credit Agricole — 3 млрд, BNPP — 2,55 млрд, Societe Generale — 1,7 млрд, Credit

Таблица 3

Объемы средств, направляемых на увеличение уставного капитала коммерческих банков

о Название банка Объявленный Дополнительная эмиссия акци И'

уставный Итого В том числе |

капитал (млрд сумов) 2008 2009 2010 2011 2 012

1 Халк банки 200 120 20 30 30 20 20

2 Асакабанк 300 147 100 47 — — —

З Промстройбанк 100 65 63 2 — — —

4 Микрокредитбанк 150 72 54 18 — — —

5 Пахтабанк 100 50 22 28 — — —

6 Галлабанк 50 36 13 23 — — —

^ Всего 900 490 272 148 30 20 2 О

См.: Материалы интернет-сайта [http/lenta.ru/news/2009/02/03/banks»].

МШие1 — 1,2 млрд, Groupe Caisse d’Epargne — 1,1 млрд, Groupe Banque Populaire —

0,5 млрд евро.

В 2008 году трем крупным банкам России — Сбербанку, ВТБ и Россельхозбанку — предоставлены субординированные кредиты в размере 950 млрд рублей под 8% годовых до 2020 года.

В Узбекистане увеличен размер уставного капитала шести крупных системобразую-щих банков за счет средств государственного бюджета и Центрального банка.

Как видно из приведенных данных, за счет средств государственного бюджета и ЦБУ до 2012 года размер уставного капитала 6 банков страны увеличится на 490 млрд сумов.

2. Национализация банков

Из-за мирового кризиса многие коммерческие банки потеряли ликвидность и оказались на грани банкротства. Например, в США из-за больших долгов и низкой ликвидности на грани банкротства оказались два крупнейших ипотечных банка — «Фанни мэй» и «Фредди Мак». Правительству пришлось полностью их национализировать.

В Евросоюзе по уровню национализации лидируют Великобритания и Германия. Чтобы не допустить банкротства крупнейшего королевского банка Шотландии, государство приобрело 58% его акций. Также планируется приобретение банка «Branford and Bringley».

В Германии правительство купило акции трех банков. В других странах Европы тоже применяется метод национализации банков. Например, в Исландии национализированы два крупнейших банка: Landsbanki и Ilitner.

З. Снижение учетной ставки центральных банков

С целью повышения ликвидности коммерческих банков и уровня доступности банковских кредитов центральные банки снизили свои учетные ставки. В США Федеральная резервная система (ФРС) довела ее до 1%, Европейский центральный банк — до 2%; Центральный банк Японии — до 0,3%.

Снижение учетной ставки ФРС в 2008 году стало рекордным в истории США, так как в начале года она составляла 5,25%. Снижение учетной ставки Центрального банка способствует повышению текущей ликвидности коммерческих банков страны. Однако поддержание относительно низких процентных ставок кредитов коммерческих банков может спровоцировать инфляцию. По мнению ряда экспертов, поддержание ФРС учетной ставки на уровне 1% в течение многих месяцев в 2002—2003 годах привело к нынешнему мировому кризису.

Центральный банк Англии 8 января 2009 года снизил учетную ставку на 0,5 п.п. — до 1,5% годовых. Причина тому — необходимость поддержания ликвидности банков и стимулирования платежеспособного спроса хозяйствующих субъектов. Однако в условиях мирового кризиса не все центральные банки снижают свои учетные ставки. Например, в последние месяцы 2008 года Центральный банк России дважды поднял ставку рефинансирования. А ставка рефинансирования Центрального банка Узбекистана за последние три года (2006—2008 гг.) оставалась неизменной — на уровне 14% годовых.

Необходимо отметить, что в связи с мировым финансовым кризисом центральные банки установили широкий перечень ценных бумаг, принимаемых в качестве обеспечения централизованных кредитов. Так, Европейский центральный банк с 2008 года в каче-

стве обеспечения централизованных кредитов, предоставляемых коммерческим банкам, принимает корпоративные облигации и акции некоторых корпораций, номинированные в евро. Центральный банк Англии в апреле 2008 года объявил о предоставлении коммерческим банкам британских казначейских обязательств под залог облигаций, в том числе ипотечных.

Впервые в истории ФРС США начала покупать ценные бумаги правительства непосредственно у эмитента. Кроме того, в октябре 2008 года ФРС объявила, что будет напрямую поддерживать корпорации США, скупая их краткосрочные облигации.

4. Гарантирование государством вкладов населения в банках

Повышение риска ликвидности и банкротства банков способствует снижению уровня доверия населения к ним. В таких условиях большое значение имеет увеличение суммы гарантированных вкладов или 100%-ая гарантия вкладов населения со стороны государства. Например, в России в связи с кризисом сумма гарантированного вклада увеличена до 700 тыс. рублей, в США гарантируются вклады до 200 тыс. долл. В некоторых странах государство гарантирует все вклады населения.

5. Покупка государством жилья для малоимущих слоев населения и военнослужащих

Многие банки оказались на грани банкротства из-за того, что за счет краткосрочных ресурсов приобретали объекты ипотеки. Когда стала снижаться цена на недвижимость, они испытывали нехватку денег, поскольку ограничены их возможности рефинансировать ипотечные кредиты. В таких случаях государство может помочь банкам путем покупки жилья для малоимущих слоев населения и военнослужащих.

6. Погашение государством международных кредитов резидентов

В отдельных странах мира, в том числе в России, в результате глобального финансового кризиса возникли проблемы, связанные с погашением международных кредитов. По мнению российских аналитиков, в прошлые годы эти долги возвращались за счет перекредитования, причем даже в более крупных размерах, чем был первоначальный долг. Теперь западные инвесторы резко сократили предоставление кредитов организациям других стран, прежде всего России. Условия этих кредитов ужесточились, выросла процентная ставка. К тому же на 20% повысился курс доллара9.

Учитывая сложность погашения международных кредитов, полученных резидентами, Центральный банк России выделил Внешэкономбанку 50 млрд долл. для обслуживания международных кредитов компаний-резидентов.

В Узбекистане выработан комплекс мер, направленных на решение следующих ключевых задач.

9 См.: Аганбегян А.Г. Россия в период глобального финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. // Банковские услуги, 2009, № 1. С. 25.

1. Дальнейшее ускоренное проведение модернизации, технического и технологического перевооружения предприятий, широкое внедрение современных гибких технологий. Это прежде всего касается базовых отраслей экономики, экспортоориентированных и локализуемых производств.

Ставится задача ускорить реализацию принятых отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения производства, перехода на международные стандарты качества, что позволит обеспечить устойчивые позиции как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

2. Реализация конкретных мер по поддержке предприятий-экспортеров для обеспечения их конкурентоспособности на внешних рынках в условиях резкого ухудшения текущей конъюнктуры, создания дополнительных стимулов для экспорта в частности:

— выделение им льготных кредитов на пополнение оборотных средств сроком до 12 месяцев по ставке, не превышающей 70% от ставки рефинансирования Центрального банка;

— продление до 2012 года освобождения от уплаты в бюджет всех видов налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость, предприятий с иностранными инвестициями, специализирующихся на производстве готовой продукции;

— реструктуризация суммы просроченной и текущей задолженности по кредитам банков, списание пени по платежам в бюджет, предоставление других не менее важных льгот и преференций.

3. Повышение конкурентоспособности предприятий за счет введения жесткого режима экономии, стимулирование снижения производственных затрат и себестоимости продукции. В 2008 году одобрены предложения хозяйствующих субъектов по реализации мер, направленных на снижение себестоимости продукции не менее чем на 20%, в ведущих отраслях и сферах экономики страны.

Предусмотрена разработка действенного механизма по стимулированию руководителей и ответственных лиц за достижение намеченных параметров по снижению себестоимости.

Наряду с этим в антикризисной программе выработан механизм по ограничению в 2009 году повышения цен на все виды энергоносителей и основные виды коммунальных услуг не более чем на 6—8%, с безусловным обеспечением рентабельности их производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Реализация мер по модернизации электроэнергетики, сокращению энергоемкости и внедрению эффективной системы энергосбережения.

5. В условиях падающего спроса на мировом рынке ключевую роль в сохранении высоких темпов экономического роста играет поддержка отечественных производителей путем стимулирования спроса на внутреннем рынке.

Большое место в реализации этой задачи отводится расширению программы локализации производства, объемы которой предусмотрено увеличить в 3— 4 раза.

В принятых программах по стимулированию расширения производства продовольственных и непродовольственных потребительских товаров предусмотрена широкая система стимулов для отечественных предприятий-производи-телей. В частности, на период до 1 января 2012 года предоставлены налоговые и таможенные льготы в виде:

— снижения ставки единого налогового платежа на 50% микрофирмам и малым предприятиям, специализирующимся на переработке мяса и молока, с целевым направлением высвобождаемых средств на техническое перевооружение и модернизацию производства;

— освобождения предприятий, специализирующихся на выпуске отдельных видов готовых непродовольственных товаров, от уплаты налога на прибыль и налога на имущество, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий;

— принятия мер по снижению ставок единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий с 10 до 8%, а начиная с 2009 года — до 7% процентов, уменьшение ставок на доходы физических лиц с одновременным совершенствованием шкалы его расчета, что создало мощные стимулы для развития предпринимательства, малого и частного бизнеса.

С целью повышения конкурентоспособности страны в среднесрочной и

долгосрочной перспективе:

— ускорена реализация ряда важнейших стратегических проектов в сфере электроэнергетики, нефтегазохимической, металлургической промышленности;

— разработаны дополнительно три большие программы модернизации железнодорожного транспорта, электроэнергетики и кожевенно-обувной промышленности с началом реализации этих программ в 2009 году;

— принята программа технической модернизации и реконструкции производства на 2009—2014 годы, содержащая 852 проекта общей стоимостью

42,5 млрд долл.;

— разработан и реализуется пакет мер по расширению сотрудничества с МФИ, международными организациями, фондами в части софинансирования крупных инновационных проектов, проектов технической модернизации, а также проектов производственной инфраструктуры;

— разработана программа энергосбережения, предусматривающая ускоренный вывод и замену энергоемкого оборудования на энергосберегающее, полную автоматизацию системы учета, а также внедрение альтернативных источников электроэнергии;

— принимаются меры по расширению внедрения как отечественных, так и зарубежных инновационных разработок в экономику, созданию системы, способствующей их активному использованию не только на крупных, но и малых предприятиях.

В целом принятые и реализуемые меры в рамках антикризисной программы Узбекистана, сумма которых в совокупности составляет 3,9% к ВВП, нацелены на обеспечение стабильности макроэкономического развития страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.