Научная статья на тему 'Особенности функционирования компаний сферы услуг: роль стратегического планирования при организации развития предприятия сферы услуг'

Особенности функционирования компаний сферы услуг: роль стратегического планирования при организации развития предприятия сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1768
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СФЕРА УСЛУГ / STRATEGY / STRATEGIC PLANNING / SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Альбина Алексеевна, Горшкова Наталия Михайловна

В статье рассмотрено понятие стратегического планирования с разных точек зрения. Определены основные характерные особенности стратегического планирования организаций сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of functioning of service companies: the role of strategic planning in shaping the development of service industries

The article deals with the concept of strategic planning from different points of view. The main characteristics of strategic planning service organizations and concluded that the strategy is developed on the basis of the objectives of the company, taking into account the results of the analysis of external and internal environment.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования компаний сферы услуг: роль стратегического планирования при организации развития предприятия сферы услуг»

80

Теория и технологии сферы услуг

Волкова А.А., Горшкова Н.М.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОМПАНИЙ СФЕРЫ УСЛУГ: РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ

Аннотация. В статье рассмотрено понятие стратегического планирования с разных точек зрения. Определены основные характерные особенности стратегического планирования организаций сферы услуг.

Ключевые слова. Стратегия, стратегическое планирование, сфера услуг.

Volkova A.A., Gorshkova N.M.

FEATURES OF FUNCTIONING OF SERVICE COMPANIES:

THE ROLE OF STRATEGIC PLANNING IN SHAPING THE DEVELOPMENT OF SERVICE INDUSTRIES

Abstract. The article deals with the concept of strategic planning from different points of view. The main characteristics of strategic planning service organizations and concluded that the strategy is developed on the basis of the objectives of the company, taking into account the results of the analysis of external and internal environment.

Keywords. Strategy, strategic planning, services.

Актуальность представляемого исследования обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики главным и определяющим фактором экономического благополучия организации как производственно-хозяйственной системы становится покупатель ее продукции или услуг [5]. Ввиду снижения темпов роста мировой экономики и экономического кризиса в России перед предприятиями сферы услуг стоит множество задач, важнейшей из которых является быстрое реагирование на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды, то есть им необходимо ориентироваться на устойчивое развитие. Становится необходимым составление единого плана управления, который должен укрепить положение организации на рынке и обеспечить согласованность действий по привлечению и удовлетворению потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей - стратегии компании.

Различным аспектам проблематики стратегического менеджмента посвящено много работ зарубежных и отечественных авторов, среди которых: М.Х. Мескон, Ф. Хедоури, О.С. Вихан-ский, А.А. Томпсон, Г. Минцберг, В.Н. Парахина, И. Ансофф, М. Портер и др. В их работах достаточно подробно рассматривается методология формирования и реализации корпоративной стратегии. При этом трактовка понятия стратегического планирования многими исследователями осуществляется по-разному.

Одно из определений, данное А.И. Ильиным: стратегическое планирование - это инструмент при помощи которого происходит формирование системы целей для функционирования предприятия, а также происходит сплочение коллектива для ее достижения [10]. В интерпретации Л.П. Владимировой стратегическое планирование - это не что иное, как комплекс решений и действий для оказания помощи фирме при решении задач по её развитию, принимаемых со

ГРНТИ 06.39.41

© Волкова А.А., Горшкова Н.М., 2015

Альбина Алексеевна Волкова — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Наталия Михайловна Горшкова — магистрант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Волкова А.А.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: 8 (812) 412-05-67. Е-mail: albvolkova@yandex.ru.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

81

стороны руководства при разработке стратегии [3]. Недостаток этих определений заключается в том, что в них не проводится различий между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом.

В определении, данном Л.Е. Басовским, приравниваются планирование и разработка стратегии, а именно: стратегическое планирование является необходимым для достижения конкретных целей предприятия, набором решений и действий для разработки стратегии [1]. По мнению В.П. Грузинова, стратегическое планирование является прерогативой высшего руководства и его видения места, роли предприятия в макросреде, а также выбор основных направлений и средств по их достижению. Как итог, все эти определения сводятся к отождествлению процесса планирования с его результатом.

Определение, которое дают Т.П. Любанова, Л.В. Мясоедова, Ю.А. Олейникова не отличает процесс стратегического планирования (процесс конструирования эффективной деятельности предприятия на конкретный срок, с установлением целей и контролем их изменений в условиях неопределенности рыночной экономики, а также сопоставление способа их реализации с возможностями) от модели динамичного функционирования предприятия [7]. Для правильного определения понятия стратегического планирования, необходимо установить различия между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом: понятие стратегического планирования уже, чем стратегический менеджмент; стратегическое планирование в отличие от стратегического менеджмента - аналитический процесс, а не организационно-аналитический; в стратегическом планировании используются экономические составляющие, а в стратегическом менеджменте также учитываются психологические, политические и социологические факторы.

Таким образом, можно дать следующее определение стратегическому планированию - это моделирование будущей деятельности предприятия, заключающееся в выработке и конкретизации стратегии в виде стратегического плана на конкретный временной промежуток, равный периоду реализации стратегии. Главной задачей стратегического планирования выступает гибкость и приемлемость нововведений в деятельности организации, необходимые в постоянно изменяющейся среде, для достижения ее целей.

Стратегическое планирование одновременно является важным элементом стратегического менеджмента и выступает самостоятельной системой, которая представляет собой процесс моделирования будущего, как управленческий процесс, зависящий от условий внешней среды, по созданию стратегии в соответствии с потенциальными возможностями организации. Можно выделить следующие характерные особенности стратегического планирования: ориентация на долгосрочную перспективу; содержит в себе планы и идеи по перспективному развитию организации; открывает новые виды деятельности; определяет цели для каждого подразделения организации, не нарушающие общую концепцию стратегии; четко устанавливает задачи и политику предприятия; лежит в основе для любого другого вида планирования; не противоречит другим видам планирования, обобщает как долгосрочное и среднесрочное, так и краткосрочное планирование; содержит в себе мероприятия по маркетинговой, производственной, социальной, инновационной, финансовой деятельности организации; представляет собой многоуровневый, сложный и последовательный процесс, заключающий в себе множество решений; показывает необходимость изучения внешней и внутренней среды предприятия, а также системность в подходе оценки его сильных и слабых сторон; фиксирует показатели деятельности для будущего контроллинга; распределяет усилия, предпринимаемые организацией, согласно поставленным целям; накладывает на себя обязательства по разработке процедур, необходимых для достижения будущего результата; направляет организацию к определенным результатам, опираясь на поставленные цели (направляющая функция), а не временные рамки.

Стратегическое управление характеризуется нестабильностью условий внешней среды: динамичностью изменений на рынке, сменой запросов потребителей, возрастанием конкуренции, появлением новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для бизнеса. За последние годы сфера услуг, наиболее динамично развивающийся сектор экономики в России, заметно выросла, что объясняется как усложнением производства, так и насыщенностью рынка услугами повседневного спроса [4]. По данным Росстата, динамика платных услуг за последние 3 года возросла на 16%.

82

Теория и технологии сферы услуг

Сфера услуг представляет собой совокупность предприятий и органов управления, осуществляющих производство, распределение и реализацию услуг населению и юридическим лицам в целях удовлетворения базовых потребностей. Состав сферы услуг многообразен и неоднороден, в зависимости от роли услуг в процессе воспроизводства и характера удовлетворяемых потребностей различают: сферу услуг материального производства, сферу услуг в социальной сфере и сферу услуг духовной жизни [9]. Указанное предопределяет существенные особенности и отличия сферы услуг от материально-производственной сферы. А это, в свою очередь, обусловливает особенности стратегического внутрифирменного планирования в рассматриваемой сфере. В целом общемировая тенденция переориентации производства с создания материальных благ на предоставление услуг, на наш взгляд, обусловлена их высокой ликвидностью, связанной с небольшим сроком поступления денежных средств к производителю, относительно невысокой материалоемкостью (включая так называемые материальные услуги), что увеличивает объем добавленной стоимости, а следовательно, национальный доход [6].

К основным особенностям стратегического планирования на предприятиях сферы услуг с полным основанием можно отнести следующие: почти полное отсутствие материальнопроизводственной составляющей в плановой деятельности и замена ее на компоненты предоставления услуг; плановая деятельность осуществляется, главным образом, на предприятиях среднего и малого размера, что в большинстве случаев практически полностью исключает корпоративный уровень планирования; сочетание в сфере услуг государственных учреждений и бизнес-структур обусловливает различную степень централизации, стандартизации и свободы в планировании; использование в плановой деятельности предприятий сферы услуг значительно большего числа качественных и субъективных показателей, чем в сфере реального производства; сокращение горизонтов планирования во временном отношении; сокращение количества разрабатываемых плановых документов и их укрупнение; переход от классических планов к таким видам документов, как программы и проекты; изменение организационных методов планирования [2].

Когда организация не осуществляет планирование своей деятельности, то она: не понимает своих будущих задач; не умеет сопоставлять текущие действия с будущими, т.е. не рассматривает хозяйствование как процесс непрерывный; руководствуются только временными (текущими) интересами и не ориентируется в реалиях окружающего мира (нет ориентации в хозяйственном мире), отсюда ошибки в определении потребностей рынка и отсутствие конкурентных позиций на рынке.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что планирование деятельности организаций и их деловых отношений дает им преимущества: возможность использования будущих благоприятных условий; подготавливает организацию к неожиданным изменениям в макросреде; ведет к скоординированным действиям в организации; дает возможность высшему руководству повышать свой образовательной уровень; увеличивает возможность овладения необходимой информацией важной для развития предприятия; способствует рациональному распределению прибыли; четко закрепляет обязанности и ответственность каждого сотрудника в организации.

Как оказывает анализ деятельности предприятий сферы услуг, необходимо создавать систему для их эффективного функционирования, интегрированного внутрифирменного планирования, которая представляет совокупность стратегических, тактических и операционных (текущих) планов на всех уровнях управления организацией. В зависимости от целей, объема и характера реализуемых задач необходимо разделять стратегическое и тактическое (операционное) планирование.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что исследование публикаций по стратегическому планированию и управлению выявило сложность теоретических и практических проблем этого вида деятельности, в том числе отсутствие единого понимания стратегического планирования. В результате обобщения и развития научно-теоретических положений по совершенствованию стратегического планирования, было уточнено его определение. Стратегическое планирование - это последовательность действий по выработке и конкретизации стратегии предприятия, представленная в форме стратегического плана на конкретный временной промежуток, равный периоду реализации стратегии.

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 1 (23). 2015.

83

Просматривается высокая важность применения стратегического планирования в деятельности предприятий, это предопределено высокой скоростью изменений, которые происходят в сфере услуг. Просматриваются нарушения в цепочке информационных каналов предприятий сферы услуг, организации теряют сноровку в определении новых перспективных направлений и тенденций развития, также утрачивается способность к приспособлению в условиях постоянно меняющихся условий экономической среды. Всё это указывает на необходимость формирования механизмов принятия решений с учётом постоянного мониторинга макросреды. Стратегическое планирование помогает повысить уровень стабильности предприятия сферы услуг, а также, охватывая значительную часть хозяйственного цикла (в отличие от традиционного планирования), улучшив качество принимаемых решений, повысить эффективность функционирования организаций сферы услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: ИНФРА-М, 2001. 260 с.

2. Бухалков М.И., Иванов Д.С. Стратегическое планирование предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m235/1_1.htm (дата обращения 01.02.2015 г.).

3. ВладимироваЛ.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М.: Дашков и Ко, 2005. 398 с.

4. Волкова А.А. Особенности инновационного развития сервисной сферы и организации обслуживания населения // Экономика и управление. 2011. № 11 (73). С. 81-84.

5. Волкова А.А. Системы организации управления обслуживанием в гостиничном хозяйстве. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 159 с.

6. Волкова А.А. Сфера услуг: теоретический анализ // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4 (88). С. 11-16.

7. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии. М.: ИКЦ «Март»; Ростов-н/Д: ИЦ Март, 2005. 400 с.

8. Планирование на предприятии. Мн.: Новое издание, 2003. 625 с.

9. Сфера услуг - факторы размещения и особенности развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.grandars.ru/shkola/geografiya/socialnyy-kompleks.html (дата обращения 01.02.2015 г.).

10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state (дата обращения 01.02.2015 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.