Научная статья на тему 'Особенности функционирования и управления экономикой региона в современных условиях'

Особенности функционирования и управления экономикой региона в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / REGION ECONOMY / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / RESEARCH METHODS / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ECONOMIC PROBLEMS / МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ / LOCAL BUDGETS / ЦЕНЫ / PRICES / ТАРИФЫ / TARIFFS / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ / THE LIMITING SIZES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулибекова Диана Аликовна

В статье проводится анализ экономического развития Республики Дагестан. В ней рассматривается, что в современных условиях тенденции развития экономики и отдельных её сфер на уровне конкретного субъекта Федерации являются взаимодополняющими методами исследования. В статье отмечается, что с целью решения накопившихся экономических проблем с учетом особенностей и условий Республики Дагестан необходимо предоставлять право республике на снижение за счет средств местных бюджетов предельных цен и тарифов на основные продукты питания и услуги, а также изменять ассортимент товаров и услуг, определяемых постановлением; на регулирование предельных размеров торговых надбавок к свободным отпускным (оптовым) ценам на товары народного потребления в соответствии с затратами на их транспортировку и реализацию; тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом; цен на стеклянную тару; наценок на продукцию предприятий общепита; тарифов на важнейшие виды коммунально-бытовых услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кулибекова Диана Аликовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING AND MANAGEMENT OF REGION ECONOMY IN MODERN CONDITIONS

In article the analysis of economic development of Republic Dagestan is carried out. In it it is considered that in modern conditions of the tendency of development of economy and its separate spheres at level of the concrete subject of Federation are complementary methods of research. In article it is noticed that for the purpose of the decision of the collected economic problems taking into account features and Republic Dagestan conditions it is necessary to give the right to republic on decrease at the expense of means of local budgets of the limiting prices and tariffs for the basic foodstuff and services, and also to change assortment of the goods and the services defined by the decision; on regulation of the limiting sizes trading extra charges to the free holiday (wholesale) prices for the consumer goods according to expenses for their transportation and realisation; tariffs for transportations of passengers and luggage motor transport; the prices for glass container; margins on production of the enterprises of a public catering; Tariffs for the major kinds of household services.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования и управления экономикой региона в современных условиях»

КУЛИБЕКОВА Д.А.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье проводится анализ экономического развития Республики Дагестан. В ней рассматривается, что в современных условиях тенденции развития экономики и отдельных её сфер на уровне конкретного субъекта Федерации являются взаимодополняющими методами исследования. В статье отмечается, что с целью решения накопившихся экономических проблем с учетом особенностей и условий Республики Дагестан необходимо предоставлять право республике на снижение за счет средств местных бюджетов предельных цен и тарифов на основные продукты питания и услуги, а также изменять ассортимент товаров и услуг, определяемых постановлением; на регулирование предельных размеров - торговых надбавок к свободным отпускным (оптовым) ценам на товары народного потребления в соответствии с затратами на их транспортировку и реализацию; тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом; цен на стеклянную тару; наценок на продукцию предприятий общепита; тарифов на важнейшие виды коммунально-бытовых услуг.

КиЫБЕКОУЛ Д.А.

FEATURES OF FUNCTIONING AND MANAGEMENT OF REGION ECONOMY IN MODERN CONDITIONS

In article the analysis of economic development of Republic Dagestan is carried out. In it it is considered that in modern conditions of the tendency of development of economy and its separate spheres at level of the concrete subject of Federation are complementary methods of research. In article it is noticed that for the purpose of the decision of the collected economic problems taking into account features and Republic Dagestan conditions it is necessary to give the right to republic on decrease at the expense of means of local budgets of the limiting prices and tariffs for the basic foodstuff and services, and also to change assortment of the goods and the services defined by the decision; on regulation of the limiting sizes - trading extra charges to the free holiday (wholesale) prices for the consumer goods according to expenses for their transportation and realisation; tariffs for transportations of passengers and luggage motor transport; the prices for glass container; margins on production of the enterprises of a public catering; Tariffs for the major kinds of household services.

Ключевые слова: экономика региона, методы исследования, экономические проблемы, местные бюджеты, цены, тарифы, регулирование, предельные размеры.

Keywords: Region economy, research methods, economic problems, local budgets, the prices, tariffs, regulation, the limiting sizes.

В современных условиях тенденции развития экономики и отдельных её сфер на уровне конкретного субъекта Федерации являются взаимодополняющими методами исследования. В этом случае используются дедуктивный и индуктивный методы. Суть индуктивного метода состоит в сборе и анализе технико-экономической информации о состоянии экономики региона и обосновании выводов и предложений. Он идет от фактов к теоретическим обобщениям. Дедуктивный метод в экономических исследованиях невозможен без серьезной теоретической базы, которая в дальнейшем проверяется фактами. При этом экономику региона можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый структурный элемент занимает строго определенное место. Так, например, уделяя проблеме системной целостности общества и его отдельных составных частей различного рода, А.А. Богданов выделил два положения:

а) общество как организованное целое есть сумма человеческих активностей, развертывающихся в природной среде;

б) каждая отрасль, народное хозяйство, предприятие, работник как части организационной системы выполняют в ней и для нее свою функцию. Эти два исходных момента лежат в основе равновесия и разделения экономики как всякой организационной системы [1].

Отрасли экономики региона, будучи целостным, системным образованием, обладают свойством устойчивости, т.е. всегда стремятся восстановить нарушенное равновесие, компенсируя возникающие под влиянием внешних факторов изменения. Указанное явление носит название гомеостазиса. Отношения между отраслями экономики, находящиеся в равновесии в процессе развития, постоянно утрачивают это качество и переживают новое состояние, называемое «кризис», а преодолевая его, приходят к новому равновесию, но уже на другом уровне развития.

Наряду с разделением экономики по функциональному признаку на людей, природные богатства, средства производства, потребительские товары, инфраструктуру и выделением материально-вещественной и денежной (стоимостной) сторон экономики существуют и иные способы ее структурирования. Экономика представляет собой и совокупность взаимосвязанных отраслей.

Структура как внутренняя организация экономики, отражение их внутреннего содержания выявляется как упорядоченность взаимосвязей их частей, что в конечном итоге позволяет выразить ряд существенных сторон этих отношений как системы. «Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений» [4].

Исследование структуры экономики региона является важным этапом познания многообразия связей. Но это лишь одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с другими, составляющими систему более высокого уровня. «В этой связи необходимо, с одной стороны, рассматривать отдельные стороны (свойства) исследуемого объекта лишь в

их соотношении с объектом как целым, а с другой стороны, вскрыть законы поведения - функционирования [2].

В условиях перехода к рыночной экономике важнейшее значение приобретает проблема разработки системы механизмов устойчивого развития экономики региона. Несмотря на то что в 1999 и 2007 годы впервые за годы реформирования в России возросли основные макроэкономические показатели (валовой внутренний продукт, объемы продукции промышленности и инвестиции в основной капитал, грузооборот транспорта, ввод в действие основных фондов), было бы преждевременно делать выводы о том, что все кризисные явления в экономике региона преодолены.

Анализ официальных данных Госкомстата России показывает, что и в 2007 году практически все социально-экономические показатели остаются ниже уровня 1995 года. Например, валовой внутренний продукт в сопоставимых ценах составил в России по отношению к 1995 году 64,8%, объём промышленной продукции - 54,5%, инвестиций в основной капитал -26% [3].

В большинстве регионов страны социально-экономические показатели снизились еще более значительно. Например, в Республике Дагестан за 19952007 годы общий выпуск промышленной продукции снизился более чем в пять раз. В десятки раз уменьшились объёмы выпуска основных видов машиностроения, пряжи, тканей, мясных и овощных консервов, рыбной продукции, строительных материалов.

Анализ макроэкономических показателей страны большинства регионов, а также ведущих отраслей промышленности свидетельствует о зависимости экономики страны от конъюнктуры на внешних рынках. Высокий уровень цен на сырьевые ресурсы является основным фактором обеспечивающим большую долю экспорта в структуре реализации продукции, но это не свидетельствует об эффективности производственной деятельности.

По-прежнему для регионов остаются нерешенными такие острые проблемы, как несовершенная структура производства во многих отраслях промышленности (машиностроении, химической, строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной). Продолжает оставаться низкой инвестиционная активность, что сдерживает техническое и технологическое перевооружение промышленных предприятий, а также обновление основных производственных фондов, износ которых приближается к критическому уровню. Сравнительно большой удельный вес убыточных предприятий, отсутствует надлежащая государственная поддержка реального сектора экономики.

Необходимость разработки механизмов устойчивого развития экономики особенно актуальна для субъектов Российской Федерации. За последние два года произошли серьёзные изменения взаимоотношения центра и регионов. Региональные проблемы сейчас затрагивают не только политические, но и многие организационные, экономические и финансовые вопросы. Создание федеральных округов - это принципиальная мера, направленная на укрепление государственного управления регионами. Представители Президента в округах не только осуществляют функции по реализации государст-

венных задач в области внутренней и внешней политики, но и обеспечивают решение основных социально-экономических проблем.

Проблемы устойчивого развития экономики нашли достаточно полное отражение в работах зарубежных и отечественных ученых, а так же в официальных документах международных организаций и правительств многих стран мира.

Эффективность экономики как отдельного региона, так и страны в целом в значительной мере зависит от своевременного и объективного анализа экономических, социальных, финансовых, производственно-технических показателей. Аналитические исследования являются базой маркетинга и менеджмента; основой совершенствования структуры промышленного производства; позволяют экономически оценивать эффективность действующей налоговой и кредитной политики. Без постоянного анализа происходящих в экономике страны тенденций нельзя выработать эффективную стратегию развития на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Формирование валового регионального продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, созданные в процессе производства всеми институциональными единицами, сгруппированными в сектора экономики. В этом расчете валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым региональным продуктом, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и импорт.

Вместе с тем региональная экономика является экономикой открытого типа, то есть основная часть материальных и финансовых ресурсов региона формируется за счет обмена с другими регионами, и, наоборот, значительная часть произведенных в регионе продуктов и услуг потребляется нерезидентами, и этот обмен трудно зарегистрировать. В силу этих причин, удовлетворительной сбалансированности показателей производства и использования на региональном уровне достигнуть пока не удается. Поэтому в обозримой перспективе именно показатель произведенного валового регионального продукта (ВРП) будет оставаться основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие региона [3].

Объективный и своевременный анализ позволит упредить, а в ряде случаев устранить отрицательные последствия поспешных и необоснованных решений в экономике страны и региона. Приведённые в таблицах 1, 2, 3 и 4 данные наглядно показывают, как изменились основные макроэкономические показатели Республики Дагестан в течение анализируемого периода [3].

Таблица 1.

Производство валового регионального продукта _( в текущих ценах; млн. рублей)

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Выпуск в основных ценах 35689,7 51617,8 66551,3 89085,0 118193,1 147998,8 192884,3

Промежуточное потребление 14768,6 20073.8 25110,3 31458,3 37480.7 57556,2 74586,3

Валовой региональный продукт (в основных ценах) 20921,1 31544,0 41441,0 57626,7 80712,4 90442,6 118298,0

Выпуск представляет собой суммарную стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности единиц - резидентов экономики в отчетном периоде.

Производство товаров включает в себя такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, строительство, прочие виды деятельности по производству товаров. В состав рыночных услуг включаются услуги, которые реализуются на рынке по экономически значимым ценам, такие как услуги транспорта, торговли, платные услуги культуры, образования, здравоохранения, бытовые услуги, финансы, кредит, страхование и др. В состав нерыночных услуг включаются услуги, оказываемые обществу в целом или отдельным домашним хозяйствам (бесплатные или по экономически незначимым ценам). Они могут быть оплачены из государственного бюджета, внебюджетных фондов или из бюджетов некоммерческих (общественных) организаций.

В составе выпуска учитывается выпуск в неформальном секторе экономики [3].

Таблица 2.

Производство валового регионального продукта по видам экономической

20

деятельности

( в текущих ценах; млн :. рублей)

2005 2006

Валовой региональный продукт (в основных ценах) 90442,6 118298,0

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 21219,3 24576,5

рыболовство, рыбоводство 123,9 102,4

добыча полезных ископаемых 1679,7 1351,6

обрабатывающие производства 5240,6 6301,8

производство и распределение электроэнергии, газа и воды 1859,3 2262,4

строительство 11366,4 15598,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,

мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 17930,6 26852,0

гостиницы и рестораны 1421,6 2185,3

транспорт и связь 12823,9 16688,7

финансовая деятельность 0,8 0

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление

услуг 2385,4 3363,6

государственное управление и обеспечение военной безопасности;

обязательное социальное обеспечение 3738,8 5785,4

образование 5191,7 6888,8

здравоохранение и предоставление социальных услуг 3293,5 4400,9

представление прочих коммунальных, социальных и персональных

услуг 2167,9 1940,1

производство валового регионального продукта на душу населения,

рублей 34370,5 44644,0

Валовой региональный продукт на стадии производства получается путем суммирования валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности.

20 Информация является предварительной и приведена по состоянию на 31.03.2008г.

Таблица 3.

Использование валового регионального продукта

_(в текущих ценах; млн. рублей)

2000 2002 2003 2004 2005 2006

Валовой региональный продукт (в основных ценах) - всего 20921.1 41441 57626.7 80712.4 90442,6 118298,0

Расходы на конечное потребление 23536,7 43652.1 63193,6 91698,5 134862,7 179923,5

I. Фактическое конечное потребле-

ние домашних хозяйств 20348,0 39706.2 58222,3 86747,3 127690,9 170092,6

в том числе:

1. Расходы на конечное потребление

домашних хозяйств 16451,5 31548.4 49178,4 74987,4 113544,1 152319,9

из них на:

на покупку товаров 11592,0 21893.0 35860,9 54992,8 77836,9 103664,7

на покупку услуг 2151,1 4386.7 6115,6 10150,7 17190,7 24377,6

поступление товаров в натуральной форме 2708,4 5268.7 7201,9 9843,8 18516,5 24277,6

2. Расходы на конечное потребление

государственных учреждений, ока-

зывающих индивидуальные услуги и

некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 3896,5 8157.8 9043,8 11759,9 14146,8 17772,7

из них на:

образование 1905,9 4076.7 4470,9 5711,9 5591,7 7315,3

культуру 129,9 308.9 345,1 432,4 752,7 866,2

здравоохранение, физическую культуру и социальную политику 1719,1 3393.8 3606,8 4522,3 5172,1 6371,6

жилищно-коммунальное хозяйство 141,6 378.4 621,0 1093,4 1419,8 1156,3

прочие 1210,5 2063,3

II. Расходы на конечное потребление

государственных учреждений, оказывающих коллективные услуги 3188,7 3945.9 4971,4 4951,2 7171,8 9830,9

из них на:

управление 2992,2 3537.7 4505,5 4365,8 6174,2 9099,8

науку и научное обслуживание 52,6 85.8 113,2 120,0 162,3 28,1

дорожное хозяйство

коммунальное хозяйство

организации, обслуживающие сельское хозяйство 141,4 311.5 338,8 451,4 531,4 263,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гидрометеорологию 2,5 10.9 13,8 13,9 259,0 19,0

транспорт

связь

периодическую печать и издательство 29,7 90,6

Валовое накопление основного ка -

питала 4155,5 9207.0 12545,6 18638,2 28287,6 41757,3

Методология расчета ВРП отличается от методологии расчета валового внутреннего продукта (ВВП), проводимого на федеральном уровне. При расчете ВРП не учитывается ряд элементов, которые включает в себя ВВП:

1. Добавленная стоимость отраслей, оказывающих коллективные нерыночные услуги обществу в целом (государственное управление, оборона, академическая наука);

2. Добавленная стоимость отраслей, оказывающих индивидуальные нерыночные услуги, если информация о расходах на эти услуги отсутствует на региональном уровне;

3. Условно исчисленная стоимость услуг финансовых посредников [3].

Конечное потребление складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, расходов государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги и на коллективные услуги, расходов на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Расходы на конечное потребление домашних хозяйств включают в себя расходы домашних хозяйств на приобретение потребительских товаров и услуг во всех торговых предприятиях, на рынках и через неорганизованную торговлю, предприятиях бытового и жилищно-коммунального обслуживания населения, пассажирского транспорта, связи, гостиницах, платных учреждениях культуры, здравоохранения, образования и др., а также стоимость товаров и услуг, потребленных в натуральной форме, произведенных для себя или полученных в качестве оплаты труда.

Расходы государственных учреждений на индивидуальные товары и услуги состоят из расходов сектора государственных учреждений на потребительские товары и услуги, предназначенные для индивидуального потребления. Такие расходы финансируются за счет государственного бюджета и внебюджетных фондов из средств, полученных в результате сбора налогов и из других доходов государства. В эти расходы включаются расходы предприятий и организаций, оказывающих бесплатные (для населения) услуги в области образования, здравоохранения, культуры.

Расходы государственных учреждений на коллективные услуги. Этот показатель отличается от предыдущего тем, что в нем учитываются услуги, оказываемые за счет государственного бюджета предприятиями и организациями, которые удовлетворяют потребности не отдельных домашних хозяйств, а общества в целом или отдельных групп населения. В этот показатель включаются расходы на оборону, общее государственное управление, а также расходы на нерыночную науку, услуги организаций, обслуживающих сельское хозяйство.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, - расходы общественных организаций (политических партий, религиозных организаций, профсоюзов, общественных объединений), в отношении которых условно считается, что они предоставляют только индивидуальные товары и услуги. Сюда же включаются бесплатные услуги (социального характера), оказываемые коммерческими предприятиями и организациями своим работникам.

Так же, как и при исчислении показателей производства, при построении региональных показателей конечного потребления не учитываются коллективные услуги государственного сектора, т.е. услуги центрального правительства, обороны и т.д. Таким образом, речь идет о построении регионального показателя фактического конечного потребления домашних хозяйств.

Валовое накопление в целом по экономике показывает чистое приобретение резидентными единицами товаров и услуг, произведенных в текущем периоде или поступивших по импорту, но не потребленных в нем. Валовое накопление включает валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.

В связи с уточнением методологии расчетов, начиная с 1995 г., в отдельных случаях показатели ВРП и его компоненты не сопоставимы с данными предыдущих лет. С 2005 года расчет валовой добавленной стоимости ведется по ОКВЭД (по видам экономической деятельности предприятий и организаций) [3].

Таблица 4.

Структура использования валового регионального продукта _( в процентах к итогу)

2000 2002 2003 2004 2005 2006

Валовой региональный продукт (в основных ценах) - всего 100 100 100 100 100 100

из них:

Расходы на конечное потребление 112,5 105,3 109,7 113,6 149,1 152,1

в том числе:

домашних хозяйств 78,6 76,1 85,4 92,9 125,5 128,8

государственных учреждений, оказывающих инди-

видуальные услуги и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства 18,6 19,7 15,7 14,6 15,7 15,0

на коллективные услуги 15,3 9,5 8,6 6,1 7,9 8,3

Валовое накопление основного капитала 19,9 22,2 21,8 23,1 31,3 35,3

Опыт первых семи лет реформирования наглядно показал, что рыночная

экономика в специфических условиях России, которые по ряду позиций депрессивны, не может саморегулироваться. Только принятые Правительством России конкретные меры способствовали улучшению ситуации:

❖ по ликвидации спекуляций на финансовом рынке и изменение политики государства по отношению к операциям с государственными ценными бумагами;

❖ создание в промышленности крупных корпоративных структур управления;

❖ поддержка государством реализации федеральных и отраслевых целевых программ; меры по защите отечественных производителей, а также повышение спроса на отечественную продукцию и другие позитивные меры позволили изменить экономическую ситуацию в стране в 1999 и 2000 гг. в лучшую сторону.

В современных условиях необходимо предоставлять право республике:

❖ снижать за счет средств местных бюджетов предельные цены и тарифы на основные продукты питания и услуги, а также изменять ассортимент товаров и услуг, определяемых постановлением;

❖ регулировать предельные размеры - торговых надбавок к свободным отпускным (оптовым) ценам на товары народного потребления в соответствии с затратами на их транспортировку и реализацию; тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транс-

портом; цены на стеклянную тару; наценки на продукцию предприятий общепита; тарифы на важнейшие виды коммунально-бытовых услуг;

❖ обосновать систему критериев (показателей), определяющих понятие устойчивого развития, и установить совокупность внутренних и внешних факторов, обеспечивающих достижение устойчивого развития экономики региона;

❖ разработать методологические положения, принципы и содержание концепции устойчивого развития экономики региона;

❖ разработать методические основы и конкретные экономические, производственно-технические, социальные и экологические мероприятия по реструктуризации ведущих отраслей промышленности региона на ближайшую перспективу;

❖ сформировать методологические и практические основы механизма управления инвестиционной деятельностью, определить приоритетные инвестиционные проекты в промышленности региона;

❖ разработать механизмы и инструменты (развитие венчурного инвестирования, косвенное стимулирование, практика возвратного финансирования высокоэффективных прикладных разработок и др.) активизации инновационной политики в системе перехода к устойчивому развитию Республики Дагестан;

❖ предложить проект концепции развития инновационно-инвестиционного комплекса Республики Дагестан в современных условиях расширяющейся глобализации экономики и перехода про-мышленно развитых стран в сферу пятого инновационного пика, обосновать «локомотивные» для республики приоритетные направления развития высокотехнических и наукоемких производств;

❖ углубить содержание и уточнить меры государственного содействия, поддержки и регулирования в части стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности и реструктуризации промышленного производства применительно к условиям депрессивного региона;

❖ установить формы и методы создания корпоративных структур управления с учетом специфики республики и кооперативных связей с другими регионами страны.

_Литература_

1. Богданов А.А. Тектология (Всеобщая организационная наука): В 2 кн. -М.: Экономика, 1989., кн.1, - С.285-291.

2. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М.: Наука. 1974, -С.75.

3. Социально-экономическое положение Республики Дагестан в 2007 году. Доклад Госкомстата РД. - Махачкала, 2007.

4. Тюхтин В.С. Отражение, системы, кибернетика. - М.: Наука. 1972, - С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.