Научная статья на тему 'Метод определения предельных уровней возможного повышения тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты в отраслях экономики Республики Молдова, исходя из анализа показателей национальных счетов'

Метод определения предельных уровней возможного повышения тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты в отраслях экономики Республики Молдова, исходя из анализа показателей национальных счетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФЫ НА ЭНЕРГОРЕСУРСЫ / ВЫПУСК / ВАЛОВАЯ ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ / ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ИНДЕКС ДЕФЛЯТОР / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Постолатий В.М.

Разработан метод расчета предельных уровней возможного повышения тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты в отраслях экономики РМ, исходя из анализа показателей Национальных счетов. Проведен анализ макроэкономических показателей экономики Республики Молдова за период 2002-2014 г.г. Выведены формулы, которые позволяют осуществлять практические расчеты допустимых предельных уровней возможного установления тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты для потребителей на стадии производства продукции и конечного ее потребления с использованием показателей Национальных счетов. Сформулированы предложения, основанные на том, что реальные повышения тарифов не должны превышать рост валовой добавленной стоимости и реального валового продукта, и при этом должна учитываться покупательная способность потребителей и изменение индекса потребительских цен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод определения предельных уровней возможного повышения тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты в отраслях экономики Республики Молдова, исходя из анализа показателей национальных счетов»

The method of Determining the Limits of Possible Increase of Tariffs for Energy and Other Material Costs in the Sectors of the Economy of Republic of Moldova, Based on the Analysis of National Accounts

Postolaty V.M.

Institute of Power Engineering of the Academy of Science of Moldova, Chisinau, Republic of Moldova

Abstract. A method for calculating the limits of possible increase of tariffs for energy and other material costs in the sectors of the economy of Moldova, on the basis of the analysis of national accounts was elaborated. The analysis of macroeconomic indicators of the Republic of Moldova's economy for the period 2002-2014 was performed. The formulas that allow for practical calculations of allowable limits the possible establishment of tariffs for energy and other material costs to consumers at the stage of production and the end of its consumption with the use of national accounts were proposed. Proposals based on the fact that the real tariff increases should not exceed the growth of gross value added and real gross domestic product should be taken into account the purchasing power of consumers and the consumer price index.

Keywords: energy tariffs, production, gross value added, gross domestic product, intermediate consumption deflator index, the consumer price index.

Metoda de estimare a limitei de majorare posibila a tarifelor la resursele energetice a altor costuri materiale in ramurile economiei Republicii Noldova, reie^ind din analiza conturilor nationale

Postolati V.M.,

Institutul de Energetica al Academiei de §tiinte a Moldovei, Chisinau, Republica Moldova Rezumat. S-a elaborat metoda de calcul a valorilore admise de majorare a tarifelor pentru energie §i a altor costuri materiale in sectoarele economiei Moldovei, pe baza analizei conturilor nationale. Analiza indicatorilor macroeconomici ai Republicii Moldova pentru perioada anilor 2002-2014. S-au propus formulele pentru calcularea valorilor admisibile de majorare a tarifelor §i a altor costuri materiale pentru faza de producere §i consum a energiei. Pentru realizarea acestor calcule se utilizeaza informatiile din Conturile nationale. S-au formulat recomandari argumentate privind modalitatea de modificare (majorare) a tarifelor pentru energia livrata consumatorilor. Propunerile au la baza faptul, ca majorarile tarifare reale nu ar trebui sa depa§easca cre§terea valorii adaugate brute §i a produsului intern brut real, iar in acest context la stabilirea tarifelor este necesar sa fie luate in considerare puterea de cumparare a consumatorilor §i indicele preturilor de consum. Cuvinte-cheie: preturile pentru energie, productia, valoarea adaugata bruta, produsul intern brut, indicele de deflatie, consum intermediar, indicele preturilor de consum.

Метод определения предельных уровней возможного повышения тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты в отраслях экономики Республики Молдова, исходя из анализа

показателей национальных счетов Постолатий В.М.

Институт энергетики Академии наук Молдовы, Кишинев, Республика Молдова Реферат. Разработан метод расчета предельных уровней возможного повышения тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты в отраслях экономики РМ, исходя из анализа показателей Национальных счетов. Проведен анализ макроэкономических показателей экономики Республики Молдова за период 2002-2014 г.г. Выведены формулы, которые позволяют осуществлять практические расчеты допустимых предельных уровней возможного установления тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты для потребителей на стадии производства продукции и конечного ее потребления с использованием показателей Национальных счетов. Сформулированы предложения, основанные на том, что реальные повышения тарифов не должны превышать рост валовой добавленной стоимости и реального валового продукта, и при этом должна учитываться покупательная способность потребителей и изменение индекса потребительских цен.

Ключевые слова: тарифы на энергоресурсы, выпуск, валовая добавленная стоимость, валовый внутренний продукт, промежуточное потребление, индекс дефлятор, индекс потребительских цен.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Национальные счета, составляемые ежегодно в РМ отражают полную картину финансового состояния экономики страны, ее главных экономических показателей, производства и

ения материальных благ всем обществом, и конкретно каждой отраслью и всеми структурными образованиями и социальной сферы. Благодаря универсальной структуре Национальных счетов, в них отражены все отрасли, показаны взаимосвязи отраслей, результаты их участия в создании распределении и использовании

материальных благ, каждой в отдельности, и в стране в целом.

Энергетика является одной из ключевых отраслей экономики, соприкасающейся со всеми, без исключения, производственными отраслями, всеми структурными

подразделениями, производственными и непроизводственными, а также социальной сферой. От обеспечения электрической и тепловой энергией, топливом, а также другими энергоресурсами, и от их стоимости зависит успех производственной

деятельности всех предприятия и отраслей, а в конечном счете, и благосостояние общества.

Изменение тарифов на энергоресурсы и, особенно, их повышение, должно быть основано на объективном анализе степени их влияния на показатели производственной деятельности отраслей экономики и во взаимосвязи с процессами рыночных отношений и показателями социально-экономического развития. Аналогичный обоснованный подход должен быть соблюден при формировании требований к тарифной и ценовой политике в отношении и других видов экономической деятельности, выражаемой в виде товаров и услуг.

Ниже эти процессы рассмотрены на примере энергетики и предложен метод обоснованного определения предельных уровней тарифов с использованием Национальных счетов, составляемых в РМ ежегодно.

Логична следующая постановка задачи:

процессе производственной деятельности отраслей, предприятий, сохраняя в целом поступательный рост экономических показателей отраслей и экономики страны в целом.

Для этого, прежде всего, необходим анализ финансовых взаимоотношений отраслей экономики и выявление факторов, от которых зависят показатели отраслей и экономики в целом. Такой анализ необходим для того, чтобы найти способы скоординированного развития отраслей с целью достижения максимального уровня показателей экономики в целом, исключив при э том факторы, когда та или иная отрасль улучшает свои показатели в ущерб других отраслей и не способствует общему прогрессу.

Ранее, до 1990 года, для анализа экономической деятельности на уровне государства и отраслей разрабатывались и использовались межотраслевые балансы (МОБ). В дальнейшем стали использоваться Национальные счета, которые по своей структуре практически унаследовали межотраслевые балансы.

Ниже в качестве исходных данных использованы Национальные счета Республики Молдова за период, начиная с 2002.

Основным исполнителем национальных счетов является Национальное Бюро статистики Республики Молдова.

I. АНАЛИЗ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ

НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Ниже выполнен подробный анализ Национальных счетов на примере данных 2014 года, которые приведены в таблицах 1 «Ресурсы - Использование» [1], (см. Приложение).

На основании этих данных, приведенных в таблицах [1], выписаны главные показатели, представленные в таблице 1.

- определять, когда и при каких условиях и насколько можно позволять повышение тарифов на энергетические ресурсы и другие материальные ресурсы, используемые в

ТАБЛИЦА 1. ДАННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 2014 Г.

№ п/п Наименование Единицы Сумма

1. Выпуск (В) тыс. лей 221504229

2. Промежуточное потребление (1111) тыс. лей 127000670

3. Валовая добавленная стоимость (ВДС тыс. лей 94503559

4. Налоги на продукты (НП) тыс. лей 17837038

5. Субсидии на продукты (-) (С) тыс. лей 291019

6. Валовый внутренний продукт (ВВП) тыс. лей 112049578

Данные, приведенные в таблице 1, находятся в следующей связи:

ВДС=В-ПП; (1)

ВВП=ВДС+НП-С; (2)

ВВП=В-ПП+НП-С. (3)

Промежуточное потребление (1111) отражено в таблице 1 [1], в колонках «Использование». Величина 1111 отражает часть объема выпуска, затрачиваемого отраслями для собственного производства, то есть использование каждой отраслью продукции,

произведенной другими отраслями (выраженной в денежном исчислении).

Объем Выпуска оценивается в текущих ценах, то есть данные, приведенные в таблице 1 для 2014 года, соответствуют ценам 2014 года. Важно заметить, что объем выпуска можно было бы понимать, как стоимость выпуска.

Представляет интерес определение долевого соотношения величин,

представленных в таблице 1. Результаты этих расчетов приведены в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2. ДОЛЕВЫЕ СООТНОШЕНИЯ ВЕЛИЧИН НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ В 2014

№ п/п Наименование Формулы Размерность Величина

1. Доля промежуточного потребления от выпуска ПП/В % 57,33

2. Доля валовой добавленной стоимости от выпуска ВДС/В % 42,66

3. Субсидии (возврат субсидий от выпуска) С/В % 0,13

4. Отношение величины налогов к объему выпуска НП/В % 8

5. Отношение промежуточного потребления к объему валовой добавленной стоимости ПП/ВДС % 134

6. Отношение промежуточного потребления к объему валового внутреннего продукта ПП/ВВП % 113,3

7. Отношение объема валового внутреннего продукта к величие выпуска ВВП/В % 50,58

8. Доля возврата субсидий от валовой добавленной стоимости С/ВДС % 0,3

9. Отношение налогов к валовой добавленной стоимости НП/ВДС % 18,87

Особо следует отметить информацию о налогах.

В таблице 1 указана сумма налогов (НП), равная 17837038 тыс. лей. Эта сумма состоит из следующих составляющих:

- из налога на продукты (исключая налоги на импорт, экспорт и НДС) - в сумме 3564889 тыс. лей;

- налога на добавленную стоимость (НДС), равного 12851942 тыс. лей;

- налога на импорт и импортные пошлины (исключая НДС) в сумме 1420206 тыс. лей;

Итого, налоги в сумме: НП=3564889 + 12851942 +1420206 =

=17837037 тыс. лей; В процентном отношении:

- налог на продукты:

3564889 221504228

•100% = 1,6%;

- налог на добавленную стоимость: 12851942 •100%% = 13,59%;

94503559 - налог на импорт: 1420206

87988598

•100% = 1,6%,

где 87988598 тыс. лей - объем импорта.

Далее охарактеризуем данные об общем объеме ресурсов.

В таблице 1 [1] указан общий объем ресурсов в сумме обозначаемой (Р):

Р=327038845 тыс. лей.

Объем ресурсов (Р) состоит из следующих составляющих:

- выпуска - 221504229 тыс. лей;

- импорта 87988598 тыс. лей;

- налогов в сумме 17837038 тыс. лей; -вычитаемых субсидий в сумме

291019 тыс. лей, т.е.

Р= 221504229+87988598+17837038--291019=327038846 тыс. лей

Выше указана сумма Р=327038845 тыс. лей. Разница, равная 1 тыс. лей, вероятно, из-за округления при расчете в леях, а не в тыс. лей. Для дальнейшего анализа будем

принимать величину ресурса, как указано в таблице 1[1], то есть Р=327038845 тыс. лей.

Данную сумму ресурса (Р=327038845 тыс. лей), следует понимать как стоимость произведенного «Выпуска» плюс импорт и налоги, которые, в совокупности, подлежат реализации через рынок и часть оставлена в виде запаса и накоплений.

Пояснения использования общей суммы ресурса втекают из данных таблицы 1[1]:

1) Объемов промежуточного потребления, приведенных для всех отраслей (в квадранте 2, так названном в структуре межотраслевых балансов, и сохраненного в структуре национальных счетов), в виде общей суммы 127000670 тыс. лей, а также в виде объемов конечного потребления (в в сумме 124298780 тыс. лей указанном (в квадранте 3), в котором приводятся остальные статьи распределения ресурса, в том числе:

2) Затраты государственного управления в сумме 20372197 тыс. лей, затрачиваемой на следующие статьи потребления:

- сельское хозяйство - 302103 тыс. лей;

- обрабатывающая промышленность -74050 тыс. лей;

- электро- и теплоэнергия, газ и водоснабжение - 143744 тыс. лей;

- исследования и разработки - 350979 тыс. лей что от ВВП составляет:

350979 112049578

■•100% = 0,31%;

- предоставление прочих услуг в основном предприятиям - 273814 тыс.

лей;

- государственное управление - 5137385 тыс. лей;

- образование - 7190787 тыс. лей;

- здравоохранение и социальные услуги -5909849 тыс. лей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- свалки, удаление отходов, санитарная обработка и другие меры - 322535 тыс. лей;

- деятельность ассоциаций и объединений - 1887513 тыс. лей;

- деятельность в области организации отдыха и развлечений культуры и спорта - 666950 тыс. лей.

3) НКО обслуживающих домашних хозяйств

- 1964887 тыс. лей.

4) Домашние хозяйства - 101961697 тыс. лей.

5) Всего конечное потребление составило 124298780 тыс. лей.

Кроме того, в квадранте 3 [1] указано:

6) Валовое накопление, которое составило 27706738 тыс. лей.

7) Изменение запасов в размере - 1494747 тыс. лей.

8) Экспорт - 46537911 тыс. лей.

Сложение сумм, указанных в п.п. 1-8, дает объем всего ресурса Р=327038845 тыс. лей.

Приведенные данные позволяют перейти к следующему этапу анализа, а именно, связанного с изменением составляющих промежуточного потребления отраслей, и в частности, повышения тарифов на электро- и теплоэнергию, газ и водоснабжение отраслью, обозначаемой в таблице 1 [1] отраслью (Е).

III. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРО-ТЕПЛО ЭНЕРГИЮ И ВОДОСНАБЖЕНИЕ НА ОБЪЕМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО

ПОТРЕБЛЕНИЯ

Для удобства анализа выпишем из таблицы 1 [1] данные, касающиеся

В таблице 1[1], указано также распределение использования валовой добавленной стоимости по всем отраслям экономики, а также в виде итоговых данных по видам использования.

Для наглядности приведем эти итоговые данные в табл. 3.

Для полноты изложения приведем также финальную табл. 4, характеризующую структуру баланса валового внутреннего продукта (ВВП).

промежуточного потребления электроэнергии, теплоэнергии, газа и водоснабжения другими отраслями, как показано в таблице 5.

Выписанные данные для отраслей в сгруппированном виде 1^16 промежуточного потребления электро- и теплоэнергии, газа и водоснабжения приведены в таблице 6.

В этой таблице введены следующие обозначения:

В колонке слева обозначены отрасли У1, У2, ... У1, ... У16 (1=Н16); в строке вверху обозначены те же отрасли У1, У2, ... У|, ... У16 (но обозначены ]=1^16).

Отрасли (1) продают для отраслей (|) каждой в отдельности часть своих произведенных товаров или продукции (в денежном выражении) для промежуточного

ТАБЛИЦА 3. СТРУКТУРА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВАЛОВОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ В 2014 г.

№ Наименование Сумма, тыс.

п/п лей

1. Валовая добавленная стоимость 94503559

2. Оплата труда работников 46181251

3. Заработная плата 38975325

в том числе:

3а Фактические отчисления на социальное страхование 6887207

3б Условно-начисленные отчисления на социальное страхование

318719

4. Другие налоги на производство 2273844

5. Другие субсидии на производство (-) 655504

6. Валовая прибыль / валовый смешанный доход 46703969

ТАБЛИЦА 4. СТРУКТУРА БАЛАНСА ВВП В 2014 г. (тыс. лей)

1. Конечное потребление 124298780

2. Валовое накопление основного капитала 27706738

3. Изменение запасов 1494747

4. Экспорт 46537911

5. Импорт 87988598

6. Валовый внутренний продукт (ВВП) 112049578

потребления отраслями (|) при осуществлении деятельности каждой в отдельности. Для иллюстрации в таблице 6 представлены данные, показывающие на какую сумму для использования в виде

промежуточного потребления энергетическая отрасль (Е), обозначенная как (У5), продает свои электро- и теплоэнергию, газ и водоснабжение всем остальным отраслям (|) для использования в их производстве.

ТАБЛИЦА 5. ДАННЫЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГИИ, ГАЗА И ВОДОСНАБЖЕНИЯ ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ В 2014 г._

Код Использование

А В С D D15 D15•1 D15•2 D15•3 D15•4 D15•5 D15•6 D15•7 D15•8 D15•9

Е 139342 2208 32074 1085369 451968 182770 11519 63199 41014 29672 4377 125529 53889

Всего 1 £ф15.1^15.9)=451969

Номера отраслей 1 2 3 4

Продолжение таблицы 5

Код Использование

D16 D17 D18 D19 D20 D21 D22 D23-24 D25 D26 D27 D28 D29

Е 5410 50742 32398 7292 11205 16905 4956 24136 45900 231148 34974 20184 18740

Всего Е(Ш6+Б29)=274444

Продолжение таблицы 5

Код Использование

D30 D31 D32 D33 D34-35 D36 D37 Е F G Н 160-63 164

Е 310 91516 859 17367 - 14057 5298 819789 87972 669086 159417 317914 495624

Всего Е(Б30+Б37)=129407 (т) (I)

Номера отраслей 5 6 7 8 9 10

Продолжение таблицы 5

Код Использование

1 К70 К71 К72 К73 К74 L м N 090 091 092 093

Е 310 91516 859 17367 - 14057 5298 819789 87972 15076 107239 70836 64446

Всего Е(К70+К74)=41439 Д090+093)=257597

Номера отраслей 11 12 13 14 15 16

Продолжение таблицы 5

Код Использование

Р Всего промежуточное потребление Е

Е 5373075 Всего

Примечание: Числами 1+16 обозначены отрасли в укрупненном виде.

Выписанные данные для отраслей в сгруппированном виде 1^16 промежуточного потребления электро- и теплоэнергии, газа и водоснабжения приведены в таблице 6.

В этой таблице введены следующие обозначения:

В колонке слева обозначены отрасли У1, У2, ... У1, ... У16 (1=Н16); в строке вверху обозначены те же отрасли У1, У2, ... Уь ... У16 (но обозначены ]=1^16).

Отрасли (1) продают для отраслей (|) каждой в отдельности часть своих произведенных товаров или продукции (в денежном выражении) для промежуточного потребления отраслями (|) при осуществлении деятельности каждой в отдельности. Для иллюстрации в таблице 6 представлены данные, показывающие на какую сумму для использования в виде промежуточного потребления энергетическая

отрасль (Е), обозначенная как (У5), продает свои электро- и теплоэнергию, газ и водоснабжение всем остальным отраслям (|) для использования в их производстве.

При этом часть энергозатрат она и сама тратит на свое производство (для ]=5, в сумме 819789 тыс. лей).

Общая стоимость электро- и теплоэнергии, газа и водоснабжения использованных для промежуточного потребления всеми отраслями, (включая и энергетическую отрасль) составила 5373075 тыс. лей, как показано в таблице 6.

В каждой колонке отраслей (|) отражаются суммы, потраченные на закупку от отраслей (1) товарной продукции для промежуточного потребления при

осуществлении своей производственной деятельности отраслями (|). Для отрасли энергетика (Е), обозначенной в таблице 6 (У5,

т.е. .¡=5), общая сумма затрат на промежуточное потребление составила в 2014 г. 4515088 тыс. лей.

Таким образом, на примере

энергетической отрасли видно, что для промежуточного потребления энергетическая отрасль (Е) продала свою продукцию другим

отраслям (включая и свою) на сумму 5373075 тыс. лей, а закупила у других отраслей (включая и свою) - на сумму 4515088 тыс. лей, т.е. на 857987 тыс. лей меньше, что определяет ее собственное промежуточное потребление электрической и тепловой энергии, газа и водоснабжения.

ТАБЛИЦА 6. ВЗАИМНЫЕ СВЯЗИ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ НА СТАДИИ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ В 2014 г., тыс. лей;

У1 У1 У2 Уз У4 У5(Е) Уб У7 У8 У9

У1(1) аи© ацф а1з(1)

У2(1) а21® а2з(1) а2з(1)

Уэ(1) 1089697

У4 1833217

У5(Е) 139342 2208 32074 1085369 819789 87972 669086 159417 317914

У6 111895

У7 37805

У8 9981

У9 117765

У10 122104

У11 190921

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У12 751131

У13 -

У14 8102

У15 -

У16 амд 22778

М ац -

Итого 4515088

Продолжение табл. 6.

У/ У10 У11 У12 У13 У14 У15 У16 У) Итого

У1ГО

У2(1)

У3(1)

У4

У5(Е) 495624 50751 651697 63709 358349 182177 257597 5373075

У6

У7

У8

У9

У10

У11

У12

У13

У14

У15

У16 а16.16 а16,|

У\ аi,l6 аi,i

Итого

В таблице 1[1] сумма собственного промежуточного потребления отрасли (Е) указана в размере 819789 тыс. лей.

Проведенный анализ позволяет раскрыть механизм всех процессов при нарушении баланса между объемом ресурса и объемом использования, т.е. объемом промежуточного потребления в случае несогласованного изменения стоимости продукции хотя бы одной из рассматриваемых отраслей,

отпускаемой для промежуточного

потребления другими отраслями.

Рассмотрим конкретный пример.

Положим, что энергетическая отрасль (Е; 1=1=5) решила самостоятельно увеличить тариф на электро- и теплоэнергию, газ и водоснабжение, отпускаемые другим отраслям для использования в виде промежуточного потребления, на 30%.

Надо ответить на вопросы: что при этом изменится во взаимных расчетах, как это повлияет на общую сумму затрат на промежуточное потребление, отразится ли это на величине валовой добавленной стоимости (ВДС) и валового внутреннего продукта (ВВП).

Выполним соответствующие расчеты.

1. Сумма увеличения затрат всех отраслей при новых тарифах на электро-теплоэнергию, газ и водоснабжении, используемых в виде промежуточного потребления, увеличенных на 30%:

ДПП=5373075 1,3-5373075=6984997-5373075=1611922 тыс леев;

2. Соответственно на величину ДПП увеличится общая сумма промежуточного потребления, которая при этом будет равна (см. табл. 1):

ПП=127000670+1611922=128612592 тыс. леев.

3. Уменьшение величины валовой добавленной стоимости составит на сумму 1611922 тыс. леев.

4. Новое значение валовый добавленной стоимости будет равно:

ВДС=94503559-1611922=92891637 тыс. леев.

5. При условии, что объем выпуска останется без изменений (см. табл. 1), равным 221504229 тыс. лей, останутся без изменения и налоги, в сумме 17837038 тыс. лей.

Следовательно, новое значение объема ВВП согласно формуле (3) будет составлять:

ВВП=221504229-128612592+17837038-291019=110437656 тыс. леев.

Новое значение ВВП отличается от предыдущего (до увеличения тарифов на

электро- и теплоэнергию, газ и водоснабжение) на сумму:

ДВВП=112049578-1104377656=1611922 тыс. леев.

Таким образом, при увеличении тарифов только на электро- и теплоэнергию, газ и водоснабжение на 30% произойдет увеличение суммарного объема

промежуточного потребления на величину 1611922 тыс. лей и, соответственно, на эту сумму уменьшится объем валовой

добавленной стоимости (ВДС) и валового внутреннего продукта (ВВП).

В процентном отношении для Республики Молдова это выразится величиной:

ПП=

увеличение 1611922 -100% = 1,2%;

127000670

снижение

ВДС= 1611922 .100% = 1,7%; 94503559

снижение

ВВП=

1611922 112049578

•100% = 1,4%.

Приведенный расчет был выполнен при условии, что только одна отрасль энергетика (Е) изменила тариф на энергоресурсы на 30%, что отразилось на увеличении суммы затрат на промежуточное потребление на 1611922 тыс. лей, всех отраслей в совокупности. Для каждой отрасли 30%-ое увеличение энергозатрат в свою очередь приводит к изменению их финансового положения. Вслед за энергетической отраслью последуют действия остальных отраслей, направленные на компенсацию этого увеличения затрат, что будет побуждать их к соответствующему увеличению стоимости своей товарной продукции, отпускаемой остальным отраслям в том же %-ом отношении.

Другим возможным последствием является сокращение выпуска отраслей, лимитируемого новыми тарифами на энергоресурсы, или третьим последствиям, а именно увеличение стоимости выпуска, что при прежнем состоянии рынка отразится на снижении реализации выпуска, т.е. невозможностью потребителей рынка купить эту продукцию в прежнем объеме. Соответствующим образом произойдет рост инфляции, выражаемой ростом индекса потребительских цен.

Если же все отрасли последуют примеру энергетической отрасли и повысят стоимость (тарифы) на свою продукцию также на 30%, отпускаемую другим отраслям для промежуточного потребления, то это приведет к следующим изменениям рассматриваемых показателей экономики:

1) Увеличению объема промежуточного потребления на 30%, т.е. на 38100201 тыс. лей. При этом новая величина промежуточного потребления составит:

ПП= 127000670*1,3=165100871 тыс. леев.

2) Уменьшению значения валовой добавленной стоимости, величина которой будет составлять:

ВДС=221504229-165100871=56403358

тыс. лев.

3) Уменьшению объема ВВП, новое значение которого будет равно:

ВВП=221504229-165100871+17837038-291019=73949377 тыс. леев.

Следовательно, при увеличении тарифов каждой отраслью экономики для

промежуточного потребления остальными отраслями на 30% произойдет:

Снижение суммарного объема валовой добавленной стоимости (ВДС) на:

= 94503559 - 56403358 =

94503559

Снижение объема валового внутреннего продукта (ВВП) на:

11249578 - 573949377 ВВП = 11249578 573949377 ,Ю0% = 34%. 11249578

В проведенном расчете принято условие, что все отрасли увеличат стоимость (тарифы) на отпускаемую другим отраслям продукцию для промежуточного потребления на те же уровни, что и энергетика.

Результаты этих расчетов показывают, насколько макроэкономические показатели экономики чувствительны к

необоснованному росту тарифов. Повышение тарифов на энергетические ресурсы постоянно происходило, и остальные отрасли и раньше вынуждены были предпринимать какие-то меры к улучшению и стабилизации своего финансового положения. Одними из таких мер было повышение тарифов (стоимости) на свою продукцию, отпускаемую другим отраслям для промежуточного потребления. Это приводило к тому, что соотношение между объемами промежуточного потребления (ПП) и валовой добавленной стоимости (ВДС) постоянно изменялись. Для того, чтобы выявить истинную картину этого процесса выполним анализ показателей за предшествующий период, начиная с 2002 г. Исходные данные и результаты расчетов за период 2002 - 2014 г.г. приведены в таблице 7. Сопоставления показателей с 2002 г. по 2014 г. показывают, что отношение объема промежуточного потребления к выпуску изменялось в пределах 57,3 - 63, 79 %. Максимальная величина отношения объема

промежуточного потребления к общему выпуска имела место в 2008 г. и достигала 63, 79%. Реакция отраслей на рост промежуточного потребления нашла свое отражение главным образом в увеличении стоимости выпускаемой продукции (выпуска), уменьшении объемов выпуска, росте инфляции и, в конечном счете, замедлении роста объемов реального валового внутреннего продукта (ВВП).

Статистические данные позволяют также произвести расчеты и анализ реального объема ВВП в ценах любого предыдущего года, который может быть назван базовым. Ниже выполнены расчеты при условии принятия в качестве базового года 2009 г., начиная с которого кроме индекса потребительских цен имеются данные об изменении индекса-дефлятора. Результаты этих расчетов приведены в табл. 7,8. Как видно из анализа результатов, увеличение объема реального ВВП, рассчитанного с использованием изменения индекса потребительских цен и индекса-дефлятора в период 2009-2014 г.г. в ценах базового года наблюдалось в пределах 4^10%, а в 2014 г. составило 4,8-6,1%.

ТАБЛИЦА 7. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

В ПЕРИОД 2002^2014 г.г. (в текущих ценах)

№ п/п Наименование показателей Размерность 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1. Выпуск 49107403 60226624 70811812 82670695 97395260 119502207 143002490

2. Промежуточное потребление 29418112 36703589 43294214 51054768 60056513 75089314 91228940

3. Валовая добавленная стоимость 19689291 23523035 27517598 31615927 37338747 44412893 51773550

4. Налоги на продукты и импорт 2704465 3827946 4358544 5815363 7285205 9816415 11823417

5. Таможенные пошлины 270383 392215 416738 586191 644524 - -

6. Субсидии -108281 -124278 -261103 -365612 -514109 -799737 -675422

7. Валовой внутренний продукт в текущих ценах 22555858 27618918 32031777 37651869 44754367 53429571 62921545

8. Валовый внутренний продукт в текущих ценах в долларах тыс. USD

9. Валовый внутренний продукт в текущих ценах в евро тыс. EURO

10. Отношение п.2: п.1. % 59,9 60,94 61,13 61,7 61,7 62,8 63,79

11. Отношение п.3: п.1. % 40,1 39,06 38,87 38,3 38,3 37,2 36,21

12. Выпуск в сопоставимых ценах тыс. леев 45296414 53613876 66128269 74787752 85553028 101863472 126669334

13. Валовый внутренний продукт в сопоставимых ценах 1,0 1,12 1,07 1,105 1,138 1,173 1,128

14. Коэффициент отношения выпуска в текущих к сопоставимым ценам отн. ед. 1,0 1,18 1,23 1,13 1,14 1,19 1,243

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Коэффициент отношения выпуска текущего года в сопоставимых ценах к предыдущему году отн.ед. 1,0 1,18 1,23 1,13 1,14 1,19 1,243

16. Индекс-дефлятор ВВП — отношение ВВП, исчисленного в текущих ценах, к объему ВВП, исчисленного в сопоставимых ценах предыдущего года, % [1]

17. Среднегодовой индекс потребительских цен, %

18. Среднегодовой обменный курс в $ леев/$

19. Среднегодовой обменный курс в € леев/€

Продолжение табл. 7.

№ п/п Наименование показателей Размерность 2009 2010 2011 2012 2013 2014

1. Выпуск 127666362 149858660 168167347 17564656 0 196559525 221504229

2. Промежуточное потребление 76857170 89937970 99777789 10196046 5 112840049 127000670

3. Валовая добавленная стоимость 50809192 59920690 68389558 73686095 83719476 94503559

4. Налоги на продукты и импорт 10076431 12349151 14376163 14911923 17154738 17837038

5. Таможенные пошлины - - - - - -

6. Субсидии -455820 -384367 -417018 -370265 -363743 -291019

7. Валовой внутренний продукт в текущих ценах 60429803 71885474 82348703 88227753 100510471 112049578

8. Валовый внутренний продукт в текущих ценах в долларах тыс. USD 5437562 5813014 7016163 7284205 7982914 7981421

9. Валовый внутренний продукт в текущих ценах в евро тыс. EURO 3892469 4383394 5040657 5668998 6009918 6013792

10. Отношение п.2: п.1. % 60,2 60,0 59,3 58,04 57,4 57,3

11. Отношение п.3: п.1. % 39,8 40,0 40,7 41,96 42,6 42,7

12. Выпуск в сопоставимых ценах тыс. леев 125326706 137625988 158524771 16477602 3 191154032 207984899

13. Валовый внутренний продукт в сопоставимых ценах 1,018 1,088 1,06 1,066 1,028 1,065

14. Коэффициент отношения выпуска в текущих к сопоставимым ценам отн. ед. 0,989 1,098 1,151 1,039 1,16 1,088

15. Коэффициент отношения выпуска текущего года в сопоставимых ценах к предыдущему году отн.ед. 0,989 1,098 1,151 1,039 1,16 1,088

16. Индекс-дефлятор ВВП — отношение ВВПЮ исчисленного в текущих ценах к объему ВВП, исчисленного в сопоставимых ценах предыдущего года, % [1] 102,2 111,1 107,2 107,9 104,1 106,4*)

17. Среднегодовой индекс потребительских цен, % % 100 107,4 107,6 104,6 104,6 105,1

18. Среднегодовой обменный курс в $ лей/$ 11,1134 12,3663 11,737 12,1122 12,5907 14,0388

19. Среднегодовой обменный курс в € лей/€ 15,5248 16,3995 16,3369 15,5632 167241 18,6321

112049578

*) Расшифровка п.16 (индекс дефлятор 2014 г.): 106,4 =--100% = 1,0643 • 100 = 106,4% .

105327583

1-ый способ расчета: Пример 2014 г.

„ - НоминальныйВВП 112049578 ,„.„„„_.„,,

Реальный ВВП =-=-= 105309753,8 тыс.леев .

ДефляторВВП 1,064

Пример 2013 г.

ппгт 100510471 пгсслолс

Реальный ВВП =-= 96551845 леев

1,041

Рост реального ВВП: Д=105309753,8-96553845=8755908,8 тыс. леев, что в процентах составляет

-А--100% = 9,07% ; .

96551845

2-ой способ расчета:

Д = номинальный ВВП 2014 г. - номинальный ВВП 2013 г. = 112049578-100510471 = 11539107;

11539107

% = И-^УШ/ . 100% = П,48% ,

100510471

А,% - [АИнфляции (Индекс потребительских цен)] = 11,48% - 4,6 = 6,88%.

Не принимать во внимание эти результаты при рассмотрении вопросов о повышении тарифов, которые в процентном отношении возрастали бы больше, чем рост реального ВВП, означало бы не считаться с реальными процессами в экономике страны. В существующей практике, к сожалению, наблюдается обратная картина, а именно,

рост тарифов обгоняет рост валовой добавленной стоимости и ВВП, о чем могут служить данные, указанные на рис. 1.

Графики построены на фактических данных на период до 2015 г. На последующие два года выполнен прогноз, показывающий ожидаемое продолжение роста тарифов, если тенденция не будет изменена.

Сравнение роста тарифов на электроэнергию с ростом объёма реального ВВП в ценах 2009 года, в относит, единицах, прогноз

У = -0,0002 <4+ 0,00( ;зх3- 0,0 554х2 + 0 ,2804х + 0,7737

V = ?F-05x3 4 0,001 7х 2 -t_Q,044 0,454 4

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

эл.Эн. И ВВП -Полиномиальная (эл. Эн.) -Полиномиальная (ВВП)

Рис. 1. Сравнение уровней роста тарифов на электроэнергию и объемов реального валового внутреннего продукта, по данным до 2014 г. и прогноз до 2018

ТАБЛИЦА 8. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА ЗА ПЕРИОД 2009-2014 г.г.

В СОПОСТАВЛЕНИИ БАЗОВЫМ 2009 ГОДОМ

№ п/п Наименование показателей 2009 2010 2011 2012 2013 2014

*)

20 Изменение номинально г о ВВП (в текущих ценах) по сравнению с предьщущим годом. % (п.7). - 18.9 14,55 10,71 11,39 11,48

21 Среднегодовой индекс потребительских цен. %[1] 100 107,4 107.6 104,6 104,6 105,1

22 Среднегодовой индекс потребительских цен. в относительных единицах (п.21/100) [1] 1 1,074 1,076 1,046 1,046 1,051

23 Общий индекс потребительских цен текущих лет по сравнению с базовым (2009) годом, в относительных единицах 1 1,074 1,155 1,2087 1264 1,328

24 Реальный ВВП в ценах базового (2009) года (Реальный ВВП = Номинальной 3317 п. 7, -= —). тыс. леев Общии индекс цен п.22 " 60429803 66932471 71297578 72993921 79517777 84374682

25 Рост реально г о ВВП по отношению к базовому (2009) году (п.24/п.23), в относительных единицах 1 U 1,179 1.207 1,315 1,396

26 Рост реально г о ВВП в текущем году по отношению к предыдущему году с использованием индекса цен. % - 10,7 6,5 2,3 8,9 6,1

27 Индекс-дефлягор по отношению к предыдущему году. отн. ед. (п. 16) 1,022 1,111 1,072 1,079 1,041 1,064

28 Общий индекс-дефлятор в текущем году по отношению к базовому (2009) году. отн. ед. 1,022 1,135 1.217 1,31 1,367 1,454

29 Реальный ВВП в ценах базового (2009) года, рассчитанный с использо ванием де фпятор а: _ ___ Номинальной 3317 л ,7 \ Реальный ВВП =-= — тыс. леев \ Общии индекс—дефлятор л. 2 ЗУ 59128965 63335219 67665327 67349429 73526313 77062983

30 Рост ВВП в относ irre льных единицах в текущем году к базовому (2009) году (из п. 29). отн. ед. 1 1,071 L06S 0.995 1,0917 1,048

31 Рост реально г о ВВП в текущем году по отношению к предыдущему году с использованием дефлятора (из п. 29). %. - 7,1 6,8 0,9 9,12 4,8

"ö ¡а

О СО

г и

г и и

¡0

И Q z и

И н р

Hg О О

£ и

> > > >

*) Номера строк являются продолжением номеров строк таблицы 7.

Надо особо отметить, что необоснованное (нескоординированное) повышение тарифов сразу же бьет по потребителям в частности население, которое вынуждено покупать энергию и энергоресурсы по новым повышенным ценам.

По существу, часть средств из конечного потребления, указанного в национальных счетах, сразу же дополнительно изымается из зарплаты и пенсий людей, которым не предоставляется каких-либо возможностей компенсировать эти затраты. Такие же повышенные расходы несут все остальные потребители и учреждения, которые напрямую оплачивают счета, за потребленную электрическую и тепловую энергию и другие услуги.

Проведенный анализ дает возможность ответить на поставленные вопросы: при каких условиях, когда и насколько можно повышать тарифы, следующим образом:

- рассматривать и решать вопросы и о повышении тарифов следует только на основании анализа годовых (или квартальных) итогов изменения объемов валовой добавленной стоимости (ВДС) и реального валового внутреннего продукта (ВВП) и только при росте их объемов и положительной динамике темпов изменения;

- если объемы валовой добавленной стоимости (ВДС) и ВВП возросли в (сопоставимых ценах с прошлым и базовым годом) на к%, то тарифы позволительно увеличивать не более, чем на

АТ = ак, где а< 1.

(4)

Рост тарифов ни коей мере не должен обгонять рост валовой добавленной стоимости (и ВВП).

В течение года (или квартала), при отсутствии достоверных статистических данных о динамике изменения ВДС (и ВВП), повышать тарифы недопустимо!

Если, после принятия решения о повышении тарифов, наблюдается тенденция снижения объема валовой добавленной стоимости, то такие решения должны быть незамедлительно пересмотрены и тарифы должны быть соответственно снижены! В технике такой случай относится к категории «перерегулирования».

Кроме того, совершенно недопустимо не учитывать социальные условия населения и

покупательную способность. Показателем оценки ухудшения финансового состояния населения при повышении тарифов может служить уровень этого повышения, так как населению приходится сразу же оплачивать большие суммы за потребленные объемы энергии и энергоресурсы. Официально публикуемым показателем состояния покупательной способности является индекс потребительских цен, который может быть обозначен как (Ипц).

В связи с этим, уровень возможного (допустимого) повышения тарифов, рассчитанный по выражению (1), должен быть дополнительно уточнен для конечных потребителей с учетом изменения индекса потребительских цен (Ипц). Величина индекса потребительских цен, как правило, имеет тенденцию роста, о чем свидетельствуют приведенные выше в табл. 7,8 данные. Величина индекса потребительских цен за рассмотренный период 2009-2016 г.г. изменилась в пределах 4,6^7,4%., что в относительных единицах составляет 1,046^1,074. Целесообразно индекс потребительских цен (Ипц) ввести в формулу (4), которая с учетом этого примет следующий вид:

АТ' = а•к •

1

Ип

(5)

где АТ' - конечный тариф на энергоресурсы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к - коэффициент роста валовой добавленной стоимости (ВДС), или валового внутреннего продукта (ВВП);

а - коэффициент, устанавливаемый в масштабах страны в директивном порядке (а<1);

Ипц- индекс потребительских цен (принимается согласно данных национальных счетов ).

Логично рекомендовать применение формул (4) и (5) следующим образом:

- формулу (4) для расчета тарифов на энергоресурсы (или другие материальные услуги) при финансовых взаимоотношениях на стадии промежуточного потребления отраслями, производственными предприятиями или другими организациями, производящими продукцию, учитываемую в виде «выпуска»;

- формулу (5) для расчета тарифов на энергоресурсы (или другие материальные услуги), оплачиваемые населением, или организациями непроизводственной сферы по прямым счетам за потребленную ими энергию, энергоресурсы или другие виды услуг.

Вся система изменения тарифов должна быть прозрачной и понятной потребителям, обоснованной и логичной, а не насильственной.

ВЫВОДЫ.

1. Разработан метод расчета предельных уровней возможного повышения тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты в отраслях экономики РМ, исходя из анализа показателей Национальных счетов. В основу метода положен принцип: уровни повышения тарифов не должны обгонять рост объемов валовой добавленной стоимости (ВДС), реального валового внутреннего продукта (ВВП) и покупательной способности потребителей.

2. Проведен анализ макроэкономических показателей экономики Республики Молдова за период 2002-2014 г.г., который свидетельствует о том, что рост объемов реального ВВП в Республике Молдова не

превышал 4-10% , а в период 2009-2014 г.г. 4,8-6,1%.

3. Выведены формулы, которые позволяют осуществлять практические расчеты допустимых предельных уровней возможного установления тарифов на энергоресурсы и другие материальные затраты для потребителей на стадии производства продукции и конечного ее потребления с использованием показателей Национальных счетов. Основываясь на предложенных принципах и использовании реальных показателей, характеризующих экономику страны, сделано предположение, что реальные повышения тарифов не должны превышать 3-4% в год, что обеспечит стабильность и устойчивое развитие экономики страны.

Литература (References)

[1]. Conturi Nationale a.2014. Biroul National de Statisticä al Republicii Moldova. Chi^inäu, 2015. [National Accounts a.2014. National Bureau of Statistics of the Republic of Moldova. Chisinau, 2015.]

ПРИЛОЖЕНИЕ. ВИД ДОКУМЕНТА НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА

0

IF Conturi Tabele Resurse - Utilizäri

Nationale

2014 ИИИИмЮ! Таблицы Ресурсы -Использование

Сведения об авторе.

Постолатий В.М., д.х.т.н., академик АНМ, зав. лаб. управляемых электропередач Института энергетики АНМ. Область научных интересов: энергетические системы, управляемые линии электропередач переменного тока повышенной пропускной способности, проблемы передачи энергии, режимы энергетических систем, переходные электромеханические процессы, электрические станции, теплоэнергетика, экономика энергетика, вопросы управления энергетическим комплексом, вопросы энергоэффективности и энергосбережения, возобновляемой энергетики.Е-шаП: vpostolati@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.