Научная статья на тему 'Методы прогнозных расчетов бюджета субъекта Российской Федерации с использованием системы счетов валового регионального продукта (на примере г. Москвы)'

Методы прогнозных расчетов бюджета субъекта Российской Федерации с использованием системы счетов валового регионального продукта (на примере г. Москвы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов Анатолий Владимирович, Чистякова Светлана Владимировна

В статье описана система расчетов доходной и расходной частей бюджета Москвы, позволяющая определять на перспективу основные показатели городского бюджета во взаимосвязи с показателями системы счетов производства, распределения и использования валового регионального продукта, объема и структуры затрат на производство продукции и услуг в разрезе важнейших отраслей городской экономики, а также с учетом взаимосвязи отдельных элементов доходов и расходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Суворов Анатолий Владимирович, Чистякова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методы прогнозных расчетов бюджета субъекта Российской Федерации с использованием системы счетов валового регионального продукта (на примере г. Москвы)»

ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

А.В. Суворов, С.В. Чистякова

МЕТОДЫ ПРОГНОЗНЫХ РАСЧЕТОВ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ СЧЕТОВ ВАЛОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДУКТА (на примере г. Москвы)

В статье описана система расчетов доходной и расходной частей бюджета Москвы, позволяющая определять на перспективу основные показатели городского бюджета во взаимосвязи с показателями системы счетов производства, распределения и использования валового регионального продукта, объема и структуры затрат на производство продукции и услуг в разрезе важнейших отраслей городской экономики, а также с учетом взаимосвязи отдельных элементов доходов и расходов бюджета.

Система прогнозных расчетов доходной и расходной частей бюджета г. Москвы, представленная ниже, разработана в ходе исследований, результаты которых частично отражены в [1]. В методическом плане она является развитием инструментария прогнозирования, описанного в [2]. Система представляет собой совокупность балансовых тождеств и уравнений, связывающих показатели пяти счетов: производства валового регионального продукта (ВРП); образования доходов; использования ВРП на потребление и накопление; баланса денежных доходов и расходов населения; доходов и расходов бюджета Москвы. Основное ее назначение -дополнительное инструментальное обеспечение анализа показателей проекта бюджета на очередной год и среднесрочного финансового плана с точки зрения их соответствия показателям прогноза развития экономики и социальной сферы города, определения возможных альтернатив налоговой и бюджетной политики.

Данная модель (система расчетов) характеризуется значительным числом экзогенно задаваемых структурных параметров и переменных. Часть параметров оценивалась эконометрическими методами, и их значения предполагаются постоянными (по крайней мере, на среднесрочную перспективу). Часть параметров представляет собой относительные показатели, подлежащие обновлению по мере накопления информации. Наконец, структуризация переменных, принятая в модели, требовала в ряде случаев специальных вычислений на отчетном временном интервале.

Прогнозные расчеты показателей счета производства. В агрегированном виде счет производства представляет собой соотношение:

УЛ =Х - М, (1)

где УЛ - валовая добавленная стоимость (ВДС); X - валовой выпуск; М -промежуточное потребление.

Соответственно для каждой из выделенных в счете производства представленной модели отраслей (см. Приложение) промежуточное потребление структурировано следующим образом:

М= М\ + М2 +М3 + М4 +М5 + М6 , (2)

где М - промежуточное потребление, всего; М1 - топливо (без газа); М2 - газ (включая расход в качестве топлива и на переработку); М3 - энергия (электрическая и тепловая); М4 - транспорт; М5 - импортное сырье и материалы; М6

- прочее промежуточное потребление.

Для проведения прогнозных расчетов счета производства на перспективный год задаются следующие экзогенные переменные:

- индексы цен на ресурсы, входящие в состав промежуточного потребления, -(топливо, газ, энергия, расходы на транспортировку грузов);

- курс доллара;

- индексы цен на продукцию в рыночном секторе;

- индексы физических объемов производства.

Источником информации об индексах цен на указанные ресурсы могут являться, прежде всего, данные последнего официально опубликованного макроэкономического прогноза Минэкономразвития России. Цены на топливо, энергию и услуги транспорта, а также курс доллара - основные сценарные переменные в этом прогнозе. Их динамика (прямо или косвенно) контролируется федеральным правительством, поэтому обоснованно считать, что на уровне субъекта Федерации динамика цен на данные ресурсы будет аналогичной. Отметим, что при разработке проекта бюджета Москвы на очередной год, либо финансового плана на среднесрочную перспективу Правительством Москвы в настоящее время используется в качестве базового экзогенного параметра лишь общий индекс оптовых цен, хотя в принципе разработка названных документов не может не опираться на дифференцированную информацию о ценах.

Индексы цен на продукцию рыночного сектора задаются на основе следующей информации. Индексы цен на продукцию промышленности, строительства и торговли приравниваются соответственно к дефляторам по промышленности, инвестициям в основной капитал и товарооборота, рассчитываемым по материалам, прилагаемым к проекту бюджета (среднесрочного финансового плана). В материалах обычно имеются также данные об увеличении тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Для всех остальных отраслей индекс цен принимается на уровне среднего индекса-дефлятора ВРП.

Индексы физического объема выпуска на перспективный год содержатся в материалах к прогнозу развития экономики Москвы и проекта бюджета. Индекс роста продукции промышленности присутствует в них непосредственно; динамика продукции торговли приравнивается к суммарной динамике розничного и оптового товарооборота; динамика продукции строительства - к динамике физического объема инвестиций в основной капитал. Индекс физического объема производства по отраслям, динамика продукции которых не отражена в материалах к проекту бюджета, следует принимать равным индексу физического объема ВРП. При этом для расчета общего объема производства товаров используется экзогенный параметр, показывающий долю выпуска прочих отраслей в сумме выпуска промышленности и строительства. Он вычисляется по отчетным данным базисного года и принимается постоянным на прогнозный период.

Далее, экзогенно задается система коэффициентов затрат указанных выше видов ресурсов, входящих в состав промежуточного потребления, в расчете на 1 руб. продукции в ценах базисного года. Эти коэффициенты определяются по данным формы 5-з. Как правило, на момент анализа проекта бюджета Контрольносчетной палатой Москвы на следующий год (начало сентября текущего года) данные формы 5-з используются с двухгодичным лагом (например, в анализе проекта бюджета на 2006 г. (сентябрь 2005 г.) приходилось оперировать данными за 2003 г.).

Коэффициенты затрат топлива (без газа), газа, энергии, расходов на транспортировку грузов, затрат импортного сырья и материалов вычисляются непосредственно по форме 5-з. Далее, вычитанием из общего коэффициента

промежуточного потребления коэффициента, исчисленного для данной отрасли по счету производства ВРП, находится коэффициент прочего промежуточного потребления.

Кроме того, для правильного отражения роли транспортного фактора в формировании затрат полученная система коэффициентов должна быть скорректирована с помощью последней на данный момент таблицы «затраты -выпуск» для экономики России в целом. Новые значения коэффициентов затрат транспорта исчисляются путем суммирования коэффициентов затрат транспорта, определенных по форме 5-з, и коэффициентов, полученных умножением величины общего промежуточного потребления для соответствующей отрасли экономики Москвы на удельный вес транспортной наценки в промежуточном потреблении по данным таблицы «затраты-выпуск» в основных ценах для России в целом. Соответственно коэффициенты затрат остальных видов ресурсов должны быть затем нормированы для сохранения общего коэффициента затрат промежуточного потребления.

Коэффициенты затрат переводятся в цены прогнозного года с помощью соотношения:

а}. О) = а}. (0)(р (Ґ))/ Р(і X (3)

где а ■ - коэффициент затрат ресурсов j-го вида на продукцию отрасли; Р}- -

индекс цен на этот вид ресурсов; Р - индекс цен на продукцию отрасли. Это позволяет определить объемы добавленной стоимости по отраслям в соответствии с соотношением:

УА(і)=Р(і)Х(і) (1 -£а} (І)) , (4)

j

где УА - ВДС отрасли в текущих основных ценах; X - объем выпуска в основных ценах базисного года.

При этом индексы цен на компоненты прочего промежуточного потребления определяются на основе специальной модели, показывающей их зависимость от индексов цен на топливо и энергию:

Р6(І) = Р1(І) “ Р3(г )ь Р (1-“-Р), (5)

где а и в коэффициенты эластичности индекса цен на прочее промежуточное потребление отрасли от индексов цен на топливо и энергию соответственно; Р — средний индекс оптовых цен по промышленности в целом. Коэффициенты эластичности определены на основе специальных статистических исследований [2] и могут считаться на ближайшие годы неизменными.

В соответствии с уравнением (4) определяются объемы ВДС для предприятий отраслей рыночного сектора (промышленность, строительство, прочие отрасли производства, транспорт, связь, торговля, рыночные услуги науки, страхование, прочие рыночные услуги) и для предприятий ЖКХ.

Объем продукции домохозяйств в отраслях промышленности, строительства, торговли и прочих рыночных услуг определяется по индексу изменения доходов населения от предпринимательской деятельности в балансе денежных доходов и расходов населения (БДДР). Это обусловлено тем, что предпринимательские доходы в БДДР близки по методике расчета к сумме валового производства в секторе домохозяйств. Расчет ВДС проводится по упрощенной схеме - задается только коэффициент общего промежуточного потребления. Его величина определяется по данным отчетного года, т.е. он считается постоянным в текущих ценах для прогнозного года.

Для расчета объема промежуточного потребления в отраслях нерыночных услуг используется, как и в рыночных отраслях, система коэффициентов в номенклатуре соотношения (2), но эти коэффициенты показывают долю затрат соответствующего ресурса в общей величине промежуточного потребления, соответствующие им индексы цен на ресурсы и показатель изменения физического объема выпуска нерыночных услуг.

В итоге объем промежуточного потребления в отраслях нерыночных услуг определяется по соотношению:

М(?) = М(0)Х7(0£ а} (0)р (?), (6)

з

где Х(?) - индекс физического объема выпуска.

ВДС нерыночных услуг находится суммированием фонда оплаты труда, начислений на него и условной величины амортизации основного капитала.

Фонд оплаты труда определяется с использованием экзогенных показателей: его доли в общем объеме услуг в базисном году, индекса роста физического объема услуг и индекса, отражающего повышение номинальной оплаты труда помимо «естественного» роста, т.е. пропорционального росту физического объема выпуска. Доля фонда оплаты труда в общем объеме услуг в базисном году исчисляется по данным о структуре расходов бюджета субъекта Федерации по экономическим элементам.

В материалах к проекту бюджета на очередной год показатели изменения физического объема нерыночных услуг отсутствуют. В СНС эти индексы исчисляются, как известно, на основе динамики занятости в соответствующих отраслях. При таком подходе индекс, отражающий рост номинальной оплаты труда помимо «естественного» роста, автоматически приравнивается к индексу средней оплаты труда.

Начисления на оплату труда определяются с использованием экзогенного показателя их доли в нерыночных услугах в базисном году (исчисляется также по бюджетной отчетности), динамики оплаты труда в прогнозном году (см. выше) и динамики основной ставки ЕСН (задается экзогенно и является объектом выбора на перспективу). Амортизация задается пропорционально динамике фонда оплаты труда. Таким образом:

ж (?)=40) х (0) XI (? т)

5 (?) = 5(0) X (0) Г (?) / Ж (0)с(?) / с(0) (7)

Л(?) = а(0) X (0)Ж (?)/ Ж (0)

УЛ(?) = Ж (?) + 5 (?) + Л(0, где Ж - оплата труда; 5 - начисления на оплату труда; Л - амортизация; w, 5', а -соответствующие коэффициенты затрат в расчете на единицу выпуска в базисном году; Х(0) - объем нерыночных услуг в базисном году; с(?), с(0) - нормы начислений ЕСН в текущем и базисном годах.

Обратим внимание, что в выражении (7) отсутствует индекс цен на продукцию нерыночных услуг (так как это - сумма затрат), а выпуск в текущих ценах определяется лишь как сумма промежуточного потребления и ВДС:

Х(?) = М(?) + УЛ(?). ( 8)

В результате, совокупность перечисленных выше экзогенных переменных позволяет определить суммарную ВДС или ВРП региона в основных ценах. Для исчисления ВРП в рыночных ценах к суммарной ВДС прибавляется величина налогов на продукты и вычитается величина субсидий на продукты. Эти переменные содержатся в расчетах доходной части бюджета.

Прогнозные расчеты показателей счета образования доходов. Счет образования доходов, необходимый для определения на перспективу величины прибыли, т.е. важнейшего элемента налоговой базы региона, составляется следующим

образом. Из объема ВРП в основных ценах вычитаются все другие виды первичных доходов:

Я = У - Ж - 5 - 5Я- (Тх-Дх) - Л , (9)

где У - объем ВРП в основных ценах; Ж - фонд оплаты труда; 5 - начисления на заработную плату; ТХ - налоги на производство; Дх - субсидии на производство; 5Я - смешанные доходы и скрытая оплата труда; Л - амортизация; Я - прибыль (в терминах системы национальных счетов этот показатель можно назвать валовой прибылью за вычетом амортизации).

В расчете на перспективу фонда оплаты труда для предприятий рыночного сектора и ЖКХ экзогенно задается система коэффициентов «зарплатоемкости» выпуска в неизменных ценах базисного года, показывающих расход фонда заработной платы на 1 руб. выпуска в базисном году. Эти коэффициенты определяются по данным формы 5-з аналогично коэффициентам затрат материальных ресурсов.

Далее, на перспективу определяются коэффициенты зарплатоемкости выпуска продукции отдельных отраслей на основе соотношения:

w(t) = w(0)ХI(t)/P(t), (10)

где w(0), w(?) - коэффициенты зарплатоемкости соответственно в базисном и в году ?; Х(?) - индекс изменения физического объема выпуска; Р(?) - индекс цен на продукцию отрасли. Рассчитанная таким образом величина коэффициента показывает долю оплаты труда в объеме продукции отрасли в текущих ценах в условиях «естественного» его роста. Поскольку в действительности рост номинальной оплаты труда происходит под влиянием и других факторов, в прогнозных расчетах это учитывается путем экзогенного задания индекса, отражающего рост номинальной оплаты труда помимо «естественного» роста. При проведении прогнозных расчетов простейший способ задания величины этого индекса состоит в экстраполяции на прогнозный период его значения в базисном году. Для упрощения расчетов этот индекс предусмотрен в данной расчетной схеме единым для всех отраслей.

Как видно, эта схема расчета аналогична рассмотренной выше схеме расчета фонда оплаты труда в бюджетных отраслях. В результате фонд оплаты труда в рыночном секторе определяется соотношением:

Ж(?) = (^ (?жг (?Ш?), (11)

где Ж(?) - фонд оплаты труда; Х(?) - валовой выпуск г'-й отрасли; Q(t) - индекс изменения оплаты труда помимо его «естественного» роста.

Начисления на заработную плату определяются по средней фактической норме от фонда оплаты труда в базисном периоде с корректировкой на перспективу в соответствии с экзогенно задаваемым средним тарифом начислений (аналогично соотношению (7)).

Смешанные доходы и скрытая оплата труда 5Я равны сумме ВДС сектора домохозяйств в счете производства 5Я1 и так называемых «других доходов» в балансе денежных доходов и расходов населения 5Я2 (являющихся именно скрытой оплатой труда). ВДС сектора домохозяйств определена при прогнозировании счета производства. Расчет скрытой оплаты труда строится с помощью экзогенно задаваемых долей ее 5гг в ВДС предприятий отдельных отраслей экономики города:

5Я2 = 2 5г1УЛ1 . (12)

г

За отчетный 2004 г. год эти доли исчислены по результатам специального исследования [1]. Обновление этих параметров (например, для проведения в 2006

г. экспертизы проекта бюджета на 2007 г.) возможно с помощью нормировки, исходя из соотношения отчетных значений скрытой оплаты труда в БДДР базовых лет в каждом цикле расчетов - в данном примере это 2005 и 2004 гг.:

ягг2005 = яг?004 (Ж2 2005 /Ж22004) . (13)

Налоги на производство представляют собой сумму налогов в себестоимости продукции и налога на имущество предприятий. Расчет налогов в себестоимости продукции строится аналогично расчету фонда оплаты труда для предприятий рыночного сектора с помощью экзогенно задаваемых коэффициентов «затрат» налогов в расчете на 1 руб. выпуска. Они также исчисляются по форме 5-з. Налог на имущество предприятий рассчитывается на основе экзогенно заданной нормы налога и стоимости основных фондов отраслей рыночного сектора на начало прогнозного года. Норма налога в базисном году рассчитывается делением суммы поступившего налога на стоимость основных фондов. На перспективу эта фактическая норма вычисляется по динамике номинальной ставки налога. Поскольку, как показывают отчетные данные, изменение их текущей стоимости лишь в незначительной степени связано с вводом новых основных фондов, оно определяется изменением оценки действующих фондов. Поэтому на ближайшую перспективу (несколько лет) коэффициент удорожания фондов можно определять исходя из среднего изменения уровня цен.

Субсидии на производство представляют собой незначительную величину. По имеющимся общим методическим указаниям, они применительно к Москве - часть субсидий на развитие малого бизнеса. При анализе проекта бюджета на будущий год их величина в счете образования доходов может задаваться по динамике общей суммы расходов на поддержку малого бизнеса.

Расчет амортизации выполняется по норме от величины стоимости основных фондов на начало года (без ЖКХ, образования, здравоохранения, науки, культуры). Общий объем амортизации за базовый отчетный год исчисляется по данным формы 5-з с поправкой на полный круг отчетности ( в настоящее время величина этого коэффициента - 112%).

Определенная, в результате, по соотношению (9) величина прибыли не соответствует балансовой прибыли в финансовой отчетности. Причины этого несовпадения - в отдельных видах операционных и внереализационных доходов и расходов, а также в налогах (и отчетах об объеме прибыли) только юридических лиц, зарегистрированных на данной территории. В данной системе расчетов соответствие между расчетной прибылью, исчисляемой по соотношению (9), и фактической прибылью устанавливается с помощью экзогенно заданного коэффициента пропорциональности, зафиксированного на уровне базисного года:

ЯБ=Я- г| У, (14)

где ЯБ - балансовая прибыль; ^ - норма невязки в процентах к ВРП, исчисленная по данным базисного года.

Прогнозные расчеты показателей БДДР. Основным элементом денежных доходов является фонд оплаты труда. Экзогенные переменные, используемые при расчете фонда оплаты труда в секторах нерыночных и рыночных услуг и ЖКХ были рассмотрены выше. К этому необходимо добавить, что для расчета фонда оплаты труда по нерыночным услугам в БДДР соответствующий фонд оплаты труда (определенный при составлении счета производства) дополнительно умножается на экзогенный коэффициент досчета, исчисленный по данным базисного года. Это связано с тем, что в счете образования доходов величина полного фонда оплаты труда на территории региона меньше на оплату части нерыночных услуг ( услуг за счет средств федерального бюджета), которая не учтена в общем объеме произведенного ВРП.

Другие доходы (скрытая оплата труда) определяются как доли в ВДС предприятий отдельных отраслей экономики города.

Социальные трансферты разделены на пенсии, пособия, стипендии. В свою очередь пенсии, пособия, стипендии разделены по источникам финансирования: из бюджета Москвы, из федерального бюджета, из начислений на оплату труда (т.е. в конечном счете из пенсионного фонда и фонда социального страхования). Данные о финансировании из бюджета Москвы для базисного года берутся из отчетности

об исполнении бюджета (позиция «трансферты населению» в экономической классификации расходов); о финансировании из федерального бюджета - по экспертной оценке в размере 20% финансирования пенсий в федеральном бюджете. Источник финансирования оставшейся части - начисления на оплату труда (в 2004 г. 46,3% общего фонда пенсий, пособий, стипендий). На перспективу поступления из федерального и регионального бюджетов определяются экзогенно заданными индексами. Оставшаяся часть рассчитывается по индексу общей величины начислений, определяемого по составлении счета образования доходов.

Доходы от предпринимательской деятельности рассчитываются как сумма торгового наложения в индивидуальной торговле и объема услуг, оказываемых физическими лицами. Поэтому их величина должна определяться спросом на товары, которые продаются в индивидуальной торговле и спросом на соответствующие виды услуг. Изменение спроса зависит от изменения реального дохода с коэффициентом эластичности, величина которого (0,581) определена по ретроспективным данным. Последний является экзогенной переменной и на перспективу нескольких лет может считаться постоянным.

В результате, уравнение для расчета доходов от предпринимательской деятельности выглядит следующим образом:

РД (?) = ( Ж (?) + 5Т (?) + РД (?) + ДЯ(?) ^0,581 ) (15)

^ (Ж (0) + 5Т (0) + РД (0) + ДЯ(0))Р(?) 0 где РД - доходы от предпринимательской деятельности; Ж - фонд оплаты труда;

5Т - социальные трансферты; ДЯ - другие доходы (скрытая оплата труда); Р -

индекс потребительских цен.

При определении на перспективу объема доходов от собственности (процентов, дивидендов, выплат по ценным бумагам, доходов от продажи недвижимости) используются следующие экзогенные параметры.

Для расчета суммы процентов по депозитам экзогенно задаваемая величина среднего процента по депозитам умножается на величину сбережений на начало года. Для базисного года величина среднего процента исчисляется делением суммы процентов по отчетному БДДР на величину сбережений. На перспективу величина среднего процента в значительной степени обусловлена динамикой ставки рефинансирования, которая в свою очередь зависит от параметров инфляции. Поэтому при отсутствии прямых данных о перспективной величине ставки рефинансирования динамику среднего процента можно определять по динамике инфляции.

При расчете дивидендов экзогенным параметром является их доля в общем объеме балансовой прибыли (последняя на перспективу определена в счете образования доходов). Для базисного года величина этой доли определяется делением суммы дивидендов в отчетном БДДР на величину балансовой прибыли. На перспективу величину этого параметра в настоящее время целесообразно устанавливать на уровне базисного года, поскольку отсутствует какая-либо модель, объясняющая ее изменение.

При расчете выплат по ценным бумагам экзогенным параметром является их доля в накопленной на начало года величине ценных бумаг. Отметим, что за неимением отчетной статистики о накоплениях населения в ценных бумагах в региональном разрезе их величина для Москвы получена по среднему соотношению этих накоплений и вкладов в банках по России в целом. На перспективу значение указанной доли зафиксировано на уровне базисного года. Накопления на конец прогнозного года рассчитываются путем прибавления к накоплениям на начало года суммы прироста сбережений, способ расчета которого описан ниже.

При расчете доходов от продажи недвижимости экзогенным параметром является отношение прироста доходов от продажи недвижимости к приросту покупок недвижимости. Величина данного параметра определена по отчетным данным БДДР за 2000-2003 гг. и принята фиксированной на перспективу. Таким образом, получаем следующее линейное соотношение:

У(?) = а (х(?)-х(0))+у(0), (16)

где У - продажа недвижимости; Х - покупка недвижимости; а - указанный выше параметр, определенный по отчетным данным БДДР.

Для определения доходов от продажи иностранной валюты используется аналогичное (16) соотношение. Экзогенным параметром является отношение прироста доходов от продажи валюты к приросту расходов на ее приобретение. Он также определен по отчетным данным БДДР и принят постоянным на перспективу. Использование такой зависимости связано с тем, что, по экспертным оценкам, величина «внутреннего оборота» в сумме продаж валюты значительна (население покупает валюту, потом продает, вновь покупает и т.д.).

Определение элементов денежных расходов в БДДР начинается с определения величины обязательных платежей и разнообразных взносов. Объем налогов с фонда оплаты труда (ФОТ) и аналогичные доходы определяются с использованием параметра, характеризующего среднюю фактическую ставку этого налога применительно к ФОТ. Для базисного года она исчисляется по отчетным данным о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему и о ФОТ в БДДР, на перспективу - по динамике основной ставки на доходы физических лиц (в настоящее время 13%). Налог на дивиденды и выигрыши рассчитывается по норме налога, показывающей отношение его объема к сумме дивидендов. Налог на доходы предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, в настоящее время крайне незначителен ввиду малого объема официально фиксируемых доходов данного вида. Поэтому для упрощения расчетов он вычисляется по норме к сумме указанных выше видов налогов на доходы физических лиц. Ее значение на перспективу фиксируется на уровне базисного года.

Прочие сборы рассчитываются как доля в ФОТ. Ее перспективное значение также устанавливается на уровне базисного года.

Для расчета платежей по страхованию используется параметр, показывающий их долю в сумме ФОТ, доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности и др. На перспективу его величина устанавливается постоянной на уровне базисного года.

Расчет расходов на товары и услуги осуществляется с использованием функций спроса, показывающих зависимость их от общей суммы денежных доходов за вычетом налогов и сборов:

У(?) = [(ДД(?) -TN(?))/Р(?)]“Р(?) , (17)

где У - расходы на товары (услуги) в текущих ценах; БД - общая сумма денежных доходов (без доходов от продажи валюты); ТЫ - величина налогов и сборов; Р - индекс потребительских цен; а - коэффициент эластичности спроса от дохода. Экзогенными параметрами в данном случае являются значения коэффициентов эластичности, величины которых определены по данным статистики товарооборота, платных услуг и материалов обследований бюджетов домохозяйств. Для расходов на товары значение коэффициента эластичности составляет 0,64, для расходов на услуги - 0,41. На перспективу они принимаются неизменными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для определения общей суммы прироста сбережений населения и расходов на приобретение иностранной валюты используется уравнение, аналогичное уравнению (17), т.е. эта суммарная переменная зависит от уровня реального дохода за вычетом налогов и сборов. Коэффициент эластичности - 1,43 - также является неизменным на перспективу.

Далее, из этой суммарной величины выделяется прирост сбережений посредством зависимости, аналогичной (16):

У(0 = у(0)+а(х(і)-х(0)), (18)

где У - прирост сбережений; Х - суммарная величина покупок валюты и прироста сбережений; ё - параметр, определенный по отчетным данным БДДР, принимаемый на перспективу постоянным. Соответственно остаток составляет величину расходов на покупку валюты.

Расходы на покупку недвижимости вычисляются с помощью соотношения, аналогичного (18), в котором в качестве аргумента выступает прирост доходов за вычетом налогов и сборов. Соответственно экзогенный параметр характеризует в данном случае отношение прироста расходов на покупку недвижимости к приросту располагаемого дохода. Он также рассчитывается по отчетным данным БДДР и принимается постоянным на перспективу.

Для расчета величины изменения задолженности по кредитам используется параметр, показывающий отношение ее к общему расходу на покупку товаров. В принципе для этого компонента расходов требуется построение более содержательной модели. Однако рынок торговли в кредит по-настоящему начал формироваться лишь в последние два года, поэтому необходимо накопление дополнительной информации.

Прирост средств на счетах индивидуальных предпринимателей задается экзогенно.

В итоге, вычитая из величины располагаемого дохода расходы на товары и услуги, сбережения, расходы на покупку валюты, недвижимости, прирост задолженности по кредитам, определяем прирост рублевой наличности на руках у населения.

Прогнозные расчеты показателей счета использования ВРП на потребление и накопление. Основной элемент использованного ВРП -фактическое конечное потребление - определяется без специальных экзогенных параметров на основе показателей БДДР и счета производства. Расходы на покупку товаров и услуг в составе конечного потребления домохозяйств рассчитываются по индексу покупки товаров и услуг по БДДР. По этому же индексу рассчитываются условно начисленные расходы на товары и услуги, полученные в натуральной форме. Социальные трансферты в натуральной форме вычисляются по индексу объема нерыночных услуг в соответствии со счетом производства.

Коллективные услуги государственных учреждений рассчитываются аналогично социальным трансфертам по динамике нерыночных услуг.

Показатели динамики общего объема инвестиций и инвестиций из бюджета региона всегда присутствуют в проекте бюджета и прилагаемых к нему материалах. Поэтому при анализе сбалансированности показателей бюджета и прогноза социально-

экономического развития эти важнейшие элементы валового накопления основного капитала в составе использованного ВРП не требуют специального вычисления.

При расчете и структуризации показателей валового накопления основного капитала используются следующие экзогенные параметры, принимаемые неизменными на перспективу по данным базисного года:

- норма НДС в незаконченных объектах в общей сумме инвестиций в основной капитал. С помощью этого параметра рассчитывается НДС по незаконченным объектам, входящий в состав валового накопления, но не учитываемый при определении объема инвестиций в основной капитал;

- доля инвестиций малых предприятий по отношению к сумме инвестиций крупных и средних предприятий за счет собственных средств;

- доля нематериальных активов в общем объеме валового накопления основного капитала;

- доля прочих привлеченных средств в сумме расходов регионального бюджета на прочие субсидии и капитальные трансферты;

- доля затрат на передачу прав собственности на жилые здания в общей сумме инвестиций;

- индексы роста инвестиций за счет кредитов банков и за счет федерального бюджета (на перспективу может быть применена экстраполяция по данным за предыдущие годы).

Чистое приобретение ценностей в составе валового накопления основного капитала представляет собой расходы населения на приобретение ювелирных изделий, отражаемые в товарообороте, поэтому на перспективу этот элемент рассчитывается по динамике расходов на товары в БДДР.

Капитальный ремонт в составе валового накопления основного капитала - это капитальный ремонт за счет средств бюджета, и его объем определяется по соответствующей статье в расходной части регионального бюджета.

Наконец, прирост материальных оборотных средств рассчитывается по доле его в использованном ВРП, принимаемой постоянной на уровне базисного года.

Прогнозные расчеты показателей доходов и расходов бюджета г. Москвы. В составе налоговых доходов бюджета в модели выделены следующие основные позиции:

1. Налог на прибыль организаций 6. Налоги на имущество

2. Подоходный налог с физических лиц 7. Платежи за пользование природными

3. Налог на игорный бизнес ресурсами

4. Акцизы 8. Транспортный налог

5. Налоги для предприятий со спецрежимом 9. Прочие налоги, пошлины, сборы

Для расчета налога на прибыль используется экзогенно задаваемая ставка налога на прибыль (объем которой определен в результате составления счета образования доходов). Для базисного года исчисляется фактическая ставка как отношение уплаченного налога к полученной прибыли. На перспективу она определяется по индексу изменения основной ставки налога на прибыль. Эта информация всегда имеется в материалах проекта бюджета.

Порядок расчета налога на доходы физических лиц и совокупность используемых для этого экзогенных параметров описаны выше.

Налог на игорный бизнес является экзогенно задаваемой величиной.

Акцизы в бюджете города включают два основных компонента: акцизы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и на алкогольную продукцию. Объемы поступлений этих налогов при фиксированных ставках могут считаться пропорциональными объему потребления соответствующих товарных групп на территории Москвы. Для определения на перспективу этих налогов используются функции спроса, показывающие зависимость объемов товарооборота топлива и

алкоголя от общего объема оборота розничной торговли в городе и от относительного индекса цен. Поскольку в расчетной схеме индекс цен на алкогольную продукцию специально не выделен, то в функции спроса на алкоголь индекс относительных цен не используется.

Если перейти к индексам общего объема товарооборота по отношению к базисному году, то формулы расчета акцизов будут иметь вид:

ТЛх{і) = (С(0/ с (0))а (Р(ґ)/ Р(0)) у Р^ТЛ^) ІЛх{і); (19)

ТА2 (ґ ) = (С(ґ) / с (0))Р Р(ґ)ТЛ2 (0)ІЛ2 (?), где ТАі(і) — объем акцизов на ГСМ (/=1) и алкоголь (і =2) в текущем году; ІА(і)і -индексы средних ставок акцизов в текущем году по отношению к базисному; с -расходы на товары в неизменных ценах; Р\ индекс цен на топливо; Р2 - индекс потребительских цен; а, Р - коэффициенты эластичности расходов на топливо и алкоголь от общего объема товарооборота, у - коэффициент эластичности от относительного индекса цен.

Значения экзогенных коэффициентов эластичности определены путем построения регрессии по данным выборочного обследования бюджетов домохозяйств в разрезе децильных доходных групп. Значения их составляют: для топлива - 1,45, для алкоголя -1,26, коэффициент эластичности от относительного индекса цен равен (-0,3). На перспективу эти коэффициенты принимаются постоянными.

Зависимости и параметры, используемые для расчета налога на имущество предприятий, описаны выше.

Налоги на имущество населения ввиду их незначительности задаются экзогенно.

Платежи за пользование природными ресурсами являются элементом

себестоимости продукции и входят вместе с налогом на имущество предприятий в состав налогов на производство, отражаемых в счете образования доходов. Для расчета на перспективу объема платежей за пользование природными ресурсами используется параметр, показывающий долю их в общем объеме налогов в

себестоимости продукции.

Транспортный налог с предприятий также входит в себестоимость продукции. Он рассчитывается аналогично платежам за пользование природными ресурсами с

применением параметра, показывающего долю его в общем объеме налогов в

себестоимости продукции. Оба параметра определяются для базисного года по отчетности о поступлении налогов и сборов в бюджетную систему и данным формы 5-з.

Транспортный налог с населения рассчитывается как доля в прочих платежах и сборах населения, которые в свою очередь определяются пропорционально сумме доходов населения.

Для обеспечения расчета ВРП в рыночных ценах из состава налогов выделяются налоги на продукты. В городском бюджете к налогам на продукты в настоящее время относятся акцизы на ГСМ и алкогольную продукцию. Поскольку только часть их поступает в бюджет города, полная их величина рассчитывается с использованием экзогенных параметров, характеризующих распределение акцизов между федеральным центром и городом. Кроме того, к налогам на продукты относится также налог на добавленную стоимость, взимаемый на территории города (но поступающий в настоящее время целиком в федеральный бюджет). Его величина вычисляется по сложившемуся в базисном году соотношению фактического поступления налога и суммарной ВДС предприятий, производящих рыночные товары и услуги. Если на перспективу предполагается изменение ставок НДС, значение данного параметра может быть откорректировано по индексу изменения основной ставки.

Неналоговые доходы слагаются из следующих основных их элементов: от сдачи в аренду имущества, от продажи квартир, из прочих неналоговых доходов, перечислений из федерального бюджета. Последние два задаются экзогенно. Расчет объема доходов от сдачи в аренду имущества производится с использованием индекса удорожания основных фондов. Доходы от продажи квартир определяются на перспективу по доле их в объеме инвестиций из бюджета города. Этот параметр для базисного года вычисляется по данным об исполнении бюджета и принимается постоянным на перспективу.

Расходная часть бюджета в данной системе расчетов представлена в разрезе следующих элементов.

Поскольку объемы расходов по отдельным элементам являются управляемыми величинами, то в рамках расчетной схемы они задаются на перспективу с помощью экзогенных по отношению к базисному году индексов. Соответственно перебор значений этих индексов позволяет проводить вариантные расчеты, при этом меняется как расходная, так и доходная часть бюджета.

Если же ставится задача анализа сбалансированности показателей проекта бюджета и его соответствия показателям прогноза социально-экономического развития на очередной год, то указанные выше индексы подбираются в соответствии с показателями расходов, содержащимися в проекте бюджета. При этом следует иметь в виду, что исчерпывающей информации о структуре расходов по экономической классификации расходов в материалах к проекту бюджета нет.

Такие элементы расходов, как капитальные расходы (с выделением инвестиций и капитального ремонта), выплата процентов, кредиты за вычетом погашения, непосредственно содержатся в материалах, прилагаемых к проекту бюджета. Кроме того, в них содержатся также данные об основной части субсидий на продукты (субсидии ЖКХ) и трансфертов населению (доплаты к пенсиям и другие денежные выплаты). С помощью этих данных могут быть построены индексы изменения соответственно общего объема субсидий на продукты и трансфертов населению. Субсидии на производство относительно незначительны и могут быть заданы с помощью общего индекса расходов на поддержку малого бизнеса.

Поскольку общая сумма расходов бюджета фиксированна, то остаток указывает сумму расходов на услуги бюджета (в точной формулировке термина - расходов на закупку товаров и оплату услуг). Соответственно индекс изменения данной статьи, уточненный относительно базисного года, может быть использован для определения объема нерыночных услуг в счете производства, чтобы обеспечить соответствие показателей системы счетов ВРП и бюджета.

Таким образом, одну из существенных проблем накопления методически сопоставимой ретроспективной информации, необходимой для обеспечения прогнозных расчетов, представляют, как отмечено в [1], различия между отчетностью о производстве продукции и услуг в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства и применяемым с 2005 г. классификатором видов экономической деятельности.

1. Субсидии на производство

2. Субсидии на продукты

3. Прочие субсидии

4. Трансферты текущие

6. Капитальные затраты

7. Инвестиции

8. Капитальный ремонт

9. Капитальные трансферты

10. Кредиты за вычетом погашения

11. Выплата процентов

в том числе населению

5. Услуги

* * *

Определенные проблемы возникают и в связи с введенной в 2005 г. новой экономической классификацией расходов бюджета, требующей дополнительных расчетов по приведению ретроспективных данных о расходах в соответствие с новой классификацией. Это касается, прежде всего, капитальных расходов. Соответственно может измениться и система соотношений, связывающих показатели расходной части бюджета и использованного ВРП.

Литература

1. Суворов А.В., Чистякова С.В. Вопросы построения системы счетов валового регионального продукта для прогнозирования экономики региона (на примере города Москвы) //Проблемы прогнозирования. 2000. № 5

2. Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона //Проблемы прогнозирования. 2003. № 4.

Приложение

Структура счета производства по отраслям и секторам, принятая в модели прогнозирования доходной и расходной частей бюджета г. Москвы

Производство товаров

Промышленность предприятия домохозяйства Строительство предприятия домохозяйства Прочие отрасли по производству товаров

Рыночные услуги

Транспорт

предприятия

домохозяйства

Связь

Торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг предприятия домохозяйства Жилищно-коммунальное хозяйство (рыночные услуги)

Страхование

Наука и научное обслуживание Прочие рыночные услуги предприятия домохозяйства

Нерыночные услуги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.