Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БИБЛИОТЕКИ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БИБЛИОТЕКИ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
15
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библиотека / информационный институт / социологическое исследование / библиотечное обслуживание / развитие / library / information institute / sociological research / library services / development

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ушаков Е.Н., Гуляев И.И.

В данной статье рассматривается социологическое исследование в определении роли и развитии библиотеки как информационного института в городской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE INSTITUTE OF LIBRARY IN BELGOROD CITY"

This article examines a sociological study in determining the role and development of a library as an information institution in an urban environment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БИБЛИОТЕКИ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ»

УДК 316.7

Ушаков Е. Н. магистрант

Научный руководитель: Гуляев И. И., к.с.н.

доцент

Белгородский государственный национальный исследовательский

университет НИУ «БелГУ»;

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА БИБЛИОТЕКИ В ГОРОДЕ БЕЛГОРОДЕ

Аннотация: в данной статье рассматривается социологическое исследование в определении роли и развитии библиотеки как информационного института в городской среде.

Ключевые слова: библиотека, информационный институт, социологическое исследование, библиотечное обслуживание, развитие.

Ushakov E.N. master student Supervisor: Gulyaev 1.1.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, National Research Belgorod State National Research University National Research

University "BelSU";

"FEATURES OF FUNCTIONING AND DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE INSTITUTE OF LIBRARY IN BELGOROD CITY"

Annotation: this article examines a sociological study in determining the role and development of a library as an information institution in an urban environment.

Key words: library, information institute, sociological research, library services, development.

В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям городского округа «Город Белгород» относится организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа.

В рамках исполнения данного полномочия на территории городского округа «Город Белгород» действует муниципальное бюджетное учреждений культуры «Централизованная библиотечная система города Белгород», включающая 22 библиотечных филиала. Из них: 1 филиал обслуживает взрослое население, 16 - все категории населения, 5 филиалов - детей.

Количество городских библиотек соответствует социальным нормативам Белгородской области по обеспечению населения общедоступными библиотеками, утвержденными постановлением Правительства Белгородской области от 13.11.2017 года №401-пп.

В последние годы стало заметно, как сильно меняются представления о задачах библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в развитии местного самоуправления.

Можно выделить следующие причины, требующие модернизации библиотек.

Первая причина - устаревшая материально-техническая база городских библиотек, несоответствие помещений библиотек современным запросам пользователей, прежде всего, молодежи.

Ощутимой проблемой становится устаревание книжных фондов и их несоответствие запросам пользователей. При этом комплектование библиотечного фонда последние годы имеет тенденцию к снижению. Причина в сокращении объема финансирования, удорожании стоимости книжной продукции.

Вторая причина модернизации библиотек - развитие информационных технологий, распространение электронных информационных ресурсов.

Для решения данных проблем на базе ЦБС г. Белгорода было проведено интернет анкетирование среди пользователей муниципальных библиотек, с целью определения роли библиотек в структуре информационных институтов города и улучшения библиотечного обслуживания жителей Белгорода. Был задан ряд вопросов о качестве и доступности библиотечных услуг, а также было предложено высказать свои пожелания по их улучшению.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Выявить место библиотеки в информационной структуре города.

-Проанализировать степень удовлетворенности читателей организацией работы библиотеки, качеством библиотечного обслуживания.

-Получить сведения прогностического характера по совершенствованию библиотечного обслуживания.

-Определить тенденции развития информационных потребностей населения.

-Определить приоритеты деятельности библиотеки на перспективу.

Были опрошены 1000 человек, из которых 62% - женщины, 38% -мужчины. По уровню образования: 33% опрошенных имеют высшее образование, 38% - среднее и среднее профессиональное образование, 29% учащиеся школ и студенты вузов и ссузов, 22% опрошенных - пенсионеры. Таким образом, были учтены потребности различных возрастных категорий населения и категорий населения различного уровня образования и информационных потребностей.

Среди опрошенных 65% являются пользователями одной библиотеки, 27% - двух и более библиотек, 7% - являются пользователями только библиотек, находящихся в учебных учреждениях, 1% - не являются пользователями библиотек.

35% пользователей посещают библиотеку 1 раз в месяц, 33% - один раз в две недели, 20% - один раз в неделю, 8% - ежедневно.

Наиболее удобное время для посещения библиотек было отмечено с 15 до 18 часов -39%; далее 27% - с 12 до 15 часов; 15% - с 10 до 12 часов; 13% -с 18 до 19 часов; 5% - с 9 до 11 часов; 1% - после 19 часов. Из них 27% предпочитают посещать библиотеки в выходные дни - субботу и воскресенье. Следует отметить, что режим работы библиотек ЦБС г. Белгорода соответствует запросам пользователей. В наиболее предпочтительное время библиотеки открыты для пользователей различных возрастных категорий. Пользователи детского возраста предпочитают посещать библиотеки с 12 до 15 часов, работающее население с 18 до 19 часов, а также в выходные дни. Так, из 22 муниципальных библиотек, 8 - открыты ежедневно, кроме пятницы, 9 - кроме воскресенья, 5 - кроме субботы.

На вопрос «Зависит ли посещение библиотеки от времени года?» подавляющее большинство респондентов ответили отрицательно - 63%. По мере необходимости посещают библиотеки 28% опрошенных. Летом не посещают библиотеки 7%, а 2% посещают только летом. Можно сделать вывод, что время года в большинстве случаев не влияет на посещение библиотек.

Однако, приняв во внимание тот факт, что учащиеся и студенты в летний период находятся на каникулах, работающая часть населения, а также сотрудники библиотек - в отпуске, целесообразно в летний период переводить библиотеки на летний график работы. Это подтверждается мнением опрошенных. 65% респондентов вполне устраивает режим работы в летний период с выходными днями в субботу и воскресенье. 24% - «, пожалуй, да», 11% затруднились ответить, либо ответили отрицательно.

На вопрос о предпочтении альтернативы библиотеке читатели предпочитают получать информацию в Интернете - 42%, СМИ - 34%, книжные магазины - 24%. Соответственно основным конкурентом библиотеки является Интернет.

Какая информация интересует пользователей библиотек: художественная литература - 24%, краеведческая информация - 21%, учебная литература - 17%, периодика - 16%, юридическая консультация - 11, архивные данные - 6%, прочая информация - 5%.

На вопрос «Какими услугами библиотеки Вы пользуетесь?», респонденты ответили: выдача документов из библиотечного фонда во временное пользование - 63%, оказание справочной и консультационной помощи в поиске и выборе конкретного документа - 28%, проведение культурно-массовых мероприятий - 26%, доступ к Интернет-ресурсам -25%, ксерокопирование документов - 20%, предоставление консультаций по правовым вопросам - 18%, набор на компьютере и распечатка текста - 9%.

На вопрос «Какие мероприятия, проводимые в библиотеке, Вы считаете наиболее интересными?», респонденты ответили: информационные мероприятия (обзоры, виртуальные экскурсии, презентации книг) - 38%, диалоговые, дискуссионные мероприятия (диспуты, конференции) - 15%, Мероприятия развлекательного характера (конкурсы, игры, квесты) - 26%,

Литературно-музыкальные вечера - 27%, Массовые акции («Библионочь», флешмобы, фестивали чтения) - 26%, Образовательные мероприятия (курсы компьютерной грамотности, иностранных языков) - 6%.

На вопрос «Какой способ получения информации о проведении мероприятий в библиотеке Вы предпочитаете?», респонденты ответили: наружная реклама - 30%, средства массовой информации - 22%, афиша сайта библиотеки - 19%, телефон (СМС) - 20%, электронная почта - 7%.

На вопрос «Посещаете ли Вы библиотечный сайт, страницы в социальных сетях?», респонденты ответили: да - 64%, нет - 36%.

Для тех, кто ответил на предыдущий вопрос положительно, был задан следующий вопрос: «Если да, то какие информационные ресурсы и библиотечные услуги, размещённые на web-сайтах, Вас интересуют?» электронный каталог библиотеки - 10%, виртуальная справка - 6%, новостная лента - 25%, виртуальные выставки, буктрейлеры - 10%, информация о будущих мероприятиях - 35%

На вопрос «Если бы Вам предложили выбор между электронной и печатной книгой, что бы Вы выбрали?» электронная - 10%, печатная - 83%, затрудняюсь ответить - 7%.

Для комфортной работы в библиотеке пользователям необходимы: доброжелательность библиотекаря - 52%, доступ ко всем видам носителей информации (книги, журналы, электронные носители) - 35%, тишина в зале -27%, наличие ксерокса, сканера, принтера и других услуг - 21%, наличие кондиционера - 20%, наличие зон отдыха - 12%, индивидуальное, обособленное место - 11%.

Из форм досуговой работы наиболее привлекательными являются встречи с интересными людьми - 38%, примерно поровну распределились ответы между интерактивными игровыми формами - 23% и клубами по интересам - 22%. По 9% набрали общегородские акции и диспуты.

Отношение работников библиотеки к читателям нравится 56% респондентов, возможность получить литературу на дом - 41%, дни и часы работы - 38%, наличие нужной литературы - 38%, оперативность обслуживания - 31%, возможность доступа к Интернет - 21%, дополнительные платные услуги - 13%, возможность поиска информации по каталогам - 11%, возможность получить литературу из других библиотек -8%, система информации об услугах, предоставляемых библиотекой - 7%, возможность доступа к сайту ЦБС г. Белгорода - 6%, возможность онлайн-консультирования - 4%.

В работе библиотек не устраивает: отсутствие доступа к полным текстам документов через сайт - 34%, некомфортные условия и недостаток рабочих мест с доступом в Интернет по 10%, отсутствие необходимой литературы - 8%, проблемы с ксерокопированием и сканированием - 7%, по 1,5% распределись между качеством предоставляемых услуг, онлайн -консультирования, режимом работы и недостатком информации об услугах и ресурсах библиотеки.

Необходимо уделить внимание созданию банка полных текстов документов, доступных через сайт ЦБС г. Белгорода, созданию комфортных условий пребывания в стенах библиотек (индивидуальные рабочие места, зоны отдыха, установка кондиционеров в читальных залах), увеличению количества пользовательских мест с выходом в Интернет, популяризации онлайн-услуг.

Подводя общий итог анкетирования, можно констатировать следующее. У пользователей библиотек города сложился положительный образ, читатели неравнодушны к проблемам библиотеки, для большинства респондентов библиотеки играют важную роль и как источник информации, и как центр общения. Читатели, отмечая недостатки в работе, все -таки говорят о доброжелательном отношении и профессионализме библиотекарей. Исследование показало, что без использования в библиотеках новых технологий не может идти речь об оперативном, полном и качественном удовлетворении информационных потребностей населения. Пользователю нужны современные технически оснащенные библиотеки. Полученные данные об ожиданиях пользователей помогут библиотекам гораздо продуктивнее выстраивать взаимоотношения с пользователями, определить, куда двигаться дальше на пути внедрения новых информационных технологий и определения направлений информационной и досуговой работы.

УДК 316.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.