Научная статья на тему 'Возможности развития коммуникации библиотеки с читателями'

Возможности развития коммуникации библиотеки с читателями Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
356
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТНЫЙ ОПРОС / QUESTIONNAIRE / ЧИТАТЕЛИ / READERS / БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / ИНТЕРНЕТ / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кононова И. С., Борисова У. С.

В статье представлены результаты анкетного опроса, проведенного в марте 2017 г. с целью изучения и анализа степени взаимодействия Централизованной библиотечной системы ГО «город Якутск» с населением, выявления коммуникативных потребностей читателей (N=100). В статье рассмотрены возможности развития коммуникации городской библиотеки и использования сети Интернет как средства привлечения читателей в библиотеку, особенно молодежь и школьников, а также информирования и рекламы своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF COMMUNICATION DEVELOPMENT OF LIBRARIES WITH READERS

The article presents the results of a questionnaire survey conducted in March 2017 aimed at studying and analyzing the degree of interaction between the Centralized Library System of the city of Yakutsk and the population, identifying the communicative needs of readers (N=100). The article considers the possibilities of developing the communication of the city library and using the Internet as a means of attracting readers to the library, especially young people and schoolchildren, as well as informing about and advertising their activities.

Текст научной работы на тему «Возможности развития коммуникации библиотеки с читателями»

должны использоваться доступные местному потребителю смысловые схемы; коммуникация должны быть последовательной и постепенно создавать целостный образ продукта, который не должны нарушать ошибки, связанные с отсутствием учета национальных особенностей рынка.

Для того, чтобы максимально учесть в коммуникации все культурные особенности новых условий и приспособить коммуникации компании к национальной специфике, необходим комплексный подход, задействующий учёт максимального числа факторов с опорой на воплощение бизнес - целей компании. Такой подход наиболее всего удовлетворяется формированием коммуникационной стратегии, которая комплексно, синхронно и упорядоченно способна через совокупность принципов, действий и инструментов обеспечить в новых условиях наибольшую коммуникационную эффективность в соответствии со стратегическими целями компании.

Список литературы / References

1. McKem, Bruce, The transformation of the international economy, in The Financial Times Handbook of Management, Financial Times Pitman Publishing, - London, 2005. - 186 р.

2. Schultz Don E., Barnes Beth E. Strategicbrand communkation campaigns. - 1999 NTC Business Books. - 518 р.

3. Trompenaars F. Mastering the Infinite Game , with Charles Hampden -Turner, Capstone, Oxford, 1997. - 382 р.

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.038 Кононова И.С.1, Борисова У.С.2

:ORCID: 0000-0002-6204-4493, Бакалавр, Арктический государственный институт культуры и искусств, 2Доктор социологических наук, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ БИБЛИОТЕКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Аннотация

В статье представлены результаты анкетного опроса, проведенного в марте 2017 г. с целью изучения и анализа степени взаимодействия Централизованной библиотечной системы ГО «город Якутск» с населением, выявления коммуникативных потребностей читателей (N=100). В статье рассмотрены возможности развития коммуникации городской библиотеки и использования сети Интернет как средства привлечения читателей в библиотеку, особенно молодежь и школьников, а также информирования и рекламы своей деятельности.

Ключевые слова: анкетный опрос, читатели, библиотека, коммуникации, интернет.

Kononova I.S.1, Borisova U.S.2

1ORCID: 0000-0002-6204-4493, Bachelor, Arctic State Institute of Culture and Arts,

2PhD in Sociology, M. K. Ammosov North-Eastern Federal University POSSIBILITIES OF COMMUNICATION DEVELOPMENT OF LIBRARIES WITH READERS

Abstract

The article presents the results of a questionnaire survey conducted in March 2017 aimed at studying and analyzing the degree of interaction between the Centralized Library System of the city of Yakutsk and the population, identifying the communicative needs of readers (N=100). The article considers the possibilities of developing the communication of the city library and using the Internet as a means of attracting readers to the library, especially young people and schoolchildren, as well as informing about and advertising their activities.

Key words: questionnaire, readers, library, communications, the Internet.

С развитием и доступностью Интернета появляется больше возможностей для коммуникаций, сильнее развиваются массовые медиа. Реализация социальной роли библиотек на современном этапе требует от библиотекарей определённого уровня коммуникационной культуры, отвечающей требованиям времени [1, С. 18].

Инструментарий для исследования в рамках подготовки выпускной квалификационной работы была основана на анкете изучения социальных потребностей пользователей библиотеки Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) и анкетах из инструктивно-методических материалов Методической службы Псковской областной универсальной научной библиотеки [2], [3]. Задачами нашего исследования явились изучение перспективы для развития коммуникаций библиотеки с читателем, построения новой модели коммуникации, выявление мнение пользователей библиотечной системы, изучить их коммуникативные потребности, выяснить средства коммуникации, сформулировать практические рекомендации по совершенствованию процесса коммуникаций.

Централизованная библиотечная система города Якутска (далее - ЦБС) насчитывает 70 793 читателей по данным за 2016 г. (данные из статистических отчётов МКУ «ЦБС» ГО «город Якутск»), 14 776 (20,9%) из них - читатели от 15 до 30 лет, т.е. молодёжь, а 26 660 (37,7%) - дети до 14 лет, следовательно, меньше половины (41,4%) читателей входят в возрастную группу от 30 и старше. ЦБС было выдано за 2016 г. 1 374 076 книг, а также его посетили 482 550 раз.

Прирост читателей за 2016 г. составляет 1028, числа посещений - 8785, книговыдач - 42 889, что значительно меньше по сравнению с приростом за 2015 г.: читатели - 5093, число посещений - 32 918, книговыдач - 87 584.

В анкетном опросе приняли участие 100 человек, из них 86% - женщины, 14 - мужчины. Распределение по социальным группам: 58% опрошенных работают, 19% - студенты, 20% - неработающие пенсионеры, 3% временно не работают. Распределение по уровню образования: 65% - имеют высшее образование, 22% - среднее специальное, 12% - среднее/неполное среднее, имеют учёную степень - 1%. Распределение по возрасту: 31% опрошенных составляет возрастная группа от 35 до 49 лет, 24% - 50-64 года, 19% - 18-24 лет, 15% - 65 и старше, 11% - 25-34. По национальному составу: 69% - саха, 26% - русские, 5% - другие.

Библиотеку посещают один раз в месяц 38% (половина возрастной группы от 35 до 49 лет, половина работающих людей и студентов), один раз в две недели - 32% (большая половина возрастной группы от 65 лет и старше, 45% не

работающих пенсионеров), один раз в неделю - 11%, несколько раз в год - 10%, практически каждый день - 7%, посещают нерегулярно - 2%.

На смысловом уровне библиотека остается хранилищем информации, но, кроме того, - это общественное пространство, объект инфраструктуры. Оно должно быть удобным, лояльным, демократичным, куда приходят «не только книжки читать». Очень важно, менять эти пространства в соответствии с потребностями современных читателей, чтобы библиотеки не оставались пустыми залами, где на полках пылятся никому ненужные издания [5].

Целью посещения является: 59% - чтение художественной литературы, 27% - познавательные интересы, для расширения кругозора, 20% - знакомство с новыми поступлениями книг, газет, журналов, 18% - учебная, профессиональная (в основном - студенты), 13% - провести свободное время, 8% - посещение культурно-досуговых мероприятий, 1% - другое (берут книги для детей).

В ЦБС действуют клубы выходного дня («Вокруг света», «Горожанин», «Званые встречи у камина», «Формула успеха»), лекторий «Понемногу обо всём», в которых проводятся встречи с различными известными личностями, а также проводятся различные разовые мероприятия, приуроченные к каким-то датам, проектам.

Самым популярным источником информации о деятельности ЦБС являются сами работники (38%), газеты и телевизионные программы (21%), социальные сети и блоги (18%), информационные стенды (17%), сайт в сети Интернет (17%), окружающие (15%), другие источники (3%), не интересуются деятельностью ЦБС - 16%.

От самих работников ЦБС узнают информацию 46% возрастной группы от 50 до 64 лет, 40% - 65 и старше, 36% -24-34, 35% - 35-49, 26% - 18-24.

Сайт в сети Интернет указали источником информации 27% возрастной группы от 25 до 34 лет, 23% - 35-49, 21% -50-64, 11% - 18-24.

Социальные сети и блоги выбрали 25% группы от 50 до 64 лет, 23% - 35-49, 18% - 25-34, 13% - 65 и старше, 5% -18-24.

Газеты и телевизионные программы являются источником информации для 47% возрастной группы от 65 лет и старше, 27% - 25-34, 26% - 35-49, 12,5% - 50-64, 0% - 18-24.

Желаемой формой получения информации 34% указали книжные выставки, 24% - просмотры литературы, 23% -информация на сайте, 21% - индивидуальное информирование, 18% - информация в социальных сетях, блогах, 13% -консультации, 12% - подборки материалов по темам, 10% - дни информации, 10% - списки литературы, 6% - не интересуются, 3% - другое (из газет).

Систему информирования ЦБС о её деятельности опрошенные охарактеризовали следующим образом: 46% -разнообразная, 19% - своевременная, 12% - полная, 12% - не пользуются, 18% затруднились ответить. Никто из опрошенных не отметил характеристику «присутствует работа с жалобами и предложениями».

Из средств массовой информации принявшие в исследовании активно пользуются: Интернетом - 63%, смотрят телевидение - 56%, читают газеты - 46%, социальные сети - 37%, слушают радио - 8%.

Газеты активно используют 73% возрастной группы - от 65 и старше, 54% - 50-64, 52% - 35-49. Только каждый пятый молодой респондент указал газету как источник информации. Телевидение пользуется популярностью у 71% возрастной группы от 35 до 49 лет, 67% - 50-64, 67% - 65 и старше, 32% - 18-24, 18% - 25-34. Интернет используют большинство: 82% возрастной группы от 25 до 34 лет, 79% - 18-24, 71% - 35-49, 46% - 50-64, 40% - от 65 и старше. Социальными сетями пользуются 73% возрастной группы от 25 до 34 лет, 68% - 18-24, 35% - 35-49, 20% - 65 и старше, 8% - 50-64.

Из таблицы 1 видно, что у возрастных групп 18-24 и 25-34 традиционные виды СМИ не пользуются популярностью в пользу Интернета и социальных сетей по сравнению с другими возрастными группами.

Присутствие ЦБС в Интернет по большей части представлено сайтом [4], а также блогами подразделений Центральной библиотеки и 14 филиалов из 17. Помимо этого у Центральной библиотеки и нескольких филиалов есть страницы в социальной сети Instagram, у нескольких филиалов заведены страницы в социальной сети Вконтакте, а также Центральная библиотека и некоторые филиалы ведут дневники на местном популярном портале Ykt.Ru.

Таблица 1 - Распределение по возрастным группам и использование СМИ

Активно Возрастные группы

используемые 18 - 24 (19%), 25 - 34 (11%), 35 - 49 (31%), 50 - 64 (24%), 65 и старше

СМИ % % % % (15%), %

газеты 4 2 16 13 12

телевидение 6 2 22 16 9

радио 0 2 2 3 2

Интернет 15 9 22 11 5

социальные сети 13 8 11 2 3

Опрошенных интересуют или могли бы заинтересовать следующие мероприятия: 46% - встречи с известными личностями, у 31% нет чётких предпочтений, 25% - мастер-классы, 23% - познавательно-обучающие дискуссии, лектории, 15% - клубы по интересам, 13% - творческие мероприятия, приуроченные к какой-то памятной дате, 10% -интерактивные игры, конкурсы, викторины, 2% - вечера знакомств.

Нужно понимать, что современная библиотека уже не является хранилищем информации, а пространство для ее потребления. Просветительская функция библиотек уходит на второй план, сейчас они должны становиться «местом», где сочетается все - книги, интересные встречи, обсуждения, работа [5].

Для библиотек национальной республики актуально то, что необходимо использовать распространение «цифровых» и телекоммуникационных технологий для передачи и воспроизводства коренных языков и этнической

культуры. Для привлечения читателей в библиотеку, представления своей деятельности, учитывая, что большая половина пользователей библиотек ЦБС являются дети и молодёжь, библиотеке следует повысить уровень своего присутствия в сети Интернет, в том числе и через социальные медиа как Facebook, Twitter, Вконтакте, YouTube, Instagram, через E-mail рассылки и т.п.

Список литературы / References

1. Бородина С.Д., Кормишина Г.М. Коммуникационная культура библиотек: науч.-практ. пособие. - М.: Либерея -Бибинформ, 2008. -128 с.

2. Проведение социологического исследования в библиотеке [Электронный ресурс] / Нац. б -ка Респ. Саха (Якутия), Отд. мониторинга и развития библ. дела в РС (Я) ; [сост. А.Ф. Неустроева].- Якутск : НБ РС (Я), 2013. - 20 с. - URL: http ://nlib. sakha. ru/professionals/files/Проведение%20социологического%20исследования%20в%20библиотеке. pdf (дата обращения: 10.03.2017)

3. «Библиотека глазами читателей». Инструктивно-методические материалы по проведению акции по эффективному обслуживанию в библиотеках к Дню качества // Методическая служба Псковской областной универсальной научной библиотеки www.pskovlib.ru. - URL: http://metodistam.blogspot.ru/2013/10/blog-post_5181.html (дата обращения: 10.03.2017)

4. Сайт МКУ «ЦБС» ГО «город Якутск» // http://belinka-lib.ru/belinkalib/

5. Библиотеки и Интернет. Есть ли противостояние? // SPB.HSE.RU: Сайт НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. 2016. 25 апр. URL: https://spb.hse.ru/news/181681934.html. (дата обращения: 28.04.2017)

Список литературы на английском языке / References in English

1. Borodina S.D., Kormishina G.M. Kommunikacionnaya kul'tura bibliotek: nauch.-prakt. posobie [Communication culture of libraries: scientific-practical guide]. - M.: Libereya - Bibinform, 2008. -128 p. [in Russian]

2. Provedenie sociologicheskogo issledovaniya v biblioteke [Conducting of a sociological survey in the library] [Electronic recourse] / Nac. b-ka Resp. Saxa (Y akutiya), Otd. monitoringa i razvitiya bibl. dela v RS (Ya) [National library of Republic of Sakha (Yakutia), Department of monitoring and development of librarianship in the Republic of Sakha (Yakutia)]; [compiled by A.F. Neustroeva]. - Yakutsk : NB RS (Ya), 2013. - 20 p. - URL: http://nlib.sakha.ru/professionals/íiles/Проведение%20социологического%20исследования%20в%20библиотеке.pdf (accessed: 10.03.2017) [in Russian]

3. «Biblioteka glazami chitatelej». Instruktivno-metodicheskie materialy po provedeniyu akcii po e'ffektivnomu obsluzhivaniyu v bibliotekax k Dnyu kachestva [«Library through the eyes of readers». Instructive and methodical materials on the campaign for effective service in libraries to the Day of Quality] // Metodicheskaya sluzhba Pskovskoj oblastnoj universal'noj nauchnoj biblioteki www.pskovlib.ru [Methodical Service of the Pskov Regional Universal Scientific Library]. -URL: http://metodistam.blogspot.ru/2013/10/blog-post_5181.html (accessed: 10.03.2017) [in Russian]

4. Sajt MKU «CBS» GO «gorod Jakutsk» [The site of Public office «Centralized library system» of city district «City of Yakutsk»] // http://belinka-lib.ru/belinkalib/

5. Biblioteki i Internet. Est' li protivostojanie? [Libraries and the Internet: Is there a confrontation?] // SPB.HSE.RU: Sajt NIU VShJe v Sankt-Peterburge. 2016. April 25. [The site of NRU HSE in St. Petersburg] URL: https://spb.hse.ru/news/181681934.html. (accessed: 28.04.2017) [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.