Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО В ФИГУРНОМ КАТАНИИ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО В ФИГУРНОМ КАТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР / СИСТЕМА / СПОРТ / ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ / ИСКУССТВО / THEATRE / SYSTEM / SPORTS / FIGURE SKATING / ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузьмина А.А.

В данной статье обосновывается идея о том, что искусство и спорт имеют общие черты, взаимно дополняя друг друга. Проанализированы характерные особенности функционирования элементов системы К. С. Станиславского в парном фигурном катании. В статье раскрываются творческие и спортивные процессы. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING OF ELEMENTS OF SYSTEM OF K. S. STANISLAVSKY IN FIGURE SKATING

This article substantiates the idea that art and sport have common features, mutually complementing each other. The characteristic features of functioning of elements of K. S. Stanislavsky's system in pair figure skating are analyzed. The article describes the creative and physical processes. This topic is poorly understood and requires further research.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО В ФИГУРНОМ КАТАНИИ»

современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2, 540 с.

3. Кузин Н. Я. Организация управления многоквартирным домом. Учебное пособие/Н. Я. Кузин. Г. В. Андриянова. Пенза, ПГУАС, 2015, 356 с.

4. Пугачева О. Н. Анализ состояния отрасли ЖКХ в кризисный период // Образование и наука в современном мире. Инновации — 2017, 478 с.

УДК 796.912.082.2; 792.01

Кузьмина А. А. студент 4 курса специальность «Режиссура театрализованных

представлений и праздников» ОГБОУВО «Смоленский государственный институт искусств»

научный руководитель: Франк К.С.

старший преподаватель Россия, г. Смоленск

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО В ФИГУРНОМ КАТАНИИ

Аннотация. В данной статье обосновывается идея о том, что искусство и спорт имеют общие черты, взаимно дополняя друг друга. Проанализированы характерные особенности функционирования элементов системы К. С. Станиславского в парном фигурном катании. В статье раскрываются творческие и спортивные процессы. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований.

Ключевые слова: театр, система, спорт, фигурное катание, искусство.

Kuzmina A. А. Student

4 course, direction "Directing theatrical performances and festivals"

Smolensk State Institute of Arts Supervisor: Frank K.S. senior lecturer Russia, Smolensk

FEATURES OF FUNCTIONING OF ELEMENTS OF SYSTEM OF K. S. STANISLAVSKY IN FIGURE SKATING

Annotation. This article substantiates the idea that art and sport have common features, mutually complementing each other. The characteristic features offunctioning of elements of K. S. Stanislavsky's system in pair figure skating are analyzed. The article describes the creative and physical processes. This topic is poorly understood and requires further research.

Keywords: theatre, system, sports, figure skating, arts.

«Когда человек ощущает себя нужным и знает, что это произошло во многом благодаря точному выбору своей профессии, своего места на земле — он бывает по-настоящему счастлив». Эту фразу на одной из пресс -конференций сказала Татьяна Анатольевна Тарасова, великий российский тренер по фигурному катанию. А философы говорят так: «Найди работу, при которой душа поёт, и ты не будешь работать ни одного дня в своей жизни». И ведь не случайно наиболее счастливыми (по данным социологического опроса в г. Москва, январь 2018 года) в своём виде трудовой деятельности считаются актёры и спортсмены. Потому что это тяжкий труд, заниматься которым без призвания, желания, без таланта и «просто ради повышения финансового благополучия» категорически запрещается. Об этом говорил ещё Константин Сергеевич Станиславский: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве». Это напрямую относится и к спорту.

Данное исследование является актуальным, потому что ранее подобного рассмотрения данной темы не было и в практике фигурного катания, и в театральном искусстве. Как сказал знаменитый российский фигурист Илья Изяславович Авербух: «Спорт и искусство рядом идут». Поэтому мы видим явные черты сходства таких несовместимых понятий.

Данная проблема мало изучена, что требует дополнительных исследований в этой области. Но её научная значимость велика потому, что в современном мире понятие «театральное искусство» и понятие «спорт» дифференцируются не только в научном, но и в практическом смысле слова. Они взаимопроникают друг в друга, наполняя и дополняя новыми красками, специфичными для той или иной сферы.

Само по себе фигурное катание является одним из самых травматичных видов спорта, но в то же время более грациозного и сложнокоординационного спорта не существует. В международной классификации ИСУ (международный союз конькобежцев) выявлены следующие виды фигурного катания:

1. женское одиночное;

2. мужское одиночное;

3. парное катание;

4. спортивные танцы;

5. синхронное катание.

Какой бы вид катания мы бы не рассматривали, в любом из вышеперечисленных есть одинаковые особенности: спортсмены перемещаются на льду на коньках, при этом выполняя различные элементы: прыжки, поддержки, дорожки шагов, вращения, и другие; всё это воспроизводится под определённую музыку, условия которой прописаны в правилах турнира. Несмотря на схожесть, каждый вид фигурного катания имеет свою специфику, кардинально отличающую его от другого. В данной работе будет рассмотрен феномен парного фигурного катания и его взаимодействия с театральным творчеством. Данный вид этого спорта включает в себя следующие виды программ:

1. короткая;

2. произвольная.

Знаменитый русский театральный режиссёр, актёр, педагог, реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский сказал следующее: «Актёр должен трудное сделать привычным, привычное — лёгким, а лёгкое — прекрасным». Данный принцип ярко проявляется в фигурном катании. Так во время тренировок, спортсмены отрабатывают свою программу, чтобы на соревнованиях или на показательных выступлениях успешно продемонстрировать её.

В данном виде спорта нельзя отделять спортивное от творческого начала, как и нельзя их противопоставлять одно другому. Они находятся в неразрывном единстве. Благодаря этому во многом современное фигурное катание успешно прогрессирует во всём мире. Применение средств актёрского мастерства является практическим решением эстетических задач фигурного катания.

Театр — это синтетический вид искусства. Фигурное катание тоже можно смело отнести к этому типу, потому что кроме основной (спортивной) составляющей, оно так же содержит и другие компоненты, например: музыка, драматургия (это ярче проявляется именно в парном катании), хореография, изобразительное искусство, и другие. Художественная целостность как театрального искусства, так и фигурного катания зависит не только от высокого уровня данных элементов, но и, во многом, от качественного их слияния, что образует органичное и единое художественно целое произведение. Только в фигурном катании плюс ко всему ярко проявляется спортивная специфика.

Эти компоненты зачастую могут компенсировать недостатки спортивной стороны программы (то есть погрешности в исполнении технических элементов, таких как: прыжки, вращения, поддержки, дорожки шагов), добавляя ООБ и компоненты за артистическую сторону программы. Поэтому роль хореографии, музыки и драматургии в фигурном катании очень велика. Судьи в современном спорте зачастую снижают баллы за техническую сторону программы (даже если она выполнена идеально), если у фигуриста она слаба с художественной точки зрения.

Таким образов, актёрское мастерство, и в некоторой степени режиссура, неотделимы от фигурного катания. Наилучшее пособие по мастерству актёра — это двухтомник К. С. Станиславского «Работа актёра над собой». Выявим основные элементы данной «системы», и опишем способы применения её на практике парного (именно спортивного, а не танцевального) фигурного катания.

Первый элемент для анализа был выбран следующий: «действие». Станиславский говорил о том, то актёру на сцене необходимо постоянно действовать. Действие — вот язык актёра. Всё, что происходит на подмостках, должно делаться для чего-то, во имя чего-то. Он выявлял такое определение: «Нужно действовать на сцене и внутренне, и внешне». И

причём данное действие обязано быть целесообразным, обоснованным, логическим и продуктивным. Нельзя играть, нужно чувствовать.

То же самое мы можем выделить и в фигурном катании. Фигурист не просто выполняет определённую комбинацию элементов, а, как и актёр, действует на своей сценической площадке, имеющей свою спортивную специфику. Каждая программа спортсмена — будь это произвольная, или короткая, или же показательное выступление, должна нести в себе определённый смысл. «Во имя чего я сегодня катаю? Что я хочу донести до судей и зрителей своей программой?». Показ грандиозного номера — это годы насыщенных тренировок. «Тренинг и муштра» не только внешне эффектных элементов, но и психологии спортсмена. Современные школы фигурного катания готовят не только техническую часть программы, но и также артистическую. Фигурист через себя проживает все элементы программы, оправдывая их назначение именно в этом месте программы. Примером можно выделить пару из Германии Алёну Савченко и Бруно Массо (Олимпийские чемпионы на Играх 2018 в Пхёнчхане). Они не просто катались, а парили надо льдом, при этом выполняя сложные по техническим компонентам элементы. Их действие переходило в чувство. Это яркий пример «активного действия» в парном катании.

Следующий элемент — это «предлагаемые обстоятельства, магическое если бы». Константин Сергеевич в данной главе описывает приёмы и принципы данных явлений. К предлагаемым обстоятельствам относится всё, что может так или иначе помочь актёру в данном этапе его нахождения на сцене (от декораций и музыкально-шумового оформления, до событий и фактов). Актёр дополняет в своём воображении мысль автора, оживляет его персонажей. Подлинное искусство и искусство «вообще» не совместимы.

У фигуриста предлагаемых обстоятельств значительно меньше, чем у актёров. Ярким примером могут служить: музыкальное сопровождение, определённый образ, костюмы. Слово «вообще» в фигурном катании не употребляется. Спортсмены на каждой тренировке, на каждом этапе Гран-при, на любых соревнованиях делают всё по максимуму. Если фигурист будет делать элемент «вообще», то это может привести к высокой степени травмоопасности. Предлагаемые обстоятельства помогают фигуристу ярче зажить в данном образе. Примером данного перевоплощения можно выделить пару из России: Татьяна Волосожар и Максим Тараньков, с их выступлением «Ромео и Джульетта». В данной программе ярко представлен принцип «предлагаемых обстоятельств». Фигуристы ярко вжились в образ, продемонстрировали не только вражду кланом, но и чистую, светлую, неподдельную любовь.

Следующий пункт — это «воображение». В своём труде великий реформатор театра пишет: «Артист переводится из действительности в плоскость воображения». Воображение необходимо в каждый момент роли. Актёр постоянно находится в воображаемой жизни, в мире воображаемых

предметов. Он должен себе ярко это представлять, что бы быть органичным на сценической площадке. Без воображения все действия становится механическими, внутренне не обоснованные. Каждое слово, каждое действие на сцене — результат работы данного элемента «системы».

Как только фигурист задумал новую программу, он сразу же представляет себе следующие её аспекты: под какую музыку, какие костюмы, какие элементы в первой части, а какие во второй, кем является мой герой. Ответить на эти и другие подобные вопросы ему помогает не только тренер и хореограф, но и, во многом, его собственное воображение. В данном случае фигурист выступает в роли Художника, сам составляя свой мини-спектакль на льду, регламентированный рамками положения ИСУ. Мария Петрова и Алексей Тихонов все идеи своих программ придумали самостоятельно. Мария даже рисовала эскизы к некоторым костюмам.

«Сценическое внимание» так же является необходимым элементом творчества. Для актёра часто помехой является зритель. Его волнует портал зрительного зала. Актёр своё внимание, в большинстве случаев, держит на том, что находится на сценической площадке, будь то партнёр, декорации, бутафория и т.д. Если актёр «занят» чем-то на сцене, то зритель с воодушевлением за ним наблюдает. Внимание бывает так же, как и действия, внутреннее и внешнее. Одно дополняет друг друга.

В фигурном катании внимание играет огромную роль. Потому что каждая программа — это не только изящное выступление на льду, а сплав сложных технических элементов, совокупность ярких образов во взаимодействии с артистической стороной спортсменов. Зритель в фигурном катании зачастую всегда сопереживает выступающим. Доказательством могут служить аплодисменты после удачной поддержки и одновременные вздохи тысячной аудитории при неудачном элементе. Это иногда вдохновляет спортсмена, а иногда сбивает с верного настроя. Внешнее внимание направлено на партнёра, внутренне — на последовательность элементов программы, на поддержание образа данной «роли». В парном фигурном катании партнёры постоянно должны держать внимание друг на друге, во избежание несчастных случаев, которые, к сожалению, в практике хорошо известны. Так, например, трагический случай произошёл из -за невнимательности партнёра у канадской пары: Джессика Дюбе и Брайс Дэвисон. Партнёр при заходе на совместное вращение поднял взгляд в зрительный зал, в следствии чего расстояние между фигуристами уменьшилось, и он ударил свою партнёршу коньком по лицу. Она была госпитализирована, врачи сохранили зрение, но пришлось наложить восемьдесят три шва.

«Освобождение мышц» — это ещё один важнейший пункт элементов системы. Актёра на первых занятиях в институте учат снимать ненужное напряжение, освобождаться от всех мышечных зажимов. Каждая поза или движение должны возникать естественно, самопроизвольно, при этом никто не отменял обоснованности каждого элемента. Актёр должен все свои

чувствования перенести в физическое воплощение. В этом главный его помощник — это его тело, которое должно быть хорошо подготовлено к любому моменту творчества.

Тело фигуриста во многом является его глазами. Освобождение мышц помогает фигуристам поддерживать форму. После интенсивной тренировки важно правильно «расслабить мышцы», что бы в них не возникало «застоев». Спортсмены знают, как важно правильно расслаблять их, а также как правильно напрягать ту или иную группу мышц, чтобы качественно сделать многооборотный прыжок или же комбинированное вращение. Был один случай, когда партнёр во время выступления расслабил не ту группу мышц, что привело к печальным последствиям. Так, в 2006 году весь мир следил со восстановлением спортсменки из Чехии Ольги Прокуроновой, которую партнёр уронил с высокой поддержки. Девушка, как пишут многие источники, «сложилась пополам».

Следующий элемент — это «куски и задачи». При работе над ролью, или же над спектаклем, режиссёр делит пьесу на куски (сцены), и в отдельности прорабатывается каждый из них. Тем самым некоторые лишние моменты «откидываются» из общей канвы. В каждом куске заложена определённая творческая идея. Сценические задачи определяются глаголом.

Фигурист так же делит свою деятельности на куски и задачи. В этом заключается и отработка каждого элемента, повторение программы, срок её постановки и другие. График фигуриста тоже имеет свои определённые задачи: он состоит и из тренировок на льду, и занятий в зале, растяжка и хореография — так же важные элементы спортсмена. Фигуристы, работающие в паре разбивают свою программу на куски: поддержки, вращения и дорожки. Каждый кусок прорабатывается в отдельности, и уже только после собирается в единую канву выступления. Задача фигуристов — чётко и без помарок продемонстрировать свою программу. Для этого необходим каждодневный труд.

«Чувство правды и веры» является одним из самых ярких элементов «системы». Актёру важно перенести чувство правды, зародившееся на репетиции, на сам спектакль. У талантливых артистов это получается самим собой. Этот процесс можно так же назвать оправданием предлагаемых обстоятельств. Не иметь чувство лжи, быть на сцене естественным и органичным. Жить в атмосфере предлагаемых обстоятельств. Если актёр не верит в то, что делает, то зритель ему тоже не поверит. Необходимо знать природу своих переживаний и действий, иметь логику и последовательность чувствований. Верить в то, что делаешь на подмостках. Вот основные принципы данного элемента, что имеет огромную силу во всём искусстве театра.

В фигурном катании оно проявляется непосредственно в самом выступлении, когда спортсмены передают своей программой определённый образ своего персонажа, определённый сюжет, временную эпоху, создавая при этом невероятную атмосферу, которая захватывает весь дворец спорта

целиком. Логика и последовательность проявляется не только в комбинации элементов, но и в чувствах спортсменов, в том, как они касаются друг друга. Фигурист, так же как и актёр, должен верить в то, что он делает, быть органичным на своей ледовой сценической площадке. Не просто показывать набор элементов, а передавать настоящие жизненные эмоции своим катанием. Ярким примером может служить пара из России: Владимир Морозов и Евгения Тарасова. Они заражают зрителей своим прокатом, заставляя их дышать всех вместе в унисон.

Воплотить подлинное переживание на сцене помогает «эмоциональная память». Все внешние действия актёра и мизансцены должны быть в обязательном порядке оправданы изнутри. Идти не по готовой внешней форме, а каждый раз создавать её заново. В эмоциональной памяти оживают пережитые ранее чувства. Артист отдаёт своему персонажу не первые попавшиеся воспоминания, а наиболее дорогие и близкие, то, что он сам (или он это наблюдал) когда-то пережил. Актёр всегда действует на сцене от своего лица. Ему важно на сцене уметь смотреть и видеть, отдаваться и откликаться на то, что его окружает. Уметь пользоваться всеми своими данными для привлечения к действию эмоциональной памяти. Чем больше у актёра внутреннего творчества, собственных впечатлений и переживаний, тем богаче и полнее создаваемые им образы.

Пара на льду существует как единый организм. От действия каждого партнёра зависит не только красота номера, но и жизнь и здоровье своего партнёра. Поэтому важно соблюдать техническую сторону программы, с точностью заявленного рисунка. Эмоциональное воплощение имеет свойство видоизменяться от программы к программе. Элементы, идеально отточенные во время тренировок, могут быть забыты спортсменом, если он будет их выполнять, как робот, не подключая к программе своё отношение к ней, свои эмоции, чувства и переживания. Фигурист, так же как и актёр, производит отбор эмоциональных средств воздействия на зрителя. Так, если партнёрша никогда по-настоящему не любила, то паре трудно будет зажить образами Ромео и Джульетты. Фигурист не сможет, как актёр, спрятаться за образ, потому что даже сквозь костюм видна его личность, его индивидуальность, его имя.

На сцене процесс общения возникает постоянно: внутреннее общение, между партнёрами, между актёром и зрительным залом. Каждый из видов общения имеет свою специфику. Игра артистов состоит не только из диалогов и монологов, но и из моментов речевых пауз, во время которых тоже возникает данный элемент «системы». Взаимное общение требует не только акта говорения, но и акта восприятия речи своего партнёра, живой оценки на данное явление.

В фигурном катании общение заключается в двух его проявлениях. Со зрителями спортсмены «общаются» посредством своих программ, отдавая частичку своей энергетики на трибуны. И второй момент общения, тоже является немаловажным, — это дача интервью после прокатов и на пресс-

конференциях. Фигуристы должны уметь не только безукоризненно катать свою программу, но так же чётко и грамотно говорить. Помимо этого пара во время проката общается друг с другом глазами, направляя, поправляя, дополняя, напоминая что-либо своему партнёру.

«Двигатели психической жизни». Именно так называется ещё одна глава труда К. С. Станиславского. Отдельно в ней выделяются три элемента: ум, воля и чувство, которые находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Эти элементы помогают актёру отойти от рассудочности, и прийти к живому творческому чувству. Они помогают актёру творить не от чужого, а от собственного лица.

У фигуристов данный элемент представлен наиболее ярко. Ум помогает следить абсолютно за каждым моментом в программе, соблюдая рисунок программы. Воля в большей степени раскрывается во время тренировок, когда происходит отработка какого-то элемента. А чувство, накапливаясь в разработке программы, выливается в полной мере а самих соревнованиях.

Следующий элемент — «линия стремления двигателей психической жизни». О творчестве мы говорим только тогда, когда линия стремления имеет ровную, непрерывную основу. Она даёт жизнь воображаемому лицу. При её разрыве теряется идея спектакля, исчезает «лицо» персонажа.

У фигуристов она представлена неразрывностью программы. Целая, единая линия действия заключена в маленьком отрезке времени. Здесь, как и в спектакле, есть экспозиция, и завязка, и развитие действия, и кульминация, и развязка, и финал, и поклон.

Помимо идейной насыщенности, в спектакле так же важна сверхзадача и сквозное действие. В нём всё стремится к чему-то высокому, чем и является сверхзадача пьесы. Её мы ищем не только в роли, но и в душе самого человеко-артиста. Творчество всего коллектива театра должно быть направлено на раскрытие в спектакле, посредством сквозного действия, его сверхзадачи. Как нить пронзает бусинки, чтобы объединить их в единое целое. Так и сквозное действие направляет все элементы к общей сверхзадаче.

Что конкретно пара фигуристов хотела сказать своим номером, что зритель должен вынести после их выступления — вот то главное, что составляет сверхзадачу и сквозное действие их соревновательной программы. Они не просто выполняют сложные элементы, а посредством их доносят высокие идеи.

Темпо-ритм — важнейшая составляющая любого спектакля. Правильная размеренность всего происходящего на сцене имеет огромное значение, по отношению к целостности представления. Если он взят верно, то правильное чувство и переживание у артиста создадутся сами собой. Он несёт с собой не только настроение, но и внутреннее содержание, неуловимые характерные особенности места действия или персонажа. Он живёт не только вне актёра, но и внутри него. Создание темпо-ритма

сложный, уникальный процесс. Потому что чаще всего он возникает самостоятельно, без чьей-либо помощи. Это живое существо, которое от сцены к сцене должно расти и развиваться, а не оставаться на одной полосе как вначале, так и в конце спектакля.

Темпо-ритм легко проследить в программе фигуристов. Он во многом создаёт атмосферу на ледовой площадке. Если он находится в недостаточном напряжении, то даже обычный рядовой зритель увидит затянутость программы, отставание спортсменов от музыки или непопадание в неё.

Характерность помогает актёру создавать внутренний и внешний рисунок роли. Внутренняя сторона роли зачастую создаётся сама собой от создавшегося внешнего образа и в соответствии с ним. Актёр при всех внешних исканиях своего персонажа не должен потерять главное — самого себя. Полная искренняя вера в то, что делаешь, поможет обрести герою и характер, и характерность.

У фигуристов данный элемент прослеживается очень ярко. Как посредством костюма и комбинации движений передать суть исполняемого персонажа? Именно в этом ему помогает характерность. Которая прослеживается не только в чувствах и эмоциях исполнителей, но и в музыке программы, и в костюмах, да и даже в поклоне спортсменов.

Выдержка и законченность. Логика и последовательность. Эти группы элементов можно в данном исследовании объединить в одну. Актёр обязан уметь выделять важные и уничтожать ненужные для своего персонажа движения, жесты, эмоции. Этому ему помогает сценическая выдержка. Зрители должны понимать, где начинается и где кончается новая задача актёра, данная ему режиссёром или драматургом. Создание целого возможно только без «размазывания» границ его составляющих частей. Из совокупности логических и последовательных действий актёров складывается само существо спектакля. Все данные четыре понятия взаимодополняют друг друга, их существование не рассматривается в отсутствии хотя бы одного элемента.

Каждый элемент должен быть закончен по всем правилам ИСУ, а также выдержан в определённом временном контексте. Так, например, вращение будет засчитано только при выполнении его не менее трёх раз вокруг своей оси, если меньше, то это — вращательный элемент. Логика и последовательность прослеживается не только в технической части программы, где строго прописан порядок выполнения элементов, но и в эстетической части. Не логично из вращения «параллельная Либела» переходить в исполнение высокой поддержки. Это будет не только техническая грязь, но и испортит внешнюю красоту программы.

И, наконец, последний элемент «системы», который можно выделить и в практике спорта, и в практике театрального искусства. Этот элемент — «этика и дисциплина». Театр — это храм искусства. «Тут нельзя мусорить!». В данном смысле слова Станиславский подразумевает и

словесный и материальный характер. От каждого члена труппы зависит результат всего спектакля в целом. Поэтому данному ансамблю необходима железная дисциплина. «Всякие скверны» немедленно должны быть удалены из театра. Предрабочее состояние — важная составляющая рабочего процесса. Самостоятельная, домашняя работа — неотъемлемая часть создания спектакля.

Профессиональные спортсмены чаще других специальностей подвержены стрессам. При этом они должны в любой ситуации оставаться человечными. По-доброму относиться к своим поклонникам, не винить в своих неудачах окружающих, радоваться и третьему месту. Каждодневные тренировки, на которых фигурист не только добивается спортивных высот, но и самосовершенствуется. Постоянно благодарить своих тренеров. Вовремя приходить на тренировки, а главное, — на прокаты. Всегда быть вежливым, даже к техническим работникам ледового дворца. «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве». Этот закон действует не только в театре, но и в спорте. При том трудно выделить в какой сфере он в большей степени функционирует. Дисциплина и этическое отношение друг к другу создаёт неповторимую атмосферу, которая проявляется и в спортивных выступлениях фигуристов, и в спектаклях.

Миллионы людей ежегодно с замиранием сердца следят за выступлением фигуристов, причём не только российских спортсменов, но также и соревнования на международном уровне. Подводя итоги исследования можно сделать следующие выводы. Профессиональный фигурист — это машина, которая преодолевает постоянную усталость и боль на тренировках, чтобы в момент выступления показать зрителям и судьям свою грацию, техническое мастерство, мелодию, пластику, а также создаваемый образ в рамках короткой и произвольной программы.

Считается, что фигурное катание — это самых изящный, зрелищный и красивый вид спорта. Но только самим спортсменам и их тренерам ведомо, чего стоят эффектные многооборотные прыжки, вращения, и сложнейшие комбинации дорожек. Кататься может каждый, а вот стать настоящим фигуристом (как и актёром) может только тот человек, который «болеет» этим делом, тот, который тренируется и выступает по велению сердца, а не из-за того, что «родители заставили». Только таким образом можно стать профессионалом своего дела и быть олимпийской надеждой сборной страны.

Не только в нашей стране, но и за её пределами фигурное катание было, есть и будет популярным видом спорта. И главная причина данного феномена заключается в следующем: данный вид спорта имеет огромное влияние на зрителей во всём мире, во многом не столько эффектностью программ, сколько эстетическим критерием.

Использованные источники: 1. Захава Б. Е. Мастерство актёра и режиссёра: учебное пособие / Б. Е. Захава. - Санкт-Петербург, Планета Музыки, 2017. - 456 с. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

2. Кнебель М. О. Поэзия педагогики / М. О. Кнебель. - Москва: Всероссийское театральное общество, 1976. - 528 с.

3. К. С. Станиславский о сценическом творчестве: идей и смыслы: учебное пособие / сост. Л. Н. Кузнецова. - Москва: Российский институт театрального искусства — ГИТИС, 2017. - 440 с.

4. Пахомова Л. А. Монолог после аплодисментов / Л. А. Пахомова. -Москва: Советская Россия, 1988. - 144 с.

5. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Процесс воплощения / К. С. Станиславский. - Москва: Эксмо, 2013. - 448 с. (Мастер сцены).

6. Станиславский К. С. Работа актёра над собой. Процесс переживания / К. С. Станиславский. - Москва: Эксмо, 2013. - 448 с. - (Мастер сцены).

7. Тузова Е. Н. Обучение базовым элементам фигурного катания: учебно -методическое пособие / Е. Н. Тузова. - Москва: Человек, Sport, 2015. - 96 с. -(Библиотечка тренера).

8. Филатова Н. Фигурное катание и я / Н. Филатова. - Москва: Гриф и Ко, 2007. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.