Научная статья на тему 'Хореография в спорте как средство формирования пластическом выразительности'

Хореография в спорте как средство формирования пластическом выразительности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1804
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЧНОСТЬ / ПЛАСТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОРЕВНОВАНИЯ / ХОРЕОГРАФИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / ARTISTRY / PLASTIC EXPRESSIVENESS / PHYSICAL AND MENTAL DEVELOPMENT / COMPETITIONS / CHOREOGRAPHY / EMOTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мостовая T.H.

В статье рассматривается проблема формирования пластической выразительности средствами хореографии. Резко возросшая за последние годы техника спортсменов требует пересмотра судейской системы, а также нового уровня подготовки к соревнованиям. Особой оценки требуют такие качества, как артистичность, пластическая выразительность, эмоциональность. Эффективность формирования перечисленных качеств обеспечивается посредством использования уроков хореографии в тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOREOGRAPHY IN THE SPORT AS A FORM OF PLASTIC EXPRESSION

The article considers the problem offormation ofplastic expressiveness by means of choreography. Sharply increased in recent years, the technique of athletes requires a revision of the judicial system, as well as a new level of preparation for the competition. Special assessments require qualities such as artistry, plastic expressiveness, emotion. The efficiency offormation of these qualities is provided through the use of choreography in the training process.

Текст научной работы на тему «Хореография в спорте как средство формирования пластическом выразительности»

УДК 796.41:793.3 МОСТОВАЯ Т.Н.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Прикладная физическая культура», Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-таП: tamos7@mail.ru

UDC 796.41:793.3 MOSTOVAYA T.H.

Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, department of Applied physical education, Orel State University named after I. S. Turgenev E-mail: tainos7@maiI.ru

ХОРЕОГРАФИЯ В СПОРТЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

CHOREOGRAPHY IN THE SPORT AS A FORM OF PLASTIC EXPRESSION

В статье рассматривается проблема формирования пластической выразительности средствами хореографии. Резко возросшая за последние годы техника спортсменов требует пересмотра судейской системы, а также нового уровня подготовки к соревнованиям. Особой оценки требуют такие качества, как артистичность, пластическая выразительность, эмоциональность. Эффективность формирования перечисленных качеств обеспечивается посредством использования уроков хореографии в тренировочном процессе.

Ключевые слова: артистичность, пластическая выразительность, психофизическое развитие, соревнования, хореография, эмоциональность.

The article considers the problem offormation ofplastic expressiveness by means of choreography. Sharply increased in recent years, the technique of athletes requires a revision of the judicial system, as well as a new level of preparation for the competition. Special assessments require qualities such as artistry, plastic expressiveness, emotion. The efficiency of formation of these qualities is provided through the use of choreography in the training process.

Keywords: artistry, plastic expressiveness, physical and mental development, competitions, choreography, emotion.

Большинство видов спорта притягивает к себе интерес и внимание болельщиков борьбой спортсменов за победу. Но такие виды спорта, как фигурное катание, синхронное плавание, художественная гимнастика и т.п. имеют другую притягательную сторону для болельщиков. Перечисленные виды спорта относятся к разряду технико-эстетических, в них интерес зрителей поддерживается не только соревновательным моментом, но и содержанием действий, качеством выступления спортсменов.

В выступлении спортсменов выделяются и оцениваются два момента: техника и артистичность. Артистичность - показатель, который в последнее время активно подвергается изучению и анализу судей, зрителей, спортсменов, тренеров. Синонимами артистичности являются пластическая выразительность, эмоциональность, зрелищность. Эти разные термины выражают по сути одно и то же понятие. Пластическая выразительность обеспечивается умением спортсмена донести до зрителя свой энергетический посыл, вовлечь зрителей в действие, сделать их соучастником происходящего.

При однозначности смысла понятий «артистичность», «выразительность», «эмоциональность», в настоящий момент имеются небольшие разночтения в определении их сущности и содержания. Так, например, одна из основоположниц художественной гимнастики P.A. Варшавская определяет выразительность как двигательное выражение эмоций. Известный тренер по фит-

несу Т.С. Лисицкая считает, что выразительность (или артистичность) это не только эмоции, но и совершенная техника. По ее мнению, это качество проявляется в правильной школе движений, хорошем апломбе, высоком темпе, большой амплитуде, элегантности. Видный театральный педагог и режиссёр Л.П. Новицкая подчеркивает. что пластическая выразительность - это полная ясность эмоционального содержания действия. Один из основателей русской балетной школы Михаил Фокин, говоря об артистизме, писал в своей книге «Против течения»: «Мастерство, затем полнота и искренность чувства, ясность его выражения.».

Объединяя определения известных деятелей, можно подвести черту и дать определение пластической выразительности. Выразительность - это явление, проявляющееся во многих отраслях деятельности: искусстве, спорте, бытовой и досуговой деятельности. Проявлением выразительности являются движения, позы, жесты, мимика, темп, ритм, амплитуда, высота и тембр музыки и др.

В спорте пластическая выразительность проявляется, прежде всего, в выполнении движений и двигательных действий. Выразительность или артистичность - это эмоциональная насыщенность исполнения упражнений, умение передать содержательную сторону выполняемого действия, создать двигательный образ и наполнить его смысловым подтекстом. Именно такое выступление спортсмена способно вовлечь зрителя в процесс выступления.

© Мостовая Т.Н. © Mostovaya Т.Н.

Ученые записки Орловского государственного университета. №1 (74), 2017 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 1 - no. 74. 2017

Следует еще раз подчеркнуть, что выразительными средствами в спорте являются взгляд, жест, мимика, положения рук, ног, головы и корпуса, амплитуда движений, темп выполнения, ритм.

Таким образом, в выполнении спортивных упражнений эстетических, презентабельных видов спорта оценивается не только техническая сторона, но и их эмоциональная (артистическая, выразительная) составляющая. Следовательно, именно этой стороне сегодня приходится уделять большое внимание спортивных педагогов, ученых, тренеров.

Еще в прошлом столетии проблема воспитания пластической выразительности широко исследовалась в театральном мире. Известный театральный педагог и режиссер К.С. Станиславский составил свой пластический тренинг актера, в котором особое внимание уделялось физической подготовке и «умению пробуждать нужные чувства, мысли и эмоции» у актеров. Последователи театральной педагогики расширяли и дополняли учение К.С. Станиславского. Долгое время уроки актерского мастерства и пантомимы считались наиболее эффективным средством формирования выразительности. Однако, в настоящее время в спорте большую популярность приобретают уроки хореографии. По мнению многих специалистов, именно хореография способна сделать выступления спортсменов ярким, эмоциональным, выразительным и артистичным. Выполнение специальных танцевальных упражнений под музыку способствует воспитанию чувства ритма, органичности, пластичности. Изучение различных танцевальных направлений позволяет формировать умение передавать характер и содержание действий.

Обращаясь к истории развития физической культуры в нашей стране, можно увидеть факт заимствования многих элементов художественной гимнастики, фигурного катания, синхронного плавания и других видов спорта у хореографии. Известная российская гимнастка, олимпийская чемпионка Лариса Латынина вышла на спортивную арену из стен балетной школы. Многие прыжки, вращения, махи были заимствованы ею из «недр» классической хореографии. «Латынинские» элементы до сих пор используются и считаются обязательными в выступлениях гимнасток. Вот уже несколько лет в соревновательные программы по художественной гимнастике включены балетные прыжки «жетэ», «фэр-мэ>>. вращения «фуэтэ», «шэнэ» и др.

Помимо заимствования элементов, хореография, как ни один другой вид деятельности, не способствует развитию артистичности и эмоциональности. Многими специалистами отмечается факт, что артистичность можно воспитать, развить, натренировать. Особая роль в формировании пластической выразительности принадлежит музыке. От музыки зависит характер выступления, его ритм, такт, содержание. Известная балерина Майя Плисецкая советовала молодым артистам: «Танцуйте музыку!».

В наши дни, когда техника видов спорта достигла высочайших пределов, каждый год совершаются

все новые мировые рекорды, закономерно меняются и модернизируются методики и технологии подготовки спортсменов. Особую роль в современных методиках играют упражнения хореографии. С их помощью достигается высокая степень артистичности, музыкальности, чувства ритма, передача характера и создание образа действия.

В результате традиционных физических тренировок спортсмены оказываются готовыми к механическому выполнению упражнений. Но добиться эмоционально окрашенного, выразительного выступления, наполненного психологическим содержанием сегодняшние спортсмены готовы не всегда. В этой связи назревает необходимость дополнительной хореографической подготовки. В рамках хореографических занятий формируются органичность, исполнительский почерк, художественное пластически осмысленное действие. Задача хореографии - выявить связь движения и мысли, рожденной от эмоционального посыла музыки. Автоматизм в выполнении определенных двигательных действий является ценным для выступлений спортсменов. Но, кроме автоматизмов двигательных, существуют автоматизмы внутренние, психологические. Именно они помогают наполнить техническое упражнение пластической выразительностью.

Использование упражнений хореографии возможно не только для подготовки спортсменов высокой квалификации, но и для начинающих спортсменов, на уроках физической культуры в школе, ВУЗе. Если использование танцевальных элементов в рамках спортивных секций по фитнесу или фигурному катанию вполне оправдано, то с учебными занятиями по физической культуре дело обстоит несколько сложнее. Перед педагогами и тренерами часто становится вопрос о том, как именно совместить физическую культуру с танцами.

Решение педагогических задач должно иметь свою специфику. Во-первых, необходимо стимулировать у учеников желание выразить музыку через движение. С этой целью следует особое внимание уделять подбору музыки для занятий.

Во-вторых, следует уделять внимание снятию мышечных и психологических зажимов. Для решения этой проблемы можно использовать технику релиз - технику современного танца, основанную на раскрепощении отдельных групп мышц. Это позволяет использовать только те мышцы, которые необходимы для танца. С помощью этой техники вырабатывается ощущение понимания собственного тела.

В-третьих, необходимо уделять внимание таким составляющим хореографии, как баланс, артикуляция (импульс, инерция) и гравитация (центр тяжести, работа с весом). Особое внимание следует акцентировать на работе в партере. Здесь имеются в виду не только физические упражнения на силу и гибкость, но и техника падения, смещение баланса.

Среди принципов создания учебных комбинаций следует выделить следующие:

- органичное сочетание технической подготовки с

эмоционально-выразите льной (психологической);

- присутствие логики движений;

- наличие конкретной эмоциональной установки, предполагающей наличие образа, создание воображаемых обстоятельств, «разговора» посредством пластики.

Хотелось бы рекомендовать педагогам и тренерам использовать для начинающих заниматься спортом (или людей с невысоким уровнем физической подготовленности) несложную народную музыку для занятий. В соответствии с Музыкой включать в комплексы простые движения народного танца (ковырялочка, веревочка, моталочка и т.п.). Народные мотивы эмоционально наполнены, близки по смыслу и содержанию всем людям. Это позволяет достигать ученикам особого подъема настроения и душевных сил на занятиях.

Танец всегда являлся способом выражения духовного мира, средством гармоничного развития. Гармоничные движения и позы, пластическая выразительность и мимика, динамика, темп и ритм, рисунок танца являются основными выразительными средства-

ми человека. Образная выразительность пластики проявляется у каждого человека в повседневной жизни. В движениях, жестикуляции, пластических реакциях выражаются особенности человеческого темперамента, характера, чувства, своеобразие личности человека. Именно поэтому особенно важно обращать внимание учеников на собственную органичность и выразительность. Выработка у обучающихся собственного стиля мышления и исполнения является очень важным аспектом обучения.

Сочетание в процессе физкультурных занятий различных танцевальных школ и стилей позволяет добиваться единой цели: взаимопроникновения внешнего и внутреннего движения, высокого уровня артистичности, художественной откровенности, эмоциональной насыщенности. Такой подход к воспитанию наиболее успешно скажется на подготовке спортсменов высокой квалификации, развитии их индивидуального стиля и креативного начала.

Библиографический список

1. Станиславский К.С. Собр. соч.: в 9 т. Т. 3. Работа актера над собой. Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения: материалы к кн. / вступ. ст. Б.А. Покровского. М., 1990. URL: http: // az.lib.ru 1.

2. Красовстя В.М. Западноевропейский балетный театр: от истоков до середины XVIII в.: очерки истории: учеб. пособие. СПб.: Планета Музыки, 2008. URL: http: // plie.ru.

3. Карпенко Л.А. О выразительности в гимнастике / JI.A. Карпенко, О.Г. Румба // Материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию со д. р. Л.П. Орлова / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2001. 270 с.

4. Манжелей, II.B. Инновации в физическом воспитании: Учеб.пособие. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2010.

5. Румба О.Г. Основы хореографической грамотности в художественной гимнастике: учеб.пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Белгород: Изд-во «ЛитКараВан», 2013. 144 с.

References

1. Stanislavsky K.S. Coll. works: in 9 vol. Vol. 3. Actor'swork onthemseves. Part 2. Work on yourself in the creative process of the incarnation: materials for the book. / introd. article by B. A. Pokrovsky. M., 1990. UKL: http: // az.lib.ru 1.

2. Krasovskaya V.M. Western European ballet theater: from its origins to the mid eighteenth century: essays on the history textbook. SPb.: Planet Music, 2008. URL: http: //plie.ru.

3. Karpenko L.A. On expressiveness in gymnastics / L. A. Karpenko, O. G. Rumba // materials of the scientific.-pract. Conf. intemat. 100 years since L.P Orlov's birth/Lesgaft National State University of Physical Eduaction, Sport and Health, St.-Petersburg, 2001. 270 p.

4. Manzheley I. И Innovations in physical education: Textbook guide. Tyumen: Publishing house Tyumen state University, 2010.

5. Rumba O.G. fundamentals of choreographic literacy in rhythmic gymnastics: manual. 2nd ed., rev. Belgorod: Publishing house "Litkaravan", 2013. 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.