УДК 79-05
ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
THE FORMATION OF THE PLASTIC EXPRESSION BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE
Мостовая Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук доцент кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО «(Орловский государственный университет
имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия
Mostovaia Tatiana Nikolaevna Ph.D., associate professor of the department «Physical culture»
Orel State University, Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются современные требования к выступлению спортсменов технико-эстетических видов спорта. Одним из таких требований является пластическая выразительность или эмоциональность. Формирование этих качеств происходит в процессе тренировки, где основными средствами выступают упражнения стрейчинга и йоги, упражнения на релаксацию.
Summary. The article considers the modern requirements to the athletes technical-aesthetic sports. One of these requirements is plastic expressiveness or emotionality. The formation of these qualities is in the process of training, where the main means perform stretching exercises and yoga exercises for relaxation.
Ключевые слова. Артистичность, выразительность, йога, релаксация, стрейчинг, эмоциональность, эстетичность.
Keywords. Artistry, expressiveness, yoga, relaxation, stretching, emotion and aesthetics.
Современный спортивный мир предъявляет все более и более строгие требования к выступлению спортсменов. Одним из таких требований является пластическая выразительность
Впервые понятие пластической выразительности было использовано в актерской среде К.С. Станиславским. По его мнению, актеру необходимо иметь отличную физическую форму, чтобы достичь наивысшей степени выразительности.
В настоящее время требования к артистичности (или пластической выразительности) судьи предъявляют к представителям таких видов спорта, как
художественная гимнастика, акробатика, фигурное катание, спортивные танцы и т.п.
Анализируя их соревновательные композиции специалисты и судьи все чаще приходят к выводу, что немногие из них обладают целостностью и слитностью движений и способны продемонстрировать свойственную этим видам спорта выразительность и эмоциональность.
Низкая эстетическая ценность композиции особенно характерна для начинающих спортсменов. Потребность в интенсивном освоении различных движений, с одной стороны, и отсутствие необходимых для этого физических и психических возможностей ставят тренеров и преподавателей в достаточно трудное положение.
В этой связи разработка методик формирования пластической выразительности, разработка теории вопроса и раскрытие сущности этого явления приобретает все большую актуальность в наши дни.
Для выявления совокупности качественных характеристик, определяющих уровень исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта, был проведен анализ научно-методической литературы по аэробике, спортивным танцам, художественной и эстетической гимнастике. В результате анализа был выбран ряд характеристик, отражающих уровень пластической выразительности. Специалистами раскрывается содержание этих понятий следующим образом.
Красота. Одна из важнейших категорий эстетики, которая служит для определения и оценки отдельных свойств, предметов и явлений действительности
- совершенства, гармоничности, выразительности, завершенности. Красота является одной из сторон прекрасного и характеризуется многообразными признаками: соразмерностью, пропорциональностью, гармонией, яркостью, целесообразностью, целостностью и т.п. Основными разновидностями красоты считаются изящность, грация (Б. М. Собинов, 1964).
В технико-эстетических видах спорта красота исполнения движений определяется внешними характеристиками движений - положением в пространстве, скоростью перемещений, амплитудой и специфическими свойствами
- легкостью, выразительностью, пластической четкостью, геометрической точностью, согласованностью, ритмичностью движений.
Зрелищность. Определяется созданием зрительного впечатления. Зрелищность в технико-эстетических видах спорта определяется его оригинальностью, широтой движений, сменой темпа, характера движений, согласованностью работы и высоким коллективным мастерством (Л. А. Карпенко, 2003). Зрелищность во многом зависит от соблюдения требований к основным закономерностям построения композиций, т.е. от содержаний упражнения. Однако исполнение композиции, составленной на высоком качественном уровне, может быть недостаточно технически решенным, что мешает созданию зрелищности.
Эффектность. Производящий значительное впечатление, эффект близок к понятию зрелищности. Однако если зрелищность является характеристикой всего упражнения, то эффектность чаще всего характеризует отдельные моменты выступлений (Н. А. Каравацкая, 2002).
Гармоничность (от греч. harmonía - связь, стройность) - это сочетание, согласованность, слаженно-взаимное соответствие разных качеств, предметов, явлений, часть целого (Ю. С. Зазуля, 1979).
Естественность. Определяется через такие характеристики, как легкость, непринужденность, отсутствие натянутости, непосредственность, простота.
Естественность в гимнастике, например, определяется проявлением истинных черт спортсменки, ее индивидуальностью, раскрепощенностью в движениях (М. Л. Укран, 1976).
В искусстве хореографии естественными считаются движения, совершенствующиеся по законам естественной природы человека. Чтобы выполнить движения естественно, необходимо всегда оставаться самим собой, не допускать чрезмерных эмоционально-пластических акцентов, напыщенности.
Естественность в технико-эстетических видах спорта связана с выполнением достаточно сложных двигательных действий без видимых усилий и естественности в проявлении индивидуальных особенностей выражений эмоций движениями (Л. Г. Орлова, 1973).
Выразительность. В энциклопедическом словаре по физической культуре и спорту выразительность движения определяется как выполнение упражнения с эмоциональным отражением замысла и особенностей движений.
Проявление выразительности движений возможно на основе правильного подбора музыки, соответствующей движениям, техническим возможностям и индивидуальности спортсменов. Выразительность движений невозможна без высокого уровня техники и культуры движений. В соответствии с характером акцента, выразительность усложняет двигательную задачу спортсменов (Т. С. Лисицкая, 1982).
Хореографичность. Представляет собой характеристику исполнительского мастерства, связанную с соответствием движений рук, ног, туловища, корпуса принятым внешним нормам.
Высокий уровень развития этого качества позволяет демонстрировать культуру движений в соответствии с канонами классического, народного и характерного танцев и достигается в процессе хореографической подготовки. Хореографическая подготовка в танцах представляет собой систему «упражнений и методов воздействия, направленных на воспитание двигательной культуры, на расширение арсенала выразительных средств» (Т. С. Лисицкая, 1982).
Легкость. Легкий - плавный, как бы, значит с малым усилием, без видимого напряжения.
Точность. Точный - исполняемый строго, в соответствии с расчетом, безошибочно, организованно и рассчитано.
В спорте под точностью движений понимают качество двигательного акта, реализованное соблюдением заранее установленной системы характеристик.
Элегантность. Слово «элегантный» произошло от французского elegant, что означает изящный, изысканный.
В танцах, по определению Ю. К. Гавердовского (1985), элегантность - это изящество, сдержанность, внимание к выразительности линии, мягкость, пластичность. Элегантный исполнитель - в меру изысканный, утонченный. Автор отмечает также, что элегантность, как сочетание перечисленных выше признаков движений, является одним из стилей исполнения упражнений в спортивных танцах (Л. Д. Назаренко, 2002).
По мнению ряда авторов, пластическая выразительность напрямую коррелирует с технической подготовленностью спортсменов. Сложно
координационные двигательные действия требуют формирования сложных двигательных навыков.
Рассматривая техническое совершенство в качестве слагаемого выразительности, можно выделить основной его фактор - овладение точной формой движения. Добиваться точности движений необходимо через навыки «тонкого восприятия позы, контроля положений тела в пространстве, в статике и в динамике. Начальный процесс обучения двигательным действиям осложняется практически полным отсутствием в двигательном потенциале занимающихся тех навыков, которые они могли бы использовать в новой для них специализированной деятельности». Это высказывание Н.К. Меньшикова (1998), является выражением взглядов многих специалистов гимнастической школы движения.
По мнению ряда авторов (М. А. Годик, А. А. Дергач, А. А. Красников, Т. С. Лисицкая и др.) наиболее важными физическими качествами, влияющими на пластическую выразительность, являются гибкость (особенно в суставах позвоночника), ловкость и координация.
Качество координации определяется комплексом координационных способностей. Это умение точно регулировать пространственные, временные и динамические параметры движения.
Развитие перечисленных физических качеств достаточно тесно сопряжено с умением устранять излишнюю мышечную напряженность. Это достигается только в процессе физической тренировки, в результате которой формируются следующие умения:
а) различать ощущения напряженного и расслабленного состояния мышц по отношению к обычному их состоянию;
б) расслаблять одни группы мышц, одновременно напрягая другие;
в) поддерживать движение расслабленной части тела по инерции в результате активного движения других частей тела;
г) определять в упражнении фазы отдыха и соответственно им максимально расслаблять мышцы.
Перечисленные навыки наиболее эффективно тренируются в процессе выполнения упражнений стрейчинга и йоги, упражнений на релаксацию. Их направленность определяется активизацией тормозных систем ЦНС и быстрой ликвидацией отрицательных последствий повышенной возбудимости.
Таким образом, актуализация требований к эмоциональности и выразительности спортсменов технико-эстетических видов спорта показывает потребность разработки новых методик формирования пластической выразительности. Необходимо, чтобы методики объединили и синтезировали в себе весь накопленный педагогический опыт и четко отвечали требованиям современной спортивной тренировки.
_й
Список литературы
1. Горбачева, Ж. С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: / Ж. С. Горбачева // Автореф. дис. канд. пед. наук.-
Санкт-Петербург, 2000. - 24 с.
2. Каравацкая, Н. А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике: / Н. А. Каравацкая // Автореф. дис. канд. пед. наук. - Смоленск, 2002. - 20 с.
3. Карпенко, Л. А. О воспитании выразительности у занимающихся художественной гимнастикой. Актуальные проблемы спортивной тренировки: Сб. науч. тр. /Л. А. Карпенко //ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1976 - С. 50-52.
4. Коваленко, А. А. Программно-методическое обеспечение подготовки в спортивных танцах Спортивные танцы. Бюллетень №6(22) август-сентябрь 2001: Учебное пособие / А. А. Коваленко. - Москва : РГАФК, 2001. - С. 8-10.
5. Назаренко, Л. Д. Пластичность как двигательно-координационные качества / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2002.-№ 2. - С. 48-52.
6. Немеровский, А. Б. Пластическая выразительность актера : учеб. пособие для театр. вузов / А. Б. Немеровский - Москва : Искусство, 1987. - 191 с.
7. Радюк, В. В. Развитие творческих способностей посредством танцевальных движений Спортивные танцы. Бюллетень №6(14) август 2000 : учебное пособие / В. В. Радюк - Москва : РГАФК, 2000. - С. 6-26.
_Й
References
1. Gorbachev, J. C. the Formation of the plastic expressiveness in rhythmic gymnastics: /Gorbachev, J. //Avtoref. dis. Cand. PED. Sciences.- SPb., 2000.- 24 p.
2. Caravaca, N. A. The method of formation of motor skills of expressiveness in rhythmic gymnastics: /Caravaca, N. A //Avtoref. dis. Cand. PED. Sciences.- Smolensk, 2002.- 20 C.
3. Karpenko, L. A. On the expressiveness of education have engaged in artistic gymnastics. Actual problems of sports training: Sat. scientific. Tr. - HP: / Karpenko, L. A. // GDOIFK them. P. F. Lesgaft, 1976 - P. 50-52.
4. Kovalenko, A. A. program-methodical provision of training in sports dances Sports dances. Bulletin No. 6(22) August-September 2001 : Teaching aid / A. A. Kovalenko. -Moscow : training, 2001. - P. 8-10.
5. Nazarenko, L. D. Plasticity as a motion-coordination quality / L. D. Nazarenko // The Theory and practice of physical culture. - 2002. - No. 2.- P. 48-52.
6. Nemirovski, A. B. Plastic expressiveness of the actor. / A. B. Nemirovski // Proc. a Handbook for the theatre, universities. - Moscow: Iskusstvo, 1987. - 191 p.
7. Radyuk, V. V. Development of creative abilities through dance movements dance Sports. Bulletin No. 6(14) August 2000: textbook / V. V. Radyuk. - Moscow : training, 2000. - P. 6-26.