Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ РАДИОПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ГТРК "С НАМИ НЕ СОСКУЧИШЬСЯ!": ПОДВОДЯ ИТОГИ'

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ РАДИОПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ГТРК "С НАМИ НЕ СОСКУЧИШЬСЯ!": ПОДВОДЯ ИТОГИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ РАДИОПРОГРАММА / СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ВЕДУЩЕГО / СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ РАДИОПРОГРАММЫ / СПЕЦИФИКА ПОДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ / ТЕМАТИКА ДЕТСКИХ РАДИОЭФИРОВ / ЗВУКОВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ РАДИОПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Цуканова Марина Игоревна

В данной статье говорится об особенностях детских радиопрограмм, и в частности, об информационно-развлекательной радиопрограмме Воронежской ГТРК, предназначенной для детей 9-13 лет. Затрагиваются проблемы тематического наполнения таких программ, специфика подачи информации и работы ведущих, структура и звуковое оформление.Региональный эфир в России долгое время оставался оплотом отечественных традиций радиовещания, в том числе, и в части детских радиопрограмм. Юных слушателей с детства приучали к восприятию информации на слух, формировали потребность в СМИ как в источнике данных об окружающей действительности. Программа «С нами не соскучишься!» Воронежской ГТРК была единственным, не имеющим аналогов источником журналистской информации о творческой, научной, спортивной жизни детей и юношества в Воронеже и Воронежской области. И, несмотря на это, она стала одной из жертв кризиса детских медиа, проявившегося на рубеже XX-XXI веков. Кризис более всего сказался в недостаточном финансировании, многие участники эфиров (актёры, соведущие) работали на волонтерской основе. Кроме того, ввиду отсутствия на тот момент в стране четкой системы нравственных и ценностных ориентиров для юношества, указанная радиопрограмма с её рассказами о доброте, созидательном труде школьников, уважении к старшим могла показаться несовременной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Цуканова Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE CHILDREN’S INFORMATION AND ENTERTAINMENT RADIO PROGRAM OF THE VORONEZH GTRK “YOU WON’T GET BORED WITH US!”: SUMMING UP

This article talks about the features of children’s radio programs, and in particular, about the information and entertainment radio program of the Voronezh GTRK, intended for children 9-13 years old. The problems of thematic content of such programs, the specifics of the presentation of the innformation and the work of the presenters, the structure and sound design are touched upon.Regional broadcasting in Russia has long remained the mainstay of domestic broadcasting traditions, including in terms of children’s radio programs. Young listeners from childhood were taught to perceive information by ear, formed the need for the media as a source of data about the surrounding reality. The program “You won’t get bored with us!” Voronezh GTRK was the only, unparalleled source of journalistic information about the creative, scientific, sports life of children and youth in Voronezh and the Voronezh region. And despite this, she became one of the victims of the crisis of children’s media, manifested at the turn of the XX-XXI centuries. The crisis was most affected by insufficient funding, many participants of the broadcasts (actors, co-hosts) worked on a volunteer basis. In addition, due to the lack of a clear system of moral and value guidelines for young people in the country at that time, this radio program with its stories about kindness, creative work of schoolchildren, respect for elders could seem out of date.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ РАДИОПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ГТРК "С НАМИ НЕ СОСКУЧИШЬСЯ!": ПОДВОДЯ ИТОГИ»

Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 13-20. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print). Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2022;4(46): 13-20. elSSN2949-3641; ISSN2070-0695 (print).

Научная статья УДК 070

DOI 10.47475/2070-0695-2022-10402

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕТСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ РАДИОПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ГТРК «С НАМИ НЕ СОСКУЧИШЬСЯ!»: ПОДВОДЯ ИТОГИ

Марина Игоревна Цуканова

Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, tsmi@yandex.ru

Аннотация. В данной статье говорится об особенностях детских радиопрограмм, и в частности, об информационно-развлекательной радиопрограмме Воронежской ГТРК, предназначенной для детей 9-13 лет. Затрагиваются проблемы тематического наполнения таких программ, специфика подачи информации и работы ведущих, структура и звуковое оформление.

Региональный эфир в России долгое время оставался оплотом отечественных традиций радиовещания, в том числе, и в части детских радиопрограмм. Юных слушателей с детства приучали к восприятию информации на слух, формировали потребность в СМИ как в источнике данных об окружающей действительности. Программа «С нами не соскучишься!» Воронежской ГТРК была единственным, не имеющим аналогов источником журналистской информации о творческой, научной, спортивной жизни детей и юношества в Воронеже и Воронежской области. И, несмотря на это, она стала одной из жертв кризиса детских медиа, проявившегося на рубеже XX-XXI веков. Кризис более всего сказался в недостаточном финансировании, многие участники эфиров (актёры, соведущие) работали на волонтерской основе. Кроме того, ввиду отсутствия на тот момент в стране четкой системы нравственных и ценностных ориентиров для юношества, указанная радиопрограмма с её рассказами о доброте, созидательном труде школьников, уважении к старшим могла показаться несовременной.

Ключевые слова: детская радиопрограмма, специфика работы ведущего, структура информационно-развлекательной радиопрограммы, специфика подачи информации для детей, тематика детских радиоэфиров, звуковое оформление детской радиопрограммы.

Для цитирования: Цуканова М. И. Особенности функционирования детской информационно-развлекательной радиопрограммы Воронежской ГТРК «С нами не соскучишься!»: подводя итоги // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 4 (46). С. 13-20. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10402.

Original article

FEATURES OF THE FUNCTIONING OF THE CHILDREN'S INFORMATION AND ENTERTAINMENT RADIO PROGRAM OF THE VORONEZH GTRK "YOU WON'T GET BORED WITH US!": SUMMING UP

Marina I. Tsukanova

Voronezh State University, Voronezh, Russia, tsmi@yandex.ru

Abstract. This article talks about the features of children's radio programs, and in particular, about the information and entertainment radio program of the Voronezh GTRK, intended for children 9-13 years old. The problems of thematic content of such programs, the specifics of the presentation of the innformation and the work of the presenters, the structure and sound design are touched upon. Regional broadcasting in Russia has long remained the mainstay of domestic broadcasting traditions, including in terms of children's radio programs. Young listeners from childhood were taught to perceive information by ear, formed the need for the media as a source of data about the surrounding reality. The program "You won't get bored with us!" Voronezh GTRK was the only, unparalleled source of journalistic information about the creative, scientific, sports life of children and youth in Voronezh and the Voronezh region. And despite this, she became one of the victims of the crisis of children's media, manifested at the turn of the XX-XXI centuries. The

© Цуканова М. И., 2022

crisis was most affected by insufficient funding, many participants of the broadcasts (actors, co-hosts) worked on a volunteer basis. In addition, due to the lack of a clear system of moral and value guidelines for young people in the country at that time, this radio program with its stories about kindness, creative work of schoolchildren, respect for elders could seem out of date.

Key words: children's radio program, the specifics of the presenter's work, the structure of an infotainment radio program, the specifics of providing information for children, the subject of children's radio broadcasts, the sound design of a children's radio program

For citation: Tsukanova M. I. Features of the functioning of the children's infotainment radio program of the Voronezh GTRK "You won't get bored with us!": summing up. Znak:problemnoepolemediaobrazovanija. 2022; 4(46): 13-20. https://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10402. (In Russ.).

С января 2004 по февраль 2007 года в эфире Воронежского государственного радио выходила 30-минутная радиопрограмма для детей и подростков «С нами не соскучишься!», адресованная слушателям от 9 до 13 лет. Эфиры имели информационно-развлекательную направленность.

Для данного исследования был проанализирован звуковой и текстовый архив программы, в результате чего выявлен ряд особенностей.

1. Психологическая «маска» и особенности работы ведущего в детской радиопрограмме «С нами не соскучишься!»

Возрастная категория слушателей исследуемой программы сформировалась на стыке младшего школьного и подросткового возрастов [9], что в немалой степени обусловило психологические подходы к ней и выбор второго ведущего.

При разработке концепции новой детской программы было решено использовать пару ведущих. Первый ведущий взрослый, это автор данной статьи, на тот момент - штатный сотрудник телерадиокомпании, который выполнял также функции редактора, звукорежиссера, звукооператора и саунд-дизайнера, а также выездного корреспондента обозначенной программы. Вторым ведущим стал ребенок, которого выбирали методом кастинга. В эфире был объявлен конкурс, на прослушивания приходили дети. Основным требованием были способность бегло читать текст, богатые интонации голоса, наличие актерских способностей. В результате конкурса, проходившего в течение двух недель, выбрали, наконец, ведущего -шестиклассника 48 воронежской школы Василия Жбанникова. Мальчику на момент начала производства программы было 11 лет.

Сочетание голосов ведущего-взрослого и ведущего-ребенка оказалось очень необычным: голос мальчика (альт) звучал ниже, чем голос девушки-ведущей (сопрано), что и натолкнуло на мысль о применении психологических «масок» Пятачка (девушка) и Винни-пуха (мальчик). Дальнейшая разработка концепции программы велась уже в этом ролевом ключе. Опора на сюжет советского мультфильма об этих героях продиктовала и особенности взаимоотношений ведущих. Винни-Пух в мультфильме немного старше и является лидером в паре, а Пятачок - младший, более наивный и ведомый персонаж. Аналогично были выстроены роли и в радиопрограмме. Такой подход дал еще одно преимущество - возможность ребенку как бы руководить взрослым, быть лидером в общении, предлагать пути дальнейшего развития действия. Это понравилось и самому ведущему, и юным слушателям: в лице Васи-Винни-Пуха они видели себя лидерами, «хозяевами» радиопрограммы, что повышало уровень интереса и доверия к содержательной составляющей передачи.

Журналист В.В.Ксенофонтов ставит перед ведущими детских передач довольно сложные задачи: «Как научить, не поучая? Как взволновать, не впадая в пафос и сентиментальность? Как вызвать доверие без панибратства?» [5. С. 33]. Эти задачи пытались решить и мы. Приведем фрагмент эфира, посвященного Новому году:

ВАСИЛИЙ: А я еще одну песню про Новый год знаю. Давайте напомним ее ребятам. В лесу родилась елочка, в лесу она росла...

МАРИНА, как будто с трудом вспоминая слова: Большое, золоченое яйцо она снесла

ВАСИЛИЙ (удивленно): Метель ей пела песенку: «Спи, елочка, бай-бай»

МАРИНА: А волку, мой козленочек, ты дверь не открывай!

ВАСИЛИЙ: Трусишка зайка серенький под елочкой скакал

МАРИНА: Попил воды Иванушка, и вдруг козленком стал

ВАСИЛИЙ: Вот «Чу!» по лесу частому под полозом скрипит

МАРИНА: У мухи гости собрались и самовар кипит

ВАСИЛИЙ: Везет лошадка дровенки, а в дровнях - мужичок

МАРИНА: Ты испеки, мне, бабушка, румяный колобок

ВАСИЛИЙ: Теперь она нарядная на праздник к нам пришла,

МАРИНА: Но потеряла туфельку, да так и не нашла.

ВАСИЛИЙ: Ну, что-то вы, Марина, все поперепутали! Забыли?

МАРИНА: Забыла... Но зато вот помню, что Новый год в России раньше отмечали Первого сентября.

ВАСИЛИЙ: Ну да, а потом, по приказу Петра Первого, стали праздновать в ночь с 31 декабря на 1 января, как в Европе, и елку наряжать. Это все уже знают. Расскажите лучше, как в других странах Новый год встречают («Радио России - Воронеж», эфир от 27.12.2004).

2. Структура радиопрограммы

Как видим, авторский текст передачи построен как диалог. Постоянное использование восклицательных и вопросительных интонаций помогает его разнообразить и способствует лучшему восприятию слушателями. Кроме того, диалоговые фрагменты программы не очень длинные, не более 30-40 секунд, а следом идёт либо очередной сюжет, либо музыкальная вставка, либо переход к другой теме.

Структура программы опиралась на отечественные традиции построения информационно-развлекательных радиопередач. После общередакционной заставки (детская программа «С нами не соскучишься!» выходила под эгидой редакции документально-художественных программ «Диапазон») следовала собственная заставка передачи, затем приветственные слова ведущих и музыкальная отбивка, сразу за которой озвучивался анонс. Такая композиция была уже у первой вышедшей в эфир программы цикла:

ЗСТ «Диапазон» ЗСТ «С нами не соскучишься!»

ВЕД: Здравствуйте! У микрофона Марина Цуканова. Вы слушаете первый выпуск детской радиопрограммы «С нами не соскучишься!». Сегодня вместе со мной его будет вести ученик 48 воронежской школы Василий Жбанников.

ВАСИЛИЙ: Здравствуйте, ребята!

Муз. отбивка.

(«Радио России - Воронеж», эфир от 30.01.2004)

Анонсы передач авторы старались писать на доступном для детей языке, чтобы не отпугнуть их сложными предложениями и словами, а заинтересовать предстоящим повествованием:

ВЕД: Вначале мы расскажем, о чем будет говориться в программе.

ВАСИЛИЙ: Детскому коллективу «Цап-царап» на днях присвоено звание образцового. В гостях у юных музыкантов побывал наш корреспондент.

ВЕД: Для учеников гимназии Кольцова в Областной детской библиотеке провели урок-диалог под названием «Край родной, опаленный войной».

ВАСИЛИЙ: Также мы познакомим вас с бардовским дуэтом Юли и Ляны Якуповых,

ВЕД: проведем радиовикторину,

ВАСИЛИЙ: а в конце программы вас ожидает радиосериал по повести воронежского писателя Владимира Добрякова «Цветок из Голландии». Ну, а теперь обо всем по порядку («Радио России -Воронеж», эфир от 30.01.2004).

Далее размещалась информационная часть, за ней - развлекательная. После каждого блока звучала песня либо музыкальная отбивка. Завершая передачу, ведущие кратко напоминали её содержание, называли адрес редакции для обратной связи и прощались. Фирменная «прощалка» - синхронно и бодро произнесённая фраза «До встречи!» При этом большие по объёму сюжеты помещались ближе к началу выпуска, когда слушатели ещё не устали, а более лёгкие по содержанию и короткие - ближе к концу. Таким образом по возможности реализовывался принцип вёрстки, называющийся перевёрнутая пирамида. В целом, в один выпуск помещалось от трёх до пяти информационных сюжетов продолжительностью не более пяти минут.

Также в программе присутствовали постоянные и непостоянные рубрики. К первой группе относились те, которые вышли циклом не менее 10 выпусков. Среди них: 1. «Салют Победы», выходившая обычно с марта по май, в преддверии и в завершение празднования Дня Победы. В 2005 году, в связи с 60-летием, она была самой масштабной. Звучали лучшие патриотические сочинения школьников, был проведен конкурс исторических проектов, освещались тематические творческие фестивали. 2. «Только для детей» -психологические советы школьникам: как избежать конфликтов с одноклассниками, как не бояться ответов у доски, для чего на самом деле нужны шпаргалки, чем любовь отличается от фанатизма и т. п. 3. «Гениально!» - о детстве и становлении выдающихся учёных, музыкантов, художников; что именно повлияло на проявление их таланта. 4. «Живой уголочек» - здесь рассказывалось о тонкостях ухода за домашними обитателями, велись беседы с владельцами непопулярных домашних питомцев, освещались

некоммерческие выставки животных. Рубрика выходила циклами по 8-10 выпусков, в каждом цикле был свой ведущий - школьник либо руководитель зоологического объединения.

Непостоянные рубрики появлялись в эфире тогда, когда оставалось свободное эфирное время. Они не имели привязки ко времени и событиям. Например, «Новости из-под парты» выходили только в учебном году. Здесь содержались забавные истории из школьной жизни, которые присылали слушатели. Их озвучивал либо мальчик-ведущий, либо сам автор истории. Второй вариант встречался реже, т. к. для этого корреспондент программы, находясь на выезде, в процессе неформального общения с героями какого-либо сюжета задавал им вопрос и о том, что забавного произошло в их жизни. Такие аудиоистории коллекционировались в отдельной папке и использовались по мере необходимости. Если же папка пустела или не было подходящей истории, ведущие могли рассказать несколько анекдотов, соответствующих возрасту аудитории.

«Литературная страничка» всегда получалась довольно больших объемов (более пяти минут), поэтому её пускали в эфир в случае недостатка свежих информационных сюжетов и на каникулах. Здесь транслировались записанные специально для программы рассказы и повести воронежских писателей и сказительниц. В течение трёх лет в эфир были переданы сказки А. Н. Корольковой и А. К. Барышниковой (Куприянихи), рассказы писателей И. И. Евсеенко, В. А. Добрякова и других исключительно воронежских авторов. Несколько выпусков было посвящено различным типам сказок - волшебные, бытовые, героические. Эти выпуски вела доцент филфака Т. Ф. Пухова, но они не нашли широкого отклика у слушателей: слишком уж спокойно и размеренно говорила у микрофона Татьяна Федоровна. Этот не совсем удачный опыт подтвердил правила, обозначенные в «Пособии для радиожурналистов»: пиши, как говоришь. В нашем случае даже фрагментарное использование письменного литературного языка привело к отторжению аудитории. Лекций детям предостаточно и в школе! Поэтому постоянные ведущие всегда старались использовать «разговорный вариант литературного языка, свободный от специальных терминов и выражений, модных словечек и языковой акробатики» [10. С. 16].

3. Специфика подачи информации

Мы убеждены, что очень важно приучать детей к усвоению на слух информации о том, что происходит вокруг них: в их городе, в их стране. Тотальная геймификация пространства вокруг школьников привела сегодня к тому, что они совершенно не готовы воспринимать по радио ничего, кроме музыки. Частично эту проблему решает «Детское радио», но в Воронеже представительства этой радиостанции никогда не было. После закрытия в 2007 году «С нами не соскучишься!» сегмент речевых программ для детей до сих пор остаётся не заполненным.

«Специфика детской журналистики заключается в четко выраженной ориентации на детскую аудиторию и в использовании присущих ей особых приёмов отображения действительности, собственных выразительных средств, форм, способов контакта с аудиторией» [4. С. 85].

Стоит сказать, что далеко не все жанры, имеющиеся в палитре радиожурналистики, подходят для детского восприятия. Про аналитическую группу жанров в данном контексте говорить вообще не стоит, в то время как документально-художественные воспринимаются чаще всего хорошо. Информационные можно использовать, адаптировав язык сообщений.

Уникальность анализируемой нами передачи состоит в том, что она основана на местном информационном материале. События в сфере детского творчества, дополнительного образования, спорта в Воронеже и области - вот объекты для освещения в эфире. Но как рассказать об этом так, чтобы школьнику было интересно слушать? Безусловно, когда речь идёт, к примеру, о юбилее вокального коллектива, у радиоприёмников оказываются его участники, их родители, руководство этого коллектива, с интересом включаются его недавние выпускники. Но ведь передача не только для них и даже не столько для них, сколько для широкого круга слушателей, и в первую очередь, детей в возрасте от 9 до 13 лет - целевой аудитории программы. Как привлечь эту аудиторию, сделать её заинтересованной?

Конечно, привлекают внимание уже сами детские голоса. Не так-то много их в региональном эфире, поэтому они действуют подобно уникальному коду «свой», заставляющему ребенка «навострить ушки» и слушать, о чем же говорит по радио его ровесник.

Дальше уже дело за оратором. Как он будет рассказывать о своём любимом деле? С восторгом, взахлёб или застесняется и станет скучным голосом произносить общие фразы? Конечно, тех ребят, кто говорит увлеченно, и слушают с интересом. Больше того, после эфира они порой становятся маленькими «звёздочками», приобретают некоторую популярность в своём творческом коллективе, в школе. Это ещё одно уникальное свойство радио, описанное во всех учебниках и проверенное нами на практике.

Руководители творческих студий после эфира фиксировали поток обращений от желающих записаться на занятия. Здесь необходимо отметить, что принципиальная позиция авторов программы в том, чтобы освещать деятельность только тех коллективов, которые функционируют на бесплатной основе. Поэтому о скрытой рекламе здесь речи нет и быть не может.

Выбрать рассказчика, способного стать лицом коллектива в эфире, помогали руководители. Они хорошо знают своих детей и их коммуникативные способности. При этом задача ведущих (один из которых, напомним, профессиональный журналист) собрать максимально полную информацию о будущем герое эфира, познакомиться с его деятельностью. «Такой сбор сведений не только способствует установлению контакта, но и повышает качество самого интервью, содействуя лучшей ориентации интервьюера» [1. С. 32]. Зачастую, особенно в объемных сюжетах и тем более в тематических выпусках, роли доставались многим воспитанникам. Задали вопрос, к примеру, о фестивале «Хрустальный январь»? Отвечает на него тот, кто участвовал там и занял призовое место. О традиции начала учебного года расскажет тот, кто был занят в празднике. И так далее. Подобный подход позволяет избежать монотонности, одноголосия в эфире и тем самым оживляет передачу.

Очень оживляли передачи и репортажи с мест различных событий, произошедших в городе и области за неделю. Репортаж считается одним из самых распространенных жанров радиовещания, хотя нельзя не заметить, что он из-за своей трудоёмкости покидает эфир. Уже в тот период, когда выходила радиопрограмма «С нами не соскучишься!», в региональном эфире Воронежа их было крайне мало. Штатные журналисты почти не делали репортажей, заменяя их интервью с места события, а если уж репортаж и появлялся, то сделан он был внештатным корреспондентом-практикантом, у которого больше времени на подготовку материала, чем у штатника.

Однако слушали репортажи в детской радиопрограмме все (в том числе и сотрудники соседних редакций) с большим удовольствием. «Искусство радиорепортера, - писал журналист Ю. А. Летунов, - заключается в том, что он должен в происходящем событии выбрать такой момент или сознательно поставить героя в такую ситуацию, чтобы они раскрылись максимально ярко и полно, а главное - естественно и органично» [7. С. 111]. Когда мы рассказывали о ярком зрелищном событии, достойном репортажа, то использовали речевые конструкции настоящего времени, несмотря на то, что все программы давались в записи, а событие прошло несколько дней назад относительно даты эфира. Работа корреспондента на месте события в этом случае усложнялась тем, что все его речевые включения должны быть зафиксированы там же, в том же помещении. Потому что в репортаже важна окружающая акустика и все те шумы, которые сопутствуют событию. Многие любимые детьми места Воронежа имеют своё неповторимое звучание - холл Городского дворца детей и молодежи, Дворец спорта, станция юннатов... Кто, скажите, поверит, что вы действительно находитесь на выставке собак, если вокруг вас полная тишина и у вашего голоса бархатное студийное звучание? А дети, если уж слушают, то слушают очень внимательно, и эта фальшь от них не скроется. Потеряв доверие, очень трудно будет потом его восстановить.

4. Выбор тем для освещения в программе

Некоторые сотрудники редакции говорили нам: что здесь сложного? Если в событии участвуют дети, значит, и слушать о нем им будет интересно. Как показала практика, это не всегда так. Научная конференция старшеклассников тоже, казалось бы, отвечает этому критерию. Но что расскажут участники в микрофон? Каждый о своём исследовании. В лучшем случае, выразят мнение о других исследованиях или об организационной части. Кому это будет интересно слушать? Пожалуй, только тем, кто «в теме», а таких немного. Но нам надо придумать, как не обделить событие своим вниманием и как сделать это увлекательно. Ведущие нашли выход - устроили квест по научным секциям конференции. По легенде, девушка-ведущая потерялась в незнакомом здании, а мальчик Вася (второй ведущий) её искал, заходя то в одну аудиторию, то в другую. Попутно, разумеется, слушал доклады, задавал вопросы. То же делала и ведущая, не выходя за пределы своей психологической маски, охарактеризованной в начале данной статьи. В финале Вася и Марина встретились и обменялись мнениями, попутно слегка «выясняя отношения» («Радио России - Воронеж», эфир от 14.04.2005).

Выбирая темы для детской радиопрограммы, важно не делать крен в сторону развлечения, не забывать о том, что одной из основных задач детского вещания является нравственное воспитание. Рассказывая о литературных произведениях, об исторических событиях, о жизни великих людей, редакция всегда стремится подчеркнуть идеалы гуманизма, отношение к нравственным проблемам [8].

В процессе работы мы поняли, что существуют «нерадийные» темы. К примеру, проходит международный конкурс бального танца. Что он представляет из себя в звуке? Отрывки танцевальных мелодий вперемешку с объявлением участников. Смотреть на это своими глазами прекрасно, но вот рассказывать об этом, пусть даже в самых изысканных выражениях - только вызывать зависть у любителей танцев и пытаться расшатать равнодушие тех, кто ими не увлечен. Авторам передачи снова приходится искать какой-то выход из положения.

К таким же не очень подходящим для радио темам можно отнести и выставки изобразительного искусства. Словесное описание никогда не передаст всё очарование картины. Для тем «незвукового» ряда в программе существовала отдельная рубрика «Калейдоскоп событий», где размещались сообщения (радиозаметки) о прошедших мероприятиях, а также говорилось о предстоящих событиях, которые

могут быть интересны целевой аудитории. В целом же, информационным наполнением программы была общественная и творческая жизнь детей города и области.

Развлекательную часть составляли юмористическая рубрика (о ней уже было сказало выше) и радиотеатральный блок.

Радиотеатральный блок - одна из любимейших частей передачи как для слушателей, так и для авторов программы. Так, цикл передач «С нами не соскучишься!» открылся трёхсерийным радиоспектаклем по повести Владимира Добрякова «Цветок из Голландии» («Радио России - Воронеж», эфиры от 30.01.2004, 6.02.2004 и 13.02.2004), а закрылся спустя три года трёхсерийной постановкой этого же автора «Чёрные дыры» («Радио России - Воронеж», эфиры от 02.02.2007, 09.02.2007, 16.02.2007). В этих спектаклях «действие каждой серии имело начало и конец истории, в каждом эпизоде действовали несколько актеров, каждая серия оформлялась определенными звуками и музыкой, а в её начале герой-повествователь коротко напоминал сюжет предыдущей» [2. С. 179]. По таким принципам строилось большинство радиосериалов российского эфира. Для работы над спектаклями по повестям В. Добрякова приглашались актёры воронежского молодежного театра «Зазеркалье», участвовавшие на волонтерской основе. Переработку текстов писателя под радиопьесы ведущие осуществляли самостоятельно. Музыкальное и шумовое оформление спектаклей также делали сами.

5. Звуковое оформление радиопрограммы «С нами не соскучишься!»

Эта составляющая также полностью создавалась авторами передачи по компилятивной технологии и включала в себя стандартный набор: начальная и финальная заставки программы, заставки рубрик, музыкальные подложки под рубрики и ведущих.

Стоит добавить, что создание звуковых образов программы начинается уже с интонации ведущих, тембра и силы их голосов, темпоритма речи. В нашем случае появилось ещё одно средство - перевоплощение в узнаваемых героев. Стараясь избегать морализаторства, которое так не любят дети, ведущие, тем не менее, находили способ выразить своё отношение к происходящему: по интонации и тембру голоса «слушатель догадывается об отношении журналиста к предмету разговора, если даже в его речи совсем нет оценочных слов. Но радиожурналистами разрабатываются в качестве профессиональных приёмов и другие способы создания образа, которые тесно связаны с использованием специфических выразительных средств радио, как натуральных - живых голосов, шумов, музыки, так и технических: наложений, повторов, изменения скорости звука, реверберации, монтажа» [6. С. 165].

Начальная заставка передачи «С нами не соскучишься!» представляла собой компиляцию элементов звукоряда мультфильма. Винни-Пух в исполнении Е.Леонова весело напевает: «Трам-парабам-пампам-парабам-пампам-па-па» (припев песни «Если я чешу в затылке...»), затем произносит фразу: «Ты никуда не торопишься?». Пятачок ему отвечает: «Нет. До пятницы я совершенно свободен!» (программа выходила именно по пятницам). Затем на фоне произносимого Винни-Пухом «Трам-парабам-пампам-парабам-пампам-па-па» девочка (живая, не из мультфильма) объявляет: «В эфире детская радиопрограмма...», а завершает фразу уже многоголосье: «... С нами не соскучишься!» и весёлый смех ребят на школьной перемене, в котором едва слышна чья-то фраза: «Вот это вы заорали!». После чего Кролик (мы опять вернулись к мультфильму) спокойно и нравоучительно говорит: «И незачем так орать». Этой фразой маскируется переход к подложке, сформированной из минусовой детской мелодии «Летнее путешествие» -постоянной музыкальной темы ведущих.

Финальная заставка выполнена в том же ключе. На музыкальной теме Винни-Пуха звучит голос Пятачка из мультфильма: «Ну, мы пошли». Винни-Пух ему подсказывает: «Сразу никто не уходит». «Ах, да, - вступает ведущая, прерывая мультипликационный звукоряд,- мы же забыли попрощаться! Программу «С нами не соскучишься!» провела я, журналист Марина Цуканова...» - «...и я, ученик 48 воронежской школы Василий Жбанников», - дополняет соведущий. «До встречи», - произносят они хором. «Да! Нам пора, - подводит итог мультяшный Винни-Пух.- Мы, конечно, могли бы еще немного посидеть». «Нет-нет, - пугается Кролик, - по правде сказать, я и сам собирался уходить». «А, ну хорошо. - Запросто говорил Винни. - Тогда мы пошли». Музыка понемногу покидает слушателей вместе с героями любимого мультфильма и ведущими.

Заставки рубрик выполнены без привязки к мультфильму. Так, рубрика «Гениально» начиналась со звука звонкого удара, похожего на падение яблока на твёрдую поверхность, а затем произнесенного с растяжкой слова «Гениально!!!». «Живой уголочек» - это, помимо произнесенного названия, вскрики попугаев и сопение морской свинки. «Новости из-под парты» - звук отодвигаемого стола и перелистывание страниц. «Литературная страничка» - спокойный наигрыш протяжной народной мелодии плюс название. «Салют Победы» - звуковое напоминание первых двух строчек патриотической песни «Разговор со старой фотографией», название размещено между двумя музыкальными фразами, исполненными на горне. «Только для детей» - заговорщический голос на фоне общего гомона детских голосов.

Мозаичная композиция программы предполагает музыкальные включения между сюжетами, и эти включения должны по смыслу либо продолжать предыдущую тему, либо готовить слушателя к следующей. Песенная составляющая передачи - предмет особой гордости автора. В течение всех лет работы собирались музыкальные номера в исполнении юных вокалистов Воронежа и области, и именно они затем звучали в эфире. Наибольшей популярностью пользовались сюжетные и тематические песни. Зачастую песни специально для этого записывались непосредственно на студии Воронежского радио, при этом попутно могла быть сделана отдельная программа об исполнителе. Так, персональных эфиров удостоились солистка городского ансамбля «Надежда» Настя Жданова (12 лет), 11-летняя исполнительница народных песен из села Вязноватовка Люда Животворева, шоу-группы «Баламуты», «Маленький принц», ансамбли «Ровесник» «Матрёшка» и др. («Радио России - Воронеж», эфиры от 26.11.2004, 10.03.2006, 27.05.2005, 02.09.2005, 30.06.2006 и 12.01.2007 соответственно). Все они - лауреаты многочисленных фестивалей и конкурсов. Приходя в студию, гости часто дарили диски со своими музыкальными записями. Эти песни и те, что были записаны уже во время эфира, пополняли уникальную фонотеку программы. За три года удалось собрать около 200 наименований.

Программа «С нами не соскучишься!» в мае 2007 года стала победителем конкурса «Радиомания» в номинации «Детская радиопрограмма». Результаты конкурса пришли уже после того, как программа, просуществовав три года, исчезла из эфира Воронежской ГТРК. Причина закрытия программы -нерентабельность, отсутствие спонсоров и «кормящей» рекламы (несмотря на то, что реклама в детских программах запрещена). Это лишь подтвердило общую на тот период времени тенденцию, обозначенную ростовским исследователем А.В.Кареловой: «Несмотря на все демократические завоевания конца 1990 гг., одной из негативных черт, характеризующих деятельность современной отечественной журналистики, является кризис детских медиа. Среди причин этого - коммерциализация СМК. Усугубляет ситуацию отсутствие четкой системы нравственных и ценностных ориентиров в стране, что особенно важно в работе СМК для детей. Доля детского радиовещания сегодня мала, а его ресурсы, особенно в регионах, недостаточны» [3. С. 405].

Список источников

1. Белановский С. А. Глубокое интервью. М.: Никколо-Медиа, 2001. 320 с.

2. Гааг Н. А. Радиотеатр в системе жанров радио: исторический и культурологический аспекты : дисс... канд. филол. н., Воронеж, 2014. 244 с.

3. Карелова А. В. Современное детское вещание: различные формы общения с аудиторией // Журналистика в 2005 году : трансформация моделей СМИ в постсоветском пространстве: материалы науч.-практ. конф., 31 января - 4 февраля 2006 г. М.: МГУ 2006. С. 405.

4. Коханая О. Е. Медиапространство детей и подростков в информационном обществе // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 1. С. 85-90.

5. Ксенофонтов В. В. Взлётная полоса // Журналист.1986. № 4. С. 33-44.

6. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики : учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2012. 224 с.

7. Летунов Ю. А. Время. Люди. Микрофон. М.: Искусство, 1974. 279 с.

8. Меньшикова А. А. Радио - детям : (Из опыта вещания для детей и юношества Всесоюз. радио) // Комитет по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Научно-методический отдел. М.: [б.и.], 1966. 99 с.

9. Палагина Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 288 с.

10. Хюллен П., Карг Т. Пособие для радиожурналистов. Deutschland, Bonn. Deutsche Welle DW-AKADEMIE, 2010. 76 с.

References

1. Belanovsky, S.A. Glubokoe interv'yu [Deep interview]. (2001). Moscow: Nikkolo-Media. 320 p. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Gaag, N.A. Radioteatr v sisteme zhanrov radio: istoricheskij i kul'turologicheskij aspekty [Radio theater in the system of radio genres: historical and culturological aspects]. (2014). Diss. for the degree of Candidate of Philology, Voronezh, 244 p. (in Russ.)

3. Karelova, A.V. (2006). Sovremennoe detskoe veshchanie: razlichnye formy obshcheniya s auditoriej [Modern children's broadcasting: various forms of communication with the audience]. Zhurnalistika v 2005 godu : transformaciya modelej SMI v postsovetskomprostranstve: materialy nauch.-prakt. konf., 31 yanvarya - 4 fevralya 2006g. [Journalism in 2005 : Transformation of Media Models in the Post-Soviet Space: materials of scientific and practical conference, January 31 - February 4, 2006]. Moscow: MSU, p. 405. (in Russ.)

4. Kohanaya, O.E. (2014). Mediaprostranstvo detej ipodrostkov v informacionnom obshchestve [The media space of children and adolescents in the information society]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Teoretical and practical issues of journalism], Publishing House of Baikal State University. Irkutsk, No. 1, p.85. (in Russ.)

5. Ksenofontov, V.V. (1986). Vzlyotnayapolosa [Runway]. Journalist [Journalist], Moscow: [without a publisher], No. 4. pp. 33-44. (in Russ.)

6. Lebedeva, T.V. (2012). Zhanry radiozhurnalistiki: uchebnoeposobie [Genres of radio journalism: Textbook]. Moscow: The Aspect of Press, 224 p. (in Russ.)

7. Letunov, Yu.A. (1974). Vremya. Lyudi. Mikrofon [Time. People. Microphone]. Moscow: Art, 279 p. (in Russ.)

8. Menshikova, A.A. (1966) Radio - detyam : (Iz opyta veshchaniya dlya detej i yunoshestva Vsesoyuz. radio) [Radio for children : (From the experience of broadcasting for children and youth of the All-Union. radio)]. Committee on Radio Broadcasting and Television under the Council of Ministers of the USSR. Scientific and methodological department. Moscow, [without a publisher], 99 p. (in Russ.)

9. Palagina, N.N. (2005). Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov [Developmental psychology and age psychology: a textbook for universities]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, 288 p. (in Russ.)

10. Hullen, P. @ Karg, T. (2010). Posobie dlya radiozhurnalistov [Handbook for radio journalists]. Deutschland, Bonn. Deutsche Welle DW-AKADEMIE, 76 p. (in Russ.)

Информация об авторе

М. И. Цуканова - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры электронных СМИ и речевой коммуникации, член Союза журналистов России.

Information about the author Marina I. Tsukanova - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Electronic Media and Speech Communication, member of the Union of Journalists of Russia.

Статья поступила в редакцию 25.08.2022; одобрена после рецензирования 18.09.2022;

принята к публикации 30.09.2022. The article was submitted 25.08.2022; approved after reviewing 18.09.2022; accepted for publication 30.09.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declare no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.