Научная статья на тему 'Рекламный образ и его визуализация в рекламном творчестве (на примере средств массовой информации Приволжского региона)'

Рекламный образ и его визуализация в рекламном творчестве (на примере средств массовой информации Приволжского региона) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
585
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОПРОГРАММА / РЕКЛАМА / РЕКЛАМНЫЙ ОБРАЗ / "ВАЙГЕЛЬ" / "ТАТАР РАДИОСЫ"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бакеева Диана Анваровна, Шабанова Ольга Николаевна

В статье рассмотрены понятия рекламы и рекламной деятельности, фирменного стиля, рекламного образа. Подробно освещаются рекламные образы средств массовой информации Приволжского региона (на примере национальной радиопрограммы Республики Мордовия «Вайгель» и сети национальных радиостанций на татарском языке «Татар Радиосы»). Исследованы логотипы радиостанций, их цветовое решение, а также журналистская и рекламная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рекламный образ и его визуализация в рекламном творчестве (на примере средств массовой информации Приволжского региона)»

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: РЕКЛАМА, РИ, БРЕНДИНГ, МЕДИА

УДК 070 Б01: 10.24411/2070-0695-2019-10409

Д.А. Бакеева

Национальный исследоеателъскийМордоеский государстеенныйуниеерситет

им. Н. П. Огарёва, Саранск О. Н. Шабанова

Национальный исследоеателъскийМордоеский государстеенныйуниеерситет

им. Н. П. Огарёва, Саранск

РЕКЛАМНЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ВИЗУАЛИЗАЦИЯВРЕКЛАМНОМ ТВОРЧЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙННФОРМАЦНИПРИВОЛЖСКОГО РЕГИОНА)

В статье рассмотрены понятия рекламы и рекламной деятельности, фирменного стиля, рекламного образа. Подробно освещаются рекламные образы средств массовой информации Приволжского региона (на примере национальной радиопрограммы Республики Мордовия «Вайгель» и сети национальных радиостанций на татарском языке «Татар Радиосы»). Исследованы логотипы радиостанций, их цветовое решение, а также журналистская и рекламная деятельность.

Ключевые слова: радиопрограмма, реклама, рекламный образ, «Вайгель», «Татар радиосы».

Введение

Рекламный образ любой компании, предприятия, каждого СМИ на сегодняшний день является неотъемлемой частью его деятельности. В связи с перенасыщением рынка новыми компаниями необходимо выделить свой проект из всей массы, сделать его привлекающим внимание и вызывающим доверие, приятным для восприятия, узнаваемым и предпочитаемым. Рекламный образ является системой визуальной коммуникации, которая способствует формированию благоприятного имиджа предприятия (фирмы), а в нашем случае - СМИ, росту ее репутации и известности. Все составляющие фирменного стиля и, соответственно, рекламного образа помогают потребителю ориентироваться в потоке информации. Рекламный образ во многом будет зависеть от того, каким образом предприятие позиционирует себя на рынке товаров и услуг. От того, насколько активно оно осуществляет рекламную деятельность, во многом будет зависеть его репутация.

Цель данной статьи состоит в анализе рекламных образов национальных средств массовой информации, а именно мордовской радиопрограммы «Вайгель» и сети национальных радиостанций на татарском языке «Татар Радиосы». Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи: описать понятие «реклама» и его сущность; рассмотреть понятие фирменного стиля как основополагающего элемента формирования рекламного образа; изучить понятие и сущность рекламного образа, психологические и социокультурные особенности его формирования; выявить типологические характеристики рекламной деятельности национальной радиопрограммы Республики Мордовия «Вайгель» и сети национальных радиостанций на татарском языке «Татар Радиосы».

Национальная радиопрограмма на мордовском языке «Вайгель» уже давно зарекомендовала себя как культурно-просветительская программа современного формата. Радиопрограмма «Вайгель» не имеет столь обширного круга постоянных слушателей, как у сети национальных радиостанций на татарском языке «Татар Радиосы», однако СМИ активно продвигает себя на рынке национальных радиопрограмм. В социальной сети «ВКонтакте» радиопрограмма «Вайгель» на постоянной основе проводит конкурсы среди подписчиков, а также выпускает сувенирную продукцию и является постоянным участником многих национальных конференций. Другое анализируемое национальное СМИ - сеть национальных радиостанций в России, вещающих круглосуточно на татарском языке, «Татар Радиосы». В его эфире звучат современные татарские

песни разных стилей и направлений. За все свое время существования радио зарекомендовало себя как современное СМИ, интересное всем слоям населения. «Татар Радиосы» является активным участником и партнером многих мероприятий, проводимых в регионах вещания.

Методология исследования

В статье применяются следующие методы научного исследования: мониторинг, логическая структурно-содержательная интерпретация журналистских и мультимедийных текстов, анализ, сравнение, обобщение, личный опыт. Теоретической и научной основой исследования стали работы, посвященные изучению рекламы и рекламной деятельности, рекламного образа и его психологических особенностей, фирменного стиля, а также работы, изучающие аспекты национальной журналистики: К. А. Аксеновой [1], Д. А. Бакеевой [2], А. М. Година [3], Л. М. Дмитриевой [6], М. В. Ильинцевой [8], И. Имшинецкой [9], А. В. Катернюк [10], Т. И. Краско [И], Ю. А. Мишанина [12], С. А. Ржановой [19], Е. В. Ромата [20], В. В. Ученовой [22], М. Г. Чаткиной [25], И. Л. Верней [26] и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в тщательном рассмотрении понятий рекламного образа и фирменного стиля, в анализе рекламных образов, используемых в том или ином виде рекламе. Кроме того, значимость результатов проведенного исследования в том, что в ней рассматривается не сама реклама и рекламные объявления, размещаемые в средствах массовой информации, а, наоборот, здесь две национальные радиопрограммы, в сравнении друг с другом, рассматриваются как объекты рекламы, то, каким образом они позиционируют себя на фоне других СМИ. В работе проведен тщательный анализ рекламных образов двух радиопрограмм Приволжского региона - «Вайгель» и «Татар Радиосы».

Практическая значимость исследования заключается в том, что в настоящее время средства массовой информации тесно взаимосвязаны с рекламной индустрией. Таким образом, результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности средств массовой коммуникации, рекламы и в формировании фирменного стиля предприятия, а также в учебном процессе подготовки профессиональных журналистов и специалистов по рекламе.

Результаты исследования

Ежедневно человек сталкивается с множеством рекламных сообщений, большую часть которых он даже не воспринимает. Каждое рекламное сообщение участвует в формировании образа торговой марки. При использовании каждого элемента маркетинговой коммуникации производитель доводит определенную информацию до адресата, преследуя определенные цели. Каждый контакт с маркой подкрепляет или изменяет впечатление потребителя о компании и товаре. В целом, вся суть рекламного посыла заключается в воздействии на подсознание людей. С помощью тех или иных приемов специалисты по рекламе воздействуют на наши чувства. Исходя из наших чувств и желаний, мы приобретаем тот или иной товар. По мнению Т. И. Краско, «процессы восприятия и понимания рекламы, формирования положительного отношения и интереса к рекламируемому товару, появления желания приобрести его - это процессы, обусловленные психологическими характеристиками потребителей рекламных сообщений» [11. С. 10-11]. Другой исследователь - Р. И. Мокшанцев - утверждает: «Реклама в целом - это вовсе не только информация, как это может показаться сначала. Реклама - это именно психологическое программирование людей. Так к ней и нужно относиться» [13. С. 42].

В учебнике Е. В. Ромата предлагаются следующие уровни психологического воздействия рекламы [20. С. 61]: 1) когнитивный. Его суть заключается в передаче информации о товаре; 2) аффективный. Суть данного уровня заключается в формировании определенного отношения к рекламируемому объекту; 3) суггестивный. Этот уровень основан на внушении. В результате у покупателя формируется убеждение о необходимости рекламируемого товара; 4) конативный. На данном уровне психологического воздействия покупателя «подталкивают» к принятию о решении покупки.

Наиболее ярко и емко отразить идею рекламы можно через рекламный образ, который становится носителем информации о свойствах рекламируемого объекта, направленной на потребителя. Таким образом, рекламный образ становится частью человеческой культуры. По мнению И. Имшинецкой, «образ - всегда рисунок, а рисунок - не всегда образ» [9. С. 35].

Рисунок в рекламе несет различные функции. И. Имшинецкая в работе «Креатив в рекламе» предлагает следующие функции рисунка в рекламе [9. С. 42-43]: 1) рисунок как «ай-стоппер». Данная функция заключается в привлечении внимания к объекту рекламирования; 2) рисунок как образ. В этом случае изображение не только привлекает внимание к рекламе, но и несет новую информацию о рекламируемом продукте, зашифрованную в данном рисунке.

Рекламный образ, в отличие от рекламного текста, имеет следующие параметры: во-первых, по восприятию образ легче, нежели текст. Текст нужно читать и вдумываться в его смысл, а вот изображение за очень короткий промежуток времени «врезается» в память; во-вторых, образ понять гораздо проще. Его не нужно переводить на другие языки; в-третьих, через образ проще воздействовать на эмоции потребителей.

Говоря об образе рекламном, в первую очередь, необходимо дать трактовку образа художественного, потому что понимание рекламного образа вытекает из понятия художественного образа.

А. А. Данилов считает, что «художественный образ - понятие сложное, многогранное, многомерное, связанное с представлениями об отношении искусства к действительности, о роли художника, о внутренних законах искусства, с проблемой художественного восприятия» [4. С. 13].

Художественный образ - это «образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности» [24].

Художественный образ, как и образ рекламный, создается на основе одного или комбинации нескольких средств: изображение, звук, языковая среда. Имидж - это «полная картинка вас, которую вы представляете другим» [27. Р. 12]. Рекламный образ оценивают исходя из его вклада в повышение эффективности рекламы и с позиции приемлемости в социокультурной среде. Рекламный образ в качественном исполнении может приближаться к художественному произведению. По словам Л. Дмитриевой, «в нем воспроизводятся особенности восприятия, мышления самого "творца", владеющего не только навыками отображения образа в какой-либо технике, но и степенью понимания средств и способов его выражения» [6. С. 221].

Структуру рекламного сообщения составляют вербальные и невербальные (визуальные) элементы, участвующие в формировании рекламного образа. К вербальным компонентам относят рекламный текст (слоган, наименование торговой марки, основной рекламный текст, контактная информация, эхо-фраза), аргументы, тон и стиль изложения. К невербальным (визуальным) компонентам относят изобразительно-графические: размер, цвет, форма, звук, композиция, шрифт ит.д.

Важное значение в освещении социально-значимых вопросов имеет творческая деятельность регионального журналиста, т. к., по словам С. А. Ржановой,«.. .для каждого этноса журналистика, так или иначе, является средством переосмысления различных национальных проблем, рычагом поиска новых идей для его дальнейшего развития» [19. С. 52-55]. Поэтому так важно сохранять истоки традиционной народной культуры, и никакие внутренние проблемы и потрясения, террористические и экстремистские угрозы не будут страшны, а «...великая Россия будет развиваться и процветать, потому что для любого народа главное -это духовная основа, выраженная в его исторически сложившихся традициях» [23. С. 1-2]. По мнению М. Г. Чаткиной, «любое массмедиа старается создать вокруг своего продукта некий, имеющий общественно-культурную природу символ, знак, смысл которого был бы понятен всем представителям целевой аудитории, создать вокруг себя поле идентичности, в которое включены ожидания и потребности аудитории, то есть создать некий социальный миф, определяемый теоретиками и практиками маркетинговых коммуникаций как бренд. И именно имидж раскрывает содержание бренда» [25. С. 247]. Ярким примером этого может послужить мордовское радиовещание, берущее своё начало с 30-х годов XX века, когда Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область. Так, 28 ноября 1930 года впервые прозвучали позывные и начались регулярные передачи на мордовских (мокшанском и эрзянском) языках [18]. К концу 90-х годов XX века сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции.

Национальное радио «Вайгель» («Голос») впервые в эфир вышло 2 апреля 2007 года. Оно возникло в результате конкурсного отбора, который выиграло АУ «Мордовия - 7 дней». Учредителем радиопрограммы является Правительство Республики Мордовия. Вплоть до 29 декабря 2018 года радио вещало на частоте 73,88 УКВ. Стоит отметить, что это было существенным недостатком. Маленький диапазон и неудобная частота вещания часто вызывали постоянные нарекания, ведь основной радиослушатель - носитель языка - живет на селе, куда эфиры программы «Вайгель» не доходили. Изначально национальной радиопрограмме было выделено 3 часа вещания: с 16.00 до 19.00. С 16.00 до 17.00 - в эфир выходила программа «Казне» («Презент») (по 30 минут на эрзянском и мокшанском языках), с 17.00 до 18.00 - тематические передачи на эрзянском языке; с 18.00 до 19.00 - на мокшанском.

Сегодня радиопрограмма перешла на новую частоту вещания - 100,6 БМ. Так, в «нашей стране в БМ-эфире все еще преобладают смешанные форматы, рассчитанные на широкую (а не узкую, как во многих западных странах) аудиторию. Это связано с особенностями развития нашего радиорынка и радиобизнеса» [7. С. 183]. И время, отведенное национальной радиопрограмме, - с 7:00 до 8:00 ежедневно (по 30 минут на эрзянском и мокшанском языках), кроме субботы и воскресенья. Стоит обратить внимание, что время вещания сократилось, однако теперь у радиопрограммы более широкий охват аудитории и, соответственно, большее количество слушателей. Стоит также отметить, что утреннее время является весьма удобным для прослушивания эфиров. Несмотря на перемены, главной целью общественно-политической и информационно-музыкальной радиопрограммы «Вайгель» являлась и является пропаганда языка, литературы, культуры и традиций мордовского народа, сохранение и развитие мордовского этноса. В задачу же входит раскрытие самобытности и возрождение этнического самосознания эрзян и мокшан. Радиопрограмма «Вайгель» отражает вопросы общественно-политической, социально-экономической, сельской, образовательной, культурной и духовной жизни республики. Деятельность журналистов выстраивается на принципах интернационализма, дружбы, взаимопонимания, толерантности по отношению к другим народам и конфессиям.

В эфирах освещаются наиболее значимые события жизнедеятельности мордовского народа, происходящие как в республике, так и за ее пределами. Дается информация о жизни мордовской диаспоры и всего финно-угорского мира. Ежедневно готовятся к эфиру «Новости республики» и «Финно-угорские новости». Новостные блоки состоят из трех-четырех новостей, которые обычно берутся из русскоязычных интернет-сайтов и переводятся на мордовский (мокша, эрзя) язык.

В эфире постоянно звучит мордовская музыка: как самодеятельная, так и профессиональная. Активно пропагандируется эстрадная форма музыкальных традиций мордвы среди молодежи. В архиве собрана целая музыкальная коллекция. В самой студии программы «Вайгель» ведется запись мордовских песен, в том числе и детских. Популярны многие рубрики радиопрограммы. Большой интерес среди них представляет - «Сась инже» («Гость студии»), героями которой являются певцы, композиторы, актеры, труженики села, педагоги, врачи, писатели.

Немаловажным в работе радиопередачи «Вайгель» является приобщение молодого поколения к языковым и культурным традициям. До перехода на новую частоту корреспондентами готовилась в эфир рубрика «Тиринь вал» («Родное слово»), где слушатель знакомился с произведениями мордовских писателей. Нередко рубрика готовилась совместно с самими авторами произведений. За несколько лет накопился значительный архив аудиопроизведений мордовских прозаиков и поэтов. Были записаны спектакли, которые шли на сцене Мордовского национального драматического театра Республики Мордовия.

Отдельное место занимают рубрики, целью которых является бережное отношение к родной истории, языку и литературе, обычаям; повышение уровня национального образования и национального самосознания. Как в прежних эфирах, так и сегодня весомыми рубриками национальной радиопрограммы остаются «Содамочинь нупаль» («Светлица знаний»), «Раськень вий» («Сила нации»), «Кить-янт» («Пути-дороги»), «Шкань тешкст» («Знаменательные даты») и др. Актуальными и очень интересными рубриками являются «Каштомава» и «Азорава» («Хозяюшка», где звучат кулинарные рецепты), «Алянь тефть» (рубрика для мужчин), «Ульть шумбра» («Будь здоров»), «Эрзянь моро» и «Мокшонь моро», где говорится об истории мордовских песен. Журналисты радиопередачи стремятся не оставаться в стороне от жизни мордовского края в целом. Значимые события, происходящие в нашей многонациональной республике, отражаются

в еженедельных передачах. Сегодня, когда радиопрограмма вещает на частоте радиопрограммы «Рекорд-Саранск» - 100,6 БМ, в эфире всегда звучат актуальные и интересные на сегодняшний день темы.

По мнению Ю. А. Мишанина, «конец XX века и начало XXI века - это период, когда расширяется масштаб журналистской деятельности и повышается роль журналистики в современном обществе» [12. С. 154]. И программа «Вайгель» этому подтверждение. Большая часть коллектива-выпускники Мордовского университета им. Н. П. Огарёва, окончившие филологический факультет. В течение 12 лет в редакции работали и работают С. В. Пивкина (главный редактор), Т. И. Ларина, Т. Н. Михалкина, корреспонденты М. Ф. Агеева, Е. А. Кирдяшкина, Л. И. Виряскина, С. П. Сюваева, Е. Н. Старкина, Н. А. Эрзяйкина, Л. И. Савостькина, О. Н. Шабанова, О. В. Белкина, Н. В. Левин, А. Ю. Аксенова, звукорежиссеры А. П. Асташин, В. А. Акулинин.

Журналисты редакционного коллектива - народ творческий. «Многие из них пишут стихи, которые находят свое отражение в местных и российских журналах и газетах, занимаются исследовательскими работами, оформляют научные статьи, бывают на многих мероприятиях, проходящих как в республике, так и за ее пределами. Прекрасно знают, как живут финно-угры, а это имеет весомое значение и ощутимо помогает национальному корреспонденту передать информацию культурного характера аудитории» [21.С. 95].

Стремительное развитие современных технологий требует быстрого развития методики их использования. Для большей популяризации мордовской культуры и языка редакцией радиоканала создан сайт [14], где ежедневно выкладываются эфиры, что позволяет увеличить охват вещания. Кроме того, на сайте радиопрограммы (www.vaigel.ru) постоянно размещаются актуальные новости, различные рубрики и статьи. Стоит отметить - это один из немногих в Республике Мордовия порталов на мордовском (эрзя и мокша) языке. В целом сайт отражает вопросы общественно-политической, социально-экономической, сельской, образовательной, культурной и духовной жизни Региона-13.

Кроме того, у программы имеется официальная страничка в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/public29518863), и она является весьма популярной [15]. К примеру, там проводятся различные опросы, в которых с большим удовольствием участвуют подписчики, количество которых составляет 548 человек (по состоянию на 08.08.2019). Расширение функционирования мордовских языков, таким образом, позволяет обеспечивать СМИ реализацию положений Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия о праве граждан на пользование родным языком и получение информации на родных языках, служит укреплению позиций национальных языков, как на территории Мордовии, так и в регионах компактного проживания мокшанского и эрзянского населения за ее пределами.

Резюмируя вышесказанное, можем утверждать, что в настоящее время радио «Вайгель» - это полноправное СМИ, занявшее свою нишу в мордовской культуре в целом. А журналисты радио -не просто люди, которые владеют секретами радиовещания, но и достойные представители мордовской интеллигенции.

Далее рассмотрим подробнее рекламный образ радиопрограммы «Вайгель». На рис. 1 изображен логотип национального радио. Логотип - оригинальное графическое начертание названия. Он отличает одну компанию от другой. Логотип «Вайгель» включает в себя фирменное наименование; частоту вещания; микрофон; подложку с узорами высокой прозрачности; а также восьмиугольную розетку. Однако стоит отметить, что в деловой документации и в различных благодарственных письмах и дипломах используется только фирменный знак радиопрограммы «Вайгель». В него входят наименование СМИ и восьмиугольная розетка.

Само название - мордовское. «Вайгель» - в переводе с эрзянского языка «голос». Оно символизирует голос мордовского народа. Микрофон является показателем радиовещания. Восьмиугольная розетка, которая является неотъемлемым атрибутом и символом Республики Мордовия, означает непосредственную причастность национальной радиопрограммы «Вайгель» к мордовскому народу. С древних времен восьмиугольная розетка символизирует «солнце» -свет, добро, процветание, развитие, движение вперед, открытость и теплоту. Другие узоры символизируют красоту и изящество мордовского языка, а также являются эстетическим элементом логотипа. Также к логотипу радиопрограммы «Вайгель» можно отнести музыкальный «джингл» (музыкально-вокальное оформление радиоэфира): «Радиопрограмма... радио

"Вайгель" - так звучат его слова в самом начале всех эфнров. Как мы видим, основными цветами, использующимися в логотипе радиопрограммы, являются темно-красный и желтый, иногда белый и их градиентное смешение. Данные цвета были выбраны не случайно: яркость и сочетание данных цветов позволяет радиопрограмме "Вайгель" выделиться на фоне других радиопрограмм республики. Белый цвет означает мудрость и миролюбие. Красный - любовь, мужество. Стоит отметить, что данный цвет лучше всех остальных привлекает к себе внимание, фиксирует его на желанном предмете. Цвет в национальной символике играет особую роль. Так, например, различают мокшанскую и эрзянскую вышивку. В разных районах проживания мордовского населения вышивке присущи местный колорит, орнамент, использование определенных технических приёмов работы. Для эрзянской вышивки типичны сочетание красно-кирпичного и чёрного или тёмно-синего цветов, ковровое решение всех элементов декора, простой набор орнаментальных мотивов. Мокшанская вышивка более мелкая, часто ажурная. Желтый цвет в рекламе настраивает на общение и коммуникабельность, что и необходимо радиовещанию. Он ассоциируется с теплом и радостью, передавая такие же эмоции тем, кто на него смотрит. Эти цвета отлично сочетаются друг с другом, создавая интересное слияние, привлекающее к себе взгляд человека.

Рис. 1. Логотип радиопрограммы «Вайгель»

В рекламных носителях используют различные виды шрифта. Каждый вид имеет определенную эмоциональную окраску. Поэтому по своему характеру шрифт должен гармонировать не только с графическим оформлением рекламы, но и с содержанием самого текста, характером рекламируемого товара. Обратим внимание на используемый в наименовании радиопрограммы шрифт. В нашем случае это старославянский древнерусский - Cyrillic Old, жирный, без засечек (что способствует легкому прочтению) с контуром и внешним подсвечиванием. Использование данного шрифта имеет в своем подтексте посыл к почитанию предков.

Рекламный образ организации - это тот образ, который существует в сознании людей. Каждую организацию, фирму можно отличить от других по тем или иным признакам, в частности, по фирменному стилю. Радиопрограммой «Вайгель» в разное время были выпущены ряды сувенирной продукции с логотипом СМИ, а также диски с записанными рубриками. Сюда входят настенные и карманные календари, кружки, приглашения на празднование 10-летнего юбилея радиопрограммы, визитки. Сувенирная продукция радиопрограммы «Вайгель» изображена на рис. 2, 3, 4, 5.

Записями со стены группы национальной радиопрограммы «Вайгель», делятся в ленте своих групп Национальная библиотека им. А. С. Пушкина Республики Мордовия, Мордовский национальный драматический театр, с которыми радио сотрудничает, и др. (репосты со страницы группы изображены на рис. 8). Таким образом, в группу вступают подписчики. Это также является рекламой национального СМИ в социальных сетях.

Кроме опросов, в социальной сети «ВКонтакте» радиопрограмма «Вайгель» проводит различные розыгрыши. Одним из примеров может послужить розыгрыш, приуроченный к 12-летию национальной радиопрограммы, бокалов с логотипом радио, а также книг известного мокшанского автора Р. Орловой. Суть розыгрыша заключалась в выявлении знаний о мордовской

культуре у подписчиков группы «Вайгель». Для эрзян проводилось тестирование с вариантами ответов на эрзянском языке, а для мокшан, соответственно, вопросы, но без вариантов ответов, -на мокшанском языке. Розыгрыш нашел широкий отклик у подписчиков группы, однако победителей было двое - 1 мокша и 1 эрзя. Им были вручены обещанные призы. Пост об итогах розыгрыша представлен на рис. 9.

ЕВКСКЕ-КАВКСКЕ

I. .\ittr 1мЩ!1къ О.Нн'и (У&рМ&г&Нт/

Ливии шш/ть.....,„,................................................................

1АЩЫ1КШ Орать Ш)

Ловцы Маршь Кеча п.......................................................

I Шнк улытк С1|м <ш| Мшут - Сера/цшЛюи

СффшЛштп

Рис. 2. Сувенирная продукция. Кружки и диски

Рис. 3. Сувенирная продукция. Макет обложки диска со сказками

Рис. 4. Сувенирная продукция. Календарь радиопрограммы «Вайгель»

Рис. 5. Сувенирная продукция. Макет приглашения на 10-летний юбилей радиопрограммы

Изображения сайта и страницы «ВКонтакте» представлены на рис. 6, 7. По мнению К. В. Дементьевой, «с развитием новых технологий обычные формы и жанры журналистики стали трансформироваться, все больше приобретая оттенок новой эпохи информатизации» [5. С. 9].

Елйгедь

Радио Вайгель

[> - в«»фчн- [>

1 Кулят

о

Рис. 6. Скриншот официального сайта (www.vaigel.ru) радиопрограммы «Вайгель»

Рис. 7. Скриншот группы «Вайгель» (https://vk.com/public29518863) в социальной сети «ВКонтакте»

Рис. 8. Пример peno ста со стены группы «Вайгель» «ВКонтакте»

Включить уведомления

Рис. 9. Пост об итогах розыгрыша в группе радиопрограммы «Вайгель» в социальной сети

«ВКонтакте» (от08.04.2019, 19:59)

Также радиопрограмма «Вайгель» не один раз была прорекламирована в республиканских газетах. Как известно, газета - идеальное средство рекламирования для любой организации, которая хочет иметь широкий круг читателей. Газеты позволяют передать конкретную информацию: стоимость, скидки, характеристики продаваемого товара и т. д. С помощью рекламы в газете читатели не только покупают и продают, но также и следят за уровнем цен на товары и услуги, узнают о новинках, ориентируются в местоположении компаний, организаций и т. д. Реклама радиопрограммы «Вайгель» выпускалась в таких печатных изданиях, как «Республика молодая», «Сельская газета», «Сударыня». Макет рекламы в газете представлен на рис. 11.

ß

73,88 УКВ

аигель

Национальное радио Мордовии

Радиопрограмма "Вайгель" это:

- информационно-музыкальная программа на мордовских языках;

- новости, репортажи, встречи в студии, реклама;

с 16.00 до 17.00 - программа "Казне" (Подарок) - поздравьте своих родных и близких

SMS - сообщения: отправь 100, пробел и далее текст сообщения на номер 5533 закажи песню для любимого человека

Телефон студии 24-85-42.

РЕКЛАМА В ЭФИРЕ РАДИОПРОГРАММЫ "ВАЙГЕЛЬ" - ТЕЛ.32-87-51, 24-75-55.

Рис. 11. Макет рекламы радиопрограммы «Вайгель» в газетах [старый образец. - прим. О. Н. Шабановой]

Следующее важное мероприятие с целью популяризации рекламного образа - городской конкурс стихов, который проводит национальная радиопрограмма «Вайгель» совместно с муниципальным учреждением «Информационно-методический центр», - это «Мелодия родного

языка». Конкурс проводится при поддержке Союза журналистов Республики Мордовия. Это видеоконкурс на лучшее чтение стихов на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке для школьников 2-7 классов (см. рис. 10). Творческие номера (видеоролики) победителей и призеров должны быть выложены в социальные сети с хештегом #МелодияВайгель.

Рис. 10. Скриншот публикации «Те иень "Мелодия родного языка" пелькстамось ушодовсь», опубликованной в группе радиопрограммы «Вайгель» в социальной сети «ВКонтакте» (от

09.04.2019, 17:27)

Радиопрограмма интересна и тем, что в студию в эфир приходят известные и интересные люди - артисты театров, вокалисты Мордовской государственной филармонии, студенты, писатели, библиотекари и мн. др. На рис. 12 изображен гость студии «Вайгель» - Андрей Бочканов, автор и исполнитель современных эстрадных песен на русском и эрзянском языках.

Рис. 12. Скриншот публикации в социальной сети «ВКонтакте». Корреспондент Ольга

Шабанова с гостем радиопрограммы «Вайгель» Андреем Бочкановым

Таким образом, радиопрограмма «Вайгель» прочно укрепила свои позиции на нише национальных средств массовой информации. Она позиционирует себя как современная радиопрограмма, интересная слушателям разных возрастов. Её основной целью является популяризация мордовских языков у населения республики. Благодаря рубрикам о самобытности народов эрзя и мокша и актуальным темам в эфирах, «Вайгель» вышла на новый уровень вещания. Радиопрограмма «Вайгель» - наглядный пример того, что мордовские языки не «устарели», что

национальные СМИ могут заинтересовать и молодежь, стоит только проявить креативность в подаче информации на эрзянском или мокшанском языках.

Рассмотрим далее рекламный образ «Татар Радиосы» - сети национальных радиостанций в России, вещающих круглосуточно на татарском языке. 24 часа в эфире звучат современные татарские песни разных стилей и направлений. Целевой аудиторией радиостанции «Татар Радиосы» является все татароязычное население: мужчины и женщины от 12 лет и старше с самой разнообразной социальной принадлежностью. Частыми гостями радиостанции являются известные певцы, артисты, писатели, деятели культуры, а также представители других профессий и направлений. «Татар Радиосы» - радиостанция, вещание которой производится исключительно на татарском языке. Но даже тем, кто не знает языка, будет интересно послушать это радио. У татарского народа есть своя, уникальная история и культура, познакомиться с которой будет интересно каждому слушателю.

Рассмотрим логотип данной радиостанции и проанализируем его. Он изображен на рис. 13.

TATAR RADIOSI

TATAR RADIO$l

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 13. Логотипы сети радиостанций на татарском языке «Татар Радиосы»

Как мы видим, на рис. 13 изображен логотип с двумя цветовыми решениями. В первом случае -розовая надпись на белом фоне. Такой логотип сеть радиостанций «Татар Радиосы» использует, например, на официальной странице в социальной сети «ВКонтакте» - https://vk.com/tatar.radio (профиль группы радиостанции «Татар Радиосы» «ВКонтакте» представлен на рис. 14), число подписчиков (участников) которой, стоит отметить, - 72142 человека [17]. Во втором случае, наоборот, - белая надпись на розовом фоне. Данный вариант используется на сайте радиостанции -tatarradio.ni [16] (скриншот официального сайта радиостанции представлен на рис. 15).

TATAR RADIOSIJ

7=' о

j —f7 п.™,», fl

Рис. 14. Использование логотипа в цветовом решении «розовый на белом» в группе радиостанции «Татар Радиосы» в социальной сети «ВКонтакте»

Рис. 15. Использование логотипа в цветовом решении «белый на розовом» на официальном сайте сети национальной радиостанции «Татар Радиосы»

По мнению Д. А. Бакеевой, «цвета в рекламе могут апеллировать к эмоциям, содержать скрытый подтекст, привлекать и удерживать внимание» [2. С. 118]. С точки зрения психологии восприятия цветов, розовый цвет ассоциируется с чем-то романтичным, юношеским. Ему свойственны женственность, красота и нежность. В розовом цвете нет никакой агрессии. Именно поэтому многие производители товаров для детей выбирают розовый в качестве основного цвета. Он также является любимым цветом всех женщин и особенно девочек-подростков. Данный цвет, включая все его оттенки, отлично сочетается с черным и белым цветами. Вот и в случае цветового решения сети радиостанций «Татар Радиосы» было выбрано такое сочетание цветов. Белый цвет - это цвет чистоты и безупречности. Как правило, его применяют в рекламе большинства чистящих средств и медицинских препаратов. В нашем случае данная интерпретация цветового решения логотипа радиопрограммы «Татар Радиосы» не является таковой. В случае сети данной радиостанции преследовалась иная цель. Не будет ошибочной такая версия, что розовый цвет всегда сочетался с чем-то модным, современным, а белый - свежим, новым. Именно поэтому следует предполагать, «Татар Радиосы» - это современное, популярное радио с интересными темами и креативными идеями. Также стоит обратить внимание на символ звезды, используемый в написании наименования радиостанции. Во-первых, звезда по начертанию схожа с буквой «А», которую, собственно, она и заменяет в названии. Звезда - это символ популярности. Она олицетворяет стремление к победе, символизирует духовные идеалы. Кроме того, не стоит исключать и того, что использование звезды в логотипе подразумевает и символ веры мусульман. Символ, который освещал путь пророку Мухаммеду, когда тот тайно покинул Мекку.

Перейдем к истории становления современной сети радиостанций «Татар Радиосы». Радио начало свое вещание 24 августа 2001 года на частоте 100,5 FM в Казани и примыкающих к ней районах Республики Татарстан. Первыми ди-джеями радио были Амир Исламов, Булат Байрамов, Лейсан [16]. Впервые в истории радиостанции был проведен интерактивный конкурс «Татарча солянка», участниками которого были обычные радиослушатели. Победившая участница спела в дуэте с известным исполнителем Раязом Фасиховым. Через год фирменный стиль «Татар Радиосы» подвергается ребрендингу. Был создан новый модный логотип (до того момента, стоит отметить, логотип радиостанции выглядел несколько иначе (см. рис. 16)), запущен интерактивный сайт радиостанции, изменения коснулись программной и музыкальной политики 100,5 FM. Основу музыкального формата составляет современная татарская эстрадная музыка -только горячие хиты и новинки, что соответствует вкусам целевой аудитории. С 2010 года «Татар Радиосы» стал единоличным организатором XI Международного эстрадного фестиваля «Татар ^ыры» - музыкальных «сливок» хит-парада радиостанции. Пример одной из афиш фестиваля «Татар жыры» показан на рис. 17. Стоит отметить, что все рекламные материалы выполнены в корпоративных цветах - розовом и белом. Любовь к родной земле, к родному краю, к родному дому - одно из самых чистых и сильных чувств человека. И самое главное - это знакомое каждому, понятное каждому объединяющее нас чувство. Данный фестиваль всегда проходит грандиозно.

сеть радиостанций

Рис. 16. Первоначальный логотип сети радиостанций «Татар Радиосы»

Рис. 17. Пример афишы фестиваля «Татар жыры»

Помимо национальной музыки, вещание радиостанции «Татар Радиосы» включает в себя разнообразные программы. Рассмотрим их.

1) Каждый день в рамках программы «ХАТНпе» (13:00-14:00 и 19:00-20:00) звучат поздравления в адрес «Татар Радиосы». Можно прислать в студию поздравление для своих близких и знакомых. Для этого необходимо заполнить специальную форму. По всем интересующим вопросам можно лично позвонить на радио «Татар Радиосы». Стоит отметить, что поздравление в эфире платное. Стоит от 500 р. за 0-45 слов и до 1000 р. за 46-90 слов в поздравительном сообщении [16].

2) Другая программа - «Уян, Татар!» («Проснись, Татарин!»). Ведущие - Рамиль Шарафиев и Гаяз Гайсин. Программа выходит каждодневно по будням с 7:00 до 10:00. В рамках утренней программы проводятся игры и викторины «Подключиться нельзя», «С полуслова...», «Наши постоянные слушатели игр», «Инста-вопрос». Слушатели выигрывают призы.

3) «Менэ мондый кич» - «Вот такой вечер». Выходит в 18:00. Ведущая Назлыгуль Сунгатова.

4) «Хэерле иртэ, Австралия!» - «Доброе утро, Австралия!». Эту программу ведут Айваз Садыров и Айсылу Лерон. Передача выходит с понедельника по пятницу в 17:00. В передаче говорится о хорошем настроении, ведутся разговоры на разные социальные темы и беседы со слушателями.

5) Одной из самых популярных передач является хит-парад «Музыкаль Каймак» («Музыкальная сметана»). Выходит в пятницу в 18:00 и в субботу в 11:00. Ведущая - Гульназ Сафарова. Хитпарад «Музыкаль Каймак» - самый народный хит-парад популярных песен. Еженедельно между исполнителями татарских песен идет активная борьба за первенство, а итоги подводятся каждую пятницу в 18:00в эфире «Татар Радиосы», и лидеры недели выкладываются на сайт.

6) «Бергэ-бер» - «Вместе». Передача выходит по субботам в 18:00. Ведет Гульназ Сафарова. На протяжении всей передачи звучат ответы на интересующие слушателей вопросы.

7) «Хэбри хэбэрлэре» - «Новости Хабри» (вероятно, по фамилии ведущего - Абри Хабриева). Передача выходит ежедневно в11:15, 12:30, 13:30, 15:30, 17:30 и 18:30. Звучат интересные новости, происходящие в мире.

8) «Иман Нуры» - «Свет Веры». Передача выходит каждую пятницу в 6:50, 12:50, 13:50, 16:50 и 17:50. В это время звучит проповедь Ильнара Хазрата.

9) «Безнец караш» - «Наш взгляд». Выходит в пятницу в 10:00. Гости передачи - специалисты в определенной области, эксперты. Планируется общение на конкретную тему, прием звонков, смс в ходе передачи.

10) «Яцалыклар» - «Новости». Ведущая новостей - Гузель Зиятдинова. Программа выходит по будням в 9:00 и 18:00. В субботу - в 10:00, 12:00, 16:00 и 18:00. В воскресенье - в10:00, 12:00, 15:00 и 18:00.

11) Погода «Ьава торышы». Передача о погоде.

Все новости, видео, интервью и мероприятия выкладываются на сайте радиостанции, а также в группе в социальных сетях «ВКонтакте» и «Инстаграм». Кроме того, стоит отметить, что сеть национальных радиостанций «Татар Радиосы» имеет свой собственный УоиТиЬе-канал (Ийрв:// www.youtube.com/tatarradiosi), куда также выкладываются различные новости и эфиры.

Таким образом, проанализировав деятельность сети радиостанций «Татар Радиосы», мы приходим к выводу о том, что данное радио является лидирующим среди национальных радиостанций, придерживается четкой политики по пропаганде родного татарского языка, ведет активную медийную и рекламную деятельность, занимает хорошие позиции в рейтингах. Благодаря широкому охвату территории и современному формату вещания «Татар Радиосы» -национальный «любимец» публики. И с каждым годом число его слушателей только возрастает. Программы эфиров всегда затрагивают актуальные темы, а сотрудничество с известными брендами позволяет радиостанции всегда «оставаться на виду».

Выводы

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что реклама в современном мире представляет собой сложное социокультурное явление, далеко шагнувшее за рамки вида трудовой деятельности человека. И для того, чтобы предприятию или организации выделиться среди конкурентов, необходима грамотная разработка фирменного стиля как одного из главных рекламных инструментов каждой современной организации. По мнению зарубежного исследователя

Д. МакКвила, «мы очень зависимы от средств массовой информации, "символической среды" ("картинки в наших головах"), однако человек формирует собственную личную версию медиакультуры» [28. Р. 73]. Создание фирменного стиля - важнейший показатель имиджа компании. Благодаря фирменному стилю о предприятии складывается впечатление, формируется его рекламный образ. То, каким образом мы воспринимаем рекламу, то, как она была разработана, как проводятся рекламные кампании, - является важнейшим фактором восприятия и «узнавания» абсолютно любого предприятия или торговой марки. Это касается и средств массовой информации. Чтобы вас слушали, читали, смотрели, необходимо уделять большое внимание рекламной составляющей существования организации на рынке. Необходимо грамотно разработать рекламный образ, фирменный стиль, рекламную кампанию.

Так, радиопрограмма «Вайгель» и сеть национальных радиостанций «Татар Радиосы» прочно укрепили свои позиции на нише национальных СМИ. Они позиционируют себя как современные радиопрограммы, интересные слушателям разных возрастов. Основной целью «Вайгель» является популяризация мордовских языков у населения Республики Мордовия. Благодаря рубрикам о самобытности народов эрзя и мокша и актуальным темам в эфирах, «Вайгель» вышел на новый уровень вещания. И радиопрограмма «Вайгель», и сеть национальных радиостанций «Татар Радиосы» - достояния своих республик, сохраняющие традиции, обычаи, а главное -национальный язык.

Список литературы

1. Аксенова К. А. Реклама и рекламная деятельность: конспект лекций. М.: Приор-издат, 2005. 96 с.

2. Бакеева Д. А. Цветовое поле рекламной коммуникации: культурологическая модель // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 3. С. 117-118.

3. Годин А. М., Дмитриев А. А., Бабленков И. Б. Брендинг: учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2004. 61 с.

4. Данилов А. А. Идея, сценарий, дизайн в рекламе. СПб.: Изд-во ДАН, 2008. 252 с.

5. Дементьева К. В. Медиаплощадки в Интернете как способ выражения общественного мнения молодежи // Журналистский ежегодник. 2017. № 6. С. 9-12.

6. Дмитриева Л. М. Разработка и технологии производства рекламного продукта: учебник. М.: Экономисть, 2006. 639 с.

7. Журавлева А. А. Система форматов отечественного радиорынка и траектория развития FM-вещания (на примере Челябинских радиостанций) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 182-192. URL: http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/154 (дата обращения: 03.08.2019).

8. Ильинцева М. В. Фирменный персонаж: назначение и типология II Наука - Rastudent. ru: электронный научно-практический журнал. 2014. № 3. URL: http://nauka-rastudent.ru/3Z1262/ (датаобращения: 20.07.2019).

9. Имшинецкая И. Креатив в рекламе. М.: РИП-холдинг, 2002. 173 с.

10. Катернюк А. В. Современные рекламные технологии: коммерческая реклама. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. 320 с.

11. Краско Т. И. Психология рекламы. Харьков: Студцентр, 2002. 216 с.

12. Мишанин Ю. А. Мордовский народ в журналистике России (XIX-начало XXI в.). Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2014. 284 с.

13. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы: учебное пособие. М.: Инфра-М, Новосибирск: Новосибирское соглашение, 2000. 230 с.

14. Официальный сайт радиопрограммы «Вайгель». URL: www.vaigel.ru (дата обращения: 24.07.2019).

15. Официальная страница радиопрограммы «Вайгель» в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/public29518863 (датаобращения: 23.07.2019).

16. Официальный сайт сети национальных радиостанций России «Татар Радиосы». URL: tatarradio.ru (датаобращения: 03.08.2019).

17. Официальная страница сети национальных радиостанций России «Татар Радиосы» в социальной сети «ВКонтакте». URL: https://vk.com/tatar.radio (дата обращения: 03.08.2019).

18. Радио Мордовии: вчера сегодня, завтра / [сост. В. А. Сульдин, И. В. Прохорова]; общ. ред. и послесл. С. Н. Десяева. Саранск: Филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Мордовия», 2010. 184 с.

19. Ржанова С. А. Проблемно-тематическая направленность этнической информации // Русская литература в иноязычном культурном пространстве: монолог, диалог, полилог: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 11 нояб. 2015, г. Саранск. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2016. С. 52-55.

20. Ромат Е. В. Реклама: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 512 с.

21. Сюваева С., Демидов В. «Вайгеленть» вайгелезэ // Сятко. 2010. № 4. С. 95-104.

22. Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. СПб.: Питер, 2002. 304 с.

23. Харитонова С. Мы единый народ, один народ, и Россия у нас одна! // Финно-угорская газета. 2016.№4.С. 1-2.

24. Художественный образ: определение понятия // Официальный сайт «Академик»: словари иэнциклопедии. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79574 (датаобращения: 17.07.2019).

25. Чаткина М. В. Концептуальные особенности коммерческого радиовещания как сегмента СМИ // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). С. 243-249.

26. Bernays Е. L. Biography of an Idea: Memoirs of Public Relations Counsel. New York: Simon and Schuster,1965. 849p.

27. Bird P. Sell Yourself. Persuasive Tactics to Boost your Image. London: Trans-Atlantic Publications, 1994.192 р.

28. McQuail D. Mass Communication Theory: an introduction. London; Thousand Oaks: Sage, 1994.416 p.

ADVERTISING IMAGE AND ITS VISUALIZATION IN ADVERTISING CREATIVITY (ON THE EXAMPLE OF MASS MEDIA OF VOLGA REGION)

Bakeeva D. A., National ResearchMordovian State University named after N. P. Ogarev, Saransk,

bakeeva.di@yandex.ru

Shabanova O. N, NationalResearchMordovian State University named afterN. P. Ogarev, Saransk,

helgalit@yandex.ru

This article discusses the concepts of advertising and promotional activities, corporate identity, advertising image. The media images of the 'Volga Region are highlighted in detail: a study of the national radio program of the Republic of Mordovia "Vajgel'" and the network of national radio stations in the Tatar language "Tatar Radiosi". The logos of radio stations, their color scheme, as 'well as journalistic and advertising activities are investigated.

The presented results of the study highlighted the fact that the "Vajgel'" radio program and the "Tatar Radiosi" network of national radio stations firmly strengthened their position in the niche of national media. They position themselves as modern radio programs, interesting to listeners of different ages. The main goal of "Vajgel'" is to popularize Mordovian languages among the population of the Republic of Mordovia. Thanks to the rubrics on the identity of the Erzya and Moksha peoples and relevant topics on the air, "Vajgel' " has reached a new level of broadcasting. Both the "Vajgel'" radio program and the "Tatar Radiosi" network of national radio stations are the assets of their republics, preserving traditions, customs, and most importantly, the national language.

Key words: radio program, advertising, advertising image, "Vajgel'", "Tatar Radiosi".

References

1. Aksenova, K. A. (2005). Reklama i reklamnaya deyatel'nost': konspekt lekcii [Advertising and promotional activities: lecture notes]. Moscow, Prior-publ., 96 p.

2. Bakeeva, D. A. (2012). Chvetovoe pole reklamnoi kommunikacii [The color field of advertising communication: cultural model]. Gumanitarnie nauki i obrazovanie [Humanities and Education], 3, pp. 117-118.

3. Godin, A. M., Dmitriev, A. A., Bablenkov, I. B. (2004). Brending: uchebnoeposobie [Branding: A textbook allowance]. Moscow, Dashkov and Co., 61p.

4. Danilov, A. A. (2008). Ideya, scenarij, dizayn v reklame [The idea, script, design in advertising]. Saint Petersburg, Publishing House DAN, 252 p.

5. Dementieva, K. V. (2017). Mediaploshchadki v Internete kak sposob vyrazheniya obshchestvennogo mneniya molodezhi [Media platforms on the Internet as a way of expressing public opinion ofyouth], Zhurnalistskijezhegodnik [Journalism Yearbook], 6,pp. 9-12.

6. Dmitrieva, L. M. (2006). Razrabotka i tekhnologiiproizvodstva reklamnogoprodukta: uchebnik [Development and production technology of an advertising product: a textbook], Moscow, Economist, 639 p.

7. Zhuravleva, A. A. (2019). Sistema formatov otechestvennogo radiorynka i traektoriya razvitiya FM-veshchaniya (na primere Chelyabinskih radiostancij) [The system of formats of the domestic radio market and the trajectory of development of FM broadcasting: A study of Chelyabinsk radio stations]. Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [Sign: Problematic Field Of Media Education], 2 (32), pp. 182-1926 , available at: http://journals.csu.ru/index.php/znak/article/view/154 (accessed: 20.07.2019).

8. Ilintseva, M. V. (2014). Firmennyj personazh: naznachenie i tipologiya [Brand character: purpose and typology]. Nauka - Rastudent.ru: elektronnyj nauchno-prakticheskijzhurnal [Science - Rastudent. ru: electronic scientific and practicaljournal], 3, available at: http://nauka-rastudent.ru/3Z1262/ (accessed: 20.07.2019).

9. Imshinetskaya, I. (2002). Kreativ v reklame [Creative in advertising], Moscow, RIP-holding, 173 p.

10. Katernyuk, A. V. (2001). Sovremennye reklamnye tekhnologii: kommercheskaya reklama [Modern advertising technologies: commercial advertising], Rostov on Don, Feniks, 320 p.

11. Krasko, T. I. (2002). Psihologiya reklamy [Psychology of advertising], Kharkov, Studcenter, 216 p.

12. Mishanin, Y. A. (2014). Mordovskij narod v zhurnalistike Rossii (XIX - nachalo XXI v.) [The Mordovian people in journalism of Russia (XIX - beginning of XXI century)]. Saransk, Publishing House ofMordovia University, 284 p.

13. Mokshantsev, R. I. (2000). Psihologiya reklamy: uchebnoe posobie [Psychology of advertising: A textbook allowance]. Moscow, Infra-M, Novosibirsk. Novosibirskoe Soglashenie, 230 p.

14. Oficial'nyj sajt radioprogrammy "Vajgel"' [The official website of the "Vaigel" radio program], available at: www.vaigel.ru (accessed: 24.07.2019).

15. Oficial'naya stranica radioprogrammy "Vajgel'" v social'noj seti "VKontakte" [The official page of the "Vaigel" radio program on the "VKontakte" social network], available at: https://vk.com/ public29518863 (accessed: 23.07.2019).

16. Oficial'nyj sajt seti nacional'nyh radiostancij Rossii "Tatar Radiosy" [The official website of the network of national radio stations of Russia "Tatar Radiosi"], available at: tatarradio.ru (accessed: 03.08.2019).

17. Oficial'naya stranica seti nacional'nyh radiostancij Rossii "Tatar Radiosy" v social'noj seti "VKontakte " [The official page of the network of national radio stations of Russia "Tatar Radiosi" in the social network "VKontakte"], available at: https://vk.com/tatar.radio (accessed: 03.08.2019).

18. Radio Mordovii: vchera segodnya, zavtra. (2010). [Radio of Mordovia: yesterday today, tomorrow], [comp. V. A. Suldin, I. V. Prokhorova]; total ed. and after S. N. Desyayev. Saransk, Filial FGUP VGTRK GTRK "Mordovia", 184 p.

19. Rzhanova, S. A. (2016). Problemno-tematicheskayanapravlennost' etnicheskoj informacii [The problem-thematic orientation of ethnic information], Russkaya literatura v inoyazychnom kul'turnom prostranstve: monolog, dialog, polilog: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Russian literature in a foreign language cultural space: monologue, dialogue, polylogue: collection of books. Materials Intern, scientific-practical confi], November 11,2015, Saransk, Publishing House ofMordovia University, pp. 52-55.

20. Romat, E. V. (2008). Reklama: uchebnik dlya vuzov [Advertising: A textbook for high schools]. Saint Petersburg, Piter, 512 p.

21. Syuvaeva, S., Demidov, V. (2010). "Vajgelent"' vajgeleze ["Weigente" vaigelese]. Syatko [Syatko], 4, pp. 95-104.

22. Uchenova, V. V., Starykh, N. V. (2002). Istoriya reklamy [Advertising history]. Saint Petersburg, Piter, 304 p.

23. Kharitonova, S. (2016). My edinyj narod, odin narod, i Rossiya u nas odna! [We are one people, one people, and Russia we have one!]. Finno-ugorskaya gazeta [Finno-Ugric newspaper], 4, pp. 1-2.

24. Hudozhestvennyj obraz: opredelenie ponyatiya [Artistic image: definition of the concept]. Oficial'nyj sajt "Akademik": slovari i enciklopedii [Official site "Academic": dictionaries and encyclopedias], available at: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/79574 (accessed: 17.07.2019).

25. Chatkina, M. V. (2013). Konceptual'nye osobennosti kommercheskogo radioveshchaniya как segmenta SMI [Conceptual features of commercial broadcasting as a media segment]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 22 (313), pp. 243-249.

26. Bernays, E. L. (1965). Biography of an Idea: Memoirs of Public Relations Counsel, New York, Simon and Schuster,849 p.

27. Bird, P. (1994). Sell Yourself. Persuasive Tactics to Boost your Image. London, Trans-Atlantic Publications, 192p.

28. McQuail, D. (1994). Mass Communication Theory: an introduction. London, Thousand Oaks: Sage, 416 p.

Бакеева Диана Анваровна - кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.

bakeeva.di@yandex.ru

Шабанова Ольга Николаевна - магистрант направления подготовки «Журналистика» филологического факультета Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва.

helgalit@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.