Научная статья на тему 'Особенности формирования «Я-концепции» подростков с задержкой психического развития в условиях специального образования'

Особенности формирования «Я-концепции» подростков с задержкой психического развития в условиях специального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
609
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / "Я-КОНЦЕПЦИЯ" / САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Звягина Дарья Владимировна

Выявлены специфические особенности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов Я-концепции подростков с задержкой психического развития. В когнитивном компоненте наблюдаются бледные представления о себе; положительные самохарактеристики существенно преобладают над отрицательными; Я-реальное у подростков максимально приближено к их Я-идеальному. В эмоционально-оценочном компоненте обнаружен завышенный уровень самооценки. Самоотношение характеризуется самоудовлетворением, отсутствием критичной самооценки, высоким уровнем самоинтереса, высоким уровнем самопринятия, чувства глубокой симпатии к себе. Поведенческий компонент представлен средним уровнем самоэффективности в сфере предметной деятельности, и низким уровнем в сфере межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Звягина Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования «Я-концепции» подростков с задержкой психического развития в условиях специального образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 376.2

Звягина Дарья Владимировна

магистрант РГПУ им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербург, РФ Е-mail: evon620c@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Выявлены специфические особенности когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов Я-концепции подростков с задержкой психического развития. В когнитивном компоненте наблюдаются бледные представления о себе; положительные самохарактеристики существенно преобладают над отрицательными; Я-реальное у подростков максимально приближено к их Я-идеальному. В эмоционально-оценочном компоненте обнаружен завышенный уровень самооценки. Самоотношение характеризуется самоудовлетворением, отсутствием критичной самооценки, высоким уровнем самоинтереса, высоким уровнем самопринятия, чувства глубокой симпатии к себе. Поведенческий компонент представлен средним уровнем самоэффективности в сфере предметной деятельности, и низким уровнем в сфере межличностного общения.

Ключевые слова

Специальное образование, обучающиеся с задержкой психического развития,

«Я-концепция», самосознание.

Zviagina Daria Vladimirovna

Master student, Herzen state pedagogical University Saint Petersburg Е-mail: evon620c@bk.ru

CREATION FEATURES "I-CONCEPT" OF ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION IN SPECIAL EDUCATION

Abstract

The paper addresses the specific features of cognitive, emotional-evaluative and behavioral components of self-concept of adolescents with mental retardation. In the cognitive component of the observed pale representation of yourself; positive sankarachariya predominate over negative; I am real adolescents as close to their ego ideal. In an emotionally estimated component of the detected excessive levels of self-esteem. Self-attitude is characterized by self-satisfaction, lack of critical self-appraisal, high level of sementeras, a high level of self-acceptance, feelings of deep sympathy to him. The middle level of efficacy in the area of substantive activities and the low level in the field of interpersonal communication represent the behavioral component.

Key words

Special education, students with mental retardation, "self-concept", self-awareness.

Существует огромное количество терминов, обозначающих самосознание и его структурные компоненты, таких как: «Я», «Я-концепция», «образ Я», «самооценка», «самосознание», «отношение к себе». Многие исследователи в своих работах пытались свести эти понятия в единую систему, упорядочить терминологию [1;2;3;4].

Понятие «Я-концепция» ввел Р.Бернс в 1986 году. В основу своей теории он положил взгляды Э. Эриксона, Д. Мида, К. Роджерса.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

Р.Бернс дает следующую формулировку: «Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой» [2]. Он рассматривал Я-концепцию, как совокупность компонентов (установок), направленных «на себя»: когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую [2].

Когнитивный компонент, или Образ Я является представлением индивида о самом себе. Когда мы описываем какого-либо человека, мы, как правило, используем абстрактные характеристики, которые одновременно отражают устойчивые черты поведения этого человека и предпочтения нашего восприятия. Когда мы описываем самого себя, мы так же пытаемся озвучить привычные характеристики нашего самовосприятия. Таких характеристик можно выделить множество (социально-ролевые, половые, материальные, психологические и т.д.), более значимые черты для одного человека, менее значимые для другого - сочетания этих черт и характеризуют уникальность каждой личности.

Эмоционально-оценочный компонент, или самооценка. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках (позитивных или негативных), свойственных индивиду. Самооценка отражает уровень развитости чувства уважения по отношению к себе, ощущения собственной ценности, а также положительного отношения ко всему, что содержится в его «Я».

Поведенческий компонент заключается в конкретных действиях, вызванных образом «Я» и самооценкой. Однако, мы знаем, что поведение человека зачастую сдерживается или изменяется под действием окружающих факторов, социальной неприемлемости, ценностей, норм морали или элементарного страха перед возможными последствиями.

В силу того, что все три условных компонента Я-концепции психологически неразрывно связаны друг с другом, все эмоции и оценки оказываются очень устойчивыми и твердыми. Человек может без особого труда «защититься» от внешних раздражителей или просто пренебрежительного отношения другого человека к нему, воспользовавшись средствами психологической защиты [2].

Самооценка всегда носит сугубо субъективный характер.

Расхождение между «реальным Я» и «идеальным Я» служит важным толчком развития, однако существенные расхождения между ними могут стать источником внутренних конфликтов и негативных переживаний [4].

Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней гармонии личности, относительной устойчивости ее поведения. Развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.

Дети с недоразвитием интеллекта затрудняются оценить свои качества, имеют незрелость, бедность представлений о себе, что приводит к неглубокому осознанию и переживанию своих проблем в развитии. Такие дети чаще всего ориентируются на оценку со стороны окружающих людей. Только к старшему школьному возрасту они начинают признавать у себя наличие негативных характеристик. В самой структуре Я-концепции детей с интеллектуальной недостаточностью очевидна скудность представлений о себе, в частности, образов Я-физического и Я-социального. Опыт общения, в первую очередь с родителями, ограничен, беден. Все эти показатели влияют на адекватность и единство самовосприятия, самоотношения, на их устойчивость, а это не может не сказаться на особенностях эмоционально-оценочного компонента Я-концепции (Чубаров, 2006).

Экспериментальное исследование проводилось в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении школе №522 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и в Государственном бюджетном образовательном учреждении гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

В исследовании принимали участие две экспериментальные группы подростков: подростки с задержкой психического развития (ЗПР) 13-14 лет (10 человек) и нормально развивающиеся подростки 1314 лет (10 человек).

Для изучения Я-концепции подростков с ЗПР были подобраны диагностические методики, сгруппированные в 3 блока, которые позволили изучить все компоненты этого личностного образования:

Блок 1. Методики, направленные на изучение когнитивного компонента (Тест «Кто я?» М. Куна, Т. Макпартленда (модификация И.А.Коневой); Методика «Техника репертуарных ранговых решеток»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

И.А.Коневой);

Блок 2. Методики, направленные на изучение эмоционально-оценочного компонента (Методика исследования самооценки Т.В.Дембо - С.Я.Рубинштейн (модификация А.М.Прихожан); Опросник самоотношения В.В.Столина);

Блок 3. Методика, направленная на изучение поведенческого компонента (Опросник «Шкала диагностики самоэффективности» Маддукса и Шеера (модификация А.В.Бояринцевой)).

Результаты и их обсуждения:

По результатам исследования когнитивного компонента подростки с ЗПР дали меньшее количество описательных самохарактеристик, чем их нормально развивающиеся сверстники. Дети с ЗПР реже задумываются о своих качествах, что говорит о бедности их представлений о себе, неспособности анализировать свои действия и характеристики как личности. Контент-анализ полученных данных выявил у подростков обеих групп преобладание социально-личностных самохарактеристик. Подростки описывали особенности своего характера, личностные качества («талантливый», «невероятная», «добрый», «честный»), свои интересы («занимаюсь музыкой», «играю в компьютерные игры»), мечты («мечтаю стать поп-идолом»), принадлежность к учебной деятельности («ученик», «хорошистка») и т.д.

Таким образом, подростки с ЗПР меньше всего задумываются о своей интеллектуальной сфере, в отличие от нормально развивающихся сверстников, у которых самохарактеристики умственного Я преобладают над характеристиками эмоционального Я. Полученные данные о количестве положительных и отрицательных характеристик у подростков с ЗПР свидетельствую о положительных самохарактеристиках этой группы, которые в разы преобладают над отрицательными характеристиками. Больше половины испытуемых не указали ни одной отрицательной самохарактеристики, что говорит о некритичности, неспособности выделять свои отрицательные черты, осознавать свое несоответствие идеалам.

У подростков с ЗПР наибольшая взаимосвязь наблюдается между модальностями Я-реальное и Я-идеальное. Это свидетельствует о том, что их Я-реальное максимально приближено к Я-идеальному, что, на наш взгляд, обусловлено низкой способностью критично оценивать собственные качества. Такие данные согласовываются с результатами предыдущей методики, в которой подростки с ЗПР характеризовали себя преимущественно положительными характеристиками. В то же время, взаимосвязь компонентов Я-реальное и Я-для друзей у подростков с ЗПР была выражена в меньшей степени, а самой низкой оказалась взаимосвязь между Я-реальное и Я-для взрослых. Такие показатели свидетельствуют о расхождении в представлении подростков о собственных качествах (Я-реальное) и ожидаемыми ими оценками со стороны сверстников и тем более взрослых (Я-зеркальное).

По результатам эмоционально оценочного компонента можно сделать вывод, что подростки с ЗПР в большей степени склонны переоценивать себя, свои личностные характеристики и возможности. Ответы испытуемых наглядно показывают, что оценки подростков с ЗПР по большинству показателей превышают оценки нормально развивающихся подростков.

Анализ данных показал, что самооценка испытуемых с ЗПР является очень высокой, что свидетельствует о неумении оценивать свои поступки, сравнивать себя с другими, о нечувствительности к неудачам, оценкам и замечаниям окружающих. Подростки с ЗПР выше всего оценивают собственную внешность, а ниже всего - свои интеллектуальные способности. Остальные характеристики они оценивают приблизительно одинаково.

Уровень притязаний испытуемых с ЗПР является средним, что говорит, о реалистичных представлениях своих возможностей и является необходимым фактором личностного развития. Анализируя данные, можно сказать, что подростки с ЗПР имеют завышенный уровень самооценки, они в большей степени, чем их нормально развивающиеся сверстники переоценивают себя и свои возможности, идеализируют свою личность и ее ценность для окружающих, что является отрицательным показателем при формировании Я-концепции.

Поведенческий компонент Я-концепции показал, что у большинства испытуемых с ЗПР ожидание негативных оценок от других людей снижает самоэффективность подростков с ЗПР в сфере межличностного общения. Полученные низкие результаты свидетельствуют о неуверенности подростков с ЗПР в организации

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 2410-700Х

и осуществлении собственной деятельности в разнообразных ситуациях межличностного общения, в отличие от нормально развивающихся сверстников.

Таким образом, проведенное исследование выявило, что подростки с задержкой психического развития имеют скудные представления о себе, низкий уровень осознания своего Я. Они, в большинстве, склонны к неадекватному завышению самооценочных суждений, что говорит о низкой критичности и неспособности к объективной оценке своих качеств и черт, что в свою очередь приводит к неустойчивости поведения и зависимости от мнения окружающих. Список использованной литературы:

1. Джеймс У. Психология. М., 1991

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986

3. Роджерс К. О становлении личностью. М.: Прогресс, 1994

4. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996

© Звягина Д.В., 2016

УДК 159.9

Карамова Эльвира Ильдусовна,

Кандидат психологических наук, Башкирский Государственный Педагогический Университет г. Уфа. РФ

Хусаинова Лилия Ильвировна студент, Башкирский Государственный Университет г. Уфа, РФ

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПОЖАРНЫХ С РАЗНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к изучению эмоционального выгорания специалистов экстремальных и коммуникативных профессий. Целью нашего исследования было изучить проявления выгорания у пожарных с разными личностными особенностями. По результатам исследования выявлены спасатели, у которых сформированы отдельные фазы выгорания. Установлено, что к данной группе относятся сотрудники с «невротично-депрессивными» особенностями личности; устойчивыми к выгоранию оказались «уравновешенно-экстровертированные» пожарные. Полученные результаты могут использоваться при проведении профессионального отбора и медико-психологического сопровождения личного состава.

Ключевые слова

Эмоциональное выгорание, личностные особенности, профессиональная деятельность,

экстремальная деятельность.

Профессиональный труд пожарных отличается высокими физическими и психическими нагрузками при выполнении служебных задач, связанных с риском для жизни, ответственностью за спасение пострадавших в условиях экстремальной деятельности. Сильные психотравмирующие факторы, с которыми сталкиваются спасатели, влияют на рост числа заболеваний связанных с неблагоприятными последствиями подобных условий труда. В связи с этим большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания - состояния, которое оказывает негативное воздействие не только на психофизиологическое здоровье, но и на эффективность профессиональной деятельности.

Еще в 70-ые годы ученые (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, С.Е. Джексон, К. Маслач) заметили, что у работников в сфере коммуникативной и экстремальной деятельности встречается эмоциональное истощение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.