ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
А.А.Благинин
— доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор
Е.М. Свешникова
— старший преподаватель НГГУ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ ОБУЧЕНИЯ
АННОТАЦИЯ. В статье представлен сравнительный анализ сформированности и развития волевых качеств личности (решительность, выдержка, настойчивость) и установлено их качественное отличие у младших школьников в зависимости от образовательных систем (традиционной и развивающей Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова). Отражена взаимосвязь успеваемости и сформированности волевых качеств младших школьников в различных системах обучения.
The article represents comparative analysis offormation and development of personality endurance and stamina (resoluteness, moderation, insistency). It defines qualitative difference of these features of character of junior schoolers according to the educational systems (traditional and developing systems of Elkonin and Davidov). The article also reveals the correlation between academic progress and development of endurance and stamina of junior schoolers in different systems of education.
Основная цель педагогической системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В. Давыдова состоит в развитии ученика как субъекта учебной деятельности и отвечает задаче организации благоприятных условий для реализации требований современного образовательного стандарта. Однако влиянию процесса реализации системы развивающего обучения на личность, в частности на ее волевую сферу, в современной педагогической психологии уделено недостаточно внимания, значительное количество работ ученых отражает психологические механизмы познавательной сферы учащихся.
Между тем, необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу школьника имеет важное значение для определения трудностей в освоении учебной программы, действенности систем обучения в общем развитии младшего школьника и для разработки рекомендаций по формированию волевой регуляции поведения и деятельности, что и определило цель нашего исследования: выявить особенности влияния традиционного и развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина — В.В. Давыдова на развитие волевой сферы младших школьников.
Освоение учебной деятельности по развивающим программам Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова, в отличие от традиционного обучения, обеспечивает более высокий уровень развития волевых качеств личности младших школьников, так как в ситуациях учебной деятельности учащимся требуются: настойчивый поиск общего принципа решения задачи и его реализация независимо от трудностей; проявление решительности в применении этого принципа к частным конкретным случаям, через принятие на себя ответственности за результат; выдержка в процессе осознания своих ошибок, освоения новых способов действий, способов их планирования.
Исследование проводилось среди учащихся 1—4 классов МСОШ № 15 г.Нижневар-товска Ханты-Мансийского автономного округа с изучением предметов по развивающей системе Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова, а также по традиционной системе обучения, в один и тот же период учебного года. Всего обследовано 155 учеников: 79 — обучающихся по традиционной, и 76 — по развивающей (Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова) системам.
Первый этап эксперимента включал в себя предварительное знакомство с детьми, поступившими в 1-й класс, диагностику их волевых качеств с целью выяснения степени их готовности к обучению и оценки однородности групп двух систем обучения. Для этого был использован детский вариант индивидуально-типологического опросника — ИТДО [9]. Первичный анализ полученных данных показал, что недостаточность сформированности волевой сферы очевидна как в классе РО (64%), так и в классе ТО (64,3%). То есть уровень развития изучаемых волевых качеств детей примерно одинаков перед обучением в начальной школе.
Таблица 1
Уровень сформированности волевых качеств у детей 6—7 лет (п=51)
Уровень сформированности волевых качеств Традиционное обучение Развивающее обучение
% %
Высокий уровень 35,7 36,0
Низкий уровень 64,3 64,0
К концу первого полугодия учителям, преподававшим предметы в первых классах, были предложены опросники [3], в которых они должны были оценить проявление различных волевых качеств у каждого учащегося.
выдержка настойчивость и упорство решительность
Рис. 1. Сформированность волевых качеств у учащихся первых классов
Уже к концу первого полугодия, по мнению учителей, возникают различия в уровнях сформированности отдельных волевых качеств у учащихся первых классов в пользу обучающихся по системе РО, в частности, по выдержке — на 10,7%, настойчивости и упорству — 7%, решительности — 19,4%. Причем у учащихся класса РО проявление данных качеств отмечено более чем в половине случаев, в классе ТО — менее чем у половины детей.
Анализ проведенного исследования на параллели первых классов позволяет сделать вывод о том, что построение учебного процесса согласно принципам развивающего обучения уже к середине первого года способствует более эффективному формированию рассматриваемых волевых качеств в сравнении с традиционным обучением.
Целью второго этапа эксперимента было выявление влияния различных систем обучения на развитие выдержки, для чего были использованы методики: «Исследование волевого качества настойчивости и выдержки» А.Г.Зверькова и Е.В.Эйдмана и «Устойчивость к монотонии» А.Д.Виноградовой.
Проявление выдержки у школьников 1—4 классов (п=155)
Класс Традиционное обучение Развивающее обучение
1 класс 75,7 ± 2,8 77,5 ± 4,3
2 класс 62,0 ± 3,2 55,0 ± 3,9
3 класс 56,8 ± 2,4 52,3 ± 4,1
4 класс 44,7 ± 1,3 43,0 ± 2,3
Примечание: 1) Значения в таблице представлены в виде X+m, где X — среднее значение по выборке; m — средняя ошибка. 2) Условные обозначения уровней достоверности: p<0,05 — *; p<0,01 — **; p<0,001 — ***
Результаты исследования показали, что уровень сформированности выдержки незначительно повышается на протяжении всего периода обучения в начальной школе, однако статистически значимых различий у учащихся различных систем обучения не выявлено, т.е. учебная деятельность не оказывает значимого влияния на формирование этого волевого качества.
Для изучения настойчивости и упорства мы применили опросник А.Г. Зверькова и Е.В.Эйдмана «Исследование волевого качества настойчивости и выдержки», а также модифицированный вариант методики Т.И. Александровой «Нерешаемая задача».
Таблица 3
Проявление настойчивости у школьников 1—4 классов (п=155)
Класс Традиционное обучение Развивающее обучение
1 класс 28,6 ± 3,6 32,1 ± 4,3
2 класс 41,0 ± 3,2 44,0 ± 3,4
3 класс 46,3 ± 2,7 55,1 ± 1,1 *
4 класс 52,2 ± 3,5 67,3 ± 2,2 *
Примечание: 1) Значения в таблице представлены в виде X+m, где X — среднее значение по выборке; m — средняя ошибка. 2) Условные обозначения уровней достоверности: p<0,05 — *; p<0,01 — **; p<0,001 — ***
Возрастание среднего показателя проявления настойчивости прослеживается у всех учащихся, с 1 по 4 класс, независимо от системы обучения, а значимые различия в формировании данного волевого качества наблюдаются у учащихся по системе РО в сравнении с системой ТО в период обучения в 3 и 4 классах, т.е. развивающая система Д.Б.Элькони-на — В.В.Давыдова в большей мере способствует формированию настойчивости в сравнении с традиционной системой обучения.
Исследование решительности проводилось по двум методикам: методика для исследования волевого качества решительности Б.Н. Смирнова и методика Е.П.Ильина для определения робости, стеснительности.
Таблица 4
Проявление решительности у учащихся 1—4 классов (п=155)
Класс Традиционное обучение Развивающее обучение
1 класс 11,0 ± 0,4 10,3 ± 0,4
2 класс 6,0 ± 0,1 5,5 ± 0,2 *
3 класс 5,8 ± 0,1 5,1 ± 0,1 **
4 класс 5,3 ± 0,2 4,9 ± 0,1 *
Примечание: 1) Значения в таблице представлены в виде X+m, где X — среднее значение по выборке; m — средняя ошибка. 2)Условные обозначения уровней достоверности: p<0,05 — *; p<0,01 — **; p<0,001 — ***
Его результаты показали, что развивающая система Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова способствует более эффективному формированию решительности в сравнении с традиционной системой обучения.
На следующем этапе осуществлялась оценка сформированности волевой сферы младших школьников 1—4 классов методом экспертных оценок. В качестве экспертов выступали: классный руководитель, психолог, социальный педагог, родитель, учитель физкультуры. Критерием оценки служил G-критерий знаков.
ШШ ро
Рис. 2. Экспертная оценка положительных сдвигов в развитии волевых качеств школьников
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у детей, обучающихся по программе Д.Б.Эльконина — В.В. Давыдова, наблюдается достоверный сдвиг в формировании волевых качеств, который не обнаружен у школьников, обучающихся по традиционной системе.
Таким образом, методика экспертных оценок подтверждает эффективность развивающего обучения в формировании волевых качеств младших школьников, что может быть следствием содержания учебных предметов, методов и приемов обучения, соответствующих требованиям системы развивающего обучения.
Целью завершающего этапа было выявление влияния волевых качеств на успешность обучения (в традиционной системе) и на успешность освоения учебной деятельности (в системе развивающего обучения) посредством анализа соотношения успешных и неуспевающих учащихся в классах РО и ТО.
Рис. 3. Динамика качества успеваемости среди учащихся классов РО и ТО
Анализировалось качество успеваемости на основе отметок учителей путем вычисления среднего показателя успеваемости по учебным предметам. Так, на начальной ступени обучения в классе РО, по сравнению с классом ТО, наблюдается меньшее количество
неуспевающих учащихся и значительно большее число успешных. Одновременно с этим, во всех исследуемых классах увеличивается количество успешных учеников. В классах РО наблюдается прирост качества успеваемости — с 1 по 4 класс он составил 33%, в то время как в классах ТО — 25%.
Прирост качества успеваемости в системе РО плавный, в системе ТО наблюдается значительный сдвиг на момент окончания начальной школы. Стабильно, с 1 по 4 класс, показатель качества успеваемости выше в классах РО.
Эти данные были положены в основу корреляционного анализа качества успеваемости учащихся и сформированности волевых качеств, результаты которого показали, что в 1-м классе успешные учащиеся, независимо от системы обучения, обладают достаточным уровнем развития решительности и выдержки. Во 2-м классе можно проследить взаимосвязь между успешностью в обучении и уровнем развития решительности. Для 3-х и 4-х классов особое значение имеет сформированность таких качеств, как настойчивость и решительность.
Таблица 5
Ранговый коэффициент корреляции качества успеваемости и сформированности волевых качеств (по Спирмену)
Система обучения 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
ТО РО ТО РО ТО РО ТО РО
Настойчивость (Pxy) -0,31 ± 0,08 0,28 ± 0,06 0,26 ± 0,04 0,31 ± 0,02 0,46 ± 0,01** 0,51 ± 0,02** 0,52 ± 0,01** 0,53 ± 0,02**
Ре шите льность (Pxy) 0,72 ± 0,04** 0,51 ± 0,08** -0,45 ± 0,04* 0,53 ± 0,07** 0,52 ± 0,03** 0,54 ± 0,05** 0,31 ± 0,04* 0,57 ± 0,07**
Выдержка (Pxy) -0,46 ± 0,09* -0,37 ± 0,07* -0,21 ± 0,08 0,30 ± 0,04 0,25 ± 0,06 0,31 ± 0,03 0,21 ± 0,04 0,30 ± 0,02
Примечание: Условные обозначения уровней достоверности: p<0,05 — *; p<0,01 — **
Таким образом, в период обучения в начальных классах организация занятий по развивающей системе (Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова) выступает одним из факторов формирования и развития волевых качеств.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1) Психическое развитие детей 6—7 лет характеризуется недостаточной сформирован-ностью волевой сферы. Волевые качества возникают не сразу, а формируются постепенно в процессе деятельности (в частности, в процессе учебной деятельности), причем условия протекания учебной деятельности являются весомым фактором для эффективности развития волевой сферы младших школьников.
2) Развивающая система обучения Д.Б.Эльконина — В.В.Давыдова способствует эффективному развитию у младших школьников таких волевых качеств как настойчивость, упорство и решительность.
3) Сравнительный анализ развития волевой сферы у младших школьников, обучающихся по различным системам, выявил, что динамика развития волевых качеств настойчивости, упорства и решительности у учащихся по развивающей системе обучения носит равномерно возрастающий характер, а по традиционной системе — скачкообразный характер. Учащиеся 2—4-х классов традиционной системы обучения достоверно уступают учащимся тех же классов развивающей системы обучения в проявлении волевых качеств упорства и решительности. Анализ экспертных оценок волевой сферы младших школьников выявил, что у учащихся развивающего обучения положительный сдвиг в формировании волевых качеств достоверно выше, чем у школьников, обучающихся по традиционной системе.
4) Сравнительный анализ формирования волевых качеств младших школьников, обучающихся по различным системам, обнаружил, что формирование такого волевого качества
как выдержка в меньшей степени зависит от системы обучения, а в большей степени — от возраста детей.
5) Существует взаимосвязь уровня развития волевых качеств и успешности обучения школьников. Так, показатель соотношения успешных и неуспевающих учащихся в классах различных систем обучения значительно выше в развивающей системе, что, согласно результатам исследования, обусловлено более высоким уровнем сформированности волевой сферы у данной группы учащихся.
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие рекомендации:
1. Необходимо организовывать теоретическую подготовку для учителей с целью осознания различных подходов в обучении, для овладения ориентировочными основами деятельности педагога, владеющего механизмами развития умственной активности детей, понимающего значимость этапа младшего школьного возраста для развития личности ребенка в целом, а также значение сформированности волевой сферы для успешности в обучении и дальнейшей жизни.
2. Учителям начальных классов системы традиционного обучения необходимо изменить организацию проведения уроков, стараться дать возможность учащимся проявлять инициативу, создавать учебные ситуации, в которых учащимся необходимо делать самостоятельный выбор.
3. Организовать психологическое сопровождение учащихся различных систем обучения, которое должно включать: определение волевых качеств, которые не соответствуют нормальному уровню (и как следствие — определение группы учащихся, которые потенциально могут испытывать сложности в обучении), систематический контроль за динамикой развития волевых качеств ребенка в процессе школьного обучения; создание условий для развития волевых качеств учащихся, оказание помощи детям, имеющим недостаточный уровень сформированности волевой сферы; оказание помощи родителям и ребенку, прежде всего, в понимании значимости формирования волевых качеств, в разъяснении особенностей развития отдельных волевых качеств, эффективных методов для их формирования и развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александрова Т.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «Нерешаемая задача» // Вопросы психологии. 1987. № 6.
2. Благинин А.А., Торчило В.В. Математические методы в психологии и педагогике: Учеб. пособие. СПб., 2006.
3. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Рязань, 1979.
4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1991.
5. Ильин Е.П. Психология воли: Учеб. пособие для пед. учеб. заведений. СПб., 2002.
6. О типовом положении образовательного учреждения в Российской Федерации. М., 2001.
7. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1—4). Ч. 1. М., 2002.
8. Программы развивающего обучения. (Система Д.Б.Эльконина — В. В. Давыдова). 1—5 классы / Под ред. В.В. Давыдова, В.В.Репкина. Томск, 1995.
9. Собчик Л.Н. Психодиагностика. Методология и методы. М., 1990.
10. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.