танные будущими бакалаврами программы курсов и тренировок, социокультурные проекты, которые будут предложены будущим работодателям.
Таким образом, в условиях региональной системы высшего педагогического образования в Республике Саха (Якутия) идет переориентация будущих педагогов на конкурентоспособное поведение в условиях рынка труда. Учет требований потенциальных потребителей «продукции» вуза, расширение спектра образовательных услуг, ориентация на воспитание специалистов с повышенным образовательным уровнем и комплексом навыков в области образования, управления, информационных технологий, научно-исследовательской деятельности позволили повысить конкурентоспособность выпускников педагогического профиля, обучавшихся в Чурапчинском государственном институте физической культуры и спорта, на региональном и федеральном рынках образовательных услуг. Все 22 выпускника 2008 года были трудоустроены, причем 8 - при равных спортивных показателях - получили преференции перед выпускниками ЯГУ и Училища олимпийского резерва, предъявив разработанные проекты и программы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Запесоцкий, А.С. Образование : философия, культурология, политика / А.С. Запесоцкий. - М. : Наука, 2002. - 586 с.
2. Адольф, В.А. Конкурентоспособность - показатель качества ВПО / В.А. Адольф, И.Ю. Степанова // Высшее образование в России. - 2007. - № 6. - С. 77-79.
3. Подойницына, И.И. Этнокультурные стереотипы трудового поведения в области производства / И.И. Подойницына. - Новосибирск : Наука, 1993. - 144 с.
4. Торговкин, В.Г. Педагогические условия физического совершенствования юных спортсменов // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях : идея, духовность, воспитание. - Якутск : Бичик, 2008. - С. 39-42.
Контактная информация: platonova_raisa@mail.ru
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО КАЧЕСТВА РЕШИТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
Екатерина Михайловна Свешникова, аспирант,
Нижневартовский государственный гуманитарный университет
Аннотация
Статья посвящена проблеме влияния системы обучения на развитие волевого качества решительности у детей 7-12 лет, представлены результаты экспериментального исследования, направленные на выявление особенностей развития волевого качества решительности у младших школьников различных систем обучения.
Ключевые слова: развитие решительности, младшие школьники.
THE PROBLEM OF INFLUENCE OF SYSTEM OF TRAINING ON DEVELOPMENT OF WILL QUALITIES OF RESOLUTION AMONG PUPILS OF
ELEMENTARY SCHOOL
Ekaterina Mihajlovna Sveshnikova, the post-graduate student, Nizhnevartovsk State Humanitarian University
Annotation
The article is devoted to the problem of influence of system of training on development of resolution will qualities among children of 7-12 years old, the results of an experimental research directed on revealing the features of development of resolution will qualities among younger schoolboys of various systems of training have been presented.
Keywords: resolution development, younger schoolboys.
Многими психологами отмечено, что психологические предпосылки формиро-
вания личности включают в себя развитие способности к овладению собственным поведением, саморегуляции, преодолению трудностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции. Сегодня одной из тенденций в исследовании воли является переход от постановки проблемы воли в рамках задачи порождения действия к задаче «овладения собой», что особенно значимо для возрастной и педагогической психологии.
Волевое качество решительность разными авторами понимается по-разному. Общим для всех определений является следующее: отнесение решительности к принятию решения, указание на время принятия решения и на значимость ситуации.
Наше исследование проводилось на базе МСОШ № 15 г. Нижневартовска, обучающей детей, как по традиционной программе (ТО), так и по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (РО), среди 198 учащихся начальных классов.
С помощью метода экспертных оценок выявлялся уровень развития волевых качеств, сформированных в эксперименте. В основе методики лежит наблюдение за изучаемыми волевыми качествами. Если волевое качество определенной силы и устойчивости проявляется только в одном виде деятельности, можно считать, что это -влияние мотива, если в двух и более видах деятельности - это качество личности. Именно поэтому данное наблюдение над экспериментальной и контрольной группами испытуемых по соответствующим признакам каждого волевого качества было проведено восьмью участниками (классный руководитель, психолог, социальный педагог, один родитель, учитель физкультуры, иностранного языка, изо, труда).
Оценка силы волевых качеств производится по пятибалльной системе: 5 - волевое качество очень сильно развито, 4 - сильно развито, 3 - слабо развито, 2 - очень слабо развито, 1 - волевое качество не присуще данному субъекту. Для большей точности оценка может быть выражена с десятыми долями балла, например 3,7 или 4,2 и т.д. Общая оценка волевого качества определяется как среднеарифметическое, полученное от деления суммы оценок данного качества на число оценивающих. Если среднеарифметическое равно четырем и выше, данное качество проявляется сильно, в остальных случаях волевое качество считается слабо проявляющимся.
Оценка устойчивости того или другого волевого качества производится по частоте проявления признаков данного качества. Волевое качество считается более или менее устойчивым, если один из его признаков обнаруживается у наблюдаемого субъекта в данной деятельности в среднем три и более раз в неделю за время наблюдения за субъектом. При более редком проявлении признаков волевое качество считается неустойчивым.
Признаки решительности: 1) быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка; 2) выполнение принятого решения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений; 3) проявление решительных действий в непривычной обстановке.
Таблица 1
Динамика сфо рмированности решительности у школьников 1-4 классов
Период времени Традиционное обучение Развивающее обучение
1 класс 1,0 + 0,4 1,1 ± 0,4
2 класс 2,4 + 0,1 2,8 + 0,2*
3 класс 2,2 + 0,1 3,1 + 0,1**
4 класс 4,3 + 0,2 4,9 + 0,1*
Примечания:
1. Значения в таблице представлены в виде Х+ш, где X— среднее значение по выборке; т — средняя ошибка.
2. Условные обозначения уровней достоверности: р<0,05 - *; р<0,01 - **.
Средние значения по выборкам в результате проведенного исследования подтверждают тот факт, что система обучения оказывает значительное влияние на фор-
мирование решительности. В классе РО наблюдается положительная динамика развития исследуемого волевого качества. В классе ТО прослеживается регресс в период 2-3 года обучения. В целом, значимые различия в показателях в пользу развивающей системы получены во 2, 3 и 4 классах.
Вторая методика для исследования волевого качества решительности использовалась непосредственно на практике. Для выполнения требуется гимнастический стол, высота которого 1,5 м, и два взрослых человека для страховки. Испытуемому, стоящему на краю стола спиной вперед, необходимо, не изменяя стойки «смирно», упасть на руки страхующих спиной вперед. Показателем развития решительности являлось время, затраченное ребенком с момента команды «начали», до момента приземления: чем его затрачено меньше (<10 секунд), тем волевое качество решительность сформировано больше.
1ПП% 86
80 -6П -40 -20 - 33— -Г 25 Т 62 [ 79 3 1= 45 ь 55
1 кла О о 2 а ;с 4 к □ РО □ ТО ласс 4 класс
Рис. 1. Динамика развития волевого качества решительность у учащихся 1-4 классов
Как видно из гистограммы, развитие решительности происходит у всех детей 611 лет, независимо от системы обучения, по которой занимается ребенок. Однако наиболее эффективно и плавно решительность формируется у учащихся системы РО - с 33% (1 класс) по 86% (4 класс). Эффективное повышение уровня решительности, практически наполовину, по сравнению с результатами исследования у первоклассников аналогичных систем, наблюдается у учащихся вторых классов. Ссылаясь на полученные результаты по данной методике, необходимо отметить, что у учащихся 2 класса ТО уровень решительности выше, чем у учащихся 3 класса ТО, а затем происходит дальнейшее формирование, и на период 4 класса уровень достигает 55%.
Полученные результаты дают основания говорить о том, что развитие такого волевого качества, как решительность, происходит независимо от того, по какой программе обучается ребенок, что в очередной раз доказывает взаимосвязь обучения и развития личности ребенка, а также тот факт, что решительность является одной из важных характеристик личности, связанной с динамикой развития в обучении.
Прослеживается тенденция, что развитие волевого качества решительности происходит интенсивнее у детей, обучающихся по развивающей системе обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, нежели у учащихся, обучающихся по традиционной системе.
Таким образом, формирование волевых качеств (в частности, волевого качества решительности) наиболее существенно у учащихся, обучающихся по развивающей системе.
Кроме того, развитие личности младшего школьника в целом не может осуществляться вне формирования воли.
В исследовании было показано, что программа развивающего обучения помогает школьникам в анализе своих поступков, формировании волевых качеств, способст-
вует развитию их личности и учебной успешности.
Психическое развитие детей 6-7 лет характеризуется недостаточной сформиро-ванностью волевой сферы (в частности, решительности). Формирование волевых качеств возникает не сразу, а постепенно формируется в процессе деятельности (в частности, в процессе учебной деятельности), причем условия протекания учебной деятельности являются весомым фактором для эффективности ее формирования.
Развитие волевых качеств отмечается в классах как развивающей, так и традиционной системы. Причем, по одной системе обучения (РО) это развитие проявляется более эффективно, а по другой оно оказывается более сглаженным (ТО).
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский, Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. : в 6 т. / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1992. - Т. 2. - С. 454-465.
2. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников. - М. : Изд-во Московского гос. ун-та, 1991. - 142 с.
3. Калин, В.К. Изучение волевой активности школьников в связи с особенностями их продуктивного мышления / В.К. Калин, В.И. Панченко // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С. 93-99.
4. Купцов, И.И. О развитии произвольной активности младшего школьника в коллективе / И.И. Купцов, В.Г. Хроменок // Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива. - Рязань, 2004. - С. 68-80.
5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1999. - (Мастера психологии).
6. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М. : Академия, 2004. - 208 с.
Контактная информация: smimova.marina@inbox.ru
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Владимир Иванович Скопинцов, старший преподаватель, Ставропольский военный институт связи ракетных войск (Ставропольский ВИС РВ)
Аннотация
Основным критерием интенсификации является опережающее развитие у военнослужащих физических качеств и прикладных навыков, обеспечивающих им успешное освоение и надежное использование оружия и техники в наиболее напряженных условиях боевой деятельности, становятся так же очевидными необходимость использования правильной оценки функционального состояния военнослужащих и важность определения адекватности тренировок для каждого военнослужащего индивидуально.
Ключевые слова: интенсификация, психофизические качества, профессиональноважные физические качества, комплексирование, тест Купера.
DEVELOPMENT OF FUNCTIONALITY OF MILITARY MEN IN THE COURSE OF INTENSIFICATION OF PHYSICAL PREPARATION
Vladimir Ivanovich Skopintsov, the senior teacher,
Stavropol Military Institute of Communication of Rocket Armies
Annotation
The basic criterion of intensification is advancing development of military men’s physical qualities and applied skills providing them with successful development and reliable usage of the weapon and techniques in the most intense conditions of fighting activity; there is an obvious necessity in use of correct estimation of functional condition of military men and importance of definition of adequacy of trainings for each military man individually.
Keywords: intensification, psychophysical qualities, professionally important physical quali-