М. Г. Ефремова
Особенности формирования вокально-интонационных навыков учащихся ДМШ (ДШИ) на уроках сольфеджио
Основополагающая задача курса сольфеджио ДМШ связана с организацией и развитием музыкального слуха учащегося, с целью дальнейшего активного применения полученных знаний и навыков в творческой и исполнительской деятельности. На современном этапе вопросы методики преподавания сольфеджио особенно актуальны, так как ступень начального музыкального образования находится в стадии очередного реформирования. Основная цель этих преобразований связана с ослаблением роли профессионального обучения и выдвижением в качестве приоритетного направления общего музыкального образования. Перед преподавателем музыкально-теоретических дисциплин ставится сложная задача: в условиях групповых занятий одновременно подготовить к выпуску учащихся как общего музыкального направления, так и профессионального, то есть тех, кто принял решение поступать в средние специальные учебные заведения. В предъявляемых временем условиях методика преподавания сольфеджио должна умело сочетать доступные для каждого учащегося формы обучения с разнообразными эффективными приемами и способами по овладению теоретическими и практическими навыками, с целью интенсификации процесса обучения и создания объективных условий для синхронной реализации двух разнонаправленных типов образования.
Вокально-интонационная работа является неотъемлемой, наиболее значимой и действенной формой слухового воспитания. Осваивая теоретические основы курса сольфеджио, овладевая практическими вокальноинтонационными навыками, учащийся приобретает способность аналитического восприятия и осознания как отдельных элементов музыкального языка, так и мелодико-гармонической фактуры в целом. В учебнометодической литературе неоднократно затрагивался вопрос о способах и методах работы по овладению ладовыми структурами в условиях абсолютной сольмизации, тем не менее, до сих пор не существует выработанной общепринятой методики, и эта тема остается открытой для исследования.
Задача данной статьи была связана с анализом существующих форм работы, касающихся развития вокально-интонационных навыков на уроках сольфеджио ДМШ, с выявлением наиболее эффективных методических приемов по овладению изучаемых ладовых структур, с отбором и систематизацией инструктивного вокально-интонационного материала, способствующих оптимизации рассматриваемого процесса.
В отечественной педагогике ХХ века ведущим направлением воспитания слуха является ладовый метод. Широко используемые в практике различного рода интонационные упражнения носят системный характер и подчиняются общей тенденции воспитания ладового чувства и ладовых связей между звуками. Сошлемся для примера лишь на некоторых авторов, в работах которых освещаются разнообразные аспекты изучаемой проблемы: Островский А. Л.181, Агажнов А. П.182, Биркенгоф А. Л.183
Основополагающее значение для формирования слуховых представлений имеет классическая мажоро-минорная система. В своем исследовании Масленкова Л. М. отмечает, что «в освоении диатоники классического мажора и минора сложились два пути. Один из них предполагает движение от маленькой интонационной ячейки к постепенному набиранию полного звукоряда (релятив), другой построен на вычленении отдельных ступеней из полного звукоряда (традиционный для отечественной школы)»184. Рассматриваемая в данной статье система освоения диатоники вариативно затрагивает ключевые положения как первого, так и второго способа, но предлагает новый ракурс в систематизации и способах овладения звукорядом.
Методика освоения представляет собой единый мелодический комплекс, теоретическая основа которого отражает основные темы и понятия, включенные в программу ДМШ. Начиная с изучения простейших элементов музыкальной лексики, таких как повторность звуков, посту-пенное восходящее и нисходящее движение, опевание, движение мелодии по звукам тонического трезвучия, происходит постепенное усложнение и обогащение ладовых структур за счет использования явления хроматизма.
Методика освоения каждого изучаемого элемента основана на моторно-двигательном методе, базовой основой которого является пение модулирующих секвенций и транспонирование. Транспонирование - апробированный, распространенный и эффективный способ развития ладо-интонационного слуха. В своей исследовательской работе М. М. Берлянчик пишет о том, что «закономерность музыкального интонирования была осмысленна еще некоторыми скрипачами XVIII века, которые широко применяли транспонирование как эффективный способ
181 Островский А. Л. О преодолении ладовой инерции при восприятии и интонировании современной музыки // Вопросы методики воспитания слуха: Сб. ст. - Л., 1967.
182 Агажнов А. П. Методика изучения ступеней лада в абсолютной системе сольфеджио // Воспитание музыкального слуха: Сб. ст. Вып. 2. М., 1985.
183 Биркенгоф А. Л. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. М., 1979.
184 Масленкова Л. М. Интенсивный курс сольфеджио. Санкт-Петербург, 2007, С. 25.
148
установления подвижных связей между ладомелодическими (интонационными) представлениями и аппликатурой»185. Для учащегося начального периода обучения понятие звуковысотность является зоной абстрактных категорий. Теоретическая платформа находится в стадии формирования, а элементы музыкального языка воспринимаются "пассивно", на уровне вокально-интонационного подражания. Основная задача этого этапа, создание условий для синхронизированного функционирования двух взаимодействующих процессов: аналитического (изучение теоретических основ) и практического (овладение навыками «осознанного интонирования»). Словосочетание «осознанное интонирование», в данном контексте, следует рассматривать как пение мелодических оборотов с использованием системы абсолютной сольмизации и четким представлением его ступеневого эквивалента в ладу, с целью последующей идентификацией учащимися изучаемых интонационных оборотов в мелодиях песен, анализируемых музыкальных фрагментах, диктантах и т. д. Выработка навыка ощущения центра лада (тоники) и функциональных взаимоотношений ступеней на основе явлений устойчивости и неустойчивости происходит за счет использования в практике модулирующих секвенций. Звено секвенции представляет собой типизированный мело-дико-ритмический оборот, музыкальные элементы которого отражают изучаемую тему определенного периода обучения.
Всего можно выделить три основных этапа:
-освоение диатонического звукоряда;
-изучение различных видов мажора и минора;
-овладение усложненными ладовыми структурами, состав которых включают хроматизм.
Проиллюстрируем каждый этап несколькими примерами. Первый период связан с последовательным освоением ступеней диатонического звукоряда.
Упражнение №1: сольфеджирование I ступени тональностей C-dur, D-dur, E-dur, F-dur, G-dur, A-dur, B-dur, в размере 2/4, с повторением каждого звука. Исполняется легким звуком staccato, последний звук tenuto. Ладовая основа каждого интонируемого звука тоническая, за счет инструментального сопровождения, опирающегося на оборот плагального наклонения (T-S-T). Задачей этого упражнения является организация правильного звукообразования, усвоение звуковысотной последовательности мажорного звукоряда, выработка первичного навыка интонирования.
Упражнение №2: сольфеджирование I и II второй ступеней мажорного звукоряда в размере 2/4, с повторением каждого звука. Исполняется легким звуком staccato, последний звук tenuto, в тональностях C-dur, D-
185 Берлянчик М. М. О развитии интонационного слуха исполнителя. // Вопросы воспитания слуха: Сб. научных трудов. - Л., 1987. - С. 22.
dur, E-dur, F-dur, G-dur, A-dur, B-dur. Задача упражнения - отработка интонации в диапазоне б. 2.
Упражнение №3: сольфеджирование трихорда (I-II-III) в восходящем и нисходящем движении с «плавающей» III ступенью (трихорд I-II-III dur, трихорд I-II-III moll). Между звеньями модулирующей секвенции сольфеджируется альтерированный звук (вводной VII ступени следующей тональности). Общее движение секвенции затрагивает одноименные тональности C-dur, c-moll, D-dur, d-moll, E-dur, e-moll, F-dur, f-moll, G-dur, g-moll, A-dur, a-moll, В-dur, b-moll.
Упражнение №4: интонирование опевания I ступени лада при двух вариантах последовательности ступеней (I-VII-II-I; I-II-VII-I), с последующим сольфеджированием альтерированного звука (вводной VII ступени следующей тональности) между звеньями модулирующей секвенции. Общее движение секвенции затрагивает одноименные тональности C-dur, c-moll, D-dur, d-moll, E-dur, e-moll, F-dur, f-moll, G-dur, g-moll, A-dur, a-moll, B-dur, b-moll.
Упражнение №5: сольфеджирование мажорного и минорного тонического трезвучия, с последующим интонированием альтерированного звука между звеньями модулирующей секвенции, движение секвенции затрагивает одноименные тональности C-dur, c-moll, D-dur, d-moll, E-dur, e-moll, F-dur, f-moll, G-dur, g-moll, A-dur, a-moll, В-dur, b-moll.
Второй период связан с изучением различных видов мажора и минора.
Упражнение №1: интонирование мелодического оборота в гармоническом мажоре и миноре, с последовательностью ступеней, образующих верхний тетрахорд и интервал ув. 2 (от I ступени скачок вниз к V ступени, с последующим восходящим движением к тонике). Альтерированный звук, между звеньями модулирующей секвенции, сольфеджируется как вводная VII ступень следующей тональности. Общее движение секвенции затрагивает одноименные тональности C-dur, c-moll, D- dur, d-moll, E-dur, e-moll, F-dur, f-moll, G-dur, g-moll, A-dur, a-moll, В-dur, b-moll.
Упражнение №2: интонирование двух вариантов мелодического оборота в гармоническом мажоре и миноре, с последовательностью ступеней ЫП-У-ГУ-УЩвверх)-^ ЫП-У-ГУ-УЩвнизИ, образующих интервал ув. 4 и ум. 5 между IV и VII ступенями. Общее движение секвенции затрагивает одноименные тональности C-dur, c-moll, D-dur, d-moll, E-dur, e-moll, F-dur, f-moll, G-dur, g-moll, A-dur, a-moll, В-dur, b-moll.
Третий этап связан с овладением усложненных ладовых структур. К мелодическим образованиям такого рода относятся обороты, в состав которых входят альтерированные ступени II, IV, VI в мажоре и миноре, хроматические вспомогательные и проходящие звуки. Изучаемая группа оборотов объединяется в единый мелодический комплекс, в котором осваиваемые ладовые структуры расположены в порядке постепенного возрастания интонационных трудностей.
Упражнение №1: Интонирование последовательности ступеней I-III-II-II (низкая)-! в одноименных тональностях C-dur, c-moll, D-dur, d-moll, E-dur, e-moll, F-dur, f-moll, G-dur, g-moll, A-dur, a-moll, В-dur, b-moll.
Упражнение №2: пение восходящего тонического трезвучия с последующим нисходящим хроматическим заполнением звукоряда, включающим альтерацию IV ступени. Между звеньями модулирующей секвенции сольфеджируется альтерированный звук (вводная VII ступень следующей тональности). Общее движение секвенции затрагивает одноименные тональности C-dur, c-moll, D-dur, d-moll, E-dur, e-moll, F-dur, f-moll, G-dur, g-moll, A-dur, a-moll, В-dur, b-moll.
Все упражнения при сольфеджировании поддерживаются фортепианным сопровождением и исполняются хором, так как именно этот вид певческой деятельности наиболее удобен для создания благоприятных, комфортных условий для ребенка на уроке, как психологических, так и учебно-методических. Хоровое пение естественным образом нивелирует неточность интонации учащихся, у которых отсутствует природная «чистота интонирования» и создает объективные условия для ее «выравнивания», формируя основу координационной системы между слухом и вокальным воспроизведением. Предлагаемая система вокальноинтонационного развития одинаково эффективна для учащихся с различным уровнем природных музыкальных данных и позволяет достигнуть стабильных результатов практически каждому учащемуся. Однако надо отметить, что скорость запоминания, идентификация и узнавание мелодических оборотов будет прямо пропорциональна индивидуальным способностям каждого обучающегося в отдельности. Методика освоения мелодических комплексов основана на повторении упражнений из урока в урок и последовательным обогащением их новыми мелодическими оборотами.
Подчеркнем, что в контексте данного исследования, моторика и повторность выполнения имеет основополагающее значение. Эффективность данного способа неоднократно отмечалась в учебно-методической литературе. Так, например, Уткин Б. И. в своем исследовании пишет о необходимости пропевания всех элементов «в необходимом количестве для выработки уверенных навыков, «безотказных» условных рефлек-сов»186. Аналогичного мнения придерживается и Теплов Б. М., который пишет о том, что «навыки - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе выполнения ее»187.
Полученные в процессе многолетней апробации результаты использования данной системы комплексного развития вокально-
186 Уткин Б. И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. М., 1985. С. 23.
187 Теплов Б. М. Психология. М., 1953. С. 202.
интонационных навыков на уроках сольфеджио позволяют сделать вывод о том, что предложенная методика является эффективным средством оптимизации учебного процесса.
Владение освоенными комплексами вокально-интонационных упражнений позволяет учащимся полноценно использовать певческие навыки и осознанно воспринимать теоретический материал. Постоянное интонирование на уроках разнообразных мелодических структур способствует расширению базы слуховых представлений и дает перспективу активного применения полученных навыков в различных видах музыкальной деятельности.