№ 1 (44), 2012 "Культурная жизнь Юга России"
Культура и образование
И. А. АГАЖАНОВА
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМА ВОЗРОЖДЕНИЯ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
Рассматривается семейное ансамблевое музицирование как средство социализации и сплочения семьи, одна из действенных форм художественно-эстетического развития детей.
Ключевые слова: система музыкального образования, семейное ансамблевое музицирование, учебно-методическая литература.
Семейное ансамблевое музицирование - художественно-эстетическое и социальное явление, в рамках которого может быть создана своего рода «альтернативная система» обучения, воспитания подрастающего поколения. Имея давние традиции, оно обеспечивало высокий уровень интеллектуального и эстетического развития в России XIX века. Данная форма совместной деятельности играла большую роль в становлении таланта музыкантов мирового масштаба - таких, как М. И. Глинка, С. В. Рахманинов, С. В. Прокофьев, А. Н. Скрябин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, дала идеи для таких произведений, как знаменитый «Детский альбом» Чайковского (написанный специально для любимых племянников).
Все дети многочисленной семьи Льва Толстого обучались игре на различных инструментах под руководством жены гениального писателя Софьи Андреевны. Старший их сын С. Л. Толстой стал профессиональным композитором, музыкальным этнографом, а в 10-20-е годы ХХ века профессором Московской консерватории. Подобные этим свидетельства о значимости семейного музыкального образования известны из биографии М. А. Булгакова, его воспоминания о домашних концертах нашли отражение в романе «Белая Гвардия».
Сейчас необходимо возрождать, распространять эту традицию, органично вписывая ее в музыкально-педагогическую работу учреждений дополнительного образования детей. Накопленный положительный опыт дает право считать, что эти учреждения были, есть и останутся в ряду важнейших общественных институтов, которые обеспечивают творческое сотрудничество ребенка, родителей и социума. Мощная база российского художественного воспитания «обусловила наличие научно-методологических, кадровых, методических, организационно-практических ресурсов для дальнейшего совершенствования стратегий включения нового поколения в пространство подлинной культуры, искусства» [1].
К сожалению, в последнее время у довольно большого числа учащихся ДМШ и ДШИ возникают психологические трудности в процессе обучения, в том числе и из-за низкого уровня музыкальных способностей, проблем с нервно-дви-
гательным аппаратом. Это зачастую препятствует возможности добиться полноценного исполнения сольной программы. Педагоги сталкиваются и с отсутствием у учащихся средних классов мотивации к продолжению обучения, а также к участию в концертно-фестивальной жизни учреждения, поскольку школьники чувствуют психологическое давление со стороны родителей (требование хороших результатов, порицания и наказания за низкую успеваемость), не получая какой-либо поддержки и помощи. Это сказывается на состоянии ребенка и его творческой деятельности, ведь «человек испытывает положительные эмоции, когда его ожидание находится в консонансе с результатами деятельности <...> однако отрицательных переживаний в жизни человека оказывается гораздо больше, чем положительных. При росте напряжения сверх оптимального уровня происходит падение работоспособности, что связано с появлением при перевозбуждении тормозных процессов и мышечных зажимов» [2].
Многолетний педагогический и административно-организационный опыт показал, что можно преодолеть сложности путем сближения художественно-эстетических, досуговых интересов учащихся и их родных с образовательными задачами учреждений дополнительного образования. Теоретический анализ соответствующих проблем в контексте истории становления и развития отечественного музыкального образования и воспитания привел нас к выводу о необходимости обратиться к традициям прошлых поколений.
Одной из устоявшихся форм в этом смысле является семейное музицирование, благодаря которому можно развить не только талант ребенка, но и музыкальные навыки родителей, восстановить творческую атмосферу в семье. Помимо художественных и исполнительских задач это решает целый комплекс проблем просвещения. Родители -инициаторы занятий музыкой, изобразительным искусством, устраивая детей в учреждения дополнительного образования, активно помогают им расти одаренными, талантливыми, успешными. Семья должна быть ведущим партнером школы, создавая вместе с педагогами атмосферу, способствующую открытию мира искусств. Ес-
"Культурная жизнь Юга России"
№ 1 (44), 2012
тественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, пение, особенная аура, которая создается во время занятий с близким, любимым человеком, - все это расширяет возможности приобщения к прекрасному.
Для распространения данных форм обучающей и исполнительской деятельности необходимо пересмотреть систему основных источников получения базовых музыкальных знаний. Для семейного музыкального образования нужна учебно-методическая база, в рамках которой была бы возможна передача фундаментальных теоретических знаний и практических исполнительских умений. Литература, используемая для обучения профессионально ориентированных учащихся и их родителей (не всегда имеющих фундаментальное музыкальное образование), должна отличаться целостностью, системностью, доступностью, логичностью, взаимосвязанностью теоретической / практической составляющих, межпредметными связями с традиционными для учреждения дополнительного образования дисциплинами. Примером может служить пособие российского музыканта и педагога Артема Петровича Агажа-нова.
А. П. Агажанов исследовал проблемы музыкального образования, в частности - воспитания и развития музыкального слуха. Основой его научно-методической работы стал опыт преподавания. Будучи профессором кафедры теории музыки Московской консерватории, он издал курс (сборник) музыкальных двухголосных диктантов, чему последовали его коллеги по секции сольфеджио: Т. Ф. Мюллер (трехголосные диктанты из музыкальной литературы), Н. И. Данилов (учебник сольфеджио для хорового училища), В. В. Хвостенко (сборники народных песен). Теоретико-аналитическая деятельность позволила А. П. Агажанову четко сформулировать принципы содержания полного «Курса сольфеджио». Особое влияние при написании этой работы оказали пособия В. В. Хвостенко, показывающие постепенное становление и развитие ладов в народном творчестве.
Признавая возможность построения первых занятий по сольфеджио на основе релятивной системы, т. е. системы «подвижного до», как принято в общеобразовательных школах ряда западноевропейских стран, А. П. Агажанов отстаивал абсолютную систему на всех, в том числе и начальной, стадиях развития музыкального слуха. По его мнению, использование этой системы в общеобразовательных школах как основной требовало широкой специальной подготовки учителей пения, а следовательно, перестройки в этом направлении программ по музыкальному образованию в педагогических училищах и обеспечения этих учреждений педагогами-методистами, способными осуществлять переход от релятивной системы к абсолютной и наоборот.
Учебно-методические пособия А. П. Агажа-нова - результат многолетнего опыта, воплощенный в последовательно разработанной системе, развивающей традиции московской школы (Н. Ладухина, А. Рубца, П. Драгомирова, В. Климова, И. Способина и В. Хвостенко). Они могут использоваться как для общего музыкального образования, так и для обучения будущих профессионалов - вокалистов, дирижеров, оркестрантов, концертмейстеров, пианистов. Основополагающим трудом является «Курс сольфеджио» в трех выпусках: «Диатоника»; «Хроматизм и модуляции»; «Двухголосие».
В «Диатонике» [3] дана оригинальная система слухового усвоения ступеней лада. Предлагается запомнить ряд мелодий (попевок), представляющих часть звукоряда гаммы от определенной ступени к тонике. При этом в центре слухового внимания закрепляется побочная ступень и ее соотношение с тоникой. Усвоив звучание, настроившись в определенной ладотональности, учащийся быстро и безошибочно находит требуемую ступень. В дальнейшем необходимость обращаться к попевкам отпадает.
В этом пособии, рассчитанном на три года обучения, важное место отведено изучению мет-роритма, поскольку одна из задач курса сольфеджио - добиться, чтобы обучаемые ощущали метрическую организацию произведения. Из четырех глав «Диатоники» первая посвящена изучению до мажора. Эта тональность, не имеющая ключевых знаков, по своему высотному положению не обладает никакими преимуществами, но позволяет легко объяснить строение лада; другие тональности учащиеся усваивают достаточно просто, так как соотношения и связи ступеней на новой высоте остаются прежними. Во второй главе рассматриваются виды минора: натуральный, гармонический и мелодический; третья посвящена изучению параллельно-переменных ладов (до мажор и ля минор) и различных форм взаимосвязи между параллельными мажором и минором. В четвертой главе даются тональности до трех знаков в ключе. В приложении помещены примеры для чтения с листа с сопровождением фортепиано и схемы гармонических последовательностей.
Основной массив сведений организован в форме отдельных уроков, включающих различные виды работ: пение упражнений (освоение ступеней лада и метроритмических трудностей), интонирование интервалов, аккордов, секвенций, сольфеджирование мелодий. Последнему, наиболее важному в курсе сольфеджио, следует уделять больше времени на уроке. Нотный материал представляет собой специальные упражнения и мелодии, сочиненные автором. Их цель - тренировка на преодоление интонационных или метроритмических трудностей. Сольфеджируя мелодии народных песен и отрывки из музыкальной литературы, учащийся должен применить освоенные
№ 1 (44), 2012
жизнь Юга России"
навыки. Тональности расположены по квинтовому кругу до трех знаков в ключе. Практика показывает, что если они тщательно изучены, в остальных учащиеся ориентируются свободно.
Во втором выпуске пособия, тоже посвященном одноголосному сольфеджио и развитию мелодического слуха учащихся, дается установка на то, что каждый предлагаемый пример надо всесторонне проанализировать, осмыслить, и только потом приступать к сольфеджированию. Эта часть курса включает в себя пять глав [4]. Первая -изучение разновидностей мажора и минора; во второй введены альтерированные звуки, прилегающие к основным ступеням мажора и минора; в третьей дается хроматизм в виде проходящих и вспомогательных звуков, сопряженных с основными ступенями лада; четвертая и пятая посвящены модуляциям (в тональности первой степени родства и в тональности более далеких степеней родства). Пятая глава завершается энгармоническими модуляциями. Отдельной темы «Отклонения» в данном пособии нет: они понимаются как разновидность модуляции (педагогу следует обратить на это внимание учащихся, которые при сольфеджировании должны проанализировать пример и ясно представить себе все особенности отклонения).
Основной нотный материал в упражнениях (сольфеджирование) составляют мелодии, сочиненные автором пособия, но для иллюстрирования отдельных тем включено небольшое количество примеров из музыкальной литературы. Тональности расположены концентрически: от до-мажорной тональности вверх и вниз по полутонам (при сольфеджировании это наиболее удобно и дает возможность гибко использовать певческий диапазон учащихся). В каждый урок введены упражнения, построенные на гаммах, интервалах и аккордах (как подготовительный материал, который можно варьировать в зависимости от общего объема заданий по другим разделам курса).
Наряду с изучением одноголосного сольфеджио следует параллельно заниматься и двухго-лосием по программной литературе: если двухголосный пример брать случайно, без связи с определенной темой в одноголосии, упражнение не достигнет цели. Ансамблевому пению на уроках сольфеджио посвящен третий выпуск курса, где музыкальный материал построен так, что все разделы тесно взаимосвязаны с предыдущими. Каждая из глав представляет собой координированный музыкальный материал; предполагается, что он должен быть использован одновременно
с одноголосием [5]. В этой части нет специально интонируемых (построенных на гаммах, аккордах, секвенциях и пр.) упражнений - это подготовлено на материале соответствующих разделов первых двух выпусков пособия. Тренировочные музыкальные тексты написаны А. П. Агажано-вым с учетом задач, отраженных в заголовках уроков.
Третий выпуск пособия (двухчастный) предназначен для изучения диатоники (часть I), хроматизма и модуляции (часть II). После каждой главы для чтения с листа даются примеры из музыкальной литературы, простые и повышенной сложности. Приведены диатонические мелодии с простыми отклонениями и переходами в параллельный мажор и минор; постепенно вводятся более трудные ритмы; во II части - мелодии с более разработанными модуляциями, явлениями хроматизма и усложнением метроритма.
Воспитание слуха молодых музыкантов -сложный процесс, требующий от педагогов высокой профессиональной подготовки, знания методики предмета, любви к делу. Задачам курса сольфеджио - привить навыки восприятия различных ступеней лада, перехода из одной тональности в другие, близкие или далекие по родству, навыки четкого слышания ритма, особенно двух ритмических линий, и координации всех этих явлений - по нашему мнению, вполне отвечает учебно-методический комплекс, подготовленный А. П. Агажановым. По своим развивающим и образовательным результатам его разработки значительно превосходят другие ныне существующие. Это подтверждается рядом педагогических экспериментов, осуществленных нами в рамках программы реализации системы семейного музыкального образования и возрождения традиций семейного музицирования, а также на занятиях в Детской музыкальной школе им. К. Н. Игумнова.
Литература
1. Комарова Л. Н. Социокультурная деятельность в дополнительном образовании: проблемы, поиски, перспективы. М., 2009. С. 3.
2. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 2006. С. 258, 263.
3. Агажанов А. П. Курс сольфеджио: вып. 1 (Диатоника). М., 1974.
4. Агажанов А. П. Курс сольфеджио: вып. 2 (Хроматизм и модуляция). М., 1973.
5. Агажанов А. П. Курс сольфеджио: вып. 3 (Двухголосие: диатоника, хроматика и модуляция). М., 1985.
i. a. agazhanova. the institutions of additional education and the problem of revival of family ensemble performance traditions
Family ensemble performance is considered as a means of family socialization and cohesion and as one of the effective forms of artistic and aesthetic development of children. Key words: system of music education, family ensemble performance, courseware.