Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ЖЕНСКОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА МУСЫ АХМАДОВА «НОЧЬ В ПУСТОМ ДОМЕ»)'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ЖЕНСКОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА МУСЫ АХМАДОВА «НОЧЬ В ПУСТОМ ДОМЕ») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
женский образ / женский характер / рассказ / концепция / социальный статус / female image / female character / story / concept / social status

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — С.И. Инаркаева, Э.Р. Багаева

В статье рассмотрены вопросы, связанные с созданием концепции женского образа и характера в современной чеченской литературе. Особое значение придается изменившимся социальным условиям, в которых чеченская женщина переживает моменты эволюции и эмансипации. Материал статьи выстроен на анализе рассказа современного чеченского писателя «Ночь в пустом доме», благодаря чему авторы приходят к выводу, что приоритетной установкой в создании женского образа в современной чеченской литературе становится его духовное начало, выдержанное в духе вековых морально-нравственных ценностей чеченского народа. В современной чеченской литературе немало создано женских образов, по силе своего художественного звучания не уступающих образцам мировой литературы. И что характерно: каждый автор выдвигает свою концепцию формирования женского образа, в целом – гендерной структуры произведения. В работе отмечается то, что в последние десятилетия мир сильно изменился, а вместе с ним – и социальная система, структурно и качественно модифицировались социальные роли мужчины и женщины. Женщины все больше стали занимать позиции, которые раньше считались абсолютно мужскими, женщина – раньше робкая и неуверенная в себе – несет на себе (вольно или невольно) в современном обществе ответственность, которая раньше была прерогативой мужчины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING A TRADITIONAL FEMALE CHARACTER IN MODERN CHECHEN LITERATURE (BASED ON THE STORY OF MUSA AKHMADOV “NIGHT IN AN EMPTY HOUSE”)

The article deals with issues related to creation of a concept of a female image and character in modern Chechen literature. Particular importance is attached to the changed social conditions, in which a Chechen woman is experiencing moments of evolution and emancipation. The material of the article is based on the analysis of the story of a modern Chechen writer “Night in an Empty House”, thanks to which the authors come to the conclusion that the priority setting in creating a female image in modern Chechen literature is its spiritual principle, sustained in the spirit of old moral and ethical values of the Chechen people. In modern Chechen literature, women are no less talked about and there are a lot of female images built in it, which are not inferior to the samples of world literature in the strength of their artistic sound. Each author puts forward his own concept of the formation of a female image, in general, the gender structure of the work. The researchers mention that in recent decades, the world has changed a lot. The social system has also changed, the social roles of men and women have changed structurally and qualitatively. Women in society increasingly began to take positions that were previously considered absolutely masculine, a woman – previously timid and insecure – began to bear (willingly or unwittingly) the burden of responsibility that was previously borne exclusively by a man.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ЖЕНСКОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА МУСЫ АХМАДОВА «НОЧЬ В ПУСТОМ ДОМЕ»)»

Ху Чжмюань, правильно должно быть Ху юань

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (91) 2021

3. Vinogradov V. V. Osnovnye tipy leksicheskih znachenij slova. Voprosy yazykoznaniya. 1953; № 5.

4. Galkina-Fedoruk V.M. Sovremennyjrusskijyazyk. Leksikologiya. Moskva, 1954.

5. Neelov A.A. Mnogoznachnost i omonimiya nekotoryh anglijskih suschestvitel'nyh. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Leningrad, 1953.

6. Ozhegov S.I. Voprosy leksikologii i leksikografii. Trudy instituta yazykoznaniya iliteratury AN Latvijskoj SSR. 1974; T. II.

7. Wesgerber L. Die vier Stufen der Erforschung der Sprachen. Dusseldorf, 1963.

Статья поступила в редакцию 17.11.21

УДК 82

Inarkaeva S.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Literature and its Methods of Teaching, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), Е-mail: inarсaeva67@mail.ru

Bagaeva E.R., undergraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), Е-mail: inarсaeva67@mail.ru

FEATURES OF FORMING A TRADITIONAL FEMALE CHARACTER IN MODERN CHECHEN LITERATURE (BASED ON THE STORY OF MUSA AKHMADOV "NIGHT IN AN EMPTY HOUSE"). The article deals with issues related to creation of a concept of a female image and character in modern Chechen literature. Particular importance is attached to the changed social conditions, in which a Chechen woman is experiencing moments of evolution and emancipation. The material of the article is based on the analysis of the story of a modern Chechen writer "Night in an Empty House", thanks to which the authors come to the conclusion that the priority setting in creating a female image in modern Chechen literature is its spiritual principle, sustained in the spirit of old moral and ethical values of the Chechen people. In modern Chechen literature, women are no less talked about and there are a lot of female images built in it, which are not inferior to the samples of world literature in the strength of their artistic sound. Each author puts forward his own concept of the formation of a female image, in general, the gender structure of the work. The researchers mention that in recent decades, the world has changed a lot. The social system has also changed, the social roles of men and women have changed structurally and qualitatively. Women in society increasingly began to take positions that were previously considered absolutely masculine, a woman - previously timid and insecure - began to bear (willingly or unwittingly) the burden of responsibility that was previously borne exclusively by a man.

Key words: female image, female character, story, concept, social status.

С.И. Инаркаева, канд. филол. наук, доц., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Е-mail: inarсaeva67@mail.ru

Э.Р. Багаееа. магистрант, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Е-mail: inarсaeva67@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО

ЖЕНСКОГО ХАРАКТЕРА В СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА МУСЫ АХМАДОВА «НОЧЬ В ПУСТОМ ДОМЕ»)

В статье рассмотрены вопросы, связанные с созданием концепции женского образа и характера в современной чеченской литературе. Особое значение придается изменившимся социальным условиям, в которых чеченская женщина переживает моменты эволюции и эмансипации. Материал статьи выстроен на анализе рассказа современного чеченского писателя «Ночь в пустом доме», благодаря чему авторы приходят к выводу, что приоритетной установкой в создании женского образа в современной чеченской литературе становится его духовное начало, выдержанное в духе вековых морально-нравственных ценностей чеченского народа. В современной чеченской литературе немало создано женских образов, по силе своего художественного звучания не уступающих образцам мировой литературы. И что характерно: каждый автор выдвигает свою концепцию формирования женского образа, в целом - гендерной структуры произведения. В работе отмечается то, что в последние десятилетия мир сильно изменился, а вместе с ним - и социальная система, структурно и качественно модифицировались социальные роли мужчины и женщины. Женщины все больше стали занимать позиции, которые раньше считались абсолютно мужскими, женщина - раньше робкая и неуверенная в себе - несет на себе (вольно или невольно) в современном обществе ответственность, которая раньше была прерогативой мужчины.

Ключевые слова: женский образ, женский характер, рассказ, концепция, социальный статус.

С момента своего возникновения и развития чеченская литература ставит множество проблем и вопросов, связанных со статусом женщины в чеченском обществе. В разные периоды, пока шло поступательное движение национального литературного процесса, женская тема развивалась с космической прогрессией, формируя широкую и разноаспектную традицию.

Актуальность темы определяется малоисследованностью особенностей формирования традиционного женского характера в современной чеченской литературе.

Цель исследования - выявить особенности формирования традиционного женского характера в современной чеченской литературе на материале рассказа Мусы Ахмадова «Ночь в пустом доме».

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач: дать характеристику героев данного рассказа, определить место женских образов в современной чеченской литературе.

В творчестве известных чеченских писателей «женский вопрос» решался с позиции произошедших в обществе исторических перемен: установившаяся в двадцатые годы прошлого века на всей территории Чечни советская власть внесла в жизнь горянки свои изменения. Чеченская женщина впервые оказалась в ситуации, когда на нее возложили ответственность не только за хранение семейного очага, но и еще включили в активную общественно значимую деятельность [1-5].

Однако «положение женщины в семье и обществе, уровень ее свободы и границы возможностей определяются не только набором гражданских и политических прав и свобод, но и религией, которая на протяжении многих веков определяла содержание норм права и морали, характер соблюдения этнических традиций» [2, с. 4].

Нельзя сказать, что эмансипация чеченской женщины происходила в национальном обществе гармонично и безболезненно. Наоборот, вовлечение горянки в общественную жизнь, образование, культуру происходило в трагической «схватке» старого и нового миров, столкновении устоявшихся веками традиций, крепко державших женщину в семье, у домашнего очага, и народившихся новых обстоятельств, заставлявших ее «примерить» на себя новые роли, быть на виду.

«Женский вопрос» стал ключевым в национальной чеченской литературе сразу - с момента его зарождения. Подтверждением тому является роман Саида Бадуева «Петимат», появившийся на свет в первое десятилетие существования чеченской литературы. С тех пор тема женской судьбы, женской доли, ведущей роли женщины в чеченском обществе эволюционировала и заняла свое лидирующее положение среди остальных тем в литературе.

В современной чеченской литературе создано немало женских образов, по силе своего художественного звучания не уступающих образцам мировой литературы. Характерным является тот факт, что каждый автор выдвигает свою концепцию формирования женского образа, в целом - гендерной структуры произведения. Вместе с тем важно отметить, что в последние десятилетия мир, в котором мы живем, сильно изменился, что привело к изменению социальных ролей мужчины и женщины: если поставить на чашу весов социальные статусы мужчины и женщины, то они заметно качнулись в сторону женщины.

О причинах такого положения дел можно говорить много и долго. Можно попытаться объяснить, почему так получилось, «порадоваться» за женщину, в современных условиях получившую статус сильного и независимого члена общества. Она оказалась способной абсолютно самостоятельно держать ответ за все, что имеет отношение к семье: кормить, содержать, благоустраивать быт, растить детей, заботиться об их физическом и моральном здоровье, образовании и культуре.

В семьях, где существует такой расклад, роль мужчины, как правило, оказывается размытой и не имеющей решающего значения и (что самое печальное здесь) былого авторитета. Современная чеченская женщина оказалась на переднем плане общественной жизни, она стала занимать активную позицию в обществе, в образовательной и медицинской сфере, делать профессиональную карьеру, заниматься наукой, налаживать широкие торгово-экономические отношения, разъезжать по странам мира, вести бизнес. Женщина во всех смыслах стала важным звеном экономической и духовно-нравственной жизни современного чеченского общества.

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 6 (91) 2021

Чеченская литература, всегда пристально всматривающаяся в окружающую ее действительность, безусловно, обращает внимание на все нюансы современной действительности, видит изменения, происходящие в обществе, в жизни людей, осознает, что и женщина движется в новом русле жизни, в котором национальный мир обретает другие очертания и другие признаки. Здесь важно понять, какие задачи ставят перед собой чеченские писатели, когда создают концепцию женского образа в своих произведениях, что для них приоритетно, какие концептуально важные позиции в литературном тексте они отдают женщине, женскому характеру.

Отвечая на все эти принципиально важные вопросы, необходимо отметить (опыт наблюдений и исследований дает такое право), что для современных писателей, как и для писателей ушедших десятилетий, важно духовное начало в женском образе, его ментально значимые в контексте национальных традиций и обычаев характеристики. Женский характер чеченскими писателями создается с позиции национальных интересов: как бы не менялась внешняя окраска жизни, несмотря на все сложные обстоятельства жизни, в которых непосредственно участвует женщина, обществу важно, чтобы она сохраняла в себе традиционные духовные начала, которые всегда имели в чеченском обществе стратегические посылы.

Уникальную концепцию женского образа представил в своем творчестве современный чеченский писатель Муса Ахмадов. Ахмадовская концепция женского характера с момента первых крупных публикаций его произведений обращала на себя особое внимание. Еще в своих ранних рассказах, тематически объединенных в сборник «Ночь в пустом доме», писатель создал яркую галерею женских образов. Практически все рассказы, вошедшие в этот сборник, отмечены созданием неповторимых в своей уникальности различных типов женских характеров, ментально вызревавших в национальном мире чеченского общества.

События в рассказе «Ночь в пустом доме» разворачиваются вокруг молодых людей - Эдалаи и Жарадат, которые оказались вовлеченными в обычную любовную коллизию. Они только окончили школу, строят планы на будущее, хотят пожениться и не видят никаких преград, которые могли бы помешать им. Однако в мире чеченских семей все оказывается гораздо сложнее, чем могли себе представить герои рассказа.

В банальную любовную историю молодых людей вторгается прошлое их семей. Не имея ничего против молодого человека, родители девушки категорически отказывают ей выйти за него замуж. Зловещие тайны из прошлого обрушивают планы молодых, их счастье разбито, еще не окрепшие и не знающие настоящих сложностей жизни, они оказываются перед лицом неоднозначной реальности.

Узнав правду о прошлых деяниях своего дяди, ставших причиной гибели родственника его любимой девушки, Эдал покидает родной край. Сначала уходит в армию, а после окончания службы в армии поступает учиться в институт подальше от родного дома, пропадает на многие годы. Автор не дает прямых сведений, в чем именно был повинен его дядя, какие поступки он совершил. Однако читатель может догадаться, что речь идет о годах сталинских репрессий, и что он был одним из тех, кто участвовал в них, писал доносы. И это стало, спустя много десятилетий, непреодолимой преградой на пути к счастью молодых.

Рассказ Мусы Ахмадова «Ночь в пустом доме», как было сказано выше, примечателен созданием уникальных женских образов: они отмечены особенной грустью и авторским сочувствием, несмотря на то, что писатель скупится на широкие портретные характеристики, фиксируя читательское внимание больше на деталях, способных раскрыть наиболее значимые черты характеров его героинь.

Образ Жухират, матери Жарадат, больше теснится в тени мужа - Мады. Запрещая дочери встречаться с Эдалом, она в первую очередь следовала воле

Библиографический список

мужа, его строгим указаниям, переступить через которые для нее означает нарушить миропорядок их дома. Жухират способна понять дочь, она сочувствует ей, в ней нет злобы в отношении ее молодого человека, но есть человеческая ситуация, устоявшаяся система правил поведения женщин в национальной семье [1, с. 321].

Добросердечная и мудрая Жухират является в рассказе Ахмадова носительницей типических черт женского характера, больше присущих старшему поколению чеченских женщин, воспитанных в строгих национальных традициях.

Образ Совдат, матери Эдала, автором создан с не меньшей любовью и состраданием, чем образ Жухират. Физический труд, душевная боль сломили ее очень рано. Она умирает, не дождавшись Эдала из армии. Совдат, пока это было возможно, скрывала от сына правду о его дяде, причастного к гибели многих аульчан. Она понимала, что ее сыну будет тяжело жить без людского уважения, страдала, что над ее ни в чем не повинном сыне повис груз тяжких деяний родственника, ставшего проклятием семьи.

Наиболее ярким и притягательным в рассказе стал образ Жарадат. В его создании автор проявляет особую творческую активность. В начале рассказа Жарадат - взрослая женщина, мать, жена, а в ретроспективном показе она возникает как веселый, беспечный ребенок, окруженный любовью, заботой родных; в момент взросления Жарадат наполнена жизнью, радостью счастливого ожидания, перспективой будущего. Однако в целом в своей жизненной коллизии девушка повторит судьбу матери и многих других чеченских женщин.

Став жертвой обстоятельств, Жарадат отказалась от любви и подчинила себя родительской воли. Ее жизнь сложилась: у нее есть муж, она с ним приезжает в село, чтобы навестить родителей на кладбище, но вопрос о женском счастье остается открытым.

Научная новизна исследования определяется тем, что в статье впервые предпринимается попытка специального исследования особенностей формирования традиционного женского характера в современной чеченской литературе на материале рассказа Мусы Ахмадова «Ночь в пустом доме».

Теоретическая значимость статьи определяется её вкладом в теорию чеченской литературы, в исследование женского образа и женского характера в современной чеченской литературе.

Практическая ценность заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы в преподавании чеченской литературы, а также литературы народов Северного Кавказа.

Таким образом, мы пришли к следующему выводу: писатель Муса Ахмадов в своем рассказе создал целый ряд женских образов, отвечающих его художественному мировидению, укладывающихся в общую концепцию решения «женского вопроса» в национальной литературе. Жарадат, Жухират, Совдат -героини, представляющие разные поколения. Жарадат в начале рассказа - совсем юная девушка, а в финальной его части - взрослая зрелая женщина, рано познавшая горе и страдание. Жухират, мать Жарадат, и Совдат, мать Эдала, являются в рассказе олицетворением женской мудрости, терпения, жертвенности. Своим примером они указывают на предопределенность женской судьбы чеченки-горянки, на ее подчиненность (ментально) древним традициям чеченцев.

В творчестве современного чеченского писателя Мусы Ахмадова концепция женской личности находит свое уникальное решение и развитие в первую очередь с позиции его разностороннего писательского таланта и художественного мировидения, в контексте его общечеловеческих представлений о счастье, добре и справедливости и в рамках веками сложившихся обычаев и традиций чеченцев.

1. Ахмадов М.М. Деревянные куклы. Избранное: в 2 т. 2010; Т. 1.

2. Лысенко О.Е. Эмансипация женщин в исламском культурном пространстве Северного Кавказа. Ставрополь, 2009.

3. Инаркаева С.И., Джамбекова Т.Б. Нравственно-философский дискурс рассказа Мусы Ахмадова «Деревянные куклы». Мир науки, культуры, образования. 2021; № 4 (89): 478 - 480.

4. Инаркаева С.И. Концепция счастья в лирике Умара Яричева. Известия Чеченского государственного педагогического института. 2020; Т. 27, № 1 (29): 34 - 38.

5. Джамбекова Т.Б., Инаркаева С.И. Театр и театральные деятели: к вопросу формирования и развития чеченского театра. Lingua-universum. 2019; № 3: 55 - 58.

References

1. Ahmadov M.M. Derevyannye kukly. Izbrannoe: v 2 t. 2010; T. 1.

2. Lysenko O.E. 'Emansipaciya zhenschin v islamskom kul'iurnom prostranstve Severnogo Kavkaza. Stavropol', 2009.

3. Inarkaeva S.I., Dzhambekova T.B. Nravstvenno-filosofskij diskurs rasskaza Musy Ahmadova "Derevyannye kukly". Mirnauki, kuliury, obrazovaniya. 2021; № 4 (89): 478 - 480.

4. Inarkaeva S.I. Koncepciya schast'ya v lirike Umara Yaricheva. Izvesiiya Chechenskogo gosudarsivennogopedagogicheskogo insiiiuia. 2020; T. 27, № 1 (29): 34 - 38.

5. Dzhambekova T.B., Inarkaeva S.I. Teatr i teatral'nye deyateli: k voprosu formirovaniya i razvitiya chechenskogo teatra. Lingua-universum. 2019; № 3: 55 - 58.

Статья поступила в редакцию 17.11.21

УДК 81'22

Kazharova M.A., posigraduaie, Miliary Universiiy n.a. Prince Alexander Nevsky of ihe Minisiry of Defense of he Russian Federation (Moscow, Russia); senior ieacher, Financial Universiiy under ihe Governmeni of ihe Russian Federation (Moscow, Russia) E-mail: ma0795@mail.ru

SPECIALIZED LEXICOGRAPHY AND SPECIALIZED LANGUAGES: THEORETICAL BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF SPECIALIZED DICTIONARIES.

The article considers concepts of "specialized lexicography" and "specialized languages", defines the essential content of these concepts, their similarities and their differences. The researcher investigates these two phenomena and talks about possible application of results of the work, for example, when developing active spe-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.