Научная статья на тему 'Особенности формирования теневых экономических отношений в инвестиционно-строительном комплексе'

Особенности формирования теневых экономических отношений в инвестиционно-строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАБЛЮДАЕМАЯ ЭКОНОМИКА / ТЕНЕВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛАТЕНТНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТЕНЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фесина Елена Леонидовна, Миронов Данил Германович

Неэффективное разрешение объективных противоречий между участниками экономической деятельности является одной из причин развития ненаблюдаемой экономики и формирования теневых моделей поведения в инвестиционно-строительном комплексе. Этому способствуют не совершенство законодательной базы, высокий уровень бюрократизации и коррумпированность субъектов рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Shady Economic Relations in Investment-Building Complex

Modern relations of state interests and economic agents are the result of development of latent processes in investment-building complex. Formation of shady economic relations is revealed in the variety of their forms, mobility and contradictions. Building organizations use state regulation with the help of certain political groups, which lobby their interests. At the same time, they compete severely when state decisions result in concealed profit.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования теневых экономических отношений в инвестиционно-строительном комплексе»

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

УДК 330.115

Особенности формирования теневых экономических отношений в инвестиционно-строительном комплексе

Фесина Е.Л.

Кандидат экономических наук,

доцент кафедры статистики, эконометрики и естествознания Казанского (Приволжского) федерального университета

Миронов Д.Г.

Студент кафедры статистики, эконометрики и естествознания Казанского (Приволжского) федерального университета

Неэффективное разрешение объективных противоречий между участниками экономической деятельности является одной из причин развития ненаблюдаемой экономики и формирования теневых моделей поведения в инвестиционно-строительном комплексе. Этому способствуют несовершенство законодательной базы, высокий уровень бюрократизации и коррумпированность субъектов рынка.

Ключевые слова: ненаблюдаемая экономика, теневые экономические отношения, латентные процессы, теневое поведение.

Инвестиционно-строительный комплекс переживает сложный по социально-экономическим последствиям период трансформации. Ему свойственны высокие социальные потери, рост криминализации общественных отношений и, как следствие этого, развитие ненаблюдаемой экономики. Инвестиционно-строительная деятельность как процесс, направленный на обеспечение устойчивого экономического развития, отличается не только высокой капиталоемкостью, продолжительностью сроков строительства, уникальным характером вводимых объектов, но и высокой степенью неопределенности конечного результата, обусловленной необходимостью вовлечения в процесс большого количества экономических агентов с интересами противоречивого характера. Несвоевременное или неэффективное разрешение объективных противоречий между участниками инвестиционно-строительной деятельности является одной из причин активного развития теневых экономических отношений и связей. Это проявляется в том, что практически ни одна из подрядных строительных организаций, по-84

лучающих сверхприбыль, например, на объектах элитного домостроения, не инвестирует в предприятия строительной индустрии, предпочитая работать с дорогостоящими импортными строительными материалами, машинами и механизмами. В этом случае заказчик платит за все строительные услуги, но до определенного предела насыщения рынка. Режим ценовой конкуренции смещает приоритеты строительной деятельности в направлении использования ресурсоемких технологий, диверсификации деятельности, реализации высокоэффективных методов согласования экономических интересов.

К объективным предпосылкам возникновения и развития теневых экономических отношений в инвестиционно-строительном комплексе следует отнести как различия в экономических интересах строительных организаций и фирм, так и ограниченность ресурсов для проведения строительно-монтажных работ, что приводит к привлечению зарубежных инвестиций и формированию теневых моделей поведения хозяйствующих субъектов. Анализ каналов привлечения иностранных инвестиций показывает,

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

что значительная их часть поступает в виде торговых кредитов и портфельных инвестиций. При этом многие зарубежные инвесторы решают далеко не производственные задачи развития инвестиционностроительного комплекса. Строительные фирмы часто отказываются от ведения предпринимательской деятельности и перекладывают проблемы собственного бизнеса на зарубежного инвестора. Однако массовый контроль за инвестиционным оживлением со стороны зарубежных корпораций не обеспечивает устойчивой рост строительного производства и приводит к теневой экономической деятельности.

Этому процессу способствуют отсутствие в ряде случаев государственных, региональных и корпоративных инвестиционно-строительных стратегий и программ, несовершенство законодательной базы, высокий уровень бюрократизации и коррумпированности экономических отношений и связей.

Существенной причиной развития ненаблюдаемой экономики в инвестиционно-строительном комплексе является боязнь подрядчиков испортить отношения с местными властями и налоговыми органами, что может привести не только к прекращению получения муниципальных заказов, но и прямому разорению подрядчиков. Как правило, несогласование интересов участников инвестиционно-строительной деятельности сопровождается проведением со стороны налоговых органов неоднократных проверок «провинившихся» подрядчиков.

Интернет-опрос руководителей строительных фирм Республики Татарстан, проведенный в 1 квартале 2013 г., показал, что развитие теневых отношений и связей в инвестиционно-строительном комплексе обусловлено следующими причинами:

- уклонение от уплаты налогов с помощью «затратного» («субподрядного», «льготного») механизма;

- увеличение объемов сокрытия строительномонтажных работ, в том числе ремонтных работ, выполняемых по прямым договорам между строительными фирмами и населением;

- повышение «взяткоемкости» подрядного рынка;

- увеличение процедур и инстанций согласования проектно-сметной документации, а также затрат на оформление разрешений и допусков [5].

В Республике Татарстан затраты на ускорение предпроектной и проектной стадий, получение разрешений и согласований превышают 5 % сметной стоимости строительства на крупных объектах и 10 % на средних и мелких объектах. Следуя логике инвестиционно-строительного цикла, незавершенное строительство может выступать в форме разрешений или проектно-сметной документации. В условиях директивной экономики предпроектной стадии как стадии разработки идеи и предварительного технико-экономического обоснования не существовало, что объективно исключало эту часть нематериальных активов из рассмотрения. В усло-

виях рыночной экономики нематериальными активами не обладают лишь самовольные постройки, не прошедшие обязательной стадии предпректных согласований, стадии проектирования и утверждения проекта. В Республике Татарстан доля нематериальных активов в объеме незавершенного строительства достаточно велика и составляет в среднем от 15 % до 29 %, а в крупных городах - от 25 % до 30 %. По результатам единовременного обследования объектов жилищного строительства, проведенного ОАО «Регион» в IV квартале 2012 г., стало известно, что количество нереализованных разрешений, выданных на 1 января 2011 г. составило 23 %, а на 1 января 2013 г. - более 25 % [6].

Интернет-опрос руководителей строительных фирм Республики Татарстан также показал, что для участников инвестиционно-строительной деятельности наиболее предпочтительными являются эмиссионные методы инвестирования. В то же время практика выплат, определяющая содержание долгосрочных интересов инвестора, такова, что приобретение акций строительных фирм не исключает последующее проведение спекуляций на фондовом рынке.

Достаточно распространенной формой развития теневых отношений в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан является инвестиционное мошенничество. По оценкам экспертов, оно приносит самый большой доход среди всех видов теневого бизнеса [3]. Инвестиционное мошенничество базируется на организации и внедрении инвестиционных проектов, которые осуществляются за счет собственных или заемных средств с высоким уровнем риска. Инвестиционное мошенничество может осуществляться в отношении инвестора с целью выманивания у него денег, или когда сам мошенник выступает в роли инвестора для получения «ноу-хау», а также в случаях, когда необходимо поставить участника инвестиционного проекта в кабальную зависимость в целях минимизации его преимуществ.

Для отражения реально происходящих процессов, протекающих в инвестиционно-строительном комплексе, Росстат ежемесячно проводит «досчеты» по основным стоимостным показателям строительного производства, а также осуществляет работу по определению параметров неформальной экономики. Анализ развития производительных сил, состояния рыночной конъюнктуры, динамики объемов производства и капитальных вложений опирается в основном на систематизированную базу бухгалтерской и статистической отчетности. Для отслеживания теневых экономических отношений в инвестиционно-строительном комплексе такие возможности, как правило, отсутствуют, поскольку сами эти отношения оказывают влияние на количественные параметры производства, распределения и потребления. С другой стороны, разнообразная информация, отражающая финансово-хозяйствен-

85

Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 2

Экономика

ную деятельность субъектов рынка (например, сведения о доле подрядных контрактов, полученных через тендеры, уровне рентабельности, заложенном в договорных ценах или размере экономических санкций, предусмотренных в контрактах при их неисполнении или задержке) не позволяет выявить тенденции развития теневых экономических отношений и связей, складывающихся в инвестиционно-строительном комплексе. Она не отражает прозрачность проводимых торгов и переговоров с точки зрения соответствия заложенной в договорной цене рентабельности, а также причину ее возможного отклонения от установленного уровня. Экономические санкции, зафиксированные в контрактах, также могут оказаться фиктивными, поскольку заказчики и подрядчики их могут не предъявлять. В условиях, когда в инвестиционно-строительном комплексе значительная часть общественных потребностей удовлетворяется подрядными организациями негосударственной формы собственности, модели теневых взаимоотношений во многом предопределяются субъективными факторами, экономическими интересами и мотивами поведения руководителей строительных организаций.

Исследуя область социальных и экономических интересов инвесторов, а также предпочтений, навыков и норм экономического поведения строительных организаций, можно выявить причины возникновения и развития ненаблюдаемой хозяйственной деятельности в инвестиционно-строительном комплексе. Известно, что неплатежи оказывают негативное влияние на экономические отношения подрядных организаций. Однако в ряде случаев их руководители перечисляют крупные суммы денежных средств для оплаты своего участия в формально проводимых обучающих семинарах, предпочитая отвлекать крупные финансовые ресурсы от неотложных платежей по заработной плате своим работникам.

Характер сложившихся теневых экономических отношений и связей в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан наиболее полно может быть раскрыт при изучении следующих аспектов финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций: способов получения

заказов и характера договоров (контрактов), заключаемых заказчиками и строительными организациями; особенностей формирования договорных цен, форм и практики текущих расчетов; анализа динамики издержек производства, уровня рентабельности и механизмов получения прибыли.

В целях противодействия развитию ненаблюдаемой экономики в инвестиционно-строительном комплексе Республики Татарстан необходимо проведение следующих мероприятий: укрепить роль государственной власти и повысить доверие к ее институтам; совершенствовать механизм выработки решений и формирования экономической политики; выработать механизм согласования интересов государства и предпринимателей, устранив чрезмерную регламентацию предпринимательской деятельности; упорядочить бюджетное финансирование проектов и строек за счет средств Федеральной инвестиционной программы; ввести действенный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств; ограничить сферу криминального налично-денежного обращения; предпринять меры по нейтрализации коррупции.

В настоящее время отсутствуют апробированные методики по выявлению ненаблюдаемой экономической деятельности в инвестиционно-строительном комплексе, что актуализирует проведение дальнейших исследований в этом направлении.

Литература:

1. Безопасность России. Экономическая безопасность: вопросы реализации государственной стратегии. - М.: МГФ «Знание», 2005. - 68 с.

2. Волконский В.А. Институциональные проблемы российских реформ. - М.: Диалог, 2008. - 24 с.

3. Годинов Н.В. Энциклопедия противодействия организованной преступности. - М.: Наука, 2010. - 110 с.

4. Лисин В.С. Институциональные аспекты экономических реформ в России. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 95 с.

5. http: // www.mvdinform.ru

6. http: // www.opec.ru

Formation of Shady Economic Relations in Investment-Building Complex

E.L. Fesina, D.G. Mironov Kazan (Volga Region) Federal University

Modern relations of state interests and economic agents are the result of development of latent processes in investment-building complex. Formation of shady economic relations is revealed in the variety of their forms, mobility and contradictions. Building organizations use state regulation with the help of certain political groups, which lobby their interests. At the same time, they compete severely when state decisions result in concealed profit.

Key words: non-observed economy, shady economic relations, latent processes, shady behavior.

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.