5. Минасов А.С. Становление и развитие органов милиции и уголовного розыска Карачаево-Черкесии (1920—1928 гг.). Дисс. ...канд. ист. наук. — Краснодар, 2002.
6. ГАРФ. Ф. Р-393. — Оп. 37. — Д. 79.
7. ГАКЧР. Ф. Р-4. — Оп. 2. — Д. 14.
8. ЦГА РД. Ф. Р-3. — Оп. 1. — Д. 52.
9. ЦГА РД. Ф. Р-41. — Оп. 10. — Д. 3.
10. ГАКЧР. Ф. Р-4. — Оп. 2. — Д. 18.
11. ГАКК. Ф. Р-791. — Оп. 1. — Д. 6.
12. СУ РСФФСР. — 1923. — № 1.
13. ГАРФ. Ф. Р-393. — Оп. 38. — Д. 11.
14. ГАРФ. Ф. Р-393. — Оп. 52. — Д. 1.
15. Еженедельник Советской юстиции. — 1923. — №51—52.
16. ГАКК. Ф.Р-699. —Оп. 1. — Д. 20.
17. Сборник приказов начальника ЦАУ НКВД. — 1925. — № 4.
18. ЦДНИКК. Ф.1. — Оп. 1. — Д. 323.
19. Минасов А.В. Указ. соч.
20. ГАРФ. Ф. Р-393. — Оп. 66. — Д. 40.
21. ГАКК. Ф. Р-383. — Оп. 1. — Д. 76.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО КОНТИНГЕНТА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ (НА ПРИМЕРЕ БАССР В 1920—1940 ГГ.)
Э.Ф. Попова, заместитель директора Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, (3472) 776887, [email protected]
Система подготовки квалифицированных кадров в указанные годы находилась под контролем партии и государства. Формирование студенческого контингента высших учебных заведений осуществлялось строго в соответствии с установленными классовыми и национальными нормами. Привлечение в вузы значительного числа представителей рабоче-крестьянской и национальной молодежи в этот период нередко приводило к снижению качества подготовки специалистов.
Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, институт, студент, специалист.
THE PECULIARITIES OF STUDENTS STAFF FORMING IN HIGHER SCHOOLS UNDER CONDITION OF NATIONAL REPUBLIC (ON THE MODEL OF THE В . A . S . S . R . IN 1920—1940)
Popova E.F.
The system of skilled personnel training was under the control of the Communist Party and the government. The forming of students' staff of higher schools realized strictly in correspondence with class and national norms. The attraction in higher schools the most part of representatives of workers and peasants and national youth in that period often brought down the quality of specialists preparation. Key words: higher education, higher school, institute, student, specialist.
Подготовка специалистов для народного хозяйства и других областей являлась неотъемлемой частью партийно-государственной политики. Советская власть приветствовала в специалистах две основные составляющие: профессионализм и лояльность к существующему строю. В этой связи на первый план выходила задача подготовки большого количества «красных спецов» из рабоче-крестьянской молодежи. В условиях многонациональной республики особое звучание приобретала проблема подготовки национальных кадров.
Основным методом формирования студенческого контингента постепенно становится разверстка мест по классовому и национальному принципу. При довольно
высоких темпах пролетаризации вузов Башкирии, приходится отметить, что преобладали среди студенчества выходцы из крестьянства, рабочая же прослойка была незначительной, что объяснялось пока еще слабым развитием промышленности и, соответственно, малочисленностью рабочего класса. Так, согласно данным на 1 января 1930 г. крестьяне составляли 45,5% (185 человек) от общего числа студентов Башкирского государственного педагогического института, рабочие — 13,5% (55 человек)1, в то время как в РСФСР доля рабочих в педвузах к 1931 г. достигала 36,5%2. В 1930-х
1 ЦГАОО РБ. — Ф. 122. — Оп. 9. — Д. 165. — Л. 25 об.
2 Алмаев Р.З. Учительские кадры Башкортостана
30-х годов в зеркале статистики // История Башкортостана
по материалам всероссийских и всесоюзных переписей
гг. вновь организуемые вузы БАССР (Башкирский сельскохозяйственный институт, Башкирский медицинский институт) также формировали свой контингент в соответствии с требованиями разверстки. Наиболее «выдержанной» по своему классовому и политическому составу в рассматриваемые годы, несомненно, была Башкирская высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа.
После принятия 5 декабря 1936 г. Сталинской конституции жесткие социально-классовые ограничения при приеме формально были ослаблены. Во второй половине 1930-х гг. регулирование социального состава студенчества осуществлялось под лозунгом выявления «политически чуждых» и родственников «врагов народа» и достигло своего апогея в 1937—1939 годах. Представители рабоче-крестьянской молодежи продолжали доминировать среди студентов, что ясно свидетельствовало об отлаженном механизме комплектования студенческого контингента.
Значительную роль в формировании студенческого контингента вузов БАССР сыграло наличие острой потребности в специалистах из числа представителей коренной национальности. Целенаправленная политика по улучшению дела подготовки специалистов из числа представителей национальных меньшинств давала некоторые результаты. Однако темпы прироста не удовлетворяли руководство БАССР, не позволяли в кратчайшие сроки разрешить глобальные задачи культурного строительства, поставленные перед республикой. Попытка форсирования подготовки национальных кадров (проведение «башкирских приемов» в вузы), предпринятая в первой половине 1930-х годов, привела к неоднозначным результатам. С одной стороны, удалось значительно увеличить прослойку национальной молодежи в вузах (в пяти вузах республики в 1934 г. обучалось около 2300 студентов, в том числе 38,6% башкир3). С другой стороны, явное занижение требований при приеме в институты башкир и татар в вышеуказанный период в дальнейшем приводило к отсеву неподготовленных студентов и затягиванию сроков обучения. К концу 1930-х гг. наметилась тенденция к снижению численности студентов из числа национальной молодежи, особенно представителей башкир.
Одним из наиболее заметных факторов в процессе развития высшего образования в рассматриваемый период становится существенное увеличение прослойки женщин в числе студентов вузов и, как следствие, среди высококвалифицированных специалистов. Интересно заметить, что уже на первоначальном этапе женщины составляли более половины студенчества республики:
населения в XVI—XX вв.: этнодемографические процессы в Башкортостане в середине XVI—XX вв.: Тезисы научной конференции. — Уфа, 1999. — С. 195
3 Красная Башкирия. — 1934. — 17 марта
4 Народное хозяйство Башкирской АССР. 1917— 1967 гг.: Статистический сборник. — Уфа, 1967. — С.254
5 Народное образование, наука и культура в СССР:
в 1927/28 уч. году — 59%, в 1940/41 уч. году — 71%4. При этом в целом по стране доля женщин в числе студентов высших учебных заведений была значительно ниже, чем в БАССР: в 1927/28 уч. году — 28%, в 1940/41 уч.году — 58%5. Подобное положение вещей объяснялось особенностями формирования высшей школы республики, становление которой начиналось с организации педагогического, а затем аграрного и медицинского образования, при полном отсутствии технических специальностей.
Количественный рост студенческого контингента в 1920-е гг. в БАССР шел медленными темпами. Сказывались трудности восстановительного периода, дефицит материальных и финансовых ресурсов. По данным 1923 г. в Уфимском ПИНО насчитывалось 315 студентов6. В организованном на его базе БГПИ в 1929/30 уч. г. обучалось 407 студентов7. Темпы прироста существенно повысились после развертывания в республике сети вузов в начале 1930-х годов. К началу 1940-х гг. в вузах БАССР обучалось 3,3 тыс. человек8. Наряду с такими крупными вузами, как БГПИ, БМИ, существовали учительские институты, контингент которых был весьма малочисленным. Так, в указанный период в Бирском учительском институте, открытом в 1939/40 уч. году, обучалось 170 человек9, а в организованном годом позже Стерлитамакском учительском институте — всего 111 человек10. В общей сложности контингент студентов высших учебных заведений республики за неполных два десятилетия увеличился на 3 тыс. человек, или в 11 раз.
Система подготовки кадров интеллигенции находилась под контролем партии и государства. Формирование студенческого контингента высших учебных заведений осуществлялось строго в соответствии с определенными социально-национальными нормами. В рассматриваемый период был сформирован новый тип высшей школы, ориентированной на массовую подготовку специалистов из рабоче-крестьян ской среды. Были достигнуты значительные результаты в деле привлечения в вузы представителей национальной молодежи. Значительно увеличилась прослойка женщин в студенческой среде (до половины состава к концу изучаемого периода).
Однако абсолютизация принципа насильственного регулирования студенческого состава приводила к негативным последствиям в развитии высшей школы. Идея о доступности образования для всех граждан страны фактически трансформировалась в тезис о преимущественном праве на обучение рабочих и крестьян. Одним из условий форсированного увеличения
Статистический сборник. — М., 1971. — С. 186
6 РГАСПИ. — Ф. 17. — Оп. 60. — Д. 565. — Л. 73
7 ЦГАОО РБ. — Ф. 122.— Оп. 9. — Д. 165. — Л. 25 об.
8 Народное хозяйство Башкирской АССР. 1917— 1967 гг.: Статистический сборник. — Уфа, 1967. — С. 223
9 ЦГИА РБ. — Ф. 4707. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 50
10 ЦГАОО РБ. — Ф. 788. — Оп. 1. — Д. 220. — Л. 15
рабоче-крестьянской и национальной прослойки среди студентов зачастую становилось пренебрежительное отношение к образовательному уровню абитуриентов.
Таким образом, обеспечение основных отраслей народного хозяйства специалистами зачастую достигалось ценой снижения качества их подготовки.
РОЛЬ ОСОАВИАХИМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОДГОТОВКЕ ОБОРОННЫХ КАДРОВ К ВОЙНЕ (1939—1941 ГГ.)
Т.В. Тихомирова, аспирант кафедры новейшей отечественной истории Ивановского государственного университета, (920) 3402860, [email protected]
В статье рассматриваются принципы работы Осоавиахима в подготовке населения к войне, причины и результаты структурной перестройки общества. Отмечаются основные достижения деятельности данной организации на примере Ивановской области.
Ключевые слова: Осоавиахим, подготовка населения к войне, структурная перестройка.
THE ROLE OF «OSOAVIACHIM» OF IVANOVO REGION IN TRAINING OF MILITARY PERSONNEL FOR WAR (1939—1941)
Tichomirova T.V.
The article describes the principles of work of «OSOAVIACHIM» in training population to war, reasons and results of structural reformation of this society. The main achievements of this organization are shown taking as an example of Ivanovo region.
Key words: OSOAVIACHIM, training of population for war, structural reformation.
Осоавиахим (ОАХ, Всесоюзное добровольческое оборонное общество содействия развитию авиации и химической промышленности) был создан 23 января 1927 года в результате слияния двух оборонных обществ: ОСО (общество содействия обороне) и Авиахим (общество друзей воздушного флота и химической промышленности). Объединенное общество подчинялось Всесоюзному съезду ОАХ; его возглавлял Центральный Совет ОАХ СССР, которому, в свою очередь, подчинялись республиканские, краевые и областные советы РСФСР, в том числе и Ивановский областной совет ОАХ.
Основными целями общества, ради достижения которых и создавался Осоавиахим, являлись: пропаганда военных и военно-технических знаний среди членов общества и населения; развитие и популяризация массовой военно-спортивной работы; подготовка кадров военных специалистов для армии, флота и авиации. Основой общества были первичные организации, и создавались они по производственному принципу: на заводах и фабриках, в совхозах, колхозах, МТС, в учреждениях, жактах и учебных заведениях, на транспорте и в частях РККА. Кроме того, на предприятиях и учреждениях создавались кружки, призванные вовлекать в оборонную работу рабочих и
служащих, и первичные организации, для создания которых требовалось не менее пяти членов.
Обучение военному делу проводилось в учебно-строевых и в учебно-спортивных организациях Осоа-виахима. К учебно-строевым организациям относились лагеря, учебные пункты, постоянные учебно-строевые подразделения и курсы различных специальностей. В основном такая форма освоения военного дела предназначалась для допризывников и вневойсковиков, а также для подготовки кадров. Учебно-спортивными организациями ОАХ были аэроклубы, планерные, стрелковые, конноспортивные, военно-морские клубы, клубы противовоздушной и химической обороны; планерные, парашютные, авиамодельные станции, кружки и команды по различным военным специальностям. Обучение в них проходили не только допризывники и вневойсковики, но и комсомольцы, студенты, рабочие, колхозники, школьники и пионеры.
Советско-финская война (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.) заставила военно-политическое руководство СССР критически оценить действительное состояние вооруженных сил, принять соответствующие меры для повышения их боеспособности. Структурная перестройка подразумевала введение новых комплексных программ по