рабоче-крестьянской и национальной прослойки среди студентов зачастую становилось пренебрежительное отношение к образовательному уровню абитуриентов.
Таким образом, обеспечение основных отраслей народного хозяйства специалистами зачастую достигалось ценой снижения качества их подготовки.
РОЛЬ ОСОАВИАХИМА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОДГОТОВКЕ ОБОРОННЫХ КАДРОВ К ВОЙНЕ (1939—1941 ГГ.)
Т.В. Тихомирова, аспирант кафедры новейшей отечественной истории Ивановского государственного университета, (920) 3402860, [email protected]
В статье рассматриваются принципы работы Осоавиахима в подготовке населения к войне, причины и результаты структурной перестройки общества. Отмечаются основные достижения деятельности данной организации на примере Ивановской области.
Ключевые слова: Осоавиахим, подготовка населения к войне, структурная перестройка.
the role of «osoaviachim» of ivanovo region
in training of military personnel for war
(1939—1941)
Tichomirova T.V.
The article describes the principles of work of «OSOAVIACHIM» in training population to war, reasons and results of structural reformation of this society. The main achievements of this organization are shown taking as an example of Ivanovo region.
Key words: OSOAVIACHIM, training of population for war, structural reformation.
Осоавиахим (ОАХ, Всесоюзное добровольческое оборонное общество содействия развитию авиации и химической промышленности) был создан 23 января 1927 года в результате слияния двух оборонных обществ: ОСО (общество содействия обороне) и Авиахим (общество друзей воздушного флота и химической промышленности). Объединенное общество подчинялось Всесоюзному съезду ОАХ; его возглавлял Центральный Совет ОАХ СССР, которому, в свою очередь, подчинялись республиканские, краевые и областные советы РСФСР, в том числе и Ивановский областной совет ОАХ.
Основными целями общества, ради достижения которых и создавался Осоавиахим, являлись: пропаганда военных и военно-технических знаний среди членов общества и населения; развитие и популяризация массовой военно-спортивной работы; подготовка кадров военных специалистов для армии, флота и авиации. Основой общества были первичные организации, и создавались они по производственному принципу: на заводах и фабриках, в совхозах, колхозах, МТС, в учреждениях, жактах и учебных заведениях, на транспорте и в частях РККА. Кроме того, на предприятиях и учреждениях создавались кружки, призванные вовлекать в оборонную работу рабочих и
служащих, и первичные организации, для создания которых требовалось не менее пяти членов.
Обучение военному делу проводилось в учебно-строевых и в учебно-спортивных организациях Осоа-виахима. К учебно-строевым организациям относились лагеря, учебные пункты, постоянные учебно-строевые подразделения и курсы различных специальностей. В основном такая форма освоения военного дела предназначалась для допризывников и вневойсковиков, а также для подготовки кадров. Учебно-спортивными организациями ОАХ были аэроклубы, планерные, стрелковые, конноспортивные, военно-морские клубы, клубы противовоздушной и химической обороны; планерные, парашютные, авиамодельные станции, кружки и команды по различным военным специальностям. Обучение в них проходили не только допризывники и вневойсковики, но и комсомольцы, студенты, рабочие, колхозники, школьники и пионеры.
Советско-финская война (30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.) заставила военно-политическое руководство СССР критически оценить действительное состояние вооруженных сил, принять соответствующие меры для повышения их боеспособности. Структурная перестройка подразумевала введение новых комплексных программ по
подготовке различных военных специалистов, в соответствии с которыми увеличивались сроки их прохождения; обязательным стало также не только знание какой-либо одной военной профессии, но и приобретение ряда других навыков, необходимых для комплексной подготовки человека к войне. В августе 1940 года вышло Постановление ЦС ОАХ «О перестройке военного обучения членов Осоавиахима». Причины этих изменений коренились в неудачах Красной Армии во время советско-финской войны.
Кроме того, взамен кружковой формы обучения создавались группы в составе 10—15 человек, причем формировались они из людей одинаковой подготовки, возраста и образовательного уровня. Группы объединялись в команды, состоявшие из 40—60 человек. Три команды, в свою очередь, образовывали отряд, в который входили санитарная, пулеметная и связная группы, другие дополнительные подразделения. Общая численность отряда составляла 150—225 человек; главой его назначался командир из военнообязанных запаса, как правило, уже имевший опыт участия в военных действиях [4, с. 3].
Таким образом, Осоавиахим накануне Великой Отечественной войны стал военизированной организацией и повысил эффективность подготовки, что проявилось в рамках военно-тактических учений. Но структурная перестройка, такая важная с точки зрения основной цели обучения — добиться подготовки физически развитых бойцов, хорошо овладевших современной военной техникой, — проходила в Ивановской области очень медленно и к июню 1941 года не завершилась. Так, в марте 1941 года на заседании Президиума Областного совета ОАХ констатировался следующий факт: «Особо неудовлетворительно райсоветами комплектуются учебные подразделения: ворошиловских стрелков II ступени, станковых и ручных пулеметчиков, снайперов, парашютистов, юных ворошиловских стрелков. Качество военного обучения еще отстает от современных требований. Метод обучения в полевых условиях во многих учебных подразделениях не нашел еще должного применения» [1, оп. 2, д. 174, л. 2]. Всего по всем видам военного обучения в Ивановской области было создано 2301 группа, 334 команды и 54 отряда [2, оп. 2, д. 174, л. 5]. Для сравнения: в Московской области в это же время насчитывалось более 4 тыс. групп, свыше 100 команд, около 230 отрядов. В них проходили подготовку 81 тыс. человек [5, с. 146]. По итогам выполнения заданий по оборонно-массовой работе областных и крае-
вых организаций ОАХ РСФСР за 1940 год Ивановская область заняла 12 место, разделив его с Якутской областью [3, оп. 2, д. 177, л. 92].
В целом оборонная работа в Ивановской области к июню 1941 году была поставлена широко и основательно. Так, к началу войны было построено 9 аэроклубов, где задания по подготовке обязательных контингентов выполнялись на 100%, существовала летная школа по подготовке пилотов, стрелковые и кавалерийские клубы, большое количество тиров и стрельбищ, военно-учебных пунктов и лагерей ОАХ с пропускной способностью в несколько сот человек, проводились комплексные учения по городам и районам области, представляющие собой синтез из различных видов оборонной работы. Достичь таких результатов было невозможно без серьезного финансирования самых основных направлений в деятельности Осоавиахима.
Источники финансирования деятельности ОАХ были в первую очередь основаны на государственных дотациях, так как Осоавиахим, оставаясь общественной организацией по уставу, в действительности был структурой, целиком зависевшей от материальной поддержки государства. Через административные ресурсы и под нажимом партии Осоавиахиму удавалось собирать средства с населения на оборонную работу и к 1941 году накопить серьезный материально-технический потенциал, который стал основой обучения военным специальностям в системе ОАХ во время войны. Кроме того, без достаточной материально-технической базы структурная перестройка Осоавиахима была бы невозможна. Сама идея структурной перестройки и мероприятия по практическому воплощению ее в жизнь, несмотря на ее незавершенность, указывают на понимание обществом приближения войны. Роль Осоавиахима как организации, занимающейся подготовкой резерва для Красной Армии, становилась еще более важной и значимой в деле мобилизации сил для отражения агрессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный архив Ивановской области.
Ф.Р-2055. — Оп. 2. — Д. 174.
2. ГАИО Ф.Р.-2055. — Оп. 2. — Д. 174.
3. ГАИО. Ф.Р.-2055. — Оп. 2. — Д. 177.
4. Новые формы военного обучения в Осоавиахиме
// Рабочий край. — 1940. — № 56.
5. Анохин А.И. Российская оборонная. Энциклопе-
дический сборник. — М., 2002.