Э. Ф. Попова
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В БАШКИРСКОЙ АССР (1920-1950 гг.)
Работа представлена кафедрой туризма и гостеприимства Уфимской государственной академии экономики и сервиса.
Научный руководитель - кандидат исторических наук, профессор С. А. Халфин
Статья содержит результаты исследования, посвященного истории становления системы высшего образования в БАССР. Особое внимание уделено проблемам взаимодействия центральных и региональных органов власти, формированию структуры и инфраструктуры высшей школы республики с присущей ей региональной и национальной спецификой.
The article contains the results of a scientific research devoted to the history of higher educational system establishment in the Bashkir Republic. Special attention is given to the problems of interaction of the central and regional governmental bodies, forming structure and infrastructure of the Republic higher school with her regional and national specifics.
В дореволюционный период в Башкирии не существовало ни одного высшего учебного заведения. Экономика края в целом носила аграрный характер. Интеллигенция представляла собой очень тонкую прослойку в общей массе населения. Специалисты в различных отраслях науки и производства исчислялись несколькими десятками, а порой и единицами'. Особенно малочисленны в среде профессиональной интеллигенции были представители коренных национальностей. Аграрный характер экономики края предопределил первоначальное направление развития высшей школы республики. Основные ресурсы были направлены на создание высшего педагогического,сельскохозяйствен-ного и медицинского образования. Потребности в специалистах других отраслей восполнялись за счет высших учебных заведений страны.
Вузы страны в рассматриваемый период оказали значительную помощь в деле обеспечения Башкирии специалистами высшей квалификации. В первые десятилетия советской власти именно центральные вузы обеспечивали БАССР специалистами тех направлений, подготовка которых внутри
республики на данном этапе была невозможна, несмотря на грандиозные планы стремительного развития высшей школы Башкирии начала 1930-х гг. Таким путем закладывалась основа для создания в дальнейшем новых направлений вьгсшей школы республики. Интересы государства при этом лежали не только в экономической, но и в политической плоскости. Студенты, прошедшие обучение в крупных вузах страны, возвращались не просто квалифицированными работниками,но и убежденными проводниками идеологии Советского государства. Однако центральные вузы не в состоянии были полностью удовлетворить растущие кадровые потребности народного хозяйства и культуры республики. Неотложной задачей становилось создание в БАССР собственной высшей школы с учетом потребностей и перспектив развития республики.
В течение длительного периода в республике осуществлялась подготовка единственного отряда специалистов - педагогов с незаконченным высшим образованием. Они обучались в Институте народного образования (ИНО), который, по сути, занимал промежуточное положение между ву-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ,ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
зом и техникумом повышенного типа. Уфимский ИНО был организован на базе Уфимского учительского института. Официально об открытии института было объявлено 9 июля 1919 г. Согласно постановлению СНК РСФСР от 9 марта 1929 г. на базе Уфимского института народного образования был создан Башкирский государственный педагогический институт 2
им. К. А. Тимирязева .
Форсированная индустриализация вызвала широкомасштабные преобразования в системе высшего образования страны. В начале 1930-х гг. произошло резкое экстенсивное расширение сети высшей школы БАССР: были открыты Башкирский сельскохозяйственный институт (1930), Башкомвуз (1931-1939), Башкирский медицинский институт (1932), Башкирский тор-гово-товароведческий институт (19 3 31934). Во второй половине 1930-х годов в республике организуется сеть учебных заведений для подготовки высококвалифицированных педагогов. Наряду с БГПИ (основным вузом в системе высшего педагогического образования республики) были образованы Уфимский учительский институт (1934), Уфимский учительский институт иностранных языков (1938), Бирский учительский институт (1939), Стерлитамакский учительский институт (1940).
Великая Отечественная война нанесла тяжелый урон высшей школе Башкирии: была утрачена значительная часть учебно-материальной базы, велики были потери студенческого и профессорско-преподавательского состава. При этом война внесла существенные коррективы в сам ход развития высшей школы БАССР. Значительную роль в этом процессе сыграла эвакуация на территорию республики важнейших промышленных предприятий, научных учреждений и вузов страны. Непосредственное взаимодействие с высшими учебными заведениями страны позволило подняться вузам Башкирии на качественно новую сту-
пень, привело к зарождению высшей технической школы. Потребности крупнейших промышленных предприятий вызвали появление новых направлений (специальностей) в системе высшего образования. На базе эвакуированных в 1941 г. в Уфу Рыбинского авиационного института имени С. Орджоникидзе и Московского нефтяного института имени академика И. М. Губкина были образованы Уфимский авиационный институт им. С. Орджо-
3
никидзе (1942) и Уфимский филиал Мос-
4
ковского нефтяного института (1943) .
Уровень требований к высшей школе повышался по мере восстановления народного хозяйства. В послевоенный период структура подготовки специалистов значительно усложнилась. Диапазон представленных в вузах специальностей в целом довольно объективно отражал основные потребности народного хозяйства республики. Динамично развивающиеся нефтехимическая, машиностроительная, сельскохозяйственная и лесная отрасли нуждались в постоянном притоке квалифицированных специалистов. Быстрый прирост населения в мирный период требовал достаточного количества медицинских и педагогических кадров. К 1950/51 учебному году вузы республики осуществляли подготовку специалистов на 16 различных факультетах по 23 специальностям. При этом значительная часть студентов обучалась в инженерно-технических вузах, расширился диапазон подготовки в БСХИ, возросли масштабы подготовки педагогических и медицинских кадров. В конце 1940-х гг. в систему высшего образования влились еще два вуза: Уфимский нефтяной институт (1948), преобразованный из Уфимского филиала МНИ , и вновь созданный Месягутовский учительский институт (1949) .
На первом этапе формирования системы высшего образования БАССР в 1918— 1928 гг. в единственном вузе республики было подготовлено 279 специалистов. На
протяжении 1930-х гг. постепенно нарастали масштабы выпуска из высшей школы, хотя у отдельных вузов наблюдались периоды их временного сокращения. В целом за предвоенное десятилетие (1929-1940) был подготовлен 3271 специалистов. В годы войны вузами БАССР было выпущено 2114 специалистов. Послевоенное пятилетие (19461950) было отмечено заметным ростом выпуска специалистов (4324 специалиста). За весь исследуемый период вузы республики подготовили около 10 тысяч специалистов высшей квалификации (9988 человек).
На всем протяжении рассматриваемого периода основные рычаги управления высшей школой страны постепенно сосредотачивались в руках партийных органов. К концу 1930-х гг. происходит окончательное огосударствление высшей школы. В довоенный период значительную роль в формировании высшей школы республики сыграли местные органы партийной и государственной власти, их инициатива и настойчивость явились немаловажным фактором в процессе организации первых вузов. Необходимо заметить, что на рассматриваемом этапе воплощение в жизнь решений центрального руководства нередко протекало со значительными интерпретациями со стороны местных властей. Тем не менее общее русло развития высшей школы в данный период было четко определено: нарастание централизации и ликвидация остатков автономности.
Своего наивысшего проявления жесткая централизованная система управления высшим образованием достигла в период Великой Отечественной войны, сыграв в условиях военного времени, несомненно, положительную роль в сохранении потенциала высшей школы и предотвращении ее развала. Однако данный порядок вещей был сохранен и в послевоенные годы, полностью отвечая потребностям тоталитарного государства. Абсолютная концентрация руководства системой высшего образования в руках государства в дальнейшем явилась сильнейшим тормозом проявления прогрессивных тенденций, практически нивелировала региональные и национальные особенности в развитии высшей школы.
Сложившаяся за рассматриваемый период система подготовки высококвалифицированных кадров БАССР в целом позволила выполнить задачу массовой подготовки специалистов, поставленную еще в начале 1930-х гг. Данная проблема была разрешена высшей школой ценой огромных усилий, однако не в полной мере и не по всем группам специальностей. Подводя итоги этому сложному периоду в истории высшего образования республики, следует отметить, что наряду со значительными достижениями в сфере подготовки специалистов имел место и ряд противоречий, негативно влиявших на ситуацию в высшей школе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Народное хозяйство Башкирской АССР. 1917-1967 гг.: Статистический сборник. Уфа, 1967.
С. 178.
2
ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 9. Д. 165. Л. 22.
Гелыитейн М. Я., Короткое Н. Р., Сорта Р. М. Уфимскому ордена Ленина авиационному институту им. С. Орджоникидзе - 50 лет: Очерк истории. Уфа, 1982. С. 31.
4
ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 23. Д. 392. Л. 288.
5 ЦГИАРБ. Ф. 2372. On. 1. Д. 6. Л. 1.
6 ЦГИА РБ. Ф. 798. Оп. 9. Д. 305. Л. 200.