Научная статья на тему 'Особенности формирования стратегий безопасности России в современных условиях'

Особенности формирования стратегий безопасности России в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
786
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ЛОББИРОВАНИЕ / SECURITY / SECURITY THREAT / NATIONAL INTERESTS / SECURITY STRATEGY / LOBBYING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Недашковский А. А.

В статье раскрываются основные факторы, детерминирующие процесс формирования стратегий безопасности России по нейтрализации ее внутренних и внешних угроз. Посредством системного, сравнительного и институционального анализа выявляются объективные и субъективные компоненты стратегий безопасности, рассматривается их взаимосвязь и взаимовлияние. Демонстрируется, что в разработке стратегий безопасности помимо государства принимают активное участие бизнес и негосударственные некоммерческие организации посредством лоббирования своих корпоративных интересов в органах власти. Дается оценка степени влияния каждого фактора на процесс формирования стратегий безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RUSSIAN SECURITY STRATEGY IN CURRENT POLITICAL SITUATION

The paper describes the main factors that determine the formation of Russia's security strategy to neutralize its internal and external threats. With the help of systematic, comparative and institutional analysis the author identifies the objective and subjective components of security strategies, considers their correlation and interaction. The paper shows that business and non-profit organizations are actively involved in security strategy development through lobbying of corporate interests. The author assesses the influence of each factor on formation of Russia's security strategy.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования стратегий безопасности России в современных условиях»

♦-------------------------------------------------

Главной сущностной особенностью финансово-промышленной группы является обязательное наличие в ней банковского капитала. Именно участие банка является тем решающим обстоятельством, которое отличает ФПГ от любой другой крупной корпорации. Коммерческие банки управляют в ФПГ посредством целого ряда различных видов участия: 1) портфельное финансирование; 2) управление финансами корпораций; 3) управление проектами; 3) лизинг; 5) венчурное финансирование [4, с. 196]. ФПГ как одна из форм взаимодействия банковского и реального секторов очень важны для экономики современной России.

В заключение отметим, что взаимодействие указанных секторов экономики не сводится только к одностороннему процессу удовлетворения банками финансовых потребностей предприятий [6]. Реальный сектор, в свою очередь, удовлетворяет потребности банков в капитализации, формировании ресурсной базы, размещении свободных денежных средств. Следовательно, банковский и реальный секторы не только взаимодействующие, но и взаимозависимые. И поскольку в России реальный сектор более зависим от банковского, необходимо вы-

---------------------------------------------------♦

полнение по крайней мере двух важнейших народнохозяйственных задач, без которых невозможно добиться устойчивого экономического роста.

1. Повышение эффективности реального сектора экономики на основе его рационального взаимодействия с банковским сектором.

2. Развитие бизнеса за счет адаптации банковских услуг к финансовым потребностям хозяйствующих субъектов.

1. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. М.: Финансы и статистика, 1999.

2. Горегляд В. Банковская система в государственной стратегии развития России // Бюллетень финансовой информации. 2002. № 9.

3. Зеленский Ю.Б. Банковская система России и реальный сектор экономики. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 2002.

4. Кураков Л.П. Современные банковские системы: учеб. пособие / Л.П. Кураков, В.Г. Тимирязев, В.П. Кураков. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гелиос АРВ, 2000.

5. Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1959. Т. 27.

6. См., например: Ходоров С.Е. Взаимосвязь фондового рынка с кризисами в экономике // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).

УДК 323 а.А. Недашковский

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье раскрываются основные факторы, детерминирующие процесс формирования стратегий безопасности России по нейтрализации ее внутренних и внешних угроз. Посредством системного, сравнительного и институционального анализа выявляются объективные и субъективные компоненты стратегий безопасности, рассматривается их взаимосвязь и взаимовлияние. Демонстрируется, что в разработке стратегий безопасности помимо государства принимают активное участие бизнес и негосударственные некоммерческие организации посредством лоббирования своих корпоративных интересов в органах власти. Дается оценка степени влияния каждого фактора на процесс формирования стратегий безопасности России.

Ключевые слова: безопасность, угроза безопасности, национальные интересы, стратегия безопасности, лоббирование.

A.A. Nedashkovskiy

DEVELOPMENT OF RUSSIAN SECURITY STRATEGY IN CURRENT POLITICAL SITUATION

The paper describes the main factors that determine the formation of Russia's security strategy to neutralize its internal and external threats. With the help of systematic, comparative and institutional analysis the author identifies the objective and subjective components of security strategies, considers their correlation and interaction. The paper shows that business and non-profit organizations are actively involved in security strategy development through lobbying of corporate interests. The author assesses the influence of each factor on formation of Russia's security strategy.

Key words: security, security threat, national interests, security strategy, lobbying.

Укрепление национальной безопасности России является первоочередной задачей на пути ее модернизации, демократического преобразования, развития гражданского общества. Только надежная защищенность государства и его общества от военных, политических, демографических, экономических, социокультурных и прочих угроз создает необходимые условия для планомерного устойчивого поступательного развития. Поэто-

му в безопасности своей страны заинтересован каждый ее гражданин. В то же время в процессе разработки и реализации стратегий безопасности России существует серьезная проблема дисбаланса интересов основных ее социальных субъектов в сторону государства. Интересы и насущные потребности многих социальных слоев и групп не учитываются при формировании стратегий безопасности, что приводит в конечном итоге к возник-

новению и последующему обострению противоречий в системе национальной безопасности России, снижает эффективность ее функционирования. Соответственно, актуальной становится задача поиска оптимальной модели разработки стратегий безопасности, способной учитывать и согласовывать интересы всех субъектов общественных отношений: населения, независимых гражданских ассоциаций, бизнес-структур и государства. А это, в свою очередь, требует глубокого изучения политического механизма формирования стратегий безопасности России, выявление условий и факторов, обуславливающих возникновение и последующую реализацию той или иной стратегии.

Мировая практика свидетельствует о том, что каждая стратегия безопасности государства возникает прежде всего как ответная реакция на появление определенного вида угроз его национальным интересам. Не исключение составляет и Российская Федерация. Проведем условное деление угроз национальной безопасности России на два вида: первый вид детерминируется общемировыми тенденциями и глобальными вызовами, второй - внутрироссийскими процессами общественного развития. К общемировым тенденциям относятся: увеличение уровня экономического разрыва между промышленно развитыми и развивающимися странами, резкое увеличение численности населения планеты, глобализация всех сфер общественной жизни (прежде всего, социально-экономических отношений), увеличение разрыва между спросом и предложением энергоресурсов вследствие несоответствия масштабов и темпов роста мировой экономики естественным возможностям и ресурсам Земли, непрерывное ухудшение экологической обстановки, глобальная информатизация

- формирование единого мирового информационного пространства, возврат к активному применению военной силы при решении внешнеполитических задач, рост международного терроризма, траснационализация организованной преступности, увеличение международной миграции населения, в том числе нелегальной, обострение межконфессиональных, межэтнических и межкультурных противоречий. Эти общемировые тенденции напрямую влияют на динамику общественного развития Российской Федерации. К числу основных внутрироссийских тенденций, обуславливающих угрозы национальной безопасности, относятся: сокращение численности коренного населения, усиливающийся духовный кризис российского общества, рост масштабов коррупции, увеличивающееся социальное расслоение населения.

С политической точки зрения весьма серьезными для России являются угроза продовольственной безопасности, обусловленная низким уровнем платежеспособного спроса населения на пищевые продукты, конкурентными преимуществами зарубежной продукции, формируемыми за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах [4], и опасность увеличивающегося отставания нашего государства в технологическом плане от развитых стран мира. Ускорение технологического развития мировой экономики постепенно приводит к тому, что реальными конкурентами России на международной арене становятся не только страны - лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны. Технологическая революция в ресурсосбережении и альтер-

нативной энергетике резко повышает неопределенность в развитии России, основу специализации которой на мировых рынках составляет экспорт традиционных энергоносителей. Развитие альтернативной энергетики, появление экономически эффективных технологий добычи углеводородов из нетрадиционных источников, включая сланцы и нефтеносные пески, может привести к снижению спроса и цен на ключевые товары российского сырьевого экспорта, сокращению поступления в экономику России финансовых ресурсов, необходимых для модернизации, и, следовательно, к снижению значимости Российской Федерации в мировой политике [7]. В ближайшие 5 - 10 лет развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, и в случае низкого уровня инновационного развития России, наше государство рискует попасть в разряд третьестепенных субъектов мировой экономики.

Вышесказанное свидетельствует об объективном характере угроз национальной безопасности России в экономической, демографической, миграционной, информационной, этноконфессиональной сфере общественных отношений. Именно возникновение этих угроз, их реалистичность становится главным двигателем формирования основных стратегий безопасности России. Вместе с тем формирование стратегии безопасности - объективный и одновременно субъективный процесс. Конкретная угроза национальным интересам России может реально существовать, но если власть ее не замечает или игнорирует, стратегия по защите от этой угрозы не разрабатывается. По существующим ныне в Российской Федерации доктринальным документам можно с большой долей вероятности определить, какие именно угрозы национальной безопасности вызывают серьезные опасения у руководства страны, на противодействие которым власть старается концентрировать свои усилия.

Прежде всего, рассмотрим Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента № 537 от 12 мая 2009 года), разработанную взамен прежней Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.). В третьем разделе Стратегии прямо указывается, что национальные интересы России на долгосрочную перспективу заключаются в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. К сожалению, в данном документе не перечисляются конкретные внутренние и внешние угрозы национальной безопасности России (в этом его принципиальное отличие от прежней Концепции, где угрозы национальной безопасности были детализированы и четко обоснованы), а акцент делается на национальных интересах, приоритетах и потребностях Российской Федерации. В Стратегии отмечается, что для обеспечения национальной безопасности Российская Федерация сосредоточивает

свои усилия и ресурсы на следующих приоритетах устойчивого развития:

- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

- экономический рост, который достигается прежде всего путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

- наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

- экология живых систем и рациональное природопользование за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

- стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства [8].

По перечисленным приоритетам можно заключить, что руководство страны наибольшую опасность устойчивому развитию России видит в ослаблении демократии, росте бедности среди населения, снижении уровня научно-технического потенциала страны и темпов ее экономического роста, ухудшении экологической обстановки, понижении международного статуса государства и, соответственно, обосновывает необходимость формирования механизма защиты национальных интересов именно в этих сферах.

Помимо Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. существует целый ряд других официально принятых в нашей стране доктринальных документов, в которых обозначаются иные виды угрозы национальной безопасности России и предлагаются меры по их нейтрализации:

1) Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента России от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895);

2) Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120);

3) Военная доктрина Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146);

4) Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р);

5) Климатическая доктрина Российской Федерации (утв. распоряжением Президента России от 17 декабря 2009 г. № 861-рп);

6) Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом России 27 июля 2001 г. № Пр-1387; редакция 2011 г.);

7) Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом России 12 июля 2008 г. № Пр-1440);

8) Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента от 9 октября 2007 г. № 1351);

9) Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом России 5 октября

2009 г.);

10) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до

2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р);

11) Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 г. № 256-р);

12) Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утв. распоряжением Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212);

13) Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря

2011 г. № 2227-р);

14) Национальная стратегия противодействия коррупции (утв. Указом Президентом России от 13 апреля

2010 г. № 460).

Если из вышеперечисленных документов выделить обозначенные в их текстах виды угроз национальной безопасности России, а затем их интегрировать в общий единый перечень, то можно увидеть, что субъективный аспект формирования стратегии безопасности более или менее соответствует объективной компоненте (по крайней мере, в концептуальной плоскости). Если же сложить все предложенные в документах методы и технологии по защите коренных интересов государства и общества в единый механизм, то будет явно просматриваться комплексный характер государственного подхода к обеспечению национальной безопасности России.

Опираясь на полученные результаты, мы можем сделать два вывода. Во-первых, стратегия национальной безопасности России как система приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики по поддержанию защищенности государства и общества от внутренних и внешних угроз на необходимом высоком уровне включает в себя комплекс более узкоспециальных стратегий безопасности - стратегические планы по обеспечению государственно-политической, военной, экономической, демографической, социокультурной, миграционной, экологической, информационной безопасности. Во-вторых, наличие определенного вида угроз общественно-политической системы России есть необходимое, но не достаточное условие для разработки соответствующей этим угрозам стратегии безопасности. Достаточным условием является наличие потребности государственной власти в обеспечении защиты политической и в целом общественной системы от этого класса угроз. Иными словами, можно предложить следующую формулу: есть угроза и государственная потребность в ее нейтрализации - есть и соответствующая стратегия безопасности; есть угроза, но нет государственной потребности в ее нейтрализации - нет и соответствующей стратегии безопасности.

Необходимо обратить внимание, что формирование каждой стратегии безопасности есть сложный многофакторный процесс, по своей структуре он близок к процессу принятия политического решения и осуществляется в два - три этапа. Проект стратегии (стратегического плана обеспечения безопасности) вначале разрабатывается отдельным министерством или ведомством (или иной инициативной группой), затем согласовывается с экспертами или выносится на общественное обсуждение, корректируется и лишь после этого окончательный вариант утверждается Президентом или Пра-

вительством Российской Федерации. Следовательно, можно говорить о влиянии определенных политических сил на принятие той или иной стратегии безопасности. Здесь мы вплотную подходим к проблеме лоббирования корпоративных интересов во внутренней и внешней политике России.

Поскольку реализация каждой стратегии безопасности связана с целенаправленным бюджетным финансированием субъектов безопасности (министерств, ведомств, федеральных и региональных служб), в принятии той или иной стратегии (концепции, доктрины) безопасности всегда заинтересован определенный круг лиц. Вполне естественной является ситуация, когда представители военно-промышленного комплекса и министерства обороны лоббируют принятие Военной доктрины Российской Федерации, представители МВД и ФСФ

- принятие Концепции противодействия терроризму, Концепции регулирования миграционных процессов, Доктрины информационной безопасности и т.п. В качестве примера можно привести лоббирование в 2011 -

2012 гг. Минрегионом России принятие проекта документа «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» и ФМС России - проекта «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации», включающей вопросы миграционной безопасности. Однако очень часто заинтересованность в принятии доктринальных документов наблюдается и у представителей российского бизнес-сообщества. Крупные российские компании, особенно промышленнофинансовые группы, имеют свой финансовый интерес в создании и последующей реализации стратегий безопасности, в частности в положениях, касающихся экологической, информационной, общественной, энергетической безопасности, сохранения нынешнего политикоправового режима предпринимательской деятельности. Для бизнес-структур существует два основных варианта включения своих интересов в разрабатываемые стратегии безопасности: через создание своего лобби в институтах власти и через посредничество общественных структур. Рассмотрим процесс реализации этих вариантов в постсоветской России более подробно.

В условиях отсутствия в Российской Федерации специального закона о лоббировании, создание частными коммерческими организациями своего лобби в органах власти является незаконным, латентным, сопряженным с коррупцией. И тем не менее это явление весьма распространено в российской политической практике. Прямое воздействие бизнес-структур на разработку стратегий безопасности в России осуществляется и посредством манипулирования общественным мнением. В первые годы после распада Советского Союза многие представители формирующегося российского бизнес-сообщества начали создавать свои собственные медиаимперии, которые становились инструментом формирования общественного мнения, выражения собственных идей их владельцев и, соответственно, средством политико-правового лоббирования своих интересов на всех уровнях. Основными способами корпоративного информационно-коммуникационного воздействия являются хорошо замаскированные и профессионально реализуемые технологии манипулирования массовым сознанием [6]. С помощью этих технологий можно, например, искусно создать любую угрозу безопасности страны

(реально не существующую) и поднять общество на борьбу с ней. Наиболее яркими примерами такого воздействия была деятельность Б. Березовского и В. Гусинского. В 2000-е гг. государство серьезно ограничило информацонно-коммуникационные возможности крупного бизнеса, но тем не менее они до сих пор достаточно весомы.

Другим инструментом выражения интересов бизнеса в сфере разработок стратегий безопасности выступают отделы по связям с общественностью (РР-службы), созданные фактически во всех крупных и средних российских компаниях. Изначально эти отделы создавались для обеспечения успешного взаимодействия с партнерами по бизнесу и эффективной рекламы продукции и услуг [1; 5]. Но постепенно в деятельности РР-служб все большую роль стал играть репутационный менеджмент, создание позитивного имиджа своей компании в обществе [2, с. 10], а затем потенциал отделов по связям с общественностью стал задействоваться в отстаивании интересов бизнеса в политике [3, с. 67 - 68], в том числе и в процессе принятия стратегий безопасности России.

Для переноса процесса лоббирования в правовую плоскость используются специальные общественные и негосударственные некоммерческие организации, официально выражающие интересы отечественного бизнеса. Первоначально (в 1991 - 1993 гг.) создание подобных структур было обусловлено сложными и противоречивыми взаимоотношениями бизнеса с властью. В этих условиях у предпринимателей возникла естественная потребность объединить свои усилия для установления оптимальных (взаимовыгодных) отношений с государственными органами. Эта потребность реализовалась через такие общественные организации, как, например, отраслевые ассоциации или Торгово-промышленная палата. Основным критерием выбора общественной структуры, которой бы предприниматели делегировали право реализовывать свои интересы в политике, всегда является принцип доверия, т.е. реальная способность этой структуры влиять на институт государственной власти, поскольку воздействовать на другие политические институты, в частности на партии, бизнес может самостоятельно, без посредников. В 1990-е гг. началось возвышение трех общественных организаций, пользующихся наибольшим доверием у бизнес-сообщества и способных реально влиять на принятие политических решений в высших эшелонах власти: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торговопромышленная палата Российской Федерации, Ассоциация российских банков. В течение 2001 - 2012 гг. эти три организации окончательно превратились в лоббистские структуры, имеющие единственную цель - реализацию интересов своих членов (бизнес-структур) в органах государственной власти.

В российской политической практике, как, впрочем, и в мировой, имеет место и поддержка отдельными бизнес-группами успешно функционирующих политических партий, которые в знак благодарности лоббируют интересы своих спонсоров в сфере разработки стратегий безопасности. «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР и даже непарламентские (но официально зарегистрированные) партии всегда имеют своих постоянных спонсоров, рассчитывающих, в свою очередь, либо на лоббирование своих корпоративных интересов со стороны партийных фракций в Государственной Думе и регио-

нальных законодательных собраниях (для парламентских партий), либо на выражение своих интересов иным законным способом. «При этом финансовая поддержка партий всегда была и продолжает носить в основном завуалированный характер. О ней известно только узким специалистам и некоторым жадным до сенсаций журналистам. Населению России о связях партий с крупным бизнесом практически ничего неизвестно, так как финансовая поддержка партий всегда носила и продолжает носить латентный и во многом незаконный характер. Ужесточение избирательного законодательства в области контроля над порядком получения и расходования денег партиями на избирательные нужды ситуацию не изменило. “Черный нал” в расчетах за косвенную рекламу, работу активистов и другие агитационно-пропагандистские мероприятия продолжает иметь место. Соответственно, и лоббирование интересов корпораций со стороны депутатов также носит латентный характер» [2, с. 8]. Другое дело, что не всякая политическая партия допущена к процессу создания, разработки стратегий безопасности. Но такие крупные партии, как КПРФ и ЛДПР, имеющие свои фракции в Государственной Думе и возглавляющие некоторые думские комитеты, всегда задействованы как минимум в обсуждениях проектов доктринальных документов. И те предложения, которые вносят депутаты этих партий, иногда имеют чисто заказной характер. Внепарламентские партии обладают потенциалом на порядок ниже парламентских в плане проведения в жизнь корпоративных интересов спонсоров. По этой причине крупный бизнес в вопросах лоббирования своих интересов в сфере обеспечения национальной безопасности отдает предпочтение представителям «третьего сектора».

Все вышесказанное свидетельствует о том, что в процессе формирования стратегий безопасности России участвуют не только органы государственной власти, но и негосударственные некоммерческие организации, отстаивающие интересы национального бизнеса. Другие общественные объединения граждан России, не связанные с коммерческими структурами, но также имеющие свой интерес в принятии стратегий безопасности, менее

влиятельны и не играют столь существенной роли в процессе формирования этих стратегий.

Таким образом, основными факторами, обуславливающими формирование конкретных стратегий безопасности государства и общества, в своей совокупности составляющих комплексную стратегию национальной безопасности России, являются: объективные угрозы, субъективное восприятие этих угроз руководством страны, государственная потребность в нейтрализации этих угроз, фактор лоббирования. Эти факторы присутствуют всегда в процессе формирования стратегии безопасности, но в каждом отдельно взятом случае их пропорция (степень влияния на процесс формирования) различная. Например, при формировании Стратегии национальной безопасности России и Военной доктрины Российской Федерации, вероятнее всего, доминирующую роль сыграло субъективное восприятие высшим руководством современных угроз устойчивому политическому развитию страны, а при создании доктрин информационной, продовольственной безопасности - объективные угрозы и государственная потребность в их нейтрализации.

1. Бинецкий А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса. М., 2003.

2. Вилков А.А. Проблема открытости взаимодействия бизнеса и власти в современной России // Проблемы открытости власти и бизнеса. Саратов, 2007.

3. Войтенок В.В. Торгово-промышленная палата как субъект политического развития российских регионов: дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2008.

4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120).

5. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшенз: от бизнеса до политики. М., 2002.

6. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 2003.

7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р).

8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента от 12 мая 2009 г. № 537).

УДК 338.24 Е.Н. Чечеткина

СИСТЕМНЫЕ ИНСТИТУТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

В статье изложены подходы к определению синтетической категории «системный институт экономической политики». Обоснованы положения институционализма, характеризующие свойства экономической политики. Особое внимание уделено взаимосвязи и взаимозависимости системной экономической политики и институциональных изменений. Рассмотрено деление системных институтов на макроэкономические, мезоэкономические, микроэкономические и наноэкономические.

Ключевые слова: институт, экономическая политика, государственное регулирование.

Ye.N. Chechetkina

SYSTEM INSTITUTIONS OF ECONOMIC POLICY

The paper describes various approaches to the definition of synthetic category of "systemic institution of economic policy." The author describes institutionalism as characterizing the properties of economic policy. Particular attention is paid to the interrelationship and interdependence of systemic economic policy and institutional changes. The paper considers the division of system institutions into macroeconomic, mesoeconomic, microeconomic and nano economic.

Key words: institution, economic policy, state regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.