Научная статья на тему 'Особенности формирования стратегии роста конкурентоспособности отрасли'

Особенности формирования стратегии роста конкурентоспособности отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
251
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ОТРАСЛЬ / COMPETITIVENESS / STRATEGY / ECONOMIC SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулич Оксана Владимировна

Выделены основные этапы разработки стратегии повышения конкурентоспособности отрасли, рассмотрено содержание каждого этапа, определены особенности формирования отраслевых стратегий роста конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF FORMING ECONOMIC SECTOR COMPETITIVE GROWTH STRATEGY

The article points out and studies key stages of development of economic sector competitive growth strategy, and determines its peculiarities.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования стратегии роста конкурентоспособности отрасли»

Ю УДК 339.137.2 О.В. Акулич

ББК 65.20-132

%

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ

О

СЧ Выделены основные этапы разработки стратегии повышения кон-

курентоспособности отрасли, рассмотрено содержание каждого этапа, определены особенности формирования отраслевых стратегий роста конкурентоспособности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, стратегия, отрасль.

O.V. Akulich

PECULIARITIES OF FORMING ECONOMIC SECTOR COMPETITIVE GROWTH STRATEGY

The article points out and studies key stages of development of economic sector competitive growth strategy, and determines its peculiarities. Keywords: competitiveness, strategy, economic sector.

В условиях глобализации экономики и предстоящего вступления России в ВТО переход к стратегиям роста конкурентоспособности является важным фактором выживания и развития отраслей. В самом общем понимании разработка стратегии — это поиск новых путей достижения стратегических целей наиболее эффективным способом.

В рамках отраслевой модели М. Портера под конкурентной стратегией понимается «принятие наступательных или оборонительных мер, направленных на создание прочной позиции компании в отрасли, успешное «к? противодействие... конкурентным силам и на этой основе обеспечение

5 наиболее высокой прибыли на инвестированный капитал» [2]. В.М. Бу-

' сыгин считает, что «под стратегией обеспечения конкурентоспособнос-

®н §

ти конкретной хозяйственной системы следует рассматривать способ и

I механизмы генерации изменений уровня конкурентоспособности функ! ционирующих в ее рамках хозяйственных систем» [1, с. 60]. Р.А. Фат-

хутдинов для обозначения взаимосвязи между понятиями «стратегия» и н! и «конкурентоспособность» предлагает использовать категорию «стра-

оя| тегическая конкурентоспособность», под которой понимается потенци-

о| | альная способность объекта или субъекта управления конкурировать в

| будущем на конкретных рынках [3].

ли| На наш взгляд, для формулировки понятия «стратегия роста конку-

.7 рентоспособности отрасли» необходимо учесть следующее.

ЦЦ Во-первых, в условиях рынка повышение конкурентоспособности

выступает как имманентное качество развития хозяйственной системы

Н1-4 любого уровня, поэтому стратегия развития и стратегия повышения кон-

курентоспособности соотносятся между собой как глобальная и частная стратегии.

Во-вторых, и развитие хозяйственной системы в целом, и повышение ее конкурентоспособности в современных условиях невозможны без использования инноваций. Именно совокупность инновационных факторов, присутствующих в развитии хозяйственной системы, позволяет ей приобретать свойство конкурентоспособности. Поэтому стратегия роста

© О.В. Акулич, 2011

Ю

%

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

1

^ Л £ ё§! ь Е

« цт I

8Н! й§ о

ЕнО а

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

конкурентоспособности должна предполагать переход на преимущественно инновационный тип развития.

В-третьих, современное понимание стратегии исключает детерминизм в поведении хозяйственной системы. Невозможно с помощью конкретного плана действий, разбитого на временные интервалы, точно определить, что необходимо сделать для достижения определенного конечного состояния системы. Поэтому стратегия повышения конкурентоспособности, направленная на формирование определенных конкурентных преимуществ, должна предоставлять свободу выбора в условиях меняющейся ситуации, т.е. стратегию можно определить как общее направление развития, тренд, следование которому приведет хозяйственную систему к достижению стоящих перед ней целей. Учитывая приведенные рассуждения, под стратегией роста конкурентоспособности отрасли мы будем понимать совокупность механизмов, способов и управленческих решений, направленных на сохранение существующих и формирование новых долговременных отраслевых конкурентных преимуществ на основе использования инноваций.

Одной из особенностей разработки стратегии роста конкурентоспособности региональной отрасли, на наш взгляд, является необходимость использования в комплексе системного, территориально-отраслевого и эволюционного подходов.

Системный подход к разработке стратегии повышения конкурентоспособности отрасли предусматривает рассмотрение ее в качестве со-циально-эколого-экономической системы, а не с чисто ведомственных позиций. Кроме этого, при разработке стратегических решений предполагается учет внешних и внутренних факторов отраслевой конкурентной среды.

Использование территориально-отраслевого подхода в методологическом плане означает, что стратегия роста конкурентоспособности отрасли должна рассматриваться в тесной взаимосвязи со стратегией развития региона, на территории которого базируется отрасль. Повышение конкурентоспособности отрасли как неотъемлемый элемент ее развития должно идти в русле развития региона и способствовать этому процессу.

С точки зрения эволюционного подхода развитие отрасли представляет собой последовательное прохождение фаз рождения, роста, зрелости и спада, в совокупности составляющих ее жизненный цикл. Одной из основных задач, решаемых отраслью на каждой из названных фаз, является повышение конкурентоспособности. Однако способы решения и применяемые меры будут различны на разных фазах. В этой связи, приступая к разработке стратегии роста конкурентоспособности, для более точного формулирования ее целей и задач важно определить фазу жизненного цикла, на которой находится отрасль в данный момент времени.

Поскольку региональная отрасль является неотъемлемой частью национальной отрасли, при разработке стратегии повышения ее конкурентоспособности необходимо учитывать стратегические цели и задачи, поставленные перед национальной отраслью в целом, а также целевые ориентиры и конечные результаты, заданные для региональной отрасли на национальном уровне.

Ключевыми моментами концептуальной модели разработки и реализации стратегии роста конкурентоспособности отрасли выступают следующие:

%

Ю - анализ стартовых условий и исходных предпосылок стратегичес-

кого роста конкурентоспособности отрасли, их комплексная оценка на основе экономического, социального и экологического критериев;

- обоснование целей стратегического роста конкурентоспособности

^ отрасли и механизма их реализации;

5^ - подготовка управленческих решений по достижению намеченных

целей в форме программ, планов и проектов роста конкурентоспособности, учитывающих особенности хозяйственной деятельности конкретной отрасли, способствующих усилению отраслевых конкурентных преимуществ и снижению отраслевых рисков;

- мониторинг реализации стратегии для качественного управления развитием отрасли путем обеспечения «обратной связи» с целью своевременной диагностики причин невыполнения поставленных задач и корректировки предлагаемых решений.

Рассмотрим особенности разработки отдельных этапов стратегии повышения отраслевой конкурентоспособности.

На первом этапе осуществляется оценка состояния объекта стратегического планирования. Предметом анализа роста конкурентоспособности отрасли выступает отраслевой конкурентный потенциал. Главная цель аналитических работ состоит в определении достигнутого уровня конкурентоспособности отрасли в целом, в разрезе ее подотраслей, выявлении сложившихся тенденций развития и факторов, обусловивших тот или иной характер протекания экономических процессов. Значение данного этапа заключается в том, что оценки, полученные в результате аналитической работы, позволяют определить разрыв между желаемым положением дел в отрасли и действительным, а следовательно, более точно сформулировать цели.

Курс действий социально-экономических систем, а также их сплоченность и, следовательно, эффективность деятельности зависят прежде §ЦЦ¥ всего от правильности постановки целей. Цель выступает как единство

; мотивов, средств и результатов. Цель определяется спецификой объек-

та управления. Цель отрасли — желаемый результат, к которому она ой § должна стремиться. Поскольку отрасль — это сложный хозяйственный

^1 механизм, включающий в себя производственные структуры, инфра-

^ | структурные объекты, отраслевые органы управления, цель отрасли

1 представляет собой иерархическую структуру, формирующуюся путем

в декомпозиции целей более высокого уровня в цели более низкого уровня! ня. При разработке отраслевой стратегии роста конкурентоспособности

в важно уделить особое внимание взаимоувязке целей различного уровня,

йоэ приведению их в соответствие друг с другом, чтобы цели более низко-

к®Э го ранга вытекали из целей более высокого уровня, конкретизировали

их, носили подчиненный характер по отношению к ним. Такой процесс предполагает построение «дерева целей», в котором четко фиксируется 23 зависимость «цель — средство».

При постановке целей конкурентной стратегии региональной от»- N расли необходимо учитывать, что общие экономические, социальные и

экологические цели реализуются в рамках социально-экономической и промышленной политики региона. Однако в рамках стратегии роста конкурентоспособности отдельной отрасли возможна их конкретизация и детализация, соответственно, придание стратегическим целям боль-

Ншей достоверности и достижимости.

Выбор и обоснование приоритетных направлений повышения конкурентоспособности — важный этап разработки стратегии. Он необхо-

Ю

%

«К1

2нё Яч >

МнЗ|

нйе

«31

оК

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§! ь Е

« Я41

8Н! й§ о

ЕнО а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

*МЦ МО I £И4

нее

И

н

н

о

н

м

со

Н

дим для консолидации усилий и ограниченных ресурсов на наиболее важных направлениях роста конкурентоспособности. При этом необходимо соблюдать баланс интересов всех сторон, сфера деятельности или существования которых будет затронута в ходе реализации стратегии: населения региона, предприятий отрасли, государства. В то же время, на наш взгляд, когда речь идет об отраслевой стратегии (и в этом ее отличие от стратегии социально-экономического развития региона), при выборе приоритетных направлений повышения конкурентоспособности в первую очередь необходимо исходить из потребностей отрасли как производственного комплекса, решать задачи, связанные с повышением конкурентоспособности производственной деятельности. Первенство интересов отрасли вполне обоснованно, так как наиболее полное удовлетворение интересов и государства, и территории будет достигаться при условии повышения эффективности производственной деятельности предприятий отрасли и роста отраслевой конкурентоспособности.

При разработке стратегии роста конкурентоспособности отрасли необходимо учитывать присутствие вероятностных событий и динамически развивающихся процессов экономического, социального и технического характера. Эти условия влияют на характер и содержательную направленность реализации стратегии. Поэтому разрабатываются различные сценарии, позволяющие рассмотреть разные ситуации, с которыми может столкнуться деятельность отрасли в долговременной перспективе. Сценарии будут отличаться ресурсными возможностями, комбинациями факторов внутренней и внешней среды, намеченными темпами роста и используемым нормативным инструментарием отраслевой политики.

К числу основных требований, которым должен удовлетворять набор сценариев реализации стратегии отрасли, относятся следующие:

- стратегия должна обеспечивать повышение конкурентоспособности в долгосрочном периоде;

- стратегия должна содействовать решению текущих задач отрасли;

- стратегия должна способствовать росту экономической эффективности отрасли в целом и отдельных ее подразделений;

- стратегия должна быть взаимосвязана с развитием региона и национальной отрасли, так как она входит в сферу их делового взаимодействия;

- стратегия должна учитывать и контролировать отраслевые риски хозяйственной деятельности.

Ресурсное обеспечение стратегии повышения конкурентоспособности отрасли должно осуществляться на условиях софинансирования осуществления мероприятий стратегии. Наиболее масштабные задачи, связанные с модернизацией производственной базы, реализацией крупных инвестиционных проектов по развитию производственной инфраструктуры отрасли, развитием научной базы, отрасль не в состоянии решать силами предприятий. Характерная для настоящего времени ситуация децентрализации инвестиционного процесса не может оцениваться как позитивная тенденция. Ориентация на собственные источники жестко связывает возможности инвестирования с прошлым финансовым результатом деятельности предприятий, их возможностями аккумулировать средства, необходимые для инвестирования. Замедляются как процесс накопления средств, так и инвестиционные процессы, что не позволит достичь целей стратегии. В этой связи при разработке стратегии необходимо обоснованно распределить требуемый объем финансовых ресурсов между государством, регионом и отраслью, обеспечить встроенность ме-

О

«К1

2нё Яч >

М^| !3| нйе

«31

Ен^ 1

Ой"

^ 1

5к 1

^ Л £ ё§| ^1

|

8Н! й§ о

ул* ЕнО а

£мщ

МО I £И4

нее

и

н

н

о

н

м

со

Н

роприятий стратегии в существующие федеральные и региональные целевые программы. Требуется детальная проработка механизмов финансирования, включая создание необходимых фондов, для эффективной и рациональной аккумуляции ресурсов.

Необходимым условием для успешного выполнения стратегии является разработка механизма ее реализации. Элементы указанного механизма представлены на рисунке.

Формой реализации стратегии должна стать программа. Для руководства программой необходимо создание минимальной по численности структуры, способной «вписаться» в существующий аппарат управления регионом для выполнения таких функций, как координация и контроль выполнения календарного графика программных мероприятий стратегии, контроль использования ресурсов, руководство группой экспертов, периодически привлекаемых к работе, в том числе для осуществления мониторинга реализации стратегии.

Таким образом, нами выделены следующие особенности разработки отраслевой стратегии роста конкурентоспособности.

Во-первых, необходимость комплексного использования территориально-отраслевого, системного и эволюционного подходов.

Во-вторых, при установлении приоритетов в выборе направлений роста конкурентоспособности первенство должно принадлежать отрасли как производственному комплексу. Стратегия должна быть направлена на решение задач, связанных с повышением конкурентоспособности производственной деятельности. Удовлетворение интересов других сторон носит опосредованный характер и достигается через реализацию интересов отрасли.

Мониторинг целевых показателей стратегии для оценки эффективности ее реализации

Обеспечение возможности корректировки стратегии

Разработка системы мероприятий по реализации стратегии

Механизм

реализации

стратегии

Разработка эффективной организационной модели реализации стратегии

Формирование системы нормативно-правовых актов, регламентирующих реализацию стратегии

Развитие нормативноправовой базы, регулирующей деятельность отрасли

Разработка целевых областных программ повышения конкурентоспособности отрасли

Разработка региональных нормативноправовых актов

Механизмреализации стратегии повышения конкурентоспособности отрасли

В-третьих, необходимо предусмотреть однонаправленность целей и задач региональной отраслевой стратегии с целями и задачами стратегии развития национальной отрасли, а также стратегии развития региона базирования.

о

(N

Список использованной литературы

1. Бусыгин В.М. Инновационная стратегия повышения конкурентоспособности нефтехимического комплекса региона (на примере «Нижнекамскнефтехим»): дис. ... д-ра экон. наук / В.М. Бусыгин. — Казань, 2006.

2. Портер М.Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов / М.Е. Портер; пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.

3. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России / Р. Фатхутдинов // Общество и экономика. — 2003. — № 1. — С. 31-43.

Referenses

1. Busygin V.M. Innovatsionnaya strategiya povysheniya konkurentosposob-nosti neftekhimicheskogo kompleksa regiona (na primere «Nizhnekamsknefte-khim»): dis. ... d-ra ekon. nauk / V.M. Busygin. — Kazan’, 2006.

2. Porter M.E. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otraslei i konkurentov / M.E. Porter; per. s angl. — M.: Al’pina Biznes Buks, 2005. — 454 s.

3. Fatkhutdinov P. Strategicheskaya konkurentosposobnost’ i ekonomika Ros-sii / R. Fatkhutdinov // Obshchestvo i ekonomika. — 2003. — № 1. — S. 31-43.

Информация об авторе

Акулич Оксана Владимировна — кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики, Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан, e-mail: [email protected].

Author

Akulich Oksana Vladimirovna — PhD in Economics, Associate Professor, Chairholder, Chair of Economics, North Eastern State University, Magadan, e-mail: [email protected].

ss?

2s!

KS S

і

Ой"

^ I

!

^1

t

8s!

о

ЕнО ’!

kB 1 ИОЦ

н

Н

О

н Рз

со

н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.