Научная статья на тему 'Методологические аспекты повышения конкурентоспособности рыбной отрасли'

Методологические аспекты повышения конкурентоспособности рыбной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / рыбная отрасль / жизненный цикл отрасли / ИННОВАЦИИ / системный подход / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / потенциал отраслевого развития / Competitiveness / Fisheries sector / industry life cycle / Innovations / System approach / governmental regulation / potential of industry development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулич Оксана Владимировна

Изложена точка зрения автора на развитие теоретических подходов к повышению конкурентоспособности рыбной отрасли. Обоснована необходимость перевода рыбной отрасли на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author's view on the problem of the development of theoretical approaches to fisheries sector competitive recovery and proves the necessity to transfer fisheries sector to innovative way of development.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты повышения конкурентоспособности рыбной отрасли»

УДК 338.242.2 О.В. АКУЛИЧ

ББК 65.050 зав. кафедрой экономики

Северо-Восточного государственного университета, кандидат экономических наук, доцент, г. Магадан e-mail: oksanaakulich@rambler.ru

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ

Изложена точка зрения автора на развитие теоретических подходов к повышению конкурентоспособности рыбной отрасли. Обоснована необходимость перевода рыбной отрасли на инновационный путь развития.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рыбная отрасль, жизненный цикл отрасли, инновации, системный подход, государственное регулирование, потенциал отраслевого развития.

O.V. AKULICH

Chairholder, Chair of Economics, PhD in Economics, Associate Professor,

North-Eastern State University, Magadan e-mail: oksanaakulich@rambler.ru

METHODOLOGICAL ASPECTS OF FISHERIES SECTOR COMPETITIVE RECOVERY

The article presents the author's view on the problem of the development of theoretical approaches to fisheries sector competitive recovery and proves the necessity to transfer fisheries sector to innovative way of development.

Keywords: competitiveness, fisheries sector, industry life cycle, innovations, system approach, governmental regulation, potential of industry development.

Рыбная отрасль — одна из старейших отраслей промышленности России. Рыбные промыслы начали складываться в середине XVII в. Мощное развитие отечественного рыболовства и рыбопереработки произошло в советский период. Так, если в 1920 г. улов рыбы составлял 257 тыс. т, то к 1965 г. он вырос до 5,72 млн т [4, с. 25, 31]. Пик экстенсивного развития рыбной отрасли пришелся на конец 80-х гг. XX в.: к примеру, в 1989 г. физический вылов составил 8,20 млн т [3].

В настоящее время Россия ежегодно вылавливает около 3,2 млн т рыбы, ракообразных и моллюсков, занимая восьмое место в мире по морскому промыслу (против второго места в 80-е гг. прошлого века). Сокращение объемов добычи рыбы и производства рыбной продукции отечественными предприятиями одновременно с усилившейся конкуренцией среди ведущих

рыболовных держав привело к снижению роли России на мировом рынке рыбопродукции и вытеснению ее на рынок сырья Китая и Норвегии.

Желаемый вариант будущего состояния рыбной отрасли России задан концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г. Она предусматривает достижение объема вылова к 2014 г. в 4,85 млн т, а к 2020 г. — 6,58 млн т. Залогом такого устойчивого экономического роста является конкурентоспособность. Конкурентоспособная отрасль в большей степени подвержена положительной экономической динамике, находится в более выгодных условиях, чем ее оппоненты по конкурентной борьбе. Поэтому в настоящее время проблемы повышения конкурентоспособности рыбной отрасли становятся особенно актуальными как в научном, так и в практическом плане.

© О.В. Акулич, 2011

Для разработки теоретических подходов к повышению отраслевой конкурентоспособности в качестве объекта исследования выбрана рыбная отрасль Магаданской области. Исходным моментом в повышении конкурентоспособности рыбной отрасли, на наш взгляд, могло бы стать построение кривой ее жизненного цикла. Как известно, от фазы цикла зависит выбор конкурентной стратегии отрасли. Концепция жизненного цикла может быть применима к рыбной отрасли с некоторыми оговорками: продукция отрасли, как источник ценного белкового сырья, витаминов, микроэлементов, не подвержена моральному старению и всегда будет пользоваться спросом у потребителей, в отличие от обычных товаров, испытывающих колебания спроса в зависимости от вкусов и предпочтений покупателей. В то же время состояние запасов, уровень вылова, способы добычи и переработки уловов, характер производимой продукции будут различны на разных этапах функционирования отрасли. Существование этих различий позволяет предположить, что концепция жизненного цикла может быть использована для периодизации развития рыбной отрасли.

Для построения кривой жизненного цикла рыбной отрасли Магаданской области были проанализированы данные, отражающие ход развития рыбодобычи начиная с 1932 по 2009 г. В ходе анализа выделены следующие фазы: фаза зарождения (1932-1956 гг.); фаза роста (1957-1990 гг.); фаза зрелости (1991 г.-настоящее время).

В таблице приведена сравнительная характеристика фаз жизненного цикла рыбной отрасли Магаданской области по количественным показателям.

Сравнительная характеристика фаз жизненного цикла рыбной отрасли Магаданской области

Показатель, тыс. т Фаза цикла

Зарождение Рост Зрелость

Среднегодовой вылов 13,5 82,4 81,9

Среднегодовой прирост вылова 0,86 3,00 1,60

Максимум годового вылова 24,0 141,0 107,6

Минимум годового вылова 5,0 43,0 49,1

Для отрасли, находящейся в фазе зрелости, конкурентная стратегия, направленная на продление ее жизненного цикла, удержание завоеванных позиций и повышение конкурентоспособности, связана с переходом на инновационный путь развития.

Разрабатывая теоретические представления о повышении конкурентоспособности рыбной отрасли, мы опираемся на системный подход. Рыбная отрасль региона — исключительно сложный и проблемный сектор экономики. Условно в составе рыбной отрасли можно выделить экономическую, социальную и экологическую подсистемы. Каждая из названных подсистем имеет собственную динамику, внутриотраслевые и внешние взаимосвязи. Это значит, что отрасль обладает рядом весьма специфических свойств, которые необходимо учитывать в процессе принятия решений по повышению ее конкурентоспособности. Определяя возможность повышения конкурентоспособности рыбной отрасли через внедрение инноваций, следует предусмотреть инновационные изменения во всех трех ее подсистемах.

Анализ результатов деятельности в рыбной отрасли Магаданской области за почти 80-летний период ее существования позволяет сделать вывод о том, что отрасль очень чувствительна к регулирующим воздействиям государства. Необходимость использовать государственные методы регулирования развития и повышения конкурентоспособности рыбной отрасли определяется следующими обстоятельствами:

1. Именно государство является собственником водных биоресурсов, поэтому оно определяет правила игры при распределении прав на добычу этих ресурсов между конкретными добывающими компаниями.

2. Научные исследования, осуществляемые в отрасли, обусловливаются государственным заказом.

3. Рыбная отрасль выполняет важнейшую социальную функцию — обеспечение населения продовольствием, а решение проблемы продовольственной безопасности — сфера социальной политики государства.

4. Восстановление разрушенной за годы реформ хозяйственной системы рыбной отрасли требует огромных финансовых вливаний, которые не под силу частному бизнесу. По расчетам экспертов, если Россия

наконец-то поставит цель восстанавливать отрасль, то создание одного рабочего места на флоте ей обойдется в 140-250 тыс. дол. США, а на береговых предприятиях — от 2 до 40 тыс. [1].

Задачей органов власти является стимулирование инновационной деятельности с помощью всего арсенала средств и методов, которыми реально располагает государство, включая финансовую поддержку, административное воздействие, информационное обеспечение и т.п.

Меры государственного регулирования традиционно делятся на прямые и косвенные. К прямым мерам государственного регулирования следует отнести разработку программ повышения конкурентоспособности отрасли и перехода ее на инновационный путь развития, а также контроль за исполнением этих программ. Крайне осторожно государство в целях регулирования инновационного развития рыбной отрасли может использовать такой инструмент, как распределение квот на вылов водных биоресурсов. В настоящее время пред-приятия-квотодержатели определены на 2009-2018 гг. Эта мера позволяет рыбодобывающим предприятиям, наделенным квотами, планировать перспективы своей деятельности на десятилетний период. Вся рыбацкая общественность крайне негативно относится к обсуждаемой в Росрыболовс-тве возможности введения так называемых «квот под киль», т.е. передачи части квот судостроительным предприятиям в качестве оплаты строительства рыбодобывающих судов. Однако, на наш взгляд, выделение квот не только добывающим предприятиям, но и судоверфям, а также поселкам, для которых предприятия отрасли являются градообразующими, возможно хотя бы в качестве обсуждаемой перспективной меры.

К косвенным мерам государственного регулирования инновационного развития отрасли следует отнести субсидирование производства высокотехнологичных видов продукции с высокой долей добавленной стоимости. Подобные субсидии в виде льгот по кредитным процентным ставкам могли бы предоставляться предприятиям, осуществляющим закупку не только судов (как это делается в настоящее время), но и перерабатывающего оборудования.

Наконец, задачей государства в целях стимулирования инновационного развития отрасли является формирование инфраструктуры инновационной деятельности, в частности организация отраслевых инновационных центров, а также помощь при создании кооперативных структур кластерного типа.

Для характеристики конкурентоспособности отрасли следует применять такое понятие, как потенциал отраслевого развития. Экономический потенциал представляет собой основу функционирования хозяйствующих субъектов, осуществления ими различных видов деятельности и включает в себя совокупность условий, позволяющих использовать ресурсы, совокупность экономических средств и методов их преобразования, совокупность технологических операций [2].

Рыбохозяйственный комплекс — сложный организм, поэтому под потенциалом отраслевого развития мы будем понимать совокупность потенциальных возможностей использования и наращивания ресурсов экономической, социальной и экологической подсистем рыбной отрасли. Так как рыбная отрасль Магаданской области находится в фазе зрелости своего жизненного цикла и ее дальнейшее функционирование и повышение конкурентоспособности неразрывно связаны с внедрением инноваций, то потенциал отраслевого развития рыбохозяйственного комплекса одновременно должен оцениваться и с точки зрения его инновационности.

В потенциале отраслевого инновационного развития особое значение имеет экономическая подсистема рыбной отрасли. Ее состояние зависит от запасов водных биоресурсов, материально-технической и научной базы, наличия профессиональных кадров. Определяющую роль в экономическом потенциале рыбной отрасли играет состояние запасов. Еще в 1918 г. известный русский специалист в области рыболовства Ф.И. Баранов создал теорию «оптимального улова», получившую дальнейшее развитие как в России, так и за рубежом. Эта теория объединяет промысел, биологию, экономику и экологию, связывая исчерпаемость того или иного ресурса с увеличением интенсивности рыболовства. Существует оптимальная интенсивность рыболовства, которая обеспечивает из года в год максимальный

стабильный улов. Более того, организация оптимально интенсивного промысла способствует стабилизации численности рыб на высоком уровне, так как, изымая старшие возрастные группы, омолаживая популяцию, он усиливает ее рост. Таким образом, состоянием сырьевой базы рыболовства как основы рыбного промысла определяется дальнейшее развитие рыбной отрасли при условии соблюдения оптимального объема вылова и восстановления запасов.

Кроме состояния сырьевой базы потенциал отраслевого развития экономической подсистемы рыбной отрасли обусловливается, во-первых, уровнем развития техники, применяемой в производственном процессе, ее соответствием мировым стандартам; во-вторых, сопряженностью технологических звеньев и производств; в-третьих, организацией труда, т.е. формами и способами соединения людей и орудий производства; в-четвертых, принципами управления отраслью. Инновации в экономической подсистеме рыбной отрасли Магаданской области объективно могут быть связаны с развитием сырьевой базы промысла, комплексным освоением ресурсов прибрежной зоны, внедрением в производство более технологичных видов продукции. Они должны быть направлены на поиск новой техники, современных технологий и организационных форм производства с целью повышения эффективности деятельности и конкурентоспособности отрасли.

Потенциал развития социальной подсистемы помимо повышения эффективности и улучшения условий труда, его материального и морального стимулирования включает совершенствование процесса воспроизводства рабочей силы. В случае с рыбной отраслью Магаданской области инновационное развитие социальной подсистемы предполагает изменения в традиционном укладе коренных малочисленных народов Севера, возможности перехода традиционного рыболовства и морского зверобойного промысла на рыночные пути развития.

Инновационная деятельность в экологической подсистеме должна быть направлена на внедрение в технологический процесс новейших достижений науки с целью повышения эффективности использования естественных ресурсов и сохранения качества природной среды.

Возможные направления инновационного развития различаются по характеру воздействия на социально-экономические процессы в отрасли, по степени проработанности входящих в них мероприятий, по степени обсуж-даемости в среде рыбацких сообществ и на уровне отраслевых и региональных органов управления, по объему необходимых затрат, по своему влиянию на развитие отрасли и региона.

Мы понимаем под инновациями конечный результат реализации инновационного процесса в виде нового продукта или новой (усовершенствованной) технологии, принесший коммерческий или социальный эффект. В этой связи новшества, существующие в настоящий момент в виде научной идеи или проекта, нельзя отнести к инновациям в прямом смысле слова. Они станут инновациями после внедрения в экономические или социальные процессы. Поэтому все мероприятия, имеющие характер новшеств, которые можно использовать для повышения конкурентоспособности рыбной отрасли, следует разбить на три группы:

- инновации в прямом смысле этого слова — внедренные, уже применяемые в региональном рыбохозяйственном комплексе или экономике Магаданской области в целом;

- новшества, готовые к внедрению, обсуждаемые на региональном и отраслевом уровнях, существующие в виде проектов, но внедрение которых откладывается по тем или иным причинам;

- новшества, находящиеся на стадии научной идеи или гипотезы, внедрение которых возможно после завершения процесса их разработки в отдаленной перспективе.

Конкретный перечень инноваций должен определяться программой инновационного развития отрасли. Данный документ должен обоснованно распределять инновационные мероприятия по временным периодам с учетом необходимости соблюдения преемственности различных этапов инновационного процесса.

Таким образом, теоретические подходы к изучению конкурентоспособности рыбной отрасли, на наш взгляд, могут выглядеть следующим образом:

1. Исходным моментом при разработке методов повышения отраслевой конкурентоспособности является выявление фазы

жизненного цикла, в которой находится рыбная отрасль.

2. При исследовании проблем повышения конкурентоспособности рыбной отрасли последняя рассматривается как социально-эколого-экономическая система.

3. Рыбная отрасль — отрасль, чувствительная к государственному регулированию, в связи с чем повышение ее конкурентоспо-

собности должно осуществляться при непосредственном государственном участии.

4. Для характеристики конкурентоспособности рыбной отрасли следует использовать понятие «потенциал отраслевого развития».

5. Выбор конкретных направлений повышения конкурентоспособности рыбной отрасли должен определяться стратегией инновационного развития отрасли.

Список использованной литературы

1. Дворняков В.А. Рыболовство России: Накануне перемен. М., 2000.

2. Демидов В.А., Лебедева Н.Н., Олейник О.С. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития. Волгоград, 2008.

3. Зиланов В. Рыбное хозяйство России: 10 лет спустя [Электронный ресурс] // Обозреватель-Observer. 2000. № 9 (128). URL: http://www.rau.su/observer/N09_00/9_14.htm.

4. Сысоев Н.П. Размещение рыбной промышленности СССР. М., 1967.

Bibliography (transliterated)

1. Dvornyakov V.A. Rybolovstvo Rossii: Nakanune peremen. M., 2000.

2. Demidov V.A., Lebedeva N.N., Oleinik O.S. Regional'naya innovatsionnaya sistema: potentsial i tendentsii razvitiya. Volgograd, 2008.

3. Zilanov V. Rybnoe khozyaistvo Rossii: 10 let spustya [Elektronnyi resurs] // Obozrevatel'-Observer. 2000. № 9 (128). URL: http://www.rau.su/observer/N09_00/9_14.htm.

4. Sysoev N.P. Razmeshchenie rybnoi promyshlennosti SSSR. M., 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.