Научная статья на тему 'Методологическая аргументация определения конкурентоспособности отрасли'

Методологическая аргументация определения конкурентоспособности отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1294
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / отраслевая конкурентоспособность / отраслевые конкурентные преимущества / competitiveness / industrial competitiveness / industrial competitive advantages

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулич Оксана Владимировна

На основе аналитического обзора работ, посвященных отраслевой конкурентоспособности, выделены ключевые свойства данной категории. Определены методологические подходы к формулированию определения отраслевой конкурентоспособности. Дано авторское определение понятия «отраслевая конкурентоспособность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of an analytical review of the works connected with industrial competitiveness the key properties of this category are marked out. The author determines methodological approaches to define industrial competitiveness. The author"s definition of industrial competitiveness is given.

Текст научной работы на тему «Методологическая аргументация определения конкурентоспособности отрасли»

УДК 338.242.2 О.В. АКУЛИЧ

ББК 65.050 зав. кафедрой экономики

Северо-Восточного государственного университета, кандидат экономических наук, доцент, г. Магадан e-mail: [email protected]

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ

На основе аналитического обзора работ, посвященных отраслевой конкурентоспособности, выделены ключевые свойства данной категории. Определены методологические подходы к формулированию определения отраслевой конкурентоспособности. Дано авторское определение понятия «отраслевая конкурентоспособность».

Ключевые слова: конкурентоспособность, отраслевая конкурентоспособность, отраслевые конкурентные преимущества.

O.V. AKULICH

Chairholder, Chair of Economics, PhD in Economics, Associate Professor, North-Eastern State University, Magadan e-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL ARGUMENTATION OF INDUSTRIAL COMPETITIVENESS EVALUATION

On the basis of an analytical review of the works connected with industrial competitiveness the key properties of this category are marked out. The author determines methodological approaches to define industrial competitiveness. The author's definition of industrial competitiveness is given.

Keywords: competitiveness, industrial competitiveness, industrial competitive advantages.

Вопросы конкурентоспособности отраслей отражены в работах М. Портера, И. Ансоффа, Ж.Ж. Ламбена, С. Ахметжановой, А.А. Демченко, Э.Н. Кузбожьева, А.Н. Осипова, И.М. Смолейчука, А.И. Тонких, Е.А. Цельмина, В.Ю. Черемисина и многих других. Однако, несмотря на разнообразие работ по данной проблематике, до последнего времени так и не сложился единый подход ни к формулировке понятия, ни к методам оценки, формирования и повышения конкурентоспособности отрасли. При этом многие исследователи отмечают, что конкурентоспособность отрасли — наименее изученная категория теории конкурентоспособности. Поэтому развитие теоретических и прикладных представлений об отраслевой конкурентоспособности остается важной научной задачей.

Формулирование понятия «отраслевая конкурентоспособность», на наш взгляд, должно основываться на следующих методологических положениях.

Во-первых, сущность категории «отраслевая конкурентоспособность» напрямую зависит от того, что понимается под отраслью. Здесь возможно использование двух подходов — неоклассического и институционального. Согласно первому подходу, отрасль — это «совокупность организационно одинаковых фирм, производящих неотличимую продукцию и конкурирующих на основе цены» [2, с. 28]. В этом случае конкурентоспособность отрасли будет определяться как конкурентоспособность составляющих ее предприятий. Сторонники институционального направления экономической мысли в составе отрасли рассматривают не

© О.В. Акулич, 2011

только непосредственных производителей товара, но и их внешнюю инфраструктуру. «Отрасль — нечто большее, чем совокупность независимых фирм, а межфирменные отношения — нечто большее, чем ценовая конкуренция. Отраслевые институты могут оказывать обратное влияние на организацию отдельных фирм, их стратегию, их коллективную конкурентоспособность» [2, с. 29]. Интеграция этих двух подходов — неоклассического и институционального — позволяет, на наш взгляд, перейти к комплексному рассмотрению категории конкурентоспособности отрасли. Таким образом, отраслевая конкурентоспособность определяется, с одной стороны, конкурентоспособностью фирм, формирующих отрасль, с другой — состоянием их внешней среды, уровнем развития отраслевых институтов и межфирменной кооперации.

Во-вторых, понятие «конкурентоспособность отрасли» является конкретным проявлением более общей экономической категории «конкурентоспособность». Поэтому отраслевая конкурентоспособность, как и конкурентоспособность вообще, базируется на конкурентных преимуществах, т.е. превосходстве над соперниками в условиях конкуренции. Однако отраслевые конкурентные преимущества обладают специфическими особенностями, вытекающими из характеристики отрасли как субъекта мезо-уровня. Социолог Р.Х. Симонян в своей теории мезоуровней исходит из определения среднего звена, которое, не утрачивая признаков исходного объекта, в то же время приобретает признаки следующего звена, что придает ему дополнительную социально-организационную энергию. На основе этой гипотезы Р.Х. Симонян доказал, что средний, промежуточный уровень, расположенный на границе микро- и макросреды, аккумулирует преимущества как нижнего, так и верхнего уровня [7]. Отсюда можно предположить, что конкурентные преимущества отрасли как субъекта мезоуровня не только объединяют в себе все преимущества фирм и внешней макроэкономической среды, но и усиливают их благодаря синергетическому эффекту. Согласно мнению Н.А. Савельевой, «особенностью отраслевых преимуществ является то, что они, как правило, не могут быть созданы на уровне

отдельных фирм, но могут использоваться всеми фирмами для укрепления своего конкурентного положения и повышения потенциала прибыльности» [6, с. 50].

Общепринято деление конкурентных преимуществ отрасли на внутренние и внешние. К внутренним конкурентным преимуществам, как правило, относят: высокую потребность в продукции отрасли; наличие доступа к дешевым ресурсам; высокую долю экспорта наукоемких товаров; высокий удельный вес конкурентоспособных организаций и товаров в отрасли и др. К внешним конкурентным преимуществам отрасли следует отнести: высокий уровень конкурентоспособности страны; активную государственную поддержку малого и среднего бизнеса, науки и инновационной деятельности; открытость общества и рынков; гармонизацию национальной системы стандартизации и сертификации с международной системой; качественную систему подготовки и переподготовки управленческих кадров и др.

На наш взгляд, необходимо также ввести деление конкурентных преимуществ отрасли на универсальные и специфические. Универсальные конкурентные преимущества лежат в основе конкурентоспособности любой отрасли. Специфические конкурентные преимущества связаны с особенностями хозяйственной деятельности конкретной отрасли и не могут быть учтены при анализе конкурентоспособности других отраслей.

В-третьих, по нашему мнению, отраслевая конкурентоспособность не просто находится в тесной взаимосвязи с конкурентоспособностью предприятий, но и имеет определяющее значение по отношению к ней. Именно на уровне отрасли формируется конкурентная среда, в которой действуют предприятия, создаются ключевые факторы их эффективного развития, обусловленные отраслевыми конкурентными преимуществами, определяются перспективы развития отраслевых предприятий. Вне отрасли вообще теряется смысл рассмотрения конкурентоспособности предприятия.

В-четвертых, при исследовании отраслевой конкурентоспособности неприемлем широкий подход к определению объекта исследования, так как природа конкуренции и источники конкурентных преимуществ су-

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

щественно варьируются в пределах специализированных производств. Чем более узкое направление исследуется, тем точнее оценка конкурентоспособности. Этой точки зрения придерживаются многие отечественные и зарубежные исследователи в области конкуренции и конкурентоспособности, что нашло отражение в работах Г.Л. Азоева, А.П. Че-ленкова, И. Ансоффа, С. Ахметжановой, Ж.Ж. Ламбена, Н.А. Савельевой и др.

Наконец, конкурентоспособность отрасли — это способность принимать участие, а не только побеждать в конкурентной борьбе. Нам близка позиция Е.А. Цельмина, который рассматривает конкурентоспособность «не как биполярное понятие "конкурентоспособный (выигравший в конкурентной борь-бе)-неконкурентоспособный (проигравший в конкурентной борьбе)", а как обладание ее определенной степенью, которую в наиболее простой градации можно определить как "низкая, средняя, высокая"» [9, с. 5]. Данный подход позволяет оценивать конкурентоспособность любых субъектов (объектов), а не только занимающих лидирующие позиции на рынке.

Классическое определение конкурентоспособности отрасли дано М. Портером: «Мы определяли отрасль конкретного государства как успешно функционирующую в международных масштабах в том случае, если она обладала конкурентными преимуществами в сравнении с наиболее конкурентоспособными участниками мирового рынка... Мы выбрали в качестве наиболее оптимальных параметров наличие существенного и стабильного экспорта в достаточно большое количество других стран и/или весомый экспорт инвестиций, базирующийся на опыте и созданных активах в своей стране» [5, с. 157]. В качестве критерия оценки уровня конкурентоспособности отрасли М. Портер предлагает рассматривать параметры экспорта. Конкурентоспособность отрасли определяется им через конкурентоспособность отраслевого продукта.

Анализ определений отраслевой конкурентоспособности, данных российскими экономистами [1; 3; 4; 6; 8-10], позволил выделить следующие ключевые характеристики понятия «конкурентоспособность отрасли»:

- конкурентоспособность отрасли носит системный характер — она определяется

конкурентоспособностью субъектов, составляющих отрасль, и конкурентоспособностью макросреды, в которой функционирует отрасль;

- базой для построения конкурентоспособности отрасли являются конкурентные преимущества;

- конкурентоспособность отдельной отрасли проявляется в сравнении ее с конкурирующими отраслями, т.е. она относительна;

- конкурентоспособность отрасли не является чем-то раз и навсегда данным, она может исчезать и появляться, снижаться или повышаться, т.е. носит динамический характер;

- конечная оценка конкурентоспособности отрасли осуществляется потребителем товара, выпускаемого отраслью;

- отраслевая конкурентоспособность является управляемой характеристикой.

Многие авторы определяют конкурентоспособность отрасли по отношению к внешнему рынку. Недостатком данного подхода является, на наш взгляд, ограничение конкурентоспособности только международной ареной, в то время как возможно проводить сравнение между аналогичными отраслями разных регионов (так, мы говорим о рыбной отрасли Магаданской области или рыбной отрасли Мурманской области) или между отраслями, производящими товары-субституты.

Общим недостатком рассмотренных определений является неполный учет ключевых свойств отраслевой конкурентоспособности. Кроме того, ни в одном из определений не упоминается о специфике конкурентных преимуществ, присущих каждой конкретной отрасли, что не позволяет применять обобщенные подходы к исследованию и оценке отраслевой конкурентоспособности. С учетом высказанных замечаний наше определение категории «конкурентоспособность отрасли» выглядит следующим образом: конкурентоспособность отрасли — это отражающее специфику конкретной отрасли динамическое свойство, основывающееся на конкурентных преимуществах составляющих ее предприятий, организаций инфраструктуры и институтов управления, выражающееся в ее способности принимать участие в конкурентной борьбе в определенный период и на определенном рынке.

Список использованной литературы

1. Ахметжанова С. Оценка конкурентоспособности отрасли // Маркетинг — инструмент конкуренции: сб. ст. М., 2002. С. 95-103.

2. Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. М., 2002.

3. Демченко А.А., Кузбожьев Э.Н. Управление конкурентоспособностью предприятий отраслевого комплекса. Курск, 2002.

4. Осипов А.Н. Повышение конкурентоспособности продукции зернового производства: (теория, методология, практика): дис. ... д-ра экон. наук. М., 2008.

5. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. М., 1993.

6. Савельева Н.А. Формирование конкурентоспособности в отраслях промышленного производства: теория и методология: дис. ... д-ра экон. наук. Ростов н/Д, 2005.

7. Симонян Р.Х. Коллектив, соревнование, личность. М., 1983.

8. Смолейчук И.М. Конкурентоспособность легкой промышленности стран Дальнего Востока. Владивосток, 2000.

9. Цельмин Е.А. Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности отрасли в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

10. Черемисин В.Ю., Валов И.И., Алексеев А.А. Управление конкурентоспособностью отраслевого продукта: препр. СПб., 2002.

Bibliography (transliterated)

1. Akhmetzhanova S. Otsenka konkurentosposobnosti otrasli // Marketing - instrument konkurentsii: sb. st. M., 2002. S. 95-103.

2. Best M. Novaya konkurentsiya. Instituty promyshlennogo razvitiya. M., 2002.

3. Demchenko A.A., Kuzbozh'ev E.N. Upravlenie konkurentosposobnost'yu predpriyatii otraslevogo kompleksa. Kursk, 2002.

4. Osipov A.N. Povyshenie konkurentosposobnosti produktsii zernovogo proizvodstva: (teoriya, metodologiya, praktika): dis. ... d-ra ekon. nauk. M., 2008.

5. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya: per. s angl. / pod red. i s predisl. V.D. Shchetinina. M., 1993.

6. Savel'eva N.A. Formirovanie konkurentosposobnosti v otraslyakh promyshlennogo proizvodstva: teoriya i metodologiya: dis. ... d-ra ekon. nauk. Rostov n/D, 2005.

7. Simonyan R.X. Kollektiv, sorevnovanie, lichnost'. M., 1983.

8. Smoleichuk I.M. Konkurentosposobnost' legkoi promyshlennosti stran Dal'nego Vostoka. Vladivostok, 2000.

9. Tsel'min E.A. Sovershenstvovanie mekhanizma obespecheniya konkurentosposobnosti otrasli v usloviyakh globalizatsii: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2006.

10. Cheremisin V.Yu., Valov I.I., Alekseev A.A. Upravlenie konkurentosposobnost'yu otraslevogo produkta: prepr. SPb., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.