Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
906
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ФОНЕТИЧЕСКАЯ ИГРА / ИГРА / НАВЫК / ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ / СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кинзябаева Г.Р.

В статье раскрывается сущность слухо-произносительных навыков при обучении английскому языку, особенности формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников на уроках английского языка, проводится анализ литературы по данной теме

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 1

Кинзябаева Г.Р.

студент-магистрант кафедры английского языка Института филологического образования и межкультурных коммуникаций Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

(Россия, г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в статье раскрывается сущность слухо-произносительных навыков при обучении английскому языку, особенности формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников на уроках английского языка, проводится анализ литературы по данной теме.

Ключевые слова: английский язык, фонетическая игра, игра, навык, фонетический навык, речевая деятельность, процесс обучения, правильное произношение, начальный этап обучения, младший школьный возраст, артикуляция звуков, слухо-произносительные навыки.

Актуальность темы работы заключается в особой важности и сложности этапа формирования слухо-произносительных навыков у младших школьников на уроках английского языка. И учитель и учащиеся на данном этапе прикладывают серьезные усилия, так как затраты времени и вложенные силы окупаются, при условии овладения младшими школьниками этим умением на начальном этапе при строгой отработке фонетических навыков, в том числе и фонетической зарядки на минимально необходимом материале, обеспечении мотивационного уровня и надежной базы для формирования англоязычной коммуникативно-речевой деятельности.

Фонетические навыки традиционно разделяются на две группы: слухо-произносительные и ритмико-интонационные. В рамках нашего исследования дадим определение в первую очередь слухо -произносительным навыкам.

Формирование фонетических или слухо-произносительных навыков является основной целью при обучении английскому языку в младшей школе [1 С. 64-65].

Рассмотрим классификацию слухо-произносительных навыков, в литературе существует деление на аудитивные или слуховые, произносительные и ритмико-интонационные навыки.

К аудитивным или слуховым навыкыкам относят навыки, которые предполагают формирование действий и операций по узнаванию отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений.

К произносительным навыкам относят те навыки которые способствуют правильной артикуляции звуков и соединению их в слова, словосочетания и предложения, вырабатывать способности расставления ударений, использования пауз и интонаций.

К ритмико-интонационным навыкам относят навыки на знание логических экспрессивных моделей ударения и интонем.

Таким образом, развитие слухо-произносительных навыков является важнейшим элементом в процессе обучения младших школьников английскому языку и заключается в способности восприятия и правильной ассоциации слышимого звука или интонемы с присущим им значением и воспроизводить звуки и интонемы, которые соответствуют заданным значениям.

Проблема особенностей формирования слухо-произносительных навыков младших школьников тесно связана со спецификой звуковой системы английского языка, особенностями методов и подходов к обучению англоязычного произношения.

Обучение произношению иноязычным звукам в методике преподавания английскому языку используются упражнения на рецепцию, упражнения на продукцию (репродукцию), тесно связанные между собой и направленные на формирование и слуховых (фонематический слух) и в тоже время произносительных (или артикуляционных) навыков [1, С. 56-58].

Для обучения произношения иноязычных звуков используются

а) упражнения на рецепцию и

б) упражнения на репродукцию / продукции .

Они тесно связаны между собой и нацелены на формирование как слуховых (фонематический слух), так и произносительных (или артикуляционных) навыков [1, С. 56-58].

В методике преподавания иностранных языков при формировании слухо-произносительных навыков приоритет отдается трем основным подхода к обучению фонетики: артикуляторному подходу, акустическому подходу и дифференцированному подходу.

Артикуляторный подход основан на следующих особенностях, и основных положениях:

1 При начальном обучении английскому языку необходимо в первую очередь отработать постановку звуков с помощью вводного фонетического курса;

2 Отдельная тщательная отработка каждого звука;

3 Изучение работы органов артикуляции при каждом звуке для обеспечения частоты произношения;

4 Слуховые и произносительные навыки должны формироваться в раздельном обучении.

Соответственно артикуляторному подходу принадлежат основные методы и приемы работы со звуком:

A) Прием ориентировки, который заключается в том, что младшие школьники знакомятся с положением органов речи при произнесении звуков;

Б) Прием планирования, при котором учащиеся пытаются воспроизвести нужное положение своих органов речи;

B) прием артикулирования, который собственно заключается в произнесении звука.

Г) Прием фиксирования, при котором произнеся звук, необходимо на некоторое время сохранить органы речи в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

Д) Прием обработки звука в системе фонематических упражнений, который при обучении в младшей школе целесообразно проводить с помощью различных фонематических игр. Изучаемый звук должен произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).

Безусловной заслугой данного подхода можно считать создание системы фонетических упражнений с учетом возможной интерференции, а также то, что формированию фонетических навыков впервые стали уделять заслуженное внимание.

Однако у этого подхода есть и значительные недостатки, которые справедливо отмечаются современными методистами. Эти недостатки заключаются в том, что вводные фонетические курсы отнимают неоправданно много времени у начинающих, а чистоты навыка при этом не дают. При переходе от одного звука к другому наступает деавтоматизация навыка, что особенно очевидно при обучении экспрессивной речи. Обучение произношению в отрыве от слуховых/аудитивных навыков также не слишком эффективно сегодня, когда целью обучения является формирование различных составляющих коммуникативной компетенции [4].

Акустический подход заключается в слуховом восприятии речи и имитировании звуков, а не на сознательное усвоение.

Чистоте фонетического навыка не придается большого значения. Методисты считают, что для общеобразовательной школы в чистом виде подход не подходит, ссылаясь на большой процент ошибок у детей.

В образовательных учреждениях широкое применение получил подход, разработанный Л.В. Щерба, и опирающийся на сочетании двух вышеописанных подходов, так называемый дифференцированный подход [4].

Дифференцированный подход при обучении слухо-произносительных навыков заключается в:

а) комплексном включении различных анализаторов в учебный процесс, что должно способствовать более эффективному формированию речевых навыков;

б) отработке наиболее сложных для усвоения операций, которая осуществляется изолированно;

в) становлении произносительных, лексических и грамматических навыков, которое невозможно без их включения в речь;

г) индивидуальном подходе, который определяет эффективность формирования речевых навыков [4].

Итак, подходы к введению фонетического материала разделяют на 3 типа: артикуляторный подход (методы -

ориентировка, планирование, артикулирование, фиксирование и отработка); акустический подход (методы - слуховое восприятие и имитация); и дифференцированный подход (методы - ориентировка, аудирование, отработка).

Список использованной литературы

1 Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Под ред. А.О.Куклина. - К.: Высшая школа, 2005

2 Певцова А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 64-65. — URL https://moluch.rU/archive/111/26475/ (дата обращения: 19.11.2018).

3 Пупина Ю. Г. Подходы к формированию фонетических навыков // Вестник Московской международной академии, по. 1, 2017, рр. 220-223.

4 Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам. Обзор основных направлений методической мысли в России. / Ред. Л.В. Московкин. Санкт-Петербург, Око, 2008, 108 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.