Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ФОНЕТИЧЕСКАЯ ИГРА / ИГРА / НАВЫК / ФОНЕТИЧЕСКИЙ НАВЫК / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКОВ / СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кинзябаева Г.Р.

В статье раскрывается сущность слухо-произносительных навыков при обучении английскому языку, значение фонетических игр при обучении английскому языку у младших школьников, приводятся примеры применения фонетических игр на уроках английского языка в младшей школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

УДК 1

Кинзябаева Г.Р.

студент-магистрант кафедры английского языка Института филологического образования и межкультурных

коммуникаций

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

(Россия, г. Уфа)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛУХО-ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ

НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: в статье раскрывается сущность слухо-произносительных навыков при обучении английскому языку, значение фонетических игр при обучении английскому языку у младших школьников, приводятся примеры применения фонетических игр на уроках английского языка в младшей школе.

Ключевые слова: английский язык, фонетическая игра, игра, навык, фонетический навык, речевая деятельность, процесс обучения, правильное произношение, начальный этап обучения, младший школьный возраст, артикуляция звуков, слухо-произносительные навыки.

Актуальность темы обусловлена тем, что первостепенной задачей изучающего английский язык является овладение его фонетическим строем, т.е. умение правильно произносить звуки английского языка как изолированно, так и в потоке речи, правильно оформлять речь интонационно.

При формировании фонетического навыка происходит перестройка привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в русском и английском языках, формирование фонетического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе говорения и чтения.

Фонетические навыки традиционно разделяются на две группы: слухо-произносительные и ритмико-интонационные. В рамках нашего исследования дадим определение в первую очередь слухо -произносительным навыкам.

Формирование фонетических или слухо-произносительных навыков является основной целью при обучении английскому языку в младшей школе [1 С. 64-65].

Рассмотрим классификацию слухо-произносительных навыков, в литературе существует деление на аудитивные или слуховые, произносительные и ритмико-интонационные навыки.

К аудитивным или слуховым навыкыкам относят навыки, которые предполагают формирование действий и операций по узнаванию отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений.

К произносительным навыкам относят те навыки которые способствуют правильной артикуляции звуков и соединению их в слова, словосочетания и предложения, вырабатывать способности расставления ударений, использования пауз и интонаций.

К ритмико-интонационным навыкам относят навыки на знание логических экспрессивных моделей ударения и интонем.

Таким образом, развитие слухо-произносительных навыков является важнейшим элементом в процессе обучения младших школьников английскому языку и заключается в способности восприятия и правильной ассоциации слышимого звука или интонемы с присущим им значением и воспроизводить звуки и интонемы, которые соответствуют заданным значениям.

Начальный этап обучения английскому языку у младших школьников наиболее благоприятен для использования фонетических игр в качестве иллюстративного материала и упражнений для выработки наиболее трудных для произношения звуков, отработки интонации или в качестве фонетической зарядки.

Фонетическая игра на уроке английского языка наиболее полезна в младшей школе и формирует у учащихся правильное произношение английских звуков, интонационное оформление речи и ударения, артикуляцию звуков, развитие фонетического слуха, развитие психических процессов [3, с. 3].

Существуют фонетические игры, которые предназначены для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений, а так же для получения навыков аудирования. Небольшую игру можно проводить на каждом уроке английского языка. Учитель становится ненадолго ведущим игры, а ученики участниками [2, С. 1016-1019].

Очень большую группу фонетических игр представляют собой различные сказки и истории с постоянными персонажами, использование которых возможно из урока в урок.

В работе не будем проводить пример фонетических игр, их на сегодняшний день существует множество, направленных на самые разные задачи, поэтому считаем необходимым провести подобие классификации фонетических игр.

Принципами классификации игр послужили педагогические условия формирования познавательной деятельности, поэтому фонетические игры на уроках английского языка делятся на игры, развивающие психические познавательные процессы; формирующие социокультурную компетенцию; формирующие картину предметного мира; развивающие эмоционально-эстетические переживания - это первая классификация. Однако, наиболее удобной для работы с детьми, на мой взгляд, является вторая классификация - по учебным темам. Третьей классификацией служит разделение по видам: фонетические игры, наиболее подходящие для уроков английского языка в начальной школе относятся в первую очередь стихотворения, пословицы и поговорки, игры-имитации, игры-загадки, игры-соревнования, игры с предметами, игры-лото со звуками, игры на внимательность.

Рассмотрим достоинства применения фонетических игр в начальной школе.

Применение фонетических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет, во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонетического восприятия организовать деятельность ребенка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам английского языка.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в нее дидактический материал по английскому языку разноуровневого характера.

В-четвертых, на примере фонетических игр учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонетического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по английскому языку в начальной школе.

Эффективным средством усвоения фонетического материала является использование скороговорок, рифмовок, пословиц и поговорок.

Очень эффективны английские скороговорки при отработке произносительных навыков.

Достоинством фонетических игр для изучения английского языка являются следующие: способствование формированию и совершенствованию фонетических навыков, могут послужить для снятия психологических барьеров и трудностей овладения фонетической стороной речи, способны сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

Фонетические игры на уроках английского языка используются для развития у детей слухового внимания и памяти, умения слышать и дифференцировать звуки по долготе и краткости, слышать межзубные звуки, тренировки учащихся в произнесении иноязычных звуков, разучиванию стихов с целью их воспроизведения по ролям.

Но при всех достоинствах, при использовании фонетических игр нельзя забывать и о других методиках, перегруз младших школьников большим количеством игр может дать обратный эффект, в первую очередь появится утомление и потеря интереса.

Таким образом, игры на развитие фонетического восприятия позитивно влияют на способность учащихся к артикуляции и восприятию английских звуков. На разных этапах обучения английскому языку в начальной школе необходимо включать задания направленные на улучшение фонологического навыка. Игровая, познавательная форма подачи учебного материала помогает учителю расширить лексический запас школьников, углубить знания по грамматике, развить навыки активного говорения, улучшить произношение и повысить интерес к изучению иностранного языка.

При систематическом применении фонетических игр на уроках иностранного языка, дети успешно овладевают фонетическими навыками.

Список использованных источников и литературы:

1 Певцова А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 64-65. — URL https://moluch.ru/archive/111/26475/ (дата обращения: 19.11.2018).

2 Пудовкина Н. В., Куляпина С. В. Развитие фонематического восприятия учащихся на уроках английского языка в начальной школе // Молодой ученый. — 2016. — №8. — С. 1016-1019. — URL https://moluch. ru/archive/112/28728/ (дата обращения: 20.11.2018).

3 Чугунова А.Е. Методическая разработка раздела программы по английскому языку «Формирование фонетических навыков» у младших школьников». 2013. С. 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.