Н. И. Евсеева
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Работа представлена кафедрой иностранных языков Орловского государственного университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор В. Н. Правдюк
49
В статье рассматривается необходимость знания иностранного языка любым высококвалифицированным специалистом, что связано с потребностью извлекать информацию из специальной научной литературы на иностранном языке, чтобы быть хорошо информированным в своей области знании и уметь общаться с зарубежными коллегами. Особое внимание уделяется проблеме формирования навыков самостоятельной деятельности, развития способностей творческого мышления студентов п их умению продуктивно осуществлять самообучение при использовании сочетания современных методов обучения и самостоятельной работы студентов.
Ключевые слова: иностранный язык, самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учебное задание, овладевать, знания, умение, цель, творческая работа.
The article deals with the absolute necessity of knowledge of a foreign language for any highly-qualified specialist as s/he has to read much of a special scientific literature in foreign languages to be well informed in their field of knowledge and to be able to communicate with foreign colleagues. Special attention is paid to the problem of developing students' individual activity, their abilities to think creatively and to work productively using the combination of up-to-date methods of teaching, students' independent work and educational tasks.
Key words: Foreign language, individual activity, independent work, educational tasks, to master, knowledge, ability, goal, creative work.
Обучение иностранному языку студентов неязыковых специальностей рассматривается как составная часть вузовской программы гуманитаризации высшего образования, как органическая часть процесса осуществления подготовки высококвалифицированных специалистов, активно владеющих иностранным языком как средством межкультурной коммуникации как в сферах профессиональных интересов, так и в ситуациях повседневного общения. Владение иностранным языком позволяет реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новыми технологиями в области науки и техники, установление контактов с зарубежными фирмами и предприятиями, т. е. обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции специалистов, выпускаемых вузами.
Целевой компонент обучения иностранному языку на неязыковом факультете определяет конечный результат - выпуск специалиста, осознающего и понимающего целесообразность изучения иностранного языка как средства межкультурной коммуникации, владеющего комплексом знаний и умением самостоятельно их пополнять и совершенствовать. Таким образом, в соот-
ветствии с целями обучения иностранному языку на неязыковом факультете помимо основной задачи - освоение программы высшей школы, т. е. изучение нового лек-сико-грамматического материала, - важным является освоение различных видов речевой деятельности, углубленное изучение иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации. Необходимо научить студентов видеть в иностранном языке средство получения, расширения и углубления системных знаний по специальности; и средство самостоятельного повышения своей профессиональной квалификации, т. е. развивать навыки самостоятельной деятельности студентов в условиях реально протекающего учебного процесса.
Мы рассматриваем учебное задание по иностранному языку как средство формирования самостоятельной деятельности, принимая во внимание тот факт, что оно является формой воплощения и средством реализации содержания образования. Следует отметить, что учение об активном характере учебной деятельности, развивающееся совместными усилиями педагогов, психологов, методистов, стало ныне фундаментом развития навыков самостоятельной деятельности студентов. Оно отража-
ет новые требования, предъявляемые нашим обществом к образованию, которое становится сегодня таким же важным фактором, каким является наука для технологии производства. Учебное задание - многоплановая дидактическая технологическая категория. Предлагая учащимся для выполнения задание, преподаватель вместе с тем передает им содержание образования. Но содержание не в чистом виде, а воплощенное в задании. А для присвоения содержания необходимо, чтобы студент принял задание и верно его выполнил. Если студент не верно выполняет задание, то он не присваивает заключенного в нем содержания образования, которое может быть присвоено только за счет собственной деятельности студента при правильном выполнении учебного задания. Таким образом, учебное задание как педагогическое явление, рассматриваемое в контексте деятельности обучения, является формой воплощения и средством реализации содержания образования.
Понятие деятельности играет ключевую роль в большинстве психолого-педагогических и дидактических исследований, а признаком, объединяющим понятие «деятельность» во всех отраслях знания, является активность. Таким образом, под самостоятельной деятельностью в учебном процессе мы понимаем систему активных действий студентов, которая включает в себя: формулировку цели деятельности, постановку и решение познавательной проблемы, контроль над ходом и результатом осуществления действий. Основными структурными компонентами деятельности выступают: мотив, цель, содержание, предметные действия и результат. Важнейшим источником учебной деятельности является познавательный интерес, формирующий у студента потребность в учебной деятельности. Потребность - это основной источник активности, который характеризует положительное отношение человека к деятельности.
Мотивацией при овладении иностранным языком прежде всего служит профессиональная потребность студента, готовящегося стать высококвалифицированным специалистом со знанием иностранного языка. В этой связи одной из главных особенностей учебного предмета «Иностранный язык» в вузе на неязыковых факультетах является его профессионально-ориентированный характер, отраженный в учебной цели и содержании обучения. Достичь знаний высокого уровня и осознанности этих знаний и обучения в целом возможно только в процессе целенаправленной учебной деятельности.
Организовать самостоятельную учебную деятельность в процессе обучения можно только при наличии соответствующей четкой системы самостоятельной работы. Высшая школа отличается от средней специализацией, но главным образом методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучающихся. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов, а студент сам осуществляет познание. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.
Для эффективности самостоятельной работы студентов необходимо выполнять ряд условий:
1. Обеспечение правильного сочетания объемной аудиторной и самостоятельной работы. Большую роль здесь играет правильное определение трудоемкости различных видов самостоятельных работ, изучение бюджета времени студента, оснащенность методической литературой.
2. Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее. Это условие предполагает постепенный переход студента с позиции ведомого на активную позицию самообразования. При этом процесс самостоятельной работы, который учит мыслить, анализировать, учи-
тывать условия, решать возникшие проблемы постепенно превращается в творческий.
3. Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий. Третье условие -это обеспечение студента соответствующей учебно-методической литературой, адресами интернет-сайтов, сопровождаемых краткой аннотацией их содержания (интернет-словари, программы для запоминания слов, говорящие книги, библиотеки, курсы иностранного языка, которые могут способствовать более успешному осуществлению самостоятельной работы).
4. Контроль за организацией, ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Присутствие этого условия в той или иной форме необходимо в первых трех, чтобы контроль стал не столько административным, сколько именно полноправным дидактическим условием, положительно влияющим на эффективность самостоятельной работы студента в целом.
Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной работы студентов: репродуктивный, реконструктивный и творческий. На первом уровне выполняются самостоятельные работы по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков. На втором уровне в ходе выполнения реконструктивных самостоятельных работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На третьем уровне выполняется творческая самостоятельная работа, которая требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Студент самостоятельно произ-
водит выбор средств и методов решения (сюда относятся учебно-исследовательские задания, курсовые и дипломные проекты).
Эффективность выполнения самостоятельной деятельности, формирование понятий путем самостоятельной работы с учебными материалами и средствами зависят от формирования у студентов способов логического анализа, контрольно-оценочных операций. Однако опыт показывает, что в большинстве случаев в вузе не обучают целенаправленной логике рассуждений на материале отдельных предметов, не учат правилам и логическим требованиям определения понятий. В результате понимание определения, умение его самостоятельно сформулировать подменяется буквальным запоминанием готовой формулировки. Все вышесказанное относится и к занятиям по иностранному языку как непрофилирующему предмету.
В ходе исследования было выявлено, что большинство студентов не владеют навыками самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа ведется только на репродуктивном и реконструктивном уровнях, не достигая творческого уровня.
Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний, побуждает студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решения.
Между учебной деятельностью под руководством преподавателя и самостоятельными ее формами также существует различие, на которое не обращается достаточного внимания. Когда преподаватель ведет студентов от понятия к действительности, такой подход имеет силу только методического приема. Когда речь идет о формировании понятия путем самостоятельной ра-
боты с учебными материалами и средствами, условия деятельности решительно изменяются. Первым среди этих условий является формирование способов логического анализа источников учебной информации, в частности способы логического анализа информационных моделей, в которых фиксируется содержание научных понятий, что одновременно составляет одну из важнейших задач обучения, рассчитанного на подготовку студентов к самостоятельной учебной деятельности. Вторым важным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности является овладение продуктивными способами решения учебных задач, и обеспечение этого условия практически невозможно без активного методологического и методического участия преподавателя.
Что касается осуществления контроля и оценки хода и результата решения задачи, то формирование контрольно-оценочных операций должно идти от овладения способами контроля и оценки действия преподавателя и других студентов через контроль и оценку собственной работы под руководством преподавателя к самоконтролю и самооценке самостоятельной образовательной деятельности.
Следует отметить, что проблема организации самостоятельной деятельности студентов по иностранному языку является достаточно сложной, и особенно актуальными становятся методы ее организации и управления, использование инновационного подхода в обучении. К инновацион-
ным методам обучения можно отнести компьютерное обучение, кейс-стади, модульное обучение. Одной из форм по привлечению студентов к активной творческой деятельности и формированию навыков самостоятельной деятельности можно считать подключение их к творческой работе, например, при выполнении проектов.
Поэтому преподавателю необходимо использовать такие методы и формы работы, которые обеспечивают ситуацию близкую к свободному владению языком в практических целях на основе исследовательской по своему характеру творческой деятельности. Для ее формирования необходимо обучать студентов приемам самостоятельной работы, таким как извлечение основной информации из текста с последующей ее интерпретацией; сообщение этой информации своим одногруппникам и адекватное оформление этой информации в грамматическом и структурном отношении в письменном виде.
Таким образом, можно прийти к выводу, что работу по привитию студентам навыков самостоятельной деятельности необходимо направлять на углубленное овладение ими иностранным языком. Указанные цели могут быть достигнуты за счет рациональной организации аудиторных занятий, с помощью дополнительных по объему и индивидуализированных по своему характеру заданий для самостоятельной проработки, а также использования современных методов обучения, направленных на развитие самостоятельности и творчества студентов.