Научная статья на тему 'Познавательная самостоятельность у студентов в изучении иностранного языка при дифференцированном подходе'

Познавательная самостоятельность у студентов в изучении иностранного языка при дифференцированном подходе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ РЕЧЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Майя Егоровна

Рассматривается необходимость освоения иностранного языка студентами через аудиторную и самостоятельную работу. Исследованы все виды, методы самостоятельных работ студентов будущих учителей физической культуры и спорта в процессе изучения иностранного языка но дифференцированным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Познавательная самостоятельность у студентов в изучении иностранного языка при дифференцированном подходе»

УДК 378:796(076)

Захарова Майя Егоровна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков по гуманитарным специальностям Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова, тауаіга@ mail.ru, Якутск

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ

Maya Egorovna Zakharova

Senior tutor of the chair of foreign languages, North-Eastern State University named after М. K. Ammosov, mayaiza@mail.ru, Yakutsk

COGNITIVE AUTONOMY AT STUDENTS IN THE STUDY OF FOREIGN LANGUAGE WHEN DIFFERENTIAL APPROACH

Разрабатывая содержание профессионального становления будущих учителей физической культуры и спорта и тренеров в процессе изучения иностранного языка, мы предусмотрели необходимость изучения иностранного языка не только через аудиторную, но и самостоятельную работу. Мы считаем необходимым при реализации третьего педагогического условия - использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов, использование самостоятельной работы студентов.

Различные аспекты самостоятельной работы, а также самообразования широко представлены во многих источниках [1; 2; 3; 4; 5; 6]. Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой с одной стороны учебное задание, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении задания, которое приводит учащихся либо к получению нового знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний [5, с. 146].

В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности. Познавательная деятельность студентов осуществляется под руководством преподавателя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых должен возрастать. Но как показывает практика обучения в вузе, ведущая активность остается за преподавателем, выступающего в роли ретранслятора и контролера знаний. В итоге большинство студентов предпочитают репродуктивные методы работы.

В педагогической работе не сложилось единого мнения по вопросу, что же понимается под самостоятельной работой. Одними авторами самостоятельная работа определяется как метод обучения (В. Б. Еондарен-

226

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ...

ский, П. А. Глоридов, Е. Л. Клещев и др.), другими как прием, метод обучения (В. А. Маркова, А. М. Нетылько, А. В. Усова и др.), третьими - как форма организации деятельности (Н. Г. Дайри, Б. П. Есипов, Р. А. Низамов и др.), четвертыми - как педагогическое средство обучения, подготовки к самообразовательной деятельности (Г. Н. Кулагина, Г1. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.)

Самостоятельная работа носит деятельностный характер и поэтому в ее структуре можно найти компоненты, характерные для деятельности: мотивационные звенья, постановка конкретной задачи, выбор способов выполнения, исполнительское звено, контроль. В связи с этим можно выделить уровни, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1. Мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует).

2. Четкая постановка познавательных задач.

3. Алгоритм, метод выполнения работы.

4. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.

5. Определение видов консультационной помощи.

Критерии оценки, отчетности.

Виды и формы контроля

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности можно выделить различные типы самостоятельных работ. Рассмотрим некоторые, наиболее характерные классификации самостоятельных работ: В. Д. Добромыслов, Е. Я. Голант, А. Ф. Соловьева, А. Г. Коваль классифицируют самостоятельные работы по отдельным дисциплинам, пытаясь учесть особенности мыслительных операций ученика при различных объектах познания и использования различных источников знания. По классификации И. И. Малкина каждый вид и тип самостоятельных работ определяет характер познавательной деятельности учащегося, степень его самостоятельности и творчества в выполнении работы. Он делит самостоятельные работы на четыре вида: репродуктивные, познавательно-поисковые, творческие, познавательно-практические. У П. И. Пидкасистого основным критерием является типизация умственных и практических действий ученика в ходе выполнения самостоятельной работы. Он выделяет: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие работы.

Мы сгруппировали виды самостоятельных работ в зависимости от дидактической цели и характера учебной деятельности. Наглядно это представлено таблице. В самостоятельную работу обучение говорению не включено, т. к. данный аспект работы должен проводиться при участии преподавателя.

Виды самостоятельных работ студентов при обучении по дифференцированным программам (таблица):

Виды самостоятельных работ Дидактическая цель Деятельность студентов

- Работа со словарями и справочниками - Составление словарей по группам - Получение знаний о справочной литературе - отработка практических навыков по работе со словарем и справочниками Репродуктивный, реконструктивный

Работа с компьютерными технологиями Получение новых знаний Репродуктивный, реконструктивный

Упражнения Формирование умений и навыков по аспектам языка (фонетика. Лексика, грамматика) Репродуктивный, реконструктивный,

Чтение текстов по специальности и по страноведению Развитие умений и навыков чтения, формирование умений реферирования Реконструктивный, творческий

Самостоятельная работа при овладении иностранным языком способствует развитию познавательной мотивации и вырабатывает стремление к поиску новых знаний и создает предпосылки для самообразования. Самообразование - это управляемый самим субъектом процесс обучения. Цель самообразования по мнению некоторых исследователей следующая:

- приращение личностного знания (А. К. Громцева, Г. Ф. Васильева и др.);

- приращение образованности (Г. Н. Сериков);

- совершенствование личностных качеств (М. С. Башкиров, В. М. Вергасов);

- рост уровня готовности личности к самообразованию (А. К. Громцева, Г. Н. Сериков).

Мы в своем исследовании остановились на следующей цели самообразования: повышение уровня образованности студентов. Решающая роль принадлежит самому студенту при отборе содержания образования, выбор форм, методов и средств его реализаций. К формам и методам самообразования относятся:

а) работа с источниками информации;

б) коллективная работа (беседа, семинары, культура слушания, диалог с собеседником);

в) планирование домашней работы на определенный срок;

г) методика выделения главного, систематизация форм и методов работы и т. д.;

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ У СТУДЕНТОВ...

д) методы само стимулирования самообразования (самоубеждение, само-инструктирование, самонапоминание и т. д.).

На первых практических занятиях мы познакомили студентов с логической схемой дисциплины «иностранной язык» и разграничили учебный материал для самостоятельной работы в аудитории и дома. На занятии мы работали лишь с тем материалом, усвоение которого должно находиться под контролем преподавателя. Часть грамматического материала, работа над пополнением словарного запаса и особенно чтение было включено в самостоятельную работу студентов. Далее шел процесс обучения основам работы с книгой (словари, справочники по грамматике, учебники, журналы и газеты).

Самостоятельная работа на практических занятиях включала в себя и работу с ТСО. В репродуктивных упражнениях отрабатывалось произношение и техника чтения. Реконструктивные и творческие задания способствовали обучению аудированию (слушанию и пониманию монологических высказываний и беседы на иностранном языке).

Наиболее значимым компонентом самостоятельной работы является чтение и развитие обобщенных умений работы с иноязычной литературой, которые создают предпосылки для самообразования, Реализация поставленной задачи осуществлялась нами специальными упражнениями для овладения средствами и способами осуществления деятельности. Первые служат для накопления определенного запаса языковых единиц и приобретения языковых связанных с их узнаванием и декодированием при чтении; вторые на развитие умений смысловой переработки информации. Окончательное формирование умений происходит в результате практики в чтении.

В плане содержания самостоятельная работа включала в себя также и различные задания и упражнения, соответствующие трем уровням самостоятельных действий: репродуктивному, реконструктивному, творческому. Для дифференцированного обучения мы использовали элементы программированного обучения. Это были программированные операционные карты по грамматике и терминологической лексике, а также программа по обучению переводу с использованием словаря. Студенты работали самостоятельно в дифференцированном диапазоне. Такой вид работы позволил развить ряд навыков в более короткие сроки, чем при традиционной методике.

В целом же самостоятельная работа с предварительным обучением приемам работ имела несколько положительных моментов: позволила индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, предоставила определенную свободу творчества, дисциплинировала и способствовала повышению заинтересованности и сознательности в овладении языком.

Библиографический список

1. Гиниатулин, И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете [Текст]/ И. А. Гиниатулин. -Свердловск: 1990. - 96 с.

2.29

2. Громцева, А. К. Формирование у щкольников готовности к самообразованию [Текст]/ А. К. Громцева. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.

3. Нильсон, О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся [Текст]/ О. А. Нильсон. - Таллин: 1976. - 280 с.

4. Первокурсникам о самостоятельной работе: методические указания [Текст]/ сост. И. О. Котлярова, Г. Н. Серикова, В. А. Худяков; ред. Г. Н. Сериков. - Челябинск: ЧПИ, 1987.- 87 с.

5. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование [Текст]/ П. И. Пидкасистый. -М.: Педагогика, 1980. - 240 с.

6. Сериков, Г. Н. Самообразование: Совершенствование подгол овки студентов [Текст]/ Г. Н. Сериков. - Иркутск: Изд-во Иркут. Ун-та, 1991. - 232 с.

7. Усова, А. В. Формирование у учащихся учебных умений [Текст]/ А. В. Усова, А. А. Бобров. - М. : Знание, 1987. - 80 с.

УДК: 378.2.3.5

Нарзулаев Сулейман Батырович

Доктор медицинских наук, профессор, Томский государственный педагогический университет, batyr-54@mail.ru, Томск

Петухов Николай Александрович

Кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет, Томск

Добрянская Зинаида Ивановна

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Томский государственный педагогический университет, Томск

Бикбова Елена Рашидовна

Аспирант, Томскийгосударственныйпедагогическийуниверситет, lena44599@yandex.ru, Томск

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Narzulaev Sulejman Batyrovich

The doctor of medical sciences, the professor, To?nsk state pedagogical university, batyr-54@mail.ru, Tomsk

Petukhov Nikolay Aleksandrovich

Trhe candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, Tomsk state pedagogical university, Tomsk

Dobriansky Zinaida Ivanovna

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Tomsk State Pedagogical University, Tomsk

230

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.