Научная статья на тему 'Особенности формирования самосознания в детском возрасте'

Особенности формирования самосознания в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
890
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / SELF-CONSCIOUSNESS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / JUNIOR SCHOOL AGE / ОНТОГЕНЕЗ / ONTOGENY / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колесникова Надежда Александровна

В представленной статье аргументируется теоретическая значимость самосознания младших школьников, отмечается, что развитие самосознания в онтогенезе проходит последовательный ряд стадий возрастающей сложности, которые непосредственно связаны с возрастными этапами психического развития ребёнка. Проанализированные теоретические источники могут стать полезными для начинающих педагогов-психологов, работающих в дошкольных учреждениях и в школе, помогая им подробно изучить особенности развития самосознания в детском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pecutiaribies ot self-conscionsness formation in childhood

In this article the theoretical value of children self-consciousness is analyzed. Analyzed theoretical sources can be useful for beginning teacherspsychologists working in preschool organizations and at schools, it helps them to learn the peculiarities of children’s development in detail. The development of self-consciousness in ontogenesis goes through a successive row of stages of increasing complication; which are directly linked with the age stages of psychological development of a child.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования самосознания в детском возрасте»

Н.А. КОЛЕСНИКОВА

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, старший преподаватель

Особенности формирования самосознания в детском возрасте

Существует целый ряд научных работ, посвящённых отдельным вопросам развития самосознания на том или ином этапе детства. Большая часть данных работ рассматривает особенности развития самосознания в школьном возрасте, в основном в подростковом. Менее изучен вопрос развития самосознания в дошкольном и младшем школьном возрасте. Возможно, это обусловлено тем фактом, что долгое время в педагогике, психологии появление и развитие самосознания относили лишь к подростковому возрасту.

Теоретические и эмпирические исследования отечественных педагогов, психологов дают веские основания утверждать о возникновении и развитии самосознания личности в онтогенезисе (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, М.И. Лисина, П.Р. Чамата, И. И. Чеснокова).

Развитие самосознания в онтогенезе проходит последовательный ряд стадий возрастающей сложности, которые непосредственно связаны с возрастными этапами психического развития ребенка. Как правило, в самосознании выделяют основные онтогенетические стадии, в основе разделения которых лежат так называемые «кризисные точки» в развитии личности: от рождения до 1 года; от 1 года до 3-х лет; от 3-х до 7-ми лет; от 7-ми до 12-ти лет; от 12-ти до 14-ти лет; от 14-ти до 18-ти лет. В зависимости от индивидуальных особенностей психического развития данные возрастные этапы могут быть подвижными.

* Колесникова Надежда Александровна, e-mail: anfia08@mail.ru

Существует большое число эмпирических исследований, в которых содержится фактический материал, свидетельствующий о наличии определённых возрастных закономерностей и особенностей формирования самосознания в процессе развития детей. Данный материал нуждается в теоретическом осмыслении с точки зрения психического развития детей (R. Alfird, K.M. Bridges, H. Lewis, R. Spitz). Однако того же требует построение единой теории психического развития, которая была бы заведомо неполной без включения в неё конкретных сведений о формировании самосознания детей1.

Рассматривая особенности развития самосознания в дошкольном возрасте, Г.Н. Урунтаева отмечает, что у дошкольника содержание представлений о себе включает отражение им его качеств, свойств и возможностей. Представления о своих возможностях у ребёнка накапливаются постепенно, через опыт общения со сверстниками и взрослыми, посредством выполнения разнообразной деятельности. Представления дошкольника о самом себе дополняются путём соответствующего отношения к самому себе. Формирование своего образа происходит методом установления связей между индивидуальным опытом дошкольника и информацией, получаемой им в процессе общения. Устанавливая контакты с людьми, сравнивая себя со взрослыми и сверстниками, сопоставляя результаты их деятельности со своими результатами, ребёнок черпает новые знания не только о других людях, но и о самом себе2. Таким образом у дошкольника формируется наиболее сложный компонент самосознания - самооценка, которая возникает и развивается на основе мыслей и знаний о себе.

1 Alfird, R. Sex différences in asymmetry in the facial expreasion of emotion. Neuropsyhol / R Alfird, K.F.-I-L., 1981, vis. 4, р. 605-608; Bridges, K.M.B. A genetic theory of emotions / K.M.B. Bridges. I. genet. Psychol, 1930, р. 514-527; Lewis, M. Self-Knowledge and Emotional Development. The Development of Affect / M. Lewis I. Brooks. N.-L. 1979, р. 205-226; Spitz, R.A. Analytc Depression aninguiry into genesis of paychiatric condions in early childhood / R.A. Spitz. The Psychoanal study of the child. 2. 1946 a, р. 121-144.

2 Урунтаева, Г.А. Детская психология. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 336 с.

На самооценку дошкольника значимо влияет то, как его оценивают взрослые. Заниженные оценки оказывают отрицательное воздействие на самооценку ребёнка, завышенные - искажают представления дошкольников о своих способностях и возможностях в сторону преувеличения возможных результатов своих действий. В то же время, завышенные оценки взрослого выполняют и положительную функцию, способствуя организации деятельности дошкольника, мобилизуя его силы.

Таким образом, с одной стороны, чем объективнее оценочное влияние взрослого, тем точнее представление дошкольника о результатах своих действий. С другой стороны, сформированная самооценка собственных действий позволяет ребенку критически относиться к оценке взрослого и в некоторой мере противостоять мнению взрослого. Данные выводы подтверждают наблюдения практического психолога Е. Белонощенко, которая утверждает, что чем младше ребенок, тем менее критично он воспринимает оценку взрослых. Старшие дошкольники начинают преломлять оценки взрослых через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Если ребёнок способен самостоятельно анализировать свои результаты, то в определённой степени он может даже противостоять искажающим, на его взгляд, оценочным суждениям взрослых. Характерно то, что в этом возрасте дошкольник отделяет себя от оценки взрослого. Познание дошкольником пределов своих возможностей происходит не только благодаря общению со взрослыми, но и на основе собственного практического опыта. Дети с высокой или низкой самооценкой более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влиянию3.

К 7 годам у дошкольника происходит значимое преобразование в плане самооценки. Она из общей перерастает в дифферен-

3 Белонощенко, Е. Рождённые с характером. М.: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2013. 196 с

цированную и включает в себя два аспекта: познание себя и отношение к себе. Ребёнок начинает делать выводы о своих результатах в разнообразных видах деятельности. Он замечает, что ему даётся легче, что труднее; отмечает, с чем он справился лучше, а с чем хуже.

Анализируя научные труды Л.Д. Столяренко, приходим к выводу, что ребенок 7-10 лет начинает овладевать своими переживаниями, с успехом скрывать их, тактично сдерживать свои действия4. Подтверждением данному утверждению служит тот факт, что поведение ребёнка на данном этапе возрастного развития определяется не только непосредственными чувствами, но и размышлением, в связи с усилившимся интеллектуальным компонентом психики. Младшие школьники начинают обдумывать свои поступки, начинают в значительной степени соизмерять свои возможности со своими желаниями, частично прогнозируют результаты своих поступков и действий. Вместе с этим, поступление в школу и обучение в начальных классах предъявляет более жёсткие требования к психике ребёнка, что связано с необходимостью адаптации к школьным условиям и новому коллективу, выполнением дополнительных обязанностей, соблюдением дисциплины и т.п. В конечном итоге это приводит к тому, что дети становятся излишне ранимыми, скрытными, у них часто возникают различного вида психогенные реакции. Подобные реакции нередко связаны с завышенной либо заниженной самооценкой ребёнка, которая играет отрицательную роль при реализации возможностей ребёнка в учебной деятельности и школьной жизни. Гармоничное же развитие функции самосознания способно предотвратить значительную совокупность невротических расстройств, так как формирует в психике ребёнка фактор соответствия между возможностями и желаниями.

4 Столяренко, Л.Д. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 575 с.

Самооценка у учащихся начальной школы складывается в основном под влиянием учителя. Важным критерием самооценки младшего школьника является школьная успеваемость. Статус отличника либо неуспевающего влияет на развитие самооценки ребёнка, отражается на его самоуважении и самоприятии. Успешная учёба, адекватное осознание своих способностей и умений качественно выполнять школьные задания приводят к становлению компетентности, одного из компонентов самосознания. Если чувство компетентности в учебной деятельности не сформируется, самооценка ребёнка снижается и возникает чувство неполноценности.

Понятно, что самооценка собственных качеств и возможностей осуществляется в виде интуитивного чувства на подсознательном уровне. Несмотря на это, отдельные свои качества и возможности ребёнок уже может вербализовать и осознавать в приемлемой для него форме. По данным российских исследователей в области психологии, такими осознаваемыми качествами личности являются: доброта, упрямство, смелость, честность, послушание, справедливость, весёлость, - то есть качества, которые могут быть оценены большинством детей младшего школьного возраста. При этом целому ряду младших школьников доступно значение и более абстрактных понятий, таких, как отзывчивость, независимость, обаятельность, самостоятельность и др.

Таким образом, приходим к выводу, что на каждом возрастном этапе психического и физического развития младшего школьника развитие самосознания проходит определённые стадии, каждая из которых имеет специфический уровень и свойственное для данного уровня своеобразие возможностей познания себя, способности к самооценке и саморегуляции деятельности и поведения. Формирование адекватной самооценки и положительной «Я-концепции» личности младшего школьника и его успешная адаптация к социальной среде является основой для развития у него

творческих способностей, самостоятельности, снимает страх перед неудачами и укрепляет веру в свои силы.

Онтогенетические уровни самосознания обусловлены, прежде всего, сформированностью на данной возрастной стадии других психических функций - мышления, памяти, речи, чувств, произвольных действий и т.д., поскольку все акты самосознания формируются и развиваются только на основе этих процессов и только через них. Иными словами, онтогенетические уровни самосознания детерминированы степенью развития сознания и психики в целом.

Основным моментом при переходе от возраста к возрасту становится, как правило, переоценка ценностей и следующая за этим перестройка потребностей и побуждений. В этот момент происходит и приспособление ребёнка к окружающей среде. Новые интересы ребенка, а соответственно, и новые формы деятельности, ведут к своего рода перестроению самосознания ребёнка.

Колесникова Н.А. Особенности формирования самосознания в детском возрасте. В представленной статье аргументируется теоретическая значимость самосознания младших школьников, отмечается, что развитие самосознания в онтогенезе проходит последовательный ряд стадий возрастающей сложности, которые непосредственно связаны с возрастными этапами психического развития ребёнка.

Проанализированные теоретические источники могут стать полезными для начинающих педагогов-психологов, работающих в дошкольных учреждениях и в школе, помогая им подробно изучить особенности развития самосознания в детском возрасте.

Ключевые слова: самосознание, развитие, дошкольный возраст, младший школьный возраст, онтогенез, самооценка.

Kolesnikova N.A. Pecutiaribies ot self-conscionsness fovmation in childhood. In this article the theoretical value of children self-consciousness is analyzed. Analyzed theoretical sources can be useful for beginning teachers- psychologists working in preschool organizations and at schools, it helps them to learn the peculiarities of children's development in detail.

The development of self-consciousness in ontogenesis goes through a successive row of stages of increasing complication; which are directly linked with the age stages of psychological development of a child.

Keywords: Self-consciousness, development, preschool age, junior school age, ontogeny, self-esteem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.