Научная статья на тему 'Особенности формирования рыночного равновесия в информационной экономике'

Особенности формирования рыночного равновесия в информационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION ECONOMY / РАВНОВЕСНАЯ ЦЕНА / EQUILIBRIUM PRICE / МОДЕЛИ РЫНКА / MARKET MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов С.А.

В статье представлена проблема оценки информационного продукта, связанная, прежде всего с особенностью и уникальностью информации как товара. Рассмотрено воздействие информации на рыночную среду. Обозначены особенности формирования рыночного равновесия в информационной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMING OF MARKET BALANCE IN THE INFORMATION ECONOMY

In the clause the problem of an estimation of the information product, connected first of all with feature and uniqueness of the information as goods is presented. Influence of the information on the market environment is considered. Features of forming of market balance in an information economy are designated.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования рыночного равновесия в информационной экономике»

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

FEATURES OF FORMING OF MARKET BALANCE IN THE INFORMATION ECONOMY

С.А. СТЕПАНОВ,

аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет».

sa. stepanov,

post graduate, Federal state budgetary institution of higher education "Yaroslavl State Technical University ".

Аннотация

в статье представлена проблема оценки информационного продукта, связанная, прежде всего с особенностью и уникальностью информации как товара. рассмотрено воздействие информации на рыночную среду. обозначены особенности формирования рыночного равновесия в информационной экономике.

Abstract

In the clause the problem of an estimation of the information product, connected first of all with feature and uniqueness of the information as goods is presented. Influence of the information on the market environment is considered. Features of forming of market balance in an information economy are designated.

Ключевые слова Keywords

1. инновации, 1. Innovations,

2. информация, 2. the information,

3. информационная экономика, 3. information economy,

4. равновесная цена, 4. the equilibrium price,

5. модели рынка. 5. market models.

важнейшим свойством информации как товара является ценность или стоимость. Ценность или стоимость как раз характеризуют форму информации как продукт в условиях товарно-денежного

обмена. При этом классические теории, такие как трудовая теория стоимости и теория предельной полезности в их изначальном виде не всегда позволяют обосновать пропорции товарообмена в информационной экономике.

Будучи продуктом труда и предметом товарного обмена, информация выступает как экономическая ценность, стоимость. выдающийся мыслитель древней греции Аристотель (384-322 до н.э.) подметил: обмен невозможен без равенства, а равенство без соизмеримости. однако что лежит в основе такой соизмеримости, никто не мог сказать в течение более двух тысячелетий. только в XVШ-XIX вв. экономическая теория дала долгожданный ответ: общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость, воплощенная во всех товарах.

в классической школе полагали, что стоимость товара определяется количеством труда, затраченного на его производство и, следовательно, есть величина объективная. таким образом, цена

— это денежное выражение стоимости.

трудовая теория стоимости определила экономические связи по следующей схеме «товаропроизводитель — общественный труд — товар — общественная стоимость — цена». товарно-рыночные отношения представлены только с позиции товаропроизводителя и продавца продукта.

основные положения теории предельной полезности определяют следующие экономические связи: « потребитель — потребность

— полезность блага — его ценность — цена». оценивается товар и рыночные отношения взглядом покупателя, потребителя. таким образом определяя, что главное в экономике — не объем затрат на производство товара, а конечный результат, который оценивает потребитель, опираясь на индивидуальные суждения о полезности продукта.

теория спроса и предложения (Ж. Б. сэй, г.д. маклеод) сводится к уравнению и нивелированию стоимости с меновыми пропорциями, или ценами, определяющиеся только соотношением спроса и предложения того или иного товара в каждый данный момент. данная теория не считает производство главной сферой экономических отношений. решающее значение она придает отношениям обмена. Но теория имеет одно существенно слабое место , так как не дает ответ на вопрос: при равенстве спроса и предложения что влияет на цену товара? Если вспомнить, что спрос и предложение так же зависят от уровня цен, так как падение рыночных цен вызывает рост спроса, тогда как взлет цен на тот или иной товар стиму-

лирует рост его производства, а, следовательно, и величины предложения. Таким образом, получается порочный круг: движение цен объясняется изменением соотношения спроса и предложения, а изменение спроса и предложения колебанием цен.

Как отмечает И.В. Пещанская, М. Фридмен замечательно написал: «... цены сообщают лю-дям побудительные импульсы только потому, что участвуют в распределении доходов. Если то, что человек получает за свою деятельность, никоим образом не зависит от того, что он делает, если цена не выполняет третьей функции - распределения дохода, человеку нет оснований беспокоиться по поводу информации, которую несут в себе цены, и нет стимулов действовать в соответствии с этой информацией. Реальная кра-сота.системы цен в том, каким образом побудительный мотив, возникающий в ответ на информацию, сам порождает информацию. великое благо, которое несут с собой побудительные импульсы, передающиеся через механизм цен, состоит не в том, что эти импульсы сильные или «благородные», а просто в том, что они автоматически сопровождаются информацией, которая обеспечивает настоятельность проявления этих побудительных мотивов.». Обычно цены регулируют спрос, и одновременно спрос регулирует цены. «... Цены являются на самом деле совместным результатом давления спроса и предложения на всех участников экономического процесса. Цены - это не какие-то произвольные наборы цифр, это именно тот набор, который уравновешивает спрос и предложение. Таким образом, цены определяются совместными усилиями всех агентов, действующих на рынке, хотя происходит это косвенным путем. Информация или сообщения, посылаемые отдельными участниками, - это те суммы, которые они согласны заплатить или получить за каждый товар.».

Исследователь информационной экономики Т. Сакайя писал: « Ныне мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знанием». И да-лее: «продукция,... подтверждающая доступность ее владельцу высших знаний, информации и мудрости, должна обладать тем, что я называю ценностью (или стоимостью), созданной знанием (knowledge value)»1.

Ценообразование на информационные товары и услуги, как и на все прочие блага, зависит от соотношения спроса и предложе-

1 Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе / Антология под ред. В.Л. Иноземцева М., 1999.

ния. Так, продавец информационного продукта, как и любой другой, должен возместить затраты на ее производство и получить прибыль. Но издержки, представляющие нижнюю границу цены, назначаемой продавцом, в случае с информацией часто уязвимы, то есть продавец зачастую вынужден продавать свой товар по цене ниже себестоимости. На рынках других товаров такая ситуация является исключительной, в то время как на рынке информации - это очень распространенное явление. Для покупателя цена информации представляет собой верхнюю границу, определяемую возможным эффектом использования информации для принятия решения или для удовлетворения каких-либо других потребностей. Платить за информацию больше, чем ожидаемая прибыль (полезность) от ее использования нет смысла. Для покупателя информации ее ценность может быть определена как разница между результатом решений, принятых с использованием данной информации, и результатами решений, которые были бы получены без ее использования.

Сильным представителем информационной теории стоимости является К. Вальтух, который предлагает отождествлять «количество информации», овеществленное в продукте, со стоимостью этого продукта2. Информационная теория стоимости К. Вальтуха опирается на ряд фундаментальных утверждений:

• стоимость, создаваемая определенным видом труда в единицу времени, растет вместе с квалификацией (качеством, сложностью) этого вида труда;

• чем выше квалификация определенного вида труда, тем меньше людей, способных выполнять этот высококвалифицированный труд;

• чем выше квалификация определенного вида труда, тем (как правило) выше уровень оплаты этого вида труда.

Таким образом, К. Вальтух постулирует прямую зависимость между квалификацией и оплатой труда и интерпретирует почасовую оплату труда как показатель уровня квалификации, то этот результат правильнее следовало бы сформулировать так: наиболее высокооплачиваемая часть общества создает основную долю прибавочной стоимости и частично содержит за свой счет остальные менее оплачиваемые слои населения.

По мнению А.В. Бузгалина, «проблема оплаты деятельности творца неразрешима ни на основе принципа «по труду», ни на осно-

2 Вальтух К.К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики. - М.: Янус-К, 2001.

ве рынка...». И еще далее: «Для марксистской парадигмы существенно то, что рыночная экономика предполагает обмен эквивалентов при взаимном отчуждении результатов труда. развитие мира культурных ценностей приводит к появлению странного феномена, когда вы можете получить в процессе взаимодействия, обмена деятельностью продукт труда своего контрагента, не теряя при этом своего продукта. Обмен такой ценностью или даже информационным продуктом приводит к тому, что вы как бы удваиваете, мультиплицируете результат, вступая в диалог со своим контрагентом или созданной им ценностью и не потребляя, не уничтожая при этом ни материальный носитель, ни саму ценность»3.

А.В. Бузгалин пишет о нетоварном содержании информационного продукта и считает, что « в этих условиях деньги утрачивают свое значение как универсальный всеобщий эквивалент, служащий для материального признания общественной необходимости труда».

Жизненный цикл информации как товара может колебаться в широких пределах: от сотен и тысяч лет до нескольких минут или даже секунд (актуальная биржевая информация). По мнению И.А. Стрелец, «информация резко обесценивается во времени: информационный продукт, в отличие от материального продукта, подвержен только одному виду износа - моральному износу»4.

Самыми известными исследованиями в этой области считаются расчеты американского экономиста Дж. Гильдера - представителя радикального технократического направления в экономической науке, по мнению которого, в ближайшей перспективе (в ближайшем десятилетии) будет каждые 12 месяцев происходить снижение цен на телекоммуникационные технологии в три раза, а подобные рассуждения приводят их автора к выводу о стремлении цены к нулевой отметке5. Стоимость производства единицы блага для производителя становится такой низкой, что стоимость потребления единицы блага для потребителя стремится к нулю. Это описывается кривой, получившей название кривой гильдера (см. рисунок). Цена стремится к нулевой отметке, но никогда не достигает ее, ибо существует какая-то минимальная цена оплаты получаемого бла-

3 Бузгалин А.В. К теории социально-экономических трансформаций эпохи заката экономической формации // Экономика XXI века как переходная. Очерки теории и методологии (под ред. проф. А.В. Бузгалина) - М.: Слово, 2002. - С. 32, 33.

4 Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - С. 26.

5 Gilder G.F. Telecosm: How Infinite Bandwidth Will Revolutionize our World / G.F. Gilder. - New York: Free Press, 2000. - P. 12, 70.

га: например, цена в месяц не меняется, но увеличивается объем предоставляемых услуг (биты, потребляемые в месяц).

" Цена. Г

Время

--

Рисунок - Кривая Гильдера

По этому поводу И.А. Стрелец замечает: «Абстрагируясь от точной арифметики роста ценности сети, следует признать, что рассмотренное свойство информационного блага как сетевого опровергает традиционные представления экономической теории, когда ценность связывается с редкостью блага, причем по мере увеличения количества блага ценность его падает. Как раз напротив - нарастание объема производимого блага, его использование в нарастающем объеме увеличивают его ценность»6. Эти высказывания относятся к интернет-ресурсам как к специфичному информационному продукту. Да в этом случае следует согласиться с несоответствием, но по отношению к единичной информации как к области знания, традиционные взгляды экономической теории на рыночное равновесие не меняются.

Взаимодействие спроса и предложения на информацию друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем, или рыночное равновесие.

Рыночное равновесие достигается при той цене и том количестве информации, когда силы спроса и предложения находятся в равновесии. При равновесной цене число покупателей, желающих купить информацию, равно числу продавцов, желающих продать информацию. Причина, по которой мы называем это равновесием,

6 Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. - М.: Изд-во «Экзамен», 2003. - С. 26.

состоит в следующем: когда спрос и предложение находятся в равновесии, нет никаких причин для падения или возрастания цены до тех пор, пока все прочие условия остаются равными

Существует психофизический закон Вебера-Фехнера. Разберем его: закон Фехнера — если у — интенсивность ощущения, х — физически измеримый внешний стимул и к - индивидуальная константа, то у и х связаны дифференциальным уравнением dy = kdx/x. Закон Вебера-Фехнера гласит, что сила ощущения связана с интенсивностью раздражителя логарифмической зависимо-стью. Эта зависимость была выведена немецким психологом и физиологом Г.Г. Фехнером на основе закона Вебера. В свою очередь закон насыщения потребностей Госсена, гласит «предельная полезность какой-либо вещи для всякого человека убывает с каждым приростом того ее количества, которым он уже располагает»7.

Этот постулат, перекликающийся с психофизическим законом Вебера-Фехнера, и является краеугольным камнем маржиналист-ской концепции цен. Маржиналистская теория базируется на идее предельной полезности. Экономистам, развившим теорию полезности (Госсен, Джевонс, Вальрас, Беем-Баверк и др.), понятие предельной полезности было нужно в основном для объяснения механизма формирования рыночной цены через падение спроса с ростом предложения. Поэтому в тех областях, где он неверен, цены выходят из подчинения теории.

Информационные продукты не всегда соответствуют и подчиняются предельной полезности. Информации не бывает много, бывает мало, хотя допустим и излишек применительно к определенному варианту, для принятия альтернативных решений. Существует концепция ограниченной рациональности, разработанной Гербертом Саймоном — нобелевским лауреатом по экономике (1978 г.) за новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций. Он пишет: «Вопрос заключается не в том, как ведется поиск, а в том, как принимается решение о его прекращении. Иначе говоря, речь идет о количестве просмотренных вариантов»8. Г.Саймон считает, что сбор и обработка информации имеют свою цену и не могут затягиваться до бесконечности.

Признание роли информации как одного из важных факторов, влияющих на положение на рынке, приводит к необходимости пе-

7 Маршалл А. Принципы экономической науки. В 3 т. - Т.1. - М., 1993. - С. 156.

8 Саймон Г.А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. Вып. 3. 1993. С. 30. (Оригинал: Simon H.A. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T. Ely Lecture // American Economic Review, Vol. 68, № 2, May 1978. P. 1-16).

ресмотра теории общего конкурентного равновесия. С теоретической точки зрения рынок с совершенной конкуренцией, разрабатываемый в теории общего экономического равновесия, является слишком большим упрощением по сравнению с реальностью, а наиболее важные и значительные результаты этой теории относятся к воображаемой экономике.

По мере созревания экономической науки на основе применения математических методов возникли более сложные модели рынка с несовершенной информацией, что больше отвечает действительности и таким образом умножают вероятности развития прогностической функции экономических исследований. Проблемы, связанные с неполнотой информации и неопределенностью, широко разрабатываются в современной экономической мысли начиная с 1960-х годов9.

таким образом, считает И.П. Пещанская, сделан значительный шаг в объяснении отклонений от рыночного равновесия внутренними процессами, происходящими в самой рыночной экономике.

Концепция общего экономического равновесия по-прежнему остается наиболее популярной теоретической концепцией в современной экономической неоклассической теории. м. Блауг, заметил: «не будет преувеличением сказать, что почти все, что мы знаем о поведении экономической системы, можно сделать более понятным с помощью того основополагающего креста, который образуется пересечением кривых спроса и предложения»10.

Действительный современный рынок не вписывается в обычные теоретические схемы, для него типично состояние беспрестанного поиска равновесия. так как происходит постоянный приток новой информации, идет информационный обмен между участниками рынка.

главная черта рыночного ценообразования в интернет-экономике состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции на рынке несовершенной конкуренции.

Изменение цены интернет-товара искусственно ограничено монопольными барьерами и законодательством о защите авторских прав и интеллектуальной собственности. Все это позволяет владельцам информационного продукта извлекать монопольную сверхприбыль в результате контролируемого (при помощи лицен-

9 13 The International Library of Critical Writings in Economics - Economics of Information (Elgar, 1995).

10 Блауг M. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994, с. 328.

зий, паролей, ключей) распространения интернет-продукта. Кроме того, формирование цены на информационные продукты и услуги осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка. Факторами, влияющими на установление цен, являются затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт. Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот, прибыли (дохода), которая может быть получена фирмой в результате получения коммерческой информации.

О.Ю.Красильников высказывает свою точку зрения на формирование цены на информационные продукты. Согласно общему правилу, цена должна отражать стоимость (ценность) соответствующей копии информационного продукта. Поэтому стоимость и цена оригинала (первой копии) будут высоки, так как являются выражением действительной редкости интеллектуального труда (с точки зрения трудовой теории стоимости). Стоимость (а значит и цена) второй и последующих копий будет пропорционально уменьшаться. В идеале она должна быть равна стоимости (цене) первой копии (оригинала), поделенной на общее количество последующих копий или пользователей, приобретающих посредством Интернета электронные копии информационного продукта. Чем большее распространение имеет та или иная актуальная информация, тем ниже ее стоимость и цена, которая в конечном итоге будет стремиться к стоимости (цене) материального носителя или временного трафика пользования Интернета (интернет-услуги). Законы о защите авторских прав и интеллектуальной собственности обусловливают существование монополии производителя на создаваемый товар, что позволяет ему устанавливать цену на него выше равновесной.

Зачастую небольшое в техническом смысле количество информации способно спровоцировать колоссальные последствия в экономической системе, как на макро-, так и на микроуровнях, вызвать значительные «возмущения», как это бывает, например, на биржах в моменты « обвалов» курсов. В то же время огромные затраты на информацию могут не принести ощутимых экономических результатов. Действительно, экономике нужен свой Эйнштейн, который сумел бы квантифицировать взаимоотношения между информацией, производительностью и другими факторами.

в целом очень сложно определить какие-либо «чистые», нерыночные критерии количества и ценности информации, а в ее оценке при сделках важную роль играет субъективная оценка качества и количества информационного продукта потребителем или экспертом-оценщиком.

Библиографический список

1. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе / Антология под ред. В.Л. Иноземцева. - М., 1999.

2. Вальтух К.К. Информационная теория стоимости и законы неравновесной экономики. - М.: Янус-К, 2001.

3. Стрелец И.А. Новая экономика и информационные технологии. - М.: Экзамен, 2003.

4. Gilder G.F. Telecosm: How Infinite Bandwidth Will Revolutionize our World / G.F. Gilder. - New York: Free Press, 2000.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М., 1993.

6. Саймон Г.А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. Вып. 3. 1993. Оригинал: Simon H.A. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T. Ely Lecture // American Economic Review, Vol. 68, № 2, May 1978. P. 1-16.

7. The International Library of Critical Writings in Economics -Economics of Information (Elgar, 1995).

8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. - М., 1994.

Bibliographical list

1. Value created by knowledge, or future History, 1999.

2. Valtuh K.K information the theory of cost and laws of nonequilibrium economy. - 2001.

3. Strelec I.A. New economy and information technology. - 2003.

4. Gilder G.F. Telecosm: How Infinite Bandwidth Will Revolutionize our World / G.F. Gilder. - New York: Free Press, 2000.

5. Marshall A. Principles of EconomicsМ., 1993.

6. Simon H.A. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T. Ely Lecture // American Economic Review, Vol. 68, № 2, May 1978. P. 1-16.

7. The International Library of Critical Writings in Economics -Economics of Information (Elgar, 1995).

8. Blaug M. Economic Theory in Retrospect. - М., 1994.

Контактная информация

150023, г. Ярославль, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ярославский государственный технический университет» E-mail: sergey_stepanov1987@mail.ru

Contact Information

150023, Yaroslavl, Federal state budget institution of higher education "Yaroslavl state technical university. " E-mail: sergey_stepanov1987@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.