УДК 784(470)
Н. А. Сафонова
канд. культурологии, доцент, Челябинский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ ЮЖНОГО УРАЛА
Сохранение в современном культурном поле песенных традиций является приоритетным для любой стадии развития этноса. В них аккумулирован жизненный опыт предшествующих поколений, они выступают своего рода индикатором культурного состояния общества и происходящих в нем изменений, служат ценнейшим источником информации по истории функционирования культуры. Особенности становления русской песенной традиции связаны с историей заселения и становления исследуемой территории - Южного Урала, русское население которого формировалось преимущественно в ходе земельной и промышленной колонизации разновременными переселенческими потоками из многих российских губерний, а также вследствие создания оренбургской укрепленной линии, прикрывавшей юго-восточную границу российского государства. В процессе переселения русских на Южный Урал сложились три социокультурные общности - крестьянство, горнозаводское население и казачество. Историко-этнографические особенности заселения Южного Урала формируют пеструю картину региональной песенной культуры, базировавшуюся на традициях переселенцев из северных, северо-западных, центральных и др. регионов России. Материалы фольклорно-этнографических экспедиций демонстрируют преобладание лирических песен семейно-бытового цикла, сохранность в пассивной памяти информантов свадебных песен, бытование в сельской местности в контексте похоронно-поминального обряда духовных стихов, при этом практически утрачены песни календаря.
Ключевые слова: русская песенная традиция, историко-этнографические особенности заселения, Южный Урал, региональная песенная культура
Для цитирования: Сафонова, Н. А. Особенности формирования русской песенной традиции Южного Урала / Н. А. Сафонова // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 4 (56). -С. 91-96.
Проблема сохранения, изучения и развития культурных ценностей, аккумулированных в песенных традициях, является одной из приоритетных для каждого этапа развития культуры. Отдельные элементы и целые направления песенной культуры прошлого важно и нужно анализировать не только как достояние истории, но и как отражение культуры в ее актуальном состоянии. Эту заинтересованность можно объяснить разными факторами.
Во-первых, осознанием важности заложенной в песенных традициях этнокультурной информации, сохраняющей и транслирующей наиболее значимые духовно-нравственные ценности
и нормы необходимые для нормальной жизнедеятельности общества. Во-вторых, быстро меняющимися условиями жизни, темпом и ростом технического прогресса, компьютеризацией жизненного пространства, снижающими природную потребность человека в реализации культуро-творческого потенциала. В-третьих, модерниза-ционными процессами, которые влекут за собой ощутимые и далеко не однозначные перемены в сфере народной культуры, что стимулирует актуальность и важность культурологического осмысления современных изменений исследуемого феномена как части общих социокультурных трансформаций современности.
91
Цель данной статьи - рассмотреть основные факторы, связанные с историей заселения и освоения Южного Урала, повлиявшие на становление песенных традиций. Понимание данного аспекта способствует формированию мультикультурного фольклорного ландшафта региона, что в свою очередь необходимо для представления наиболее полноценной картины региональной культуры. Отсутствие комплексного исследования песенных традиций Южного Урала (изучение в прошлом носило фрагментарный, нецеленаправленный характер) определяет проблематику данной работы.
Изучение песенных традиций определенного региона требует знания разных наук. Культурологическое исследование предполагает формирование диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений о явлениях культуры как целостной и многообразной системе. В контексте нашего исследования первичными и необходимыми для более полноценного видения исследуемого феномена являются исторические, этнографические, фольклористические и т. д. знания.
Особенности формирования русской песенной традиции связаны с историей заселения и становления Южного Урала. Напомним, это географическое понятие, включающее в себя определенные районы Башкирии, Оренбуржья и территорию современной Челябинской области, являющуюся «ядром историко-культурного региона» [2, с. 9-10]. Данные области близки по при-родно-географическим условиям, экономическим и социокультурным особенностям развития.
Русское население формировалось преимущественно в ходе земельной и промышленной колонизации разновременными переселенческими потоками из многих российских губерний. Активное освоение русскими земель Южного Урала началось во второй половине XVI в. Сюда прибывали беглые крепостные крестьяне, спасавшиеся от преследований раскольники, «староверы». Этим объясняется сложность и мозаичность его состава.
В процессе переселения русских на Южный Урал формировались три социокультурные общности - крестьянство, горнозаводское
население и казачество. Заселение современной территории Челябинской области происходило следующим образом. Северо-восточную часть и центр заняли преимущественно крестьяне из слобод Зауралья1. Население этих слобод составляли в основном выходцы из Поморья и Верхнего Прикамья, в меньшей степени из Поволжья, а также центральных и северозападных областей России [8].
Территории, ныне входящие в южную и восточную части Челябинской области, связаны с созданием оренбургской укрепленной линии (результат деятельности «Оренбургской экспедиции», вторая четверть XVIII в.). Образование Новой линии (Новолинейный район 1835-1837 гг.), прикрывавшей юго-восточную границу российского государства от нападений киргиз-кайсаков (казахов) и джунгарских калмыков, способствовало строительству опорных (оборонительных) крепостей и слобод, основным населением которых являлись казаки (зачастую из бывших крестьян тех самых слобод Зауралья), а также выходцы из разных районов России. Среди оренбургских казаков было немало потомков казаков украинских, переселенных из Приуралья, казаков-нагайбаков (кряще-ны), перечисленных в казачье сословие мордовских крестьян, татар, калмыков и тептяр2.
Середина XVIII в. - время наиболее интенсивного заселения русскими Южного Урала. В этот период начинается преобразование экономической сферы региона, развивается горная и металлургическая промышленность. Специфика социально-экономических и при-родно-географических условий горнозаводской части (западные и северные районы Челябинской области), «включавшей в себя заводские поселения, жители которых образовывали особую общность, отличавшуюся от казаков и от
1 К зауральским слободам относились Белоярская-Теченская (село Русская Теча Челябинской области), Верхне-Миасская, она же Чумлятская (село Чумляк Курганской области), Багарятская (село Багаряк Челябинской области), располагавшиеся на крайних рубежах Южного Урала [8, с. 5].
2 Сословие, существовавшее в Башкирии с 1730 по 1865 г. и состоявшее из народов Поволжья и Приуралья: татар, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов, башкир [7].
92
крестьян» [6], формирует характер протекания этнокультурных процессов «Особый быт» горнозаводских районов - полукрестьянский, полузаводской в соседстве с казачьими поселениями и исконно местными жителями башкирами - обуславливает особенности становления народных песенных традиций.
Горнозаводское население Южного Урала складывается из разных социальных групп. В первую очередь это «работные люди» [см.: 4], к которым относились: приписные крестьяне1, посессионные крестьяне2, мастеровые-вольнонаемные, сезонные рабочие и всякого рода «людишки», попавшие на завод по нужде (беглые крестьяне, каторжане, ссыльные и др.) [10, с. 120]. Переселенцы, живущие на башкирских землях, становились со временем самой дешевой для заводчиков рабочей силой. Значительную часть работников заводов (Катав-Ивановский, Юрюзанский, Усть-Катавский, Белорецкий заводы и др.) составляли старообрядцы, скрывавшиеся от преследований царских властей.
Развитие производства сказывалось на быте жителей заводских поселков, а также крестьянства Урала, не связанного непосредственно с заводской жизнью. «Характер материальной и духовной культур жителей заводских поселков, сохраняющих традиции той местности, выходцами которой они были», определяется как «"гнездовой" (от "гнездового" расположения заводов)» [2, с. 80]. Под влиянием историко-этнографических особенностей заселения горнозаводских районов формируется «"очаговая" структура традиции, проявляющаяся в относительно автономном характере песнетворчества в "очагах", образуемых заводом и прилегающими к нему населенными пунктами» [3, с. 26-27]. Л. Л. Христиансен такие очаги называет «песенными гнездами» [11].
К числу ярких «песенных гнезд» горнозаводской зоны Южного Урала относится с. Красный Зилим Архангельского района,
1 Приписные крестьяне - на время отрывавшиеся от своего хозяйства и приписываемые для работы к государственным и частновладельческим предприятиям.
2 Посессионые крестьяне - по договору с их владельцами прикрепленные к купеческим фабрикам.
с. Старобелокатай, с. Ногуши, с. Карлыханово Белокатайского района Республики Башкортостан, с. Биянка Ашинского района, с. Серпиевка Катав-Ивановского района и др. География переселенцев этих певческих сел достаточно многообразна: Тульская, Пензенская, Нижегородская, Калужская, Пермская губернии и др. В исследованных населенных пунктах достаточно широкое распространение имеют лирические, свадебные песни (в том числе и описание самого обряда), духовные стихи, в меньшей степени - календарный фольклор.
Исторические особенности заселения формировали быт и культуру жителей. Говоря о казачьей этнокультурной системе Южного Урала как элементе традиционной русской культуры, этнографы отмечают ее близость к северо-среднерусским и сибирским традициям. Так, например, один из распространенных типов жилища оренбургских казаков трехчаст-ный (трехкамерный) дом «имел два жилых помещения и являлся соединением двух изб, связанных друг с другом в один сруб теплыми сенями», назывался «связью, старым домом» [8]. Планировка дома-«связи», в том числе по отношению к печи, по классификации ленинградского этнографа Е. Э. Бломквист, близка к северо-среднерусскому типу. Исследователи также отмечают, что аналогичный тип планировки избы относительно печи повсеместно распространен на смежных территориях При-уралья, в Южноуральских и Среднеуральских горнозаводских населенных пунктах, крестьянских селах Челябинского и Курганского Зауралья, в Западной Сибири [Там же].
Достаточно пестрый состав юго-восточной части Челябинской области формирует свою самобытную певческую культуру, в основе которой лежат песенные традиции оренбургских казаков, в целом слабо изученные. Первые сведения о песнях оренбургских казаков относятся к началу XX в., мы находим их в публикациях А. И. Мякутина (1904-1905) и Ф. Н. Баранова (1913). Позже, в конце XX в. известный ученый-фольклорист А. И. Лазарев в сборнике «Песни оренбургских казаков» (1996), изданном по материалам 30-летних экспедиций
93
Челябинского государственного университета, впервые поднимает вопрос о своеобразии песенной традиции оренбургских казаков. Методом историко-сравнительного анализа ученый отслеживает, в какой степени песенный фольклор оренбургских казаков, зафиксированный в живом бытовании, сохраняет общерусские и местные «казачьи» песенные традиции [1, с. 5], и приходит к выводу, что в жанровом и тематическом отношении песни оренбургских казаков очень разнообразны, отражают историческую, военно-походную, семейно-бытовую жизнедеятельность казака и в целом соответствуют общерусской фольклорной традиции. Несмотря на общность песенных традиций Дона, Кубани, Яика и т. д., А. И. Лазарев в песнях оренбургских казаков видит отличия в идейно-художественном выражении, проявляющиеся в жанровом, функционально-бытовом, идейно-тематическом, формально-поэтическом плане (например, глубина разработки сюжета, полнота текста, завершенность композиции и т. д.).
Современная исследовательница Н. М. Савельева, изучая песенные традиции сел Оренбургской области, в жанровой системе оренбургских казаков, наряду с разделением на казачьи и неказачьи слои, отмечает два доминирующих жанра - протяжные и свадебные песни. При этом она подчеркивает, что на становление песенных традиций «влияют конкретные условия формирования той или иной казачьей группы», отмечая их отличия в репертуаре, музыкальном облике песен, манере их исполнения, прежде всего в раннетрадиционных жанрах (например, свадебных) [9, с. 10].
В целом, несмотря на малочисленность источников, отсутствие комплексного исследования песенных традиций Южного Урала, наличие работ историков, этнографов, филологов, фольклористов (труды В. Е. Гусева, А. И. Лазарева, А. В. Глинкина, Т. А. Валиахметовой, Т. И. Рожковой, С. А. Моисеевой, Л. И. Брян-цевой и др.), а также собранных к настоящему времени полевых материалов (песенных образцов, описаний празднично-обрядовых традиций, этнографического контекста бытования песен и т. д.) дает возможность сформировать
представление о песенных традициях как части региональной культуры изучаемой территории.
На основе собранного в фольклорно-этнографических экспедициях полевого мате-риала1 формируется представление о структуре, жанровой системе и функциональном определении песенной традиции Южного Урала, что безусловно требует в дальнейшем своего самостоятельного рассмотрения. Но уже сегодня можно отметить, что неприуроченных жанров (лирические, плясовые, частушки и т. д.) фиксируется и сохраняется в памяти информантов гораздо больше, нежели приуроченных (песни обрядовые и необрядовые). Если свадебные песни (в том числе описание свадебного обряда) по причине значимости события в жизни человека еще живут в пассивной памяти носителей, то календарные практически утрачены, представлены фрагментарно и крайне малочисленны. Вероятней всего, это связано с тем, что календарная песенная традиция переселенцев, приехавших из климатически разных губерний России, со сложившимся хозяйственным укладом жизни, не была так востребована в новых условиях бытования и играла второстепенную роль в трудовой и хозяйственной деятельности местных жителей. Анализ экспедиционных материалов также свидетельствует о сокращении песен былой воинской славы (по определению А. И. Лазарева, военно-походные и военно-бытовые песни). Необходимо отметить, что во многих исследуемых селах Южного Урала в контексте похоронно-поминального обряда сохраняется исполнение духовных стихов, тексты которых передаются как в устной форме, так и в письменной, мелодия же усваивается «по напевке» [3, с. 135].
В целом бытование песенных образцов, относящихся к неприуроченным жанрам, вплоть до настоящего времени обуславливается отсутствием привязки к давно уходящим
1 В основу работы положен полевой материал, собранный в фольклорно-этнографических экспедициях по Южному Уралу преподавателями и студентами кафедры этнокультурного образования Челябинского государственного института культуры. За период с 1998 по 2018 г было исследовано около 30 населенных пунктов в разных районах Челябинской области и Республики Башкортостан.
94
традиционным обрядам и ритуалам, а также сохранением данных жанров в среде пожилых людей как ценного жизненно значимого сокровенного духовного наследия.
Из вышесказанного следует, что историко-этнографические особенности заселения Южного Урала формируют пеструю картину региональной песенной традиции. В данной местности она носит вторичный характер и связана с традициями переселенцев из северных, северо-западных, центральных и других областей России. В связи с чем исследование таких полиэтничных регионов, как Южный Урал, вызывает особый интерес. Несмотря на неизбежный процесс утраты, фольклор данной тер-
ритории сохраняется по большей части в пассивной памяти информантов-носителей и достаточно активно реализуется в сфере художественной самодеятельности, зачастую в измененном формате. Дальнейшее изучение песенных традиций Южного Урала (система жанров, их этнографический контекст, функциональное определение, выявление роли традиционных песенных образцов в современном культурном поле, пути их актуализации и т. д.) позволит дать ретроспективный анализ, восстановить картину русской песенной культуры Южного Урала и провести сравнительно-сопоставительный анализ песенных традиций Урала в целом.
1. Глинкин, А. В. Песни оренбургских казаков: старые и новые записи / А. В. Глинкин, А. И. Лазарев. - Челябинск :
Челяб. гос. ун-т, 1996. - 266 с.
2. Казакова, Г. М. Культура Южного Урала: локальный вариант регионального измерения: монография / Г. М. Ка-
закова. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - С. 9-10.
3. Калужникова, Т. И. Песенная традиция русского населения Среднего Урала: учеб. пособие для студентов музы-
кальных вузов / Т. И. Калужникова; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. - Екатеринбург, 2005. -200 с.; нот.
4. Лазарев, А. И. Поэтическая летопись заводов Урала / А. И. Лазарев. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1972. -
310 с.: ил., рис., портр.
5. Лазарев, А. И. Трудные темы изучения фольклора : учеб. пособие / А. И. Лазарев. - Челябинск : Челяб. гос. ун-т,
1998. - 318 с.
6. Лузин, Л. Н. Планета Южный Урал. Русские : в 3 ч. Ч. 1 [Электронный ресурс] / Л. Н. Лузин // МеШазавод. - Ре-
жим доступа: https://mediazavod.ru/articles/daily/obshchestvo/103810/.
7. О казаках-мусульманах в Оренбургском казачьем войске в Челябинской области [Электронный ресурс] / Земля
мастеров. - Режим доступа: http://zema.su/blog/o-kazakakh-musulmanakh-v-orenburgskom-kazachem-voiske-v-chelyabinskoi-oblasti-video.
8. Рыбалко, А. А. Культура традиционного домостроения у оренбургских казаков [Электронный ресурс] / А. А. Рыбалко. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-traditsionnogo-domostroeniya-u-orenburgskih-kazakov
9. Савельева, Н. М. За Уралом, братцы, за рекой. Народные песни и наигрыши оренбургских казаков / Н. М. Са-
вельева. - Оренбург: Димур, 2009. - С. 10.
10. Самигулов, Г. Х. Из истории Челябинска : в 3 кн. Кн. 1. Крепость и провинциальный город с 1736 по 1781 год / Г. Х. Самигулов; науч. ред. д-р ист. наук. А. Д. Таиров. - Челябинск : Каменный пояс, 2015. - 140 с.: ил.
11. Христиансен, Л. Л. Избранные статьи по фольклору (к 100 - летию со дня рождения) : сб. ст. / Л. А. Христиан-сен; ред.-сост. А. С. Ярешко. - Саратов : Саратов. гос. консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2010. -232 с.
Получено 09.10.2018
95
N. Safonova
Candidate of Culturology, Docent, Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts E-mail: [email protected]
FEATURES OF FORMATION OF THE RUSSIAN SONG TRADITION OF THE SOUTHERN URALS
Abstract. Preservation of song traditions in the modern cultural field is a priority for any stage of ethnic development. They accumulate the life experience of previous generations, they are a kind of indicator of the cultural state of society and the changes taking place in it, are the most valuable source of information on the history of the functioning of culture. Features of formation of the Russian song tradition are connected with history of settling and formation of the investigated territory - the Southern Urals. The Russian population was formed mainly in the course of land and industrial colonization by multi-temporal resettlement flows from many Russian provinces, as well as due to the creation of the Orenburg fortified line that covered the South-Eastern border of the Russian state. In the process of resettlement of Russians in the Southern Urals, there was the formation of three socio-cultural communities - the peasantry, the mining population and the Cossacks. Historical and ethnographic features of the settlement of the southern Urals form a colorful picture of the regional song culture, formed on the traditions of immigrants from the Northern, North-Western, Central and other regions of Russia. The materials of folklore and ethnographic expeditions demonstrate the predominance of lyrical songs of the family and household cycle, the preservation of wedding songs in the passive memory of informants, the existence in rural areas in the context of the funeral and memorial rite of spiritual poems, the mention of the songs of the calendar is almost lost.
Keywords: russian vocal tradition, the historical and ethnographic peculiarities of the settlement, the South Urals, regional singing culture
For citing: Safonova N. 2018. Features of formation of the Russian song tradition of the Southern Urals. Culture and Arts Herald. No 4 (56): 91-96.
References
1. Glinkin A., Lazarev A. 1996. Pesni orenburgskikh kazakov: starye i novye zapisi [Songs of Orenburg Cossacks: old and new records]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. (In Russ.).
2. Kazakova G. 2007. Kul'tura YUzhnogo Urala: lokal'nyy variant regional'nogo izmereniya [Culture of the Southern Urals: a local version of the regional dimension]. St. Petersburg: The Herzen State Pedagogical University of Russia. (In Russ.).
3. Kaluzhnikova T. 2005. Pesennaya traditsiya russkogo naseleniya Srednego Urala [Song tradition of the Russian population of the Middle Urals]. Ekaterinburg: Ural State Mussorgsky Conservatorie. (In Russ.).
4. Lazarev A. 1972. Poeticheskaya letopis' zavodov Urala [A poetic chronicle of the factories in the Urals]. Chelyabinsk: YUzhno-Ural'skoye knizhnoye izdatel'stvo. (In Russ.).
5. Luzin L. Planeta YUzhnyy Ural. Russkie: v 3 ch. Ch. 1 [Planet Southern Urals. Russian: In 3 parts. Part 1] [Electronic resource]. Available from : https://mediazavod.ru/articles/daily/obshchestvo/103810/ (accessed: 05.10.2018). (In Russ.).
6. About Muslim Cossacks in Orenburg Cossack army in Chelyabinsk region [Electronic resource]. Zemlya masterov [Land of masters]. Available from : http://zema.su/blog/o-kazakakh-musulmanakh-v-orenburgskom-kazachem-voiske-v-chelyabinskoi-oblasti-video (accessed: 05.10.2018). (In Russ.).
7. Rybalko A. A. Kul'tura traditsionnogo domostroeniya u orenburgskikh kazakov [The culture of traditional house-building at Orenburg Cossac] [Electronic resource]. Available from : https://cyberleninka.ru/artide/n/kultura-traditsionnogo-domostroeniya-u-orenburgskih-kazakov (accessed: 05.10.2018). (In Russ.).
8. Saveleva N. 2009. Za Uralom, brattsy, za rekoy. Narodnyye pesni i naigryshi orenburgskikh kazakov [In the Urals, brothers, beyond the river. Folk songs and tunes of Orenburg Cossacks]. Orenburg: Dimur. P. 10 (In Russ.).
9. Samigulov G. 2015. Iz istorii CHelyabinska : v 3 kn. Kn. 1. Krepost' i provintsial'nyy gorod s 1736 po 1781 god [From the history of Chelyabinsk: in 3 books. Book 1. Fortress and provincial town from 1736 to 1781]. Chelyabinsk: Kamennyy poyas. (In Russ.).
10. LazarevA. 1998. Trudnyye temy izucheniya fol'klora [Difficult topics of folklore study]. Chelyabinsk: Chelyabinsk State University. 318 p. (In Russ.).
11. Khristiansen L. 2010. Izbrannyye stat'i po fol'kloru (k 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Selected articles on folklore (to the 100th anniversary of the birth)]. Saratov: Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. (In Russ.).
Received 09.10.2018
96