УДК 391 (470.57)
ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА РУССКИХ БЕЛОКАТАЙСКОГО РАЙОНА РБ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ В.
© Нечвалода Е.Е.
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник,
Институт этнологических исследований
им. Р.Г. Кузеева,
Уфимский научный центр РАН,
ул. Карла Маркса, 6,
450077, г. Уфа, Российская Федерация,
эл. почта: pishi-nikonor@yandex.ru
Цель статьи - дать подробное описание одежды одной локальной группы русских Башкортостана - потомков «кунгуряков» (выходцев из Пермской губернии), ее состава, кроя, использовавшихся для ее пошива материалов, ее декора, ее эволюции в конце XIX - начале ХХ в. Подготовленный материал является промежуточным результатом для достижения конечной цели - создания исто-рико-этнографического атласа русских Южного Урала. Актуальность работы определяется тем, что до сегодняшнего дня на территории Башкортостана русские остаются одним из наименее этнографически исследованных этносов. Традиционной одежде данной группы русских ранее не уделялось соответствующего внимания. Новизна исследования в данной статье заключается во введении в научный оборот значительного корпуса этнографических источников, представленных форме описания предметов и комплектов. В статье не только последовательно описывается выбранный объект этнографического исследования, но рассматривается эволюция его состава и форм. Собранные в ходе полевых исследований материалы сравниваются с авторскими полевыми материалами из соседних районов, в которых также проживают потомки «кунгуряков» - носителей изначально единых традиций и выявляются незначительные локальные особенности в бытовании единой традиции. Проведенный анализ показывает близость форм традиционной одежды исследуемой группы русских с одеждой пермских русских. Таким образом, показано, что традиционный костюм русских Белокатайского района Республики Башкортостан является локальным вариантом северорусского комплекса в одежде.
Ключевые слова: русские, локальная группа, северо-восток Башкортостана, традиционная одежда, полевая этнография, артефакты, фотодокументы
© Nechvaloda E.E.
TRADITIONAL RUSSIAN CLOTHING OF BELOKATAYSKY DISTRICT OF BASHKORTOSTAN IN THE LATE 19th AND EARLY 20th CENTURIES
R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies,
Ufa Scientific Centre,
Russian Academy of Sciences,
6, ulitsa Karla Marksa,
450077, Ufa, Russian Federation,
e-mail: pishi-nikonor@ yandex.ru
The purpose of this article is to give a detailed description of clothing characteristic of a local group of Russians in Bashkortostan (the descendants of «Kunguryks» emigrated from the former Perm Province), its composition, construction, sewing materials and décor as well as its evolution in the late 19th and early 20th centuries. This description is only an intermediate result to achieve the ultimate goal of creating a historical and ethnographic atlas of Russians in the South Urals. The topicality of the research work is determined by the fact that Russians, even though one of the largest ethnic groups in the Republic of Bashkortostan, still remain inadequately studied from the ethnographic point of view. The traditional clothing of this group of Russians has not previously been given due attention. The novelty of the research lies in introducing into scientific use
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ
V
/21
2017, том 24, № 3 (87) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll
a considerable number of ethnographic sources in the form of descriptions of items and clothing sets and also as photographs to corroborate and illustrate the information. The article not only describes consistently a particular object of the ethnographic study, but also outlines the evolution of its composition and forms. Materials collected during field research are compared with the author>s materials from the neighbouring areas where the descendants of "Kunguryaks", the carriers of initially common traditions, also live, and small local features are identified in line with the common traditions. The analysis reveals the similarity in the forms of traditional clothing of this group of Russians from Bashkortostan and Perm Krai. Thus, it is shown that traditional Russian clothing from Be-lokatayskiy District of the Republic of Bashkortostan is a local variant of the North Russian set of clothes.
Key words: Russians, local group, north-eastern Bashkortostan, traditional clothing, field ethnography, artifacts, photodocuments
Одежда русского населения Уфимской губернии до настоящего времени изучена слабо. Опубликованные источники XIX -начала ХХ в. немногочисленны, описания одежды в них либо очень кратки, либо слишком обобщены, либо характеризуют традиции одного конкретного населенного пункта. В.М. Черемшанским впервые рассмотрена одежда русских крестьян Оренбургской губернии [1]. В конце XIX в. краткое описание русской крестьянской одежды Уфимской губернии оставил М.В. Колесников [2]. Характеристика одежды русского населения Урала и Приуралья начала ХХ в. опубликована в многотомном географическом описании России [3]. Характерные черты одежды «кунгуряков» - русских крестьян Златоустовского уезда (северо-восточных районов Республики Башкортостан) отметил в своих очерках В. Касимовский [4]. Особенности одежды русского горнозаводского населения изложены В. Аманацким [5], а старообрядцев с. Усень-Иваново отражены в статье Д.К. Зеленина [6]. Одежда оренбургских казаков были изучены в конце XIX - начале ХХ в. Ф.М. Стариковым, А. Кривощековым, Д.К. Зелениным [7-9]. Первые фотографии русских крестьян и казаков Южного Урала опубликовал М.А. Круков-ский в 1909 г. [10].
Первое этнографическое исследование крестьянской одежды русских Башкортостана осуществил в 1959 г. Е.П. Бусыгин [11], но оно охватило только западные районы республики. Особенности традиционного костюма русского старообрядческого населения Южного Урала были описаны Е.С. Данилко [12]. На сегодняшний день неизученными остались значительные территории, собранные материалы не дают целостного представления о традиционном костюме русского населения Башкортостана, не позволяют картографировать бытование различных видов одежды, их крой и терминологию, не позволяют выйти на уровень теоретических обобщений, т. к. не пройден этап эмпирических исследований. Эти обстоятельства определяют актуальность настоящей статьи, т. к. она вводит в научный оборот характеристики традиционной одежды локальной группы русского населения РБ и восполняет существующие пробелы в нашем знании о костюме русских Башкортостана, Южного Урала и русского костюма в целом.
В основе статьи лежат материалы полевых этнографических исследований автора в русских населенных пунктах Белокатай-ского района - Емаши, Ногуши, Карлыха-ново, Шигаевка, Старобелокатай, Каран-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ ,
/2017, том 24, № 3 (87) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll
Нечвалода Е.Е. /ШШШШШШШ^
трав, Шакарла, в районном центре Новобе-локатай, осуществленных в 2012 г. Наиболее ценным источником для характеристики одежды русского населения Белокатайского района в ХХ в. служат рассказы информаторов - местных жителей старшего поколения. Визуализировать полученную информацию позволяют старые фотографии и сохранившиеся предметы, хранящиеся преимущественно в местных (сельских, школьных) музеях и в семьях. Ценными экспонатами и фотографиями располагает Новобелока-тайский районный краеведческий музей. Эти материалы дополняют друг друга и по ним достаточно полно можно представить особенности традиционной одежды русских исследуемой территории в начале ХХ в.
Женская одежда. Обязательным элементом одежды русской крестьянки в исследованных селах в начале ХХ в. был сарафан. Его носили женщины всех возрастов. Сохранились фотографии начала ХХ в., на которых запечатлены женщины и девочки в сарафанах со сборками на груди. Сарафаны носились поверх рубах с прямыми поликами и широкими рукавами. По свидетельству В. Касимовского, до 70-х гг. XIX в. женщины в этих местах повседневно носили косоклинные сарафаны из домотканого холста: «надевается на белую холщевую рубаху дубас, т. е. сарафан без боров из синего холста; в праздничное - сарафан ситцевый и шелковый, смотря по состоянию» [4, с. 28]. Но в последние десятилетия позапрошлого века в моду вошли сарафаны на сборках из покупных тканей, которые быстро вытесняли старинные холщовые. «Женские дубасы заменились сборчатыми сарафанами ситцевыми, шерстяными и шелковыми», - писал В. Касимовский всего 9 лет спустя [4, с. 7]. В Белокатайском районе воспоминаний о дубасах почти не сохранилось.
В отличие от дубасов, которые к началу ХХ в. уже практически выходили из быта, сарафаны из покупных материй, кроивши-
еся из прямых отрезов ткани, сосборенных наверху, крестьянки в начале ХХ в. еще активно носили и в будни, и в праздники. Нам удалось записать подробные воспоминания о таких сарафанах. Они шились из тканей различных расцветок. В будни носили однотонные сарафаны, которые могли быть сшиты и из домотканины, а в праздники надевали сарафаны из дорогих фабричных тканей. Сарафаны из музейных собраний дают представление об их крое. Все без исключения сарафаны были скроены из прямых полотнищ, собранных в верхней части (на груди и на спинке). Сарафаны шились из 5 полос ткани: две спереди и три сзади (передние полотнища кроились длиннее задних, но сборки сзади были гуще). Сарафаны имели пришивные лямки (проймы), соединявшиеся сзади на спинке. Почти все они были сшиты из фабричных тканей. Лишь единственный, из числа встреченных нами, сарафан (из фондов Белокатайского районного музея в районном центре Новобелокатай) был пошит из белого льняного домотканого полотна.
Как уже было сказано выше, с сарафаном русские крестьянки в XIX - начале ХХ в. носили рубахи с прямыми поликами. Они имели широкие рукава, ворот стойку, глубокий разрез спереди, густые сборки вокруг ворота.
Рубахи эти были короткими и носили название рукава. Нередко в нижней части они были надставлены другой тканью, т. к. при ношении в комплексе с сарафаном, их низ был прикрыт. Старинные образцы по-ликовых рубах хранятся в районном музее (в районном центре Новобелокатай) - две рубахи из тонкого белого домотканого льняного полотна. Их крой и детали отделки выполнены в полном соответствии с традицией. Обе вышеописанные старинные рубахи имеют широкие у основания рукава (40 см), широкий и короткий стан (ширина переда по нижнему краю у первой - 76,5 см, у вто-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2017, том 24, № 3 (87) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
рой - 82 см, спинки - соответственно - 67 и 65 см) и высокий ворот - стойку (у первой - 5 см, у второй - 6 см). Одна из этих рубах, согласно легенде предмета, была подвенечной. Ее спинку украшают вставки полосок (ширина - 2,5 см) красно-белого браного ткачества, вшитых между полика-ми и станом. Всего в селах Белокатайского района РБ нами было обнаружено 6 женских поликовых рубах. В настоящее время все они хранятся в музеях. Информаторы различали: с сарафаном носилась рубаха, а с юбкой - кофта, которые отличались не только по названию, но и по крою.
Поверх сарафана повязывали фартук (за-пон) и пояс (поес). Пояса ткали на квадратных дощечках топкйх (тапкйх). В музеях Белокатайского района находится много старых поясов, многие из них именные. Они могли быть украшены не только именами владельцев, но и датами, текстами молитв, цитатами из песен, вытканными на них. Концы поясов украшали помпоны - маковки. В школьном музее с. Шакарла нами был встречен единственный за время экспедиций 2011-2014 гг. по русским селам северо-восточных районов Башкортостана старинный широкий шерстяной пояс, тканый на ниту. Его украшает красно-белый орнамент, основным мотивом в котором служат свастики. Подобные пояса бытовали в прошлом на исторической родине «кунгуряков» [13, с. 169, 171].
В начале ХХ в. сарафаны стали постепенно вытесняться кофтами и юбками. Юбка и кофта, сшитые из одной ткани, составляли своеобразный костюм, он назывался парочка. Парочка была выходной, праздничной одеждой, ее шили к свадьбе. Крой кофт был различен. Застегивались они на пуговицы, а сама застежка могла располагаться, как спереди, так и сзади. Кофты могли быть отделаны кружевной тесьмой.
Нательной женской одеждой служила «подрубашнича» и юбка «становина».
Становины в ХХ в. носили и с сарафанами, и с юбками. Становины, станушки нередко были сшиты из узорного, многоремизного домотканого полотна и были надставлены в верхней части другой тканью. Использование красивых узорных тканей для нижних юбок было оправдано, т. к. при работе нижний край сарафана или верхней юбки подтыкали за пояс (это помогало сберечь изделия из фабричных тканей, которые очень ценились). Подбирая кверху широкий подол, женщины открывали взглядам часть нижней юбки и потому ее стремились шить не из простого холста, а из домотканых узорных полотен. Станушки для холодного времени года шили из толстых шерстяных домашних тканей. Зимой женщины могли надеть для тепла несколько нижних юбок.
Мужская одежда. Основа мужского костюма была традиционной для русских - рубаха-косоворотка и штаны. В XIX в., согласно В. Касимовскому, их шили из домотканины, а рубахи украшались браным узором [4, с. 7]. Во время полевых исследований нам уже не удалось встретить ни одного образца старинных холщовых мужских рубах с бранным орнаментом. К началу ХХ в. домотканые (пестрядинные) рубахи остаются в составе повседневной рабочей одежды, но на праздники мужчины надевали косоворотки из покупных тканей. Праздничные рубахи украшали на вороте, планке, на краях рукавов вышивкой (выполненной в технике крест или гладь). У рубах-косовороток нагрудный разрез чаще делался вертикальным. Но на некоторых праздничных рубахах он мог быть расположен и по диагонали, наклонно к центру груди.
Штаны традиционного кроя в Белока-тайском районе нам встретились лишь однажды - в этнографической коллекции Дома культуры с. Ногуши. Они сшиты из красной пестряди в тонкую частую полоску. По воспоминаниям информаторов рабочие портя-ные штаны шились из темной домоткани-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ ,
/2017, том 24, № 3 (87) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll
ны, а праздничные - из красной. В довоенные годы штаны из домотканины носили преимущественно старики. В богатых семьях мужчины носили штаны из фабричных тканей. На зиму их шили из домашнего сукна, из шерстяных тканей, и носились они с подштанниками. Для работы зимой в лесу и для дальних зимних переездов шили стеганые штаны, утепленные куделью.
Верхняя одежда. В комплексе традиционной одежды существовали различные виды верхней одежды. Верхней женской одеждой в начале ХХ в. служили понит-ки, зипуны, шубы и полушубки, мужской -пиджаки, кафтаны, зипуны, чапаны, полушубки, шубы, тулупы. Для шитья верхней одежды использовали, как домашние ткани, так и фабричные.
Зипуны шили из домашних сукон темных расцветок. Длина их была ниже колен. Они были изнутри утепленными по всей длине куделью. Зипуны застегивали на пуговицы и подпоясывали. Зипун служил повседневной одеждой. В праздники мужчины надевали кафтаны «из домотканого синего, черного, темно-коричневого сукна, а у богатых из фабричного» [4, с. 28]. Они имели приталенный силуэт, благодаря клиньям, расширяющим подол. Кафтан опоясывался шерстяным кушаком. Женщины носили по-нитки, они были длиной до колен. Пониток шили из домотканой полушерстяной ткани понитчины (основа - лен, уток - шерсть) на подкладе из холста (до талии), но не был утепленным. Понитки имели отрезную и сосборенную спинку. В. Касимовский отмечал, что верхнюю одежду женщин отличало наличие боров на спинке: «Кафтан такой же, как у мужчин только с борами назади». На эту же особенность неоднократно указывали информаторы.
Зимней одеждой мужчин и женщин являлись овчинные шубы и полушубки. Их шили мехом внутрь, нагольными или крытыми. Нагольные окрашивали корой в черный
или рыжий цвет. Были и дубленые шубы. Распространены были шубы отрезные по талии, с борками. Шубы обшивали по краям меховой опушкой и пришивали воротник из лисьего меха. Тулупы надевали в дорогу. Их шили из овчин длинными и с большим воротником. Они могли быть нагольными, но чаще их, так же как и шубы, покрывали сверху холстом или другой тканью. Тулуп запахивался, застегивался на одну пуговицу у ворота, и опоясывался кушаком. Когда отправлялись в дорогу в буран, тогда поверх тулупа надевали чапан. Чапаны шились длинными и просторными, чаще из темного полотна. Многослойность верхних одежд была вполне обычной. Зимой на шубу могли надеть тулуп, на тулуп - чапан. Еще В. Касимовский отмечал: «Надет сверх полушубка кафтан - значит «оболокся» в сбитень» [4, с. 28]. Нарядной зимней верхней одеждой считалась доха - шуба, сшитая из волчьих или собачьих шкур (их шили мехом внутрь и покрывали тканью).
Дополнением верхней одежды в зимнее время были вязаные узорные варежки и чулки. Во время работ на руки по необходимости надевали вачаги - рабочие холщовые рукавицы, которые были принадлежностью мужской рабочей одежды. Меховые варежки шубинки шили мехом внутрь.
Головные уборы. Головные уборы и прическа отражали статус женщины. Девушки до замужества заплетали волосы в одну косу, после свадьбы женщина носила две косы, которые перекрещиваясь на затылке укладывались вокруг головы и связывались вплетенными шнурками надо лбом или на затылке - в зависимости от длины волос. Замужние также собирали волосы в ку-лышки. Кулышкой здесь называлась прическа из волос, зачесанных назад, скрученных жгутом на затылке и уложенных компактно, зафиксированная шпильками.
Замужние женщины в начале ХХ в. закрывали волосы кокошником. Девушки не
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2017, том 24, № 3 (87) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
носили кокошников. Кокошник представлял собой небольшую круглую тканевую шапочку, собиравшуюся вокруг головы шнурком, вдернутым в подогнутый край. По сути, кокошники - волосники. Они собирали и закрывали волосы. В середине ХХ в. они были в употреблении уже только у пожилых женщин. Обычно, в кокошнике женщина ходила в доме. Поверх кокошника при выходе на улицу повязывался платок.
Традиционными головными уборами русских женщин служили платки и шали. Праздничные были покупными, а в будни носили и домотканые. Платки складывали по диагонали и завязывали концы под подбородком - «завязывали под чушку». Информаторы вспоминают, что в прошлом женщины при его повязывании, соединяя концы под подбородком, могли полностью закрывать платком лоб. Такую манеру ношения платка можно увидеть и на фотографиях начала ХХ в. Теплые шали из шерстяных ниток не только ткали, но и вязали. На праздники женщины и девушки покрывали головы риписовыми (реписовыми) шалями (полушелковые (репсовые) платки с бахромой и с декором в стиле ампир производились в конце XIX в. в Богородском уезде Московской губернии). Эти шали носили не как платки. При повязывании они складывались по диагонали, один конец оставался лежать расправленным на груди, а другой окручивали вокруг шеи.
Информаторы вспоминают и другой нарядный головной убор в виде ажурной черной косынки. Очевидно, в начале века в моду вошли файшонки, которые здесь называли косынками. Такие косынки женщины носили с кулышкой. Женщины, не имевшие возможности приобрести файшонки, стали сами вязать ажурные косынки крючком.
Украшения. Женщины носили бусы из янтаря или иных бусин (буски), ожерелья из бисера (борок), сережки. Считалось, что янтарные бусы помогают тем, у кого зоб - они
излечивают. Сережки чаще были серебряными и простой формы - колечком. Браслеты и кольца носить было не принято.
Обувь. Наиболее распространенной и доступной крестьянской обувью были лыковые лапти. Они считались легкими и удобными для летних работ. Но в них ходили не только летом, но и зимой. Лапти летом носили с холщовыми онучами, а в холодное время их надевали поверх шерстяных чулок и онучей. Из кожи шили, как повседневную, так и праздничную обувь. В качестве рабочей обуви из кожи крупнорогатого скота крестьяне носили коты. Они шились с мягкой подошвой, для мягкости в них подкладывали траву. Коты закрывали всю ступню, их верхний край стягивался у щиколотки шнурком. Коты носили и мужчины, и женщины, и дети. Другим видом рабочей кожаной обуви были бахилы. Надевали бахилы на портянки, на шерстяной носок. Они являлись мужской обувью. Бахилы имели широкое голенище (длиною до колен). Носили их вместе с котами. В. Касимовский так описывал этот вид обуви: «У мужчин на ногах бахилы, т. е. нечто вроде ичигов, надеваемых в коты (род женских ботинок) с онучами. Зимою на 2 или полтора аршина домотканого сукна, летом гораздо меньше» [4, с. 27]. Эти простейшие виды крестьянской кожаной обуви уже в конце XIX в. начала теснить продукция сапожников, имеющая твердую подошву и каблук. Как уже в 1877 г. отметил В. Касимовский: «Прежняя обувь, мужская и женская, коты и бахилы заменены кунгурскими сапогами с лаковыми отворотами и ботинками на высоких каблуках [4, с. 7]. В ХХ в. фабричную или пошитую сапожниками кожаную обувь надевали только на праздники. Она была выходной и ее очень берегли.
Из шерсти катали валенки и чесанки. Валенки - зимняя обувь, и потому они были скатаны толсто, что позволяло в морозы сохранить ноги в тепле, а чесанки делались
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ _
/ 2017, том 24, № 3 (87) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!|з1
более тонкими и носились с галошами. На праздники зимой надевали узорные или печатные валенки. Их катали из белой шерсти и по заготовке валенка (в его полускатанном состоянии) прошивали красными нитками узор - тонкие параллельные полоски и спиральные завитки, после чего продолжали валять, соединяя в единое целое основу и узор.
Сравнивая материалы по одежде русских Белокатайского, Мечетлинского и Ду-ванского районов РБ - потомков выходцев из Пермской губернии, хотелось бы отметить выявленные территориальные особенности в наследии традиций в этих трех районах [14; 15]. В бытовании различных типов обуви они наиболее отчетливы: коты - обувь из сыромятной кожи повсеместно знают в Белокатайском районе, редко упоминают в Мечетлинском и совсем не помнят в Ду-ванском районе РБ; деревянные подставочки под лапти, крепившиеся во время распутицы, совсем не знают в Белокатайском районе, единично упоминают в Дуванском и хорошо помнят в Мечетлинском; не бытовала в начале ХХ в. в Белокатайском районе также зимняя обувь из холста, простежен-ная и утепленная внутри шерстью или куде-
лью (в Дуванском районе ее называли улеги, в Мечетлинском - миколы). Воспоминания о дубасах (старинных косоклинных сарафанах) в Белокатайском и Дуванском районах полнее и точнее, чем в Мечетлинском. В целом же, костюм русских этих районов принадлежал одному комплексу.
Проведенные исследования показывают, что русские крестьяне-переселенцы устойчиво сохраняли на территории водворения традиции народной одежды вплоть до начала ХХ в. (на территории исхода - в метрополии степень сохранности, судя по опубликованным ранее материалам, была выше, однако сопоставлять материалы по пермским русским и русским северо-востока РБ сложно, т. к. первые собирались во второй половине ХХ в., а последние во втором десятилетии XXI в.). Костюмный комплекс, который бытовал у них на территории Белока-тайского района в начале ХХ в. соответствует одежде пермских русских и являет собой вариант северорусского комплекса в одежде. Традициям Русского Севера и русских Среднего Урала соответствует и состав костюма русских Белокатайского района начала ХХ в., и крой элементов, и их терминология, и орнаментация.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа, 1859. 472 с.
2. Колесников М.В. Этнографические очерки русского населения Уфимской губернии, в его народном быту, обрядах, обычаях и пр. // «Новые» имена: историко-литературные и краеведческие исследования на Южном Урале в XIX - начале ХХ в. / сост. М.И. Роднов. СПб: Свое изд-во, 2015. С. 45-124.
3. Россия. Полное географическое описание. Настольная и дорожная книга / под ред. В.П. Семе-нова-Тянь-Шанского. Т. V СПб, 1914. 669 с.
4. Касимовский В. Исторические очерки о Дуване (1868 г., 1877 г.). Месягутово, 1991. 28 с.
5. Мударисов РЗ. Материальная культура и быт русского горнозаводского населения в рукописном сочинении Владимира Аманацкого // Этносы и культуры на стыке Азии и Европы. Уфа, 2000. С. 368-379.
6. Зеленин Д.К. Черты быта Усть-Ивановских староверов // Известия общества истории, археологии и этнографии при Казанском университете. Т. 21. Вып. 3. 1905. С. 201-258.
7. Стариков ТМ. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска. Оренбург, 1891. 249 с.
8. Кривощеков А. На оренбургской пограничной линии // Вестник оренбургского учебного округа. 1914. № 4. С. 153-174.
9. Зеленин Д.К. У оренбургских казаков. М., 1905. С. 54-78.
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2017, том 24, № 3 (87) !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
10. Круковский М.А. Южный Урал: путевые очерки. М., 1909. 318 с.
11. Бусыгин Е.П. Материальная культура русского населения западных районов Башкирской АССР // Географический сборник. Вып. 2. Казань. 1967. С. 108-127.
12. Данилко Е.С. Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа: Гилем, 2002. 216 с.
13. Александров В.А., Власова И.В., Кремлева И.А., Листова Т.А., Макашина Т.С., Чагин Г.Н. На путях из Земли Пермской в Сибирь. Очерки этнографии северноуральского крестьянства ХУП-ХХ вв. М.,1989. 352 с.
14. Нечвалода Е.Е. Одежда русского населения Ду-ванского района Республики Башкортостан // Русские Айско-Юрюзаньского междуречья: история, антропология, культура. Институт этнологических исследований Уфимского научного центра РАН. Уфа, 2012. С. 99-142.
15. Нечвалода Е.Е. Материалы по одежде русского населения Мечетлинского района Республики Башкортостан первой половины ХХ века // Этнические взаимодействия на Южном Урале: материалы VI Всероссийской научной конференции. Челябинск. 2015. С. 402-403.
R E F E R E N C E S
1. Cheremshansky VM. Opisanie Orenburgskoy gubernii v hozyaystvenno-statisticheskom, etnograficheskom i promyshlennom otnosheniyakh [Description of the Orenburg Province in economic, statistical, ethnographic and industrial aspects]. Ufa, 1859. 472 p. (In Russian).
2. Kolesnikov M.V Etnograficheskie ocherki russkogo naseleniya Ufimskoy gubernii, v ego narodnom bytu, obryadakh, obychayakh i pr. [Ethnographic essays on the Russian population of the Ufa Province, in its lifestyle, rites, customs, etc.]. "Novye" imena: istoriko-lit-eraturnye i kraevedcheskie issledovanya na Yuzhnom Urale v XIX - nachale XX vv. ["New" names: Historical, literary and regional studies in the South Urals in the 19th - early 20th centuries]. M.I. Rodnov (compiler). St. Petersburg, Svoe izdatelstvo, 2015, pp. 45-124. (In Russian).
3. Rossiya. Polnoe geograficheskoe opisanie. Nastolnaya i dorozhnaya kniga [Russia. Complete geographical description. Guide handbook]. Vol. 5. VP Semen-ov-Tyan-Shansky (ed.). St. Petersburg, 1914. 669 p. (In Russian).
4. Kasimovsky V Istoricheskie ocherki o Duvane (1868 g., 1877 g.). [Historical essays on Duvan (1868, 1877)]. Mesyagutovo, 1991, 28 p. (In Russian).
5. Mudarisov R.Z. Materialnaya kultura i byt russkogo gornozavodskogo naseleniya v rukopisnom sochinenii Vladimira Amanatskogo [Material culture and life of the Russian mining population in the manuscript essay by Vladimir Amanatsky]. Etnosy i kultury na styke Azii i Evropy [Ethnoses and cultures at the junction of Asia and Europe]. Ufa, 2000, pp. 368-379. (In Russian).
6. Zelenin D.K. Cherty byta Ust-Ivanovskikh staroverov [Features of lifestyle of Ust-Ivanovsk old believers]. Izvestiya obshchestva istorii, arkheologii i etnografii pri Kazanskom Universitete - Proceedings of the So-
ciety of History, Archaeology and Ethnography at Kazan University, 1905, vol. 21, issue 3, pp. 201-258. (In Russian).
7. Starikov T.M. Istoriko-statisticheskiy ocherk Orenburg-skogo kazachyego voyska. [Historical and statistical essay of the Orenburg Cossack army]. Orenburg, 1891. 249 p. (In Russian).
8. Krivoshchekov A. Na orenburgskoy pogranichnoy linii [On the Orenburg border line]. Vestnik orenburgsk-ogo uchebnogo okruga - Bulletin of the Orenburg School District, 1914, no. 4, pp. 153-174. (In Russian).
9. Zelenin D.K. U orenburgskikh kazakov [Among the Orenburg Cossacks]. Moscow, 1905, pp. 54-78. (In Russian).
10. Krukovsky M.A. Yuzhnyy Ural: putevye ocherki [South Urals: Travel essays]. Moscow, 1909. 318 p. (In Russian).
11. Busygin E.P Materialnaya kultura russkogo naseleniya zapadnykh rayonov Bashkirskoy ASSR [Material culture of the Russian population of the western Bashkir ASSR]. Geograficheskiy sbornik [Geographical Compendium]. Vol. 2. Kazan, 1967, pp. 108-127. (In Russian).
12. Danilko E.S. Staroobryadchestvo na Yuzhnom Urale: Ocherki istorii i traditsionnoy kultury [The old believers in the South Urals: Essays on the history and traditional culture]. Ufa, Gilem, 2002, 216 p. (In Russian).
13. Aleksandrov VA., Vlasova I.V, Kremleva I.A., Listova T.A., Makashina T.S., Chagin G.N. Na putyakh iz Zemli Permskoy v Sibir. Ocherki etnografii severnouralsko-go krestyanstva XVII - XX vv. [On the paths from the Perm land to Siberia. Essays on ethnography of the North Ural peasantry in the 17th to 20th centuries]. Moscow, Nauka, 1989. 352 p. (In Russian).
14. Nechvaloda E.E. Odezhda russkogo naseleniya Du-vanskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Clothing of the Russian population in Duvansky District of the Republic of Bashkortostan]. Russkie Aysko-Yuryu-
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/21
2017, том 24, № 3 (87) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll
Нечвалода Е.Е. /ШШШШШШШ^
zanskogo mezhdurechya istoriya, antropologiya, kul-tura [Russians of the Ay-Yuryuzan interfluve: History, anthropology, culture. Ufa, 2012, pp. 99-142. (In Russian).
15. Nechvaloda E.E. Materialy po odezhde russkogo naseleniya Mechetlinskogo rayona Respubliki Bashkortostan pervoy poloviny XX veka [Materials on
clothing of the Russian population from Mechetlin-sky District of the Republic of Bashkortostan in the first half of the 20th century]. Etnicheskie vzaimodey-stviya na Yuzhnom Urale - Ethnic interactions in the South Urals. Proceedings of the 6th All-Russian Scientific Conference. Chelyabinsk, 2015, pp. 402-403. (In Russian).
ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/
/2017, том 24, № 3 (87) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll