ЦШШ №12 (22t) ЗНиСО
7
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В Г. МОСКВЕ
А.В. Цырулин, С.Г. Назаров, О.В. Моргачев
PECULIARITIES OF FORMATION OF OCCUPATIONAL DISEASES IN MOSCOW
AV. Tsyrulin, S.G. Nazarov, J.V. Morgachev Управление Роспотребнадзора по г. Москве, Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН
Сделан вывод о необходимости проведения оценки индивидуального профессионального риска для здоровья работников гражданской авиации и унификации регламентов о допуске к работе, принятых Минздравсоцраз-вития России и Федеральными авиационными правилами.
Ключевые слова: медицина труда, профессиональная заболеваемость, нейросенсорная тугоухость, гражданская авиация.
It is concluded that there is the need for individual professional assessment of the health risk for the workers of Civil Aviation and unification of regulations of admission to the work undertaken by Ministry of health and social development of the Russian Federation and Federal Aviation Regulations.
Keywords: occupational medicine, occupational disease, sensorineural hearing loss, civil aviation.
В современных условиях значительное количество работников Российской Федерации (РФ) работает в условиях труда, не соответствующих гигиеническим требованиям. Так, по данным Рос-стата, удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в основных видах деятельности (добыча
полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, строительство, транспорт, связь) в 2009 г. составлял 40,7 % от общей численности работников, что на 4 % выше по сравнению с предыдущим годом. В полном соответствии с этим в последние годы отмечается существенный
0
ЗНиСО ДЕКАбРЬ №12 (22Е)
140 120 100 80 60 40 20 0
у = 9,8172х + 26,563
-.2
74,5
80,0 70,0 60,0 50,0 40,0 30,0 20,0 10,0 0,0
2006
2007
2008
2009
2010
Е223 Абс. число ф % -Линейный (%)
Рис. 1. Количество и удельный вес профессиональных заболеваний, впервые выявленных у работников гражданской авиации в г. Москве в 2006—2010 гг.
рост заболеваемости лиц трудоспособного возраста болезнями кровообращения, пищеварения, нервной, эндокринной, костно-мышечной систем, ухудшается репродуктивное здоровье работающих [1;2; 3].
Одно из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по г. Москве — это осуществление надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры, расположенными в Международном аэропорту Шереметьево и в аэропорту Внуково. При этом одной из основных причин, определяющих актуальность данного направления работы Управления, является многолетний высокий уровень профессиональной заболеваемости среди работников летного состава авиакомпаний, базирующихся в указанных аэропортах.
Цель настоящего исследования — анализ динамики и структуры профессиональной заболеваемости работников гражданской авиации в г. Москве за период 2006—2020 гг. Исследования выполнены с использованием на основе программного средства «Профессиональная заболеваемость. Версия 4.1».
В 2010 г. общее число впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний, зарегистрированных Управлением Роспотребнадзора по г. Москве, составило 157 случаев. При этом в структуре профессиональных заболеваний (отравлений) по отраслям народного хозяйства доля заболеваний работников воздушного транспорта составила 74,5 %. Была выявлена статистически достоверная тенденция к росту удельного веса этого вида экономической деятельности в общей отраслевой структуре профессиональной заболеваемости по г. Москве (рис. 1).
Для сравнения аналогичные показатели по другим наиболее неблагополучным по показателю профессиональной заболеваемости отраслям народного хозяйства составили: автомобильной промышленности 6,4 % (2009 г. — 8,8 %), авиационной промышленности — 7,0 % (2009 г. — 7,1 %), строительство - 3,8 % (2009 г. - 7,1 %).
В структуре профессиональной заболеваемости по нозологическим формам ведущее место принадлежит двусторонней нейросенсорной тугоухости с различной степенью снижения слуха.
Если говорить об абсолютных цифрах профессиональной заболеваемости, то наиболее высокие показатели зарегистрированы на следующих предприятиях: ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» (81 случай), Филиал «Шереметьево» ОАО «ДОНАВИА» (5 случаев), ЗАО «Аэрофлот-Карго» Шереметьево (4 случая); АМО «ЗИЛ» ЮАО (10 случаев); ФГБУ «Специальный летный отряд «Россия» (5 случаев), ОАО «Авиационная компания «Атлант-Союз» Внуково (7 случаев); ОАО «РСК «МИГ» САО (4 случая).
При этом, высокие абсолютные показатели в ОАО «Аэрофлот» обусловлены тем, что в авиакомпании работает большое количество людей (2007 г. — около 2 500 чел. летного состава, 2008 г. — около 2 000 чел., 2009 г. — около 1 500 чел., 2010 г. — около 1 500 чел.).
В относительных же показателях профессиональная заболеваемость по авиакомпаниям находится приблизительно на одном уровне и составляет около 5—6 случаев на 10 тыс. работников, что, как минимум, в 15 раз выше, чем в среднем по г. Москве и в три раза — чем в среднем по России.
Следует констатировать, что высокий уровень профессиональной заболеваемости среди работников летных профессий сопровождается и неравномерностью ее выявляемости.
Так, в 2005 г. в 79 случаях специализированными ЛПУ профпатологического профиля были установлены заключительные диагнозы профессионального заболевания и составлены акты о случае профессионального заболевания. Можно предположить, что это обусловлено не только объективными причинами, но и многочисленными конфликтными ситуациями между администрацией авиакомпаний и летчиками из-за разногласий, возникающих при оценке условий труда при составлении санитарно-гигиенических
ДШШ №12 (220 ЗНиСО
9
характеристик, затягиванием сроков их расследования.
Кроме того, регламенты Федеральных авиационных правил (ФАП) по набору специалистов, кратности проведения медицинских осмотров, перечню лабораторно-инструментальных исследований и медицинских противопоказаний не соответствуют аналогичным регламентам приказов Минздравсоцразвития России от 16 августа 2006 г. № 83, Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1996 г. № 90.
Представители летных профессий могут продолжать летную работу при условии объективного снижения слуховой функции до ограничений, предусмотренных ФАП и без учета требований регламентов, предусмотренных санитарным законодательством. Продолжение работы в летной профессии в условиях воздействия шумового фактора способствует возникновению и развитию профессионального заболевания.
Спонтанное повышение предъявления жалоб на снижение слуха и плохую разборчивость речи представителями летного состава старших возрастов при прохождении медицинского освидетельствования в ряде случаев отмечается при ликвидации летных отрядов, эксплуатирующих отечественные ВС (Ил-86, Ту-154) и невозможности переучивания работников летных профессий на иностранные типы воздушных судов (Боинги, Аэробусы и т. д.) в связи с возрастными ограничениями, замене типов воздушных судов и необходимости переучивания. Таким образом, создается возможность влияния личностных факторов на уровень профессиональной заболеваемости.
В настоящее время действующим нормативно-методическим документом, регламентирующим условия труда работников лётных профессий является СанПиН 2.5.1.2423—08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации».
Данный документ обозначает целый комплекс вредных, опасных производственных факторов, воздействующих на представителей летного состава. К вредным факторам труда членов экипажей воздушных судов, которые вызывают отрицательные изменения, влияющие на здоровье, профессиональную работоспособность и безопасность полетов, следует отнести:
— высокие уровни авиационных шумов;
— повышенные уровни вибрации;
— колебания атмосферного давления при взлетах, посадках, наборе высоты и на снижении;
— температурный дискомфорт;
— пониженное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе;
— воздействие неудовлетворительного по физическим и химическим показателям вдыхаемого воздуха;
— СВЧ-излучение;
— радиационное (фоновое) облучение;
— воздействие дефицита времени и стрессовых ситуаций;
— работа в ночное время;
— напряженность трудового процесса;
— резкий сдвиг часовых поясов и быстрая смена климатических зон;
— опасные факторы труда членов экипажей (ошибки собственные или ошибки диспетчеров, отказы авиационной техники, воздушное пиратство, возникновения пожара, разгерметизации кабины, разрушения конструкции воздушного судна, поражения воздушного судна грозовыми разрядами и т. д.).
Указанное многообразие и разнообразие факторов, а также рост как профессиональных, так и общесоматических, профессионально обусловленных заболеваний, свидетельствует о необходимости организации проведения производственного контроля во всей полноте с использованием лабораторно-инструментальных методов оценки вредных и опасных факторов.
Проведение производственного контроля с обеспечением лабораторно-инструментальных исследований за уровнями вредных производственных факторов на рабочих местах предписывается и основными нормативными документами, а именно: Федеральным Законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 11, 32, санитарными правилами СП 1.1.1058—01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», СанПиН 2.5.1.2423—08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации».
Следует констатировать, что администрацией большинства авиакомпаний не организован производственный контроль за соблюдением санитарных правил для работников летных профессий: не разработана программа (план) производственного контроля, не проводится лабораторно-инструментальный контроль за уровнями вредных производственных факторов на рабочих местах. О необходимости разработки программы (плана) ППК руководству авиакомпаний неоднократно указывалось (давались предписания).
В некоторых случаях авиакомпании заменяют производственный контроль проведением аттестации рабочих мест (ОАО «Аэрофлот», ООО «Эйр-БриджКарго»), результаты которой не представляется возможным использовать для составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда работников при подозрении у них профессиональных заболеваний, т. к. в протоколах измерений отсутствует точное указание рабочих мест, бортового номера воздушного судна, даты проведения измерений, не указаны модели используемой радиогарнитуры, отсутствуют измерения уровней звука в подгарнитурном пространстве, класс условий труда устанавливается по результатам замеров уровней шума в кабине ВС.
10
ЗНиСО ДЕКАбРЬ №12 (22Е)
Проблема отсутствия объективных данных об уровнях реальной шумовой нагрузки наиболее остро проявляется при расследовании и учете профессиональных заболеваний.
Комплексное воздействие производственных факторов оценивается в соответствии с Р 2.2.2006—05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».
Из-за отсутствия объективных данных лабораторных исследований при составлении санитарно-гигиенических характеристик условий труда представителей летного состава расчет эквивалентного уровня шума в полете с учетом акустической эффективности авиагарнитуры и дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене за анализируемый период летной работы организациями гражданской авиации проводится в соответствии с методическими указаниями МУК 4.3.2231-07 «Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации» с изменениями и дополнениями 1 МУ 4.3.2499—09.
Однако данные методики не позволяют оценить во всей полноте реальный уровень шума в соответствии с требованиями п. 2.3.2 СанПиН 2.5.1.2423—08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации» с учетом дополнительной звуковой нагрузки на слуховой анализатор в результате прослушивания эфира и ведения речевого радиообмена, не учитывают шумовую нагрузку на различных этапах полета, т. е. имеет место занижение шумовой нагрузки, а следовательно и класса и степени вредности условий труда в соответствии с руководством Р 2.2.2006—05.
В соответствии с документом «Санитарно-гигиеническая характеристика вредности, опасности, напряженности, тяжести труда членов экипажей воздушных судов гражданской авиации России», согласованного с профсоюзом летного состава России и утвержденного федеральной авиационной службой и Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 1997 г., надежных средств защиты от авиационного шума не существует, а необходимость вести постоянный радиообмен лишь усиливает его влияние на организм членов экипажей. Согласно этому документу, систематиче-
ское воздействие авиационного шума на организм членов экипажей превышает допустимый уровень в 1,3—1,7 раза.
При составлении санитарно-гигиенических характеристик условий труда пилоты выражают возражения по поводу отнесения их условий труда по шуму ко 2-му классу (допустимый) при работе в ОАО «Аэрофлот» на сравнительно малошумных воздушных судах (Ил-86, Ил-96-300, Ту-154-М, Аэробусах, Боингах и др.), т. к. при расчете эквивалентного уровня шума не в полной мере учитывается дополнительная шумовая нагрузка при прослушивания радиоэфира и радиообмена с учетом всех источников в условиях как наземного маневрирования, так и на различных этапах полета.
Сложившееся противоречие является источником возникновения конфликтных ситуаций, поскольку результаты экспертизы связи заболевания с профессией не устраивают как летчиков, так и администрацию авиакомпании.
Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод об актуальности и высокой медико-социальной значимости проблемы, касающейся здоровья и профессиональной заболеваемости работников летных профессий, решение которой требует комплексного подхода, включающего разработку медицинских, гигиенических, реабилитационных, технических, экономических и других мероприятий на основании проведения оценки уровней индивидуального профессионального риска.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Измеров Н.Ф. Сохранение здоровья работающих России как основа государственной стратегии в решении проблемы трудовых ресурсов //Материалы VIII Всероссийского Конгресса «Профессия и здоровье»: Москва, 25—27 ноября 2009 г. Москва. 2009. С. 5—8.
2. О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2009 г. Государственный доклад.
3. О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2010 году. Информационный сборник статистических и аналитических материалов. М. 2011. 76 с.
Контактная информация:
Цирулин Андрей Владимирович, тел.: 8 (495) 616-54-29
Contact information:
Tsyrulin Andrey Vladimirovich, phone: 8 (495) 616-54-29