Научная статья на тему 'Авиационный внутрикабинный шум как фактор риска развития профессиональной тугоухости'

Авиационный внутрикабинный шум как фактор риска развития профессиональной тугоухости Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
369
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИКАБИННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ШУМ / АВИАРАДИОГАРНИТУРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РИСК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ / АВИАЦИОННЫЙ ПЕРСОНАЛ / INTRA-CABIN AIRCRAFT NOISE / AIR RADIO / PROFESSIONAL RISK / OCCUPATIONAL DEAFNESS / AVIATION PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вильк М.Ф., Панкова Вера Борисовна, Глуховский В.Д., Капцов В.А.

Показана актуальность проблемы профессиональной тугоухости у членов лётных экипажей ВС ГА России, составляющих одну треть всех показателей профессиональных заболеваний органа слуха в стране. Фактором риска развития заболевания является производственный шум, превышающий ПДУ. Представлен анализ показателей внутрикабинного авиационного шума отечественных и зарубежных авиалайнеров как фактора риска профессиональной тугоухости, поздняя диагностика которой обусловливает потерю профессиональной трудоспособности лётного состава. Отмечено, что данные СГХ расходятся с информацией Протоколов эквивалентного уровня шума за весь период лётной деятельности, изложенных в требованиях МУК Роспотребнадзора 4.3.2231-07, что ведёт к вольной трактовке акустической нагрузки и необоснованным положительным экспертным решениям о связи заболевания органа слуха с профессией, что создаёт спорные и конфликтные ситуации. Для анализа риска профессиональной тугоухости у пилотов ВС ГА проведены гигиенические исследования с оценкой уровня внутрикабинного шума в кабинах ВС с учётом дополнительной акустической нагрузки от авиагарнитур. Отмечены недостатки методологии оценки стажевых коэффициентов эквивалентных доз шума за весь период лётной деятельности, отсутствия полноценных данных шумозащитных свойств авиагарнитур, а также ошибок диагностики и экспертизы о связи заболевания органа слуха с профессией у пилотов ВС ГА. Проведена актуализация СанПиН 2.5.1.2423-08 с включением в него методики оценки акустической нагрузки на членов авиационного персонала ВС ГА внутрикабинного шума отечественных и зарубежных ВС с учётом дополнительной шумовой нагрузки от использования авиагарнитур. В новую редакцию Федеральных авиационных правил даны предложения по совершенствованию критериев диагностики и регламентов экспертных решений о связи тугоухости у членов лётных экипажей ВС ГА с профессией; разработана Инструкция по порядку взаимодействия медицинских центров, ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА, центра профпатологии и гигиены труда ЦКБ ГА с территориальными учреждениями профпатологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вильк М.Ф., Панкова Вера Борисовна, Глуховский В.Д., Капцов В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVIATION INTRA-CABIN NOISE AS THE FACTOR OF THE RISK OF PROFESSIONAL CARRIAGE DEVELOPMENT

There is shown the urgency of the problem of occupational deafness among the members of the flight crews of the Aircraft of Civil Aviation of Russia, which amounts to one-third of all indices of occupational diseases of the hearing organ in the country. The risk factor for the development of the disease is the occupational noise exceeding the Admissible Limit Level. The analysis of indoor cab noise indices of domestic and foreign airliners as a risk factor of occupational deafness is presented, the late diagnosis of which determines the loss of the occupational working capacity of the flight crew. It is noted that the data of the sanitary and hygienic characteristics are inconsistent with the information of the Protocols of the equivalent noise level for the entire period of flying activity, presented in the requirements of the Methodical guidelines of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare 4.3.2231-07, which leads to a free interpretation of the acoustic load and unreasonable positive expert decisions on the connection of the hearing organ disease with the occupation, which creates controversial and conflict situations. For the analysis of the risk of occupational deafness in the pilots of the Air Force Civil Aviation, hygienic studies were conducted with an assessment of the level of intra-cabin noise of the aircraft, taking into account the additional acoustic load from the headset. There were pointed out shortcomings of the methodology for estimating the trainee coefficients of equivalent noise doses for the entire period of flight activity, the lack of full data of the noise-protective properties of the headset, as well as the errors in diagnosis and examination of the connection between hearing and hearing aids in the pilots of the Armed Forces. There was executed the actualization of Sanitary regulations and Norms 2.5.1.2423-08 with the inclusion of methodology of an estimation of an acoustic load of internal noise with taking into account the additional noise load from the use of the headset on members of aviation personnel of the Armed Forces of domestic andforeign aircraft. The new version of the Federal Aviation Regulations contains proposals for improving diagnostic criteria and regulations for expert decisions on the relationship of hearing loss in flight crew members to the occupation. The Instruction on the order of interaction between medical centers, medical flight-expert commission of Civil Aviation, Central medical flight-expert commission of Civil Aviation, the Center for Occupational Pathology and Occupational Hygiene of the Central Clinical Hospital with territorial organizations of the pathological profile was developed.

Текст научной работы на тему «Авиационный внутрикабинный шум как фактор риска развития профессиональной тугоухости»

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018

Вильк М.Ф.1, Панкова В.Б.1, Глуховский В.Д.2, Капцов В.А.1

АВИАЦИОННЫЙ ВНУТРИКАБИННЫЙ ШУМ КАК ФАКТОР РИСКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУГОУХОСТИ

1 ФГУП ВНИИЖГ «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены»

Роспотребнадзора, 125438, г Москва, Россия;

2 ФГУП ГосНИИ ГА «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации»

Минтранс России, 125438, г. Москва, Россия.

Показана актуальность проблемы профессиональной тугоухости у членов лётных экипажей ВС ГА России, составляющих одну треть всех показателей профессиональных заболеваний органа слуха в стране. Фактором риска развития заболевания является производственный шум, превышающий ПДУ. Представлен анализ показателей внутрикабинного авиационного шума отечественных и зарубежных авиалайнеров как фактора риска профессиональной тугоухости, поздняя диагностика которой обусловливает потерю профессиональной трудоспособности лётного состава. Отмечено, что данные СГХрасходятся с информацией Протоколов эквивалентного уровня шума за весь период лётной деятельности, изложенных в требованиях МУК Роспотребнадзора 4.3.2231-07, что ведёт к вольной трактовке акустической нагрузки и необоснованным положительным экспертным решениям о связи заболевания органа слуха с профессией, что создаёт спорные и конфликтные ситуации. Для анализа риска профессиональной тугоухости у пилотов ВС ГА проведены гигиенические исследования с оценкой уровня внутрикабинного шума в кабинах ВС с учётом дополнительной акустической нагрузки от авиагарнитур. Отмечены недостатки методологии оценки стажевых коэффициентов эквивалентных доз шума за весь период лётной деятельности, отсутствия полноценных данных шумозащитных свойств авиагарнитур, а также ошибок диагностики и экспертизы о связи заболевания органа слуха с профессией у пилотов ВС ГА. Проведена актуализация СанПиН 2.5.1.2423-08 с включением в него методики оценки акустической нагрузки на членов авиационного персонала ВС ГА внутрикабин-ного шума отечественных и зарубежных ВС с учётом дополнительной шумовой нагрузки от использования авиагарнитур. В новую редакцию Федеральных авиационных правил даны предложения по совершенствованию критериев диагностики и регламентов экспертных решений о связи тугоухости у членов лётных экипажей ВС ГА с профессией; разработана Инструкция по порядку взаимодействия медицинских центров, ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА, центра профпатологии и гигиены труда ЦКБ ГА с территориальными учреждениями профпатологического профиля.

Ключевые слова: внутрикабинный авиационный шум; авиарадиогарнитуры; профессиональный риск; профессиональная тугоухость; авиационный персонал.

Для цитирования: Вильк М.Ф., Панкова В.Б., Глуховский В.Д., Капцов В.А. Авиационный внутрикабинный шум как фактор риска развития профессиональной тугоухости. Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20(3): 340-346.

Для корреспонденции: Панкова Вера Борисовна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая отделением клинических исследований и профпатологии ФГУП «Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора. Е-mail: pankova@vniijg.ru

Vilk M. F.1, Pankova V.B.1, Glukhovsky V.D.2, Kaptsov V.A.1

AVIATION INTRA-CABIN NOISE AS THE FACTOR OF THE RISK OF PROFESSIONAL CARRIAGE DEVELOPMENT

1All-Russian Research Institute of railway hygiene, Moscow, 125438, Russian Federation; 2State Research Institute of Civil Aviation, Moscow, 125438, Russian Federation

There is shown the urgency of the problem of occupational deafness among the members of the flight crews ofthe Aircraft of Civil Aviation of Russia, which amounts to one-third ofall indices of occupational diseases of the hearing organ in the country. The risk factor for the development of the disease is the occupational noise exceeding the Admissible Limit Level. The analysis of indoor cab noise indices of domestic and foreign airliners as a risk factor of occupational deafness is presented, the late diagnosis

MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES

of which determines the loss of the occupational working capacity of the flight crew. It is noted that the data of the sanitary and hygienic characteristics are inconsistent with the information of the Protocols of the equivalent noise level for the entire period of flying activity, presented in the requirements of the Methodical guidelines of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare 4.3.2231-07, which leads to a free interpretation of the acoustic load and unreasonable positive expert decisions on the connection of the hearing organ disease with the occupation, which creates controversial and conflict situations. For the analysis of the risk of occupational deafness in the pilots of the Air Force Civil Aviation, hygienic studies were conducted with an assessment of the level of intra-cabin noise of the aircraft, taking into account the additional acoustic loadfrom the headset. There were pointed out shortcomings of the methodology for estimating the trainee coefficients of equivalent noise doses for the entire period of flight activity, the lack offull data of the noise-protective properties of the headset, as well as the errors in diagnosis and examination of the connection between hearing and hearing aids in the pilots of the Armed Forces. There was executed the actualization of Sanitary regulations and Norms 2.5.1.2423-08 with the inclusion of methodology of an estimation of an acoustic load of internal noise with taking into account the additional noise load from the use of the headset on members of aviation personnel of the Armed Forces of domestic andforeign aircraft. The new version of the Federal Aviation Regulations contains proposals for improving diagnostic criteria and regulations for expert decisions on the relationship of hearing loss in flight crew members to the occupation. The Instruction on the order of interaction between medical centers, medical flight-expert commission of Civil Aviation, Central medical flight-expert commission of Civil Aviation, the Center for Occupational Pathology and Occupational Hygiene of the Central Clinical Hospital with territorial organizations of the pathological profile was developed.

Keywords: intra-cabin aircraft noise; air radio; professional risk; occupational deafness; aviation personnel.

For citation: Vilk M. F., Pankova V.B., Glukhovsky V.D., Kaptsov V.A. Aviation intra-cabin noise as the factor of the risk of professional carriage development. Meditsina ekstremal'nykh situatsiy (Medicine of Extreme Situations) 2018; 20(3): 340-346. (In Russ.).

For correspondence: Vera B. Pankova, MD, Ph.D., DSci., Professor, head of the Department of Clinical Studies and Occupational Pathology of the All-Russian Research Institute of railway hygiene, Moscow, 125438, Russian Federation. Е-mail: pankova@vniijg.ru

Information about authors: Vil'k M.F. http://orcid.org 0000-0001-7103-2905;

Pankova V B. http://orcid.org 0000-0002-3035-4710; Katsov VA. http://orcid.org 0000-0002-3130-2592.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgments. The study had no sponsorship. Received 25 June2018 Accepted 20 August 2018

Профессиональные заболевания, связанные с воздействием производственных факторов физической природы занимают практически 50% в общей структуре профессиональных заболеваний России, а профессиональная тугоухость среди данной группы заболеваний составляет от 50 до 60% [1]. За прошедшее десятилетие (с 2007 по 2017 г) удельный вес профессиональной тугоухости в общей структуре профессиональных нозологий увеличился более чем в 2,2 раза и достиг в 2017 г 24,4% [2]. Данная ситуация связана с рядом причин. Во-первых, удельный вес предприятий II и III групп санитарно-эпидемиологического «благополучия», рабочие места которых не соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, в 2017 г достиг 73,06%. Кроме того, за

последнее десятилетие число промышленных предприятий с превышением санитарно-гигиенических норм производственного шума составило более 30%, что создаёт предпосылки высокого риска развития профессиональной тугоухости [3]. Во-вторых, существует ряд отраслей экономики, в которых фактор шума является неустранимым фактором (например, различные виды транспорта, горнорудная, лёгкая промышленность, металлургия и др.). В-третьих, совершенствуется подготовка медицинских работников по различным аспектам диагностики нарушений слуха у лиц «шумоопасных» профессий, что обеспечивает более эффективное и раннее выявление профессиональных заболеваний. Нельзя отрицать наличие недостаточно обоснованных экспертных решений в отноше-

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

нии связи нарушений слуха с профессией, что искусственно влияет на рост показателей этого заболевания в структуре профзаболеваний работников различных отраслей промышленных предприятий России [4].

За последние 10 лет изменилась структура профессий, среди работников которых наиболее часто регистрируются нарушения слуха профессионального характера. Если в предыдущие годы профессиональная тугоухость наиболее часто обнаруживалась у представителей подземных профессий горнорудной и угольной отраслей (проходчиков, бурильщиков), работников лёгкой промышленности (ткачих, швей-мотористок), металлургической промышленности (кузнецов, обрубщиков, слесарей различных наименований), то в последние годы на первом месте по профессиональным нарушениям слуха находится отрасль гражданской авиации (ГА) России. В предыдущих публикациях неоднократно обращалось внимание на то, что профессиональные заболевания органа слуха у авиационного персонала воздушных судов (ВС) ГА составляют одну треть всей ежегодно регистрируемой профессиональной тугоухости в стране, а спектр лётных профессий, имеющих диагноз профессиональной тугоухости постоянно расширяется [5].

ГА является одним из основных видов транспорта в России, при этом профессиональная деятельность авиационного персонала воздушных судов (ВС) ГА относится к категории операторского труда, а условия труда характеризуются воздействием комплекса производственных гигиенических факторов, многие из которых являются факторами профессионального риска нарушения здоровья работников, приводящих к снижению профессиональной трудоспособности, вызывающих профнепригодность, развитие соматических и профессиональных заболеваний [6, 7].

К основным, неблагоприятным факторам лётной работы в ГА относятся акустический и вибрационный, повышенная температура и низкая относительная влажность воздуха, ионизирующее радиационное излучение и электромагнитные излучения радиочастотного диапазона, токсическое загрязнение воздуха кабин ВС, психоэмоциональное напряжение, колеба-

ния барометрического давления при разных режимах полёта, воздействие ускорений и др. [8].

Из перечисленных факторов, сопровождающих производственную деятельность членов лётных экипажей ВС ГА, в первую очередь следует выделить шумовой фактор, который является постоянным и неустранимым, в связи с чем воздушный транспорт относят к типичным «шу-моопасным» видам транспорта. Общие требования к регламентам шума ВС ГА определяются действующими гигиеническими нормативами1.

Основными источниками шума в полёте являются силовые установки, трансмиссии, винт или реактивная струя, аэродинамические эффекты, оборудование кондиционирования и системы наддува, гидравлические системы и устройства связи. Характеристика шума в кабине зависит от этапа полёта (руление, взлёт, набор высоты, крейсерский полёт, снижение, посадка), он также обусловлен конструктивными особенностями различных типов ВС.

В ГА России, вплоть до 90-х годов, использовались только отечественные ВС различных типов - Ту, Ил, Ан, Як, шум в кабинах которых превышал допустимые уровни. В настоящее время отечественный воздушный парк ГА, в основном, составляют зарубежные лайнеры типа -«Боинг» и «Аэрбас».

Уровни внутрикабинного шума в ВС зарубежного производства, эксплуатируемых в настоящее время, в большинстве случаев не превышают допустимые санитарно-гигиенические нормативы, т. е. реальный риск нарушения органа слуха при работе на ВС зарубежного производства практически минимален, что расходится с данными официальной статистики по профтугоухости у ЛС ГА.

Рабочий режим определяется в зависимости от специфики эксплуатируемых типов ВС, особенностей организации полётов в конкретной авиакомпании, но неизменным остаётся тот факт, что основную часть акустической нагруз-

1 Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Санитарные нормы и правила 2.5.1.2423-08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для лётного состава гражданской авиации».

ГОСТ 20296-81. «Самолёты и вертолёты гражданской авиации. Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа в зависимости от его интенсивности и экспозиции».

MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES

1% 1%

О Руление

■ Взлёт

■ Набор высоты

■ Гор. полёт ^ Снижение | Посадка

Руление

Взлёт/набор высоты Эшелон

Снижение/посадка

Среднестатистическое распределение длительности этапов полёта: а — дальне-магистральный; б — ближне-магистральный полёт (%).

ки члены лётного экипажа получают при выполнении горизонтального полёта, занимающего от 50 до 70% полётного времени.

Данные хронометража отдельных этапов полёта и профиль полёта, приведённые на рисунке, показывают, что соотношение длительности этапов полёта в различных авиакомпаниях могут отличаться, но в целом картина имеет сходные характеристики [8, 9].

Вместе с тем, следует учесть, что уровни внутрикабинного шума ВС ГА, зависят также от дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене.

Как известно, производственный шум, превышающий допустимые уровни, является фактором риска развития хронической нейросен-сорной (сенсоневральной) тугоухости, поздняя диагностика которой, обусловливает потерю профессиональной трудоспособности авиационного персонала.

Сложившаяся ситуация вызывает озабоченность у организаторов здравоохранения, медицинских работников, работодателей и руководства авиационной отрасли, т. к. ГА - одна из ведущих экономических отраслей страны, а состояние слухового анализатора авиационного персонала имеет важное профессиональное значение в медицинском обеспечении безопасности полётов.

В настоящее время решение о связи заболевания органа слуха с профессией базируется на

оценке параметров производственного шума, воздействующего на работника, при этом, ли-гитимным документом для оценки параметров шума является санитарно-гигиеническая характеристика (СГХ) условий труда рабочего места работника - претендующего на профессиональное заболевание2.

Однако зачастую сведения о параметрах шума в кабинах ВС ГА, предоставляемые органами территориальных управлений Роспортебнадзо-ра, не дают полноценной картины акустической нагрузки за весь период лётной деятельности.

Это связано с тем, что данные по шумовому фактору представляются не всегда достаточно корректно, например: выборочно по какому-либо одному месяцу года, имеющему наибольшее число часов налёта, в течение которых шумовая нагрузка на лётный экипаж ВС была наивысшей.

В действительности, подобная информация не отражает всей картины воздействия шумового фактора, т. к. в различные годы (особенно в 90-е годы) число полётов и, следовательно, часов налёта достаточно часто было существенно ниже полётных месячных и годовых норм, а в некоторые месяцы даже отсутствовало.

2 Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. №967 «Об утверждении Положения о расследовании и учёте профессиональных заболеваний»;

Приказ МЗСР РФ от 13.11.2012 г. №911 «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях»;

Приказ МЗ РФ от 28.05.2001 г. №176 «О совершенствовании системы расследования и учёта профессиональных заболеваний в Российской Федерации».

343

а

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Примеры данных по уровням шума (в дБА) в кабинах эксплуатируемых в настоящее время отечественных и зарубежных воздушных судов гражданской авиации

Тип ВС Уровень звука Авиарадиогарнитура (до 1981 г.) Акустический эффект Авиарадиогарнитура (после 1981 г.) Акустический эффект

Ту-134А 89 АГ-2 0,85 ГСШ-А-18 - 10,02

Ил-76 84 АГ-2 0,85 ГСШ-А-18 - 10,02

Ил-62М 89 АГ-3 - 4,22 ГСШ-А-18 - 10,02

Ан-24 92 АГ-2 0,85 ГСШ-А-18 - 10,02

А-310 76 НМЕ 45СА - 0,7 НМЕ 45СА - 0,7

А-320 73,5 НМЕ 45СА - 0,7 НМЕ 45СА - 0,7

Б-737 75 НМЕ 45СА - 0,7 НМЕ 45СА - 0,7

Б-767 72 НМЕ 1410КА - 0,4 НМЕ 1410КА - 0,4

Б-777 72 НМЕ 1410КА - 0,4 НМЕ 1410КА - 0,4

Принимая во внимание, что для развития нарушений звуковосприятия необходимо длительное, в течение не менее 8-10 лет, систематическое воздействие интенсивного шума на орган слуха, было разработано требование о составлении и учёте данных протокола акустической нагрузки за весь период лётной деятельности, с указанием периода используемых «авиаради-огарнитур»3.

Данные СГХ зачастую расходятся с информацией Протоколов эквивалентного уровня шума за весь период лётной деятельности, в результате чего имеют место вольная трактовка акустической нагрузки и необоснованные положительные экспертные решения о связи заболевания органа слуха с профессией, что создаёт спорные и конфликтные ситуации. Эта ситуация обусловлена различным уровнем юридического статуса документов, в результате чего СГХ обладает приоритетом в использовании.

Исходя из вышеизложенного, проведён анализ показателей внутрикабинного авиационного шума как фактора риска профессиональной тугоухости у авиационного персонала ВС ГА России.

3 МУК Роспотребнадзора 4.3.2231-07. «Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лётного состава гражданской авиации» с изменениями и дополнениями 4.3.2499-09;

МУК Роспотребнадзора 4.3.2230-07. «Методика определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей воздушных судов с учётом шума под авиагарнитурами».

Для анализа риска профессиональной тугоухости у авиационного персонала ВС ГА проведены гигиенические исследования с последующей оценкой уровня внутрикабинного шума в кабинах зарубежных ВС с учётом дополнительной акустической нагрузки от «авиарадиогар-нитур», за счёт прослушивания радиоэфира.

Гигиенические исследования и оценка шумового фактора в кабинах ВС ГА иностранного производства подтвердили данные производителей об отсутствии превышений допустимых уровней шума. В таблице представлены примеры уровней шума в кабинах некоторых марок отечественных и зарубежных ВС, эксплуатируемых в настоящее время в ГА России.

Данные таблицы свидетельствуют, что в кабинах самолётов «Боинг» и «Аэрбас» уровни шума за весь период эксплуатации в ГА России ниже допустимых.

Примеры данных по уровням шума в кабинах эксплуатируемых в настоящее время отечественных и зарубежных воздушных судов гражданской авиации (дБА).

Обращает на себя внимание тот факт, что уровни внутрикабинного шума даже на ВС отечественного производства, начиная с 1981 г. (с учётом замены авиарадиогарнитуры АГ-2 на ГСШ-А-18), также не превышали допустимых санитарно-гигиенических параметров.

Ретроспективный анализ доказательной базы первично установленных заключительных диагнозов профессиональной тугоухости показал, что пациенты в течение своего трудового

стажа работали на ВС различных отечественных и зарубежных типов, имеющих разные акустические характеристики шума в кабинах и число часов месячного и годового налёта на различных ВС, которое существенно отличалось от нормативных параметров. Исследования показали, что отечественные авиарадио-гарнитуры АГ-2 создавали дополнительную шумовую нагрузку на орган слуха пилотов, равную 0,85 дБА, по сравнению с авиагарнитурой ГСШ-А-18, заменившей их после 1981 г. и имеющей защитную акустическую эффективность -10,02 дБА. Учитывая вышеприведённые данные акустической нагрузки нельзя отрицать наличие фактора риска профессиональной потери слуха, вызванной шумом, у членов лётных экипажей, работающих на отечественных ВС ГА. Дополнительное влияние сопутствующих факторов условий лётного труда, таких как вибрация, психоэмоциональное напряжение и пр., не имеют чёткого этиопатогенетического обоснования критериев усугубляющего действия шума. Вместе с тем, данные, полученные после 1981 г., не дают подобного обоснования наличия профессионального риска профессиональной тугоухости у авиационного персонала ВС ГА, т. к. в соответствии с существующими нормативными актами Минздрава России, причиной профессиональной тугоухости является производственный шум, превышающий допустимые уровни4.

Однако, как отмечено выше, статистика профессиональных заболеваний органа слуха среди членов авиационного персонала ВС ГА, по-прежнему, не имеет тенденции к снижению. На наш взгляд, это, прежде всего, связано с недостатками методологии оценки стажевых коэффициентов эквивалентных доз шума за весь период лётной деятельности, а также отсутствием полноценных данных о шумозащитных свойствах, всего спектра используемых в настоящее время отечественных и зарубежных авиагарнитур, а также недостаточно квалифицированной диагностикой и экспертизой связи заболевания органа слуха с профессией у лётного состава ВС ГА.

4 Об утверждении Перечня профессиональных заболеваний. Приказ МЗ СР РФ от 27.04.2012 г. № 417н.

MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES

Для коррекции создавшейся ситуации проведена актуализация СанПиН 2.5.1.2423-08 «Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для лётного состава гражданской авиации» с включением в него методики оценки акустической нагрузки на членов авиационного персонала ВС ГА внутрикабинного шума отечественных и зарубежных ВС с учётом дополнительной шумовой нагрузки от использования авиагарнитур. В новую редакцию Федеральных авиационных правил даны предложения по усовершенствованным критериям диагностики и регламентам экспертных решений о связи тугоухости у членов лётных экипажей ВС ГА с профессией. Разработана Инструкция, определяющая порядок взаимодействия медицинских служб авиакомпаний (медицинских центров, ВЛЭК ГА, ЦВЛЭК ГА, центра профпатологии и гигиены труда ЦКБ ГА) с территориальными учреждениями профпатологи-ческого профиля. Создание подобных легитимных документов направлено на унификацию работы по объективной оценке состояния слуха и снижению показателей профессиональной тугоухости у членов лётных экипажей ВС ГА.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2015 году»: М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2016.

2. Панкова В.Б., Федина И.Н., Преображенская Е.А., Серебряков П.В. Сложные вопросы оценки потерь слуха от производственного шума. Клиническая больница. 2017;4(22): 42-5.

3. Попова А.Ю., Яцына И.В. Профессиональная заболеваемость в Российской Федерации. Материалы Всеросс. Научно-практ. конф. с междун участием, посвящ 125-летию основания Федерального научного Центра гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана «Гигиена, токсикология, профпатология: традиции и современность» под ред. А.Ю. Поповой, В.Н. Ракитского Изд.-торг. Корпорация «Дашков и Ко» М.: 2016. 40144.

4. Панкова В.Б. Критерии связи нарушений слуха с профессией и критерии профпригодности по слуху у авиационного персонала гражданской авиации.

Вестник оториноларингологии 2017; 2: 11-3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5. Вильк М.Ф., Панкова В.Б., Глуховский В.Д. Патология слуха у членов лётных экипажей гражданской авиации: проблемы и пути решения. Материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей «Российская гигиена - развивая традиции, устремляемся в будущее». М; 2017: 595-8.

6. Панкова В.Б., Преображенская Е.А., Федина И.Н. Профессиональный риск нарушений слуха на фоне сердечно-сосудистой патологии у работников «шумовых» производств. Вестник оториноларингологии. 2016. 5:45-9.

7. Зинкин В.М., Шешегов П.М. Авиационный шум: риск нарушения здоровья человека и меры профилактики. VI Всеросс. науч.-практ. конф. с международным участием «Защита от повышенного шума и вибрации». СПтб. 2017.493-520.

8. Руководство по авиационной медицине. Под. ред. проф. Н.А. Разсолова. Москва: Изд-во Экон-Информ. 2006. [Manual of aviation medicine. Pod. red. prof. N.A. Razsolova. - M.: EHkon-Inform. 2006.

9. Панкова В.Б., Гутникова. О.В., Вавилова В.А., Та-варткиладзе Г.А., Юстова В.Д. Нарушение слуха членов лётных экипажей воздушных судов гражданской авиации, подвергающихся воздействию производственного шума. Учебное пособие, утв. Учебно-методическим советом ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России 27 марта 2017 г.

REFERENCES

1. State report on the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Russian Federation in 2015 [ Gosudarstvenny doklad "O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopoluchiya nas-eleniya v Rossiyskoy Federatsii v 2015 godu"] Moscow: Federal'naya sluzhba po nadzoru v sfere zash-chity prav potrebitelej i blagopoluchiya cheloveka, 2016. (in Russian)

2. Pankova VB., Fedina I.N., Preobrazhenskaya E.A., Serebryakov P.V. Complex issues of hearing loss estimation from industrial noise. Klinicheskaya bol'nica. 2017;4(22): 42-5.(in Russian)

3. Popova A.Yr., Yаcyna I.V. editors. Occupational morbidity in the Russian Federation. Nauchno-prakt. Conf. with international participation, dedicated to the 125th

anniversary of the Federal research center of hygiene. F. F. Erisman «Hygiene, toxicology, occupational pathology: traditions and modernity» [Materialy Vserossiys-koy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarod-nym uchastiem, posvyashcsennoy 125-letiyu osnovaniya Federal'nogo nauchnogo Tsentra iveni F.F. Erismana "Gigiena,toksikologiya,profpatologiya: traditsii Isovre-mennost'"] ; pod red. A.YU. Popovoj, V.N. Rakitskogo Izd.-torg. Korporaciya «Dashkov i Ko» M.: 2016. 401-4. (in Russian)

4. Pankova V.B. Criteria of communication of hearing impairment with the profession and criteria of hearing ability of aviation personnel of civil aviation. Vestnik otori-nolaringologii. 2017; 2: 11-3. (in Russian)

5. Vil'k M.F., Pankova VB., Gluhovskij V.D. Hearing disorders in members of flight crews of civil aviation: problems and solutions. Materialy XII Vserossijskogo s"ezda gigienistov i sanitarnyh vrachej «Rossijskaya gigiena -razvivaya tradicii, ustremlyaemsya v budushchee». Moscow; 2017: 595-8. (in Russian)

6. Pankova V.B., Preobrazhenskaya E.A., Fedina I.N. Professional risk of hearing impairment against the background of cardiovascular disease in workers of "noise" production. Vestnik otorinolaringologii .2016; 5: 45-9. (in Russian)

7. Zinkin V.M., SHeshegov P.M. Aviation noise: the risk of human health problems and preventive measures; VI

Vseross. nauch.-prakt. konf. s mezhdunarodnym uchastiem «Protection against noise and vibration» [VI Vse-rossiyskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem"zashchita otpostoronnego shumaIvibratsii" Sankt Petersburg. 21-23 marta 2017 [ ; 493-520.(in Russian)

8. Manual of aviation medicine [Rukovodstvo po aviatsi-onnoy meditsine]. Pod. red. prof. N.A. Razsolova. Moscow: EHkon-Inform. 2006.

9. Pankova VB., Gutnikova. O.V, Vavilova V.A., Tavart-kiladze G.A., Yustova V.D. Hearing impairment of members of flight crews of civil aircraft exposed to industrial noise [ Narushenie slukha chlenov letnykh ekipazhey vozdushnykh sudov grazhdanskoy aviatsii, podvergshi-khsya vozdeystviyu proizvodstvennogo shuma. Учебное пособие,. Uchebnoe posobie, utv. Uchebno-metod-icheskogo soveta FGBOU DPO RMANPO Minzdrava Rossii 27 marta 2017. (in Russian)

Поступила 25 июня 2018 Принята в печать 20 августа 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.