LABOR CONDITIONS AND PROFESSIONAL MORPHABILITY
OF THE AIRCRAFT OF CIVIL AVIATION 1 2 Gevorgyan L.R. , Mikhailova A.V. (Russian Federation)
Email: Gevorgyan543@scientifictext.ru
1Gevorgyan Laert Robertovich - Master Student, TRAINING DIRECTION: HUMAN RESOURCE MANAGEMENT; 2Mikhailova Anna Viktorovna - Candidate of Economic Sciences, Head of Department, DEPARTMENT OF SOCIOLOGY AND PERSONNEL MANAGEMENT INSTITUTE OF FINANCES AND ECONOMICS, M.K. AMMOSOV NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY YAKUTSK
Abstract: а brief review of the literature devoted to the study of the working conditions of civil aviation pilots is presented, the main factors determining the unfavorable working conditions of flight personnel are highlighted, statistical data on occupational morbidity of aviation workers over the past three years are given. Formulated the main tasks of the specialists of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, supervising the working conditions of the flight personnel of civil aviation.
Keywords: working conditions of flight personnel, labor process factors, occupational morbidity, transport system development program.
УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ 12 Геворгян Л.Р. , Михайлова А.В. (Российская Федерация)
1Геворгян Лаерт Робертович - магистрант, направление подготовки: управление человеческими ресурсами; 2Михайлова Анна Викторовна - кандидат экономических наук, заведующий кафедрой, кафедра социологии и управления персоналом, Финансово-экономический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
Аннотация: представлен краткий обзор литературных источников, посвященных изучению условий труда летчиков гражданской авиации, выделены основные факторы, определяющие неблагоприятные условия труда летного состава, приведены статистические данные о профессиональной заболеваемости авиационных работников за последние три года. Сформулированы основные задачи, стоящие перед специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющими надзор за условиями труда летного состава гражданской авиации.
Ключевые слова: условия труда летного состава, факторы трудового процесса, профессиональная заболеваемость, программа развития транспортной системы.
Государственная политика страны в экономической сфере, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, направлена на создание условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан. С этой целью Правительством Российской Федерации была утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы», в которой подчеркивается, что задачи Российского авиастроения в области создания современных воздушных судов должны быть направлены на обеспечение высокого уровня безопасности и комфорта для экипажа и пассажиров.
Известно, что труд летчика, особенно при современном динамичном развитии авиационной техники, становится все более напряженным, сложным и ответственным. Условия труда летного состава гражданской авиации характеризуются высокой психоэмоциональной нагрузкой вкупе с воздействием достаточно интенсивных факторов трудового процесса: физических (виброакустические, микроклиматические, фактор световой среды и другие), фактора напряженности (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки и т.д.). Вышеуказанные обстоятельства определяют необходимость повышения эффективности надзора за условиями труда летного состава на основе знания особенностей профессиональной деятельности летчиков [2, 5].
В связи с этим алгоритм изучения условий труда и влияния их на здоровье летного состава может включать следующие пункты:
1) анализ профессиональной деятельности авиационных специалистов и условий их труда;
2) исследование влияния неблагоприятных факторов полета и рабочей среды на летный состав: оценка воздействия изменяющихся во время полета факторов, таких как барометрическое давление, газовый состав и токсические примеси в воздухе кабин самолета, колебание температуры, освещенность, электромагнитные и ионизирующие излучения, физические перегрузки, вибрация, шум и другие факторы.
3) ретроспективный анализ профессиональной заболеваемости среди летного состава с учетом стажа работы, возраста, гендерных особенностей и расчет рисков вреда здоровью;
4) предоставление авиационным специалистам необходимых рекомендаций.
Анализ структуры профессиональных заболеваний летного состава позволяет сделать вывод, что ведущим неблагоприятным фактором, способствующим развитию профессиональных заболеваний у летчиков, является шум, а основной нозологической формой — нейросенсорная тугоухость. Современные летательные аппараты являются источником высокоинтенсивных шумов, достигающих в кабинах пилотов транспортных самолетов 95—104 дБ, в кабинах вертолетов — 112—118 дБ.
Для разработки наиболее адекватных методов профилактики шумовой патологии необходимо иметь представление об основных механизмах развития профессиональной тугоухости в зависимости от характеристик шумового воздействия, таких как интенсивность, частотный состав, наличие импульсных составляющих, экспозиция, длительность перерывов между очередными воздействиями и т. д.
Работу летного и инженерно-технического состава следует отнести к числу профессий с повышенной шумовой нагрузкой вследствие воздействия на орган слуха интенсивных и продолжительных шумов. Имеются данные о степени нарушении слуха у летчиков в зависимости от количества летных часов. Ряд исследователей отмечают влияние шума на функционирование различных системы организма и, прежде всего, на анализаторные системы. Так, например, под влиянием шума сужается поле зрения, изменяются пороги чувствительности к красному, желтому и зеленым цветам [4].
Наряду с шумом, вибрация является одним из значимых неблагоприятных факторов полета современных летательных аппаратов. Проявление ее воздействия очень разнообразны: вибрация может приводить к ухудшению функционального состояния человека, обусловливать напряжение и утомление, изменять функцию ряда анализаторов, влиять на качество управления летательным аппаратом, способствовать возникновению иллюзий [1, 3].
Современная авиационная техника не может обходиться без источников неонизируюших электромагнитных излучений (ЭМИ), радиочастот (РЧ) и микроволн (МВ), работающих в широких диапазонах. Известно, что постоянное воздействие СВЧ-поля может вызвать различные изменения в системе крови: чаще — лейкопению, реже — лейкоцитоз, а также увеличение числа лимфоцитов. Иногда выявляют и моноцитоз, ретикулоцитоз, тромбо -цитопению. Большинство исследователей отмечают непостоянный характер таких изменений даже при кратковременном воздействии и неспецифичности проявлений, характерных для многих неблагоприятных факторов условий труда [1].
Приведенная выше краткая характеристика неблагоприятных факторов производственной среды, влияющих на функциональное состояние основных систем
57
организма летного состава гражданской авиации, позволяет прогнозировать возможные последствия их воздействия при превышении гигиенических нормативов, вплоть до развития профессиональных заболеваний.
К сожалению, в настоящее время отсутствуют рекомендации, касающиеся таких специфических факторов условий труда летчиков, как психофизиологическое напряжение, которое изменяется под влиянием конкретных условий деятельности, отражает степень профессиональной адаптации к летной работе и экстремальным факторам. Факторов, влияющих на психоэмоциональную сферу летного состава достаточно много (смена часовых поясов, ночные полеты, постоянный стресс и др.), чтобы оценить влияние этих вредных факторов требуется значительное время.
В наши дни Министерство транспорта Российской Федерации готовит нововведения в законодательство, призванные оптимизировать режимы труда и отдыха членов экипажа воздушных судов. Планируется реализовать 33-ю поправку к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов. Часть 1. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты» в части контроля утомляемости членов экипажа воздушных судов и оптимизации их режима труда и отдыха.
На протяжении последних трех лет, согласно статистическим данным, показатели профессиональной заболеваемости летного состава гражданской авиации оставались стабильно высокими, превышая средние показатели по России. К примеру, показатель профессиональной заболеваемости на воздушном транспорте в 2013 г. составил 2,76 на 10 тыс. работников, значительно превысив показатель по России — 1,79 на 10 тыс. работников.
Удельный вес профессиональных заболеваний на воздушном транспорте составил 65,02% от всех впервые зарегистрированных в 2017 г. профзаболеваний на всех видах транспорта. Число впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний за последние 3 года оставалось стабильно высоким и составило в 2015 г. — 712, в 2016 г. — 743, в 2017 г. — 674 случая [7].
Среди летного состава по числу зарегистрированных случаев заболеваний преобладала нейросенсорная тугоухость — 99,2 % от общего числа профессиональных заболеваний. Кроме того, регистрировались единичные случаи вибрационной болезни, моно-и полинейропатии, пояснично-крестцовой радикулопатии. В последние годы значительное число случаев заболеваний органов слуха регистрировалось вследствие обращений специалистов летного состава, работающих длительное время на самолетах с повышенной шумовой нагрузкой.
Среди авиационных специалистов профессиональные заболевания выявлялись в основном у работников в возрасте от 40 до 60 лет и старше, имеющих стаж работы в контакте с вредными производственными факторами 15—35 и более лет. У лиц, имеющих стаж работы в контакте с вредными производственными факторами от 5 до 14 лет, выявлялось по 1—2 случая профессиональных заболеваний [6].
Отметим основные причины профессиональной патологии:
— длительные сроки эксплуатации устаревших воздушных судов (27,6% воздушных судов имеют срок службы более 30 лет, современные летательные аппараты являются источниками высокоинтенсивных шумов, достигающих в кабинах транспортных самолетов 95—100 ДБ, вертолетов — 112—118 ДБ, что не соответствует международным стандартам уровней шума двигателей);
— превышение месячных норм полетных часов;
— отсутствие ограничений к полетному времени у лиц с начальными нарушениями слуховой функции;
— отсутствие жалоб летного персонала при медицинских освидетельствованиях в связи с желанием летчиков продолжить работу;
— прием на работу лиц с начальными проявлениями нарушения слуховой функции, в связи с недостаточным количеством летного персонала, способного обеспечить бесперебойную работу авиакомпаний.
Выводы. Анализ изучения условий труда и профессиональной заболеваемости летного состава гражданской авиации позволяет сформулировать выводы о необходимости следующих мер:
— обновления парка воздушных судов, создания современных воздушных судов с высоким уровнем безопасности и комфортности для экипажа и пассажиров;
— разработки механизма проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил, в том числе с лабораторно-инструментальными исследованиями на борту воздушного судна;
— контроля за соблюдением работниками авиакомпаний режимов труда и отдыха;
— обеспечения 100% охвата летного состава гражданской авиации периодическими медицинскими осмотрами и оптимизации практики проведения медицинских осмотров;
— недопустимости приема на работу лиц с начальными нарушениями слуховой функции;
— внедрения эффективных средств индивидуальной защиты в гражданской авиации.
Список литературы /References
1. Авиационная медицина: Руководство / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. М.: «Медицина», 1986. 534 с.
2. Теория и практика авиационной медицины. 2 изд. М.: «Медицина», 1975. 359 с.
3. Авиационная медицина: Учебник / Под ред. Н.М. Рудного, В.И. Копанева. Л.: 1984. 383 с.
4. Ефименко В.В. и др. Гигиеническая оценка условий труда и прогнозирование оценки здоровья инженерно-технического состава ВВС, подвергающегося воздействию высокоинтенсивного шума при обслуживании авиационной техники. / В.В. Ефименко, П.М. Шешенов // Вестник Российской военно-медицинской академии. СПб., 2006. № 1 (15). С. 365.
5. Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации: СанПиН 2.5.1.2423—08.
6. Горский А.А. и др. О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости работников в Российской Федерации / A.A. Горский, Е.С. Почтарева, В.А. Пилишенко [и др.] // Здоровье населения и среда обитания, 2014. № 2 (251). C. 8—10.
7. «О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2013 году: Информационный сборник статистических и аналитических материалов» / Под ред. А.И. Верещагина. М., 2014. С. 26—27.