Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена'

Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2667
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕ2 ДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА СРЕДНЕГО ЗВЕНА / СТРЕМЛЕНИЕ К САМООБУЧЕНИЮ / САМОРАЗВИТИЮ И САМОРЕА2 ЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Людмила Анатольевна

В современных условиях подготовка профессионально компетентного специалиста на рын2 ке интеллектуального труда приобретает особую актуальность. Специфика медицинской дея2 тельности обосновывает выделение такого понятия, как «профессиональная компетентность ме2 дицинского работника среднего звена», успешному становлению которой способствует осозна2 ние, и главное, развитие основных качеств личности, которыми должен обладать каждый меди2 цинский работник среднего звена, при этом огромное значение имеет ориентация на другого человека как равноправного участника деятельностного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена»

Васильева Л.А.

Оренбургский областной медицинский колледж E-mail: vasileva_lydmila@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

СРЕДНЕГО ЗВЕНА

В современных условиях подготовка профессионально компетентного специалиста на рынке интеллектуального труда приобретает особую актуальность. Специфика медицинской деятельности обосновывает выделение такого понятия, как «профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена», успешному становлению которой способствует осознание, и главное, развитие основных качеств личности, которыми должен обладать каждый медицинский работник среднего звена, при этом огромное значение имеет ориентация на другого человека как равноправного участника деятельностного процесса.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, стремление к самообучению, саморазвитию и самореализации.

Рассматривая проблемы формирования профессиональной компетентности студентов колледжа, необходимо отметить, что сегодня в сфере образования наиболее ярко проявляется позиция субъективной значимости человека (ученика, студента, пациента, преподавателя, администратора), суть которой состоит в раскрытии индивидуального внутреннего потенциала, резервов развития, личностного опыта и активных деятельностных начал [6, с. 28]. В настоящее время, когда особую актуальность приобретает компетентностный подход в образовании, профессиональные качества будущих работников открываются с новой стороны. Данный подход в отличие от старой парадигмы объединяет в единое целое образовательный процесс и его осмысление, в ходе которого происходит становление личностной позиции будущего работника, его отношения к предмету своей деятельности. Основная идея этого подхода в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально значимых ситуациях [5, с. 12]. На современном этапе растет потребность в развитых, компетентных специалистах, способных строить взаимодействие на основе принципов гуманизации, что требует от них уверенности в себе, увлеченности своим делом, способности к саморазвитию, самообразованию и самореализации [7, с. 224]. Профессионально компетентный специалист - это профессионал своего дела, уверенный в себе и удовлетворенный собой, он не испытывает напряжен-

ности и внутренней тревожности при выполнении профессиональной деятельности.

Сегодня, говоря о системе среднего профессионального образования в контексте компетент-ностного подхода, необходимо понимать, что именно здесь закладывается фундамент профессионально компетентного специалиста и дальнейший успех в его будущей профессиональной деятельности будет определяться тем, насколько он сумеет реализовать свой потенциал в реальной практической деятельности. Для успешного решения профессионально ориентированных задач выпускник должен уметь анализировать реальную обстановку, находить оптимальные пути ее улучшения, предлагать наиболее эффективные решения возникающих проблем, владеть навыками работы с различными источниками информации [3, с. 176]. При этом важнейшим направлением формирования профессиональной компетентности выступает усиление профессиональных качеств будущего специалиста на основе личностных позиций. Профессиональной компетентности присуща полная реализация подлинных способностей и ценностей человека как профессионала, выявление и развитие своих возможностей, познание им своей собственной природы и стремление стать тем, кем он может и хочет стать. Это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия личности, своей собственной активности и индивидуальности, реализация собственных усилий, развитие личностных и профессиональных качеств в избранной профессии [2, с. 16]. Это комплексное свойство, включающее в себя функции творчества и индивидуальности, самостоя-

тельности и состязательности, самосовершенствования и самореализации.

В зависимости от сочетания этих обстоятельств и находится динамика формирования профессиональной компетентности студента -будущего профессионала. Выпускник профессионального образовательного учреждения должен быть готов самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать с коллегами, стремиться к постоянному профессиональному росту и творческой самореализации, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию и самореализации.

Таким образом, процесс формирования профессиональной компетентности - это многофакторное явление, влияющее на дальнейшее личностное и профессиональное становление студента как профессионала, а ценностная сфера личности является направляющим ориентиром и центральным фактором, регулирующим деятельность человека в обществе, определяющим направление и особенности поведения личности [9, с. 25]. Ценностная сфера личности является смыслообразующей основой, определяющей значение профессиональной компетентности как для личности, так и для общества в целом. Речь идет о профессиональной компетентности как феномене успешного самоопределения и самореализации при ориентации на профессиональную деятельность, полезную и для самой личности, и для общества в целом.

Ориентация субъекта на личностно-профессиональное развитие ставит задачу по созданию условий, направленных на активизацию самопознания и самореализацию, изменение отношения личности к собственным достижениям. Иными словами, переход от пассивно-созерцательной позиции в отношении себя и реальности к активносозидательной [4, с. 14]. Если рассматривать компетентность глобально, на первый план выступает результативный аспект как совокупность достижений в профессиональной деятельности. Изучение теоретических аспектов формирования профессиональной компетентности студентов в условиях медицинского колледжа позволило спроектировать модель профессиональной компетентности медицинского работника среднего звена, включающую: принципы, компоненты, показатели, уровни сформированности, педагогические условия, ориентированные на реализацию прин-

ципов терапевтического сообщества в учебно-воспитательном процессе. Учитывая многообразие выполняемых медицинским работником среднего звена функций и возросшую долю ответственности, медицинские образовательные учреждения стараются обеспечить качественную подготовку специалистов на основе позиций взаимодействия всех участников данного деятельностного процесса [8, с. 43]. При этом любая деятельность должна быть сонаправлена на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста -медицинского работника среднего звена и на развитие личностной сферы личности на основе профессионально сформированной мотивации и удовлетворенности учебной деятельностью уже в стенах учебного заведения. Очень важно, чтобы в процессе обучения в колледже прививались такие качества, как сотрудничество, самостоятельность и стремление к самореализации при решении профессионально ориентированных задач. Если работа всех участников процесса творческая, профессиональная, то в достижении поставленной цели и успехе можно не сомневаться. В настоящее время основная задача любого учебного заведения - не столько передать знания студентам, сколько научить учиться самостоятельно, направить студента на самообучаемость, саморазвитие и самореализацию в своей профессиональной деятельности.

Специфика медицинской деятельности обосновывает выделение понятия «профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена». Характер действий и поведения медицинской сестры, акушера, фельдшера, фармацевта оказывает непосредственное влияние как на течение болезни, так и на состояние самого больного. Отсутствие у среднего медицинского работника соответствующего уровня профессиональной компетентности делает его профессионально непригодным или малопригодным в профессиональной деятельности. Медицинский работник среднего звена сегодня - это высококвалифицированный специалист, способный выполнять лечебно-профилактические задачи, разрабатывать план мероприятий по реализации сестринской помощи, оценке эффективности оказания помощи, способный организовать мероприятия по оказанию неотложной доврачебной помощи, профилактике заболеваний. Задачей среднего медицинского работника является уменьшение тяжелых и неадекватных реакций, создание у пациента ра-

зумного отношения к болезни, которое обеспечит наилучшее выполнение лечебного режима [1, с. 20]. Профессиональная компетентность среднего медицинского работника строится не только на знаниях и умениях оказать лечебную и профилактическую помощь, но и на умении успешно взаимодействовать с пациентами с целью выяснения не только объективных, но и личностных причин заболевания.

Таким образом, профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена необходима при выполнении различных этапов лечебного процесса - это интегративное качество личности, которое характеризуется готовностью к выполнению профессионально-ориентированных задач разного уровня сложности и проявляется в толерантности, профессиональной эмпатии, стрессоустойчивости, милосердии, способствующих облегчению страданий и восстановлению здоровья пациента.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что компетентность - это личностный опыт в виде комплекса знаний, умений, навыков, ценностей, способов восприятия, мышления, действий, переживаний, целей, а также способов и критериев оценки, переросших в модель действий при любой ситуации и в любых условиях. При этом сама компетентность рассматривается как высокий уровень развития профессиональной деятельности, транслятором выступает образование, а носителями компетентности являются как отдельно взятая личность, так и общество в целом.

Подводя итог, можно сказать, что происходящие в обществе изменения и определили необходимость разработки новой стратегии в подготовке медицинских кадров среднего звена - формирование профессионально компетентного специалиста, способного решать задачи по развитию

отрасли на основе принципов сотрудничества, научности, рационального использования имеющихся ресурсов, технического совершенствования, развития и реализации собственного потенциала, становления личностных ценностей [1, с. 19]. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что основополагающим фактором профессионального медицинского образования становится развитие личностной сферы, а целью - формирование профессиональной компетентности. Успешному становлению профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа в процессе обучения способствует осознание и, главное, развитие основных качеств личности, которыми должен обладать каждый медицинский работник среднего звена, при этом огромное значение в его практической деятельности имеет ориентация на другого человека как равноправного участника деятельностного процесса.

Таким образом, для формирования профессиональной компетентности студента медицинского колледжа - будущего медицинского работника среднего звена необходимы: владение принципами взаимного сотрудничества, сочетание профессиональных качеств и личностных позиций, стремление к саморазвитию и самореализации в своей будущей профессиональной деятельности. Только творческий настрой, жажда знаний и постоянный поиск способствуют формированию профессиональной компетентности студента-медика, будущего специалиста, профессионала своего дела. Именно они пробуждают у него подлинную сознательность и творческую активность, стремление к саморазвитию и самореализации, именно эти качества столь необходимы современному специалисту - профессионалу своего дела.

15.03.2011

Список литературы:

1. Андреева, Н.В. Какой должна быть медсестра? / Н.В. Андреева // Сестринское дело. - 2005. - №5. - С. 18-20.

2. Байденко, В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Научно-методический сборник. -М., 2002. - С. 14-32.

3. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. - Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 2004. - 176 с.

4. Земцова, В.И. О принципах и закономерностях адаптации студентов к профессиональной деятельности / В.И. Земцова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2000. -№1 - С. 11-15.

5. Лебедев, О.В. Компетентностный подход в образовании [Текст] // Школьные технологии. - 2004. - №5. - 12 с.

6. Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2004. - №4. - С. 28

7. Пяткин, М.П. Функции самоотношения и профессиональное развитие [Текст] // Материалы международной заочной научно-практической конференции 2010. - 224 с.

8. Стрельникова А.Н. Зачем медсестре самооценка // Медсестра. 2000. - №1 - С. 42-43.

9. Творогова, Н.Д. Психологический контакт / Н.Д. Творогова // Сестринское дело. - 1997. - №6. - С. 24-25.

Сведения об авторе: Васильева Людмила Анатольевна, преподаватель фармакологии, заведующая практическим обучением Оренбургского областного медицинского колледжа, соискатель Оренбургского государственного университета 460000, г. Оренбург, ул. Ленинская, д. 25, тел. (3532)770096, e-mail: vasileva_lydmila@mail.ru

UDC 377.5.02:372.8 Vasilyeva L.A.

FEATURES OF PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT BY FUTURE LINE MEDICAL PROFESSIONALS

Today, preparing professionally competent expert on intellectual labor market is particularly relevant. Specifics of medical activity justifies introducing such a concept as ‘the professional competence of a line medical professional’. Successful formation of this professional requires awareness and, most importantly, the development of basic personality traits, which should have every line medical worker, while of great importance is the orientation on another person as an equal participant of the activity process.

Keywords: professional competence, professional competence of line medical professional, desire for selflearning, self-development and self-actualization.

Bibliography:

1. Andreeva, N.V. What should be the nurse? / N.V. Andreeva//Nurse business. - 2005. - №5. - With. 18-20.

2. Bajdenko, V.I., Oskarsson B. Base skills (key the competence) as the integrating factor of educational process//Vocational training and formation of the person of the expert. The Scientifically-methodical collection. - M, 2002. - With. 14-32.

3. Belkin, A.S. Competence. Professionalism. Skill / A.S.Belkin. - Chelyabinsk: South Ural kh. Publishing house, 2004. - 176 with.

4. Zemtsovs, Century And. About principles and laws of adaptation of students to professional work / V.I.Zemtsov//the Bulletin of the Orenburg state university. - 2000. - №1 - With. 11-15.

5. Lebedev, O.V. Kompetentnostnyj the approach in formation [Text],//School technologies.-2004. - №5.-12 s.

6. Mitins, L.M. Personal and professional development of the person in new social and economic conditions//psychology Questions. 2004 - №4 - S. 28

7. Pjatkin, M.P. Funktsii self-relations and professional development [Text]//Materials of the international correspondence scientifically-practical conference 2010. - 224 s.

8. Strelnikovs, A.N. What for honey to the sister a self-appraisal.//Honey the sister. 2000.№1 - S. 42-43

9. Tvorogova, N.D.psychological contact / N.D.Tvorogova//Nurse business. - 1997. - №6. - With. 24-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.