Научная статья на тему 'Сотрудничество как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа'

Сотрудничество как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
598
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Людмила Анатольевна

Основополагающей задачей в профессиональном образовании является не четкая исполни3 тельская дисциплина, а самостоятельность и творческая активность, именно это способствует повышению познавательной деятельности и формированию профессиональной компетентности студента уже в стенах учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа»

Васильева Л.А.

Оренбургский областной медицинский колледж E-mail: vasileva__lydmila@mail.ru

СОТРУДНИЧЕСТВО КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Основополагающей задачей в профессиональном образовании является не четкая исполнительская дисциплина, а самостоятельность и творческая активность, именно это способствует повышению познавательной деятельности и формированию профессиональной компетентности студента уже в стенах учебного заведения.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, самостоятельность, познавательная деятельность, творческая активность, метод проектов, рабочие тетради, учебно-исследовательская работа студентов.

Одной из стратегических задач, стоящих перед здравоохранением, является обеспечение качества медицинской помощи. Решение данного вопроса неразрывно связано с проблемами подготовки профессионально компетентных специалистов в системе среднего профессионального образования. В современных условиях проблема подготовки высокопрофессиональных и конкурентоспособных на рынке интеллектуального труда специалистов приобретает особую актуальность. Среднее специальное учебное заведение сегодня дает студенту понимание особенностей организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивает его знаниями, умениями и навыками, искусством применения творческого мышления и средств педагогического воздействия [6, с. 6]. В среднем профессиональном учебном заведении закладывается фундамент профессиональной компетентности специалиста, и дальнейший успех его деятельности будет определяться тем, насколько он сумеет реализовать свой потенциал в реальной практической деятельности. Для успешного решения этих задач выпускник должен уметь анализировать реальную обстановку, находить оптимальные пути ее улучшения, предлагать наиболее эффективные решения возникающих проблем, владеть навыками работы с различными источниками информации. Учебные дисциплины обеспечивают базовые знания для выполнения исследований в процессе научного познания и теоретического обоснования профессиональных задач.

Происходящие в обществе изменения и определили необходимость разработки новой стратегии в подготовке медицинских кадров

среднего звена - формирование профессионально компетентного специалиста, способного решать задачи по развитию отрасли на основе принципов сотрудничества, научности, рационального использования имеющихся ресурсов, технического совершенствования, развития и реализации собственного потенциала. Успешная реализация основных направлений реформирования в системе здравоохранения в значительной степени зависит и от уровня профессиональной подготовки средних медицинских работников. Медицинский работник среднего звена сегодня - это высококвалифицированный специалист, способный выполнять лечебнопрофилактические задачи, разрабатывать план мероприятий по реализации сестринской помощи, оценке эффективности оказания специализированной сестринской помощи, способный организовать мероприятия по оказанию неотложной доврачебной помощи, профилактике заболеваний [5, с. 42]. Если говорить о медицинской сестре повышенного уровня, то, несмотря на многообразие выполняемых функций, это также организатор, управленец, выполняющий руководство сестринским персоналом, умеющий рационально использовать трудовые, финансовые и материальные ресурсы, умеющий анализировать работу сестринского персонала, оценивать возможности развития сестринской службы подразделений, внедрять инновационные технологии в работу, проведение исследований по проблемам сестринской профессиональной деятельности.

Учитывая многообразие выполняемых медицинским работником среднего звена функций и возросшую долю ответственности, обра-

зовательные медицинские учреждения стараются обеспечить качественную подготовку специалистов на основе позиций взаимодействий студента и преподавателя, студента и группы, студента и пациента. При этом любая профессионально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование профессиональной компетентности студента - будущего специалиста на основе сформированной профессионально направленной мотивации и удовлетворенности учебной деятельностью в стенах колледжа.

Очень важно в процессе обучения в колледже не только получать необходимые знания для своей будущей профессиональной деятельности, но и уметь решить проблему сотрудничества в образовательной среде. Если коллектив настроен творчески, а студенты видят перед собой педагога-профессионала, заинтересованного в совместной деятельности по формированию профессиональной компетентности, в достижении поставленной цели можно не сомневаться.

Таким образом, для формирования профессиональной компетентности студента колледжа -будущего медицинского работника среднего звена необходимы: профессионализм, владение принципами сотрудничества, стремление к самообучению, саморазвитию и самореализации в профессиональной деятельности. Именно при таком подходе деятельность педагога становится значимой и для коллектива, и для самого педагога, и для отдельно взятого студента, а в первую очередь - для их совместной профессиональной деятельности. В настоящее время основная задача любого педагога - не столько передать накопленные им знания студентам, но прежде всего научить учиться самостоятельно, направить студента на са-мообучаемость, саморазвитие и самореализацию в своей профессиональной деятельности. В последнее время деятельность педагога по формированию профессиональных знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности студентов: опорных конспектов, структурно-логических средств, рабочих тетрадей, профессионально ориентированных задач и т. д.

Их многообразие и дидактическая значимость в формировании профессиональных знаний, умений и навыков студентов колледжа дают право говорить о формировании профессиональной компетентности уже в стенах кол-

леджа. Все эти средства позволяют повысить интерес к учебной деятельности, развить творческую самостоятельность, увеличить объем учебной информации. Образовательный и профессиональный эффект, который может быть получен в результате применения этих средств обучения, направлен на формирование, а в дальнейшем и развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

В средних профессиональных образовательных учреждениях активизирована работа по направлениям, которые обеспечивают качество образования, подготовку специалистов, обладающих такими качествами, как: широкий профессиональный профиль, сочетание междисциплинарных знаний; способность к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности; готовность к проявлению ответственности за выполняемую работу; творческое мышление, инициативность, способность научно организовать свой труд; готовность к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний; стремление к самосовершенствованию, к творческой самореализации; умение применять информационные технологии в сфере своей профессиональной деятельности.

Для достижения цели по формированию профессиональной компетентности студентов колледжа на основе методов взаимного сотрудничества педагога и студента наиболее часто в учебном процессе применяются: метод проектов, самостоятельная работа методом «малых групп», самостоятельная работа с использованием рабочих тетрадей, учебно-исследовательская работа студентов. Хотелось бы более подробно остановиться на методе проектов, применении рабочих тетрадей и учебно-исследовательской работе студентов.

Можно предположить, что продуктивность подготовки профессионально компетентного специалиста обеспечивается применением современных средств обучения, одним из которых и является рабочая тетрадь - учебное пособие с системой заданий для целенаправленного и методически организованного управления и самоуправления, отражающее логику изучения предмета и направленное на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач [3, с. 2].

Рабочая тетрадь в системе среднего профессионального образования формирует определенную систему знаний, умений и навыков, развивает познавательную активность у студента, прививает интерес к изучаемой дисциплине, к будущей профессии, способствует развитию у студента самостоятельности, творческой активности, реализует как внутрипредметные, так и межпредметные связи, способствует развитию профессионально ориентируемых качеств. Рабочая тетрадь определяет цели, задачи, формы и основные направления изучения предмета. Объясняя новый материал, решая проблемноситуационные задачи, педагог не может быть уверен в том, что все обучающиеся производят именно те действия и именно так, как это необходимо, и что в результате проведенной работы у них складывается та система знаний, которая требуется. В такой ситуации преподаватель не имеет возможности в полной мере управлять как течением, так и формированием мыслительной деятельности студентов, а обеспечить успешное поэтапное формирование мыслительных процессов сегодня невозможно без разработки и использования на занятиях средств поэтапного контроля за течением этих процессов. Именно таким средством управления мыслительной деятельностью и являются рабочие тетради. Они разрабатываются с указанием специальных заданий, упражнений, тестов согласно изучаемой тематике по дисциплине. Выполняя задания по рабочей тетради, студенты разделяют весь процесс мышления на отдельные этапы, операции, а в конечном итоге получают правильную, логически выстроенную цепочку знаний. Именно в этом и состоит специфика данной работы.

Таким образом, студент, работая с рабочей тетрадью, с самого начала осознает предъявляемые требования к уровню его компетентности, она ориентирует студента на самопознание, самореализацию и самоанализ, обеспечивает самостоятельность через практическую деятельность. Рабочая тетрадь способствует не только формированию компетентности в области изучаемого предмета, но и формированию профессиональных качеств будущего специалиста -профессионала своего дела.

Достаточно часто в учебном процессе используют и метод проектов, разработанный американским педагогом Джорджем Дьюи, он ори-

ентирован на самостоятельную работу, как индивидуальную, так и групповую, позволяет использовать элементы исследовательской и поисковой деятельности, развивает мыслительную деятельность, творческие и коммуникативные умения, повышает ответственность [2, с. 41].

Создание учебного проекта направлено на изучение законченной учебной темы или учебного курса, его можно рассматривать как элемент учебной деятельности, как совместную учебную, познавательную, творческую деятельность студентов и преподавателя, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего конечного результата. В основе метода лежит формирование и развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решать поставленные задачи. Именно решение задачи предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интеграцию знаний, умение применять полученные знания из различных областей учебной деятельности.

Реализация проекта заключается в поэтапном решении всех составляющих его задач. Одни из них сопряжены с усвоением новых знаний, другие - с выработкой оперативных навыков использования ранее узнанного, третьи

- с эвристическим поиском заранее неизвестных решений и т. д. В зависимости от сложности и масштабов проекта эти задачи могут различаться типом и содержанием, быть единичными и множественными, решаться последовательно или параллельно [2, с. 42].

В рамках такой творческой работы познавательная деятельность студентов представляет собой не просто движение, а «самодвижение», ведь информация поступает не от преподавателя, а является результатом собственной, самостоятельной деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, выстраивается логическая цепочка для достижения конечной цели. Мотивация такой деятельности становится наиболее значимой, если конечный результат имеет практическое применение.

Овладение студентами колледжа навыками исследовательской работы позволяет повысить

конкурентную способность будущего специалиста на рынке труда, ведь не только профессиональная, но и информационная, и проектная грамотность распространяются на все виды деятельности человека, в том числе и профессиональную.

Реформирование образования, в том числе и среднего профессионального, ведет к изменениям критериев оценки работы среднего профессионального образовательного учреждения. При этом важное место уделяется достижениям в развитии творческой деятельности обучающихся.

Современные средние профессиональные учебные заведения обладают различными системами организации научно-исследовательской работы студентов. Одни формы такой деятельности то появляются, то исчезают с изменениями политической и экономической ситуации в стране. Другие же работают многие годы и имеют давние традиции. Именно к таким формам можно отнести учебно-исследовательскую деятельность студентов, которая представляет собой систему учебно-воспитательных мероприятий, основной задачей которой является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы как во время учебного процесса, так и при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы [1, с. 9]. Цель учебно-исследовательской деятельности студентов - привить студентам навыки исследовательской работы через организацию творческой деятельности. Задачи - выработать мотивы учебно-исследовательской деятельности, обучить студентов основам научного исследования и выполнения индивидуальных творческих заданий.

Методика организации проведения учебноисследовательской деятельности студентов определяется спецификой учебного заведения, его материальной и научной базой. Элементы исследовательской деятельности студентов являются составной частью учебного процесса и отражаются в методических рекомендациях к практическим занятиям. Применяемые преподавателями колледжа формы учебно-исследовательской работы студентов разнообразны: подготовка докладов и рефератов на основании анализа и данных литературы, решение проблемно-ситуационных задач, проведение исследовательских работ, участие в работе студенческих научных конференций. Учебно-исследовательская деятельность студентов планируется преподавателем, организуется в рамках рабо-

ты предметных кружков и учебных кабинетов, направлена на повышение качества подготовки специалистов со средним специальным образованием. Формы учебно-исследовательской работы студентов на каждом курсе обучения и отделении различны и от курса к курсу усложняются. Тематика учебно-исследовательских работ разрабатывается преподавателем или может быть сформулирована совместно со студентом. Разработка плана, поиск литературы, анализ источников, обработка материала, результатов исследования проводятся студентом под руководством преподавателя. Преподаватель координирует действия студента, а не выполняет за него работу. Для эффективности выполнения учебно-исследовательской работы студентов необходимо четко придерживаться графика работы, сформулированного самим студентом или совместно с преподавателем. В учебно-исследовательской работе необходимо соблюдать логическое изложение теоретических аспектов, практическое дополнение к изучаемой теме, четкую научную формулировку материала, возможность различными способами решать поставленную проблему.

Итоги работы подводятся на учебно-исследовательских конференциях, которые проходят в несколько этапов: итоговые конференции учебно-исследовательских работ студентов в учебном заведении, областной этап конкурса, а лучшие работы принимают участие в конкурсе исследовательских работ на межрегиональных научно-практических конференциях. Возможность студентов участвовать в работе конференций различного уровня позволяет по-новому взглянуть на различные вопросы, переоценить свои возможности и возможности своего учебного заведения, преодолеть относительную изолированность средних специальных учебных заведений в данном вопросе, расширить кругозор и получить дополнительные знания в процессе общения.

Таким образом, структурным компонентом образовательной деятельности является учебно

- и научно-исследовательская деятельность студентов, управляемая преподавательским составом, непрерывно повышающим и развивающим свой творческий потенциал [4, с. 4]. Овладение студентами навыками исследовательской работы позволит повысить конкурентоспособность выпускника колледжа, будущего специалиста, на

рынке труда. Еще раз хочется подчеркнуть, что основополагающей задачей в обучении сегодня является не четкая исполнительская дисциплина, а самостоятельность, творчество, желание учиться совместно и самостоятельно, решать принципиально новые задачи, необходимые для будущей профессиональной деятельности. Как показывает практика, совместная деятельность - это не только более легкий, но и более эффективный процесс, в том числе и в учебной

деятельности. Последовательная, систематическая и целенаправленная совместная деятельность студентов и преподавателя способствует повышению познавательной деятельности студентов, их самостоятельности, что, безусловно, способствует формированию профессиональной компетентности студента - будущего специалиста, а также творческому росту самого преподавателя ссуза.

9.12.2010

Список литературы:

1. Зарцына Л.Н. Формирование исследовательских навыков // Специалист. - 1999. - №4. 9 с.

2. Кочкина И.В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». - 2008. - №4. - С. 41-42.

3. Погодина А.А., к.п.н., преподаватель Ярославского индустриально-педагогического колледжа. Рабочая тетрадь по курсу «Педагогика толерантности». - 2001. 2 с.

4. Степанова Т.И., Голов А.Г, Голова В.П., Никитина Т.А. Организация учебно-исследовательской работы студентов в средних специальных учебных заведениях. - Липецк, 1996. 4 с.

5. Стрельникова А.Н. Зачем медсестре самооценка // Медсестра. - 2000. - №1. 42 с.

6. Шумилова Н.И. Управление качеством подготовки специалистов // Специалист. - 2007. - №3. 6 с.

Сведения об авторе:

Васильева Людмила Анатольевна, преподаватель фармакологии, заведующий практическим обучением Оренбургского областного медицинского колледжа 460000, г. Оренбург, ул. Ленинская, д. 25, тел. (3532) 770096, e-mail: vasileva_lydmila@mail.ru

UDC 377.5.02:372.8

Vasileva L.A.

COOPERATION, AS A METHOD OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

A basic problem in vocational training is not the accurate performing discipline, and independence and creative activity, it promotes increase of informative activity and promotes formation of professional competence of the student already within the precincts of educational institution.

Keywords: professional competence, independence, informative activity, creative activity, a method of projects, working writing-books, uchebno-research work of students.

References:

1. Sarcina L.N.formation of research skills // the Expert. - 1999. - №4. - 9 with 2. KoHKUHa I.V.design activity at lessons of Russian. // the Appendix to magazine «Average vocational training » - 2008. - №4. - C.41 - 42.

3. Pogodina A.A. K.n.H. The teacher of the Yaroslavl industrially-pedagogical college // the Working notebook at the rate « Pedagogics of tolerance ». - 2001.2 with.

4. Stepanova T.I., Goals A.r, Golova V.P, Nikitin T.A.organization of educational-research work of students on average special educational institutions. - .Tlnnn^K. - 1996.4 with. 5. Strelnikov A.N.what for honey to the sister a self-assessment.// Honey the sister. - 2000. - №1. - 42 with.

6. Shumilov N.I.quality management of preparation of experts // the Expert. - 2007. - №3. 6 with.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.