Научная статья на тему 'Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения'

Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
999
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИ / ВУЗ / ФОРМИРОВАНИЕ / СТАНОВЛЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / IDENTITY / SELF-CONSCIOUSNESS / PSYCHOLOGISTS / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / FORMATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинина Наталия Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы становления психологов в условиях образовательного пространства вуза, где одним из основных критериев профессиональной компетентности будущих психологов является уровень развития профессионального самосознания и идентичности. Многомерный подход к анализу профессиональной идентичности является одним из возможных направлений при формировании и коррекции профессиональной идентичности будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинина Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL IDENTITY OF THE STUDENTS-PSYCHOLOGISTS IN THE PROCESS OF LEARNING

In article are considered questions of formation of psychologists in the conditions of educational space of the University, where one of the main criteria of professional competence of future psychologists is the level of development of professional self-consciousness and identity. A multidimensional approach to the analysis of professional identity is one of the possible directions of the formation and correction of the professional identity of the future specialists.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в процессе обучения»

УДК 159.923.2 H. Ю. Кручинина

ББК 88.4 Аспирант

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы становления психологов в условиях образовательного пространства вуза, где одним из основных критериев профессиональной компетентности будущих психологов является уровень развития профессионального самосознания и идентичности. Многомерный подход к анализу профессиональной идентичности является одним из возможных направлений при формировании и коррекции профессиональной идентичности будущих специалистов.

Ключевые слова: идентичность, самосознание, психологи, вуз, формирование, становление, подготовка

N. Iu. Kruchinina Postgraduate student

FEATURES OF FORMATION OF THE PROFESSIONAL IDENTITY OF THE STUDENTS-PSYCHOLOGISTS IN THE PROCESS OF LEARNING

In article are considered questions of formation of psychologists in the conditions of educational space of the University, where one of the main criteria of professional competence of future psychologists is the level of development of professional self-consciousness and identity. A multidimensional approach to the analysis of professional identity is one of the possible directions of the formation and correction of the professional identity of the future specialists.

Key words: identity, self-consciousness, psychologists, institution of higher education, formation, training

В условиях трансформации российского общества, затронувшей все его сферы и характеризующейся существенной активизацией современного человека, расширением возможностей его самореализации и включением в социальные, экономические, политические и другие процессы, возрастает роль специалистов-психологов, призванных обеспечивать психологическую помощь в решении психологических и социально-психологических проблем конкретных людей и социальных групп. Становление психологов происходит, прежде всего, в условиях образовательного пространства вуза,

факультета и осуществляется путем освоения ими учебно-профессиональной деятельности, и также других видов деятельности. Одним из основных критериев профессиональной компетентности будущих психологов является уровень развития профессионального самосознания и идентичности. Профессиональное становление сопровождается изменением представлений человека о себе, своем месте в профессиональном и социальном мире, т.е. обретением профессиональной идентичности, в широком смысле -профессиональным самоопределением личности. Совершенствование подготовки психологов, становление их профессиональной идентичности может трактоваться как совершенствование его качества, расширение репертуара возможностей, увеличение ресурсного банка образования. Изучение и формирование функционального образа «Я», профессиональной идентичности психологов в процессе вузовской подготовки способствует устранению промахов, инициирует поиск новых ориентиров образования, целей, возможностей. В статьях Л. Н. Ивановой [2], Т. М. Буякас [1], Е. П. Кринчик [3] представлены некоторые проблемы становления и развития профессиональной идентичности, которые существуют на сегодняшний день в определенных областях психологии. Профессиональная идентичность формируется в ходе личностного и профессионального становления человека. Как считает Л. Б. Шнейдер [4], источниками формирования профессиональной идентичности можно назвать следующие факторы:

(а) объективно существующий образовательно-профессиональный компонент;

(б) субъективно выражающуюся систему ожиданий и предпочтений, идеальные образы профессии;

(в) признание Значимыми Другими тебя как профессионала;

(г) профессиональную самопрезентацию;

(д) профессиональные нормы (ценности) и атрибуты (лексикон, мифы, стереотипы);

(е) эмоционально-положительный фон, на котором происходило получение первичной информации о своей профессии;

(ж) положительное восприятие себя как субъекта профессиональной деятельности;

(з) эмоционально-позитивное принятие своей принадлежности к профессиональному сообществу;

(и) успешное освоение правил и норм профессиональной деятельности;

(к) мера ответственности, которую индивид может на себя взять;

(л) уровень личностного развития;

(м) мотивационную готовность к самореализации на избранном профессиональном поприще.

Л. Б. Шнейдер выделяет более конкретные стадии формирования профессиональной идентичности:

1) осознание ближних и дальних профессиональных целей. На этой стадии еще нет места профессиональному опыту, профессиональному общению, что делает идентичность невыраженной;

2) усвоение знаний, осознание возможностей, приобретения опыта (идентичность выраженная, но пассивная;

3) практическая реализация выбранных профессиональных целей, формирование индивидуального стиля, формирование круга профессиональных контактов (идентичность активная);

4) свободное выполнение профессиональной деятельности, повышение уровня притязаний, профессиональное совершенствование, ощущение значимости своей деятельности и контактов, формирование желания передачи опыта (идентичность устойчивая).

Многомерный подход к анализу профессиональной идентичности является одним из возможных направлений при выборе конкретных методов формирования и коррекции профессиональной идентичности, обеспечивающих наиболее эффективную реализацию специалиста в соответствии с типом профессиональной структуры, индивидуальными возможностями и социальными запросами. В заключение рассмотрения проблематики профессиональной идентичности скажем, что наиболее актуальными исследовательскими трендами на данный момент являются изучение вопросов профессиональной переидентификации и профессионального маргинализма. В условиях современной России, когда особенности рыночной экономики определяют востребованность той или иной профессии, наблюдается массовая переидентификация специалистов малооплачиваемых специальностей. Результатом такой переидентификации может стать как формирование новой идентичности (что происходит далеко не всегда), так и профессиональная маргинализация или уход в сторону «массового профессионального субъекта», то есть, по сути, варианты утраты профессиональной идентичности [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Буякас Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-

психологов / Т.М. Буякас // Вестник московского университета. Серия №14

«Психология». - 2005. - №2. - С. 7-17.

2. Иванова Л.Н. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях / Л.Н. Иванова // Вопросы психологии. - 2008. - №1. - С. 89-99.

3. Кринчик Е.П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов. Сообщение 2. «Временной срез» литературного контекста проблемы / Е.П. Кринчик // Вестник московского университета. Серия №14 «Психология». - 2005. - №2. - С. 45-56.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография / Л.Б. Шнейдер. - М., МОСУ, 2002. - 256 с.

5. Рикель А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в

структуре самосознания личности. Часть 2 [Электронный ресурс] //

Психологические исследования: электрон. журн. 2011. №3 (17). -

URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 28.04.2013).

REFERENCES

1. Buiakas T.M. The grounds and conditions for professional growth of students-psychologists. Vestnik moskovskogo universiteta. Seriia №14 «Psikhologiia» - Vestnik of Moscow University. Series №14 «Psychology», 2005, no.2. pp.7-17 (in Russian).

2. Ivanova L.N. Professional identity in the social-psychological research. Voprosy psikhologii - Questions of psychology, 2008. no.1. pp.89-99 (in Russian).

3. Krinchik E.P. To the problem of psychological support of professional development of students-psychologists. Vestnik moskovskogo universiteta. Seriia №14 «Psikhologiia» -Vestnik of Moscow University. Series №14 «Psychology», 2005, no.2. pp. 45-56 (in Russian).

4. Shneider L.B. Professional'naia identichnost[Professional identity]. Moscow, MOSU., 2002. 256 s.

5. Rikel' A.M. Professional self-concept and professional identity in the structure of selfconsciousness of personality. Psychological research: electronic journal of General chemistry, 2011, no 3 (17). Available at: http://psystudy.ru (Accessed 28 April 2013)

Информация об авторе

Кручинина Наталия Юрьевна (Россия, г. Воронеж) - Аспирант кафедры практической психологии. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: kruchinina_nata@mail.ru

Information about the author

Kruchinina Natalia Yurievna (Russian Federation, Voronezh) - Postgraduate student of the Department of practical psychology. Voronezh state pedagogical university. E-mail: kruchinina_nata@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.