А. В. Мухин
(Санкт-Петербург)
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Автор статьи дает характеристику проектной компетентности педагога и выявляет общие компоненты ее развития в условиях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
К середине XX века проектирование осознается как отдельный социокультурный феномен (. Н. Бондаревская, И. Ф. Исаев,
Н. Б. Крылова, В. А. Сластенин и др.]. Именно проектная деятельность позволяет добиться позитивных результатов в процессе создания нового качества образования. Опыт реформирования отечественного образования показал, что невозможно модернизировать образование путем решения текущих проблем на ограниченных участках педагогической деятельности, что актуализирует потребность в педагогическом проектировании.
В сфере образования востребованность этого потенциала связана с тем, что постепенное замещение научно-технократической парадигмы на ценностно-смысловое самоопределение педагогов послужило основанием для поиска нового облика образовательных учреждений, который соответствовал бы социальному заказу и потребностям субъектов образовательного процесса. Проектная компетентность является одним из базовых профессиональных качеств педагога при работе с детьми с ослабленным здоровьем, когда требуется постоянное обновление индивидуальных образовательных траекторий воспитанников в условиях ограниченных ресурсов.
Проектирование является средством совершенствования систем образования, педагогических технологий, управления педагогическими ситуациями и др. В качестве критериев владения педагогами и администрацией системы образования проектными технологиями можно выделить следующие: новизна идей, подходов, используемых технологий, ценность и актуальность полученных образовательных результатов, целесообразность их практического применения; долго-срочность педагогических результатов (устойчивость проекта], значимость и важность изменений, которые произойдут в содержании, формах, методах и средствах педагогиче-
ской и управленческой деятельности, комплексность предложенных инноваций в управлении образовательным процессом.
Новые социальные требования к системе российского образования обуславливают и новые профессиональные качества специалистов, управляющих процессом образования. Прежде всего это профессиональные компетенции, позволяющие прогнозировать, проектировать деятельность и осуществлять эффективное управление в постоянно изменяющейся социальной и экономической ситуации; мобильность в условиях возрастающей финансовой самостоятельности и творческой инициативы образовательного учреждения; экономическая и правовая компетентность руководителя.
Обобщая особенности проектной деятельности, как способности к выполнению проектных задач, владение инструментарием и готовность к проектной деятельности, можно заключить, что проектная компетентность определяется уровнем готовности руководителя или педагога к проектной деятельности, его индивидуальными способностями к проектированию и мотивированным стремлением к самообразованию и направлена на развитие культуры мышления, поведения, общения, деятельности. Компонентами развития проектной компетентности являются:
- ценностно-смысловой, который определяет мотивацию педагога или руководителя к проектной деятельности;
- социально-коммуникативный, который обеспечивает возможности социальной коммуникации;
- побудительно-целевой, определяющий цели и мотивы деятельности и отношение к ее содержанию, при этом цели и мотивы пропорционально зависят от интеллектуального и личностного уровня;
- проектно-деятельностный компонент,
который отражает деятельность и результаты проектирования.
Рассмотрим условия формирования проектной компетентности педагогов школы-интерната № 1 имени К. К. Грота [3, 4]. Данное инновационное направление развития школы определялось общим замыслом экспериментальной работы, а именно ориентацией на формирование сетевых профессиональных сообществ учителей. Основные целевые группы - это учителя-предметники, методисты, сетевые преподаватели, работники управления образованием, системы повышения квалификации. В ходе исследования было выявлено, что 78% педагогов школы понимают значение сетевого проектирования и имеют общее представление о нем, 22% - не знакомы с возможностями сетевой коммуникации в педагогическом сообществе и не имеют представления о социальных сетях [4].
Развитие проектной компетентности педагогов включало в себя:
- обмен мнениями по вопросам сетевой организации сотрудничества с представителями специальных (коррекционных] образовательных учреждений РФ;
- обсуждение вопросов и форм сетевого сотрудничества с педагогами и представителями администрации других специальных (коррекционных] образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Владимира, Калининграда, Новочеркасска, Ростова-на-Дону;
- обсуждение перспектив совместной работы по распространению научно-методических работ педагогов школы со специалиста-ми-тифлопедагогами [(лаборатория Института коррекционной педагогики РАО, редакция журналов «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (Москва], «НМЦ-инфо» (Санкт-Петербург]] в форме сетевого взаимодействия образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ];
- создание материально-технической базы для организации сетевого взаимодействия специальных (коррекционных] и массовых общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ;
- разработку и обсуждение проектов Концепции сетевого взаимодействия и Положения об инновационном образовательном ресурсе;
- отработку технологий организации дистанционного консультирования по различным вопросам организации коррекционно
направленного учебно-воспитательного процесса, в том числе и проведения итоговой аттестации педагогов других специальных (коррекционных] образовательных учреждений - партнеров школы;
- проведение видеоконференций «Подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к прохождению итоговой аттестации в формате ЕГЭ» для педагогов специальных (коррекционных] и массовых общеобразовательных школ, работающих с детьми с ОВЗ;
- проведение мониторинга эффективности сетевого взаимодействия образовательных учреждений для детей с ОВЗ.
Работа школы в дистанционном режиме сетевого взаимодействия и организация дистанционной консалтинговой поддержки образовательных учреждений предполагает введение дополнительной ставки - организатора сетевого взаимодействия.
В ходе формирования проектной компетентности педагогов школы-интерната нами была разработана обобщенная модель сетевого проектирования школы-интерната (рис.].
К сетевым проектам школы-интерната имени К. К. Грота относятся: «Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в период подготовки их к прохождению итоговой аттестации в формате ЕГЭ», «Развитие координационных способностей младших слепых и слабовидящих школьников как средство подготовки их к выполнению тестовых заданий», «Психологическая поддержка выпускников школ 3 и 4 вида и их родителей при подготовке к сдаче ЕГЭ», «Проведение внутришколь-ного аудита по анатомии и общей биологии в 10-12 классах для подготовки учащихся с нарушениями зрения к выполнению заданий КИМ по биологии», «Тестовые задания в учебном процессе школы для слепых и слабовидящих детей как форма подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ», «Подготовка учеников школы слепых и слабовидящих детей к сдаче ЕГЭ по истории (часть С] и возможные пути их решения», «Дидактическая игра как один из способов развития младших слабовидящих воспитанников».
Формирование проектной компетентности педагогов школы-интерната позволило: повысить качество образования обучающихся на основе распространения инновационного опыта работы отдельных образователь-
<з( N )> 'V—А
Д ^ и ^
<з(4 )о
<|( )> <( )>
Рис. Обобщенная модель сетевой коммуникации школы-интерната.
ных учреждений, что подтверждено результатами ЕГЭ; повысить социальные возможности интеграции обучающихся в окружающем мире на основе расширения пространства их социального и профессионального взаимодействия; повысить степень удовлетворенности родителей качеством работы образовательных учреждений посредством их включенности в диалог по оценке степени комфортности обучения их детей, качества образовательного процесса и направлений инновационного развития образовательных учреждений; повысить степень профессиональной компетентности педагогических коллективов образовательных учреждений для детей с ОВЗ на основе обобщения и распространения инновационного опыта их работы; сделать систему образования Санкт-Петербурга координатором развития инклюзивного образования в Российской Федерации - по распространению в другие образовательные уч-
реждения Санкт-Петербурга и регионы РФ положительного опыта обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (опыт школы-интерната для детей-инвалидов по зрению Санкт-Петербурга), по обобщению положительного опыта работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ - вопросы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья путем выпуска научнометодических сборников, проведения съездов, семинаров и конференций на базе отдельных образовательных учреждений.
Таким образом, организация целенаправленной деятельности педагогов, способствующей решению проблем в рассматриваемой области, становится средством достижения профессионально-педагогической компетентности специалистов специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Литература
1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих : сб. науч. тр. / под ред. А. Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
3. Мухин А. В. Сетевые взаимодействия в экспериментальной работе школы-интерната // Человек и образование. - 2009. - № 4. -С. 186-190.
4. Мухин А. В. Инновационное управление современной школой // Подготовка учащихся с ограниченными возможностями здоровья к прохождению итоговой аттестации в формате ЕГЭ : методические рекомендации для педагогов общеобразовательных и специальных коррекционных школ. - СПб., 2008. - 30 с.
5. Прикот О. Г., Виноградов В. Н. Проектное управление развитием образовательной организации : науч.-методич. пособие для руководителей, методистов и учителей общеобразоват. и специали-зир. учебных учрежд., студентов, аспирантов, слушателей ИПК. -Ростов-н/Д : Учитель, 2006. - 256 с. (Управление современной школой. Вып. 9.].
--------^---------