Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова Н.В.

В данной статье выделены особенности, и описан порядок формирования прибыли коммерческих организаций, а также определены показатели эффективности формирования прибыли в современных российских организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»

УДК 336.67

Белова Н.В. студент 4 курса направление Экономика профиль «Финансы и кредит» Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградский государственный университет

Россия, г. Волжский ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ В РОССИЙСКИХ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Аннотация. В данной статье выделены особенности, и описан порядок формирования прибыли коммерческих организаций, а также определены показатели эффективности формирования прибыли в современных российских организациях.

Ключевые слова: прибыль, порядок формирования прибыли, показатели эффективности формирования прибыли

Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что на современном этапе развития и совершенствования рыночных условий хозяйствования и, как следствие, увеличения благосостояния коммерческих организаций, вопрос об устойчивости роста прибыли является открытым. В свою очередь, прибыль коммерческой организации выступает главным результатом ее финансово-хозяйственной деятельности; характеризует экономической эффект, полученный в результате деятельности; является основным источником финансовых ресурсов, позволяющим развиваться и расширять производственную и иные виды деятельности предприятия. При этом размер получаемой организацией прибыли зависит от особенностей ее формирования в рамках деятельности отдельного хозяйствующего субъекта.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности [2, с. 9].

Рассмотрим особенности формирования прибыли российских коммерческих организаций в современных экономических условиях.

Во-первых, рост и формирование прибыли определяются уровнем производства предприятия. Отметим, что большинство экономических школ в той или иной мере связывают прибыль с развитием производства, его технико-экономической формой. Состояние технического развития отражают основные фонды фирм, а их структура определяет техническую оснащенность, особенности применяемых технологий, специализацию и организацию производства. В производственной сфере рост прибыли напрямую связан с уровнем технического развития, формированием инновационных технологий. В условиях конкуренции фирмам выгодно концентрировать инвестиционные ресурсы на техническом перевооружении

производства [3, с. 75]. При исследовании формирования, распределения и роста прибыли следует проводить анализ уровня производства, присущий этапу экономического развития. Таким образом, чем выше уровень производственных мощностей промышленного предприятия, чем более совершенны применяемые технологии, которые позволяют снижать долю себестоимости в выручке от реализации продукции, удельный вес прочих расходов, тем более благоприятны исходные предпосылки для наращивания больших объемов прибыли организации.

Во-вторых, на формирование окончательных размеров итогового финансового результата, являющегося оптимальным для предприятия в сложившихся условиях, оказывают влияние два фактора, противоречащих друг другу. С одной стороны, для коммерческой организации крайне важно получение максимально возможной прибыли, так как она выступает основным источником финансирования всех направлений деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе, при реализации инвестиционных проектов. Чем большая часть общего финансирования будет осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, тем меньшая доля будет привлекаться за счет платных кредитных ресурсов, что, безусловно, способствует увеличению отдачи на вложенный капитал. Максимизация прибыли предприятия является, безусловно, главной целью деятельности коммерческой организации и не вызывает сомнения тот факт, что является одним из основных показателей эффективности ее деятельности. Но, с другой стороны, получение высокой прибыли (бухгалтерской прибыли) является основанием для уплаты высоких налогов (в частности, налога на прибыль). Поэтому организации далеко не всегда выгодно максимизировать свою прибыль, а, напротив, как можно в более полном объеме учитывать произведенные расходы с целью снижения налогооблагаемой прибыли.

Формирование прибыли в современных российских коммерческих организациях представляет собой процесс суммирования доходов и расходов от различных видов хозяйственных операций и определяется через источники получения прибыли.

Первый источник может формироваться за счет монопольного положения предприятия по выпуску определенного вида продукции или ее уникальности. Стабильность этого источника высока при условии постоянного обновления продукта. Однако следует учитывать такие противодействующие факторы как антимонопольная политика государства и здоровая конкуренция на рынке.

Второй источник непосредственно образуется в результате предпринимательской и производственной деятельностью. Размеры прибыли зависят от понимания конъюнктуры рынка, правильного выбора производственной направленности хозяйственной деятельности, объемов производства, а также навыков адаптации процесса развития производства и механизма реализации готовой продукции под постоянно меняющиеся

условия внешней экономической среды.

Третий источник связан с инновационной деятельностью предприятия, которая предполагает регулярное обновление выпускаемой продукции, обеспечение конкурентоспособности, увеличение объемов реализации и рост массы прибыли.

Порядок формирования прибыли является элементом механизма формирования прибыли организации и закладывает основы эффективного управления ею. Основными нормативными документами, регулирующими порядок формирования прибыли коммерческих организаций в России, является Федеральный Закон «О бухгалтерском учете», Налоговый кодекс РФ (25 глава), а также положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации». Последовательность расчета прибыли с точки зрения бухгалтерского учета отражена в таблице 1.

Табл. 1. Расчет прибыли с точки зрения бухгалтерского учета

№ п/п

Наименование статей

1 2

3

4

5

6

7

8

9

10 11 12

13

14

15

16

17

18

Выручка от продажи товаров продукции, работ услуг

НДС

Акцизы

Иные обязательные платежи из выручки Выручка нетто от продажи (1-2-3-4)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль (5-6)

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль от продаж (7-8-9)

Сальдо операционных доходов-расходов

Сальдо внереализационных доходов-расходов

Убытки прошлых лет

Прибыль (убыток) до налогообложения - балансовая прибыль (10+11+12-13) Отложенные налоговые активы Отложенные налоговые обязательства Текущий налог на прибыль (20%)

Чистая прибыль (14+15-16-17)_

На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы. К тому же, часть налоговых платежей, оказывают опосредованное влияние на чистую прибыль. Другая часть налогов, таких, как налог на имущество, являются прямыми налогами, которые взимаются с различных объектов налогообложения. Таким образом, изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы и изменения налоговой ставки, взятой с обратным знаком. Следовательно, чистая прибыль и есть конечный финансовый результат, который формируется за счет сложения таких показателей как прибыль (убыток) до налогообложения и отложенные налоговые активы и вычета из полученной суммы отложенных налоговых

обязательств и текущего налога на прибыль.

Оценки эффективности формирования прибыли базируется на расчете абсолютных и относительных (в том числе уровневых) показателей прибыли. Наиболее информативным итоговым показателем является абсолютный показатель валовой (балансовой) прибыли. Но абсолютная сумма прибыли не дает полной возможности охарактеризовать эффективность работы организации - абсолютная сумма характеризует лишь полученный экономический эффект. Поэтому показатель абсолютной суммы дополняют относительными показателями, так коэффициентом эффективности формирования прибыли может служить отношение фактически полученной прибыли к плановой [1, с. 233]. Для оценки эффективности как формирования прибыли, так и эффективности использования отдельных видов ресурсов рассчитывают показатели рентабельности. В зависимости от того, какие показатели используются в расчетах, различают несколько показателей рентабельности:

- рентабельность производства;

- рентабельность основной деятельности;

- рентабельность продукции;

- рентабельность активов;

- рентабельность собственного капитала [2, с. 87].

Таким образом, формированию прибыли российских коммерческих организаций принадлежит важная роль в обеспечении самофинансирования, инновационного развития, формировании бюджетов всех уровней, решении социальных задач. Показатели формирования прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности российских коммерческих организации как самостоятельных товаропроизводителей. Показатель эффективности формирования прибыли позволяют принимать рациональные и обоснованные управленческие решения и высокой степенью достоверности определять финансовую эффективность коммерческих предприятий.

Использованные источники:

1. Барткова Н.Н., Крупина Н.Н. Амортизационная политика: формирование и анализ: монография. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 301 с.

2. Бланк И.А. Управление прибылью. - М.: Киев, 2007. - 768 с.

3. Данченко М.А. Финансовый и управленческий учет: учебно-методический комплекс. - Томск, 2014. - 101 с.

4. Рюмин И.В. Особенности формирования и распределения прибыли российских корпораций: диссертация. - Челябинск: Челябинский гос. ун-т, 2012. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.