Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА / ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ / КАПИТАЛ / АКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корытникова А.А.

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования прибыли организации, источники доходов и направления расходов, а также вопросы эффективности использования собственного и привлеченного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ (ECONOMIC SCIENCE)

УДК 336.671.1

Корытникова А.А.

магистрант кафедры бухгалтерского учета и анализа Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(Россия, г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

Аннотация: в статье рассматриваются теоретические аспекты формирования прибыли организации, источники доходов и направления расходов, а также вопросы эффективности использования собственного и привлеченного капитала.

Ключевые слова: прибыль организаций, акционерные общества, чистая прибыль, капитал,

акция.

Доход считается одной из основных характеристик хозяйственной деятельности предприятия, используемой при оценке его эффективности. Современная рыночная экономика регулирует деятельность компаний, стимулируя их ориентироваться на удовлетворение спроса и потребности рынка в производстве только тех видов продуктов, которые пользуются спросом, с целью получить необходимую выгоду. Прибыль, являясь главной движущей силой рыночной экономики, устанавливает круг интересов государства, собственников и персонала компании. В экономической литературе понятие дохода не имеет общего и четкого определения. Большинство авторов сходятся в суждении, что доход - это, в первую очередь, конкретная прибыль.

Наиболее полным и содержательным признаком дохода видится контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, бюджетообразующая и социальная функции. Так у О. Б. Веретенниковой и в иных определениях, которые считаются наиболее полными, прибыль - это окончательный итог работы компании, за счет которого

выплачиваются дивиденды собственникам, совершается расширенное воспроизводство предприятия, предоставляются общественные привилегии сотрудникам [1, с. 196].

Таким образом, в этом определении перечислены все без исключения главные функции прибыли. Целостность функций делает выгоду тем компонентом хозяйствования, в котором увязываются все финансовые интересы предприятия, группы компании и любого сотрудника. Для успешного управления прибылью (а в результате - и собственным капиталом) важным считается значение типов прибыли и условий, оказывающих большое влияние на любое из них. Типы дохода отражают различную степень регулирования процессов ее развития, распределения и использования, а кроме того круг интересов субъектов распределительных отношений.

Типы прибыли (доходы) первой категории считаются предметом самостоятельного обложения налогом. Вычисление налога по второй группе, осуществляется в другом режиме, третья категория в целом никак не подлежит обложению налогом. Далее проанализируем прибыль от продаж, которая рассчитывается как разница между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих затрат. В соответствии с этим, прибыль от продаж - это коэффициент производительности основной деятельности компании. В то же время прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов за минусом определенных затрат, есть доход до налогообложения, либо же, это экономический итог от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

В используемой отчетности о финансовых результатах выделены следующие разновидности прибыли: валовая, от продаж, до налогообложения и чистая. Однако в целях налогового учета формируется и внереализационный доход, образуемый в следствии операций с ценными бумагами, валютой и иными видами деятельности, не связанными напрямую с производством и реализацией продукции и услуг. Этот тип дохода рассчитывается как разница между доходами и затратами по внереализационным операциям. Подобным способом, хотя прибыль существенно отличается по разным показателям, основная суть этого определения сохраняется в различных её типах: прибыль - это доход от деятельности.

Организация любой формы собственности, имея экономическую самостоятельность и независимость, получила возможность устанавливать на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, которая осталась в распоряжении предприятия после уплаты налогов в государственный бюджет и других обязательных платежей, и отчислений.

По этой причине одной из значимых проблем современности является освоение современных методов эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли компании.

Система развития и распределения прибыли должна быть создана таким образом, чтобы способствовать увеличению эффективности производства, развитию новых форм хозяйствования, а кроме того стимулировать производственное, научно-техническое и социальное развития предприятий . Распределение прибыли затрагивает проблему взаимоотношений с фискальными органами и акционерами.

В финансовой политике первоочередной задачей стоит цель -установление принципов формирования доходов от производства и реализации готовой продукции и внереализационных доходов.

Организация имеет право решать вопрос о максимизации либо минимизации налогооблагаемой прибыли. Это зависит от публичности бизнеса (от формы собственности). Таким образом, организация с ограниченным числом владельцев любой организационно-правовой формы, кроме открытых акционерских обществ, старается уменьшить доход, т.е. решить определенные задачи своего развития не за счет чистого дохода, а за счет затрат компании на производство и реализацию продукции. Помимо этого, такие компании не интересует гибкая связь между выручкой от реализации и затратами на создание и реализацию продукции,т.е. при уменьшении выручки данные компании не сразу стараются пропорционально уменьшить затраты. Это весьма часто приводит к тому, что компании, решая краткосрочные проблемы минимизации доходов, начинают испытывать кризис стратегии, а затем и снижение рентабельности, доводя хозяйствующий субъект до неплатежеспособности.

Организации, обеспечивающие производственные, материальные и социальные

потребности за счет чистого дохода, обязаны стремиться к установлению

145

рационального соответствия между фондом сбережения и потребления, для того, чтобы принимать во внимание условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем заинтересовывать, и вознаграждать за результаты работы, сотрудников. Руководителю необходимо, в первую очередь, результативно вести дело, т. е. повышать доход. Известны две главные возможности повышения дохода: увеличение объема выпуска и реализации товаров и сокращение издержек.

Управление прибылью компании сводится к разработке механизма организационно-финансового влияния на увеличение эффективности деятельности предприятия, к поиску инструментов, позволяющих от стихийного получения прибыли перейти к регулируемым заработкам. Мало гарантировать лишь рентабельность компании, необходимо, чтобы управление предприятием базировалось не столько на получении предельной выгоды, сколько на получении максимального заработка.

Максимальное получение дохода в основном связывается с уменьшением производственных потерь. Однако в условиях управления расходами также сводится к контролированию их количества, а стоимость за каждый входной использованный материал (ресурс) практически неуправляема, когда инфляция не замедляется и бесконтрольна, организация весьма ограничена в способности уменьшать производственные расходы. Итак, появляется потребность пересмотреть прочие качественные характеристики, оказывающие большое влияние на повышение доходности компании. Грамотное результативное руководство распределением прибыли подразумевает разработку конкретных координационно-методических концепций управления.

Необходимо при этом иметь в виду, что каждое направление в распределении доходов отчетного периода - это создание результативных факторов ее развития в перспективе и реализация целей стратегического направления развития компании.

Организация получает доход в случае если выручка превышает первоначальную стоимость. В случае если прибыль равна себестоимости, то получается только компенсировать расходы на производство и реализацию продукции, в соответствии с этим, доход отсутствует. В случае если расходы превышают выручку, то организация

получает убытки, т.е. негативный экономический результат, что ставит ее в непростое экономическое положение, не исключающее и разорение [2, с. 158].

Существует три основных источника получения дохода. Первый - возникает вследствие монополии компании в выпуске продукта, обладающего характерными чертами, отсутствующими у аналогичных товаров конкурентов. Сохранение этого источника на сравнительно высоком уровне предполагает постоянное развитие продукции. Следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и увеличивающаяся сила конкурентной борьбы со стороны других компаний.

Второй источник непосредственно сопряжен с производственной и коммерческой деятельностью, необходимым уровнем управления. Размер дохода, в данном случае зависит от: 1) корректности выбора производственного направления компании (выбор продукта, пользующегося стабильным и значительным спросом); 2) от развития конкурентоспособных условий реализации товаров и услуг (стоимость, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажный сервис и т.д.); 3) от объемов производства (чем больше размер производства, тем больше объем выгоды); 4) от структуры снижения расходов производства [4, с. 29].

Третий источник определен инновационной работой компании, предполагающей постоянный рост качества выпускаемого продукта, увеличение его конкурентоспособности.

Для получения наибольшей выгоды следует соблюдать все вышеназванные условия, чтобы организация имело максимальную результативность производства. Руководителю необходимо рассчитывать распределение прибыли так, чтобы не нанести вреда ни государству (рассчитывать на увеличение объемов производства и, соответственно, повышение налоговых отчислений в государственный бюджет), ни трудовому коллективу (сотрудники стремятся получить более высокую заработную оплату, соответствующую выполненной ими работе), ни руководству компании (руководитель старается создать большой резервный запас, ориентируемый на повышение объемов производства).

Итак, доход является существенным показателем работы компании, так как система его формирования, распределения и применение затрагивает круг интересов абсолютно всех субъектов отношений: государства, владельцев компании, его высшего руководства и персонала, а кроме того круга интересов держателей малого пакета акций, партнеров и различных кредиторов. Для компании, роль прибыли заключается в том, являясь конечным финансовым итогом его работы, в рыночных условиях выступает главным источником финансирования расширенного воспроизводства ресурсов, а также его производственного и общественного развития. В современных условиях на российских предприятиях сложилась отнюдь не самая лучшая ситуация в отношении показателей прибыли. В данных условиях, изучение проблем по управлению прибылью, становятся наиболее актуальными.

Список литературы:

Казак А.Ю., Веретенникова О. Б. Денежное хозяйство предприятий: учебник для вузов. Екатеринбург: АМБ, 2016. - 464 с.

Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учеб.-практ. пособие. М.: Проспект, 2018. - 333 с.

Конотопов М.В. История и философия экономики. М.: КНОРУС, 2010. - 664 с. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий. СПб.: Питер, 2017. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.