© Коллектив авторов, 2011 УДК 614. 27: 658.8185. 03:339.13
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РЫНКОВ
Ю. В. Шульга, Е. С. Бережная, Е. А. Максимкина, С. А. Парфейников Пятигорская государственная фармацевтическая академия
Обеспеченность населения доступными лекарственными средствами (ЛС) в полном ассортименте составляет основу его здоровья, развития человеческого потенциала, повышения эффективности российской экономики [2].
Ключевую роль в развитии отечественной фармацевтической индустрии играет создание сбалансированной и эффективной системы ценообразования на российском рынке лекарственных средств. Она должна стимулировать развитие российского фармацевтического рынка в условиях ограниченности бюджетных ассигнований на здравоохранение и низких доходов населения, с одной стороны, и обеспечивать население высокоэффективной качественной и доступной лекарственной помощью, с другой [1, 3].
Острота рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что лекарственное обеспечение населения - одна из сложнейших и трудно решаемых государственных задач. Причины этого - реструктуризация системы управления фармацевтической деятельностью, отмена налоговых льгот на лекарственные средства, введение специальных налоговых режимов, изменение условий сертификации лекарственных средств, несовершенная система ценообразования на ЛС с учетом сложных логистических потоков, географическая отдаленность отдельных субъектов в РФ [4].
В связи с этим представляется необходимым провести исследование основных механизмов функционирования системы цен российского фармацевтического рынка и основных направлений развития этой системы с учетом приоритетов государственной экономической политики и особенностей экономического развития отдельных регионов.
Материал и методы. В качестве объекта исследования выступает совокупность ценовых отношений, связанных с функционированием региональных рынков лекарственных средств (Краснодарский край, Ростовская область).
Предметом исследования является ценообразование на российском фармацевтическом рынке.
Шульга Юлия Владимировна, соискатель кафедры УЭФ ФПО Пятигорской государственной фармацевтической академии, тел. 89189743972.
Бережная Елизавета Сергеевна - кандидат фармацевтических наук, ассистент кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии и фармакогнозии Ростовского государственного медицинского университета; e-mail: [email protected].
Максимкина Елена Анатольевна, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующая кафедрой УЭФ ФПО Московского медицинского государственного университета им. И. М. Сеченова, тел.89031432413, e-mail: [email protected].
Парфейников Сергей Алексеевич, доктор фармацевтических. наук, профессор, заведующий кафедрой УЭФ ФПО Пятигорской государственной фармацевтической академии, заслуженный деятель здравоохранения РФ, тел.: 89624016979, (8793) 33-14-69; e-mail: [email protected].
При проведении исследования использовались графический метод, метод балансовых увязок, индуктивный и дедуктивный анализ, а также важнейшие способы обработки экономической информации, такие как сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, ряды динамик, индексы, элиминирование, детализация, выборочное и сплошное наблюдение, сравнения.
В качестве источников информации служили:
- законодательные акты Российской Федерации, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные документы Минздравсоцраз-вития России, оказывающие влияние на развитие рынка лекарственных средств и процессы ценообразования на этом рынке;
- внутренние нормативные документы региональных департаментов здравоохарнения Краснодарского края и Ростовской области;
- статистические и аналитические материалы органов государственной власти за 2006-2009 гг;
- публикации по проблемам развития фармацевтической отрасли в специальной периодической печати России.
Результаты и обсуждение. В соответствии с целью исследования были выделены наиболее важные проблемы развития ценообразования на рынке лекарственных средств.
Фармацевтический рынок ввиду своей социальной направленности относится к регулируемому государством рынку, причем в Российской Федерации государственное регулирование осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном [5].
Регулирование цен на лекарственные средства является одним из основных элементов государственного регулирования фармацевтической отрасли [6, 7].
Система государственного регулирования цен базируется на трех основных элементах (рис).
- государственной регистрации цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства (ЖНВЛС);
- установлении субъектами Российской Федерации торговых надбавок к ценам на ЖНВЛС;
- установлении цен на лекарственные средства, закупаемые за счет бюджетных средств по итогам конкурсных процедур (закупки для госпитального сектора рынка); в т.ч. аукционов (ОНЛС и программа «7 нозологий»), когда стартовая цена определяется заказчиком, а итоговая цена - в ходе аукциона.
С 1 января 2010 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» введены новые правила ценообразования, призванные ограничить рост цен.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно устанавливают
предельные оптовые и розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам.
Таблица 1
Оптовые и розничные надбавки к ценам по ЖНВЛС по субъектам ЮФО
Регион Оптовая надбавка ( %) по ценовым категориям Розничная надбавка(%) по ценовым категориям
до 50 руб. 50 до 00 уб. свы- ше 500 руб. до 50 руб. .0 0 свы- ше 500 руб.
Республика Адыгея 15,0 15,0 15,0 30,0 27,0 22,0
Республика Калмыкия 22,7 18,7 16,7 27,0 22,0 15,0
Краснодарский край 15,0 15,0 15,0 25,0 24,0 23,0
Астраханская область 11,8 12,0 11,8 24,6 24,9 24,3
Волгоградская область 16,0 14,5 11,4 29,0 25,0 15,2
Ростовская область 15,0 12,0 8,8 25,0 20,0 13,0
Рис. Элементы государственного регулирования.
На территории Краснодарского края предельные надбавки на лекарственные средства утверждены приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 18.02.2010 г. № 1/2010-м «об утверждении предельных размеров оптовых и розничных надбавок на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». Согласно приказу департамента здравоохранении Краснодарского края от 31.03.2010 г. № 763 «О формировании и размещении базы данных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» сформирована и размещена на сайте департамента база данных зарегистрированных цен на ЛС, включенных в перечень ЖНВЛС.
Аналогичные нормативные акты изданы в Ростовской области. Так, 25.02.2010 г. региональной службой по тарифам Ростовской области издано постановление № 2/1 «Об утверждении предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения».
Установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок должно осуществляться, исходя из следующих принципов:
- возмещение организациям оптовой торговли ЛС и аптечным учреждениям экономически обоснованных затрат, связанных с закупкой, хранением и реализацией лекарственных средств;
- учет размера прибыли, необходимой для обеспечения организаций оптовой торговли ЛС и аптечных учреждений средствами на обслуживание привлеченного капитала и финансирование других обоснованных расходов;
- учет в структуре предельных оптовых и предельных розничных надбавок всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- дифференцированный подход в зависимости от стоимости лекарственных средств и с учетом географической удаленности, транспортной доступности и других логистических особенностей.
Нами проанализированы экономические и социальные особенности развития двух вышеназванных субъектов и размеры принятых предельных оптовых и розничных надбавок к ценам на Лс и изделия медицинского назначения (ИМН).
Как следует из данных таблицы 1, предельные оптовые надбавки по субъектам ЮФО не превышают
16,0 %, а розничные - 30,0 %.
В Краснодарском крае предельные наценки на дорогостоящие ЛС выше и в оптовом, и в розничном звене, по сравнению с Ростовской областью. Кроме ЛС, входящих в перечень ЖНВЛС, установлены максимальные надбавки на ЛС и ИМН, за исключением ЖНВЛС, наркотических, психотропных и иммунобиологических. Оптовые надбавки в Краснодарском крае составили 15,0 %, розничные - 30,0 %.
В Ростовской области максимальные надбавки на ЛС и ИМН дифференцированы в зависимости от цены: до 300 руб. оптовая цена составляет 10,0 %, розничная - 30,0 %; от 300 до 600 руб. соответственно 10,0 % и 20,0 % и свыше 600 руб. - 10,0 % и 15,0 %.
Таким образом, можно сделать вывод, что фармацевтические организации Краснодарского края находятся в более выгодном экономическом положении, чем таковые в Ростовской области.
В связи с этим изучили особенности функционирования фармацевтических рынков в указанных регионах.
Краснодарский край и Ростовская область являются одними из наиболее динамично развивающихся регионов РФ по экономическому потенциалу, и поэтому выявить особенности фармацевтического рынка очень важно, так как у потребителей этих регионов есть деньги, чтобы вкладывать их в свое здоровье.
Среди множества внешних и внутренних факторов функционирования фармацевтического рынка в регионе можно выделить следующие основные группы:
- географические (климат, расположение относительно основных торговых путей);
- экономические (уровень обеспеченности региона ресурсами, научно-технический потенциал и др.);
- политические (эффективность взаимодействия разных ветвей и уровней власти, уровень политической и национально-религиозной стабильности и т.д.);
- социально-демографические (уровень жизни населения, отношение населения к реформам, труду и т.д.);
- финансовые (степень доступности финансовых средств из бюджетов и банков, уровень развития региональной банковской системы);
- инфраструктурные (наличие и уровень развития инфраструктуры) [8].
Фармацевтический рынок Краснодарского края и Ростовской области представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, участвующих в обороте лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также потребителей товаров и услуг.
Они неоднородны в территориально-географическом и социально-демографическом отношении (табл. 2).
Таблица 2
Социально-демографические особенности развития регионов Северного Кавказа в 2009 г.
Показатель Ростовская область Краснодарский край
Площадь, тыс. км.2 100,0 75,5
Население, тыс. чел. 4254,4 5121,8
Денежные доходы, руб. 12753,1 13245,9
Потребительские расходы, руб. 9950,9 11070,3
Среднедушевая потребность в ЛС, руб. 2543,4 2324,7
Как следует из данных таблицы 2, несмотря на то, что уровень доходов населения в Краснодарском крае выше на 3,9 %, чем в Ростовской области, так же, как и потребительских расходов, - на 11,2 %, среднедушевое потребление ЛС в Ростовской области выше на 9,4 %.
Анализ состояния здоровья населения Краснодарского края и Ростовской области, по данным диспансеризации на 2009 г, показал, что количество здоровых людей в Ростовской области - 35,9 %, а в Краснодарском крае - 32,4 %. Больных, нуждающихся в амбулаторном лечении, в обоих субъектах примерно одинаковое количество - 46,9 % и 49,2 %; нуждающихся в стационарной помощи - 1,3 % и 1,2 %; нуждающихся в высокотехнологичной лекарственной помощи - 0,05 % и 0,1 %.
В системе обеспечения населения Краснодарского края ЛС занято более 6 тысяч специалистов с фармацевтическим образованием, работающих в различных фармацевтических организациях, которых насчитывается более 2 тыс. Фармацевтический рынок Ростовской области включает 1800 аптечных организаций, в которых работают около 5 тыс. специалистов.
С учетом общей численности населения в Краснодарском крае, которая на 20,4 % больше, чем число жителей Ростовской области, можно выдвинуть гипотезу о более высокой емкости фармацевтического рынка Краснодарского края.
Для подтверждения этих предположений были проанализированы макроэкономические показатели фармацевтических рынков двух изучаемых субъектов юФо. Данные приведены в таблице 3.
Таблица 3
Макроэкономические показатели фармацевтических рынков Краснодарского края и Ростовской области в 2009 г.
Показатель Красно- дарский край Ростов- ская область
Объем фармрынка млн. руб. 11906,7 10820,4
Объем лекарственного обеспечения из государственных источников, млн. руб. из них: 5961,0 1654,0
расходы на краевом уровне, млн. руб. на федеральном уровне, млн. руб. 3,528 2,433 343,1 1310,9
Количество льготополучателей НСУ, чел. 162703 135816
Средняя стоимость льготного рецепта, руб. 761,0 708,0
Как следует из данных таблицы, особенностью системы здравоохранения Краснодарского края является то, что соотношение финансовых затрат края и федерального бюджета составляет 59,0 %:41,0 % (по РФ 1:3).
В результате того, что на лекарственное обеспечение из местных бюджетов поступают деньги в зна-
чительном количестве, фактические суммы на одного льготника в Краснодарском крае и Ростовской области значительно превысили норматив финансовых затрат на одного гражданина России, утвержденного на 2009 г. в размере 480 руб. Таким образом, говорить о недостаточном финансировании на здравоохранение в данных субъектах не вполне корректно. Если имеются какие-либо проблемы с лекарственным обеспечением в регионе, то это касается в большей степени качественного определения потребности, что ведет к нерациональному формированию запасов и возврату ЛС.
Вместе с тем, велика зависимость России от импорта ЛС. Несмотря на то, что правительство пытается стимулировать работу отечественной фармацевтической промышленности, в Краснодарском крае по государственным программам было закуплено в 2009 г.
88,0 %, а в Ростовской области - 84,0 % ЛС импортного производства, цены на которые выше цен на отечественные ЛС. В целом в условиях нового порядка ценообразования на ЛС цены на них стабилизировались, а в ряде регионов РФ - снизились в среднем на 2,22 %. Однако наметились негативные тенденции и, прежде всего, «выживание» из ассортимента аптечных организаций дешевых ЛС.
Заключение. Особенности формирования и развития региональных рынков оказывают существенное влияние на ценообразование. Вместе с тем, создание сбалансированной и эффективной системы цен является важнейшим инструментом повышения эффективности функционирования фармацевтических рынков. Пока она не выступает инструментом стимулирования повышения эффективности работы фармацевтической отрасли и преодоления существующих диспропорций.
Литература
1. Анохин, Д. Управление ценообразованием: как использовать маркетинговые хитрости / Д. Анохин // Фармац. обозрение. - 2009. - № 3 (87). -С. 28-29.
2. Болотский, Б. С. Регулирование цен на лекарственные средства / Б. С. Болотский, В. Г. Ма-зеин // Аптечн. бизнес. - 2009. - № 6. - С. 1012.
3. Гацан, В.В. Особенности формирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства // В.В. Гацан, Н.И. Гаврилина, С.А. Михайлова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр. / Под ред. М.В. Гаврилина. -Пятигорск: ПятигорскаяГФА, 2010. - Вып. 65. -С. 567-571.
4. Глазков, В.Г. Фармацевтическая индустрия: инновации и цены / В.Г Глазков Вестн. Рос. экономической академии на Г.В. Плеханова. - 2009. -№ 3. - С. 10-14.
5. Лаврентьева, А. Изменения в государственном регулировании цен на ЛС - новые вызовы для учебников фармрынка / А. Лаврентьева // Ремедиум: Итоги 2009 года. - 2009. - С. 180-120.
6. Тельнова, Е.А. Система ценообразования на лекарственные средства, вчера, сегодня, завтра / Е.А. Тельнова, А.С. Румянцев, Г.А. Петрочен-ков // Вестн. Росздравнадзора. - 2008. - № 4. -С. 9-17.
7. Тельнова, Е.А. Существующая система государственного регулирования цен на ЛС и предполагаемые изменения / Е.А. Тельнова // Ремедиум: Итоги 2009 года. - 2009. - С. 110-117.
8. Тельнова, Е.А. Ценовая политика как элемент доступности лекарственной помощи населению / Е.А. Тельнова, А.С. Румянцева // Ремедиум. - 2008. - № 3. - С. 25-28.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РЫНКОВ Ю. В. ШУЛЬГА, Е. С. БЕРЕЖНАЯ,
Е. А. МАКСИМКИНА, С. А. ПАРФЕЙНИКОВ
Изучены принципы построения системы ценообразования в двух регионах ЮФО: Краснодарском крае и Ростовской области с учетом влияния специфики социально-демографической и экономической обстановки. Использованы индуктивный и дедуктивный анализы, методы группировки, детализации, выборочное и сплошное наблюдение, сравнение.
Выявлено, что сформированная система предельных отпускных цен в оптовом и розничном сегментах фармацевтического рынка более благоприятна для развития фармацевтического рынка Краснодарского края, в котором, кроме прочего, выделяется больше финансовых средств на лекарственное обеспечение населения за счет источников краевого бюджета.
При установлении предельных оптовых и розничных цен на ЛС учтены медико-демографическое и экономическое положение в регионах. Однако пока система ценообразования не является инструментом стимулирования развития региональных фармацевтических рынков.
Ключевые слова: ценообразование, лекарственные средства, фармацевтический рынок, социальнодемографические факторы, макроэкономические показатели, торговая надбавка
STUDY OF POLICY PRICING MEDICINES IN VIEW
OF THE REGIONAL PHARMACEUTICAL MARKETS
SHULGA U. V., BEREZHNAYA E. S.,
MAKSIMKIN E. A., PARFEYNIKOV S. A.
The aim of the study of this article was to study the principles of pricing in two regions of the SFD: Krasnodar Territory and Rostov Region, taking into account the influence of specific socio-demographic and economic situation. We used an inductive and deductive analysis, methods of grouping, detailing, sampling and continuous observation, comparison, and found that the system is formed by limiting sales prices in the wholesale and retail segments of the pharmaceutical market is more favorable for the development of the pharmaceutical market of Krasnodar region, which among other things produces more funding for drug provision of the population due to the sources of the regional budget.
In establishing the maximum wholesale and retail prices of drugs included medical and demographic and economic situation in the regions. However, while pricing is not an instrument to stimulate the development of regional pharmaceutical markets.
Key words: pricing, medicines, pharmaceutical market, socio-demographic factors, macroeconomic indicators, trade allowance
© Коллектив авторов, 2011 УДК 614.27:004.738.5
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧЕЙ И ПРОВИЗОРОВ ПРИ ВЫПИСКЕ РЕЦЕПТА И ОТПУСКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ИЗ АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В. Я. Панюшев1, А. Ю. Петров1, И. Н. Андреева2
1 Уральская государственная медицинская академия
2 Пятигорская государственная фармацевтическая академия
В последние годы отмечается пик стремительного развития информационных технологий и их внедрение во все области деятельности человека. Несмотря на то, что медицина является консервативной наукой, и самый современный компьютер не заменит врача,
Панюшев Владимир Ярославович, аспирант кафедры фармации Уральской государственной медицинской академии, тел. 89049830898; e-mail: [email protected].
Петров Александр Юрьевич, доктор фармацевтических наук, профессор, заведующий кафедрой фармации Уральской государственной медицинской академии, тел. 89097001111; e-mail: [email protected].
Андреева Ирина Николаевна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры УЭФ ФПО Пятигорской государственной фармацевтической академии, тел. 89054649777; e-mail: [email protected].
тем не менее, в работе медицинских учреждений существует много проблем, которые можно решить с использованием компьютерных технологий.
Без сомнения, одна из них - замена бумажных носителей медицинской документации на электронные: амбулаторные карты, истории болезни, талоны амбулаторного пациента, рецептурные бланки формы 148-1/у-04 (л) и 148-1/у-06 (л) и прочее. Заполнение данной документации с использованием информационных технологий существенно сократит временные затраты врачей, улучшит качество медицинского обслуживания. Заполнение рецептов при помощи компьютерной технологии в аптечных учреждениях позволит уменьшить количество ошибок, связанных с неразборчивым заполнением рецепта.
Целью данной работы явился анализ внедряемых в медицине и фармации инновационных технологий,