Научная статья на тему 'Актуальность совершенствования государственного регулирования цен в сфере обращения лекарственных средств'

Актуальность совершенствования государственного регулирования цен в сфере обращения лекарственных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
673
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / GOVERNMENT REGULATION / PRICING / DRUGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тельнова Е. А., Румянцев А. С., Романов Ф. А.

Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации является одной из важнейших социальных задач государства. Развитие мирового финансового кризиса привело к изменению экономической ситуации в стране, изменив цены на лекарственные средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тельнова Е. А., Румянцев А. С., Романов Ф. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE URGENCY OF IMPROVING STATE REGULATION OF PRICES IN THE DRUG MARKET

Drug supplying RF citizens is one of the most important social tasks of the state. The development of the global financial crisis has led to a change in the economic situation in the country, changing the prices of medicines.

Текст научной работы на тему «Актуальность совершенствования государственного регулирования цен в сфере обращения лекарственных средств»

www.pharmacoeconomics.ru

s в

о “ = ^ X Ж S О) О) Ж ^ О О" о ° ? ï I

11 ÏÏ го Е о

CD

О)

О

х

CD

I ®

»1 CD S

-I Û»

Q) Ж

О

ы

ж

о

X

о

CD

О

О

3

OV

о

га

О)

CD

тз

О)

О)

X

О)

S

СО

CD

CD

О

О

о

*

X

CD

О

О)

X

О)

О

—I

О

■а о

£ i з 5

га *а

Q) п

га

CD

О)

s

о

S

о

-I

CD

Ж

О)

■о

CD

О

га

О)

CD

X

X

О)

S

CD

Ж

О)

О

-I

га

CD

X

X

jr

CD

h

ro

-<

I

s

о

-I

О

CD

-I

О

la

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

tv 2Q

OV

««С

la

««с

В

CD

CD

S

CD

-I

О

la

Q)

И If

Данная в коммеру Copyright

* Г" —

122

Z L-ö L-

ернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования еских целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] (ф2009 Издательство ИРБИС

Актуальность совершенствования государственного регулирования цен в сфере обращения лекарственных средств

Тельнова Е.А., Румянцев А.С., Романов Ф.А.

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, г. Москва

Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации является одной из важнейших социальных задач государства. Развитие мирового финансового кризиса привело к изменению экономической ситуации в стране, изменив цены на лекарственные средства.

Ключевые слова: государственное регулирование, ценообразование, лекарственные средства

Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации остается одной из важнейших социальных задач государства. Изменение экономической ситуации в конце 2008 - начале 2009 гг. придали данной проблеме большую актуальность. При ограниченных ресурсах человек может отказаться от многого, но дефицит в лекарственном обеспечении незамедлительно скажется на здоровье. Первые признаки кризисных явлений на фармацевтическом рынке Российской Федерации стали появляться в сентябре-

октябре 2008 г. Произошли изменения на валютном рынке, которые не могли не сказаться на потребительских ценах, в том числе на ценах на лекарственные средства (рис.1).

На фармацевтическом рынке импортные и отечественные препараты представлены в следующем соотношении (рис. 2):

1. в стоимостном выражении в госпитальном сегменте: 78% -импортные и 33% - отечественные, и в коммерческом сегменте: 76% - импортные и 24% - отечественные лекарственные средства;

2. по количеству наименований как в коммерческом, так и в госпитальном сегменте соотношение составляет: 59% - импортные и 41% - отечественные препараты.

В сегменте ОНЛС преобладают импортные препараты, причем за 5 лет реализации программы объем отечественных лекарственных средств уменьшился до 5% в общем объеме реализации лекарственных средств (рис.3).

Рис.1. Индекс потребительских цен и изменение официальных курсов валют по отношению к рублю (по данным Росстата) на конец периода, в % к декабрю 2007 г

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИРБИС

Коммерческий сегмент

В оублях. По количеству наименований.

_____ 24%

59%

76%

41%

Отечественные ■ Импортные

□ Отечественные ■ Импортные

В рублях.

Госпитальный сегмент

По количеству наименований.

22%

78%

59%

41%

Отечественные ■ Импортные

Отечественные ■ Импортные

Рис. 2. Соотношение импортных и отечественных лекарственных препаратов. Коммерческий и госпитальный сегменты рынка (Источник: данные DSM Group)

Динамика цен на ЛС в 2008 году

Средняя розничная стоимость упаковки ЛС в 3 квартале в сравнении со 2 кварталом 546,67 руб. +19,60 руб. +3,72%

Средняя розничная стоимость упаковки ЛС в 3 квартале в сравнении с 1 кварталом 546,67 руб. +25,53 руб. +4,86%

Динамика цен на ОТС ЛС в 2008 году

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении со 2 кварталом 133,37 руб. +7,60 руб. +6,22%

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении с 1 кварталом 133,37 руб. +11,22 руб. +9,18%

Динамика цен на противоопухолевые ЛС в 2008 году

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении со 2 кварталом 4707,68 руб. +223,96 руб. +4,94%

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении с 1 кварталом 4707,68 руб. +173,75 руб. +3,83%

Динамика цен на антиретровирусные ЛС в 2008 году

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении со 2 кварталом 1948,86 руб. -129,04 руб. -6,21%

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении с 1 кварталом 1948,86 руб. -137,95 руб. -6,64%

Динамика цен на гипогликемические ЛС в 2008 году

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении со 2 кварталом 496,04 руб. +8,96 руб. +1,85%

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении с 1 кварталом 496,04 руб. +10,35 руб. +2,13%

Динамика цен на ЛС по ОНЛС в 2008 году

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении со 2 кварталом 594,88 руб. +44,54 руб. +8,09%

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении с 1 кварталом 594,88 руб. +55,58 руб. +1,31%

Динамика цен на ЖНВЛС в 2008 году

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении со 2 кварталом 822,77 руб. +27,96 руб. +3,43%

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении с 1 кварталом 822,77 руб. +36,58 руб. +4,65%

Динамика цен на ЛС по 7 высокозатратным нозологиям в 2008 году

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении со 2 кварталом 26188 руб. -1114 руб. -4,08%

Средняя розничная стоимость упаковки ОТС ЛС в 3 квартале в сравнении с 1 кварталом 26188 руб. -664 руб. -2,47%

Табл.1. Динамика цен на ЛС по данным Росздравнадзора (анализ проводился в ноябре 2008г.)

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИРБИС

2008г. В рублях.

Динамика доли отечественных ЛС в сегменте OHJ1C 2005 - 2009 гг.

94%

I Отечественные ■ Импортные

По количеству наименований.

34%

Отечественные ■ Импортные

Рис.3. Соотношение импортных и отечественных лекарственных препаратов в сегменте ОНЛС (Источник: данные DSM Group)

Индекс потребительских цен (По данным Росстата)

Наименование К предыдущему месяцу Декабрь 2008 г. к декабрю 2007 г. Справочно декабрь 2007 г. к декабрю 2006 г.

Октябрь Ноябрь Декабрь

Медикаменты 102,0 102,2 101,9 116,4 105,1

Индекс потребительских цен, Российская Федерация, декабрь 2008 г.

В % к предыдущему мес. В % к соответствующему периоду прошлого года В % к декабрю прошлого года Период с начала отчетного года в % к соответствующему периоду прошлого года

2008 г. 2008 г. 2008 г. 2008 г.

Все товары и платные услуги 100,69 113,28 113,28 114,1

Базовый индекс потребительских цен 100,8 113,61 113,61 113,73

Все товары 100,6 112,37 112,37 113,93

Все товары без алкогольных напитков 100,58 112,55 112,55 114,35

Продовольственные товары без алкогольных напитков 101,04 117,55 117,55 120,86

Продовольственные товары (включая алкогольные напитки) 101,01 116,45 116,45 119,04

Непродовольственные товары 100,12 107,96 107,96 108,32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Платные услуги 100,96 115,93 115,93 114,55

Медицинские товары 101,81 115,16 115,16 109,61

Корригирующие очки, шт. 100,59 108,06 108,06 106,72

Медицинский термометр, ртутный, шт. 100,33 102,73 102,73 98,82

Аппарат для измерения артериального давления электронный, шт. 100,46 100,28 100,28 99,1

Медикаменты 101,94 116,42 116,42 110,5

Табл. 2. Индекс потребительских цен

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИРБИС

спроса: корвалол 25 мг, валокордин 20 мл, но-шпа по 40 мг № 100, винпоцетин 5 мг № 10 и другие (табл.3).

Росздравнадзором был проведен и анализ динамики средней стоимости продаваемых и покупаемых лекарственных средств (рис.4).

Полученный анализ показывал, что отпускные цены производителей за анализируемый период времени возросли в процентном отношении в меньшей степени, чем у дистрибьюторов, а у дистрибьюторов, в свою очередь, в меньшей степени, чем в аптеках.

В этот период нами в тестовом режиме начал проводиться ежемесячный мониторинг влияния кризисных явлений на различные сегменты фармацевтического рынка на уровне субъектов Российской Федерации и по стране в целом.

И хотя Росздравнадзор не отрицает влияния изменений на валютном рынке на цены лекарственных средств, в то же время, полученные данные подтвердили несовершенство действующей системы ценообразования, призванной сдерживать конечные цены на лекарственные средства. Так, в ряде регионов увеличение розничных цен происходило при сохранении оптовых и наоборот. Цены на одни и те же лекарственные средства в различных субъектах, в том числе схожих по географическому положению, даже в пределах одного региона (Москва, Московская область) в некоторых случаях отличаются в несколько раз.

№ п/п Наименование В % к предыдущему месяцу В % к соответствующему периоду прошлого года В % к декабрю прошлого года Период с начала отчетного года в %, к соответствующему периоду прошлого года

1. Анальгин отечественный по 500 мг, 10 таб. 105,07 123,97 123,97 106,34

2. Аспирин отечественный по 500 мг, 10 таб. 105,05 124,21 124,21 105,4

3. Но-Шпа по 40 мг, 100 таб. 101,78 110,58 110,58 107,39

4. Индапамид, 2,5 мг, 10 таб. 101,25 105,48 105,48 102,22

5. Нитрокор по 0,5 мг, 10 таб. 105,79 137,4 137,4 115,99

6. Валокордин, 20 мл 100,6 110,28 110,28 108,52

7. Корвалол,25 мл 101,58 141,1 141,1 124,08

8. Валидол по 60 мг, 10 таб. 101,75 119,71 119,71 118,72

9. Энап по 5 мг, 10 таб. 102,21 113,84 113,84 102,08

10. Настойка боярышника, 100 мл 101,34 119,61 119,61 111,02

11. Винпоцетин, 5 мг, 10 таб. 101,3 109,39 109,39 108,89

12. Атенолол по 50 мг, 10 таб. 101,49 106,78 106,78 102,08

13. Ампициллин отечественный по 0,25 г, 10 таб. 100,53 122,51 122,51 126,28

14. Комбинированные анальгетики, 10 таб. 100,74 112,57 112,57 109,87

15. Поливитамины отечественные, 10 шт. 101,25 104,21 104,21 95,63

16. Галазолин по 0,10%, 10 мл 99,58 80,92 80,92 117,41

17. Иод, 10 мл. 104,53 202,91 202,91 137,38

18. Перевязочные материалы 101,9 116,99 116,99 108,85

19. Диклофенак, р-р для инъекций, 75 мг, ампула 3 мл 100,87 110,89 110,89 107,3

20. Амоксициллин, 500 мг, 10 таб 100,84 106,12 106,12 111,85

21. Бинт, шт. 101,14 113,97 113,97 107,55

22. Вата отечественная, 100г 102,45 119,18 119,18 109,78

23. Флуконазол, 150 мг, капсула 100,12 98,08 98,08 98,64

24. Панкреатин 101,13 116,81 116,81 112,98

25. Амброксол, 30 мг, 10 таб. 100,4 107,4 107,4 105,92

26. Супрастин, 25 мг, 10 таб. 103,69 115,82 115,82 109,64

27. Комбинированные контрацептивы, 21 таб. 101,08 119,92 119,92 122,71

28. Поливитамины с макро- и микроэлементами, 10 шт. 101,9 115,76 115,76 108,37

Таблица 3. Индекс потребительских цен, в %, по РФ в декабре 2008 г. на ЛС (по представленной номенклатуре Росстатом ведется постоянное наблюдение)

Кроме того, у отечественной фармацевтической промышленности существует практически полная сырьевая зависимость от импорта субстанций (Китай, Индия). Все это еще раз подтверждает, что изменения на валютном рынке не могли не сказаться на динамике цен на лекарственные средства на фармацевтическом рынке. Первый анализ цен на лекарственные средства проведен Росздравнадзором в ноябре 2008 г. (табл. 1).

В результате пришли к выводу, что за 9 месяцев 2008 г. произошло увеличение розничных цен на лекарственные средства в среднем на 3,2%. При этом подтверждаются данные мониторинга цен в субъектах Российской Федерации о том, что повышение имеет место на сезонные лекарственные средства из ОТС-группы, на препараты из программы ОНЛС, закупаемые на уровне субъектов Российской Федерации.

Начиная с октября-ноября 2008 г. началось повышение цен, что подтверждается как данными Росздравнадзора, так и данными Росстата.

По данным Росстата индекс потребительских цен в декабре 2008 г. к декабрю 2007 г. составил 116,4%. В то же время индекс цен на медицинские товары в этот же период составил 115,16%, на медикаменты - 116,42%, тогда как за последние 5 лет он не поднимался выше 102-104% (табл.2).

Так же, как по данным Росздравнадзора, так и по данным Росстата цены повысились на лекарственные средства массового

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИРБИС

Аптечные сети, дистрибьюторы и производители (динамика роста стоимости продаваемых и покупаемых ЛС)

—♦—Аптеки закупка • Аптеки продажа —А— Дистрибуторы закупка

—X—Дистрибуторы продажа -------Производители продажа

Покупка/ продажа Тип компании Стоимость упаковки 1 кв. (руб.) 1 кв. - 4 кв. 4 кв. - Янв. 1 кв. - Янв.

In Аптечные сети 36,37 10,47% 6,95% 16,69%

Out Аптечные сети 36,77 15,45% 5,85% 20,40%

In Дистрибутор 31,21 15,76% 3,78% 18,95%

out Дистрибутор 37,53 10,05% 3,66% 13,34%

Out Производители 3265,15 0,09% 5,20% 5,29%

(In — закупка, Out — продажа); 1 кв. — 4 кв. — изменение с 1 по 4 квартал 2008; 4 кв.- Янв. — изменение с 4 квартала 2008 по январь 2009; 1 кв. — Янв. — изменение с 1 квартала 2008 по январь 2009

Рис.4. Динамика средней стоимости продаваемых и покупаемых ЛС

Также был проведен анализ утвержденных регионами предельных торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, который выявил их значительные отличия:

• в оптовом звене применяются наценки от 3 до 80%, в розничном секторе торговые надбавки колеблются от 5 до 100% для лекарственных средств, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС), и от 10 до 140% - для лекарственных средств, не входящих в перечень ЖНВЛС, что не может не отражаться на доступности лекарственных средств для населения в разных субъектах Российской Федерации;

• в различных субъектах Российской Федерации отмечены различные подходы к формированию торговых надбавок к ценам на лекарственные средства: в 31 субъекте - к фактической отпускной цене отечественного предприятия-изготовителя или к контрактной цене зарубежного производителя; в 6 субъектах - к цене закупки лекарственного средства; в 45 регионах - розничные надбавки устанавливаются как к отпускной цене отечественного предприятия-производителя или контрактной

цене зарубежного производителя, так и к цене закупки лекарственного средства.

В ряде регионов предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства продифференцированы:

• в зависимости от стоимости лекарственного средства;

• по группам районов;

• по месту реализации лекарственных средств (город или село);

• в зависимости от страны производства продукции (отечественные или импортные);

• в зависимости от источников финансирования затрат на приобретение лекарственных средств (отпуск в лечебнопрофилактические учреждения, льготный и бесплатный отпуск отдельным категориям населения) в 39 регионах;

• в зависимости от особенностей перевозки и хранения отдельных видов лекарственных средств (наркотические, иммунобиологические препараты и т.д.).

В течение 2008-2009 гг. в ряде субъектов Российской Федерации торговые надбавки пересматривались как в сторону увеличения, так и в сторону снижения. Регулирование торговой надбавки во исполнение постановления Правительства Российской Федера-

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИРБИС

Регистрационные удостоверения на препараты перечня ЖНВЛС

с учетом МНН. лекарственной Формы, дозы и упаковки

Всего ■ Зарубежного производства

Российского производства

Рис.5. Зарегистрированные ЖНВЛС в России

ции от 9 ноября 2001 г. №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» производится во всех субъектах Российской Федерации, кроме Самарской области.

Приведенные данные подтверждают отсутствие единой, экономически целесообразной, государственной политики в вопросе регулирования цен и выделяют ряд существенных недостатков.

Государственная регистрация цен производится только на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛС. Мотивация производителей к регистрации цен на лекарственные средства, входящие в перечень ЖНВЛС, отсутствует. Регистрация осуществляется на основании заявлений производителей (рис.5).

В настоящее время отсутствуют:

• требования к расчету затрат на производство лекарственных средств и расчету нормы прибыли отечественными производителями;

• критерии в оценке обоснованности заявленных цен на препараты, производимыми иностранными производителями;

• требования к участникам товаропроводящей сети о предоставлении своим контрагентам сведений о фактической отпускной цене производителя, что приводит к невозможности адекватного контроля за ценой реализации лекарственных средств;

• единые и обоснованные принципы формирования предельных оптовых и розничных надбавок у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• система ответственности за нарушение в системе ценообразования.

Оборот лекарственных средств проходит через длинную товаропроводящую цепочку посредников, что также не может не влиять на конечную цену лекарственного препарата.

Таким образом, необходимость совершенствования существующей системы ценообразования очевидна ввиду:

• неэффективности существующей системы государственного регулирования цен (отсутствие мотиваций у производителей к регистрации предельных отпускных цен, необоснованность ис-

пользуемых торговых надбавок, возможность их применения к ценам поставщиков - без учета цен производителей);

• экономический кризис лишь ускорил принятие мер, необходимость которых была очевидна и раньше.

Комплекс мер по государственному регулированию системы ценообразования был рассмотрен на заседании правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики 10.03.2009 г. под председательством И.И. Шувалова.

Были приняты решения, направленные на совершенствование существующей системы ценообразования:

• ввести обязательность регистрации цен на лекарственные средства, в том числе на импортные препараты с учетом цен в стране производителя и в странах ЕС;

• разработать единую методику по установлению в субъектах Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам производителей;

• наделение ФСТ России полномочиями по отмене необоснованно установленных торговых надбавок;

• внесение в лицензионные требования фармацевтической деятельности положения о соблюдении лицензиатами, осуществляющими оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами, размера оптовых и розничных надбавок;

• пересмотреть порядок формирования Перечня ЖНВЛС, в том числе с включением в него лекарственных средств для обеспечения отдельных категорий граждан;

• переработать Перечень ЖНВЛС;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• утвердить минимальный ассортимент лекарственных средств, являющийся обязательным для аптечных учреждений, с учетом Перечня ЖНВЛС;

• сформировать список лекарственных средств, включая ЖНВЛС, для наблюдения за потребительскими ценами;

• осуществлять в аптечных и медицинских учреждениях мониторинг обращения лекарственных средств по ассортименту и по цене;

• признать целесообразным наделение Росздравнадзора полномочиями по контролю за ценами на лекарственные средства

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИРБИС

и их ассортиментом в лечебно-профилактических и аптечных организациях;

• принять меры по обеспечению доступности лекарственных средств гражданам, проживающим в сельской местности;

• рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации усилить контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования и др.

Одной из причин роста цен в России является неразвитость собственного производства лекарственных средств. Лицензии на производство имеют более 700 предприятий, реально работают 500 с небольшим.

Развитие собственного производства - способ сохранить относительно сбалансированные цены, и, вместе с тем, это способствует повышению доступности лекарственных средств для населения. Проект Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации, разработанный Минпромторгом России на период до 2020 года, предусматривает следующие направления в части увеличения доли отечественных лекарственных препаратов на российском фармацевтическом рынке и, как следствие, снижения их стоимости, а именно увеличение обеспеченности системы здравоохранения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами отечественного производства до 50% к 2020 году, стимулирование:

• локализации на территории Российской Федерации высокотехнологичных производств лекарственных препаратов;

• организации производства высокотехнологичных химических и биологических субстанций на территории Российской Федерации;

• обязательного перехода отечественных предприятий фармацевтической промышленности на стандарты GMP не позднее 2011 года;

• разработки и производства аналогов импортируемых дженери-ковых и инновационных лекарственных средств.

В свою очередь, предложения Росздравнадзора по совершенствованию системы ценообразования направлены на:

• совершенствование действующего законодательства в области обращения лекарственных средств;

• стимулирование производителей и участников товаропроводящей сети фармацевтического рынка к регистрации цен на лекарственные средства;

• формирование в рамках государственного регулирования цен системы мониторинга и контроля за ценами на лекарственные средства.

В настоящее время уже довольно много сделано, разработана и функционирует система мониторинга цен и ассортимента, позволившая привлечь к вопросу цен на лекарственные средства внимание высшего руководства страны, депутатов, общественности, исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление по внесению изменений в действующую систему ценообразования от 8 августа 2009 г. № 654 «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства».

Работа продолжается и по выполнению остальных решений правительственной комиссии, поскольку только комплекс всех мер даст положительный результат, направленный на улучшение ценовой доступности лекарственных средств для населения.

the urgency of improving state regulation of prices in the drug market

Telnova E.A., Rumyantsev A.S., Romanov F.A.

Federal Service for Supervision health and social development, Moscow

Drug supplying RF citizens is one of the most important social tasks of the state. The development of the global financial crisis has led to a change in the economic situation in the country, changing the prices of medicines.

Keywords: government regulation, pricing, drugs

Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.pharmacoeconomics.ru Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74999409938; e-mail: [email protected] Copyright © 2009 Издательство ИРБИС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.