ДИНАМИКА МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В БРЮШИНЕ ПРИ ЕЕ МЕХАНИЧЕСКОМ
ПОВРЕЖДЕНИИ
П.М. ЛАВРЕШИН, В.С. БОТАШЕВА, В.В. ГО-
БЕДЖИШВИЛИ, И.Г. КЕЛАСОВ
Изучена роль механического повреждения брюшины в развитии послеоперационных внутрибрюш-ных сращений.
Выполнена экспериментальная работа по изучению роли механического повреждения париетальной и висцеральной брюшины в развитии внутри-брюшных спаек. Использованы гистологические и гистохимические методы исследования.
У морских свинок при механическом повреждении брюшины без развития послеоперационного спаечного процесса заживление дефектов брюшины происходит путем одномоментной мезотелиза-ции. При формировании у животных внутрибрюш-ных сращений развиваются морфологические изменения в определенной последовательности: I фаза - травматическое воспаление, II фаза - развитие грануляционной ткани, III фаза - формирование зрелой соединительной ткани.
Модель получения послеоперационных внутри-брюшных сращений после механического повреждения брюшины вызывает адгезивный процесс в брюшной полости только у 25% животных. Полученные экспериментальные данные могут быть использованы для профилактики спайкообразования применением физических лечебных методов.
Ключевые слова: брюшная полость, брюшина, морфологические изменения, спаечный процесс
THE DYNAMICS OF MORPHOLOGIC CHANGES
IN THE ABDOMINAL CAVITY IN IT'S MECHANICAL INJURY
LAVRESHIN P.M., BOTASHEVA V.S.,
GOBEDZHISHVILI V.V., KELASOV I.G.
The aim was to investigate the role of mechanical injury in the development of the postoperative adhesive process.
Materials and methods. The experimental study of the intra-abdominal adhesive process after mechanical injury of the parietal and visceral peritoneum was performed. The histological and histochemical methods of investigation were used.
Results. In Guinea pigs without postoperative adhesion after the mechanical injury of peritoneum the healing of peritoneum defects developed as a single-stage growth of mesothelial lining. Formation of morphological changes in the cases of intra-abdominal adhesive process went through the following stages: 1 - traumatic inflammation, 2 - growth of granulation tissue, 3 - formation of connective tissue.
Conclusions. The experimental model of the intraabdominal adhesive process after mechanical injury of peritoneum demonstrated that the development of the adhesions takes place only in 25% of the experimental animals. The data obtained should be taken into account for prevention of the adhesive process by physical therapy.
Key words: abdominal cavity, peritoneum,
morphological changes, adhesive process
© Коллектив авторов, 2010 УДК 615.12:658.155 , 85 , 87
ОЦЕНКА УСПЕХА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ
Ж.В. Гончаров1, С.А. Парфейников1, Н.В. Габриелян1, Е.С. Бережная2 1 Пятигорская государственная фармацевтическая академия 2Ростовский государственный медицинский университет
Гончаров Жанник Валерьевич, директор аптечной сети «Вита плюс», соискатель кафедры УЭФ ФПО ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия», e-mail: [email protected].
Парфейников Сергей Алексеевич, доктор фармацевтических. наук, профессор, заведующий кафедрой УЭФ ФПО ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия», заслуженный деятель здравоохранения РФ, тел.: 89624016979, (8793) 331469; e-mail: [email protected].
Габриелян Наира Валентиновна, кандидат фармацевтических наук, специалист по УМР кафедры уЭф ФПО ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия», тел.: 8(8793) 331469, 334872; e-mail: [email protected].
Бережная Елизавета Сергеевна, кандидат фармацевтических наук, ассистент кафедры управления и экономики фармации, фармацевтической технологии и фармакогнозии Ростовского государственного медицинского университета; e-mail: [email protected].
Успех и неудача относятся к числу понятий, многовариантность смыслов которых проявляется в их семантике. С феноменологической точки зрения «успех» - одна из приоритетных структур человеческого существования, наряду с такими как «надежда», «забота», «обман». В настоящее время фиксируют три значения понятия «успех»: 1) удача в достижении чего-нибудь; 2) общественное признание; 3) хорошие результаты деятельности [3,9].
В практической деятельности фармацевтических организаций приходится часто задаваться вопросами: насколько работа аптеки успешна? И как сделать её еще успешней?
Целью данной работы явилось изучение атрибутов успеха деятельности фармацевтической организации и разработка оценочных критериев.
Материал и методы. Исходной информацией проводимых исследований явились данные литературы об управлении качеством обслуживания в аптечной организации, результаты социологического опроса работников аптечных организаций, опросные листы экспертов.
В исследовании приняли участие фармацевтические кадры 50 аптечных организаций городов Пятигорска, Ессентуки и Кисловодска, что составило 15,0% от генеральной совокупности всех аптек, работающих в регионе. Всего в исследовании приняли участие 254 человека, из них 32,0% - руководители.
В процессе работы использовали методы: логический, социологических исследований (опроса и интервьюирования), метод экспертных оценок (26 экспертов).
Для построения субъективной шкалы успешности использовали специально разработанную методику. Шкала строилась на основании совмещения шкалы рейтинга (слабейший - 1, сильнейший - 10); и средневзвешенной оценки каждого фактора [2].
В качестве критерия оценки успешности работы фармацевтической организации нами предложен интегральный индексный показатель.
Методология построения таких индексов предусматривает прежде всего приведение разносторонних явлений к соизмеримому виду.
Методика построения интегрального показателя предполагает, что система частных показателей, подлежащих интеграции, формируется по принципу «чем больше, тем лучше». Это означает, что увеличение числового значения по каждому частному показателю дает однородный эффект: улучшение ситуации - (положительный); ухудшение ситуации -(отрицательный).
Результаты и обсуждение. Конкурентный анализ является непременным условием рыночного успеха любой компании, в том числе работающей на фармацевтическом рынке. В анализе конкурентной привлекательности строится система стратегических матриц конкуренции, анализируются возможности и опасности рынка, определяется и измеряется рыночный риск. Для оценки конкурентной позиции фармацевтической компании используются балльные оценки по ключевым факторам успеха, при этом она строит стратегию на своих сильных сторонах и предпринимает действия по нейтрализации слабых сторон [1,8].
Первым этапом проведения эксперимента является отбор максимально точной системы частных показателей. Значимость частных факторов, составляющих интегральный показатель, определяется в баллах экспертным путем.
При определении веса частных показателей исходили из степени обобщения информации, которую они несут, масштабности явления и уровня влияния на итоговый показатель.
Чтобы свести к минимуму элемент субъективности, проводился опрос экспертов, их оценка -усредненное представление экспертов о важности тех или иных показателей. При отборе «ключевых» экспертов руководствовались следующими принципами:
- компетентность в вопросах фармацевтического бизнеса;
- наличие авторитета в своей сфере интересов;
- участие в практической реализации принимаемых решений.
Опрос, в котором принимали участие 26 человек, проводили методом Дельфи. Экспертами названо 9 факторов, для которых автономно были расставлены рейтинги. Данные факторы и их коэффициенты значимости определены как частные показатели детерминант успеха фармацевтической организации (табл. 1).
Таблица 1
Детерминанты успеха фармацевтической организации
Детерминанты успеха Весовые показатели детерминант (баллы)
Способность конкурировать по цене 0,25
Искусство управления 0,25
Выгодное месторасположение 0,10
Деловая репутация и имидж 0,10
Наличие оборотного капитала 0,10
Стоимость закупаемых товаров 0,08
Маркетинговые коммуникации 0,05
Техническое оснащение 0,05
Структура организации 0,02
1,00
После определения весовых частных индикаторных показателей по каждой детерминанте успеха рассчитывали рейтинг аптечной организации посредством определения интегрального показателя ее успешности. В качестве эталонного предприятия было взято гипотетически сильнейшее предприятие на рынке - с максимальной балльной оценкой показателя (10), а в качестве аутсайдера - предприятие с минимальной балльной оценкой показателей - 1 [4,6].
Для расчета интегрального показателя рейтинга успешности аптечной организации использовали математическое выражение:
у XР 1
У = У —[------х—
п-1
где Y - интегральный показатель;
К - коэффициент значимости показателя;
Р - средняя балльная оценка эксперта;
балльная оценка эталонного предприятия.
Были оценены 3 аптечные организации одной розничной сети, в том числе аптека «Вита+» г. Пятигорска (табл. 2).
Как следует из данных таблицы 2, из трех аптечных предприятий по успешности к эталонному предприятию приближаются две первые аптечные организации, так как их итоговый рейтинг близок к 1,0. Третье аптечное предприятие занимает нижнюю позицию успешной компании. Его рейтинг менее 0,5 можно охарактеризовать как детерминанту неуспеха [5,7].
Таблица 2
Детерминанты успеха фармацевтических организаций
Факторы успеха Балльные оценки показателей
эталонная компания аутсайдер компании сравнения
А Б В
Способность конкурировать по цене 0,25 0,025 5 (0,125) 9 (0,225) 6 (0,15)
Искусство управления 0,25 0,025 8 (0,2) 10 (0,25) 6 (0,15)
Выгодное месторасположение 0,10 0,01 8 (0,08) 6 (0,06) 7 (0,07)
Деловая репутация, имидж 0,10 0,01 9 (0,09) 9 (0,09) 6 (0,06)
Наличие оборотного капитала 0,08 0,008 5 (0,04) 7 (0,056) 4 (0,32)
Стоимость закупаемых товаров 0,10 0,01 5 (0,05) 5 (0,05) 4 (0,04)
Маркетинговые коммуникации 0,05 0,005 8 (0,04) 10 (0,05) 4 (0,02)
Техническое оснащение 0,05 0,005 9 (0,045) 9 (0,045) 6 (0,03)
Структура организации 0,02 0,002 8 (0,016) 5 (0,01) 5 (0,01)
Средневзвешенный рейтинг успеха 1,0 0,1 0,776 0,836 0,562
Примечание: В скобках представлена интегральная оценка.
После способности конкурировать по цене, как следует из данных таблицы 2, высокую позицию среди детерминант успеха, влияющих на общий рейтинг фирмы, занимает управленческое искусство. По данным ряда авторов, знания и способности персонала обеспечивают успех фирме на 15,0%, а отношение к делу, ответственность персонала - на 85,0%.
Кроме того, как показали социологические исследования, немногие фирмы ставят перед собой цели и формируют миссию. Те, кто делает это, добиваются успеха, но таких фирм не более 5,0%. Детерминанты неудач тоже касаются искусства управления. Деятельность управленцев фирмы, сопровождающаяся отрицательными эмоциями в виде страха, неуверенности, беспокойства, чувства сожаления, в большей степени, чем неумение использовать маркетинговые коммуникации и знания экономики, приводит к неудачам.
В результате социологических исследований установлено, что позиционирование успешности аптечной организации связано со следующими детерминантами:
- хорошая деловая репутация - 100,0%;
- высокие финансовые показатели (рентабельность, заработная плата работников) -90,0%;
- стабильность и длительность работы на рынке - 60,0%;
- удовлетворенность клиентов работами и услугами - 40,0%;
- наличие государственных заказов - 10,0%.
По мнению фармацевтических работников,
определяющим в оценке фармацевтической организации как успешной на рынке являются деловая репутация, финансовое состояние и длительность работы.
Заключение. Таким образом, мы полагаем, что на основании проведенных исследований могут
быть сделаны конкретные практические рекомендации для выявления рейтинга успеха работающей на рынке аптечной организации и построения дальнейшей стратегии, направленной на укрепление сильных сторон и приложения усилий для нейтрализации слабых сторон деятельности.
Литература
1. Андерсен, Б. Бизнес - процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. - 272 с.
2. Болл, С.В. Перспективы и целесообразность создания единой интегрированной структуры (холдинговой компании) в фармацевтической отрасли России / С.В. Болл, О.И. Ко-ломиец, С.Б. Путинский. - М., 2008. - 304 с.
3. Владимирцев, А.В. Внедрение процессной модели на предприятиях / А.В. Владимирцев, О.А. Марцынковский, Ю.Ф. Шеханов // Методы менеджмента качества. - 2002. -№8. - С. 15-21.
4. Гарднер, Р. Десять уроков по улучшению процессов для руководителей / Р. Гарднер // Методы менеджмента качества. - 2003. - № 7. - С. 16-21.
5. Глазунов, А.В. «Диалог консультанта с руководителем компании о процессном подходе» / А.В. Глазунов. - Нижний Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2005. - 112 с.
6. Голубев, М.П. Эффективное управление компанией: создание организационной структуры на основе анализа бизнес-процессов / М.П. Голубев, С.В . Маклаков // Машиностроитель. - 2003. - № 9. - С. 38-44.
7. Голубкина, Л.В. Моделирование технологии продаж фармацевтических товаров на основе системно-поведенческого подхода: автореф. дисс. ... канд. фарм. наук / Л.В. Голубкина. - М, 2005. - 19 с.
8. Жданов, Б. ERP II - новая стратегия управления предприятием / Б. Жданов // Корпоративные системы. - 2002/2003. - №4/1.
9. Ниазашвили, А.Г Развитие стремления к успеху у менеджеров в условиях экономических рисков / А.Г. Ниазашвили // Работы молодых ученых. - 2007. - № 1. - С. 203-211.
ОЦЕНКА УСПЕХА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ РОЗНИЧНОЙ СЕТИ
Ж.В. ГОНЧАРОВ, С.А. ПАРФЕЙНИКОВ, Н.В.
ГАБРИЕЛЯН, Е.С. БЕРЕЖНАЯ
Методом экспертных оценок определены весовые показатели детерминант успеха для оценки деятельности фармацевтических организаций. Разработана методика, позволяющая определить рейтинг предприятия среди участников фармацевтического рынка, а также каждого фактора, влияющего на конечный результат отчета. Практическая значимость рейтинга состоит в укреплении сильных сторон деятельности предприятия и нейтрализации слабых.
Ключевые слова: лекарственная помощь, фармацевтическая организация, конкуренция, фармацевтический рынок
EVALUATION OF PHARMACEUTICAL RETAILER
SUCCESS
GONCHAROV J.V., PARFEYNIKOV S.A.,
GABRIELIAN N.V., BEREZHNAYA E.S.
The method of expert evaluation allowed to determine relative weights of determinants for the evaluation of pharmaceutical facilities activity. The technique of company rating estimation, as well as estimation of every other factor, affecting the outcome of the report, was developed. The practical importance of ranking consists in enhancing of the strong activities and in neutralization of the weak link of certain company.
Key words: pharmaceutical care, pharmaceutical facilities, competition, pharmaceutical market
© В.А. Елисеев, И.Н. Андреева, 2010 УДК 614.27:615.37:658.628
УПРАВЛЕНИЕ АССОРТИМЕНТОМ АПТЕЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ИММУНОМОДУЛЯТОРАМИ
В.А. Елисеев, И.Н. Андреева Пятигорская государственная фармацевтическая академия
Проблема иммунотерапии представляет интерес для врачей практически всех специальностей в связи с неуклонным ростом инфекционно-воспалительных заболеваний склонных к хроническому и рецидивирующему течению. Проведенные в последние годы исследования позволили разработать и внедрить в широкую клиническую практику новые комплексные подходы к лечению и профилактике различных нозологических форм заболеваний с использованием иммунотропных препаратов направленного действия.
Изучение ассортимента лекарственных средств (ЛС), представленных на региональном рынке Краснодарского края, позволяет получить развернутое представление о номенклатуре лекарственных препаратов, разрешенных к применению, и оптимизировать ассортимент ЛС в аптечных организациях.
Елисеев Владислав Алексеевич, директор аптеки «Доктор Столетов», соискатель кафедры УЭФ ФПО ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия»; тел.: 89283389556.
Андреева Ирина Николаевна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры УЭФ ФПО ГОУ ВПО «Пятигорская государственная фармацевтическая академия», e-mail: [email protected].
Адекватное насыщение рынка иммуномодулирующими препаратами обусловливает своевременность и успех лечения многих заболеваний, связанных с нарушением иммунной системы организма [3].
Список существующих и выпускаемых различными фармацевтическими фирмами иммуномодуляторов насчитывает более 100 наименований препаратов и около 200 лекарственных форм. В России зарегистрировано более 30 ЛС под МНН в виде 140 лекарственных форм [4].
Фармацевтический рынок Краснодарского края - один из самых емких в Южном Федеральном округе. Это объясняется высокой плотностью проживания - 67 человек на один квадратный километр. Кроме того, развитая инфраструктура рекреации и индустрии отдыха увеличивает в летнее время население Краснодарского края в три раза [7].
Задачей аптечной организации при формировании оптимального ассортимента является удовлетворение потребностей целевой покупательской аудитории и создание комфортных условий совершения покупок.
Материал и методы. Документальными источниками информации служили данные отчетности