Научная статья на тему 'Особенности формирования политики развития приграничных регионов в контексте обеспечения их финансовой безопасности'

Особенности формирования политики развития приграничных регионов в контексте обеспечения их финансовой безопасности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
понятие политики / региональная безопасность / воспроизводственный процесс / экономический механизм / финансовая безопасность / the concept of politics / regional security / reproduction process / economic mechanism / financial security

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Куприянов Сергей Васильевич, Сычева Ирина Игоревна, Климов Анатолий Викторович, Герасимова Наталья Анатольевна

Целью работы является уточнение понятия политики применительно к развитию приграничного региона. Предметом исследования выступили отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе реализации политики. Авторы проанализировали различные подходы к толкованию политики, выявили актуальные проблемы использования термина и предложили определение политики. Под политикой авторы предлагают понимать результат деятельности наделенных полномочиями и ответственностью людей в форме образа будущих преобразований, включающего рамочные условия формализации и реализации таких преобразований (различные планы и проекты с учетом особенностей и специфики объекта политики), а также критерии (принципы) оценки достижения поставленных целей. Делается вывод, что политика развития региона предшествует формализации и конкретизации функций управления регионом. Поскольку для приграничного региона оборонительные функции являются абсолютным приоритетом, его политика при развитии всех хозяйственно-культурных сфер обязана считаться с проблемами безопасности. Для реализации следующих по важности достижений (уровня экономического развития региона как базы материального благополучия населения и места специализации региона в экономическом комплексе страны) необходимо обеспечение единства и целостности воспроизводственного процесса через разработку экономического механизма. В экономическом механизме большое значение имеют финансы, обеспечивая слаженность работы его элементов. Реализацию финансовой политики, обеспечивающей финансовую безопасность на региональном уровне, перспективно рассмотреть в преломлении к муниципальному самоуправлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Куприянов Сергей Васильевич, Сычева Ирина Игоревна, Климов Анатолий Викторович, Герасимова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Formation of a Policy for the Development of Border Regions in the Context of Ensuring their Financial Security

The aim of the work is to clarify the concept of politics in relation to the development of the border region. The subject of the study was the relations that arise between economic entities in the process of policy implementation. The authors analyzed various approaches to the interpretation of politics, brought out the actual problems of using the term and proposed a definition of politics. By policy, the authors propose to understand the result of the activities of people with authority and responsibility in the form of an image of future transformations, including framework conditions for the formalization and implementation of such transformations (various plans and projects taking into account the specifics and specifics of the object of policy), as well as criteria (principles) for evaluating the achievement of set goals. It is concluded that the policy of regional development precedes the formalization and concretization of the functions of regional management. Since defensive functions are an absolute priority for the border region, its policy in the development of all economic and cultural spheres must take into account security problems. In order to realize the next most important achievements (the level of economic development of the region, as the basis for the material well-being of the population, and the place of specialization of the region in the economic complex of the country), it is necessary to ensure the unity and integrity of the reproductive process through the development of an economic mechanism. Finances are of great importance in the economic mechanism, ensuring the coherence of its elements. It is promising to consider the implementation of a financial policy that ensures financial security at the regional level in relation to municipal self-government.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования политики развития приграничных регионов в контексте обеспечения их финансовой безопасности»

УДК 339.137

DOI 10.52575/2687-0932-2023-50-4-756-767

Особенности формирования политики развития приграничных регионов в контексте обеспечения их финансовой безопасности

1 Куприянов С.В., 2 Сычева И.И., 1 Климов А.В., 3 Герасимова Н.А.

1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Россия, 308012, г. Белгород, ул. Костюкова, д.46 2 Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина, Россия, 308024, г. Белгород, ул. Горького, 71 3 Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Е-mail: kaf-mvd@yandex.ru, big_tulip@mail.ru, klim-23@list.ru, ngerasimova@bsu.edu.ru

Аннотация. Целью работы является уточнение понятия политики применительно к развитию приграничного региона. Предметом исследования выступили отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе реализации политики. Авторы проанализировали различные подходы к толкованию политики, выявили актуальные проблемы использования термина и предложили определение политики. Под политикой авторы предлагают понимать результат деятельности наделенных полномочиями и ответственностью людей в форме образа будущих преобразований, включающего рамочные условия формализации и реализации таких преобразований (различные планы и проекты с учетом особенностей и специфики объекта политики), а также критерии (принципы) оценки достижения поставленных целей. Делается вывод, что политика развития региона предшествует формализации и конкретизации функций управления регионом. Поскольку для приграничного региона оборонительные функции являются абсолютным приоритетом, его политика при развитии всех хозяйственно-культурных сфер обязана считаться с проблемами безопасности. Для реализации следующих по важности достижений (уровня экономического развития региона как базы материального благополучия населения и места специализации региона в экономическом комплексе страны) необходимо обеспечение единства и целостности воспроизводственного процесса через разработку экономического механизма. В экономическом механизме большое значение имеют финансы, обеспечивая слаженность работы его элементов. Реализацию финансовой политики, обеспечивающей финансовую безопасность на региональном уровне, перспективно рассмотреть в преломлении к муниципальному самоуправлению.

Ключевые слова: понятие политики, региональная безопасность, воспроизводственный процесс, экономический механизм, финансовая безопасность

Для цитирования: Куприянов С.В., Сычева И.И., Климов А.В., Герасимова Н.А. 2023. Особенности формирования политики развития приграничных регионов в контексте обеспечения их финансовой безопасности. Экономика. Информатика, 50(4): 756-767. БЭТ: 10.52575/2687-09322023-50-4-756-767

Features of the Formation of a Policy for the Development of Border Regions in the Context of Ensuring their Financial Security

1 Sergey V. Kupriyanov, 2 Irina I. Sycheva, 1 Anatoly V. Klimov, 3 Natalia A. Gerasimova

1 Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov 46 Kostyukova St, Belgorod, 308012, Russian Federation

2 Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of the Russian Federation named after I.D. Putilin

71 Gorkogo St, Belgorod, 308024, Russian Federation

3 Belgorod State National Research University 85 Pobedy St, Belgorod, 308015, Russian Federation E-mail: kaf-mvd@yandex.ru, big_tulip@mail.ru, klim-23@list.ru, ngerasimova@bsu.edu.ru

Abstract. The aim of the work is to clarify the concept of politics in relation to the development of the border region. The subject of the study was the relations that arise between economic entities in the process of policy implementation. The authors analyzed various approaches to the interpretation of politics, brought out the actual problems of using the term and proposed a definition of politics. By policy, the authors propose to understand the result of the activities of people with authority and responsibility in the form of an image of future transformations, including framework conditions for the formalization and implementation of such transformations (various plans and projects taking into account the specifics and specifics of the object of policy), as well as criteria (principles) for evaluating the achievement of set goals. It is concluded that the policy of regional development precedes the formalization and concretization of the functions of regional management. Since defensive functions are an absolute priority for the border region, its policy in the development of all economic and cultural spheres must take into account security problems. In order to realize the next most important achievements (the level of economic development of the region, as the basis for the material well-being of the population, and the place of specialization of the region in the economic complex of the country), it is necessary to ensure the unity and integrity of the reproductive process through the development of an economic mechanism. Finances are of great importance in the economic mechanism, ensuring the coherence of its elements. It is promising to consider the implementation of a financial policy that ensures financial security at the regional level in relation to municipal self-government.

Keywords: the concept of politics, regional security, reproduction process, economic mechanism, financial security

For citation: Kupriyanov S.V., Sycheva I.I., Klimov A.V., Gerasimova N.A. 2023. Features of the Formation of a Policy for the Development of Border Regions in the Context of Ensuring their Financial Security. Economics. Information technologies, 50(4): 756-767 (in Russian). DOI: 10.52575/2687-09322023-50-4-756-767

Введение

Развитие приграничных регионов всегда имело немаловажное значение. Особенности государственной политики в этом отношении тесно связаны с политическими и международными тенденциями. В любом случае, спецификой управления приграничным регионом является не только создание условий эффективного использования ресурсов территории, но и формирование возможностей отразить совокупность внешних угроз, обеспечить национальную безопасность.

Вопросы развития приграничных регионов часто становятся предметом научного исследования [Кузнецов, Кузнецова, 2019; Щербакова, 2018; Колосов, 2018], где анализируются факторы развития, роль регионов не только в экономическом, но и в политическом аспектах, риски функционирования, формируемые в связи с приграничным расположением.

В условиях проведения специальной военной операции (СВО), комплекса экономических санкций, формирования новых регионов РФ, являющихся приграничными, вопросы обеспечения национальной безопасности являются особенно актуальными. В то же время, с нашей точки зрения, понятия «политика» и «политика развития приграничного региона» требуют уточнения.

Целью работы являлось уточнение понятия политики применительно к развитию приграничного региона. В качестве инструментария реализации политики приграничных регионов может выступать хозяйственный механизм. Финансы обеспечивают плавность хода и ладное взаимодействие элементов экономического механизма, являются одним из инструментов обеспечения безопасности экономики региона и страны в целом. Оценить уровень финансовой безопасности региона можно, используя три группы индикаторов: бюджетная составляющая, инвестиционно-инновационная и социальная составляющая финансовой безопасности приграничного региона. Исследуя показатели финансовой безопасности региона, можно проранжировать регионы и выделить приоритетные направления политики развития с точки зрения повышения уровня финансовой безопасности региона.

Объекты и методы исследования

В ходе решения задач исследования, а именно для определения понятия политики, подходов к ее толкованию, анализа экономической безопасности приграничного региона, применялись методы: анализ, синтез, метод сравнения и конкретизации. Так, метод анализа использовался в ходе анализа существующих определений политики, подходов к ее толкованию. С помощью использования метода синтеза выведено определение политики. На основе анализа правовых актов уточнено определение приграничного региона. Кроме того, в работе, в ходе оценки характеристик и выявления блоков экономического механизма реализации политики приграничных регионов, используется системный подход, холистический подход, цель применения которого - анализ механизмов, которые позволяют поддерживать экономических механизм в целостности, а также региональный подход (подход мезоуровня), который применялся в ходе изучения характеристик экономического механизма. При решении задач характеристики основ оценки финансовой безопасности приграничного региона применялся функциональный, ситуационный, институциональный и факторный подходы.

Анализируются научные труды авторов последних десяти лет (2013-2023 гг.).

Результаты и их обсуждение

В отечественной литературе (научной, политической, популярной, социально-экономической, военной и прочей), в средствах массовой информации термин «политика», на наш взгляд, является одним из часто употребляемых. Понятие используется не только профессиональными политиками в своей сфере деятельности, но применяется достаточно широко управленцами, военными, научными работниками (независимо от своей профессиональной сегментации), экономистами, деятелями культуры, спортсменами и т.д. По мере добавления к данному перечню соответствующего прилагательного (культурная, научная, отраслевая, региональная, здравоохранения, просвещения и прочих) горизонт употребления термина политика расширяется.

С одной стороны, такой широкий спектр употребления позволяет говорить о мощном функциональном потенциале данного инструмента, с другой - применение термина в различных сферах делает затруднительным точное его толкование, поскольку обычно изучение политики происходит в конкретном преломлении предмета исследования.

Так, можно выделить подходы к толкованию политики. Например, конфессионально-национальный подход предполагает учет таких факторов как религия, культура, язык, обычаи, традиции, устои, нравы, другие поведенческие аспекты. Например, по мнению

Лавриновой Н.Н. основные характеристики культурной политики заключаются в реализации процессов планирования, проектирования, а также процессов реализации и обеспечения культурной жизни как государства, так и общества [Сошников, 2016].

Экономическое понимание ориентировано на использование в качестве оценки экономического развития единства и целостности воспроизводственного процесса. Так, в учебнике «Политология» под редакцией Пусько В.С. предлагается определение научно-технической политики. Содержательная характеристика данной научной категории состоит в определении политики через систему взаимосвязанных решений и мероприятий государства и других органов. Функционирование данных структур направлено на решение текущих и долговременных задач, связанных с развитием науки и техники, а также задач определения направлений внедрения достижений науки и техники во все сферы общественной жизни [Пусько, Гришнова, Ремарчук, 2020].

Кроме того, по утверждению автора, экономическая политика предполагает реализацию прямых и смежных, по отношению к экономической политике, действий правительства по макроэкономическому регулированию [Демченко, 2021].

Хасанов Ф.З. дает определение государственной политике в области здравоохранения. Автор делает акцент на том, что политика здравоохранения представлена совокупностью мер или обязательств государства, которые состоят в проведении органами власти определенных согласованных действий в системе оказания медицинской помощи. При этом решаются задачи, связанные с улучшением здоровья населения [Кузьмин, Трифонов, 2021].

В отраслевом разрезе выделяется политика в каждой сфере хозяйственной и социально-культурной деятельности: от народно-хозяйственного комплекса до личного подсобного хозяйства. Определение политики в преломлении отрасли предлагается Ардаше-вой Е.П. Автор дает определение данной научной категории, отождествляя ее с подсистемой экономической политики. Основная функция данной подсистемы связана с управлением развитием отраслей экономики. В ходе реализации данной функции достигается цель, связанная с повышением экономического роста. Также отметим, что автор делает акцент на том, что данный вид политики, в рамках достижения главных целей, предполагает реализацию системы мер, формируемых через институты взаимодействия - государство и отраслевой бизнес [Анохина, Зинчук, Колесников, Копылова, Коростелев, 2016].

Территориальный подход предполагает собственную классификацию политики по множеству признаков: геополитических, страновых, природных, климатических, местоположению и размерам территории и т.д. Согласно «Основам государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года», «государственная политика регионального развития - система приоритетов, целей, задач, мер и действий федеральных органов государственной власти по политическому и социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [Указ Президента РФ от 16.01.2017 №13; Полушкина, Коваленко, Якимова, 2023].

Социологический анализ позволяет подходить к политике от отдельно взятой личности до Президента страны, правительства. Так, согласно Полушкиной Т.М., Коваленко Е.Г., Якимовой О.Ю. базис социальной политики в широком смысле состоит в реализации задач, связанных с удовлетворением социальных потребностей, а в узком смысле - данный вид политики разрешает противоречия в социальной сфере. То есть этот вид политики - своеобразный инструмент, который смягчает негативные последствия, проявляющиеся в виде неравенств: индивидуальных и социальных [Полушкина, Коваленко, Якимова, 2023].

Естественно, что приведенный перечень подходов к классификации использования термина «политика» можно продолжать и дальше, однако это не является целью данной статьи. Вполне достаточно того, чтобы сделать некоторые обобщающие выводы из практики использования термина «политика» и определиться с его применением в сегодняшней реальности как на теоретическом, так и на прикладном уровне.

Во-первых, термин обладает определенной универсальностью, то есть пригодностью для многих пользователей занятых в самых разнообразных сферах деятельности.

Во-вторых, обладает в значительной мере утилитарным характером, ставящим целью практическое применение и получение пользы или выгоды, что вполне соответствует нашему прагматичному времени.

В-третьих, политика ориентирует на перспективу, на движение, на развитие. Она не содержит конечной цели. Для этого имеются различные планы (перспективные, текущие, оперативные), программы, стратегии, нацеленные на желаемый результат. По мере приближения к реализации, политика их оставляет и указывает иное направление движения. Как нам представляется, для характеристики политики уместен известный лозунг Л. Троцкого: «Движение - все, конечная цель - ничто».

В-четвертых, закон аналогии находит свое проявление не только в Великой эволюционной спирали, предполагающей, что все точки на последующем кольце спирали аналогичны, но не тождественны. Так и политика, она предшествует любому развитию на всех уровнях, во всех областях и сферах. Вместе с тем, несмотря на их функциональную схожесть, они не повторяются. Каждое последующее является новым и более прогрессивным по сравнению с предыдущим.

В-пятых, по отношению к основным функциям управления (планирование, организация, мотивация, контроль) политика выступает в форме рамочных условий. Вместе с тем, функции управления формализуются в виде конкретных мероприятий со сроками реализации, источниками обеспечения, исполнителями, организационной структурой, адекватной условиям теорией мотивации, мониторингом и контролем. То есть, политика представляет общие ориентиры для принятия решений и действий, обеспечивающих достижение целей.

В-шестых, единство гибкости и постоянства как одна из характеристик политики, позволяющая, с одной стороны, учитывать объективные и субъективные внутренние и внешние обстоятельства, а, с другой стороны, не допустить принятие решений, продиктованных сиюминутными требованиями и тем самым сохранить постоянство развития на длительный период времени.

В-седьмых, отсутствие единого понимания и толкования термина «политика» в силу многообразия объекта исследования, что предполагает необходимость четко и конкретно определиться с пониманием этого термина, максимально при этом избегая возможности различной его интерпретации.

В-восьмых, политика формулируется высшим руководством и, в отличие от управления, имеет одно направление - сверху вниз. То есть каждое звено в иерархии при выработке своей политики должно исходить из политики вышестоящей структуры.

На основании анализа понимания категории «политика» разными авторами, а также исследования особенностей её характеризующих признаков, предлагаем следующее определение. Политика - это результат деятельности наделенных полномочиями и ответственностью людей в форме образа будущих преобразований, включающего рамочные условия формализации и реализации таких преобразований (различные планы и проекты с учетом особенностей и специфики объекта политики), а также критерии (принципы) оценки достижения поставленных целей.

Данное определение, естественно, не может претендовать на истину в последней инстанции, тем не менее, позволяет очертить круг теоретических и методологических проблем, подлежащих рассмотрению.

Понимая управление как совокупность его основных функций, нам представляется, что разработка политики развития любого объекта управления предшествует формализации и конкретизации функций управления.

Поскольку объектом данного исследования является региональная политика развития приграничных территорий, то круг решаемых задач может быть сужен и конкретизирован. В специальной и популярной литературе часто встречаются словосочетания «приграничная территория», «приграничные регионы». Нередко они используются как синонимы. Объединяющая их основа - это упоминание границы, к тому же обе синтагмы относятся к пространственным характеристикам реальности. Вместе с тем, на наш взгляд, между территорией и регионом существуют различия, а поэтому каждое из определений должно применяться для оценки явления в соответствии со своим назначением. Так, приграничная территория (территория приграничная, приграничная зона) - «...полоса таможенной территории, прилегающая к сухопутной границе, протяженность которой (полосы) оговорена в национальном законодательстве и пределы которой позволяют отличить пограничные перевозки от других видов перевозок...» [Колосов, 2018].

Приграничные регионы - это один из видов регионов. Согласны с мнением автора, что регион представляет собой крупную территорию страны. Для данной территории характерны более или менее однородные природные условия; для нее так же характерна направленность развития производственных сил «на основе сочетания в комплексе природных ресурсов, сложившейся материально-технической базы и производственной и социальной инфраструктур» [Некрасов, 1978].

Типология приграничных регионов РФ приведена на рисунке 1. Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года выделяются четыре группы приграничных регионов, которые так же имеют геостратегическое значение - это регионы, имеющие границу со странами, входящими в Европейский союз; со странами, входящими в Евразийский экономический союз; с другими странами; со странами, входящими в Евразийский экономический союз, а также с другими странами.

Регионы, граничащие с другими

• Смоленская область, Алтайский край, Астраханская область, Волгоградская область, Курганская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Самарская область, Саратовская область, Тюменская область, Челябинская область

•Республика Алтай, Республика Тыва, Краснодарский край, Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Ростовская область

Регионы граничащие со странами ЕАЭС и другими странами

• Псковская область, Брянская область

Рис.1. Типология приграничных регионов согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации до 2025 года [Стратегия пространственного развития] Fig.1. Typology of border regions according to the Spatial Development Strategy of the Russian Federation until 2025 [Spatial Development Strategy]

Отличительной чертой приграничных регионов является их существенное влияние на обеспечение безопасности. Перед каждым регионом в любой его форме (субъект Федерации, территориально-производственный комплекс, муниципальное образование и др.) стоят разнообразные задачи оборонного, экономического, социального, культурного, международного, экологического и прочего характера.

Для приграничного региона на первый план выходит проблема обеспечения безопасности. Все остальное отступает на второй план. Поэтому политика такого региона обязана считаться с проблемами безопасности при развитии всех хозяйственно-культурных сфер - играть роль своеобразной лакмусовой бумаги на определение пригодности и важности любого мероприятия (проекта) в укреплении или ослаблении обороноспособности.

Поскольку каждый регион специфичен, со своими особенностями, «своим лицом», то политика региона должна ранжировать эти проблемы по их значимости и важности для всего народно-хозяйственного комплекса.

Таким образам, в политике развития приграничных регионов есть общее в том, что их объединяет - первостепенное значение обеспечения безопасности - всё остальное «пропускается» через призму этого требования. Различия в региональной политике будут проявляться, исходя из многообразия важных региональных проблем. Безусловно, для каждого приграничного региона, наряду с его оборонительными функциями, являющимися абсолютным приоритетом, важным выступает уровень его экономического развития как база материального благополучия населения региона, а также место специализации региона в экономическом комплексе страны.

Критерием экономического развития является обеспечение единства и целостности воспроизводственного процесса, включающего последовательное чередование производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности человека.

Элементы воспроизводственного процесса находятся между собой в определенной зависимости. Гармония эта может нарушаться, что отражается на эффективности процесса. Причины такой диспропорции могут быть самыми разнообразными, их рассмотрение не входит в круг нашего исследования, а вот приведение их в соответствие друг другу -одна из задач региональной политики конкретного региона.

В качестве инструментария реализации политики приграничных регионов может выступать хозяйственный механизм. Он обладает достаточной гибкостью и возможностями, позволяющими приспособиться к реальным условиям, скорректировать выявленные диспропорции. Структура экономического механизма включает блоки нормативно-правового обеспечения, хозяйственного управления, функционального обеспечения и мотивацион-ного регулирования [Куприянов, Сычева, 2022]. Характеристика блоков экономического механизма реализации политики приграничных регионов приведена на рисунке 2.

Роль масла, обеспечивающего плавность хода и ладное взаимодействие элементов, в экономическом механизме играют финансы. Как смазка предотвращает сбой работы всей системы, частичной или полной ее неисправности, так и финансы являются одним из инструментов обеспечения безопасности экономики региона и страны в целом. Поэтому обеспечение финансовой безопасности приграничного региона является важной задачей политики развития.

Оценить уровень финансовой безопасности региона можно по нескольким составляющим блокам (рисунок 3).

Исследуя показатели финансовой безопасности региона, можно проранжировать регионы и выделить приоритетные направления с точки зрения повышения уровня финансовой безопасности региона.

Рис.2.Характеристика блоков экономического механизма

реализации политики приграничных регионов Fig.2. Characteristics of the blocks of the economic mechanism for the implementation of the policy of the border regions

БЛОКИ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА

Оценка финансовой безопасности приграничного региона: бюджетная составляющая

Индикаторы Уровень ВРП региона. Уровень дефицита/профицита бюджета региона. Отношение доходной части регионального бюджета к ВРП, %.

Доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме .доходов консолидированного бюджета, %

Оценка финансовой безопасности приграничного региона: инвестиционно-инновационная составляющая

Индикаторы Отношение объемов инвестиций в основной капитал к ВРП, %. Расходы на научные исследования, % к ВРП. Индекс промышленного производства, % Доля организаций, осуществляющих инновации, %

Оценка финансовой безопасности приграничного региона: социальная составляющая

Индикаторы Размер среднемесячной заработной платы, тыс. руб. Коэффициент Джини. Уровень безработицы, %. Годовой темп роста реальных доходов населения, % к пред. году. Индекс потребительских цен,%.

Рис.3. Базовые характеристики блоков, составляющих основу оценки финансовой безопасности приграничного региона Fig .3. Basic characteristics of the blocks that form the basis for assessing the financial security of the border region

В настоящее время необходимо решать основную стратегическую задачу, связанную с формированием устойчивого финансового состояния экономики приграничных регионов. Это связано с решением вопроса недопущения перехода военных конфликтов на территории приграничного региона. С целью снижения данной угрозы целесообразно выстраивать механизм, связанный с разработкой и реализацией региональных программ, содержащих вопросы развития высокотехнологичных отраслей, предприятий военно-промышленного комплекса, а также повышать уровень инвестиционных вложений в экономику приграничного региона.

Сделаем акцент на том, что 2022 год отмечен ростом инвестиций во многих приграничных регионах. Динамика инвестиций в экономику приграничных регионов в 2022 году по сравнению с 2018 годом приведена на рисунке 4. Отметим, что за анализируемый период объемы инвестиционных средств увеличились. Наибольший объем инвестиций в 2022 году был направлен в следующие приграничные регионы:

- Тюменская область;

- Краснодарский край;

- Ленинградская область;

- Ростовская область;

- Самарская область.

Омская область 121385 191360

Новосибирская область 322428

Алтайский край 107151 145865

Республика Тыва 13092 17314

Республика Алтай 14783 31140

Челябинская область ^^^^^«254993 373143

Тюменская область 3101824

Курганская область 27151 54667

Саратовская область 154864 207731

Самарская область 446699

Оренбургская область 234683

Ростовская область 264871 465501

Астраханская область 110280 86116

Краснодарский край 515317 690705

Псковская область 39594

Ленинградская область ^^^^^^^■511164 545688

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вологодская область 153428 167750

Смоленская область 70900 64905

Курская область 120735 202597

Воронежская область 344140

Брянская область 58918 87395

Белгородская область 134551 193558

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% 2018 2022

Рис. 4. Динамика объема инвестиций в экономику приграничных регионов Fig. 4. Dynamics of the volume of investments in the economy of the border regions

Отдача от инвестиций и повышение налоговых поступлений от них дадут положительные результаты при условии геополитической стабильности, кадровой обеспеченности, роста платежеспособного спроса населения.

Ранжирование векоров развития экономики приграничного региона согласно критериям степени приоритетности направления обеспечения финансовой безопасности [Куприянов, Парфенова, Сычева, 2022] подтверждает, что в политике развития приграничного региона нивелирование угроз национальной безопасности, а также обеспечение финансовой безопасности играет одну из ведущих ролей. Причем реализация финансовой полити-

ки на уровне региона и муниципалитетов имеет свои особенности и перспективы. Так, муниципальные образования, а также управление ими, представляют наибольший интерес с целью повышения эффективности управления территориальными формированиями на основе развития общественного самоуправления. В условиях развития процесса демократизации общественных отношений, самоуправление представляет собой важнейший элемент влияния населения на развитие, происходящее на территории проживания, в том числе и с точки зрения финансовых потоков.

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы:

- отсутствует единое понимание и сама дефиниция термина «политика» в силу ряда причин субъективного и объективного характера, распространенности применения, разнообразия целей, задач и подходов в процессе исследования;

- под понятием «политика» можно принять результат деятельности наделенных полномочиями и ответственностью людей в форме образа будущих преобразований, включающего рамочные условия формализации и реализации таких преобразований (различные планы и проекты с учетом особенностей и специфики объекта политики), а также критерии (принципы) оценки достижения поставленных целей;

- главной задачей политики приграничных регионов является обеспечение безопасности страны во всех её проявлениях и требованиях с учетом возможностей данного региона, что выступает как общее всех территориальных образований;

- политика определяет вектор экономического развития как базы материального благополучия населения региона, а также место специализации региона в народнохозяйственном комплексе страны. В качестве критерия экономического развития принимается единство и целостность воспроизводственного процесса;

- инструментарием реализации политики приграничных регионов в свете общих требований особенностей специализации выступает хозяйственный механизм;

- слаженность работы в экономическом механизме обеспечивают финансы;

- оценить уровень финансовой безопасности региона можно, используя три группы индикаторов: бюджетная составляющая, инвестиционно-инновационная и социальная составляющая финансовой безопасности приграничного региона. Исследуя показатели финансовой безопасности региона, можно проранжировать регионы и выделить приоритетные направления политики развития с точки зрения повышения уровня финансовой безопасности региона;

- муниципальное самоуправление является перспективным путем реализации финансовой политики в обеспечении финансовой безопасности на региональном уровне.

Список источников

Некрасов Н.Н. 1978. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. Москва. Экономика, 344 с. Пусько В.С., Гришнова Е.Е., Ремарчук В.Н. 2020. Политология. Москва: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 262 с.

Полушкина, Т.М., Коваленко Е.Г., Якимова О.Ю. 2023. Социология управления: учебник и

практикум для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 264 с. Приказ ФТС России от 25.07.2007 N 895 (ред. от 30.07.2012) «Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА» (вместе с «Таможенной конвенцией о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров», «Конвенцией о временном ввозе» (заключенной в Стамбуле 26.06.1990). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70906/. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Приложение к Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094/.

Указ Президента РФ от 16.01.2017 №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102041597&backlink=1&&nd=102421069.

Список литературы

Анохина М.Е., Зинчук Г.М., Колесников А.В., Копылова Н.А., Коростелев Д.Г. 2016. Управление экономическим ростом агропромышленного комплекса России. Фундаментальные исследования, 12-2: 365-370.

Демченко А.М. 2021. Агентный подход к экономической политике государства в условиях фундаментальной неопределенности. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки, 1: 31-40.

Кузнецов А.В., Кузнецова О.В. 2019. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России, Балтийский регион, 11-4: 58 -75.

Кузьмин А.В., Трифонов Ю.Н. 2021. Государственная политика в сфере здравоохранения и механизмы её реализации. Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ, 22: 158-167.

Куприянов С.В., Сычева И.И. 2022. Роль экономического механизма в развитии региона. Фундаментальные исследования, 10-2: 213-217.

Куприянов С.В., Парфенова В.А., Сычева И.И. 2022. Финансово-информационная безопасность региона: теоретический и методический аспекты. VIII Путилинские чтения: Сборник материалов Всероссийского круглого стола, Белгород, 27-28 апреля 2022 года. Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д. Путилина, 127-132.

Российское пограничье: вызовы соседства. 2018. Под. ред. В.А. Колосова. Москва, 562 с.

Сошников А.Е. 2016. Культурная политика в системе массмедиа. Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры: Материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Самара, 23-24 мая 2016 года. Под редакцией С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. Том Часть 1. Самара: Самарский государственный институт культуры, 1: 163-170.

Щербакова Н.А. 2018. Факторы экономического развития приграничных регионов России. ЭкономикаПрофессияБизнес, 1: 94-99.

References

Anokhina M.E., Zinchuk G.M., Kolesnikov A.V., Kopylova N.A., Korostelev D.G. 2016. Management of economic growth of the agro-industrial complex of Russia. Fundamental Research, 12-2:365-370.

Demchenko A.M. 2021. An agent-based approach to the economic policy of the state in conditions of fundamental uncertainty. Bulletin of the Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Humanities and Social Sciences, 1: 31-40.

Kuznetsov A.V., Kuznetsova O. V. 2019. Changing the role of border regions in the regional policy of the EU and Russia, Baltic Region,. 11-4:58-75.

Kuzmin A.V., Trifonov Yu.N. 2021. State policy in the field of healthcare and mechanisms for its implementation. Scientific notes of the Tambov branch of RoSMU, 22: 158-167.

Kupriyanov S.V., Sycheva I.I. 2022. The role of the economic mechanism in the development of the region. Fundamental Research, 10-2:213-217.

Kupriyanov S.V., Parfenova V.A., Sycheva I.I. 2022. Financial and information security of the region: theoretical and methodological aspects. VIII Putilin Readings: Collection of materials of the All-Russian Round Table, Belgorod, April 27-28, 2022. Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin, 127-132.

The Russian borderland: challenges of the neighborhood. 2018. Edited by V.A. Kolosov. Moscow, 562 p.

Soshnikov A.E. 2016. Cultural policy in the mass media system. Modernization of Culture: from Cultural Policy to the Power of Culture: Materials of the IV International Scientific and Practical Conference: in 2 parts, Samara, May 23-24, 2016. Edited by S.V. Solovieva, V.I. Ionesov, L.M. Artamonova. Volume Part 1. Samara: Samara State Institute of Culture, 1: 163-170.

Shcherbakova N.A. 2018. Factors of economic development of the border regions of Russia. Economics Profession Business, 1:94-99.

Конфликт интересов: о потенциальном конфликте интересов не сообщалось. Conflict of interest: no potential conflict of interest related to this article was reported

Поступила в редакцию 14.09.2023 Received September 14, 2023

Поступила после рецензирования 27.10.2023 Revised October 27, 2023 Принята к публикации 07.11.2023 Accepted November 07, 2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Куприянов Сергей Васильевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой экономики и финансового менеджмента, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия

Сычева Ирина Игоревна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации им. И.Д.Путилина, г. Белгород, Россия

Климов Анатолий Викторович, ассистент кафедры мировой экономики и финансового менеджмента, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, г. Белгород, Россия

Герасимова Наталья Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры прикладной экономики и экономической безопасности, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Sergey V. Kupriyanov, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of the Department of World Economy and Financial Management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia

Irina I. Sycheva, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D.Putilin, Belgorod, Russia

Anatoly V. Klimov, assistant of the Department of World Economy and Financial Management, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Belgorod, Russia

Natalia A. Gerasimova, PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Applied Economics and Economic Security, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.